Князь Михаил Всеволодович отправился в Золотую Орду вместе со своей дружиной к хану Батыю за ярлыком, дающим право княжить в Чернигове. Когда Михаил прибыл в Орду, Батый через своих приближенных передал ему требование: прежде чем встретиться с князем, тот должен поклониться идолам и пройти между огнями перед входом в шатер Батыя для очищения. Михаил отказался и, как написано в «Сказании о убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора», отвечал: «Я могу поклониться Царю вашему, ибо Небо вручило ему судьбу Государств земных; но Христианин не служит ни огню, ни глухим идолам». За неповиновение князя казнили. Михаил и Феодор еще до прибытия в Орду знали об этом обычае в ставке Батыя и после совета со своим духовником решили избрать подвиг мученичества. Поэтому, когда боярину Феодору предложили, что если все-таки он согласится поклониться языческим богам, то вместо князя Михаила получит право на княжение в Чернигове, он тоже отказался и принял мученическую смерть. Убиенных тайно похоронили, а затем их останки перенесли в Чернигов. Князь стал первым русским правителем-мучеником, погибшим от рук монголо-татар. Весть о его исповеднической смерти разлетелась по всей Руси. Он не только был причислен к лику святых, но и стал народным героем. Его мощи и мощи боярина Феодора, также прославленного как святой, перенесли в Москву. Их встречали именно в Заречье неспроста. Нынешние улицы Большая и Малая Ордынка получили свое название, потому что в древности здесь проходила дорога на Золотую Орду. По ней же в Москву прибывали татарские торговцы. В этом районе находилась целая Татарская слобода. Здесь жили русско-татарские толмачи (переводчики), о чем напоминают нынче Толмачевские переулки. Мощи Черниговских мучеников прибыли в Москву в 1578 г., уже после падения татаро-монгольского ига, и в память об этой встрече напротив Иоанно-Предтеченского храма и был построен сначала деревянный, а спустя столетие, на средства купчихи Иулиании Милютиной, — каменный храм в честь святых мучеников Михаила и Феодора Черниговских. Сами мощи доставили в Кремль и поместили в храм Черниговских мучеников. В 1774 г. по повелению Екатерины II они были перенесли в Архангельский собор Кремля.

http://e-vestnik.ru/reports/po_molitve_c...

Почти в то же время в Золотой Орде Михаил Всеволодович, князь Черниговский, и боярин его Феодор явились исповедниками и мучениками святой веры. Потребованный к Батыю Михаил просил благословения у отца духовного епископа Иоанна. «Многие князья ездили в орду, – сказал ему епископ, – и, прельстившись славою мира сего, ходили сквозь огонь, кланялись идолам, вкушали оскверненную пищу; но ты, князь, не подражай им». Князь отвечал: «Я желаю пролить кровь мою за Христа и за веру чистую». То же сказал и боярин Феодор. Епископ дал им святые дары на путь и отпустил с молитвою. Когда Михаил прибыл в стан Батыя с юным внуком Борисом Ростовским и боярином Феодором, Батый приказал жрецам совершить над Михаилом все, что следует по языческим уставам, и потом уже представить его в ханскую ставку. Жрецы потребовали, чтобы князь и боярин прошли сквозь огонь. 13 Михаил отвечал: «Христианин поклоняется Творцу, а не твари». Узнав о непокорности русского князя, Батый озлобился и велел ему выбрать одно из двух: или поклониться богам, или умереть. «Я готов поклониться царю, – отвечал Михаил – ему вручил Бог судьбу царств земных: но я христианин и не могу поклониться тому, чему поклоняются жрецы». Напрасно юный Борис со слезами умолял деда поберечь жизнь свою, напрасно бояре Ростовские вызывались принять на себя и на весь народ епитимию за князя: Михаил, подкрепляемый благочестивым Феодором, не хотел слушать их. Он сбросил с плеч княжескую шубу и сказал: «Не погублю души моей; прочь слава мира сего тленного, не хочу ее». Пока вельможи ханские относили к Батыю ответ князя-христианина, блаженный Михаил и достойный боярин его начали петь псалмы и, окончив пение, приобщились Святых Тайн. Татарские чиновники еще раз сказали им: «Идут от хана убить вас; покоритесь и останетесь живы». Михаил и Феодор отвечали в один голос: «Не слушаем вас, не хотим славы мира сего». Скоро явились убийцы. Соскочив с коней, татарские палачи схватили Михаила, растянули за руки и за ноги и начали бить кулаками и палками по груди, потом повернули лицом к земле и били ногами.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

227. Александр Андреевич, первый удельный князь мезецко (мещовско)-борятинский (по названию волости Борятинской, на р. Клетоме, мещовского уезда калужской губернии), старший из пяти сыновей Андрея Всеволодовича Шутиха, первого удельного князя мезецкато 308), правнука св. Михаила Всеволодовича, князя черниговского 138).–Именуется только в родословных. из которых видно, что он жил в XIV в, и оставил сыновей: Григория 629), Дмитрия 663), Федора ) и Льва ), удельных князей мезецко-борятинских. 228. Александр Андреевич 228. Александр Андреевич, удельный князь оболенско-тро-стенский, племени князей черниговских, младший из трех сыновей Андрея Константиновича, кн. торусско-оболенского 329), от брака с неизвестной. – Именуется только в родословных, из которых видно, что он жил в XV в. и, почитаясь родоначальником князей Тростенских , угасших в 1607 г., оставил сыновей: Тимофея, Андрея, прозванием Голодный, и Ивана, прозванием Колышевский, князей Тростенских, служивших уже Москве. 229. Александр Борисович 229 . Александр Борисович, княжин тверский, младший из двух сыновей Бориса Александровича, вел. кн. тверского 387), от второго брака с Анастасией Александровно й, княжной Глазатой-суздальской 276). – Род. и ум. в Твери, в одном и том же 1455 г. 230. Александр Васильевич 230. Александр Васильевич , кн. суздальский, старший из двух сыновей Василия Андреевича, кн. суздальского 435), от брака с неизвестной. О времени и месте его рождения – сведений нет; вместе с Иваном Даниловичем Калитой, первым вел. кн. московским 97), ходил, по приказанию Узбека, хана кипчакского, на Тверь, которая взята л княжество тверское опустошено, в 1327 г.; преследуя, с тем же Калитой, Александра Михайловича, вел. кн. тверского 10), являлся к Пскову, усмиренному проклятием св. Феогноста, митрополита всероссийского, и удалением Александра, в 1429 г,; ум. неизвестно где, в 1338 г, – по утверждению, так называемой «Бархатной книги», бездетным. Примечание. Князя этого почитают некоторые сыном не Андреевича, но Михайловича , хотя последний ум. в 1309 г., а его отец женился (и не ведать, чтобы вторично) в 1304 г. – Слич. 482. 231. Александр Васильевич

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Долго длилось это зверство. Наконец, какой-то отступник Доман, уроженец Путивля, отрезал ножом голову святому мученику. Последнее слово его было: «Я христианин!». 14 Тогда стали уговаривать боярина Феодора и обещали ему почести. Он отвечал: «Не хочу кланяться твари, хочу страдать за Христа моего, как и государь мой князь». Его мучили так же, как и князя, и, наконец, отрезали ему голову. Это было 20 сентября 1246 года. Тела исповедников Христовых брошены были в пищу псам, но остались целы и невредимы. Господь, за Которого пострадали мученики, явил Свое знамение в подкрепление веры слабых и в унижение язычеству. Над святыми мощами стоял столп светлый, горели огоньки, и слышалось небесное пение. Богобоязненные христиане тайно взяли их и принесли в Чернигов. 15 Вскоре по страдальческой кончине, святой князь Михаил вместе с боярином Феодором явился в сиянии Небесного Света дочери своей блаженной Евфросинии 16 и возвестил ей, что они оба мученическим подвигом стяжали вечное блаженство. За великий подвиг свой князь-мученик и на земле был награжден благословением небесным: в потомках его постоянно сохранялось живое благочестие. 17 Между тем, как род многих других потомков равноапостольного Владимира давно уже угас, ветви рода святого князя Михаила поныне зеленеют на земле Русской. 18 Почти в то же время, как святой Михаил Черниговский был замучен в Орде Кипчакской, в Большой Орде преставился, как мы уже видели выше, великий князь Ярослав Всеволодович. После непродолжительного правления брата его Святослава, престол великого княжения достался по праву престолонаследия Александру Невскому. Теперь победителю шведов и рыцарей предстояла другая, более трудная победа – победа над самим собой. Доселе он не преклонял выи своей в Орде, и русские люди с гордостью называли его своим независимым князем. Но теперь он должен был пожертвовать своей воинской славой и идти на поклон к Батыю, который давно слышал о нем и желал его видеть. Александр любил отечество более княжеской чести своей, более самой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Никита Столпник, преподобномуч. Переяславский. 1186 г. 24 мая. Авраамий, муч. Болгарский (на Волге). 1229 г. 1 апреля. Василий (Василько), кн. Ростовский. 1238 г. 4 марта. Георгий Всеволодович, в. кн. Владимирский. 1238 г. 4 февраля. Меркурий, муч. Смоленский. 1238 г. 4 марта. Евпраксия, блгв. кн. Псковская. 1243 г. 16 октября. Михаил, блгв. кн., и Федор, боярине, Черниговские. 1246 г. 20 сентября. Константин, блгв. кн. Ярославский. 1257 г. 3 июля. Роман Ольгович, кн. Рязанский. 1270 г. 19 июля. Иоасаф и Василий, игумены Псковские, и с ними 17 иноков. 1299 г. 4 марта. Михаил, блгв. князь Тверской. 1318 г. 22 ноября. Иоанн, Антоний и Евстафий, муч. Виленские. 1347 г. 14 апреля. Иулиания, блгв. кн. Вяземская. 1406 г. 21 декабря. Исидор, пресвитер Юрьевский, и с ним 72 муч. 1472 г: 8 января. Макарий, митрополит Киевский. 1479 г. 1 мая. Герасим и Питирим, епископы Пермские. 1430 г. и в 1455 г. 29 января. Иоанн, муч. Казанский. 1529 г. 24 января. Адриан, преподобномуч. Ондрусовский. 1549 г. 26 августа. Адриан, игумен Пошехонский, Давид и др. иноки с ними. 1550 г. 5 марта. Стефан и Петр, муч. Казанские. 1552 г. 24 марта. Агапит, преподобномуч. Маркушевский. 1569 г. 9 января. Корнилий, игумен Псково-Печерский. 1570 г. 20 февраля. Иаков и Иоанн, отроки Менюжские (Новг.). 1570 г. 24 июня. Симон, блж. юрод. Юрьевский. 1584 г. 4 ноября. Димитрий, царевич Московский. 1591 г. 15 мая. Василий, муч. Мангазейский. 1600 г. 23 марта. Ермоген, патриарх Московский . 1612 г. 17 февраля. Евфросин, преподобномуч. Синозерский. 1612 г. 20 марта. Галактион, преподобномуч. Волгоградский. 1612 г. 24 сентября. Прокопий, блж. юрод. Вятский. 1627 г. 21 декабря. Иов, преподобномуч. Ущельский. 1628 г. 6 августа. Симон, преподобномуч. Устюжский. 1644 г. 12 июля. Афанасий, игумен Брестский. 1648 г. 5 сентября. Макарий, архим. Овручский, преподобномуч. Каневский. 1653 г. 7 сентября. Иосиф, митрополит Астраханский и Терский. 1671 г. 11 мая. Павел, муч. Русский (Константиноп. церкви). 1683 г. 3 апреля. Гавриил, младенец (Слуцкий). 1690 г. 20 апреля.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Успенский собор в древности был украшен фресками и служил усыпальницей для знатных жителей Чернигова. Затем последовал длительный период запустения Елецкого монастыря, но впоследствии он вернул себе былое значение, а его соборный храм приобрёл свои нынешние - барочно-украинские - черты. Период первоначального цветения Елецкой обители (а вместе с нею - и Успенского собора) был кратким, но ярким. Она, по всей видимости, пользовалась покровительством черниговских князей и являлась значительным духовным центром Черниговщины. Архимандрит Иоанникий (Голятовский) писал, что при поновлении Успенского собора в 1670-е годы был найден " в земле пред церковными дверьми давний гроб целый, из каменных досок червоных учиненный. Знашлисмо также внутри церкви под хором з правого и з левого боку в нишах давнии гробы, в тех гробах знаменитых без сомнения або яких князей, або панов русских тела были положены " . Надо полагать, что погребения, обнаруженные в XVII веке, относились к домонгольскому периоду. Сообщает о. Иоанникий и о том, что " перед Батыем церковь была покрыта оловянными таблицами, о чём известно из того, что и теперь находят люди в песке много олова " . Наконец - и в этом может убедиться любой посетитель собора - храм украшали великолепные фрески. До сегодняшнего дня от них сохранились только фрагменты, но и они дают представление о высоком мастерстве их авторов. В октябре 1239 года Чернигов разорило войско хана Менгу. Погибли все защитники города. Спустя несколько лет в Орде принял мученическую смерть черниговский князь Михаил Всеволодович, потомок основателя Елецкого монастыря Святослава Ярославича. После этого разорения монастырь пришёл в упадок. " Купола, - пишет всё тот же архимандрит Иоанникий, - были мурованные (кирпичные) на церкви Елецкой, накрытые досками дубовыми и смолою засмоленые. а монастырь был палями (кольями) вокруг оставленный так, як теперь замок Черниговский, и келии около церкви были, и монахи мешкали (жили) " . В 1558 году началась затяжная Ливонская война.

http://sobory.ru/article/?object=05567

223. Александр, неизвестный по отчеству, князь липецкий (в летописи: липовичьскый), как полагают, потомок Святослава – Николая Олеговича, князя черниговского ), правнука Ярослава I – Георгия Владимировича, вел. кн. киевского и всей Руси 198). – Летопись именует его однажды, повествуя, что он, в отмщение за смерть своего брата, Святослава ), убитого по приказанию хана Телебуги, Олегом, князем рыльским ), убитого последняго, с двумя его сыновьями, в 1284 г. – Никаких других сведений о нем нет. – Примечание. В «Ключе к истории Государства Российского, Н. М. Карамзина », составленном П. Строевым, (изд. 1844), князь этот назван, неизвестно почему, «князем курским» (с. 10). 224. Александр 224. Александр, князь новосильский, из племени князей черниговских, чей сын неизвестно, – но, вероятнее, Семена Михайловича, князя глуховского ), родоначальника князей новосильских, сына св. Михаила Всеволодовича, князя черниговского 138). – О князе Александре новосильском имеется только одно летописное сказание, что он, вместе с Дмитрием Михайловичем, вел. кн. Владимирским, прозванием Грозныя-Очи 73), убит, по приказанию ханскому, «на реце Кондракле» (теперь неизвестной), 15 сентября 1326 г. 225. Александр 225. Александр, князь полоцкий, из племени знаменитой Рогнеды 164), чей сын – неизвестно. – Летописные сказания о нем скудны и заключаются в следующем: находясь князем псковским, он не успел отразить Немцев, выжегших, в его отсутствие из Пскова, все, так называемое. Запсковье, 25 сентября, 1368 г.; в отмщение за это, водил Псковичей осаждать Нейтаузея, но возвратился без успеха, в 1369 г.; быв где-то, «прибеже в Плесков», т. е. Псков, в 1374 г. Никаких других сведений о нем нет. 226. Александр Александрович 226. Александр Александрович, великий князь, второй сын Александра Александровича, наследника цесаревича и великого князя, и его супруги Марии Феодоровны, цесаревны и великой княгини, до принятия православия, Марии Софии Фридерики Дагмар, принцессы датской. – Род. в Царском селе, 26 мая 1869 г.; ум., в С.-Петербурге, 18 апр. 1870 г. Тело его погребено там же, в Петропавловском соборе. 227. Александр Андреевич

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

  И по убиении святого и благоверного и великого князя Георгия Всеволодовича, и по погребении честных мощей его, в год шестой пришел тот царь Батый воевать в русское царство. Пошел же против царя Батыя благоверный князь Михаил Черниговский с боярином своим Феодором. И когда сразились оба воинства, было кровопролитие великое. И убил тот нечестивый царь Батый благоверного и великого князя Михаила Черниговского с боярином Феодором в год 6750 (1241), месяца сентября в двадцатый день. И после убиения благоверного князя Михаила Черниговского через два года убил благоверного князя Меркурия Смоленского тот нечестивый царь Батый в год 7655 (1246), месяца ноября в двадцать четвертый день. И было запустение московского царства, и прочих монастырей, и того града Большого Китежа в год 6756 (1248).   ПОВЕСТЬ И ВЗЫСКАНИЕ О ГРАДЕ СОКРОВЕННОМ КИТЕЖЕ .  Если какой человек обещается истинно идти в него, а не ложно, и от усердия своего поститься начнет, и многие слезы прольет, и пойдет в него, и обещается лучше голодной смертью умереть, а его не покинуть, и иные многие скорби претерпеть и даже смертию умереть, знай, что спасет Бог такового, что каждый шаг его будет известен и записан будет ангелом. Ибо на путь спасения он пошел, как свидетельствуют о том книги, такие, как патерик Скитский. Был некто отец, и обратил он одну блудницу от блуда. Блудница же пошла с ним в монастырь. И пришла ко вратам монастыря того, и умерла. И была спасена. И другая также отошла в пустыню с отцом и умерла. И приняли ангелы душу ее и возвели по лестнице на небо.   Так же и с тем человеком. Если случится и умереть ему,— по Божественному писанию рассудится. Ибо бегун тот духовно подобен спасающемуся от блудницы вавилонской, темной и полной скверны мира сего, о чем святой Иоанн Богослов написал в Откровении, книге своей. О последнем времени говорит он как о жене, сидящей на звере семиглавом, нагой и бесстыдной, в руках же своих она держит чашу, полную всякой скверны и смрада наполненную, и подает ее в мире живущим и любящим это,— в первую очередь патриархам, царям, и князьям, и воеводам, и всяким властителям богатым, и всем людям в мире сем суетном, любящим сладость его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=824...

В литературных памятниках домоногольской эпохи обитель не упоминается. Приблизительно в XV веке одним из монахов Никитского монастыря было составлено житие Преподобного Никиты, подвизавшегося здесь в конце XII века, которое затем дополнилось описанием чудес, явленных святым посмертно. Старинные Святые ворота, через которые лежит путь в обитель, украшены росписью. На всех вошедших сверху молча взирают архангелы. Это единственная сохранившаяся часть старинной художественной работы. На левой стене, теперь уже в новой росписи, можно увидеть события из жизни великомученика Никиты, общеизвестного византийского святого, в честь которого назван древний монастырь. Напротив, на правой стене, в трёх регистрах отражена история Никиты Переславского Столпника - одного из особо почитаемых переславских святых. Существует предание, что Никита жил во время строительства города и, будучи мытарем, усиленно собирал подати с переславцев. Отличался жестоким характером и причинял много зла, взимал непомерно большие сборы, нажив себе тем самым значительное состояние. Однажды, когда жена его готовила пищу, Никита увидел в котле части человеческих тел и головы измученных им людей. " Велием страхом одержим был " , бросился искать он спасения в Никитский монастырь. Три дня стоял он у ворот обители и каялся в своих грехах, после чего его нашли в болоте облепленным комарами и окровавленным - раскаявшийся грешник изнурял своё тело, чтобы исцелить душу. Принятый в монастырь, надел он тяжёлые вериги и каменную шапку, заключив себя в земляную келью-столп, которая соединялась с церковью. Неподалеку от обители, в овраге под названием Слуда и возле Борисоглебского монастыря, что " на горе " , Никита " ископал студенцы " - два колодца, вода из которых считалась целебной. Совершив свой молитвенный подвиг, провёл Никита в Никитском монастыре более тридцати лет и исцелил многих людей, приходивших к нему со свой болью. Среди людей, которые получили исцеление благодаря святому, в житии упоминаются Михаил Всеволодович, сын черниговского князя, Иоанн, сын Иоанна Васильевича Грозного. В память об исцелении Михаила воздвигнута была Черниговская часовня (нынешнее здание относится к 1702 году).

http://sobory.ru/article/?object=00441

В нач. 40-х гг. XIII в. войска монголов разорили Польшу, Венгрию, Чехию, южнослав. гос-ва; монг. разведывательный отряд дошел до Вены. 9 апр. 1241 г. в битве под Легницей были разгромлены объединенные польско-нем. войска; 11 апр. того же года в столкновении на р. Шайо потерпели поражение венг. кор. Бела IV и его брат хорват. герц. Коломан. В самом начале понтификата И. подтвердил провозглашенный Григорием IX крестовый поход против монголов ( Potthast. RPR, N 11096; Les Registres d " Innocent IV. N 30). На I Лионском Соборе ( Mansi. T. 23. Col. 627-628) с докладом о нашествии монголов выступил «Петр, архиепископ Руси» (по одной из версий, это мог быть Петр (Акерович), к-рого черниговский кн. Михаил Всеволодович поставил митрополитом Киевским). Еще перед Собором И. отправил к монголам 3 посольства во главе с францисканцем Дж. дель Плано Карпини (в Каракорум через Русь), доминиканцами Андреем из Лонжюмо и Асцелином (через Сирию в Персию). Плано Карпини удалось встретиться с великим ханом. Вместе с Плано Карпини в Лион прибыли 2 татар. посла с грамотой от хана Гуюка, в которой содержалось требование признать власть монг. правителя (текст грамоты опубл. в: Pelliot. 1922/1923. P. 11-12; Rachewiltz. 1971. P. 213-214). Андрей из Лонжюмо встретился с сир. султаном ас-Салихом Измаилом и эмиром Хомса аль-Мансуром Ибрахимом, а также провел переговоры близ Тебриза с главой несториан Симеоном Раббаном Атой и передал ему папское послание с предложением признать примат Римской Церкви. В ответном послании, сохранившемся в лат. переводе, Симеон сообщал о готовности признать власть Римского папы и призвал его примириться с императором. Посольство доминиканца Асцелина Ломбардского достигло ставки монг. воеводы Байджу в Армении. Пренебрежение правилами монг. этикета настроило Байджу против послов и чуть не привело к их гибели. Послание вел. хана, доставленное Асцелином и 2 монг. эмиссарами, содержало те же требования, что и грамота, переданная через Плано Карпини. Вероятно, схожее содержание имела и грамота Байджу. Т. о., попытки И. установить дипломатические отношения с монг. ханом потерпели поражение.

http://pravenc.ru/text/468779.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010