Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРСЕНИЙ АВТОРИАН [греч. Αρσνιος Ατωρειανς] (1200, К-поль - 30.09.1273, Проконис), свт., Патриарх К-польский (нояб. 1254 - февр. или март 1260; июнь 1261-1265). Происходил из знатной к-польской семьи Феодора (или Алексея) Агаллиана, судьи дрома, и Ирины Каматиры. Отец в конце жизни принял монашество с именем Арсений. Сын, в Крещении Георгий, последовал его примеру и постригся с именем Геннадий, а после смерти отца взял его монашеское имя. Сначала А. А. подвизался в мон-ре на горе Оксия в Вифинии, затем переселился в обитель близ Аполлониадского оз. А. А. участвовал в посольстве, к-рое было отправлено в 1253 г. имп. Иоанном III Дукой Ватацем в Рим для переговоров по вопросу объединения Церквей. В нояб. 1254 г. по настоянию Никейского имп. Феодора II Дуки Ласкаря А. А. был избран Патриархом, хотя наиболее вероятным кандидатом считался Никифор Влеммид , славившийся ученостью и непреклонностью перед сильными мира сего. Первые годы правления были спокойными, но после смерти Феодора II начались смуты, связанные с отстранением от власти его малолетнего сына Иоанна IV Дуки Ласкаря . Патриарх вместе с Георгием Музалоном был назначен опекуном Иоанна IV, но Михаил Палеолог, распоряжавшийся гос. имуществом, присвоил себе полномочия регента, торжественно обещав отказаться от власти по достижении Иоанном совершеннолетия. Однако в янв. 1260 г. Михаил VIII Палеолог венчался на царство и заключил под стражу законного наследника. Все, чего мог добиться Патриарх, было сохранение жизни Иоанну IV. Вскоре Михаил VIII потребовал от А. А. добровольного отречения от Патриаршего престола. Тот отказался и был изгнан (февр.-март 1260), на его место возвели Никифора II , бывш. митр. Эфесского. Эти события вызвали церковный раскол, однако после смерти Никифора II имп. Михаил VIII примирился с А. А., к-рый в июне 1261 г. был возвращен на Патриарший престол. После освобождения К-поля и восстановления Византийской империи он торжественно венчал Михаила VIII на царство (сент. 1261). Но когда на праздник Рождества Христова, 25 дек. 1261 г., по приказанию Михаила VIII был ослеплен 9-летний Иоанн IV, Патриарх отлучил императора от Церкви.

http://pravenc.ru/text/76276.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Михаил Швыдкой и Хамов грех Как бывший министр культуры защищает фильм А.Учителя «Матильда» 02.05.2017 1614 Время на чтение 3 минуты Представитель Президента России по международному культурному сотрудничеству, бывший министр культуры Михаил Швыдкой в интервью «БФМ.Ру» прокомментировал ситуацию вокруг кощунственного фильма режиссера Алексея Учителя «Матильда». Вначале он высказался по поводу истерической реакции либералов на публикацию комплексного (психолого-культуролого-юридико-лингвистического) исследования , выполненного по обращению депутата Государственной Думы Натальи Поклонской. Оно г-ну Швыдкому, ожидаемо, не нравится. Михаил Ефимович убежден, что решение Министерства культуры России не принимать во внимание это заключение «должно вызвать ликование просвещенной прогрессивной общественности». «В какой-то степени, и я отношусь к ее числу. Но, видимо, не в полной мере. Так как, считаю, что голос любого эксперта должен быть расслышан», - лукаво заявляет Швыдкой, пытаясь продемонстрировать свою некую отстраненность от «ликующей прогрессивной общественности». Лукаво, потому что далее становится видно, что на самом деле он «ликует» вместе со всеми, что он - один из них. Поскольку Швыдкой пытается высмеять авторитетных экспертов, проведших исследование, вызвавшее панические настроения в либеральной среде. Для этого Михаил Ефимович пустился в дурашливые рассуждения, что мол, нужно расслышать даже того эксперта, «который считает, что Солнце, как и все остальные звезды, вращаются вокруг Земли». Ни одного аргумента, опровергающего выводы экспертов, у Швыдкого, у режиссёра «Матильды» Учителя и их единомышленников нет, поэтому их оружие - циничное ерничанье и глумливые насмешки. А еще административный ресурс, который всегда склонны использовать борцы за свободу слова. Не удивительно, что позиция главы Правительства Дмитрия Медведева и руководства Министерства культуры вызывает «ликование прогрессивной общественности». Надо заметить, что «прогрессивная общественность» всегда ликует, когда уязвляется Русская Православная Церковь, когда в угоду пресловутой «свободе творчества» попираются нравственные ценности. Такова уж природа «прогрессивной общественности», или «малого народа», как назвал их выдающийся русский мыслитель Игорь Шафаревич.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/05/02/mi...

XI век Великий церковный раскол 1054 года Причины для разделения единой христианской Церкви на Западную и Восточную формировались на протяжении всего первого тысячелетия существования христианства. Поводом же к церковному расколу стал конфликт первоиерархов двух столиц – Рима и Константинополя. Римским первосвященником был Лев IX. Еще будучи немецким епископом, он долго отказывался от Римской кафедры и лишь по неотступным просьбам духовенства и самого императора Генриха III согласился принять папскую тиару. В один из дождливых осенних дней 1048 года в грубой власянице – одежде кающихся, с босыми ногами и посыпанной пеплом головой он вступил в Рим, чтобы занять Римский престол. Такое необычное поведение польстило гордости горожан. При торжествующих криках толпы его немедленно провозгласили папой. Лев IX был убежден в высокой значимости Римской кафедры для всего христианского мира. Он всеми силами старался восстановить ранее поколебавшееся папское влияние как на Западе, так и на Востоке. С этого времени начинается активный рост и церковного, и общественно-политического значения папства как института власти. Папа Лев добивался уважения к себе и своей кафедре не только путем радикальных реформ, но и активно выступая защитником всех притесненных и обидимых. Именно это и заставило папу искать политического союза с Византией. В то время политическим врагом Рима были норманны, которые уже захватили Сицилию и теперь угрожали Италии. Император Генрих не мог предоставить папе необходимой военной поддержки, а отказываться от роли защитника Италии и Рима папа не хотел. Лев IX решил просить помощи у византийского императора и Константинопольского патриарха. С 1043 года Константинопольским патриархом был Михаил Керулларий. Он происходил из знатного аристократического рода и занимал высокий пост при императоре. Но после неудавшегося дворцового переворота, когда группа заговорщиков попыталась возвести его на престол, Михаил был лишен имущества и насильно пострижен в монахи. Новый император Константин Мономах сделал гонимого своим ближайшим советником, а затем, с согласия клира и народа, Михаил занял и патриаршую кафедру. Отдавшись служению Церкви, новый патриарх сохранил черты властного и государственно-мыслящего человека, который не терпел умаления своего авторитета и авторитета Константинопольской кафедры.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Архимандрит Ианнуарий (Недачин), Протопресвитер Михаил Польский – исповедник и свидетель мученического и исповеднического подвига православного духовенства на Соловках «21 мая скончался в Сан-Франциско исключительно выдающийся пастырь Русской Зарубежной Церкви, замечательный церковно-политический деятель, высокоталантливый духовный писатель и прекрасной души человек, протопресвитер отец Михаил Польский », – сообщила в 1960 г. русская зарубежная печать о смерти человека, бывшего за пределами советского государства, наверное, самым известным православным священнослужителем, который, пройдя тюрьмы, лагеря и ссылки, смог покинуть пределы СССР и рассказать миру о том, каким гонениям подвергаются там и какой совершают подвиг тысячи православных пастырей и мирян 44 . Собранные и опубликованные им два тома материалов «Новые мученики Российские» 45 являлись до времени крушения советского строя самым полным и авторитетным источником сведений о мучениках и исповедниках Русской Церкви XX века, из которого черпали бесценный духовный опыт несколько поколений верующих на Родине и за рубежом. Одно из самых ярких мест книги – описание пребывания отца Михаила Польского в Соловецком лагере особого назначения и о его встречах с замечательными православными пастырями, находившимися на Соловках в заключении. Михаил Афанасьевич Польский родился 6 ноября 1891 г. в станице Новотроицкой Кубанской области в семье псаломщика, его деды и прадеды были служителями Церкви, родственники по материнской линии – военными. В 1914 г. он закончил Ставропольскую духовную семинарию, и уже на Кубани проявились его миссионерские дарования: молодого выпускника назначают противосектантским миссионером. В 1916 г. его призывают в действующую армию, 4 месяца он обучается в военном училище в Тифлисе и затем до Февральской революции 1917 г. в чине поручика служит в 894-м Барнаульском пехотном полку, после чего возвращается в Краснодар. Во время пребывания в Краснодаре Деникина работает в кооперации, от призыва в Деникинскую армию ему помогает уклоняться, как укажет он позднее на допросе в ГПУ, удостоверение учителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

поиск:   разделы   рассылка Протоиерей Михаил Протопопов Православие в стране антиподов Источник:  Нескучный сад Объединение с РПЦЗ показало много интересных людей и обнаружило любопытные факты: например, в Австралии, расположенной в Южном полушарии, где географически все наоборот, Православная Церковь освещает плоды на Сретенье, а вербу – в память о русской традиции – хранят в холодильнике до календарного Вербного воскресенья, хотя есть свои пальмы. О том, как живут православные в Австралии, корреспонденту " НС " Ирине ЛУХМАНОВОЙ рассказал клирик РПЦЗ протоиерей Михаил ПРОТОПОПОВ. Протоиерей Михаил Протопопов Протоиерей Михаил ПРОТОПОПОВ родился в 1944 году в Сербии в семье русского офицера. С трех лет прислуживал в часовне при военном лазарете в лагере беженцев в Зальцбурге. С 1949 года живет в Австралии. Окончил четыре факультета Мельбурнского университета: исторический, педагогический, богословский и административный. Доктор исторических наук. Преподает богословие в Мельбурнском университете. 28 лет работал в австралийской школе, из них 12 – директором. В 1972 году рукоположен в дьякона, в 1975 году – в иерея. В 1989 году по состоянию здоровья ушел с преподавательской деятельности, сейчас – настоятель храма Успения Божией Матери в Мельбурне, благочинный Южных приходов Австралийской и Ново-Зеландской епархии. В мае 2007 года в составе делегации РПЦЗ от Австралийской епархии участвовал в мероприятиях, посвященных воссоединению РПЦз и РПЦ МП. – Как возникла Православная Церковь в Австралии? – У Православия в Австралии история, прямо скажем, не хрестоматийная. Русские в Австралии появились еще в девятнадцатом веке. А первый священник оказался самозванцем – некто Николай Манович. Он приехал в Австралию в 1916 году, начал крестить и венчать, и брал настолько большие суммы денег за требы, что русские пожаловались на него в полицию. Русский консул, Алексей Дмитриевич Путята, узнав об этом, просил Синод найти настоящего священника, который мог бы приехать и восстановить авторитет Православия. И был послан отец Павел Корчинский с Гавайских островов. Он был известным миссионером в Америке, вместе с будущим патриархом Тихоном путешествовал по Аляске. Но он, к сожалению, только год здесь побыл, потому что климат оказался неподходящим. Он вернулся в Россию и в Синоде попросил, чтобы сюда назначили священника. Но началась революция, и Австралия осталась без священников до 1923 года. В 1923 году, когда Белая армия на Дальнем Востоке прекратила свое существование, в Австралию приехало три священника. И уже в 1925-м первый русский православный приход во имя святителя Николая Мирликийского был создан в Бризбоне.

http://religare.ru/2_43831.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ IV АВТОРИАН [Греч. Μιχαλ Ατωρειανς] († 13.11.1213 или 26.08.1214, Никея), патриарх К-польский в изгнании в Никее (с 20 марта 1208). М. А. начал службу в ведомстве Великой ц., стал протонотарием, затем хартофилаксом патриарха Иоанна X Каматира (1198-1206). В этом качестве в марте 1200 г. он составил соборный документ об осуждении ереси Михаила (Мирона) Сикидита о тленности евхаристических Даров (RegPatr, N 1195). Между 1200 и 1206 гг. М. А. стал великим сакелларием. В похвале М. А., произнесенной диаконом собора Св. Софии Сергием, сказано, что М. А. удалился на Вифинский Олимп, чтобы посвятить себя монашеской жизни, но по повелению имп. Феодора I Ласкаря он был выведен из уединения и избран патриархом ( Loukaki. 1994. P. 165). Патриарший престол на этот момент пустовал уже ок. 2 лет, поскольку Иоанн X Каматир ответил отказом на предложение Феодора и не переехал в Никею из Дидимотиха, где скрывался после взятия К-поля крестоносцами, и письменно отрекся от Патриаршества. К-польский клир через богослова и церковного деятеля Николая Месарита обратился к Феодору с просьбой созвать церковный Собор и избрать нового патриарха. Феодор собрал к-польский клир в Никее в 3-ю неделю Великого поста 1208 г., попросив всех не имевших возможности присутствовать лично отправить послание с указанием кандидатуры на престол ( Heisenberg. 1923. Bd. 2. S. 25-25; RegImp, N 1679). Церковный историк Никифор Каллист Ксанфопул указывает в качестве даты избрания М. А. правильные число и месяц - 20 марта, но ошибается в индикте (называет 9-й вместо 11-го), что привело к появлению в научной лит-ре неверной датировки начала Патриаршества М. А. 1206 годом ( Heisenberg. 1923. Bd. 2. S. 5-12; Laurent. 1969. P. 129-133). Попытка датировать начало Патриаршества М. А. 1207 годом ( Γουναρδης. 1985. Σ. 65-70) неубедительна ( Georg. Acrop. 2007. P. 83). Став 1-м К-польским патриархом в изгнании, М. А. сразу предпринял шаги для укрепления авторитета имп.

http://pravenc.ru/text/2563670.html

свящ. Михаил Легеев Тема 7. «Пастырь» Ерма 7.1. Сведения об авторе Доподлинно неизвестно, кем был автор «Пастыря», сам именующий себя Ермом , и от лица которого написано это произведение. Известны лишь некоторые скудные, не проясняющие вопрос авторства сведения о его жизни, почерпнутые из самого текста «Пастыря». В конечном счёте, это не так и важно; для нас первостепенна не личность автора, а значение этой книги для Церкви. Уже в древности, например, у таких христианских авторов, как св. Ириней Лионский и Климент Александрийский , не возникало сомнений в принадлежности «Пастыря» эпохе мужей апостольских. Зачастую автор «Пастыря» предположительно отождествлялся с тем Ермом , о котором упоминает св. апостол Павел ( Рим.16:14 ) – об этом высказывается ряд отцов и учителей Церкви, начиная с Оригена . Всё это, а также некоторые сведения из самого произведения, указывают на его примерную датировку – начало II века. Местом написания единодушно признаётся Рим. Однако существует взгляд, основанный на древнем (конца II века) тексте, так называемом «Мураториевом фрагменте», согласно которому автором «Пастыря» был Ерм – брат римского епископа Пия (о чём прямо говорит «Мураториев фрагмент»), а само произведение написано около 140 года. Несмотря на историческое свидетельство, такой взгляд имеет под собой мало оснований; неприемлем он прежде всего тем, что выводит «Пастыря» за пределы письменности мужей апостольских и помещает в эпоху письменности апологетов с её уже совершенно иными историческими и богословскими задачами и способами их решения. Характер «Пастыря», его тематика и проблематика (богословие таинств и человеческого труда, тематика двух путей, экклезиология) с необходимостью свидетельствуют о принадлежности этого древнего текста периоду катехизических задач мужей апостольских. Исторические свидетельства, как и человек, могут ошибаться, и тому имеется немало примеров! 7.2. Церковный авторитет и значение для жизни Церкви «Пастырь» имел огромный авторитет в древней Церкви. Некоторые отцы и учителя Церкви первых веков даже включали это произведение в канон Священного Писания Нового Завета, а по свидетельству церковного историка Евсевия Кесарийского , «Пастырь» читался во время христианского богослужения. Впоследствии, когда в IV веке происходит окончательное формирование канона, водоразделом принадлежности к нему полагается формальный признак – в канон включаются тексты, написанные апостолами или со слов апостолов; всё же, принадлежащее их ученикам, то есть мужам апостольским, остаётся за пределами канона, составляя объём и наследие Предания Церкви, но не её Писания.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Спас Еммануил. Имп. Феодор I Ласкарь. Серебряный аспер. Аверс. Реверс. 1204–1241 гг. (Дамбартон-окс, Вашингтон) Основателем Н. и. был Феодор I Ласкарь , зять имп. Алексея III Ангела Комнина , к-рый с 1203 г. имел сан деспота и был одним из организаторов обороны К-поля во время нападения крестоносцев. После падения К-поля он бежал в Вифинию, где начал собирать войско, чтобы попытаться освободить К-поль. Никея первоначально не приняла его, но Феодор нашел поддержку в Прусе (ныне Бурса) и в регионе зап. побережья М. Азии, вокруг Смирны (ныне Измир). Феодор использовал родство с Алексеем III как одно из оснований своих политических претензий. В кон. 1204 - нач. 1205 г. латиняне предприняли наступление в Вифинии и Геллеспонте, захватили несколько приморских городов и едва не уничтожили владения Феодора. Ему с трудом удалось удержать Прусу, но он лишился контроля над вост. берегом прол. Геллеспонт (Дарданеллы) и вынужден был заключить союзный договор с иконийским султаном Кей-Хосровом I, который также выступил против латинян. В 1206 г. находившийся в Дидимотихе К-польский патриарх Иоанн X Каматир объявил в послании Феодору о своем отречении, но лично поддержать Феодора отказался. Отречение Иоанна X еще больше обострило религ. конфликт в распавшейся Византии, поскольку крестоносцы в К-поле уже летом 1204 г. возвели на престол своего патриарха Томмазо (Фому) Морозини , а в 1205 г. его избрание получило санкцию от папы Римского Иннокентия III . Латиняне требовали от покоренных византийцев принять примат Римской Церкви и подчиняться в религ. делах лат. духовенству. Поражение крестоносцев от болгар в 1205 г. дало Феодору необходимую передышку, чтобы завершить формирование своего гос-ва. Весной 1207 г. в Никею из К-поля прибыл богослов Николай Месарит , прежде пытавшийся быть посредником между греками и латинянами и вынужденный бежать из К-поля, где нарастало противостояние латинянам. Месарит и многие др. бывшие жители империи разного чина искали в лице Феодора возможного защитника православных (к-польский ипат философов Димитрий Карик, историк и богослов Никита Хониат , риторы Константин Стильб и Георгий Вардан, а также семьи Никифора Влеммида и Арсения Авториана ). Спустя десятилетия Никифор и Арсений будут видными деятелями культуры Н. и. Мн. интеллектуалы визант. мира, такие как митр. Афинский Михаил Хониат , были на стороне сопротивлявшегося Феодора, который решился воссоздать основные институты империи и К-польской Церкви в изгнании на подвластной ему территории М. Азии. В нач. 1208 г. в Никее был созван церковный Собор, 20 марта избравший К-польским патриархом Михаила IV Авториана . В день Пасхи, 6 апр. 1208 г., в базилике Св. Софии в Никее патриарх Михаил короновал Феодора как визант. императора.

http://pravenc.ru/text/2565332.html

Во время совместного правления имп. Ирины и ее сына Константина VI (780-790) Е., по сведениям Жития, участвовал в посольстве к багдадскому халифу, где проявил себя способным дипломатом. Др. источниками это посольство не засвидетельствовано, и сама его возможность представляется маловероятной. Во время правления имп. Никифора I (802-811), возможно в кон. 803 - нач. 804 г., Е. вместе с др. малоазийскими иерархами - буд. исповедниками Евдоксием, еп. Аморийским, и сщмч. Феофилактом , еп. Никомидийским, был сослан на о-в Пантеллерия (между Сицилией и Тунисом) по обвинению в поддержке восстания Вардана Турка (авг.-сент. 803). Житие, однако, сообщает, что настоящей причиной было то, что Е. постриг в монахини девушку, на к-рую имел виды император. Вряд ли эта информация достоверна. По настоянию патриарха Тарасия, к-рый противился низложению одного из своих самых верных соратников, Е. был возвращен из ссылки, но на кафедре не восстановлен. Ее занял свт. Иоанн , впосл. также исповедник. Имп. Михаил I якобы неоднократно обещал вернуть E., к-рый жил на покое в феме Опсикий, его кафедру, но выполнить обещание не успел. На рождественской имп. аудиенции 814 г. присутствовали Е., патриарх Никифор I (806-815) и др. иерархи, к-рые вместе выступили против намерений имп. Льва V (813-820) устроить диспут между сторонниками и противниками почитания икон. Факт приглашения лишенного кафедры епископа на столь представительное собрание говорит о высоком авторитете Е. До этого главные сторонники иконоборчества Иоанн Грамматик (впосл. патриарх К-польский Иоанн VII ) и Антоний, митр. Силейский (впосл. патриарх К-польский Антоний I Кассимата ), более 2 месяцев безуспешно пытались уговорить Е. как притесненного прежними властями принять их сторону, обещая ему Патриаршество. После возобновления иконоборчества в 815 г. Е. был сослан на о-в Фасос (в нек-рых источниках ошибочно - Асос). В нач. 821 г. имп. Михаил II освободил всех ссыльных, и Е. вновь участвовал в дворцовой аудиенции, где в резкой форме отверг попытку компромисса между иконопочитателями и иконоборцами, предложенную императором. За это Михаил приказал сослать его, но тут же вернул. При имп. Феофиле (829-842) Е. арестовали под неким неясным предлогом: согласно Житию, обвинение заключалось в том, что Е. и св. Иосифа, еп. Фессалоникийского, регулярно посещали высокопоставленные сановники. Е. допрашивали, избивали и наконец сослали на о-в Св. Андрея у мыса Акрит в Вифинии (в нек-рых источниках ошибочно - о-в Крит), где в это время находился в ссылке св. Мефодий, буд. патриарх К-польский (843-847). Согласно Житию святых Давида, Симеона и Георгия (Сар. 22), допрос Е. неким Космой сопровождался настолько жестокими пытками и избиениями, что Е. умер 8 дней спустя.

http://pravenc.ru/text/187665.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Единодушие важнее единомыслия Русская Церковь всегда мыслила себя как одно тело 16.09.2009 753 Время на чтение 16 минут 29 марта 1943 г. в Париже в русской семье родился будущий епископ Женевский и Западноевропейский Михаил (РПЦЗ), который 15 лет представлял в России Архиерейский синод Русской Православной Церкви за рубежом как епископ Бостонский - викарный епископ Восточноамериканской епархии. 13 декабря 2008 г. владыка Михаил стал одним из десяти лауреатов авторитетной общественной награды - Международной премии Андрея Первозванного " За Веру и Верность " , которой он удостоен " за большой личный вклад в воссоединение Русской Православной Церкви и укрепление единства русского народа " . С 25 июля 2004 г. по 28 февраля 2005 г., сопровождая мощи преподобномучениц Великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары, он посетил 71 епархию Русской Православной Церкви в России (от западных ее рубежей до побережья Тихого океана), Белоруссии, Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Киргизии, Азербайджане, в странах Балтии. В мае 2006 г. решением Архиерейского собора епископ Михаил был назначен на освободившуюся после увольнения на покой епископа Амвросия Женевскую и Западноевропейскую кафедру, а 13 мая 2008 г. на Архиерейском соборе РПЦЗ он был избран запасным членом Архиерейского синода РПЦЗ. - Владыка, я не понаслышке знаю, сколь большой вклад вы внесли в то, чтобы 17 мая 2007 года в храме Христа Спасителя был подписан Акт о каноническом общении РПЦЗ и Московского Патриархата. В этот знаменательный день я впервые исповедовалась не у русского, а у английского священника, а причаститься по воле Божьей довелось именно у вас. - Во время поездок с мощами святых преподобномучениц Елизаветы и Варвары по епархиям Русской Православной Церкви я молился в алтаре вместе со всеми священнослужителями храмов, и некоторые архиереи предлагали мне облачиться и сослужить, но приходилось уклоняться от этого, так как не был еще подписан акт о единстве Церкви.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010