— Таких разговоров я с Кащеевым не имел, хотя Кащеева знаю хорошо. Жить мне было не так–то плохо, и обижаться мне на жизнь не приходилось. — Вы жили в селе Старо–Тырышкино Смоленского района? — В селе Старо–Тырышкино я жил с 1 августа 1935 года по 15 июня 1936 года. С 1 августа до 12 декабря 1935 года я там служил священником. В декабре месяце после закрытия церкви я в этом селе жил без работы. — Жителя села Старо–Тырышкина Митрофана Белгородцева вы знаете? — Знаю, так как он был сторожем церкви и был церковным старостой. Белгородцев колхозник. — Имели вы с Белгородцевым разговоры о том, что скоро будет война и колхозников за то, что они не хотели жить единолично, будут убивать? — Таких разговоров у меня с Белгородцевым никогда не было. — Вы говорите неправду, так как Митрофан Белгородцев нами допрошен, по этому вопросу он показал, что в один из воскресных дней в марте 1936 года в церковную сторожку пришли он, Кащеев, Летягин и ряд женщин. В разговорах с ними вы стали говорить, что при советской власти жить стало плохо и особенно плохо живется колхозникам. Потом сказали, скоро житье переменится, так как власть свергнут, колхозов не будет. — Таких разговоров я ни с Кащеевым, ни с Белгородцевым не вел. — Вы напрасно встаете на путь отрицания этого, так как Белгородцев и Кащеев в своих показаниях, которые вам были зачитаны, подтверждают разговоры в сторожке. От вас я также требую правдивых показаний. — Я еще раз подтверждаю свои показания, что таких разговоров с ними не вел. — Кроме всего этого Захарьин подтверждает, что в то время, как вы были у Носкова вместе с Пальмовым, то и там высказывали такие же взгляды, что власть будет свергнута и настанут новые лучшие времена. Почему вы все же пытаетесь отрицать то, что вы антисоветски настроены? — Если я с Пальмовым и был у Носкова, то Захарьина там не видел. Говорить что–либо против советской власти я не говорил. 2 октября 1936 года следователи произвели очную ставку между священником Иоанном Можириным и Степаном Кащеевым, которого следователь спросил:

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Пий XI большое внимание уделял развитию церковных наук и использованию современных средств массовой коммуникации; способствовал культивированию латинского языка, изучению схоластической философии. В 1936 году он создал Папскую академию церковных наук. Одной из наиболее важных задач которой является также подготовка церковных дипломатов. В области светских наук Пий своим кровным делом считал прежде всего развитие Ватиканской библиотеки. В 1935 году была открыта новая астрономическая обсерватория в Кастель Гандольфо. Еще в 1913 году была введена в строй радиостанция «Радио Ватикана», перед микрофоном которой часто и охотно выступал Пий XI. Оснащению Ватикана современной техникой помогли значительные суммы, предоставленные папе в соответствии с Латеранскими соглашениями. Пий XI осознал значение печати в деле формирования общественного мнения. Он уделял много внимания журналистам. В 1936 году в Риме была проведена Неделя католической печати и Выставка католической печати. Пий XI много говорил о киноискусстве. В эпоху расцвета кино папа в своей энциклике «Vigilanti cura» от 29 июня 1936 года признал огромные возможности кинофильмов в оказании воздействия на массы. Считалось допустимым показывать фильмы соответствующего религиозно-нравственного содержания и политической направленности. Поэтому папа рекомендовал создать государственную цензуру фильмов. А епископам рекомендовалось постоянно публиковать список кинофильмов, считавшихся хорошими, равно как и таких, которые они считают плохими, вредными и которые не должны предлагаться верующим. В рамках «Католического действия» также существовал список запрещенных фильмов. В числе энциклик папы Пия XI можно найти целый ряд взаимоувязанных между собой посланий о воспитании молодежи, о браке, о семейной жизни и общественном строе. В энциклике «Divini illius magistri» 1929 года подчеркивалось, что право воспитания христианской молодежи в первую очередь принадлежит церкви, семье и лишь в последнюю очередь государству. Энциклика «Casti connubii» о браке и семье, опубликованная в 1930 году, идеализировала традиционный союз между мужчиной и женщиной, морально благословляя господство в нем мужчины.

http://sedmitza.ru/lib/text/441701/

Внимание советской власти к священнослужителям было особенно пристальным. Как в древнем Израиле блудница и сын блудницы не могли войти в общество Господне (Втор. 23, 2), так в СССР ни священник, ни его близкие не имели надежды на законное существование в советском обществе. К 1936 году верховная власть страны, вероятно, пришла к выводу, что два десятилетия под руководством коммунистической партии и лично товарища Сталина достаточно сплотили советское общество, переплавив его граждан в новый тип человеческой расы, позже получивший ироническое название homo sovieticus. Эта убеждение отразилось в новой советской Конституции 1936 г., получившей название «сталинской». Одним из завоеваний этой Конституции стала отмена категории «лишенец». Сейчас нам трудно представить, с каким восторгом была воспринята многими эта Конституция. Все бывшие лишенцы и члены их семей, находящиеся до этих пор словно на краю пропасти, привыкшие жить в непрестанном страхе перед новым витком репрессий, лишенные права защитить себя и близких от государственной деспотии, вдруг получают полноту гражданских прав вплоть до права избирать и быть избранными. Они получают надежду не только на жизнь, но на жизнь без лишений, унижений и угроз. Такие перспективы не могли не внушить недавним изгоям самых радужных ожиданий. Естественно, что воспряли духом и священники, представлявшие собой категорию людей, обреченных советской властью на полное исчезновение. Обновленцы Вот, к примеру, письмо И.В. Сталину обновленческого духовенства Вяземской епархии по поводу принятия конституции 1936 г.: «Духовенство Вяземской епархии, во главе со своим архиепископом Павлом (ориентации Высшего церковного совета), с чувством неподдельной радости и сыновней преданности выражает Вам, мудрейший из людей, глубочайшую благодарность за дарованные нам права, изложенные в бессмертном историческом документе – ВЕЛИКОЙ СТАЛИНСКОЙ КОНСТИТУЦИИ. Мы, как и все граждане социалистического государства, видим и чувствуем в этом документе изумительные, блестящие победы, одержанные нашей замечательной страной под Вашим гениальным руководством. День утверждения новой Конституции для нас, доселе бесправных, явился и будет до конца нашей жизни поистине светлым днем торжества, светлым днем радости за себя и за всех людей, населяющих нашу родину и согретых невиданной в истории человечества, Вашей отеческой заботой. Мы искренне заверяем Вас, Иосиф Виссарионович, и Советское Правительство, что во всей нашей деятельности оправдаем великое доверие, оказанное нам партией и правительством Советского Союза, и всякий из нас, посягнувший прямо или косвенно на подрыв мощи нашей дорогой родины, где так вольно дышит человек, сам себя обречет на заслуженную кару, и такому нет и не будет места в наших рядах. Слава Вам, Великий Зодчий человеческого счастья, на нескончаемые годы. Пусть Ваш гений освещает путь всему человечеству! Слава нашему Советскому Правительству! ДА ЗДРАВСТВУЕТ ВЕЛИКАЯ СТАЛИНСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ!»

http://pravoslavie.ru/105379.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

29.11.1936 Надвойцы Я не получил телеграмму об уходе от нас мамы Тали: только из писем я узнал о нем. Но сердце чуяло: дни 19, 20, 21 были в числе самых трудных, мучительных за последние годы, хотя внешне все было в порядке. Чуяло сердце! Веруля, родная, любимая. Дни такой большой скорби — дни встреч с Богом. Душа встречается с Ним, и встреча эта иногда бывает борьбой, но блажен тот, кто побежден бывает Вышней десницей. Он всходит на новую ступень по пути к вечному свету. Помнишь, Веруля, смерть Риммы, нашу встречу — не стала ли эта смерть тогда началом светлого восхождения, новым этапом на пути жизни. Для неверующего смерть ослабляет связь с миром, наполняет душу сознанием ненужности на земле. Уход любимого укрепляет связь верующего сердца с подлинной жизнью, делает жизнь бесконечно ответственной и содержательной в каждом мгновении и в каждом движении. Истинная вера — в сознании, что от нашего земного подвига зависит воскресение отшедших, час его осуществления. Каждое наше деяние и каждая даже наша мысль имеет внутреннее отношение к жизни отшедших, приближает или отдаляет благословенный миг совершенных встреч. Мама Таля. Пусто стало с ее уходом в нашем мире. Но ведь верим, ведь несомненно знает сердце, что зажглась новая звезда на небе в час ее отшествия. Как ясно видела она Врата Отчего дома. Мука, принятая ею в последние месяцы, была, верится, последним испытанием, предочищающим ее для невозбранного входа в обитель Света и в вечную радость. Верочка! Будем жить для отшедших, укрепляя связь с ними, помогая им и ища их помощи на пути к Невечереющей Пасхе. 13.12.1936 Надвойцы У меня во внешнем кое–какие перемены. Вот уже третий день как я выбрался из домика… Грустно было мне оставить эти комнатки. Я поместился неплохо. Большая комната в теплом оштукатуренном доме, электрическое освещение, радио. Народ кругом, в общем, спокойный, те же, с кем я жил, и еще кто-то. Питаюсь пока по–прежнему, но, кажется, скоро будет положен конец моему «сухому пайку». 25.12.1936 Надвойцы Вечером Светлого дня пишу… Хорошо прошел этот день у меня. День неожиданно оказался «выходным», т. е. свободным от работы. Погода выпала прекрасной, небольшой морозец, небо, снег и все кругом — как на иконе. Вчера вечером, сегодня утром, днем гулял много, и сердце мое было полно праздничным, таким же светлым, радостным, голубым, розовым, белым, как небо и снег кругом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

С лета 1936 г. в связи с публикацией 12 июня проекта новой Конституции СССР, а затем и окончательного текста конституции (5 дек.) по всей стране активизировалась антирелиг. работа. 1 дек. 1936 г. председатель свердловского обл. «Союза воинствующих безбожников» во все райкомы партии выслал директивы, в соответствии с к-рыми необходимо было провести новый набор членов в «Союз...», созвать конференции и т. д. (Там же. Ф. 90. Оп. 7. Д. 61. Т. 2. Л. 29). Степень религиозности населения изучали не партийные работники, а районные органы НКВД, которые информировали власти о религиозной обстановке. В Кунгурский райком ВКП(б) 23 дек. 1936 г. поступила докладная записка начальника Кунгурского районного отдела НКВД А. В. Пермякова «О настроениях в районе в связи с опубликованием проекта новой Конституции СССР», где говорилось: «Среди оставшегося в городе и районе духовенства и их приспешников наблюдаются усиленные а/с (антисоветские.- М. Н.) проявления и распространение среди населения провокационных слухов о «перемене власти»... церкви все должны быть возвращены верующим и т. д.» (Там же. Ф. 970. Оп. 3. Д. 168. Л. 4-5 об.). 20 апр. 1937 г. вышло постановление бюро Свердловского обкома ВКП(б) «О вылазках церковников» (Там же. Ф. 90. Оп. 7. Д. 61. Т. 2. Л. 9). 24 апр. 1937 г. 1-й секретарь подписал директиву обкома ВКП(б) «О контрреволюционной деятельности духовенства и необходимости активизации антирелигиозной работы на местах» (Там же. Д. 61. Л. 30-34). В директиве говорилось о том, что «контрреволюционная деятельность» духовенства носит «диверсионный и террористический характер», указывалось «на наличие единого организующего центра, которым нередко является японская разведка и троцкисты». В передовице газ. «Звезда» от 9 июня 1937 г. под названием «Широко развернуть антирелигиозную пропаганду» содержалась резкая критика недостаточно активной работы «Союза воинствующих безбожников». В марте-авг. 1937 г. Пермский горотдел НКВД арестовал 37 чел. Из них 22 чел. являлись правосл. клириками, один - бывш. церковным старостой, 10 - военнослужащими 9-го стройбатальона пермского гарнизона, из к-рых один был бывш. служителем культа, другой - сыном священника. Все они обвинялись в принадлежности к «контрреволюционной шпионско-диверсионной повстанческой организации», были осуждены по решению тройки УНКВД Свердловской обл. от 25 авг. 1937 г. и приговорены к высшей мере наказания (Там же. Ф. 641/1. Оп. 1. Д. 12396. Т. 6. Л. 880).

http://pravenc.ru/text/2580028.html

фр. на оплату трудов о. Сергия в 1935–1936 финансовом году предполагалось отпустить 14 400 фр. фр. (Машинопись. Архив РСХД (Париж)); То же: XI. Распределение общих сумм движения на 1935–36 год//ВРСХД. 1935. 8–11. С. 36). При этом все расходы на работу Секретариата Движения исчислялись только в 9 650 фр. фр. (Там же). Т. о., о. Сергий являлся наиболее высокооплачиваемым русским церковно-общественным работником в Париже из числа получавших регулярное содержание (фиксированная часть доходов духовенства приходских храмов была значительно ниже). Для сравнения, по положению на январь 1936 г., в Свято-Сергиевском православном богословском институте инспектор и ординарный профессор прот. С. Н. Булгаков и экстраординарные профессора А. В. Карташев и свящ. Г. В. Флоровский получали по 1 200 франков в месяц, ординарный профессор В. В. Зеньковский — 1 000 франков, преподаватель Н. Н. Афанасиев — 900 франков, а прочие сотрудники от экстраординарного профессора до эконома — от 800 до 80 франков в месяц. Общая сумма месячного содержания всего штата института равнялась 12 175 франкам. (Ведомость на выдачу содержания за первую половину января 1936 г. (Архив Парижской архиепископии). Отметим, что еще в самом начале сотрудничества о. Сергия с РСХД в собрании парижского Движения о Валааме рассказывали сами недавние валаамские братия — оставивший Валаам по собственному желанию, но утверждавший, что потерпел за несогласие с реформой церковного календаря, известный впоследствии своей работой в Марокко о. Варсонофий (Толстухин) и бывший миссионер и автор широко известных ныне воспоминаний инок Афанасий (Нечаев): «…говорил о. Варсонофий о Валаамской пустыне. Он дал исторический очерк Валаама и рассказал об его подвижниках, угодниках и старцах. Особенно запечатлелся в памяти рассказ о самых последних предреволюционных временах […] „Древняя великая святая обитель — закончил свое слово о. Варсонофий — и теперь она имеет в своих стенах стойких, мужественных борцов за православие, непрестанно молящихся о ниспослании лучших времен России, из которой вышли они…“ После о.

http://bogoslov.ru/article/6174394

бывший административно ссыльный получил освобождение. В том же 1933 г. он вступил в контакт с Апостольским администратором Ватикана в России по Москве (по Московскому церковному округу) епископом Пи-Эженом Невё(1877–1946 гг.) на предмет присоединения к римско-католической Церкви переговоры закончились безрезультатно, поскольку Путята принял решение перейти к григорианским Временный высший церковный совет (ВВЦС) принял его в сущем и в 1934 г. Путята начал служить в григорианских храмах Томска, именуясь «митрополитом Томским и всея Однако в том же 1934 г. по представлению Новосибирского Преосвященного, постановлением Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и Временного Патриаршего Священного Синода от 13(26) июня 1934 г. монах Владимир (Путята) был объявлен (с оговоркой: в случае нераскаяния) «отпавшим от Св[ятой] Церкви и лишенным христианского После крушения ВВЦС Путята остался практически без средств к Год смерти Путяты точно не известен. Историками (со ссылкой на свидетельства современников) называются разные даты: февраль–март 1936 1937 и даже начало 1941 Место смерти и захоронения тоже разнятся: упоминаются и Омск, и Вятка Согласно справке от 10 декабря 1969 г., подписанной начальником Центрального архива КГБ при Совете министров СССР Губановым и направленной в адрес руководства Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, Путята в 1935 г. был «осужден к 3 годам лишения свободы и, отбывая срок наказания, в 1936 г.   Как известно, настоящий погром церковной инфраструктуры под флагом секуляризации продолжался в Советской России с лета 1918 по лето 1919 г. Уже с конца 1919 г. перед органами ВЧК встала задача поиска путей и каналов влияния на кадровую политику руководства православной Церкви, в том числе рассматривалась возможность продвижения на руководящие церковные посты иерархов, конформистски настроенных и по разным причинам (исходя из личностно-карьеристских либо материальных, но отнюдь не идейных соображений) выразивших готовность сотрудничать с чекистами, дабы через церковный центр, используя механизм внутрицерковной дисциплины, влиять на поведение духовенства и рядовых верующих, добиваясь превращения Православной Российской Церкви в учреждение вполне управляемое и послушное богоборческой власти.

http://sedmitza.ru/lib/text/4758300/

Структура христианского населения Южной Африки, если сравнивать ее с состоянием на 1936 г., на первый взгляд также не претерпела к 1960 г. существенных изменений (табл. 2). Однако при анализе конфессиональной статистики, содержащейся в переписях населения за период с 1946 по 1960 г., мы сталкиваемся с несколькими парадоксами, связанными с политической обстановкой в стране, которая проходила этап формирования режима апартеида. Во-первых, всего за десятилетие — с 1936 по 1946 г. — имело место уменьшение численности паствы африканских независимых церквей на 280 тыс. человек. В результате доля АНЦ в 1946 г. в христианском населении страны уменьшилась более чем на 4%, и это христианское направление со второго места по численности сторонников опустилось на четвертое. Однако причина этой ситуации не в неожиданной потере популярности АНЦ, а в борьбе с сепаратизмом африканских церквей в годы Второй мировой войны . Действительно, за тот же период, с 1936 по 1946 г., произошло краткосрочное скачкообразное увеличение доли в христианском населении Южной Африки сторонников конгрегационализма, пресвитерианства, методизма и англиканства, а также взрывообразный рост численности пятидесятников. К тому же к 1946 г. в структуре переписи увеличилась категория «Другие церкви», состав которой не расшифровывался и поэтому в нее можно было помещать любые религиозные организации, наличие которых в стране не одобрялось властями ЮАС. Однако уже в 1951 г. конфессиональная статистика изменяется: АНЦ восстанавливают свою численность (почти 13% жителей страны), а рост доли миссионерских церквей среди южноафриканцев сменяется убылью. Таким образом, скорее всего, в 1946 г. произошла приписка паствы АНЦ эфиопского типа к миссионерским церквям, от которых они ранее откололись, а в 1951 г., когда власти решили, что сепаратизм африканских церквей не представляет угрозы, они «вернули» им их верующих. Второй парадокс касается различий в темпах роста численности адептов миссионерских церквей за 1946–1960 гг. Статистика свидетельствует, что темпы роста у церквей, большинство паствы которых составляли черные, меньше, чем у тех конфессий, среди адептов которых доминирует белое население. Хотя должно быть наоборот, ведь именно численность черных христиан в этот период росла быстрее всего, что должно было обеспечить рост доли в населении страны тем конфессиям, в структуре которых они преобладали. Например, за рассматриваемый временной отрезок в населении Южной Африки сократилась доля методистов, более 77% приверженцев которых в 1960 г. были черными, но выросла — реформатов, паства которых на 62% состояла из белого населения. Исключение из этого парадокса составляли только католики.

http://bogoslov.ru/article/6195794

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010