6 апреля при участии всех названных иерархов Кирилл был рукоположен в киевском Софийском соборе в епископы ростовские. При этом присутствовали также многие южнорусские князья – участники проходившего в Киеве одновременно со святительским княжеского «снема» (съезда): Владимир Рюрикович, его сын Ростислав, князь Михаил Всеволодович Черниговский с сыном Ростиславом, Мстислав Мстиславич Черниговский, Ростислав Мстиславич «и ини мнози князи», а также киевский тысяцкий Иван Славнович. «И праздноваша светлыи то праздник 3 в Святеи Софьи, и еша и пиша того дни в манастыри Святыя Богородица Печерьския много множество людии преизлиха зело, ихже не бе мощи ищести». По завершении празднества митрополит «отпусти священаго епископа Кирила Ростову со многою честью». Показательно, что центрами его епархии в летописной статье названы Ростов, Ярославль и Углече поле (Углич) – княжеские столы братьев Константиновичей. В мае епископ Кирилл возвратился в Ростов. Его встречали князь Василько с княгиней, бояре, горожане, игумены, священники и черноризцы, «носяще кресты, с свещами же и кандилы с благоуханным темьяном»; «и бысть радость велика в граде Ростове». 18 мая, в Неделю всех святых, Кирилла уже в качестве рукоположенного епископа торжественно ввели в кафедральный Успенский собор; «и седе на столе своем, настолник сы и наместникъ святыхъ епископъ преже бывши[хъ] Ростове». Уже в первый год своего пастырского служения епископ Кирилл снискал уважение и признательность ростовцев. Особое восхищение ростовского летописца вызвало украшение епископом ростовского Успенского собора, «якоже не бысть у преже бывших епископехъ, а по нем Бог ве[сть] или будет». Кирилл украсил церковь «иконами многоценьнами, ихже несть мощи и сказати», устроил два киота «многоценна», возложил на алтарь драгоценную «индитью» (покрывало), вложил в церковь богатые церковные сосуды и рипиды; устроил церковные врата на южной стороне собора, «яже наричются Златыя», а также вложил в церковь кресты, много святых мощей в драгоценных раках «в заступленье и покровъ и утверженье граду Ростову, и христолюбцю князю Василкови, и княгине его, и сынови его Борису, и всем верою приходящим въ святую церковь ».

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Rostovs...

В это же время за отказ от поклонения языческим идолам были замучены в Орде князь Черниговский Михаил и его боярин Федор. Необходимо заметить, что оба мученика сами искали такой участи, лишившись родины и княжения. Князь Михаил умер за веру, повторяя: “Я — христианин!” Князь Даниил Московский происходил из одного из самых прославленных княжеских родов Руси. Его прапрадед — Юрий Долгорукий и прадед — Всеволод Большое Гнездо остались в памяти народа как благочестивые, мудрые и дальновидные властители и воины. Дед Даниила Александровича — Ярослав Всеволодович (1191—1246), и отец — Александр Ярославич Невский (1220—1263) стали родоначальниками новой, последовательной оборонной политики в отношении и западных агрессоров — католических орденов, и восточных — Золотой Орды. По женской линии Даниил Московский был потомком легендарных воинов Древней Руси, символов ее доблести на долгие века — Мстислава Удатного и Мстислава Храброго. В год рождения Даниила Александровича вся Суздальско-Владимирская Русь кроме Рязани была в руках у потомков Всеволода Большое Гнездо. В 1263 году младший сын Александра Невского в возрасте двух лет получил в удел Московское княжество: маленькую деревянную крепость с несколькими окрестными селами и деревнями, правда, расположенную на оживленных торговых путях, оставшихся неподконтрольными Золотой Орде. В то время подавляющее большинство стольных городов имели если не каменную крепость, то хотя бы каменный кафедральный собор. В Москве же все постройки были из дерева. Москва была окружена густыми лесами и огромными болотами. Сообщение с внешним миром велось в основном по рекам. Сам край был беден, единственным источником доходов была транзитная торговля, оживившаяся в пору монгольского завоевания благодаря мощной миграции населения с юга и относительного спокойствия вдалеке от ордынских земель. Возмужав, князь упорядочил систему торговых пошлин, начал активное строительство, занялся укреплением обороны московских земель. В 1282 году невдалеке от Москвы был основан Данилов монастырь с храмом во имя Даниила Столпника. Он сразу строился как крепость и стал важнейшим звеном в южном оборонительном поясе города. Были отстроены заново и другие укрепления.

http://e-vestnik.ru/history/daniil_mosko...

Наследником престола был его младший брат Святослав III Всеволодович. В то самое время, когда великий русский князь испытывал всю тоску кончины на голой земле Киргизских степей, далеко от милого семейства и Родины, другой князь, столь же знаменитый, заканчивал свою жизнь в ужасных мучениях перед шатром Батыя! Это был Михаил, Черниговский князь, приехавший в Золотую Орду по приказанию хана и не пожелавший поклониться ни тени Чингисхана, ни Татарским идолам! «Нет! — говорил он варварам, принуждавшим его сделать это. — Я могу поклониться вашему царю, потому что Бог отдал ему судьбу земных государств, но христианин никогда не служит идолам!» Батый удивился, что еще есть люди, которые противятся ему, и объявил, что Михаил умрет, если не будет повиноваться. Русский князь не боялся смерти. С ангельской кротостью он читал молитвы в то время, когда Татары мучили его самым жестоким образом, и тихо скончался, сказав: «Я христианин!» Наша церковь признала его святым и мучеником. После этого рассказа о смерти Ярослава и Михаила можно судить, какова была участь наших бедных предков под властью Татар! Прибавьте еще к этому все беспорядки, которые происходили в то время, когда надо было собирать дань; все притеснения, какие терпел народ от Татарских чиновников-сборщиков, которые часто платили хану всю сумму сразу и получали за это право взыскивать ее с Русских по мелочам, почти вдвое больше! (Таких сборщиков на Руси называли басурманскими откупщиками , или мытарями .) Прибавьте к этому ссоры князей, не примиренных и общим несчастьем всей Руси, их жалобы и клевету друг на друга в Орде и беды, происходившие от этого в их княжествах. Одним словом, все в нашем древнем Отечестве было печально и уныло, только слава Новгородского князя Александра Ярославича сияла, как светлая звезда на Русском небе, покрытом черными тучами. Эта слава, пронесясь по всем княжествам, долетела до слуха страшного Батыя, и вот уже Татарский посол несет к Невскому герою повеление явиться к царю, чтобы присягнуть ему в верности и узнать славу и величие Татар.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Очевидно, что при разгроме, Витовтом, княжения Смоленского, князья Смоленские лишились всех своих бумаг и актов, а при тогдашнем незнании истории и при совершенном, в то время, отсутствии всякого понятия о критике исторической, составители родословцев перемешали часто встречаемые, в летописях Смоленских, имена Глеба, Юрия, Фёдора и Святослава, и оттого вышли приведённые нами несообразности. К счастию, в числе бумаг, подаренных мне покойным другом моим Павлом Фёдоровичем Карабановым, находится выписка из древнего родословца, принадлежавшего, в XVI веке, боярину князю Дмитрию Ивановичу Хворостинину, а в первых годах нынешнего века графу Алексею Ивановичу Мусину-Пушкину, и погибшего, вместе с большею частию библиотеки графа, в Московском пожаре 1812 года. Павел Фёдорович Карабанов был родственником графа Мусина-Пушкина: списанная им, с Хворостининского родословца, поколенная роспись князей Смоленских, по сличении её с годами летописей, вполне удовлетворяет всем требованиям критики исторической, и потому мы ей следовали. отцовский ОТ РЮРИКА КОЛЕНО IX: Князь Ростислав-Михаил Мстиславович Смоленский, внук Мономахов (см. статью о князьяхъ Друцких) † 1166 КОЛЕНО XIX: Князь Святослав Ростиславович Новгородски † 1170 Князь Рюрик-Василий Ростиславович † 1215 Князь Роман Ростиславович Смоленск † 1180; женат на княжне Марие Святославовне Черниговской Князь Давыд Ростиславович Смоленский † 1197 Князь Мстислав Ростиславович Храбрый † 1180 Княжна Агафия Ростиславовна, за князем Олегом Святославовичем Черниговским КОЛЕНО XI: Князь Ростислав-Михаил Рюрикович † 1248; женат на княжне Верхуславе-Анастасие Всеволодовне Суздальской, дочери Великого Князя Всеволода Юрьевича Князь Владимир-Дмитрий Рюрикович Княжна Всеслава Рюриковна, за князем Ярославом Глебовичем Рязанским Княжна Предслава Рюриковна Князь Ярополк Романович Князь Мстислав-Борис Романович, убит 1224 года в битве с татарами на Калке Князь Изяслав Давыдович Князь Мстислав-Фёдор Давыдович † 1230 Князь Константин Давыдович Князь Давыд Мстиславович † 1226 Князь Владимир Мстиславович Князь Мстислав Мстиславович, князь Новгородский † 1228 КОЛЕНО XII: Княжна Смарагда-Евфросиния Ростиславовна Князь Ростислав Владимирович Князь Андрей Владимирович Долгая Рука, князь Вяземский, убит в 1224 году, в битве с татарами на Калке; родоначальник князей Вяземских Князь Святослав Мстиславович Князь Всеволод Мстиславович Князь Ростислав-Борис Мстиславович Князь Андрей Мстиславович 1245 Князь Ростислав Мстиславович Смоленский Князь Юрий Константинович Фоминский и Березуйский Князь Ярослав Владимирович Князь Василий Мстиславович Княжна Ростислава Мстиславовна, за Великим Князем Ярославом Всеволодовичем Княжна Анна Мстиславовна, за Даниилом Романовичем, Королём Галицким и Русским Княжна Елена Мстиславовна, за Королевичем Венгерским Андреем КОЛЕНО XIII: Святый Чудотворец Князь Феодор Ростиславович Смоленский † 1299; женат 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

212. Аграфена (Агриппина) Ростиславовна, жена Игоря Глебовича, князя рязанского 910). дочь неизвестного отца (не Ростислава ли Михаила Мстиславича, великого князя киевского, 67?). О ней имеются только следующия сведения: родив в браке с князем Игорем, сыновей: Романа ), Ингваря 933) и Юрия (Георгия, ), князей рязанских, она овдовела в 1195 г., а при взятии Рязани и Пронска Татарами Батыя, погибла, с сыном Юрием и его женой, в декабре 1237 г. 213. Аграфена (Агриппина) Ростиславовна 213. Аграфена (Агриппина) Ростиславовна, сокращенно Грифина , младшая из двух дочерей Ростислава Михаиловича, русского князя сербской Мачвы ), от брака с Анной Беловной, королевной венгерской 354), жена Лешка II Черного, короля польского. – Родилась в Белграде, дунайской резиденции своего отца (сына св. Михаила Всеволодовича, князя черниговского, 138), около 1250 г.; выдана за Лешка II, в 1265 г.; объявив мужа своего неспособным к чадородию, ушла в монастырь, в 1271 г.; по примирении с мужем, объявлена наследницей престола, в 1275 г.; овдовев, передала право престолонаследия Вячеславу, королевичу чешскому (богемскому), сыну её сестры Кунигунды ), в 1289 г, – Никаких дальнейших известий о ней нет. 214. Адель или Адиль 214. Адель или Адиль . – Так именует летопись Иоакимовская одну из шести жен св. Владимира I Святославича равноапостольного 54) по бракостарейшинству четвертую, мать Мстислава, князя тмутараканского ), и Станислава, князя смоленского ) Владимировичей, ту самую, которая в летописи называется глухо «чехиней (богемной) другой» и слывет матерью не только двух вышеозначенных князей, но и третьего, Святослава Владимировича, князя древлянского ), родившегося, по летописи Иоакимовской, от Мальфриды ). также «чехини», быть может, первой, которою, вопреки летописи Лаврентьеве кой, не могла быть мать Вышеслава новгородского 596), старшего Владимировича, по самому своему имени, Олава 150), очевидно, не «чехиня». 215. Александра 215. Александра, жена Симеона Дмитриевича, князя суздальского ). – Летописи сообщают о ней только два известия: что она, быв под стражей в Москве, бежала в землю Мордовскую, но, схваченная там, в селе Чибирцах, воинами московскими, доставлена снова в Москву, в 1401 г.; а по усмирении мужа её Василием Дмитриевичем, вел. кн. Московским 45), удалилась с мужем в Вятку, где и овдовела к 1402 г.; имела единственного сына Василия, удельн. кн. шуйского 495). 216. Александра Александровна

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

В лике святых мы видим прежде всего величественный ряд благоверных князей и княгинь, исключительно из древнейшего периода русской истории, из времени удельно-вечевого и татарского. Таковыми являются из Киевских князей прежде всего основоположники христианства у нас на Руси – святые равноапостольные княгиня Ольга (969 г., пам. 11 июля) и внук ее князь Владимир Красное Солнышко (1015 г., пам. 15 июля), с сыновьями его мучениками Борисом и Глебом (1015 г., пам. 24 июля), явившими собой первый лучший цвет христианской великокняжеской семьи. Затем в ближайшем потомстве Владимира Святого являются святыми: невестка Владимирова, супруга Ярослава Мудрого, Княгиня Ирина (1051 г. пам. 4 окт.) и сын ее Владимир Ярославич (1051 г., пам. 4 окт.), просвещенный строитель Новгородской св. Софии; внук Ярослава Мудрого Ярополк Изяславич (1085 г., пам. 21 нояб.), многострадальный скиталец Руси и западной Европы, жертва княжеских междоусобиц; другой внук Ярослава Мудрого Ярослав Святославич (1129 г. пам. 21 мая) со своими святыми сыновьями Михаилом и Феодором (обоих пам. 21 мая), князья Муромские, просветившие Муромский край светом Христова учения; правнук Ярослава, сын Олега Святославича, великий князь Игорь Ольгович (1147 г., пам. 5 июня), уже в черных ризах убитый мятежными киевлянами, – он молитвенно поминается у нас на праздничной литии; потомок Ярослава Мудрого в шестом колене Муромский князь Давид Юрьевич с супругою Евфросинией (обои – 1228 г., пам. 25 июня), замечательные своей трогательной и во гробе верностью друг другу; такой же потомок в шестом колене Черниговский князь Михаил Всеволодович (1245 г., пам. 20 сент.), воспитавший для царствия небесного дочь свою Евфросинию Суздальскую (пам. 25 сент.), испытавши во время первого нашествия татар много тяжёлых превратностей, замученный в татарской орде за имя Христово. В прямой линии потомства блаженного князя Владимира Мономаха святыми являются: сын его великий князь Киевский Мстислав Владимирович (1132 г., пам. 15 апр.), известный своею многосторонней деятельности; внуки Мономаха Всеволод Мстиславич (1138 г., пам.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

В то же время и у русских князей появился интерес к установлению контактов с Римом. Если они хотели освободиться от монголо-татарской зависимости, то в сложившихся условиях это было возможно лишь при получении помощи с Запада, где, как было известно, усиливалось влияние курии на политику западных государств. Результатом стала интенсификация контактов между русскими княжествами и папством во 2-й половине 40-х — начале 50-х гг. XIII в. Одним из первых русских князей, вступивших в контакты с папской курией, был черниговский князь Михаил, отправивший в 1245 г. на Лионский Собор кандидата на Киевскую митрополичью кафедру — игумена Петра Акеровича . В том же году, еще до отъезда в Орду, вступил в контакты с Римом князь Даниил Галицкий , выразивший (как видно из ответного письма папы Иннокентия IV) готовность признать «Римскую Церковь матерью всех церквей» . Обсуждение этого вопроса получило продолжение осенью 1245 г., когда территорию Галицкой Руси посетил на пути в Орду папский посланец францисканец Джованни дель Плано Карпини. По его свидетельству, брат Даниила, князь Василько Романович, собрал тогда епископов и зачитал грамоту папы, «в которой тот увещевал их, что они должны вернуться к единству святой матери Церкви» . В следующем году в Каракоруме Плано Карпини обсуждал этот вопрос с великим князем владимирским Ярославом Всеволодовичем, также выразившим желание вступить в контакты с Римом . Продолжавшиеся тем временем переговоры князя Даниила Галицкого с Римом привели, как известно, в 1246 г. к формальному распространению власти папского престола на Галицко-Волынскую землю, а в 1248 г. папа дважды обращался с предложением к сыну Ярослава Всеволодовича, новгородскому князю Александру, принять покровительство Римской Церкви . Сохранившиеся документы позволяют судить о целях, которые преследовали Даниил Галицкий и курия, вступая в соглашение, а также о характере церковной унии между Юго-Западной Русью и Римом, хотя источников, освещающих эти вопросы, меньше, чем касающихся унии между Болгарией и Римом,— сохранились папские буллы, но нет писем от русской стороны .

http://sedmitza.ru/lib/text/442955/

Иоанн II, Грек, посвященный в 1080 году Патриархом Евстратием Гаридом и скончавшийся в 1089 году. Его называли у нас пророком, без сомнения, потому, что он бысть, как замечает преподобный Нестор, муж хитр книгам и учению, молчалив и речист, книгами святыми утешая печальных; называли также и добрым, конечно, за то, что он был милостив к убогим и вдовицам, и ласков ко всякому, богату и убогу 9 . Иоанн III, Грек, скопец, привезенный из Константинополя от Патриарха Николая Грамматика великою княжною Анною Всеволодовною в 1089 или 90 году. Се мертвец пришёл к нам, говорили о нем Киевляне; бяше сей Митрополит некнижен, прост и просторек, заметил о нем летописец 10 . Скончался в том же году. Ефрем, Грек 11 , скопец, посвященный тем же Патриархом Николаем в 1091 году и скончавшийся в 1096 году. В краткий срок служения своего он сделал многое: соорудил в Переяславле, где и жил сам, великолепный Михайловский собор, воздвиг несколько других каменных церквей и зданий, обнес город каменною стеною и устроил каменное банное строение (вероятно, баню для священнослужителей), чего, по словам преподобного Нестора, не бывало в России; наконец уставил еще врачей и больницы безмездно по городам и весям своей митрополии, чего также прежде не бывало 12 . Николай, Грек, известный только по своей краткой трогательной речи, которою укротил он справедливый гнев Владимира Мономаха и других князей Русских, обложивших было войсками своими Киев с целью отмстить заключавшемуся в нем Святополку за вероломное ослепление князя Василька 13 . Пастырь сей прислан был от Патриарха Николая в 1097 году и скончался в 1104 или 1106 году. Никифор (1104 или 1107–1121), Грек, посвященный Патриархом Николаем Грамматиком, – пастырь мудрый и ревностнейший к своему долгу, как показывают его послания к Великому Князю Владимиру Мономаху . Никита (1122–1126), Грек, рукоположенный Патриархом Иоанном IX, погребший в Софийском соборе великого Мономаха, посреди плача земли Русской. Михаил II (1127–47), присланный из Греции тем же Патриархом и, по случаю непрестанных междоусобий наших князей, снова возвратившийся в свое отечество в 1145 году. В отсутствие его управителем Русской иерархии был Черниговский Епископ Онуфрий.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Княжна Феодулия, старшая дочь князя Михаила Всеволодовича, внука Святославова, родилась в 1212 году. Автор жития преподобной Евфросинии передает устное предание Ризоположенского монастыря о том, что рождение святой ее родителями, долго не имевшими детей, у Господа было вымолено. Более того, рождение это было предсказано князю Михаилу в особом видении. Михаил Всеволодович и его жена княгиня Феофания особо заботились о воспитании и образовании княжны Феодулии. В житии преподобной Евфросинии говорится о том, что в ее обучении и воспитании принимал участие и боярин ее отца Феодор, впоследствии удостоившийся быть причисленным к лику святых вместе со своим господином. В 1227 году княжну Феодулию обручили с Миной, потомком варяжского князя Шимона. Мина имел владения в Суздале. Это обручение, видимо, преследовало политические цели – породнить черниговских князей с младшими Мономашичами, потомками Юрия Долгорукого, владевшими Владимирской Русью (куда входил и Суздаль). Следует заметить, что в следующем 1228 году состоялась свадьба другой дочери Михаила Черниговского, Марии, с ростовским князем Василько Константиновичем, племянником великого князя Юрия II. Пока княжна Феодулия добиралась до Суздаля, ее жених неожиданно скончался. Прибывшая в Суздаль княжна, не застав в живых Мину, увидела в смерти своего суженного знак свыше: указание Божие избрать иноческую жизнь. И, не возвращаясь домой к родителям, княжна Феодулия приняла постриг с именем Евфросиния в Ризоположенском монастыре, основанном за 20 лет до этого при великом князе владимирском Всеволоде III Юрьевиче Большое Гнездо. Автор жития святой Евфросинии инок суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Григорий подробно описывает труды святой, которая, несмотря на свое княжеское происхождение, делала все своими руками, «воздержание имуче паче меры». Слухи о подвижнической жизни инокини Евфросинии разошлись по Суздалю и окрестностям. Русский народ, к тому времени уже имевший глубокие православные традиции, прекрасно чувствовал предызбранность святых, и богомольцы заспешили в монастырь, чтобы взглянуть на молодую инокиню и послушать ее чтение и пение, а также те душеполезные наставления, которые по благословению игумении монастыря Евфросиния преподавала на трапезе. Пример монашеской жизни инокини Евфросинии побуждал многих благочестивых родителей отдавать своих дочерей в Ризоположенский монастырь для иноческой жизни. Многие вдовы поступали в монастырь с той же целью. Монастырь получал богатые пожертвования и достиг цветущего состояния. Более того, он так разросся, что разделился на два женских монастыря, долгое время имевших особых игумений.

http://pravoslavie.ru/3673.html

«Мы молимся о мирном и благополучном разрешении данной ситуации. Своих прихожан и духовенство также призываем к соборной молитве», — говорит протоиерей Евгений Липатов, представитель Владимирской епархии. По его словам, «автономщиков» не раз призывали к диалогу, но ответа с их стороны пока не последовало. В РПАЦ это отрицают. В 2009 году арбитражный суд Владимирской области постановил изъять свыше десятка храмов, занимаемых «автономщиками» в Суздале. По мнению суда, РПАЦ не имела договоров на их использование, а значит, находилась в них незаконно. В числе зданий, изъятых у РПАЦ, был и Цареконстантиновский храм в историческом центре города, где хранились мощи святых Евфимия и Евфросинии Суздальских. Покидая храм, представители РПАЦ унесли раки с останками подвижников. Мощи святых с 1923 года хранились в местном музее-заповеднике, куда попали во время гонений советской власти на Церковь. В конце 80-х годов прошлого века музей принял решение возвратить их Владимирской Епархии. Жития святых сообщают: преподобная Евфросиния родилась в первой половине XIII века и была дочерью черниговского князя Михаила Всеволодовича. Она равно овдовела и приняла монашеский постриг в Суздале. По преданию, при жизни она совершила многочисленные чудеса исцеления, предсказала Суздальское землетрясение 1230 года и Батыево нашествие 1237 года. В 1238 году Евфросиния спасла от монголо-татар Ризоположенскую обитель, выйдя к хану Батыю с крестом и приказав ему повернуть. Подвижницу канонизировали в 1576 году. Преподобный Евфимий жил b XIV–XV веках. Приняв постриг в Нижнем Новгороде, он был направлен в Суздаль для создания монастыря (известного сейчас, как Спасо-Евфимиев мужской монастырь). Канонизирован в 1549 году. Михаил Боков Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно

http://pravmir.ru/moshhi-pod-arestom/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010