Святитель Иоанн, архиепископ Новгородский. Сентябрь, 7 1186 Преподобный Илия Муромец, Печерский. Декабрь, 19 1188 Преподобный Тит, пресвитер Печерский. Февраль, 27 1190 Преподобный Варлаам Хутынский. Ноябрь, 6 1192 Святитель Лаврентий, затворник Печерский, епископ Туровский. Январь, 29 1194   XIII в.   Преподобный Авраамий Трудолюбивый, Печерский. Август, 21 XII-XIII вв. Благоверный князь Олег Брянский. Сентябрь, 20 XIII в. Благоверный князь Владимир и благоверная княгиня Агриппина, Ржевские чудотворцы. Июль, 15 XIII в. Преподобный Лука, Эконом Печерский. Ноябрь, 6 XIII в. Преподобные Константин и Косма Косинские, Старорусские. Июль, 29 XIII в. Преподобный Мардарий, затворник Печерский. Декабрь, 13 XIII в. Святитель Иоанн, епископ Ростовский. Январь, 17 1213 Преподобный Авраамий Смоленский. Август, 21 1221 Преподобный Антоний Дымский. Июнь, 24 1224 Святитель Симон, епископ Владимирский и Суздальский. Май, 10 1226 Благоверные князь Петр, в иночестве Давид, и княгиня Феврония, в иночестве Евфросиния, Муромские чудотворцы. Июнь, 25 1228 Мученик Авраамий Болгарский. Апрель, 1 1229 Благоверный князь Феодор Новгородский. Июнь, 5 1233 Преподобный Ефрем Смоленский. Август, 21 1238 Мученик Меркурий Смоленский. Ноябрь, 24 1238 Благоверный князь мученик Василий (Василько) Ростовский. Март, 4 1238 Благоверный Великий князь Георгий (Юрий) Всеволодович Владимирский, мученически убиенный на реке Сити. Февраль, 4 1238 Благоверная княгиня мученица Евпраксия Псковская. Октябрь, 16 1243 Блаженная Великая княганя Феодосия. Май, 5 1244 Мученики и исповедники: благоверный князь Михаил и болярин его Феодор, Черниговские чудотворцы. Сентябрь, 20 1246 Благоверный князь Василий Ярославский. Июль, 3 1249 Преподобномученик Елисей Лавришевский. Октябрь, 23 ок.1250 Преподобная Евфросиния Суздальская. Сентябрь, 25 1250 Благоверный князь Святослав, во святом крещении Гавриил, Юрьевский и сын его Димитрий. Февраль, 3 1253 Благоверный князь Константин Ярославский. Июль, 3 1257 Преподобный Ксенофонт Робейский. Июнь, 28 1262

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Сын св. Мстислава Великого и внук благочестивого Мономаха, князь Ростислав получил в 1127 году Смоленский удел; основал епископскую кафедру в Смоленске. Ум. 14 марта 1168 года в Великих Луках, а погребен в Киевском Феодоровском монастыре. Не канонизирован. Подробности о кончине у Барсукова (468–471). 9. Святые мученики Феодор Варяг и сын его Иоанн убиены быша от князя Владимира в лето 6491 месяца июля в 12 день Первомученики русской земли, убитые Киевлянами в 983 году. Память их 12 июля. На месте убиения, великий князь Владимир, после крещения своего, поставил Десятинный храм Богоматери. По «Иконописному Подлиннику» Феодор «подобием рус, мало надсед, брада доле и шире Козмины, в одной ризе предобре устроенной и в сапогах; Иоанн подобием млад, власы просты, в одной же ризе, в руке крест». 10. Святая великая княжна Анна Всеволодовна во инокинях преставися в лето 6594 месяца маиа в 18 день Дочь великого князя Всеволода Ярославича и греческой царевны, дочери Константина Мономаха, сестра Владимира Мономаха , называвшаяся Янкою, первая инокиня-девственница из Русского княжеского рода. Постриглась в 1086 году в устроенной отцом ее Андреевской обители, и была там настоятельницею. По летописи ум. 18 ноября 1112 года, а мая 18, вероятно, праздновалось обретение мощей ее. Монастырь ее долго назывался «Янчиным»; стоял близь Михайловского монастыря и был разрушен Батыем. (Словарь. Ист. Св. Русск. Церкви, стр. 30). Н.П.Барсуков ошибочно называет ее княгинею. 11. Святая великая княгиня Иулианиа Оболенская положена в Печерском монастыре в лето 6000 месяца июлия в 26 день Блаженная Иулиания, княжна Ольшанская (а не Оболенская и не великая княгиня), дочь князя Григория Ольшанского. По соображениям преосв. Филарета Черниговского ум. не позже 1540 года. Погребена была подле Великой церкви Киево-Печерской Лавры. Мощи обретены в 1624 году, внесены в Великую церковь , но в 1718 году, во время бывшего в Лавре пожара, они сгорели; остатки их поставлены в пещерах Антониевых, в закрытом гробе. Повесть об обретении мощей ее напечатана была особою книжкою в 1705 году, и с поправкою помещена в Четиях-Минеях св. Димитрия Ростовского , а в 1823 году внесена в Патерик Печерский. 12. Святая великомученица Варвара в Свято-Михайловском монастыре в лето 6616 месяца декабря в 4 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

В 1239-1240 гг. М. В., не получив военной помощи от венгерского кор. Белы IV Арпада, был вынужден уехать к дяде - куяво-мазовецкому кн. Конраду. Кн. Конрад выступил посредником между М. В. и кн. Даниилом Романовичем, которому беглец отправил примирительную грамоту. В 1241 г. братья князья Даниил и Василько Романовичи обещали М. В. свою поддержку в борьбе за киевский престол, на который претендовал Владимирский вел. кн. Ярослав Всеволодович. Кн. Ростиславу Михайловичу Романовичи пожаловали из своих владений Луцкое княжество. В 1241 г., опасаясь монголов, М. В. отказался от Киева и вскоре бежал в Силезию. В сер. 1241 г. М. В. приехал в Киев, но проживал не в городе, а в одном из загородных княжеских дворцов на Днепре, отправив сына в Чернигов. Получив от него благоприятные известия, М. В. покинул Киев, оставил борьбу за престол, вернулся в разоренный монголами Чернигов и занялся восстановлением разрушенных городов в своих владениях. В 1244 г. с целью создать коалицию против монголов М. В. вновь ездил в Венгрию, где жил его сын Ростислав. 17 авг. 1245 г., после поражения Ростислава от Даниила Галицкого в битве под Ярославом, М. В. больше не пытался вернуть власть в Галицкой земле. Кн. Ростислав Михайлович в отличие от М. В. не решился возвращаться на Русь, а остался в Венгрии и благодаря браку с дочерью кор. Белы IV Арпада стал баном (правителем) Славонии и Мачвы. В 1245 г., после гибели в Орде черниговского кн. Андрея Мстиславича, сына кн. Мстислава Святославича, как старейший представитель Ольговичей, М. В. вновь сел на черниговский стол (Д. Г. Хрусталёв считает, что М. В. начал княжить в Чернигове до весны 1244 - Хрусталёв. 2008. С. 231-232). Для утверждения своих прав М. В. должен был поехать в Орду, чтобы получить ярлык от Батыя, ставка к-рого в осенне-зимнее время располагалась в низовьях Волги. Осенью 1246 г. М. В., воспользовавшись посредничеством своего внука, ростовского кн. Бориса Васильковича, отправился в Орду. Во время приема у Батыя М. В. отказался совершить обряд очищения огнем - пройти между кострами и поклониться изваянию Чингисхана. Несмотря на неоднократные приказы исполнить обряды, М. В. проявил стойкость; его поддержал боярин и воевода, св. мч. Феодор . Они оба были избиты и обезглавлены. Почитание

http://pravenc.ru/text/2563732.html

Может быть, он где-то был податлив на влияние, не всегда умел принимать решения в неожиданных ситуациях, но он старался, особенно после поражения на Липице, решать все миром. Во второе великое княжение, которое близкий к смерти князь Константин сам завещал ему вместе с опекой сыновей своих, Василька и Всеволода, Юрия Всеволодовича уважали, младшие князья признавали его власть, но единой державы все равно не было. И после Калки, на которую посланный князем Юрием отряд просто не поспел, все осталось по-прежнему: продолжались попытки подчинить вольнолюбивый Новгород Великий, воевали с мордвой, даже, увы, возымел обиду князь Ярослав на брата Юрия… Конечно, в то же время строились и украшались храмы, играли свадьбы… И многие верили, как всегда хочется людям верить, что страшные неведомые кочевники ушли навсегда, что это было не Божие предупреждение — опомнитесь, помиритесь все, объединитесь! — а только страшный сон. В суете обычной жизни многое казалось не очень важным, привычным, простительным; многие князья, которых мы сегодня почитаем как благоверных, в том числе и князь Михаил Черниговский, и сам князь Юрий, неоднозначно вели себя. Но внезапно пришла Вечность. Шел год 6746 (1237/1238). Была зима. Реки сковало льдом, и по ним можно было легко и быстро перемещаться. Но на этот раз это обыкновенно приятное обстоятельство оказалось роковым, открыв захватчикам пути почти ко всем городам Руси. И вот за считанные недели с лица земли исчезает прекрасное, величественное, могучее Древнерусское государство с его высокими теремами, чудесными искусствами, богатой литературой, замечательными людьми. Исчезает навсегда, мы теперь только отчасти можем представить себе тех русичей и ту страну, в которой они жили. Можем только отчасти представить и то , страшное, кровавое, изощренно жестокое, называемое татаро-монгольским нашествием, в чем они погибли. Великий князь Георгий Всеволодович объезжает на ладьях вновь завоеванные земли в устье реки Оки. Художник Г. Мальцев Первой на пути монгол была Рязань; после пятидневной осады она была взята, полностью сожжена и уничтожена, жители поруганы и зверски убиты.

http://pravoslavie.ru/158696.html

С сер. 30-х гг. XIII в. М. В. активно включился в борьбу за Киевское княжество. Союзниками М. В. стали смоленский кн. Изяслав Мстиславич и половцы. В 1234 г. им не удалось захватить Киев, т. к. серьезную военную помощь кн. Владимиру Рюриковичу оказал владимиро-волынский кн. Даниил Романович . В кон. 1234 - нач. 1235 г. владения М. В. в черниговском Посожье, окрестности и посад Чернигова были разорены войсками союзников, к к-рым примкнул двоюродный брат М. В.- Мстислав Глебович. Заключив с ними мир и дождавшись роспуска княжеских дружин, в 1235 г. при помощи половцев М. В. вероломно разгромил войска коалиции рус. князей и захватил Киев, где на княжение сел его союзник кн. Изяслав Мстиславич. Войска М. В. отправились в Юго-Вост. Русь, при поддержке местного боярства и духовенства он захватил власть в Галицком княжестве. В 1235/36 г. войска М. В. неудачно штурмовали Кременец, в к-ром правил кн. Изяслав Владимирович. Несмотря на потерю контроля над Киевом, где в 1236 г. на княжение заступил кн. Ярослав Всеволодович, в 1235-1238 гг. М. В. прочно удерживал власть в Галицкой земле, продолжая борьбу за др. княжеские столы против князей Даниила и его младшего брата Василько Романовича. Однако ему пришлось уступить Черниговское княжество кн. Мстиславу Глебовичу, к-рый осенью 1239 г. безуспешно пытался спасти Чернигов от осаждавших его монг. войск. Воспользовавшись отъездом кн. Ярослава Всеволодовича из Киева в Новгород из-за нашествия монгольских войск Батыя, весной 1238 г. М. В. вновь захватил власть в Киевской земле, а в Галиче посадил своего сына кн. Ростислава Михайловича. Затем Галич был занят кн. Даниилом Романовичем. В 1239 г. в Киев на двор М. В. от монг. царевича Мунке, двоюродного брата Батыя, прибыли послы, к-рые хотели заключить с ним мир. Однако по приказу М. В. монг. дипломаты были убиты. После падения Чернигова М. В. выехал за помощью в Венгрию. В 1239 г. подчинявшийся М. В. Каменец был захвачен войсками кн. Ярослава Всеволодовича, к-рый забрал княжескую казну и пленил жену М. В. (дочь галицкого кн. Романа Мстиславича) и мн. бояр. Они были отпущены из плена лишь по ходатайству кн. Даниила Романовича, стремившегося примириться с М. В. ввиду угрозы монг. нашествия.

http://pravenc.ru/text/2563732.html

Итогом смуты стал Любечский съезд князей в окт. 1097 г. На нем, согласно принципу отчинности, Черниговское княжество было закреплено за О. С. совместно с братьями Давидом (при этом Смоленск передавался Владимиру Всеволодовичу Мономаху) и Ярославом. Какая именно из черниговских волостей досталась О. С., источники умалчивают, но, судя по позднейшим данным об отчинах Ольговичей и Давидовичей, ясно, что это была Новгород-Северская вол., включавшая тогда Ср. и частично В. Подесенье и В. Поочье. Кроме того, Владимир Всеволодович Мономах уступил О. С. (возможно, временно) Курское Посемье. Вероятно, на Любечском съезде О. С. был лишен старейшинства среди Святославичей; если это предположение верно, то данный случай - самое раннее свидетельство директивного установления династического старейшинства по междукняжескому договору. В дальнейшем место О. С., как и Святославичей в целом, в системе междукняжеских отношений вырисовывается с достаточной определенностью. Ни О. С., ни ставший черниговским князем Давид Святославич не покушались на сложившееся еще до возвращения О. С. на Русь фактическое соправительство киевского кн. Святополка Изяславича и переяславского кн. Владимира Всеволодовича Мономаха, обусловленное их положением как отчичей Киева. По всей вероятности, в силу решений Любечского съезда Святославичи были лишены такого положения, поскольку киевское княжение их отца Святослава Ярославича, нарушившее принцип старейшинства, воспринималось как незаконное. Переход киевского стола от Святополка Изяславича к Владимиру Всеволодовичу Мономаху в 1113 г. совершился без всяких препятствий со стороны Давида Святославича и О. С. (очевидно, компенсацией за лояльность служила уступка О. С. Курска). О. С. участвовал во мн. общерус. мероприятиях: в 1098 г. совместно с Владимиром Всеволодовичем Мономахом и Давидом Святославичем выступил против Святополка Изяславича, обвинявшегося в причастности к ослеплению теребовльского кн. Василия (Василька) Ростиславича ; в 1100 г. присутствовал на княжеском съезде в Витичеве, на к-ром кн. Давид Игоревич был лишен Волыни; в 1101 г. участвовал в заключении мира с половцами у Сакова, в 1104 г.- в походе против минского кн. Глеба Всеславича , в 1107 г.- в отражении половецкого набега в Посулье; тогда же женил сына, кн. Святослава, на дочери половецкого хана Аепы (параллельно с браком сына Владимира Мономаха Юрия); в 1113 г. вместе со ставшим киевским князем Владимиром Всеволодовичем Мономахом противостоял половцам у Воиня. Однако следует отметить некоторую сдержанность О. С. в отношении военных действий против половцев: он отказался присоединиться к общерус. походу 1103 г., по всей видимости, не участвовал в походах в 1110 и 1111 гг.

http://pravenc.ru/text/2578295.html

Мстислав Галицкий после неудачного сражения при Калке уже не мог называться Удалым. Уныние совершенно изменило его нрав: он стал слабым, недоверчивым, позволил Галицким вельможам управлять собой, позволил им даже оклеветать своего доброго, благородного зятя, Даниила Волынского и, поверив их клевете, поссорился с ним. Во время этой ссоры он исполнил обещание, давно данное Венгерскому королю: отдал свою дочь и Галицкий престол его сыну, а себе оставил только небольшую Подольскую область. Великодушный, верный своему слову Мстислав скоро раскаялся в своем поступке: Венгерский королевич отплатил ему неблагодарностью, а добрый Даниил оставался ему верным и во время их ссоры, и тогда, когда уже открылась клевета бояр. Обманутый, унылый Мстислав не смог долго переносить бесславную жизнь и скончался в 1228 году. Его смерть стала новым поводом для ссор. Даниил и Михаил Черниговский спорили с Венгерским королевичем за Галич, который, наконец, после смерти королевича достался Михаилу. Даниил просил великого князя и его брата Ярослава Всеволодовича Киевского помочь ему возвратить наследственную область и, получив их ласковое обещание, надеялся, наконец, быть счастливым государем в своей милой родине, как вдруг все княжества снова встревожились, все люди снова с ужасом услышали страшную весть о врагах, которых почти забыли: наступил 1237 год и с ним бедствие нашего Отечества! Чингисхан умер в 1227 году. Он завещал своему сыну и наследнику Октаю закончить после него завоевание всего света и мириться только с побежденными народами! Октай, такой же злой, как и его отец, спешил исполнить это приказание: он сам покорил все страны, находившиеся недалеко от его государства, а своего племянника, Батыя, и с ним 300 000 воинов послал завоевывать северные берега Каспийского моря и другие, соседние с ним, земли. Эти другие земли были Русские. Батый в 1237 году уже был в Камской Болгарии и разорил столицу Болгар Великий-город. Едва эта весть успела дойти до Русских, как Татары были уже в Рязанской области и послали нашим князьям двух послов и какую-то колдунью, которые объявили, что если Русские хотят остаться живы, то должны стать данниками и рабами Татар и тотчас же прислать к ним десятую часть всего их имущества. Князья удивились такой дерзости и гордо отвечали: «Пока мы живы, ничего не дадим; когда же не будет нас, тогда все возьмите».

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

434 В слове на преставление св. Игнатия (в минее Макария, в Синод. р. 1459 г. 637, в минее Моск. д. акад. Аи 73) описываются только, чудеса св. Игнатия и сочинитель удивляется, что деяния святителя не преданы писанию. То же в Четь-Минее 28 мая. Остаются летописи и частные сказания. 436 Так рассказывает Паисий Ярославов в «сказании о Каменском монастыре» (изд. в правосл. собесед. 1861 г. I, 199), которое составлял из записок и преданий, уцелевших после пожара 1472 г. Паисий пишет: «в л. 6850 (1342) князь Глеб Борисович, внук князя Константина Ростовского Всеволодовича, иде на Бело-озеро». Но внуком кн. Константина Всеволодовича был князь Глеб Василькович. Ои с 1251 г. стал называться князем Белозерским и почил в 1274 г. (собр. л. 1, 202–204. 7, 161–163. Никон. л. 3, 33. 37. 39–41). По «сказанию об Устьшехонском монастыре» (ист. иер. 4, 427. 6, 685), Устьшехонский монастырь основан кн. Глебом в 1251 г. после того, как исцелился кн. Михаил, с 3 лет до 12 бывший слепым, а Каменский монастырь, старший из Кубенских монастырей, построен после того. Но здесь год отделения Белозерского княжества (1251 г.) неосмотрительно принят за год основания обители. Кн. Глеб только в 1257 г. женился в орде и сам стал заведовать Белозерским княжеством не прежде 1259 г. (собр. л. 1, 202–204. 7, 161–163. Никон. л. 3, 33. 87. 39–41). В 1277 г. кн. Михаил Глебович с отцом и дядей ходил в орду и воевал под Дербентом; а в 1278 г. он венчан св. Исаей. Отец передал сыну Михаилу Белозерский удел в сентябре 1278 г., сам став Ростовским князем, а в декабре скончался. Никон. л. 3, 61, 65. 69. 70. След. исцеление кн. Михаила было не прежде 1279 г., а потому и основание Устьшехонской обители последовало около 1270 г. 437 Ростов. лет. у Карамз. 4. пр. 140. Собр. л. I, 226. Кн. Димитрий положен в Юрьевском Архангельском монастыре (Никон. л.3:48) и по ркп. святцам считается между святыми. Об отце его кн. Святославе см. жизнь кн. Александра ноябр. 23 ч. 445 Ркп. житие: «наутрие же сотвориша обычную службу и пение и егда вложиша и во гроб и даша ему свитки, ихже святи в животе своем пресвитери и диакони и простер руку прият, яко жив». Пролог 28 мая; ркп. служба в муз. Румянц. стр. 596. У Толстого (2 158 ркп. XVI в.) у Царского 563. Она же в минее на май. Μ. 1646 г. Служба написана при грозном царе и в ней нет почти ни одной личной черты св. Игнатия.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

По смерти игумении преподобной было предложено занять место настоятельницы, однако она отказалась. Автор жития святой пишет: «Раба же Христова Евфросиния поклонися с прочими черноризицами до земли второй по игумении и умолиша ю быти ей начальницы, да во обители чин не переменится». Нравственное же влияние инокини Евфросинии на насельниц монастыря был огромно. В 1238 году после осады и завоевания стольного града Владимира на Клязьме татаро-монгольские полчища хана Батыя пошли разорять Ростово-Суздальскую землю, и «на Ростовьской и Суздалской земли взяша городов 14, опроче слобод и погостов, в один месяць февраль». Завоевали и разорили татаро-монголы и Суздаль. Однако Ризоположенский монастырь, стоявший вне городского вала, остался нетронутым по молитвам инокини Евфросинии и насельниц обители. Инок Григорий рассказывает об этом так. «Ополчишася убо погани многое множество при граде Суждале… блаженная же Евфросиния с великою (т.е. игуменией) и черноризицами, не отступивше от монастыря своего, с великим воплем молящеся ко Господу, руце воздеюще на высоту, да ущедрит Господь град Суждаль… Погаными убо граду взяту бывшу, плач и пагуба бе велия гражданом быша мнози, пребывши же со святою въ монастыре ни еден влас отпаде, яко столп крепости от лица вражия бысть им молитва преподобной… сниде мракъ, во облаце, и пришедше невернии, поискавше места того и необретоша е». После того как татары ушли из разоренного Суздаля, многие пострадавшие и овдовевшие жены пришли в монастырь с просьбой принять их в число инокинь. Покорив не один русский город, хан Батый, повелел всем князьям русским «приити к себе и поклонитися ему». В 1246 году поехали в Орду и отец монахини Евфросинии, князь Михаил Всеволодович со своим боярином Феодором. В Орде Батый повелел «своим волхвом скласти два огня, и провести всех князей русских и з боары их сквозе огнь, и поклонитися кусту, идолом их и огню». Многие исполнили это повеление «славы раде света сего скоропогибающаго». Князь же черниговский Михаил Всеволодович, читаем в Никоновской летописи, «смутися крепко о сем», призвал к себе внука своего князя Бориса Васильковича Ростовского (старшего сына князя Василько Константиновича Ростовского и дочери князя Михаила Марии) и боярина своего Феодора и сказал им с плачем и с великими слезами так: «Видите ли напасть сию и беду велию на роде нашем, яко мы христиане сущее, заповеди Христовы дръжаще и в Него верующее, и паки от Него отступаем, и повелениа нечестивого царя творим; потщимся убо, любимици, за Христа пострадати, да с Ним царствуем во веки, поперем сатану под нозе наши, и слугу его нечестивого царя повелениа». И сладостны были сии речи боярину его Феодору. Михаил Всеволодович и боярин его Феодор исповедались и приобщились святых таин.

http://pravoslavie.ru/3673.html

  А святой благоверный князь Всеволод сначала княжил в Великом Новгороде. Но в свое время возроптали новгородцы на него и решили сами промеж себя: князь наш, некрещеный, владеет нами, крещеными. И сотворили совет, и пришли к нему, и изгнали вон. Он же пришел в Киев к дяде своему Ярополку и сказал ему все, за что изгнан был новгородцами. А тот, узнав об этом, дал ему Вышгород. И здесь уже умоляли его псковичи княжить у них, и он пришел к ним в город Псков. И по некотором времени воспринял благодать святого крещения, и наречен был во святом крещении Гавриилом. И пребывал в великом пощении и воздержании, а спустя один год в вечный покой отошел, 6671 (1163) года, месяца февраля в одиннадцатый день. И погребен был сыном своим, благоверным и великим князем Георгием. И были чудеса многие от святых мощей его во славу и хвалу Христу, Богу нашему, и всем святым. Аминь.   Сей святой благоверный князь Георгий Всеволодович по преставлении отца своего благоверного князя Всеволода, нареченного во святом крещении Гавриилом, остался на месте его по мольбе псковичей. Было же это в 6671 (1163) году. Изволил святой благоверный и великий князь Георгий Всеволодович поехать к благоверному князю Михаилу Черниговскому. И когда пришел к благоверному князю Михаилу благоверный и великий князь Георгий, то поклонился благоверному князю Михаилу и сказал ему: «Здрав будь, благоверный и великий князь Михаил, на многие лета, сияя благочестием и верою Христовою, во всем ты уподобился прадедам нашим и прабабке нашей, благоверной великой княгине, христолюбивой Ольге, которая обрела самое дорогое и великое сокровище — Христа и веру его святых пророков и апостолов и святых отцов, и благоверному христолюбивому царю и равноапостольному прадеду нашему царю Константину». И сказал ему благоверный князь Михаил: «Здрав будь и ты, благоверный и великий князь Георгий Всеволодович, пришел ты ко мне с благим советом и независтливым оком. Ведь что приобрел из-за зависти к дедам нашим Святополк, который возжелал власти и убил братьев своих, благоверных и великих князей! Бориса повелел копьем пронзить, Глеба же ножом заколоть, в годы княженья их. Ведь обманул он их льстиво по наущению сатаны, будто мать их при смерти. Они же, как незлобивые агнцы, уподобились благому пастырю своему Христу, не стали супротив брата, врага своего. Господь же прославил святых угодников своих, благоверных князей и великих чудотворцев Бориса и Глеба».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=824...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010