Он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужаго голоса. ( Ин. 10:3–5 ). Так и в обществах гражданских первым условием их политической силы и благоденствия должно быть крепкое, непринужденное и доверчивое единение между правительственною властию и между подчиненными и управляемыми членами общества. Там же, где авторитет правительственной власти расшатан и объединяющая сила его подорвана, где отдельные члены общества, увлекаемые лишь жаждой самоуправления и руководимые только личными своими вкусами и самодельными идеями об общественном благе, мечтают лишь о неограниченном просторе для своих страстей и беспрепятственном приволье для своих социальных измышлений и гражданских причуд, а вследствие всего этого с подозрительною критикою относятся ко всем правительственным распоряжениям, там нет, и быть не может основательных надежд на правильный и здоровый рост этих обществ и на политическое восхождение от силы в силу. Ибо как можно представить правильное и стройное движение там, где руководящая и правительственная власть хочет например двигать свое общество вперед, а оно уклоняется в сторону или направляется назад; или же наоборот: правительство хочет задержать и остановить бурное движение народных страстей, а они вопреки его воле все рвутся вперед и вперед? Некоторые современные государства, даже не без основания хвалящиеся своим высоким просвещением, могут однако же служить для нас наглядным и печальным примером тех неустройств, какие бывают там, где вместо единения существует разъединение между народом и правительством его. Не с тех ли пор стала сокращаться сила и богатство и нашего отечества и омрачаться слава его, как стали умножаться в нем противники верховной власти и проявляться те неистовые крамолы супостатов, об исчезновении которых св. церковь до сих пор принуждена молиться, после мученической кончины покойного освободителя и отца народного Александра 2-го? А все великие деяния и подвиги, совершенные народом нашим и обессмертившие его в истории, не вдохновлены ли были его безграничною любовию к своим государям и благоговением пред их священною властию, как венчанных помазанников Божиих? Поистине так! И покуда будет жить в народе нашем эта вековая любовь к своим государям и это благоговение пред их священною властию, до тех пор надежда на наше всецелое оздоровление и вера в доброе наше будущее будет с нами, и будет основательна.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Они — " нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа " .Что это за лжеучители, святой Иуда точнее не объясняет, но судя по всему, это все те же родоначальники гностиков, с которыми боролись святые Апостолы Петр и Павел, а позже святой Иоанн (ст. 1-4). Апостол грозит им карой Божией, напоминая о трех поразительных примерах Божественного суда: наказание Израильтянам, выведенным из Египта, наказание падшим Ангелам, " соблюдаемым в вечных узах, под мраком, на суд великого дня " и кару Божью, постигшую города Содом и Гоморру (Быт. 19 гл.). Подобная участь постигнет и этих мечтателей, " которые оскверняют плоть " , подобно жителям Содома и Гоморры, то есть предаются разврату, " отвергают начальства и злословят высокие власти " , то есть не признают авторитета духовных властей — святых Апостолов и их ставленников Епископов и Пресвитеров (ст. 5-8).В то время, как святой Петр говорил об Ангелах вообще, не дерзающих произносить укоризненный суд, Апостол Иуда говорит лишь об одном Архангеле Михаиле. Он приводит древнее предание, согласно которому у диавола происходил спор с Архангелом Михаилом из-за тела Моисеева, причем Архангел Михаил даже по отношению к диаволу не смел произнести укоризненного суда, а запрещал диаволу лишь именем Божьим, говоря: " да запретит тебе Господь " , между тем как эти лжеучители " злословят то, чего не знают " .Святой Иуда не жалеет выражений для того, чтобы дать самую отрицательную характеристику этим лжеучителям, уподобляя их бессловесным животным, сравнивая их с Каином, Валаамом и Кореем, возмутившимся против Моисея и Аарона (Быт. 4, Числа 22-24, Числа 16 главы).Святой Иуда приводит известное лишь из предания пророчество Еноха о грядущем суде Божьем над нечестивцами, которое, вероятно, связано с распутством потомков Каина (ст. 9-19). В заключение св. Иуда увещевает христиан " сохранять себя в любви Божией " и относиться с вниманием и разборчивостью к увлекшимся лжеучениями, будучи милостивым к покаявшимся.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1424...

«Под другими богами подразумеваются не только языческие божества (например, Египта или Ханаана), но и все, что претендует на господство, будь то политические силы (богами, как царскими титулами, именовали себя многие правители Древнего Востока) или какие-либо другие авторитеты и ценности (ср. Пс. 81 )» . Священник Михаил Шполянский добавляет: «Монотеизм возвышает Бога до Абсолюта, а человека — до Бога. И именно в христианстве эта возможность стала реальностью: “Бог стал человеком, чтобы человек мог стать Богом” (святитель Афанасий Великий ). В мистическом смысле первая заповедь — это заповедь о вере как таковой. Вера — удивительный дар Свыше и в то же время заповеданная каждому человеку обязанность. Вера есть одновременно условие и исполнение духовной жизни, единственный способ полноценной реализации человеческой личности, высшая форма познания. И, что важнее всего, вера — это прорастание временного в вечное» . Вторая заповедь Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои ( Исх. 20:4–6 ). «Вторая заповедь тесно связана с первой и из нее вытекает. Если в первой заповеди говорится как бы извне, об уникальности и единственности JHWH как Бога (для тебя), то здесь, во второй заповеди, говорится изнутри, о том, что JHWH вообще иной и ни на кого не похожий и ни с кем не имеющий ничего общего. Во всем творении нет такого существа, которое могло бы дать аналогию Богу Израиля или быть Его символом. Перечисляются три этажа космоса. Ни солнце, луна или звезды на небе, ни силы жизни и плодородия на земле, ни чудовища хаоса и бездны не могут дать представления о сущности JHWH. Он принципиально отличен от мира тварности» . В первой заповеди акцент сделан на том, что значит Божие присутствие в нашей жизни. Во второй заповеди говорится о том, как мы теперь должны выстраивать свою систему ценностей.

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

Полномочия Ездры, указанные в эдикте Артаксеркса, были весьма важны и обширны. Ездре было предписано: „ты посылаешься от царя и семи советников его, чтобы обозреть Иудею и Иерусалим по закону Бога Твоего, находящемуся в руке твоей 60 ... Поставь правителей и судей, чтобы они судили весь народ за рекою, – всех знающих законы Бога твоего, а кто не знает – тех учите. Кто же не будет исполнять закон Бога твоего и закон царя, над тем немедленно пусть производят суд, на смерть или на изгнание, или на денежную пеню, или на заключение в темницу» ( Ездр.7:14 ; Ездр.7:25–26 ) 61 . – Таким образом, задуманные планы вавилонских иудеев вполне удались: Ездра, книжник и блюститель закона, отправляется в Иерусалим в качестве уполномоченного царя с большими юридическими правами. Последнее было чрезвычайно важно для предстоящей ему деятельности. Кто не подчинялся его нравственному авторитету, тот все-таки боялся открыто восставать против его деятельности и прямо вредить ему: к нравственной силе Ездры могла придти на помощь физическая – меч, темница или заточение. Отправляясь из Вавилона в Иерусалим, Ездра, по-видимому, наперед составил себе определенный план деятельности и был хорошо осведомлен о состоянии умов среди Иерусалимской общины. Главная цель стремлений Ездры состояла в том, чтобы, пользуясь опытами и уроками прошедшего, привести народ еврейский к соответствию с его великим назначением народа Божия, насколько это было возможно при настоящих условиях зависимости от чужеземного царя 62 . Эта общая цель достигалась через выполнение двух задач. Во 1-х, благодаря полной изоляции народа еврейского от остальных народов и, во 2-х, благодаря проведению закона Иеговы в жизнь. – Ездре наперед было известно, что в Иерусалиме он найдет как лиц, сочувствующих его намерениям, так и противодействующих им. Придя в Иерусалим, сдав пожертвования для храма, объявив царские указы сатрапам и принеся жертвы ( 1Ездр.8:33–36 ), Ездра вскоре после этого приступает к выполнению своей первой задачи – изоляции израильского народа от остальных народов земли: „По окончании сего (по исполнении царских предписаний касательно подарков для храма, указов сатрапам, и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Полномочия Ездры, указанные в эдикте Артаксеркса, были весьма важны и обширны. Ездре было предписано: „ты посылаешься от царя и семи советников его, чтобы обозреть Иудею и Иерусалим по закону Бога Твоего, находящемуся в руке твоей 60 ... Поставь правителей и судей, чтобы они судили весь народ за рекою, – всех знающих законы Бога твоего, а кто не знает, тех учите. Кто же не будет исполнять закон Бога твоего и закон царя, над тем немедленно пусть производят суд, на смерть или на изгнание, или на денежную пеню, или на заключение в темницу“ ( Ездр. 7:14 , Ездр. 7:25–26 ) 61 . – Таким образом задуманные планы вавилонских иудеев вполне удались: Ездра, книжник и блюститель закона, отправляется в Иерусалим в качестве уполномоченного царя с большими юридическими правами. Последнее было чрезвычайно важно для предстоящей ему деятельности. Кто не подчинялся его нравственному авторитету, тот все-таки боялся открыто восставать против его деятельности и прямо вредить ему: к нравственной силе Ездры могла придти на помощь физическая – меч, темница или заточение. Отправляясь из Вавилона в Иерусалим, Ездра, по-видимому, наперед составил себе определенный план деятельности и был хорошо осведомлен о состоянии умов среди Иерусалимской общины. Главная цель стремлений Ездры состояла в том, чтобы, пользуясь опытами и уроками прошедшего, привести народ еврейский к соответствию с его великим назначением народа Божия, насколько это было возможно при настоящих условиях зависимости от чужеземного царя 62 . Эта общая цель достигалась чрез выполнение двух задач: Во 1-х), благодаря полной изоляции народа еврейского от остальных народов и во 2-х), благодаря проведению закона Иеговы в жизнь. – Ездре наперед было известно, что в Иерусалиме он найдет как лиц сочувствующих его намерениям, так и противодействующих им. Пришедши в Иерусалим, сдавши пожертвования для храма, объявивши царские указы сатрапам и принесши жертвы (8:33–36), – Ездра вскоре после этого приступает к выполнению своей первой задачи – изоляции израильского народа от остальных народов земли: „По окончании сего (по исполнении царских предписаний касательно подарков для храма, указов сатрапам и т.п.), подошли ко мне начальствующие и сказали: народ израилев и священники и левиты не отделились от народов иноплеменных с мерзостями их, от хананеев, хеттеев...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Посему, чтобы до своей смерти обеспечить сколько возможно успех этого дела, Давид, сверх заготовленных уже сокровищ и денег, решился еще раз пригласить весь народ израильский к пожертвованиям на храм, и, в то же время, как можно прочнее утвердить в народе царственный авторитет своего наследника. С этой целью Давид собирает в Иерусалим …всех вождей Израильских, начальников колен и начальников отделов, служивших царю, и тысяченачальников, и стоначальников, и заведовавших всем имением и стадами царя и сыновей его с евнухами, военачальников и всех храбрых мужей 774 . Перед сим-то многочисленным собранием Давид начинает держать свою речь. Прежде всего, он старается внушить своим подданным о Соломоне, сыне своем, что он-то и есть, самим Богом назначенный, преемник Давидов, и ему то от самого Бога поручено совершить дело построения храма 775 . Для этого, в виду всего народа, Давид торжественно возлагает на Соломона обязательство исполнить определенное ему дело Божие и для этого же вручает ему все планы и чертежи храмовых построек, со всеми их деталями и с подробным объяснением их веса и меры 776 . Торжественная и умилительная минута! Ст. 1–2. Обращая речь свою к вождям израильским и начальникам колен, царь Давид заявляет, как много уже им заготовлено золота, серебра, меди, железа, дерева и разных дорогих камней для храмовых построек. Это заявление, очевидно, имеет ту цель, чтобы добрым и успешным началом дела поощрить народ к продолжению оного. Ст. 3–5. …и еще по любви моей к дому Бога моего, есть у меня сокровище собственное из золота и серебра, и его я отдаю для дома Бога моего… Призывая народ к пожертвованиям, Давид сам делает почин и хочет показать своим подданным царский пример в сем деле. Пожертвования царя, по своей огромности, могли равняться только его благочестию и всецелой преданности задуманной им великой идее. Царь пожертвовал 3,000 талантов золота (около 180,000 фунтов) и 7,000 талантов серебра (около 420,000 фунтов). …Не поусердствует ли еще кто жертвовать сегодня для Господа?.. скромно предложил царь. Ст. 6–9. Народ был тронут и воспламенен примером своего маститого царя. Пожертвования полились, можно сказать, рекою и оказались так огромны, что неудобно могут даже и выражаться на наших числах и по нашему счету 777 . Обрадованный усердием своего народа, искренностью и чистосердечием его жертв, Давид излил свои чувства в восторженной молитве пред Богом, подателем всех благ и милостей. Ст. 10–16. В этой молитве Давид, прежде всего, славословит неизмеримое величие, могущество и славу Господа Бога, владеющего всем. Затем благоговейно относит, единственно, к силе и помощи Божией множество собранных пожертвований и, в то же время, смиренно умаляет их цену, со своей стороны, тем, что у человека, как странника и пришельца на земле, нет ничего своего, и потому, все, что он ни жертвует Богу, есть тот же дар Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

«Потом (явился Христос) двенадцати». В славянском тексте стоит число одиннадцать», хотя во время явления было собственно только десять учеников, ибо Иуда был уже мертв, а Фома отсутствовал; но так обычно Писанию именовать все собрание апостолов по первоначальному числу их; почему и Фома назван у евангелиста Иоанна одним из обоюнадесяте (ХХ, 24. Еп. Феофан). И Св. Лука в повествовании о том же явлении Господа воскресшего ставит одиннадцать учеников. 1Кор. 15:6 . «Потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили». Чтобы не стал кто подозревать, будто бы о любимом Учителе проповедовали воскресение, которого не было, Апостол помянул и о явлении более чем пятистам братий, – не порознь, а всем вкупе (Св. Златоуст). 1Кор. 15:7 . «Потом явился Иакову». Мне кажется, брату своему; его, говорят, Он сам рукоположил и поставил первым епископом в Иерусалиме (Св. Златоуст). «Также всем Апостолам». Ибо были и другие Апостолы (сверх двенадцати), именно семьдесят (Св. Златоуст). 1Кор. 15:8 . «А после всех явился и мне, как некому извергу». Изверг не злодей, а выкидыш (изверженный младенец). Употребляет себя выкинутому зародышу, который не включается и в число людей, – так глубоко смирение величайшего из Апостолов (Феодорит). 1Кор. 15:9–10 . Упомянув затем о великих трудах своего апостольства, сравнявших авторитет его со всеми другими Апостолами, Св. Павел дерзновенно возглашает об истине воскресения Христова. Кор. 15:11. «Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали!» б) Общее воскресение, как следствие воскресения Христова ( 1Кор. 15:12–34 ). 1Кор. 15:12 . «Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас (не всех укоряет, и укоряемых не открывает, дабы не ожесточить их. – Св. Златоуст) говорят, что нет воскресения мертвых?» Надо полагать, что смысл слов говоривших был такой: воскресение мертвых невозможно. Указав им на действительное воскресение Христа, Апостол вполне опроверг их: ибо если «есть» совершилось, то оно возможно. От действительности к возможности заключение верное (Еп. Феофан).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Прав. Иоанн Кронштадтский по этому поводу пишет: «Весьма мало молитвенников искренних, усердных; оттого весьма редко говеют, каются, и причащаются христиане; может быть и наполовину не говели бы, если бы закон гражданский не повелевал ежегодно быть всем у исповеди и Святого Причащения». Удивительно, что многие священнослужители в упорном невежестве ссылаются до сего времени на «авторитетное» постановление Синодального времени, рекомендуя верующим причащаться раз в год 5 . Может ли быть вполне достаточным для нас, согрешающих ежедневно, такое редкое причащение? Вспомним слова Христа Спасителя: «Жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге» ( Мф.15:32 ). Господь прикровенно дал нам понять, что через три дня после Святого Причастия нам следует снова подкреплять свои силы Хлебом жизни 6 . Конечно, души, живущие напряженной духовной жизнью, чувствуют евхаристическую жажду и голод. «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» ( Пс.41:2 ). К сожалению практика редкого причащения оказалась для многих возведенной чуть ли не на степень канонического «правила». Развилась излишняя, прямо-таки нездоровая мнительность (боязливость), и нередко она отгоняет членов Церкви от причастия на много лет, о чем говорил еще митрополит Сергий (впоследствии ставший патриархом). Известно и печальные факты отказа со стороны священников в частом причащении и недопущении к Святой Чаше в «Светозарную ночь» Святой Пасхи. В некоторых случаях ревность о достойном причащении объяснима борьбой с небрежным отношением к Таинству, выражающемся в легкомысленном желании поскорее «отговеть» в Пасхальную Ночь 7 . Тот же, кто приобщается часто, часто очищает и совесть свою таинством покаяния, а возобновляя при этом скорбь и сокрушение о содеянных грехах, он напечатлевает в душе своей спасительный страх Божий, удерживающий его от греха. По мере частого приобщения добрые расположения и добродетели приобретают большую силу и становятся потребностью души. И, таким образом, часто причащающийся приобретает расположение с усердием исполнять заповеди и жить по-Божьи.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Православное Мариепочитание Христовой Церкви чуждо западной односторонности и двух Ее крайностей: римского мариепоклонства и протестантского мариехульства. «Одинаковый вред в обеих этих ересях, и когда уничижают Деву, и когда, напротив, прославляют Ее сверх должного» (Панарион, против колларидиан. Св. Епифаний). 10. Мариехульство «Как вы говорите: «мы мудры, и закон Господень у нас?» А вот лживая трость книжников и его превращает в ложь» ( Иер.8:8 ). Как протест против римского мариепоклонства является протестантское мариехульство. Хотя святое Православие древняя неповрежденная истина Христова, естественно, осталось чуждым истории и борьбе отпавшего от него через разные лжеучения римского папизма с порожденным им протестантизмом, но невольное общение и столкновение с тем и другим происходили, и в настоящее время усиленно происходят. С грустью приходится отметить, что протестантствующее сектанство, по халатности и недосмотру ответственных кругов, в свое время проникло и в православную Россию и стало жить в нем, как болезненный нарост. Эта духовная губительная зараза имеется и в русском рассеянии. Среди русской эмиграции распространяется несколько сектантских изданий и немало брошюр. Часто выступая с хулами на Православную Церковь , один сектантский журнал недавно выступил с новою хулою против нее в вопросе о почитании Пресвятой Богородицы 4 . Озлобленная борьба с ХристовоЙ Церковью на земле ослепляет духовные очи, и хулы пали на святейшее евангельское лицо Пресвятой Девы Марии. Заявив, для вида, что «ни один христианин не может иначе и помыслить о Матери Господа, как только с глубочайшими чувствами уважения и почтительной любви» («Приз.» 14 стр.) и еще одной-двумя фразами в таком духе, весь выпуск в 24 страницы посвящен уничижению лица Пресвятой Девы во что бы то ни стало, вопреки рассудку и в прямом и для всех очевидном искажени и смысла евангельскаго текста. Господь и в отрочестве был «кроток и смирен сердцем» и был «в повиновении» у родителей, а сектант утверждает, что Он «отклонил наименование отца в отношении Иосифа», а также и авторитет Своей Матери, сказав: «или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит (не Иосифу и не Тебе), но Отцу Моему». Такую поясняющую вставку делает в тексте сектант.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Пусть человек сначала испытывает себя, и только затем пусть ест от хлеба сего и пьёт из чаши сей». (6,1) Из сказанного следует, что всякому взявшемуся служить своему ближнему, следует сначала рассудить, не слишком ли поспешно он начал учительство, не из соперничества ли с кем или из честолюбия распространяет своё учение? Считает ли он единственной себе наградой спасение слушателей? Письменное слово должно произноситься не ради славы и не в ожидании награды. (2) «Ибо никогда, – говорит апостол, – не было у нас перед вами ни слов лести, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель! Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других. И хотя мы могли бы воздействовать на вас своим авторитетом, как апостолы Христовы; но заботились о вас подобно тому, как кормилица заботится о своих детях». (3) По этой же причине расположенные к принятию божественных речений должны остерегаться простого любопытства, характерного для посетителей городских достопримечательностей, и прийти к нам не из расчёта получить земные выгоды, услышав, что посвятившие себя Христу делятся с другими повседневными благами. Это лицемеры, забудем о них. Если «желаешь в самом деле быть, а не казаться лишь праведником», оставь в своём разумении место только для высших помыслов. (7,1) Если «жатвы много, а делатели малочисленны», то следует молиться, чтобы работников было как можно больше. Возделывание поля возможно двумя способами: один использует устное слово, другой – письменное. Но какой бы метод не избрал сотрудник Господа при посеве благородной пшеницы, как бы ни взращивал колосья и как бы ни пожинал урожай, он останется подлинным божественным земледельцем. (2) «Заботьтесь не о пище тленной, – говорит Господь, – а о пище, пребывающей в жизнь вечную». Насытиться же можно как хлебом, так и словом. Что касается последнего, то поистине «блаженны миротворцы», направляющие на иной путь тех, кто здесь живёт плохо и побеждён незнанием, и ведущие их к миру, который даруется словом и жизнью по-божески, и тем, кто изголодался по праведности, раздавая хлеб.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010