Р. коалицию, в состав которой вошли киевский кн. Владимир Рюрикович, черниговский кн. Михаил Всеволодович и др. князья. В 1228 г. союзники, которых поддерживали половцы хана Котяна, безуспешно осаждали Каменец-Подольский. Д. Р. и Василько, располагавшие польск. помощью, переманили половцев на свою сторону и двинулись к Киеву. На пути был заключен мир, несомненно выгодный Романовичам. Об этом позволяет судить, в частности, участие в защите Берестейской земли от набега ятвягов в 1229 г. пинского кн. Владимира, к-рого Д. Р. и Василько «оставиша» в Берестье. Во 2-й пол. 1229 г. Романовичи на стороне мазовецкого кн. Конрада I сражались с краковским кн. Владиславом Лясконогим. Тогда же было заключено русско-польск. соглашение. По его условиям при возникновении конфликта обе стороны дали обязательство не захватывать «челяди». В 1234 г. Романовичи захватили Белз, где прежде княжил их противник Александр Всеволодович. В марте 1238 г. Д. Р. и Василько заняли Дорогичин, ранее переданный мазовецким кн. Конрадом I рыцарям Добжиньского ордена, и изгнали оттуда крестоносцев. Кн. Даниил Романович захватывает княжеский стол в Киеве. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 225. Л. 360) Кн. Даниил Романович захватывает княжеский стол в Киеве. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 225. Л. 360) В 30-х гг. продолжалась борьба Романовичей за Галич. В марте или апр. 1230 г. Д. Р. при поддержке населения Галицкой земли захватил город и вскоре отослал королевича Андраша в Венгрию. Осенью 1230 г. венгры, к-рыми предводительствовал соправитель кор. Андраша II его сын Бела IV, попытались вернуть Галич, но были разбиты Д. Р., располагавшим польск. и половецкой помощью. В 1232 г., во время нового похода венгров, Д. Р. был вытеснен из Галича, этому способствовала враждебность по отношению к князю галицкого боярства, сопротивлявшегося установлению в Галицкой Руси сильной власти; оппозиционные Д. Р. бояре находили поддержку у Александра Белзского и венг.

http://pravenc.ru/text/171312.html

Затем князь Михаил, боярин Феодор и князь Борис отправились к Батыю. Батый велел своим волхвам подвергнуть пришедших вышеописанной процедуре поклонения. Многие, сообщает Никоновская летопись, поклонились солнцу и огню «ради славы мира сего». Князь Михаил же отказался, сказав: «Не подобает нам христианом сквозе огнь ити и поклонитеся солнцу и огню, ниже царем подобаеть повелевати такова велениа; мы бы поклоняемся и чтем Господа Бога Исуса Христа, иже вся сътворшаго и в Троици славимаго; сим же богомъ твоим мерским сущим, паче же идолом, не поклоняемся, ни чести воздаем». И добавил, что ему, Батыю, как правителю «честь воздаем и поклоняемся, понеже вручено ти есть царствие от Бога и слава мира сего скоро погибающего; а еже Христа Бога отврещися и не сущим богом твоим поклонитися, не принудиши нас никогда же: тварь бо Божиа есть и на службу сътворена от Бога». Князь Михаил был замучен до смерти и обезглавлен. Стали уговаривать боярина Феодора поклониться солнцу и огню, обещая ему за это дать в княжение землю черниговскую. Тверд был боярин и тоже был умерщвлен и обезглавлен. Церковь празднует память святых мучеников Михаила и Феодора 20 сентября/3 октября, в день их гибели, и 14/27 февраля, в день перенесения мощей их из Чернигова в Москву. Многие знатнейшие княжеские фамилии, представители которых сыграли значительную роль в истории государства Российского, ведут свое родство от святого благоверного князя Михаила Всеволодовича Черниговского: Одоевские, Воротынские, Бельские, Мосальские, Барятинские, Оболенские, Репнины, Серебряные, Щепины, Мезецкие, Курлятевы, Долгоруковы, Горчаковы, Щербатовы, Друцкие-Соколинские и др. Автор жития Евфросинии сообщает, что преподобная специальным посланием ободряла своего отца перед его путешествием в Орду, а после его кончины была удостоена видения: князь Михаил и боярин Феодор явились ей во сне в мученических венцах. Потеряв отца и лишившись матери, преподобная Евфросиния терпела сильную нужду, но только усилила строгость поста и стала одеваться в совсем ветхое рубище. Инок Григорий рассказывает, что один из суздальских купцов подарил ей дорогую одежду. Преподобная отвечала ему, что монахини если и терпят холод, то крепнут душой, и зная, что купец этот скуп и жесток для домочадцев, просила ничего не жертвовать в обитель, кроме ладана и масла для лампады, но быть милостивым к своим домашним.

http://pravoslavie.ru/3673.html

Свадьбу Романа и Гертруды сыграли в начале 1252 года. Так сын Даниила Галицкого стал герцогом Австрии и Штирии. Теперь он числился вассалом германского императора, но это лишь пустая формальность - герцогство было фактически независимым государством. Молодые поселились в замке Гимберг под Веной. Там у них родилась дочь Мария. Но и чехи не дремали. Племянник усопшего короля юный Оттокар поспешил жениться на старушке Маргарите. Он собрал большое войско и двинулся на Вену. Римский папа Иннокентий IV долго колебался, кого поддержать - русских или чехов? И тут надо сказать следующее: римские первосвященники давно предлагали королевскую корону Даниилу Романовичу в обмен на переход в католичество. В конце концов Даниил короновался, но от православия не отрекся. Поэтому Иннокентий IV, а затем и его преемник Александр IV поддержали Оттокара и стали грозить Роману и Даниилу крестовым походом всей Европы. В итоге Роман был осажден чешским войском в Гимберге. Даниил Галицкий, чтобы помочь сыну, вместе с польским князем Болеславом Стыдливым вторгся в Чехию и взял ряд крепостей. Однако нелады с союзниками-поляками и сильная болезнь глаз заставили Даниила прекратить поход. Роману в 1254 году оставалось лишь бежать из осажденного Гимберга. В 1260 году его отец опять ходил с войском добывать для сына Вену, но опять неудачно. Посему Роман Даниилович кончил свои дни удельным князем новогрудским. ЦАРЬ БОЛГАРИИ И КОРОЛЕВА ЧЕХИИ В 1246 году в Орде погиб русский князь Михаил Всеволодович Черниговский, впоследствии получивший известность на Руси как мученик и святой. В качестве такового он и вошел в историю. На самом же деле Михаил был великим авантюристом, постоянно пытавшимся захватить чужие земли. Но даже когда это удавалось, его терпели от силы год-два, а потом прогоняли. В 1241 году Даниил Галицкий заставил покинуть Юго-Восточную Русь сына Михаила Черниговского Романа. Тот убежал в Венгрию, где ему в 1243 году как-то удалось заполучить руку и сердце принцессы Анны, любимой дочери Бэлы IV. Узнав об этом, Михаил срочно отправился в Венгрию. Надо ли говорить, что в сей вояж он пустился не для того, чтобы поздравить новобрачных, а за венгерским войском, которое должно было захватить ему какой-нибудь русский удел.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/1...

История канонизации святых в Русской Церкви может быть разделена на семь периодов: Для каждого периода мы приводим список святых, которым было установлено общецерковное празднование. Обзор местных канонизаций за всю историю был бы слишком велик, поэтому мы ограничились тем, что впервые привели список местных канонизаций за время после 1917 г.; имена местночтимых святых XI – нач. XX в. и подвижников благочестия XI–XX вв. можно найти в списках «Святая Русь», в приложениях к изд.: Макарий. Кн. 1–9. 1. Канонизация святых в XI в. – 1547 г. В данный период к общецерковному почитанию были прославлены следующие святые: 1–2) благоверные князья страстотерпцы Борис (в крещении Роман, † 24.07.1015) и Глеб (в крещении Давид, † 5.09.1015), пам. 24 июля. Празднование общецерковное установлено в 1072 г. 3) Прп. Феодосий, игум. Печерский († 3.05.1074). Празднование общецерковное установлено в 1108 г., местное – вскоре после кончины святого. 4) Равноап. вел. кнг. Ольга († 11.07.969). Празднование общецерковное установлено до сер. XIII в. (память указана в Прологах XIII–XIV вв.— РГБ. Рум. 319; РГАДА. Син. тип. 168). 5) Прп. Антоний Киево-Печерский († 7.05.1073, пам. 10 июля). Празднование общецерковное установлено ок. 1132–1231 гг., древнейший текст жития датируется не позднее 90х гг. XI в. 6) Равноап. вел. кн. Владимир Святославич († 15.07.1015). Празднование общецерковное установлено вскоре после 15.07.1240. 7–8) Блгв. кн. Михаил Черниговский (см. Михаил Всеволодович) и боярин его Феодор, мученики († 20.09.1246). Празднование общецерковное установлено до 70х гг. XIII в. 9) Свт. Леонтий, сщмч., еп. Ростовский († ок. 70х гг. XI в., пам. 23 мая). Празднование общецерковное установилось к нач. XIV в. (пам. указана в Уставах кон. XIV в.— ГИМ. Син. 332 и 333, в агиографическом сборнике XIV в.— РГБ. Троиц. 745 и более поздних), а местное празднование было установлено в 1190 г. еп. Ростовским Иоанном на день обретения мощей 23 мая (1164). 10) Петр, свт., митр. Киевский и всея Руси († 21.12.1326). Празднование общецерковное установлено митр. Киевским Феогностом по благословению Патриарха Кпольского Иоанна XIV Калики в 1339 г.

http://azbyka.ru/kanonizaciya-svyatyx-v-...

Была ли какая человеческая возможность сладить с таким страшным сборищем врагов стране, изнуренной двухсотлетними междуусобиями, лишенной теперь почти всего своего военного сословия, опустошенной огнем и мечом вдоль и поперек, от одного конца до другого? Казалось, погибель ее неизбежна, нигде не видать было исхода, надежды никакой не мелькало на перемену обстоятельств к лучшему, – пропадет святая Русь. Казалось тогда, что на роду написано ей: не быть! Такую горькую, тяжелую думу думал, вероятно, святой отшельник в глубине пещер киевских или черниговских, смиренный летописатель, заносивший в летопись не чернилами, а слезами и кровию, описание страшных событий, – думал и молился со страхом и трепетом о спасении дорогой отчизны, – Господи, помилуй! Помилует ли Он? Да, Он помилует, она спасется, она перенесет тяжелое огне-кровавое испытание, она превозможет всех своих врагов, она восстанет с новою силою и славою: аще бо паки возможете, и паки побеждени будете, яко с нами Бог! Кто же спасет святую Русь? Спасет ее народ терпеливый, смиренный, твердый, толковый, талантливый, носивший в глубине своего сердца сознание о государственном и земском единстве. Спасет ее земля просторная, плодоносная, разнообразная, достаточная для бесчисленных грядущих поколений. Спасет ее язык творческий, сильный, многосмысленный, обильный, благозвучный. Спасет ее вера православная, горячая, безусловная, готовая в избранных душах на всякие жертвы» 188 . Но если во всем этом, – в основных чертах нашей народности, в нашей народной святыне заключалось спасение Руси, Александр Невский является пред нами в то страшное время поистине ангелом-хранителем этих драгоценных залогов. Эта истина станет вполне очевидною из дальнейшего изложения событий. 30 сентября 1246 года, как известно, скончался в далекой Монголии «нужною», т. е. насильственною, смертью великий князь Ярослав Всеволодович. Бояре привезли тело его во Владимир. Узнав об этом, Александр поспешил немедленно из Новгорода туда же, чтобы воздать последний долг почившему 189 . Горькие, тяжелые думы внушала страдальческая кончина Ярослава... Спутники его, без сомнения, подробно рассказывали обо всем его сыновьям. Какой-то Федор Ярунович оговорил его пред татарами. В клеветах этого обвинителя можно было предполагать козни князей-родственников, имевших почему-либо причины желать скорой смерти Ярослава... 190

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Далеко не для всех рус. князей поездка в О. и Монголию оканчивалась благополучно. Напр., в 1245 г. по обвинению в краже коней в О. был казнен черниговский кн. Андрей Мстиславич, а осенью 1246 г.- прибывший ему на смену за ярлыком - св. блгв. кн. Михаил Всеволодович и его боярин Феодор . Подозрения в тайных переговорах с Папским престолом, ведущихся против монголов, стали причиной отравления в Каракоруме осенью 1246 г. и смерти по пути домой вел. кн. Владимирского Ярослава Всеволодовича. В 1246 г. в Юж. Руси ордынцы провели 1-ю перепись населения и сбор дани. Этот процесс осуществлял один из богатых купцов-мусульман («сарацин», по определению Плано Карпини ). При этом должников из числа церковных людей, включая нищих, увели из Руси и продали в рабство. В 1252 г. за отказ уплачивать дань в пользу монгольской казны на Сев.-Вост. Русь двинулась карательная экспедиция нойона Нюврына (т. н. «Неврюева рать» рус. летописей). Рус. войска под командованием вел. кн. Андрея и Ярослава Ярославичей были разбиты под Переяславлем (ныне Переславль-Залесский), а митр. Киевский Кирилл II укрылся во Владимире, к-рый захватчики не тронули. В результате этих событий летом 1252 г. восставшие князья потеряли ярлыки на свои владения и были вынуждены бежать за пределы Сев.-Вост. Руси, а Владимирское великое княжество было передано киевскому и новгородскому св. блгв. кн. Александру Ярославичу Невскому. В 1257 г., при склонявшихся к поддержке несторианства царевичах Сартаке и его сыне, Улагчи, ему удалось добиться прощения в О. своих младших братьев, к-рые получили новые княжества на Руси. В 1257 г. ордынцами проведена перепись в Рязанском и Муромском княжествах, а также на землях Сев.-Вост. Руси, а в 1259 г., после 2-летнего противостояния,- в Новгороде и Торжке. Зимой 1257/58 г. ордынцы совершили поход на рус. и литов. земли ВКЛ и принудили кор. Миндовга к уплате с них дани в О. К этому времени захватчики уже осознали значение правосл. духовенства, которое по заветам ясы Чингисхана было освобождено на Руси от уплаты налогов в пользу ханской казны. Разрешения на это добился сын Батыя Сартак, покровительствовавший христианам ( Кирскос Гандзакеци. 1976. С. 218-219).

http://pravenc.ru/text/2581481.html

короля. Начался 2-летний период борьбы Романовичей с сидевшим в Галиче королевичем Андрашем. На рубеже 1233 и 1234 гг., когда на сторону Д. Р. перешли мн. бояре и «болшаа половина Галича», Д. Р. овладел городом после осады, во время к-рой королевич погиб. Зимой 1232/33 г. Д. Р. поддержал киевского кн. Владимира Рюриковича, сражавшегося с черниговским кн. Михаилом Всеволодовичем. Эта акция дала возможность получить Д. Р. в Киевской земле г. Торческ - стольный город Мстислава Удатного, в котором последний умер (1228); Д. Р. передал город сыновьям Мстислава. Очередное княжение Д. Р. в Галиче вновь не было продолжительным. В 1235 г., после поражения в войне, к-рая велась совместно с кн. Владимиром Рюриковичем против черниговского кн. Михаила Всеволодовича и его союзников, Д. Р. был вынужден покинуть Галич, перешедший под власть Михаила Черниговского и его сына Ростислава, и бежал в Венгрию. 14 окт. 1235 г. Д. Р. принял участие в коронации Белы IV и во время церемонии вел коня правителя. Это действие свидетельствовало о признании Д. Р. сюзеренитета, по-видимому формального, венг. короля в надежде на перемены венг. политики в отношении Галича. Однако эти надежды не оправдались. Вернувшись на Русь, Д. Р. вместе с братом Васильком, поддерживаемый из М. Польши, безуспешно пытался занять Галич, оставшийся под властью Михаила Всеволодовича, союзника Белы IV. Хан Батый «пытает» боярина Дмитра о кн. Данииле Романовиче, бежавшем в Венгрию. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225.Л. 367 об) Хан Батый «пытает» боярина Дмитра о кн. Данииле Романовиче, бежавшем в Венгрию. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225.Л. 367 об) В 1236 г. против Романовичей выступили князья Михаил Всеволодович, Изяслав Мстиславич, Конрад Мазовецкий, венг. отряды и (до определенного момента) половцы. Причиной конфликта стало пленение Романовичами враждебных им болоховских князей (Болоховская земля находилась на границе Киевщины и Волыни). Д. Р. и Василько одержали победу и добились передачи им Перемышля.

http://pravenc.ru/text/171312.html

находил что-либо свое, подвергал епитимии. Строго запрещал разговоры в храме и в трапезе повелевал хранить молчание; из трапезы в келлию надлежало идти также молча и не заходя ни к кому. После 52-летнего настоятельства, блаж. старец преставился 88 лет 1 апреля 1404 года. Мощи преп. Евфимия, прославленные многими чудотворениями, почивают открыто в соборном храме обители, освященном в честь Преображения Господня. Этот храм заложен в 1509 году, причем были обретены нетленные мощи преп. Евфимия. По освящении храма в 1511 году, прежняя монастырская церковь , также Преображенская, построенная самим основателем обители, освящена вновь во имя преп. Евфимия и сохранилась до нашего времени, как замечательный и весьма редкий памятник зодчества XIV века. Мощи открыты и прославлены в 1507 году («Пут. письма из древн. Сузд. области», стр. 73–74). Житие написано иноком Спасо-Евфимиева монастыря Григорием (Ключевский, стр. 284). 387. Святая и преподобная княжна инокиня Евфросиния, яже у Риз Положения в монастыре, Суждальская чудотворица преставися в лето 6750 месяца сентября в 25 день Суздальская Ризоположенская женская обитель основана около 1207 года. Спустя 20 лет поселилась здесь преп. Евфросиния (в мире Феодулия), старшая дочь Черниговского князя Михаила Всеволодовича, в последствии мученика. С детства отличалась она искренним благочестием. Когда родители хотели выдать ее замуж за жившего в Суздале князя Мину, одного из потомков благочестивого Варяжского князя Шимона, покорная дочь не противилась воле отца и матери, но тайно молила Господа сохранить ее в девстве. Она отправилась в Суздаль для вступления в брак, но жених скончался прежде прибытия невесты. Тогда княжна решилась не возвращаться в родительский дом и приняла иноческое пострижение в Ризположенской обители с именем Евфпрсинии. Здесь провела она жизнь в подвигах, в посте и молитве, была настоятельницею монастыря и завела в нем примерный порядок и благочиние. В 1238 году Батый явился со своими полчищами в Суздале; свирепая орда предавала все огню и мечу, но обитель преп. Евфросинии, по молитвам ее, осталась невредимою, как свидетельствует современный летописец. После непродолжительной болезни, блаж. княжна-игумения преставилась 25 сентября 1250 года. При гробе ее совершались чудеса, но мощи обретены не ранее конца XVII века. По

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

С именем О. С. связано начало становления Новгорода-Северского как столицы княжества. Кроме возведения укреплений вокруг окольного города, к его правлению относят строительство каменной ц. во имя арх. Михаила. В конце жизни О. С. выступил ктитором новой каменной Борисоглебской церкви в Вышгороде , к-рую еще в 70-х гг. XI в. начал строить его отец - кн. Святослав Ярославич. У завершенной при Всеволоде Ярославиче церкви вскоре разрушился верх, и она «съкрушися вься» (Жития. 1916. С. 60). Строительство и роспись храма в Вышгороде были завершены в 1112 г., однако киевский кн. Святополк Изяславич медлил с перенесением мощей св. князей мучеников Бориса и Глеба в новый храм, «акы зазьря труду» О. С. (Там же. С. 64). Сменивший Святополка кн. Владимир Всеволодович Мономах поначалу тоже проявил нерешительность в этом вопросе: «Давидови и Ольгови… всегда убо глаголющема и понужающема Володимера о пренесении святою». Перенесение состоялось только 2 мая 1115 г. при огромном стечении народа и имело характер общерус. торжества: кроме кн. Владимира Мономаха, О. С. и Давида Святославича с сыновьями присутствовали Киевский митр. Никифор I , епископы Феоктист Черниговский, Лазарь Переяславский, Никита Белгородский и Даниил Юрьевский, а также множество игуменов киевских мон-рей. Однако князья заранее не договорились о месте установки рак со св. мощами, что также свидетельствует о нек-рых трениях между Владимиром Мономахом и О. С. относительно нового собора: киевский князь хотел поместить их посреди церкви под серебряной сенью, а О. С.- в специально устроенных для этого нишах («комарах») у правой (южной) стены, «идеже о(ть)ць мои назнаменалъ» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 281). По совету митр. Никифора I решение предоставили жребию: «...и выпася жребии Д(а)в(и)довъ и Олговъ». С именем О. С., возможно, связана судьба еще одной церковной святыни - руки без большого перста первомч. диак. Стефана . Сказание об этой святыне сохранилось в качестве особого приложения «Translatio manus sancti Stephani protomartyris» (1141 г.

http://pravenc.ru/text/2578295.html

Свт. Кирилл II 6.04.1230 – 21.05.1262 Рязанские епископы Арсений упом. в 1207–1212 гг. [Сщмч. Евфросин] упом. в 1220–1230- е гг. Смоленские епископы Мануил поставлен в 1136 г., упом. вплоть до 1168 г. Константин упом. в 1180 г. Симеон упом. в 1197 г. Свт. Игнатий упом. 19.03.1205. Лазарь ( до 1225/1226 г. Афанасий [Свт. Меркурий] ( 1239. Туровские епископы [Фома] поставлен в 1005/1006 г. Кирилл поставлен 6.11.1114. Симеон Игнатий Иоаким рукоположен в 1144 г., упом. в 1146 г. Георгий Свт. Кирилл (II?) до 1169 г. — до 1182 г. Свт. Лаврентий упом. после 24.06.1183. Угровские епископы Иоасаф (прежде епископ во Владимире-Волынском) поставлен между 1229 и 1237/1238 г. После преосв. Иоасафа (его смерти или смещения) кафедра переведена в Холм. Черниговские епископы и митрополиты Неофит (титулярный митрополит) упом. 2.05.1072. до 1087 г. – 23.11.1111. Свт. Феоктист рукоположен 12.01.1113, настолование 19.01.1113 — 6.08.1123. Свт. Пантелеймон Онуфрий рукоположен в 1143 г., упом. в 1146–1147 гг. Антоний упом. в 1159 и 1163 гг., изгнан кн. Святославом Всеволодовичем ок. 1168 г. Порфирий упом. в 1177 и 1187 гг. Порфирий II упом. в 1230 и 1239 гг. Юрьевские (Поросские) епископы В середине XII в. кафедра была временно перенесена в Канев. Михаил упом. в 1072–1073 гг. Антоний упом. в 1089 и 1091 гг. Свт. Марин упом. в 1091 и 1095 гг. Даниил 6.01.1114 — 9.09.1122. Свт. Дамиан упом. в 1147 и 1154 гг. Адриан (занимавший одновременно и Белгородскую кафедру) упом. в 1197 1198 гг. Алексий до 1125/1126 г. Примечания По мнению Е. Е. Голубинского, первым Киевским митрополитом был высокопреосвященный Леон. А. В. Поппэ считает, что первым Киевский святительский престол занимал митрополит Феофилакт. В зависимости от того, принимаем мы сообщение Киевской летописи об участии Николая уже в сане еп. Полоцкого в рукоположении печерского архимандрита Василия летом 1183 г. (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 626–628) или отвергаем это сообщение как анахронизм (Бережков Н. Г. Хронология русского летописания. М., 1963. С. 339. Прим. 156).

http://sedmitza.ru/lib/text/443844/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010