Ссылаясь на это великое безоговорочное обетование, автор молитвы, а вместе с ним и каждый молящийся ее словами, просит: «Аще убо вера, яже в Тя, спасает отчаянныя, се верую, спаси мя, яко Бог мой еси Ты и Создатель. Вера же вместо дел да вменится мне, Боже мой, не обрящеши бо дел отнюд оправдающих мя». Здесь с предельной ясностью указывается на две возможности спасения: одна из них – совершение добрых дел во исполнение закона Божиего, другая заключается в вере в исполнение воли Божией, предоставляющей грешнику возможность спастись, но уже не исполнением закона, а действием благодати, проявлением любви Божией, не нарушаемой даже человеческим грехом. О такой благодатной возможности спасения святой Макарий Великий писал: «Истинно возлюбившие Бога решились служить Ему не ради Царствия, как бы для купли и корысти, и не по причине наказания, уготованного грешникам, но как бы приверженные Единому Богу и вместе – Создателю своему» 6 . Надежда на спасение кающегося грешника так для него радостна, что он подробно излагает свои о ней представления и связанные с ней пожелания, раскрывая их следующими словами: «Но та вера моя да довлеет вместо всех (отсутствующих добродетелей), та да отвещает, та да оправдит мя, та да покажет мя причастника славы Твоея вечныя» 7 . Такова эта замечательная, глубоко православная молитва , которую можно легко найти в дореволюционных изданиях молитвослова, но почему-то нельзя найти во многих современных (в частности, западных) изданиях. Особенно ярким, хотя и кратким, но, можно сказать, обязывающим молитвенным выражением православного учения о спасении следует считать ту часть анафоры в литургии святого Иоанна Златоуста , где священник, ссылаясь на любовь Божию к сотворенному Им миру, утверждает, что всякий, верующий во Христа Спасителя, имеет жизнь вечную: «Иже мир Твой тако возлюбил еси, якоже Сына Твоего Единородного дати, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать Живот Вечный» 8 . Это высказывание авторитетно и, более того, священно не только потому, что оно молитвенно произносится перед совершением великого Таинства преложения хлеба и вина в истинное Тело и Кровь Спасителя, но и потому, что представляет собой краткое изложение двух важнейших сотериологических высказываний Самого Господа; первое из них – «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную», а другое – «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» ( Ин 5:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

Ст. 13. …И поспешили они, и взяли каждый одежду свою, и подостлали ему на самых ступенях, и затрубили трубою… Трубным звуком, обыкновенно, приветствовали новых царей; в знак же преданности и благоговения к их особе подстилали им под ноги одежду, – каковую честь, как известно, оказали, некогда, евреи и своему Мессии. Ступени, о которых здесь говорится, означают, вероятно, род кафедры или трона (трибуна), который стоял на площади у ворот городских, и на который в потребных случаях восходили для стратегических совещаний военачальники Израильские. Ст. 17. …На башне в Изрееле стоял сторож, и увидел он полчище Ииуево... И сказал Иорам: возьми всадника, и пошли навстречу им, и пусть скажет: с миром ли?.. В древности на стенах более или менее значительных городов устроялись сторожевые башни, откуда на далекое пространство можно было обозревать окрестность. Эти наблюдения с усиленным тщанием производились в военное время с тех, особенно, сторон, откуда ожидаем был неприятель, или угрожала какая-нибудь опасность, дабы при первом появлении сей опасности сигналами оповестить граждан, а также близлежащие селения и города 590 . Совершенно в подобных обстоятельствах находился Изреель в описываемое время. Неприятель был не далеко, и царь Иорам, больной от ран, сгорал от нетерпения узнать что-нибудь от Рамофа, где был центр военных действий. Посему-то, когда сторож увидел толпу, приближающуюся со стороны Рамофа, а, между тем, не узнал ее предводителя, то Иорам немедленно приказал отправить встречного гонца. Пришлось повторять это два раза; ибо Ииуй удерживал гонцов при себе, дабы до последних минут держать царя в неизвестности, насчет своего предприятия 591 . Ст. 21. …И сказал Иорам: запрягай... И выступил Иорам, царь Израильский, и Охозия, царь Иудейский, каждый на колеснице своей... Иорам, очевидно, был встревожен тем, что гонцы не возвращаются, и начал, конечно, подозревать, не затеяно ли против него чего-нибудь недоброго. Посему-то, несмотря на свою болезнь и раны, он решился самолично отправиться к месту происшествия, дабы, в случае какого-либо возмущения, тотчас же подавить его своей царской особой и подействовать на толпу своим авторитетом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Ст. 4. Иудеи …послали во все пределы Самарии... известить об опасности. Хотя Самарийская область – отдельное от Иудеи, и даже враждебпое ей царство Израильское, но Езекия, после поражения Сеннахирима, повелителя Израильтян, присоединил, как видится из обстоятельств, к своему царству и область Самарийскую. Ст. 6–8. …А великий священник Иоаким, бывший в те дни в Иерусалиме, написал жителям Ветилуи и Ветомесфема, лежащего против Ездрелона (долина, простирающаяся от горы Кармил до Иордана), на передней стороне равнины, близкой к Дофаиму (на севере колена Ефремова, недалеко от Сихема), чтоб они заняли восходы в нагорную страну... Сыны Израиля поступили так… Так как в то время, о котором здесь идет речь, не было царя в Иудее, ибо Манассия еще содержался в плену Ассирийском; то авторитет первосвященника был тогда верховным авторитетом во всей стране Иудейской. Поскольку же и в Израиле не было тогда царя, большая же часть Израильтян отведена была в плен Ассирийский; то оставшиеся истинные и верные Богу Израильтяне 1066 , тем с большей готовностью могли отозваться на призыв и увещания первосвященника Иудейского 1067 . Что же касается города Ветилуи, где произошла знаменитая история с Иудифью, то это была крепость на некоторой горе близ Дофаима и Ездрелона в колене Иссахаровом 1068 . Ст. 14–15. …Иоаким, великий священник, и все... священники, препоясавши вретищем чресла свои, приносили непрестанные всесожжения... На кидарах их был пепел… Из этого усматриваем, что во время общественных бедствий, священные лица даже и в храм входили в одеждах плача и скорби, – как это видно и из книги пророка Иоиля 1069 . Глава 5. Ахиор, предводитель Аммонитский, объясняет Олоферну причину твердости Иудеев а) Недоумение Олоферна, насчет решимости Иудеев защищаться (ст. 1–4). б) Ахиор, вождь аммонитский, в краткой истории Иудеев исчисляет чудесные опыты небесного покровительства над сим народом и отсоветует Олоферну воевать с ними (ст. 5–21). в) Гнев на Ахиора вельмож и войска Олофернова и общий совет убить Ахиора и двинуться на Евреев (ст. 22–24).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Ст. 8. …И послал Господь пророка к сынам Израилевым... Цель этого предварительного посольства состояла в том, чтобы обличить Израильтян в их идолопоклонническом нечестии и указать в нем причину тяжкого рабства Мадианитского. Эта обличительная проповедь , как показали последствия, оказала благодетельное влияние на униженный народ Израильский. По раввинским преданиям, сей обличитель пророк был Финеес, сын Елеазара первосвященника 207 . Ст. 11. …И пришел Ангел Господень, и сел в Офре под дубом, принадлежащим Иоасу..., отцу Гедеона. Когда пророк Господень своей обличительной речью обратил сердца Израильтян к Господу; тогда Господь посылает к своему народу Ангела с благою вестью о наступившем спасении. Некоторые полагают, что под образом этого Ангела был сам Сын Божий, которому в Писании усвояется, иногда, имя Ангела Божия 208 . Но в священном повествовании весьма ясно дается заметить, что глас Господень был Гедеону уже по удалении посланника небесного (ст. 25), который весьма определенно и неоднократно называется только Ангелом Господним (Ст. 11, 12, 20, 21, 22). Город Офра находился в уделе полуколена Манассиина, по эту сторону Иордана, и был родиной Гедеона 209 . ...Гедеон выколачивал тогда пшеницу в точиле, чтобы скрыться от Мадианитян... На востоке, обыкновенно, выколачивается хлеб в открытых полях. Но, опасаясь нападения и грабежа от Мадианитян, Гедеон принужден был этим заняться дома, в скрытном месте, чтобы, запасшись хлебом на дорогу, бежать с семейством в какое-нибудь горное ущелье, которыми так обильна была Палестина (ст. 2). Вот до какой степени велик был тогда страх в Израильтянах пред Мадиамскими хищниками, которые, как саранча, налетали на жатвы Израильские и истребляли их дотла (ст. 5). Ст. 14. … Господь, воззрев на него, сказал: иди с этою силою твоею и спаси Израиля от руки Мадианитян; Я посылаю тебя… В переводе 70, равно, и в Халдейском, вместо слова Господь стоит – Ангел Господень. Таковой перевод усвояется многими авторитетными толковниками 210 и представляется наиболее сообразным с самым характером свящ. повествования. Хотя Ангел и говорит так, как бы, Господь; но это потому, что он говорит от имени Иеговы и изображает Его лицо пред Гедеоном. Примеры подобных речей от Ангелов Божиих весьма нередки в Писании.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Точно также и о пище можно говорить или только с вещественной стороны, или еще и с нравственной. В первом случае, конечно, пища, рассматриваемая лишь как вещество, входящее в уста единственно для работы желудка, ни сквернить, ни святить человека не может ( Мф. 15:11 ), или, как выражается Апостол, ни приблизить к Богу, ни отдалить от Бога не может, и в этом отношении могут быть вопросы лишь о вреде или безвредности ее для физического здоровья человека. Но человек не есть только животное, а нравственно-свободное существо, а потому и все деяния его, и следовательно, самое ядение или неядение пищи, кроме физиологического, может иметь еще и нравственное значение, и следовательно, не всегда может быть безразлично и безгрешно есть, или не есть известного рода пищу (например, идоложертвенную, или скоромную в воспрещенное для нее время). Разъясняется это у Апостола так. 1Кор. 8:10 . «Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного (и не крепкого волей) не расположит ли его (из подражания, или же просто по лакомому возбуждению) есть идоложертвенное (при сознании все-таки, что он ест идольскую жертву и тем оскверняет свою совесть)»? 1Кор. 8:11–12 . «И от знания твоего (одностороннего и высокомерного) погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая таким образом против братьев (т. е. пренебрежительно и равнодушно относясь к их убеждениям) и уязвляя немощную совесть их (соблазном), вы согрешаете против Христа». Все эти рассуждения и наставления Апостола о неуместности и соблазнительности ядения идоложертвенной пищи для немощных совестей удобно прилагаются и к ядению скоромной пищи в посты, узаконенные авторитетом церкви для нравственных и воспитательных целей. 3) Истинный характер христианской свободы выражается в готовности жертвовать своими законными потребностями и правами в пользу ближнего до самоотречения ( 1Кор. 8:13 ). «Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса во век, чтобы не соблазнить брата моего» ( 1Кор. 813 ). Вот идеал истинной свободы и любви христианской! Так, где тщательно оберегаются свои только личные права, и где ведутся горячие речи о неприкосновенности своих собственных потребностей, хотя бы и совершенно законных, там всегда есть основание думать, что защитники и оберегатели своих потребностей сами до известной степени находятся от них в рабской зависимости. Но тот, кто для чужой пользы может не задумавшись отказаться во всякое время от своих законнейших прав и потребностей, тот поистине свободный и независимый от своего самолюбия человек. Что, например, законнее для человека права на вкусную и питательную пищу, когда она ему совершенно доступна? Однако же Апостол готов был и от нее отказаться, и притом не на короткий какой-нибудь срок, а навсегда, если бы сие потребовалось для пользы какого-нибудь немощного брата, – вот это истинная независимость и свобода!...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Уточняя, следует сказать, что субъектом благотворного влияния Церкви является живущий в ней Дух Божий, орудием которого призвана быть Церковь во всей полноте ее жизнедеятельности ( Еф 2:18–22; 3:5 ; 2Кор 5:10 ). Царство Божье, часть которого составляет Церковь , для человека объективно является самой большой ценностью в мире, ради обладания ею вполне оправданно пожертвовать любыми другими ценностями, как бы велики они ни были ( Мф 13:44–45 ). Более того, Сам Бог, созданием и орудием Которого является Церковь , желая, «чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим 2:4 ), воздействует на людей, призывая их к вхождению в Церковь и к реализации своей христианской принадлежности, иначе говоря, к христианской жизни ( Еф 4:1 ; 2Фес 1:2 ). Этот призыв сопровождается благодатным воздействием, побуждающим человека к добру, к конкретным поступкам, соответствующим воле Божьей ( Флп 2:13 ). Упомянутая выше тотальность воздействия религии на человека выражается именно в том, что нет такой деятельности, такого поведения, такой сферы человеческого бытия, которые были бы чужды религиозному влиянию, не имели бы с религией никакого соприкосновения, не подвергались бы с религиозных позиций той или иной оценке, в истинной религии Нового и Ветхого Заветов идентичной Божественной оценке. Особенно в Торе настоятельно и красноречиво звучат призывы к тому, чтобы все поступки человека были проникнуты стремлением к исполнению воли Божьей: «Смотрите, поступайте так, как повелел вам Господь, Бог ваш; не уклоняйтесь ни направо, ни налево; ходите по тому пути, по которому повелел вам Господь, Бог ваш, дабы вы были живы и хорошо было вам...» ( Втор5:32–33 ). «И да будут слова сии, которые Я заповедаю тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая. И навяжи их в знак на руку твою и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» ( Втор 6:6–9 ). Обращаясь к Новому Завету, видим, что категоричность к всецелому «преданию самих себя, друг друга и всей жизни своей» в волю Божию 137 по сравнению с Ветхим Заветом еще возрастает. Отменяется мелочное регулирование процедур, ритуальных, бытовых, санитарно-гигиенических, юридических, однако освященные Божественным авторитетом призывы и требования обращены теперь к личности в ее существе, в ее духовной субстанциональности и приобретают онтологический характер.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

– Хочешь ли быть здоров: вопрос, имеющий целью возбудить энергию веры больного. Самая необычайность вопроса заставляла больного сосредоточить свою мысль и устремить её к лицу вопрошающему и ожидать от Него помощи. Но, как видно, больной не понял, к чему ведёт речь его собеседник, обращается мыслью к целебному источнику и как бы жалуется, что не может воспользоваться его целительною силою. – Так, Господи: т. е. хочу быть здоровым, но не имею человека, который бы помог мне исцелиться в этой купальне, когда возмутится вода. – Когда же прихожу: больной ходил, но медленно и не успевал предупредить других, а другие его предупреждали и предвосхищали у него выздоровление. «Он отвечает весьма кротко, – не высказывает никакой хулы, не отвергает Христа, как бы предложившего неуместный вопрос, не проклинает день своего рождения, как мы, малодушные, делаем и притом в болезнях легчайших, но отвечает кротко и робко» (Феофил., ср. Злат.). 8. Ин. 5:8 . Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. Мф. 9:6 ; Деян. 9:34 . 9. Ин. 5:9 . И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошёл. Было же это в день субботний. Ин. 9:14 . Встань и пр.: Господь умилосердился над страдавшим так долго и, прозревая в нём веру, всемогущим словом Своим исцеляет его. – Возьми постель и пр.: см. прим. к Мф. 9:6–7 . 10. Ин. 5:10 . Посему Иудеи говорили исцелённому: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Исх. 20:10 ; Иер. 17:21 д.; Мф. 12:2, 10 . 11. Ин. 5:11 . Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. Сегодня суббота и пр.: мнение иудеев о хранении покоя субботнего и учение Господа о сем см. прим. к Мф. 12:1–8 и парал. – Кто меня исцелил и пр.: исцелившийся отвечает смело и здраво, ссылаясь на авторитет Исцелившего. Если Он имел силу совершить такое великое чудо, как мгновенно исцелить болевшего 38 лет, то Он великий чрезвычайный посланник Божий, знающий, что должно и чего не должно делать в субботу по закону, и если Он велел взять постель в субботу, то Ему следует повиноваться беспрекословно, что и исполнил он, исцелённый.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Христианское учение богодаровано и сохраняется церковным преданием; христианское научение поэтому должно быть авторитетным, т.е. научением от имени Господа Иисуса Христа и церкви чрез уполномоченных на то лиц. Церковь всегда ревниво оберегала свое исключительное право на учительство. Так ап. Павел писал: если бы даже мы или ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема ( Гaл. I, 8 ). Быв сами посланы на проповедь Господом Иисусом Христом, апостолы приготовляли себе преемников в учительстве ( 2Tuм. IV, 1–2 ) и им заповедали в свою очередь утверждать предание христианского учительства: что слышал, пишет ап. Павел своему ученику Тимофею, – что слышал от меня, при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить ( 2Tuм. II, 2 ). Впоследствии эта преемственность учительства была отожествлена с преемственностью церковной иерархии и право учительства было усвоено церковью только епископам и пресвитерам. Впрочем и в тех случаях, когда церковь позволяла (ср. Пост, апост. VIII, 32, также пример Оригена ), как и ныне позволяет, учительствовать мирянам, нисколько не ослабляется основной принцип христианского учительства, выраженный в словах апостола: как проповедовать, если не будут посланы? ( Римл. Х, 15 ) 98 . Равным образом, и усвояя право учительства иерархическим лицам, церковь более усиленно выражает тот же самый принцип христианского учительства (ср. выше). Мало того. Церковь не только посылает проповедников, но и возлагает на лица высших иерархических степеней обязанность учительства, чем с полною очевидностью свидетельствует, что проповедь не есть искусство, ибо искусство нельзя вменять в обязанность определенным лицам. См. Mp. XVI, 15; Мф. XXVIII, 19. 20; 1Kop. IX, 16 ; 1Tuм. IV, 1 ; 2Tuм. IV, 1. 2 ; прав. ап. 58: епископ или пресвитер, нерадящий о причте и людях, и не учащий их благочестию, да будет отлучен, аще же останется в своем нерадении и лености, да будет извержен; 36; 80; VI всел.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Эта пища – все и всяческие духовные блага, какие дарует миру Господь и которые усвояются верою в Него особенно же Тело и Кровь Господа, о чём прямее говорит Он несколько после в этой же беседе и что имело осуществиться по Его страданиях, смерти и воскресении. – Тленной: не по силе только, но и по самому существу (ср. Мф. 15:17 ; 1Кор. 6:13 ) Которую даст вам: обетование ещё только, а не исполнение, как и Ин. 4:14 . Оно должно возвысить дух слушателей к пище высшего рода, которой только образом было чудное напитание в пустыне. Мысль об этой пище как даре не стоит в противоречии со старанием получить эту пищу; ибо для того, чтобы получить дар, нужно стараться усвоить его; дар со стороны Бога и искание его со стороны человека предполагаются взаимно. – Сын Человеческий: название, нарочито здесь употреблённое для обозначения более глубокого смысла слов о пище, ещё пока не раскрываемого здесь Спасителем, именно – что Он Сам есть эта высочайшая пища, пребывающая в жизнь вечную, и именно по силе Своего вочеловечения и явления во плоти (ст. 33, 38, 50, 58). – На Нём положил печать: ср. Ин. 3:33 . Отец запечатлел Его, дал удостоверение (ср. Злат, и Феофил.) о Нём как именно о Том, Который может даровать эту пищу. Речь идёт, без сомнения, о том высшем помазании, которым знаменовал Сына Своего Отец Небесный при послании в мир для совершения великого дела искупления мира (ср. Ин. 10:36 ; Евр. 10:5 и далее). – Отец, Бог: усиление мысли о запечатлении указанием на высочайший авторитет. «Так как Он выразился о Себе столь возвышенно и сказал, что Он даст ту пищу: то, чтобы сказанное не показалось опять им странным, Он подаяние этой пищи относит к Отцу, сообщая тем достоверность Своим словам» (Злат.). 28. Ин. 6:28 . Итак сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии? 29. Ин. 6:29 . Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал. 1Ин. 3:23 ; Кол. 2:11 ; Рим. 3:27 . Что нам делать и пр.: Господь сказал иудеям – старайтесь о пище (собственно – соделывайте пищу), пребывающей в жизнь вечную; они поняли, что этим означается нравственное требование, или требование нравственных действий с их стороны, но не понимали – каких, а потому и вопрос их несколько неопределителен – что нужно с их стороны, чтобы делать дела Божии, т. е.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Этому своему учению они пытаются придать силу и авторитет, прибегая к своеобразному толкованию ветхозаветных пророчеств Даниила (2, 7, 8, 9 и 11 главы), пророчеств Христа Спасителя ( Мф. 24 , Мар. 13 , Лук. 21 гл.) и пророчеств Апокалипсиса (гл. 13-я и др.). Господь Бог , учат адвентисты, дал в образе истукана ( Дан. 2: 31–44 ) пророческое изложение истории мира. Начиная с Вавилона, должны были следовать большие 4 царства: Вавилонское, Мидо-Персидское, Греческое и Римское, которые в 7 главе Данила представлены под образом четырех зверей. Четвертый зверь означает четвертое всемирное Римское царство. Рим соответствует пророчеству тем, что он был отличен от других царств благодаря жестокости своей железной власти и те, что он был царством всемирным. Десять рогов ( Дан. 7; 7 ) у четвертого зверя означают десять царей, или царств, возникших между 356 и 483 годами по Р. Хр. из Римского царства (Гуны, Ость-Готы, Вест-Готы, Франки, Вандалы, Свены, Бургунды, Герулы, Англосаксы и Лонгобарды), из которых в позднейшее время образовались западно-европейские государства. Возникший между рогами, маленький рог с величайшей точностью соответствует, по своим приметам, папской власти: он говорил высокомерные слова против Всевышнего и превозмогал святых. Тот же характер его описан и в Откровении (13; 6–7): «и отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его и жилище Его и живущих на небе. И дано было ему вести войну со святыми». Ап. Павел так говорит об этой власти: «сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего называемого Богом или святынею» ( 2Фес. 2; 1–4 ). Титул, принятый римскими папами и право, присвоенное ими себе, прощать грехи прежде чем они совершены, достаточно ясно изображают истинный характер сей власти. Папа Иннокентий III писал: «Он (Христос) поставил одного человека над миром, назвав его Своим наместником на земле, и как колена всех живущих на небе и на земле и под землею преклоняются пред Ним, точно также должен каждый быть послушным и служить Его наместнику, дабы было одно стадо и один пастырь».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010