Е.Н. Погожев Св. благоверный князь Михаил Черниговский и Св. боярин Феодор Св. благ. кн. Михаил Черниговский и Св. боярин Федор Усыпальница московских великих князей и царей, Архангельский собор, в особой гробнице хранит нетленные останки зарубленных в мученичестве за Христа тел Михаила князя Черниговского и его боярина Феодора. Благоверный князь Михаил Всеволодович Черниговский принял мученический венец в первые годы татарского ига. Батый требовал к себе по очереди русских князей. Когда пришел черед Михаила, духовник его епископ Иоанн сказал ему: многие князья ездили в орду и, прельстясь славой мира сего, ходили сквозь огонь, вкушали оскверненную пищу, но ты, князь, не подражай им. – Желаю пролить кровь мою за Христа и за веру чистую, – был ответ князя. Он был один из тех цельных людей, которые не отступают ни на черту от того, что считают своими долгом, и как ревностный христианин считал мерзостью совершить какой-нибудь языческий обряд. Вместе с князем Михаилом то же решение в сердце своем положил и верный его боярин Феодор. Епископ Иоанн благословил их на смерть и дал им на случай муки за Христа запасные Дары. Вот уже Михаил в орде с юным внуком своим Борисом Ростовским и боярином Феодором. Батый приказал исполнить над ними все языческие обряды. Жрецы требовали, чтобы князь и боярин прошли сквозь огонь. Михаил отказался. Батый предложил ему выбор между языческим обрядом и смертью . – Готов поклониться царю, – ответил Михаил, – ему вручил Бог судьбу царств земных. Но я христианин, и не поклонюсь, чему кланяются жрецы. Внук князя, Борис, со слезами молит деда поберечь жизнь. Бояре ростовские вызываются принять на себя и на весь народ епитимью за этот грех князя, только боярин Феодор поддерживал его в твердости. Князь сбросил с плеч своих знак достоинства своего, княжескую шубу, и воскликнул: «Не погублю души моей порочной славой мира сего тленного, не хочу ее»! Вельможи татарские пошли донести Батыю этот решительный отказ князя, а князь с боярином Феодором в это время пели псалмы и приобщились запасными Дарами.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Святой Михаил Черниговский: как политик и нищий князь нищего княжества расстался с жизнью за веру 5 мин., 03.10.2023 В центре Москвы существует Черниговский переулок, названный так по нарядной каменной церкви XVII века — храму Черниговских чудотворцев князя Михаила и боярина Феодора. Ныне имя черниговского князя несколько подзабыто, а ведь он был одним из самых почитаемых святых Древней Руси. Странная судьба у этого правителя. Вся жизнь его ничем не выбивается из истории междукняжеских распрей, походов, договоров заключенных и договоров нарушенных, пиров и прочих дел правления, наполнявших жизнь правящего класса на Руси. И только за считанные часы до наступления последнего срока биография князя чудесным образом переворачивается, будто песочные часы, оказавшиеся в чьей-то высокой руке. Михаил Всеволодович был сыном князя Всеволода Святославича Чермного и Марии — дочери могущественнейшего из польских князей Казимира II. Княжич родился в 1179 году. Долгое время он ничем не правил, во всяком случае, в летописях об этом нет известий. Первый княжеский «стол» в тяжкой распре добыл ему отец. Сев на Киевском великом княжении, Всеволод Чермный выгнал князя Ярослава Всеволодовича (отца Александра Невского) из соседнего Переяславля Южного и отправил туда своего сына Михаила. Несколько лет спустя большое кровопролитье на Юге Руси утихло. «Партия», которой принадлежал молодой князь Михаил, закрепила за собой Киев. Вскоре ушел из жизни Всеволод Чермный. С тех пор и на протяжении долгих лет Михаил Всеволодович вел скромную, в политическом смысле малозаметную жизнь. Черниговский переулок. Фото: mos.ru Она резко изменилась в 1223 году. Большая коалиция русских князей в союзе с половцами приняла первый удар монголо-татарского воинства на Калке. Черниговские князья привели свои полки и вместе со всеми потерпели поражение. Среди прочих правителей русской земли лег в землю и дядя князя Михаила, Мстислав, князь черниговский. В лихую годину племянник занял его место на Черниговском «столе»: вся Русь горевала о погибших на Калке…

http://foma.ru/svyatoi-mihail-chernigovs...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Владимирская Оранская " Описания иконы Описание иконы Владимирская Оранская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Оранская Владимирская икона Божией Матери явилась в 1634 году при следующих обстоятельствах: нижегородский вотчинник Петр Гладков питал глубокое благоговение к Владимирской иконе Божией Матери, находившейся в Московском Успенском соборе. Он попросил священника Успенского собора Кодрата, любившего заниматься иконописанием, при участии другого иконописца, Григория Черного, сделать копию с этой иконы и увез ее к себе на родину в село Бочеево. Через несколько лет он получил во сне указание построить храм в честь Владимирской иконы на указанной ему горе. Отправившись на поиски, Петр в непроходимой чаще леса набрел на место, над которым стояло необыкновенное сияние в виде солнечного столба. Гладков сразу же узнал гору, которая ему была указана во сне. Это была Словенская гора. Отправившись в Москву и оповестив обо всем Патриарха Иосифа, он получил грамоту на сооружение церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери. Поставив на горе мраморный крест, Петр приступил к строительству храма, [...] Икона Владимирская Оранская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Эта икона, представляющая точную копию ВЛАДИМИРСКОЙ чудотворной иконы Божией Матери, написана протопопом московского Успенского собора Кодратом, любившим заниматься иконописью, при участии другого иконописца Григория Чёрного. Внизу иконы изображены предстоящие московские святые: митрополиты Пётр, Алексий и Иона, благоверный князь Михаил Всеволодович Черниговский и боярин Феодор, царевич Димитрий, московские блаженные Василий и Максим, Иоанн, Христа ради юродивые. В царствование Михаила Феодоровича в окрестностях Нижнего Новгорода жил один благочестивый человек по имени Пётр Гладков. Он проводил добродетельную жизнь и питал большое уважение и почитание к Владимирской иконе Божией Матери. Желая иметь у себя точную копию с Владимирской чудотворной иконы, он обратился к протопопу Кодрату и просил его списать с неё такую копию. При содействии иконописца Григория Чёрного Кодрат исполнил желание Петра Гладкова. Получив икону, Пётр отвёз её в свою вотчину, в село Бочеево. Пять лет пребыв[...]

http://pravicon.com/icon-61

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Икона Владимирская Оранская - описание Эта икона, представляющая точную копию ВЛАДИМИРСКОЙ чудотворной иконы Божией Матери, написана протопопом московского Успенского собора Кодратом, любившим заниматься иконописью, при участии другого иконописца Григория Чёрного. Внизу иконы изображены предстоящие московские святые: митрополиты Пётр, Алексий и Иона, благоверный князь Михаил Всеволодович Черниговский и боярин Феодор, царевич Димитрий, московские блаженные Василий и Максим, Иоанн, Христа ради юродивые. В царствование Михаила Феодоровича в окрестностях Нижнего Новгорода жил один благочестивый человек по имени Пётр Гладков. Он проводил добродетельную жизнь и питал большое уважение и почитание к Владимирской иконе Божией Матери. Желая иметь у себя точную копию с Владимирской чудотворной иконы, он обратился к протопопу Кодрату и просил его списать с неё такую копию. При содействии иконописца Григория Чёрного Кодрат исполнил желание Петра Гладкова. Получив икону, Пётр отвёз её в свою вотчину, в село Бочеево. Пять лет пребывала икона в доме Гладкова. В 1634 году, на пятой неделе Великого поста, под субботу Похвалы Богородицы, Гладков услышал во сне голос, повелевавший ему идти. И вот он почувствовал, что идёт помимо своей воли и останавливается на какой-то горе. Там он опять услышал голос, говоривший ему: «Поставь здесь крест и построй храм в честь Владимирской иконы Божией Матери». Три раза повторялось то же видение и то же повеление. Гладков уразумел, что это воля Божия, и решил повиноваться. Проведя в усиленной молитве оставшиеся дни Великого поста, в субботу после Пасхи он отправился отыскивать ту гору, которую видел во сне. Во время пути он забрёл в дремучий лес и там на горе Славенской заметил свет, который принял за огонь, разведённый какими-нибудь путниками. Обрадовавшись этому, он решил отправиться на гору, чтобы иметь возможность провести ночь у огня. День был пасмурный и дождливый.

http://pravicon.com/info-268

Никитский мужской монастырь (Переславль-Залесский) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Никитский мужской монастырь — монастырь, расположенный на северной окраине города Переславля-Залесского, рядом с национальным парком Плещеево озеро. Один из древнейших монастырей России. Посвящён святому Никите Великомученику. Основными праздниками монастыря считаются 24 мая/6 июня — память святого Никиты; 23 мая/5 июня — собор Ростово-Ярославских святых. Согласно сказанию Степенной книги, князь Владимир Святославич отдал Ростово-Суздальскую область своему сыну Борису. Нынешние насельники считают 1010 год датой основания святой обители. Именно в это время Борис и епископ Иларион основали первые церкви на Плещеевом озере, утверждая таким образом христианство на языческих землях. Возможно, что одна из этих церквей и стала основой будущего монастыря. Содержание История [ править править код ] В литературных памятниках домонгольской эпохи обитель не упоминается. Время, когда в ней жил насельник Никита Столпник, также вызывает сомнения. Например, Е. Е. Голубинский относил его деятельность к периоду татаро-монгольского ига. Приблизительно в XV веке одним из монахов Никитского монастыря было составлено житие Преподобного Никиты, которое затем дополнялось описанием чудес, явленных святым посмертно. Из жития следует, что преподобный столпник Никита Переславский подвизался здесь в конце XII века. Среди людей, которые получили исцеление благодаря святому, в житии упоминаются Михаил Всеволодович, сын черниговского князя, и Иоанн, сын Иоанна Васильевича Грозного. В память об исцелении Михаила воздвигнута Черниговская часовня (нынешнее здание относится к постройке 1702 года). Древнерусский период [ править править код ] На рубеже XV-XVI веков в монастыре некоторое время жил будущий основатель Переславского Троице-Данилова монастыря св. Даниил. До XVI века монастырь жил собственными трудами. Около 1515—1521 годов переславским дьяконом Евстафием после его исцеления у мощей преподобного поставлена деревянная Никитская церковь, посвящённая переславскому чудотворцу (не сохранилась). В 1521 году угличский князь Дмитрий Иоаннович подарил монастырю село под Угличем. А в 1528 году по приказу Великого князя Московского Василия Третьего на территории обители на месте старой каменной Никитской церкви (посвящённой раннехристианскому мученику) строится каменный Никитский собор.

http://azbyka.ru/palomnik/Никитский_мужс...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИХАИЛ ВСЕВОЛОДОВИЧ Мч. Михаил Черниговский на великом княжении в Киеве. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225. Л. 345) Мч. Михаил Черниговский на великом княжении в Киеве. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225. Л. 345) (не ранее 1180, Чернигов (?) - 20.09. 1246, Орда), мч. (пам. 14 февр., 20 сент.- отдельная память и в Соборе Брянских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), кн. Черниговский (1223-1235, 1245-1246). Единственный сын Киевского и Черниговского кн. Всеволода (Даниила) Святославича Чермного, отец Черниговского и Брянского вел. кн. Романа Михайловича Старого, прп. Евфросинии (Феодулии) и ростовской кнг. Марии Михайловны . В совр. историографии принято считать, что М. В. был сыном кнг. Марии Казимировны, дочери Краковского и Сандомирского вел. кн. Казимира II Справедливого, хотя в т. н. Любечском помяннике женой кн. Всеволода Святославича названа кнг. Анастасия. М. В. был назван в честь деда - Киевского и Черниговского вел. кн. Святослава Всеволодовича , святым покровителем к-рого был арх. Михаил ( Янин В. Л. Актовые печати Др. Руси X-XV вв. М., 1970. Т. 1. С. 106, 110, 116, 125, 131, 203-204. 188; Янин В. Л., Гайдуков П. Г. Актовые печати Др. Руси X-XV вв. М., 1998. Т. 3. С. 46, 137. 188-3; Литвина, Успенский. 2006. С. 191, 606). Основные биографические сведения о М. В. и его почитании сохранились в составе древнерус. летописей и хронографов XIV-XVIII вв., более чем в 10 редакциях Сказания, в Житии, в Слове похвальном, посвященном М. В., а также в др. агиографических памятниках. Впервые в источниках М. В. упоминается в 1206 г., когда кн. Всеволод Святославич посадил М. В. на княжение в Переяславле Русском, к-рый был им отобран у Переславль-Залесского кн. св. Ярослава (Феодора) Всеволодовича , вынужденного после этого вернуться к отцу в Сев.-Вост. Русь. Правление М. В. продолжалось недолго. Уже в кон. 1206 г. кн. Рюрику (Василию) Ростиславичу удалось вернуть себе власть над Киевским княжеством и его пригородами, откуда были изгнаны черниговские Ольговичи. После этого до 1223 г. М. В. не упоминался в источниках. Причиной этого, по всей видимости, была болезнь, от которой князь страдал мн. годы.

http://pravenc.ru/text/2563732.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАВИД СВЯТОСЛАВИЧ (50-е гг. XI в.- 1123), кн. черниговский, один из сыновей, по-видимому 3-й, киевского и черниговского кн. св. Святослава (Николая) Ярославича (на миниатюре в Изборнике 1073 г., изображающей семью кн. Святослава, Д. С. помещен 3-м из сыновей князя - после Глеба и Олега (Михаила), перед Романом и Ярославом (Панкратием)), отец св. кн. Николая Святоши (Святослава Давидовича). Примирение князей на съезде в Уветичах. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 147) Примирение князей на съезде в Уветичах. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 147) Первое известие о Д. С. относится к событиям, имевшим место вскоре после смерти его дяди киевского кн. Всеволода (Андрея) Ярославича († 1093) и вокняжения в Киеве Святополка (Михаила) Изяславича (двоюродного брата Д. С.). В 1093/94 г. Д. С. оказался на княжении в Смоленске. Опасаясь усиления Святославичей на смоленско-черниговских землях после утверждения в Чернигове при помощи половцев Олега Святославича, князья-соправители Святополк (Михаил) Изяславич и Владимир (Василий) Всеволодович Мономах, подойдя с войсками к Смоленску, вынудили Д. С. уйти на княжение в Новгород. Спустя 2 года новгородцы изгнали Д. С. и он вернулся в Смоленск. В 1097 г. Д. С. принял участие в Любечском съезде князей, на к-ром за ним и его братьями Олегом и Ярославом были закреплены владения их отца, т. е. Черниговское и Муромское княжения. По-видимому, Д. С. был тогда признан старейшим среди Святославичей (Глеб был убит в 1078, Олег же провинился как инициатор усобиц, в к-рых он активно использовал половцев). В последующих летописных известиях, а также в перечне рус. князей в «Хожении» игум. Даниила Д. С. упоминается ранее брата Олега, есть данные, что именно Д. С. занимал старейший стол в Черниговском княжении. В 1097 г. волынский кн. Давид Игоревич с ведома Святополка Киевского захватил и ослепил теребовльского кн. Василия Ростиславича . Д. С. вместе с Владимиром Мономахом и братом Олегом участвовал в походе на Киев, чтобы вынудить Святополка выступить против волынского князя. В результате междоусобной войны на юго-западе Руси Давид был лишен Волыни, Д. С. в военных действиях участия не принимал, послав отряд во главе с сыном Святославом. В 1100 г. Д. С. был участником княжеского съезда в Уветичах (Витичеве), положившего конец конфликту между рус. князьями и Давидом Игоревичем.

http://pravenc.ru/text/168578.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОЛЕГ (ЛЕОНТИЙ) РОМАНОВИЧ Прп. Олег Брянский. Икона. Кон. XIX в. (собрание Ф. Р. Комарова) Прп. Олег Брянский. Икона. Кон. XIX в. (собрание Ф. Р. Комарова) (кон. 50-х гг. XIII в.- кон. XIII или нач. XIV в., Чернигов (?)), прп., вел. кн. Черниговский и Брянский (пам. 20 сент., в Соборе святых Брянской митрополии и в Соборе Волынских святых). Из черниговских Рюриковичей, 2-й сын св. блгв. вел. кн. Черниговского и Брянского Романа Михайловича Старого и кнг. Анны, внук св. блгв. киевского, черниговского и новгородского кн. мч. Михаила Всеволодовича , племянник ростовского кн. мч. Василия (Василько) Константиновича и его жены - блгв. кнг. Марии Михайловны . Близкими родственниками О. Р. по мужской линии были погибшие в борьбе с ордынцами страстотерпцы св. блгв. кн. киевский Владимир (Иоанн) Иоаннович и св. блгв. кн. путивльский Иоанн ( Кузьмин А. В. Источники XVI-XVII вв. о происхождении киевского и путивльского кн. Владимира Ивановича//Вост. Европа в древности и средневековье: Проблемы источниковедения: XVII Чт. памяти В. Т. Пашуто и IV Чт. памяти А. А. Зимина: Тез. докл. М., 2005. Ч. 2. С. 220-223). Биография Основные биографические сведения об О. Р. сохранились в Галицко-Волынском своде кон. XIII в. (т. н. Ипатьевской летописи в списке нач. XV в.), а также в древнерус. синодиках, среди к-рых важнейшее значение имеют данные списков т. н. Любецкого помянника посл. трети XVII - XVIII в. Благодаря данным древнейшего списка родового помянника черниговских князей (восходит к редакции нач. XV в.), сохранившегося в составе синодика ц. Введения Пресв. Богородицы Киево-Печерского монастыря (посл. треть XVII в.), более чем 150-летнюю дискуссию о происхождении О. Р. следует окончательно считать закрытой. На время рождения О. Р. косвенно указывают 1-е упоминание его старшего брата кн. Михаила Романовича (1263), а также наличие помимо 4 сыновей (Михаил, О. Р., их младшие братья - князья Иоанн и Константин Романовичи) еще 4 дочерей, младшая из к-рых, кнж. Ольга (Елена) Романовна (50-е гг. XIII в.- после 1288), вышла замуж за владимиро-волынского блгв. кн. Владимира (Иоанна) Васильковича .

http://pravenc.ru/text/2578293.html

Скачать epub pdf 138. Михаил Всеволодович, князь черниговский сын Всеволода Станиславича Чермного, князя черниговского (и одно время великого князя киевского) от брака с Марией, дочерью Казимира II, короля польского, причтенный православною церковью к лику святых. Год и место его рождения не известны; был ненадолго князем переяславским с 1206 г.; после киевского совещания князей был в битве с татарами на р. Калке 31 мая, а оттуда пришел княжить в Новгород в 1224 г.; отвлекаемый южно-русскими делами, оставил Новгород в 1225 г.; воевал с Олегом Святославичем, князем курским, при помощи великого князя Юрия (Георгия) II, зятя своего, но умирен киевским митрополитом Кириллом в 1226 г.; сведав о задержании послов новгородских в Смоленске, явился в Новгород в 1229 г.; приезжал туда же делать постриги сыну своему Ростиславу, оставшемуся там вместо отца к 1230 г.; поссорившись с новгородцами, навлек на себя вражду великого князя Юрия II и подверг разорению северные окраины Черниговской области в 1231 г.; с восшествием Белы IV на престол венгерский, помолвил Ростислава на его дочери и занял Галич и 1234 г.; овладел Киевом в 1236 г.; по слухам о татарах бежал в Венгрию в 1239 г.; оттуда после отказа Белы выдать дочь за Ростислава удалился с сыном в Польшу, скитался по разным землям и, возвратясь на родину, жил на острову против Киева, разоренного татарами, а потом пришел в Чернигов в 1240 г.; обрадованный женитьбой сына своего на дочери Белы, поспешил в Венгрию, но после сухого приема, оказанного ему сватом, возвратился в Чернигов, где нашел сановников ханских, переписывавших народ, в 1245 г.; по их приказанию отправился в Орду, там, при первом же представлении Батыю, не согласился ни идти сквозь разложенный татарами священный огонь, ни поклониться их истуканам и погиб мученической смертью 20 сентября 1246 г. Тела его и погибшего с ним боярина Федора были погребены первоначально и Чернигове, потом перенесены в Москву, где находились в храме, посвященном обоим мученикам, на Тайницких воротах Кремля, с 14 февраля 1572 г.; в Сретенском соборе, бывшем в Кремле, с 25 августа 1770 г., и находятся теперь в Архангельском соборе, что в Кремле, с 21 ноября 1774 г., сохраняясь под спудом в бронзовой раке, заменившей чеканную серебряную, похищенную в 1812 г. Святой князь Михаил черниговский от брака с неизвестною имел пять сыновей (из которых Ростислав, князь Мачвы, сделался родоначальником герцогов боснийских) и дочь за св. князем Василько (Василием) Константиновичем Ростовским (см. 49). Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Скачать epub pdf 145. Мстислав Мстиславич, прозванием Удалый, князь новгородский и галицкий сын Мстислава Ростиславича Храброго, князя новгородского, от брака с дочерью Глеба Ростиславича, князя рязанского, неизвестной по имени. Когда и где родился, сведений нет; княжа в Триполе (или Треполь, местечко на Днепре, ниже Киева), ходил на половцев и разбил их за р. Ивли (по догадке Карамзина – р. Ингул) в 1193 г.; был в смоленской рати, пустошившей окрестности Каменца и Перемиля, городов галицких, в 1196 г.; ходил на половцев в лютую зиму 1203–1204 гг.; затворившись в Торческе (бывший городок за р. Стугной под Киевом), сдал его после упорной защиты Всеволоду Чермному, князю черниговскому, и получил от Рюрика, князя смоленского, дяди своего Торопец в 1206 г.; захватил Торжок, предложил себя в князья Новгороду восторженно принят новгородцами и не совсем охотно утвержден Всеволодом III, князем владимирским (см. 58), в 1209 г.; ставил город на Великих Луках в 1211 г.; ходил на западный берег Чудского озера, осаждал крепость Медвежью Голову, или Оденпе, и взял с жителей 400 гривен дани (ногатами или кунами); прошел к Киеву в 1212 г.; по слухам о грабежах ливонских рыцарей, двинулся с 15-тысячной ратью в западную часть нынешней Эстляндской губернии, не встретил ни одного рыцаря до самого моря, осадил Воробьин, или Верпель (ныне г. Вейсенштейн Эстляндской губернии), взял с жителей 700 гривен, явился к Киеву и Чернигову в 1214 г.; за обиды новгородские начал войну с землей суздальской, разбил Юрия (Георгия) II Всеволодовича, великого князя владимирского, 21 апреля на р. Липице у горы Авдовой (Юрьевского уезда Владимирской губернии) и отдал стол владимирский Константину, брату Юриеву (см. 110), в 1216 г.; по вызову Лешка, герцога перемышльского, пришел на защиту Галича, одолеваемого венграми, и занял его в 1219 г.; изгнанный оттуда венграми в 1220 г., победил Коломана, короля венгерского, и отнял у него всю Галицкую область в 1221 г.; посадил Владимира Рюриковича, своего родича, на престол киевский и помог Асану, герою болгар камских, сесть на престол отцовский в 1222 г.; бился с татарами на р. Калке (ныне Калец в Мариупольском уезде Екатеринославской губернии), где своим славолюбием сгубил всю русскую рать 31 мая 1224 г.; бежав с Калки в Галич, умер в Торческе схимником летом 1228 г. Тело его (по сказанию Длугоша) погребено в киевской церкви Воздвижения св. Креста, лежащей в развалинах. Князь Мстислав Удалый был женат на дочери Котяка, или Котяна, хана половецкого, неизвестной по имени, и имел от нее, кроме сына Василия, трех дочерей: Анну, за князем Даниилом галицким (см. 67), Ростиславу, за великим князем Ярославом II Всеволодовичем (см. 199), и Елену, за Андреем, королевичем венгерским. Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010