Если в конце 1923–1924 гг. А. И. Боярский активно высказывался за нахождение общего языка с Московской патриархией, то в 1925 г. он заявил, что «мир с тихоновцами невозможен» и подверг резкой критике саму идею патриаршества. Однако в середине 1930-х гг. он вернулся к мысли о примирении с Православной Российской Церковью и в декабре 1934 г. направил каноническому Ивановскому архиепископу (с 1935 г. митрополиту) Павлу (Гальковскому) письмо, в котором призывал к прекращению внутрицерковной борьбы и объединению усилий ввиду надвигающейся угрозы физического уничтожения Церкви. 16/17 марта 1936 г. Боярский в очередной раз был арестован в г. Иванове. В постановлении на арест ему предъявили следующие обвинения: а) «вел активную антисоветскую и террористическую агитацию, распространял контрреволюционные слухи»; б) «будучи сторонником фашизма, высказывался за неизбежную победу фашизма, в частности, германского над коммунизмом, восхвалял фашизм в Германии»; в) «в целях активной борьбы с советской власть[ю] [о]бъединил вокруг себя реакционно и фашистски настроенную часть обновленческого духовенства, высланного из г. Ленинграда и области»; г) «под флагом “обновленчества” проводил активную деятельность, направленную на укрепление церкви» . Виновным себя А. И. Боярский не признал, тем не менее, согласно постановлению Особого совещания при Наркоме внутренних дел СССР от 15 июля 1936 г., его приговорили (по ст. 58-10) к пяти годам лишения свободы. Первоначально он содержался в тюрьме г. Иваново, но после вынесения приговора его этапировали в Ярославскую тюрьму, а позднее перевели в Суздаль. 9 сентября 1937 г. постановлением «тройки» УНКВД СССР по Ивановской области А. И. Боярский был приговорен к высшей мере наказания и в тот же день расстрелян (в Иванове) . Реабилитировали его (в два этапа) в 1988, 1994 гг. 25 октября 1936 г., находясь в заключении, А. И. Боярский обратился к секретарю ЦК ВКП(б) И. В. Сталину с письмом большого объема, содержание которого касалось широкого спектра вопросов. 16 ноября 1935 г. этот документ был направлен руководителю страны. Машинописная заверенная копия текста письма (с рукописными пометами И. В. Сталина) и две сопроводительные бумаги к нему сохранились в Российском государственном архиве новейшей истории (Ф. 3. Оп. 58. Д. 204. Л. 28–53) среди материалов одной из «тематических папок» Политбюро ЦК РКП(б) – ВКП(б) – КПСС: 41-я «группа документов» по классификатору (Государственная безопасность и охрана общественного порядка, 1917–1967).

http://sedmitza.ru/lib/text/10253491/

статьи Е. Ф. Шмурло о Мелетии С. и о Паисии Лигариде в «Трудах V съезда р. акад. организаций», I, София 1932. III. 5. Срв. новую работу Н. П. Шкеровин , Буро Крижанин, живот, рад и uдeje, Београд, 1936. IV. 1–2, срв. еще R. Stupperich . Staatsgedanke und Religions-politik Peters des Grossen, 1936. IV. 3. См. R. Stupperich , Teofan Prokopovic und J. Fr. Buddeus, Z. f. OE. Gesch., IX, 3, 1935; срв. статьи Крупницкого в «Записках чина Св. Василия В»., VI, 1–2, 1936. Еще Тн. Womschke , Der Pietismus in Moskau, D. Wissenschaftliehe Zeitschrift fur Polen, 1939, Hf. 18, и Schulkampfe in Petersburg, Jb. f. Kultur und Geschichte der Slaven, I, 1925. IV. 6. Срв. в особенности украинскую книгу Дм. Чижевского , Философия Г. С. Сковороди, Варшава, 1934; его же статья в Z. f. slav. Phil., XIII; N. Arseniew , Bilder aus dem russischen Geistesleben, I. Die mystische Philosophie Skovorodas, Kyrios, 1936, Hf. 1. VI. 2. Вышло уже четыре тома нового издания М. Бакунина, окан­чивая 1861-м годом. VI. 4. Только в самое последнее время текст «Философических писем» восстановлен полностью, но издан пока только русский перевод, – «Неизданные «Философические Письма» П. Я. Чаадаева», со введением и комментарием Д. Шаховского, «Литературное Наследство», 22–24, Μ. 1935. Несомненна тесная связь Чаадаева с Ламенне, всего более с его Essai sur l " indifference eu matiere de religion (он читал эту книгу как раз во время писания своих писем). «Удивительное понимание жизни, принесенное на землю Создателем христианства; дух самоотвержения; отвращение от разделения, страстное влечение к единству, вот что сохраняет христиан чистыми при любых обстоятельствах. Так сохраняется раскрытая свыше идея, а через нее совершается вели­кое действие слияния души и различных нравственных сил мира в од­ну душу и единую силу. Это слияние – все предназначение христианства. Истина едина: царство Божие, небо на земле, все евангельские обетования – все это не иное что, как прозрение и осуществление соединения всех мыслей человечества в единой мысли; и эта единая мысль есть мысль самого Бога, иначе говоря – осуществленный нравствен­ный закон. Вся работа сознательных поколений предназначена вы­звать это окончательное действие, которое есть предел и цель всего, последняя фаза человеческой природы, разрешение мировой драмы, великий апокалиптический синтез» (с. 62).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

2.6.1936 Надвойцы Работаю, как писал… статистиком. Работой доволен. Особенно занят по декадам, т. е. как раз вот сегодня, завтра, послезавтра. Здоров. 13.6.1936 Надвойцы Перевели меня на другую работу без всякой связи с моим здоровьем. Да и здоровье мое благополучно вполне. Работы у меня порядочно, особенно по декадам… С цифрами я не особенно дружен, орудую с ними медленно, так что часто просиживаю вечерами, да и выходные дни часто в работе, но все это несравненно легче моих физических упражнений, да и обстановка, в которой мне приходится работать, вообще спокойная и хорошая. Внешние условия жизни у меня теперь очень неплохие. Высокий, очень хороший барак, отдельно деревянные кровати. В общем, все полегче, чем было. Да и летом, а лето у нас в этом году неплохое, вообще лучше. К сожалению, меньше времени сейчас для раздумий. Для чтения тоже времени поменьше. 14.7.1936 Надвойцы Так трудно, трудно… что-нибудь сказать и передать в беглых, набросанных на бумаге строчках. Ведь хотелось бы вложить в них все, что пережито, передумано, перечувствовано в долгие дни разлуки, в ночи раздумья, всю полноту нашей любви и нашего единения. Я знаю, как трудно и скорбно тебе, как замирает сердце и в каком томлении душа. Как хотелось бы помолиться вместе в эти дни и часы… «На мгновение гнев Его и на всю жизнь благоволение Его. Вечером водворяется плач, а наутро — радость». Всякая скорбь и мука — только залог и предвестье совершенной радости Незакатного, Невечереющего дня Совершенного Богоявления. 12.8.1936 Надвойцы С днем Ангела. Со светлым днем памяти Вашей святой, чей образ так прекрасен, так волнующе пленителен. В этот день с Вами буду памятью сердца и своей худой немощной и малой молитвой. Да и в этот ли только день. Воистину, все, все эти годы, на всех путях и перепутьях я чувствовал Вашу близость, беседовал с Вами, и Ваш голос укреплял меня иногда в очень больших трудностях. Это так, родная, и за это спасибо Вам. Знаю, как велики Ваши испытания. Но нам ли с Вами не знать, что великие испытания от великой любви, что они и так залоги несказанных даров, из которых часть открывается уже на путях скорби, а другая оберегается для обетованного мига свершений. Родная, нет слов у меня, чтобы рассказать о своей любви. Да сохранит Вас Матерь Божья под Своим Покровом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

17 октября 1936 года протоиерей Владимир Воробьев вновь был арестован; в доме был обыск, по свидетельству дочери Клавдии, «все перевернули вверх дном». Из допроса 19 октября 1936 года: «Вопрос: Вы обвиняетесь в том, что среди населения проводили контрреволюционную агитацию. Признаете ли Вы себя в этом виновным? Ответ: Нет, не признаю, контрреволюционную агитацию я никогда не проводил». Дополнительный допрос состоялся 25 октября. Возводимые на него обвинения в «клеветнических выпадах против нового проекта советской конституции» отец Владимир отрицал. 20 ноября 1936 года ему было объявлено, что следствие по делу закончено. 25 ноября было утверждено обвинительное заключение, в котором перезахоронение супруги было представлено как преступление: «Проживающий в г. Аткарске поп ВОРОБЬЕВ Владимир Иванович, являясь без определенных занятий, систематически приезжал в г. Саратов и на городских кладбищах устраивал сборища монашества и церковников. В своем окружении ВОРОБЬЕВ проводил контрреволюционную агитацию». Отец Владимир с дочерьми (слева направо): Валентиной, Надеждой, Клавдией. 1936 год      Единственным доказательством якобы проводимой контрреволюционной агитации со стороны Воробьева служило показание священника-лжесвидетеля, никем не подтвержденное. Помощник прокурора предложил вернуть дело в НКВД на дополнительное расследование, срок его был установлен 10 дней. 10 декабря дело было вновь принято к производству. 14 декабря последовал дополнительный допрос отца Владимира, на котором его обвинили в делах почти двадцатилетней давности и старались приписать контрреволюционную деятельность. «Вопрос: Следствие располагает данными, что в 1918 г. на соборной площади в г. Саратове Вы выступали с контрреволюционной речью против Соввласти. Признаете ли Вы это? Ответ: Да, я подтверждаю, что в январе мес. 1918 г. в связи с декретом сов. правительства об отделении церкви от государства я выступал на соборной площади в г. Саратове с речью, содержания которой я сейчас не помню, но по своему содержанию она была контрреволюционной.

http://pravoslavie.ru/93992.html

Как уже говорилось, даниловским делам предшествовало владимирское дело 1936 года, по которому проходил в числе других архиереев епископ Афанасий (Сахаров) – постриженик и близкий по духу владыке Феодору человек. С него, можно сказать, и начались все даниловские дела, потому что именно в материалах этого дела в мае-июне 1936 года владыка Феодор и архимандрит Симеон с частью братии были названы крайне правой контрреволюционной организацией церковников. Но самое главное: эти дела вела одна и та же группа следователей НКВД во главе со старшим лейтенантом Новиковым. В 1936 году еще не был отдан приказ о полном уничтожении Церкви, поэтому примерно за те же обвинения, что годом позднее, приговаривали «всего» к пяти годам лагерей, а не к расстрелу. Благодаря этому владыка Афанасий смог оставить нам свидетельства того, как эта группа следователей «работала», вела дела. Первое, что приоткрыло «тайны следствия», – заявление епископа Афанасия народному комиссару внутренних дел СССР от 2 марта 1939 года: Все следствие велось крайне тенденциозно, – пишет епископ Афанасий. – Мои показания следователь Новиков не записывал точно с моих слов, а формулировал их так, что получался совершенно иной смысл. Например, простое перечисление фамилий в ответ на вопрос: “Кто мои знакомые?” принимало такую приблизительно формулировку: “В состав возглавляемой мной организации входят такие-то”. По этому поводу я подал в конце следствия подробное заявление. Мне не было дано очной ставки с моими так называемыми однодельцами Гумилевским и Смирновым, показания якобы которых зачитывал следователь. В результате всех искажений моих показаний и тенденциозного освещения самых невинных обстоятельств (как чаепитие на именинах), мне дано 5 лет заключения в ББК. Подробнее о всем в жалобе Верховному прокурору СССР, поданной в мае 1937 г., никакого ответа на которую до сих пор не имею 23 . А в 1957 году епископ Афанасий от данных им в 1936 году показаний уже полностью отказался, заявив, что его показания были записаны неправильно, так как он ранее ничего не слышал о так называемой платформе “ссыльного епископата” 24 , а эта формулировка очень часто упоминается в его «протоколах допросов». Если епископ Афанасий ничего не слышал о формулировке, на которой построено всё его дело и на каждом листе которого стоят его подписи, закономерен вопрос: его ли это подписи.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Также без какой бы то ни было официальной церемонии вечером того же дня, 23 мая 1936 г., император со своей свитой отплыли из хайфского порта в Англию. До Гибралтара его должен доставитькрейсер «Кейптаун», а оттуда обычный пароход «Корфу» линии «Ориент». Однако накануне отплытия императору вручили послание министра иностранных дел Англии Антонии Идена, где сообщалось, что крейсер «Кейптаун» находится в полном его распоряжении до прибытия в Англию. 26 мая «Палестайн Пост» публикует небольшую прощальную заметку, где отмечено восхищение императора относительно обустройства своей семьи и приближенных в Палестине и лучшие пожелания в его дальнейшей деятельности. 28 мая сообщается, что накануне, в среду, 27 мая, император и сопровождающие его лица без почестей и церемоний сошли на берег в Англии. Таким образом, обзор газеты «Палестайн Пост» дает нам представление о внешней канве визита Хайле Селассие в Иерусалим 8 — 23 мая 1936 г., о его пребывании в гостинице «Кинг Дэвид» и на вилле «Леа». Становится ясно, что и Вильнаи, и Кроянкер, и авторы других статей, включая статьи об императоре в ивритской и русской Википедии, дают неточные сведения о датах и местах его пребывания в Иерусалиме .   Освобождение Эфиопии и послевоенная деятельность Хайле Селассие После захвата Эфиопии император организовал временное правительство, руководившее партизанскими отрядами. 30.06.1936 г. Хайле Селассие выступил с потрясшей многих дипломатов своей искренностью и пафосом речью на заседании Шестнадцатой Ассамблеи Лиги Наций в Женеве. Однако выступившие затем делегаты Великобритании и Франции заявили, что остановить дальнейшее наступление Италии можно лишь военными санкциями, которые могут спровоцировать европейскую войну. Лишь после начала Второй мировой войны, 12.07.1940 г., Великобритания признала Эфиопию своим союзником и начала оказывать ей военную помощь. 15.01.1941 г. Хайле Селассие I был доставлен самолетом в Судан, а через пять дней он на самолёте прибыл в Эфиопию. Собрав при поддержке британского правительства армию, он двинул вооружённые части на Аддис-Абебу. Узнав о возвращении императора, население Эфиопии начало во всей стране вооружённое восстание. Военные действия регулярных частей британской армии и эфиопского ополчения привели к тому, что итальянцы начали отступление, и 5 мая император торжественно въехал в Аддис-Абебу, восстановив независимость Эфиопии. Затем ему пришлось подавить выступления внутренней оппозиции, не желавшей восстановления власти монарха, которого сочли недостойным трона за бегство из страны в то время, как территория страны подверглась оккупации, а люди — унижениям и смерти.

http://bogoslov.ru/article/1895521

Но уже через несколько лет после легализации абортов в 1920 г. более трезвые коммунистические правители начали понимать, что продолжение подобной политики попросту разрушит страну. Постепенно, в течение ряда лет революционные экстремисты были отодвинуты с руководящих должностей. Кого на пенсию, кого послом, кто-то уезжает за границу, а кто-то разделяет судьбу своих жертв в тюрьме или расстрельной яме. Соответственно менялась и политика, в том числе семейная. Одним из видимых проявлений такого изменения стало ограничение абортов. Вряд ли советское правительство действовало из соображений иных, чем государственная безопасность, но нельзя отрицать очевидное: именно дети, родившиеся в период, когда их жизнь была защищена законом с момента зачатия (1936-1955), вступив в брачный возраст, обеспечили демографическое восстановление страны в послевоенные годы. И характерно, что именно этот 19-летний период ограничения детоубийств наши нынешние самозваные «либералы» беззастенчиво объявляют не только безрезультатным, но прямо вредным, хотя многие из них сами родились только потому, что их бабушки и матери не могли сделать аборт. Повторяя, как мантры, фразы про подпольные аборты в страшных антисанитарных условиях, они умалчивают о том, что произошло на самом деле. На самом деле после новой легализации абортов в 1955 году произошел их взрывной рост, который моментально вывел СССР в мировые лидеры по этой позорной статистике. Уже в 1959 г. число абортов превзошло 4 миллиона, и не опускалось ниже этой цифры вплоть до 1990 г., а в 1963–1967 гг. превышало 5 миллионов. Общий страшный итог – не менее 150 миллионов жизней, погубленных во вполне «санитарных» условиях. А скольких десятков миллионов мы лишились бы еще, если бы не запрет 1936 года? Но нет – нимало не смущаясь, борцы за «право на аборт» твердят, что в 1936 году случилось нечто ужасное, наглядно подтверждая свою связь с радикалами-экстремистами революционных лет. Более того, они не могут не знать, что не только в 1936-м, и даже не только в 1955-м году, но и позже аборты как были, так и оставались запрещенными (кроме весьма ограниченных медицинских показаний) буквально во всем мире. Таким образом, именно в этот «ужасный» 19-летний период политика СССР по данному вопросу полностью соответствовала политике «мирового сообщества». Причем и тогда полного запрета не было! Довольно широкий перечень медицинских и социальных показаний сохранялся и у нас.

http://pravoslavie.ru/94949.html

4.5.1936 Надвойцы … Я еще в лазарете. Обычные недуги, повышение температуры по вечерам, «пошаливает» правое легкое. Погода неважная. Похолодание, морозцы. За эти дни болезни столько передумано. Записать бы — целая книга. 16.5.1936 Надвойцы … вышел из лазарета… Я на прежней работе. Лето «карельское», два дня дождь. Но такое полагается по уставу. Весна и лето немые, без радостного птичьего гомона, без аромата цветов, трав, земли. Только фантастика белых ночей неизменно волнует и отгоняет сон. Живу теперь в очень хорошем бараке — «стахановском», даже и бараком трудно назвать, а так, дача какая-то, высоко, светло, просторно, новые из свежего теса стены, деревянные отдельные кровати, тумбочки, громадное окно с видом на дорогу. 26.5.1936 Надвойцы У меня есть новость: неожиданно я снят с общих работ и назначен экономистом–статистиком в производственно–техническую часть колонии. Работы будет порядочно — целое море всякого рода цифр. Ну да как-нибудь не утону в них. Зато отойду от физического утомления… Я здоров… Погода неплохая… И ночи были белы, белы, белы… Жизнь стала сном и явью стали сны. Заря неувядающей весны Дня незакатного огнем прордела. Немолчно Выг шумел. И сердце пело. Изчезли, стерлись вековые грани Меж шепотом молитв и трепетом признаний. Душа была, как плоть, и духом стало тело. Как зов архангела, любовь была чиста. Прикосновенья, словно волны света. И юности неложные обеты Запечатлелись язвами Креста. И Дух сошел… И тайным дуновеньем Соединил начало с чаянным концом. Надежду вечности и память о былом, Тоску земли и радость воскресенья. Пришла разлука со своим мечом, Но нас ли устрашит раздельность мира — Мы приобщились из Его Потира И ночью сочетали сердце с Днем. 2.6.1936 Надвойцы … мое здоровье в порядке. Я уже писал, что я на новой работе. Неожиданно, кстати сказать, без всякого ходатайства со своей стороны, я с «общих работ» был «снят» и направлен статистиком–экономистом планового бюро колонии. Работы довольно много, приходится сводить к единству разрозненный материал, получаемый с разных мест. Но мои соработники и руководители люди хорошие и спокойные, а это главное в счетной работе. Только вот голова теперь больше занята, чем руки. Так легко ведь забыть о главном, потерять память Божию, без которой нет жизни и света.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

Невольно встает вопрос об отношении населения к ду­ховенству и Церкви. Конечно, наблюдается множество нюансов. Отношение партийцев и неверующих ясно. Оно обнаружилось во время обсуждения проекта конституции, которое предшест­вовало чрезвычайному съезду советов. В центральный ко­митета поступило множество поправок, требовавших полного запрещения отправления религиозных обрядов, лишения ду­ховенства избирательных прав, которые ему представлялись проектом конституции и вообще сохранение за ним, как «не­трудящимся элементом», как классовым врагом или агентом классового  врага, лишенческого  положения, запрещения сыновьям духовных лиц поступать в красную армию и предо­ставления прав только тем священнослужителям, которые сложат с себя сан или отрекутся от Христа (Напр., Безбожник, 1936, 9, стр. 5–6. Антирелигиозник, 1936, 5, стр. 26–30). Известно, что против этих поправок выступили по разным мотивам председатель Союза воинствующих безбожников Ярославский, члены советского  правительства и, нако­нец, Сталин в своем докладе чрезвычайному съезду сове­тов о проекте новой конституции (Известия 26. П. 1936 и друг.). Но надо отметить, что, наряду с враждебными Церкви и духовенству попреками, раздавались и мужественные голоса, требовавшие предоставления гражданам «свободы религиозной пропаганды» (Антирелигиозник 1936, 4, стр. 12) и улучше­ния правового положения духовенства, освобождения в религи­озные праздники не только от работа, но и от общих собра­ний, признания священников должностными лицами колхоза (Большевик, 1937, 4, стр. 35). Вера Сальникова, в письме в редакцию Комсомольской Правды, доказывает необходи­мость уважения к духовенству, защищая правильность упот­ребления комсомольцами слова «священник», а не «поп». Активное участие духовенства в колхозной жизни и в «строительстве» способствует» улучшению отношений между должностными лицами колхоза, большею частью коммунистами, и духовенством. Они часто сотрудничают вместе. Они друзья-враги (по определению иностранца в Последних Новостях).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Sove/sov...

В мае-июне 1936 г. по Франции прокатилась волна стачечного движения в металлургической промышленности и на механических предприятиях, затем присоединились предприятия текстильной и пищевой промышленности, частный транспорт, широкое забастовочное движение сопровождалось занятием предприятий рабочими; во второй половине июня бастовало свыше двух миллионов человек, прекратили работу около 12 тысяч предприятий. Все это напоминало Бердяевым и их знакомым революционные события 1917 г. в России. Стачечное движение пошло на убыль после прихода к власти правительства Народного фронта и после подписания коллективных договоров с предпринимателями. 327 Несмотря на финансовые затруднения, издание журнала «Путь» продолжалось до весны 1940 г. 328 Софья Яковлевна Бернер вместе с мужем С. Б. Бернером (1888— 1932), переводчиком, членом Международной организации пролетарских писателей, сотрудником журнала «Литература мировой революции», а также режиссером Ю. А. Завадским и другими была членом «Ордена Света» (филициации российского ордена тамплиеров), основанного в 1920 г. в Москве теоретиком анархизма А. А. Карелиным. В 1930 г. некоторые члены ордена были арестованы, деятельность ордена прекращена. См.: Никитин   А. Л.  Мистики, розенкрецеры и тамплиеры в Советской России. М.: Аграф, 2000. С. 37—168; Шиповская Е. А. Исповедь Рыцаря Света. Воспоминания. М.: Интеграф-Сервис, 1998. 329 «Популер» («Народная») — газета, издаваемая «Народным фронтом», «Юманите» («Человечество») — печатный орган Французской коммунистической партии. 330 Так Бердяев обращался к жене. 331 Гонсало Баец-Камарго (псевд. Педро Грингуар; 1899—?), мексиканский публицист, переводчик на испанский язык книги Бердяева «Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения» (Мехико, 1948), издатель жyphaлa«Luminar»,b котором была опубликована статья Бердяева «Фанатизм, православие и правда» (сентябрь 1936 г.). 332 Л. Ю. Бердяева, скорее всего, забыла написать здесь число — 18 июня 1936 г. Вероятно, речь идет о докладе Бердяева «Страданиеи зло как раскрытие смыслажизни», который должен был состояться в помещении центра объединения «Православное дело» 9 июня 1936 г., но был перенесен на 18-е — из-за болезни докладчика. Тезисы доклада:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=849...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010