1933 г. Из письма к диакону С. У каждого народа или племени в их психологии, при переходе от патриархальной или дикой жизни к исторической, отдельной или в соединении с жизнью другого народа или племени, был поворотный пункт в ту или иную сторону, которым определялись его будущие история и бытие и определяется настоящее его состояние. 1936 г. Вильно. В православии заблуждение (грех) не карается, как в католичестве (satisfakcija), а карается отступление от истины (ересь – анафема). Келья. Много цари царствуют, но и угнетают – это тоже от Бога, но уже попущение. Кесарево кесарю – не в смысле служения Церкви государству, а в смысле несения тяготы его несовершенства, от страстей бывающего. 1938 г. Падение русского народа (революция, большевизм, коммунизм) есть спасение мира, особенно Европы (от них же), а восстание [русского народа] от него, что, несомненно, будет, будет и воскресение мира для новой жизни ( Рим. 11:11–12, 15 ): (11) Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность. (12)Если же падение их – богатство миру, и оскудение их – богатство язычникам, то тем более полнота их. (15) Ибо если отвержение их – примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых? Но надолго ли? Нет, ибо дары Божии обратятся на служение страстям, чего Господь не потерпит. VII. О современных христианах Современные люди, в частности христиане, вместо того чтобы ненавидеть свои душевные болезни – страсти – и употребить или терпеть для исцеления от них горькие лекарства, требуют признания за ними [страстями] особых прав на жизнь, развитие и удовлетворение и, пожалуй, уважение к ним. Таково безумие современного мира. Требуется сильная власть, чтобы оно не погубило вскоре мир. И она вот-вот придет. Ибо еще есть довольно верующих, и будет мир спасен ради них. 1924 г. Современные люди резко разделяются на живущих земной и психической (духовной) жизнью. Первые находятся в подчинении работном у последних и под духовным руководством их или [духовным] воздействием на них. Вторые же разделяются на живущих по духу диавола, по лукавству его, и на живущих по Духу Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

Святые любили Бога и в Боге любили всех людей. Весь мир во зле лежит, но мир не зло (миром называются все страсти вместе). Мы должны святой, глубокой любовью облегчать жизнь других людей, особенно страждущих. Мы должны сами, приближаясь к Богу постоянными покаяниями, и других приближать к Богу. Бог наш есть Бог любви. Некоторые люди, не имущие в сердце Бога, называют любовью нечто совершенно противоположное любви, а именно: страсть, эгоистическую привязанность, увлечение и так далее. Но мы, христиане, знаем хорошо, что не это есть любовь. «Бог любы есть». Он молится за нас так: «Отче, которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною. Да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира. Отче праведный, и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня; и Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них» ( Ин. 17:24-26 ). Учитесь, учитесь, чада мои, у препод. Сергия и препод. Серафима, учитесь у них постоянной молитве и смиренной православной любви к Богу и ближним». Одной из духовных чад старец благословил заниматься чтением священных книг и выписками из них. Придет, бывало, она к старцу, хочет помочь ему чем-нибудь в хозяйстве, не соглашается старец. «Нет,— скажет,— я уж сам лучше посуду вымою, пол подмету, а ты почитай, расскажи, спроси меня, что для тебя неясно. Попиши, что продиктую тебе. Благословил я тебя, чадо мое духовное, написать мою биографию. Не хотел бы я ничего о себе другим передавать. Да велит мне делать сие совесть моя, потому что не для меня недостойного являл Господь тьмочисленные чудеса и милости Свои, а для всех нас, верующих во имя святое Его, для всех чад Церкви Православной… И велит мне Царица Небесная продиктовать часть из этих милостей Божиих, которые видел я за свою многолетнюю жизнь, и избрал я тебя благословением своим, чтобы написала ты все сие и передала другим, которых я уже не увижу телесными очами, но о которых буду молиться и увижу их в другой, вечной жизни, которая одна только поистине и может быть названа жизнью.

http://azbyka.ru/fiction/starec-zaxariya...

«О, христиане,— часто говаривал о. Зосима,— мы живем так суетно и не думаем о вечности, а думать очень и очень надо. Пред лицем Господа ходите и помните, что каждый ваш добрый поступок записан Ангелом Хранителем, приставленным к вам Господом, а каждый грех — темной силой. Ничего нельзя сделать такого, чтобы не стало явным. Кайтесь же, пока не поздно, смиряйтесь и спасайте душу свою. Читайте Евангелие, читайте слова сии, надо их внять. Стремитесь, чтобы Дух Божий был в вас, чтобы вы были Христовы ученики: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим». Надо любить людей делом и истиною, а не словом и языком, Надо учиться любить людей, как самого себя, то есть проявлять к другим такую же всепрощающую любовь и заботу, которые проявляете к себе, Смотрите, не творите милостыни напоказ, Не хвалите себя, как фарисей. Но творите милостыни ежедневно. Пропал для вечности тот день, в который не сотворил милостыни ты, пропал для души твоей. Милостыня помогает нам получить благодать Святого Духа. Блажени милостивии, ибо они помилованы будут. Милостыня может даже из ада извлечь душу грешника. Ангел этой добродетели безгласно предстоит пред престолом Господним и вопиет в сотворившем милостыню. Не заботься о завтрашнем дне, ибо завтрашний день сам будет заботиться о себе, довольно для каждого дня своей заботы. Смотрите на каждый день свой, как на последний день своей жизни. Всегда помните, что Господь смотрит на вас и каждое движение ваше видит, каждую мысль и чувство. Возненавидьте грехи, так как это самое большое зло. Грех родил диавол. Грех нас ввергает в геенну огненных страданий, оторвав нас от Господа Бога в Троице единого. Наши сердца, хуже, чем в муках всех видов земных страданий, будут болеть об утраченном благе, навеки попав в ад. Будьте же добры и осторожны, деточки. Не унывайте, терпеливо несите каждый свой крест, возложив всю печаль на Господа. Энергично понуждая себя ко всякому доброму делу, идите по узкой святой дорожке добродетелей, которая приведет вас в Царство Небесное.

http://azbyka.ru/fiction/starec-zaxariya...

◊ Мы должны святой, глубокой любовью облегчать жизнь других людей, особенно страждущих. Мы должны сами, приближаясь к Богу постоянным покаянием, и других приближать к Богу. Бог наш есть Бог любви. ◊ Некоторые люди, не имущие в сердце Бога, называют любовью нечто совершенно противоположное любви, а именно: страсть, эгоистическую привязанность, увлечение и так далее. Но мы, христиане, знаем хорошо, что не это есть любовь. «Бог любы есть». Он молится за нас так: «Отче, которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною. Да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира. Отче праведный, и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня; и Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них» ( Ин. 17, 24–26 ). Учитесь, учитесь, чада мои, у преподобного Сергия и преподобного Серафима, учитесь у них постоянной молитве и смиренной православной любви к Богу и ближним. ◊ Старец говорил, что необходимо прославлять имя Господне. Апостолы и все святые именем Господним творили чудеса. Им же и все таинства совершаются. Имя Божие есть самое сильное оружие против нечистой силы, против всех грехов и страстей. Именем Господним «бесы ижденут». ◊ Навыкайте ни единого дела без молитвы не начинать. Работаешь ли ты по специальности твоей, прежде всего возьми благословение у Царицы небесной. Пред Ее лицом произнеси молитву Иисусову. А во время службы всем сердцем чувствуй присутствие Господа. Он все видит, даже мысли и чувства твои. Старайтесь каждое движение ваше, каждое прикосновение к предмету соединять с молитвою. Молитва рождает смирение, а без смирения нет спасения. Окончив работу, возносите благодарение Господу и Царице небесной. Чада мои, даже когда по лесенке поднимаетесь или спускаетесь, на каждой ступеньке говори (внутри себя) по словечку из постоянной молитвы. Не благословляю иначе ходить по лестнице. Не спешно говорите молитву – и для души это оздоровление и для сердца польза: «не задаром воздух бьем». Каждое слово святое – это великая творческая сила. Каждое слово молитвы приближает нас к Богу. Мы опустошили наши слова, оторвав их от Господа. Даже если нужно что житейское сказать, надо в сердце держать молитву. А кто еще не привык держать молитву при разговоре, тот пусть хоть помнит, что говорит он в присутствии Бога и все, что он скажет, что почувствует, все видит Он, Отец наш небесный, находясь здесь. Никогда нельзя забывать о вездеприсутствии Божием. Забывать это – грех.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Эта молитва навсегда соединена с крестом. Вдумайтесь в это. Я сколько раз с болью чувствовал, что многие совсем механически произносят эту великую молитву, будто не молитву, а нечто такое, что принято говорить перед началом молитвословия. Так вы никогда не поступайте. Это грех. ◊ Не стремитесь вы к богатству, не ищите ничего на этой земле. Отдай душу в ад – будешь богат. ◊ Живите честно и помните, что нет у нас здесь постоянного града, но грядущего взыскуем. ◊ О, христиане, мы живем так суетно и не думаем о вечности, а думать очень и очень надо. Пред лицем Господа ходите и помните, что каждый ваш добрый поступок записан ангелом хранителем, приставленным к вам Господом, а каждый грех – темной силой. Ничего нельзя сделать такого, чтобы не стало явным. Кайтесь же, пока не поздно, смиряйтесь и спасайте душу свою. Читайте Евангелие, читайте слова сии, надо им внять. Стремитесь, чтобы Дух Божий был в вас, чтобы вы были Христовы ученики: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим». Надо любить людей делом и истиною, а не словом и языком. Надо учиться любить людей, как самого себя, то есть проявлять к другим такую же всепрощающую любовь и заботу, которые проявляете к себе. Смотрите, не творите милостыни напоказ. Не хвалите себя, как фарисей. Но творите милостыню ежедневно. Пропал для вечности тот день, в который не сотворил милостыни ты, пропал для души твоей. Милостыня помогает нам получить благодать Святого Духа. «Блажени милостивии, яко тии помиловани будут». Милостыня может даже из ада извлечь душу грешника. Ангел этой добродетели безгласно предстоит пред престолом Господним и вопиет в сотворившем милостыню. Не заботься о завтрашнем дне, ибо завтрашний день сам будет заботиться о себе, довольно для каждого дня своей заботы. ◊ Смотрите на каждый день свой, как на последний день своей жизни. Всегда помните, что Господь смотрит на вас и каждое движение ваше видит, каждую мысль и чувство. Возненавидьте грехи, так как это самое большое зло. Грех родил диавол. Грех нас ввергает в геенну огненных страданий, оторвав нас от Господа Бога, в Троице единого.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

– Какие у вас, церковников, были разговоры о конституции, займе и о положении в колхозах? – О конституции я слышал, что люди довольны конституцией. О займе я разговаривал лишь с уполномоченным при подписке на заем. О колхозах велся разговор, что нынче хороший урожай и колхозники этим довольны . Чтобы склонить обвиняемого к самооговору, следователь устроил очную ставку монаха Виталия с председателем колхоза, который сказал, что в марте 1936 года, зайдя в здание церковной сторожки, он застал здесь заседание двадцатки. – Обвиняемый Кокорев, вы признаете, что в марте 1936 года в сторожке хвошнянской церкви было нелегальное сборище церковников, на котором вы присутствовали и вели антисоветскую пропаганду? – спросил следователь. – В марте 1936 года никакого нелегального сборища в сторожке церкви не было, на собраниях я не присутствовал и антисоветской агитацией там не занимался. – Свидетель, скажите, – обратился следователь к председателю колхоза, – в августе 1936 года на нелегальном сборище был Кокорев или нет, что там обсуждали? – В августе 1936 года я зашел в сторожку и в повышенном тоне сказал: " Зачем собрались в рабочее время? " Александров, бывший кулак, заявил: " А какое вам дело до нас, нечего здесь ходить, вы работаете за трудодни, но ничего не получаете, а мы, где хотим, там и работаем, и купим себе хлеба, торговля свободная " . Я предложил им разойтись, так как они собрались в рабочее время и отвлекают колхозников; через несколько минут они разошлись. – Вы, обвиняемый Кокорев, были на сборище в сторожке церкви в августе 1936 года, где Александров выступал с антисоветскими выражениями, споря с вошедшим председателем колхоза? – В августе 1936 года на нелегальном сборище в сторожке церкви я не был ни разу и не помню, было ли такое собрание, где бы Александров и другие присутствовали и их разогнал председатель колхоза . Были вызваны и другие свидетели, среди них староста храма, но они обвинений, выставленных следователем, не подтвердили. 9 сентября следствие было закончено, и 3 октября Тройка НКВД приговорила монаха Виталия к расстрелу. Он был расстрелян 7 октября 1937 года .

http://fond.ru/kalendar/938/vitaliy/

Пробыл в Туруханском крае: – по приговору: 30 апреля 1930 года – 2 января 1933 года. – без приговора, сверх срока: 2 января – 6 августа 1933 года. Возвратился во Владимир: август 1933 года. Был на свободе, большей частью «тайно образующе», не служил: август 1933 года – 17 апреля 1936 года. Арестован 18 апреля 1936 года. Обвинение: «Связь с Ватиканом (у меня не было ни одного знакомого не только католического священника, но и рядового католика. Я много позднее завел такие знакомства в мариинском пересыльном пункте, а потом в Дубравлаге) и связь с белогвардейцами на Украине» (у меня была теплая дружеская переписка с моими полтавскими учениками, но она оборвалась в 1917 году). Впрочем, по поводу этих обвинений на допросах не было ни одного слова. Речь велась исключительно только о том, почему я, вернувшись из Туруханска, уклонился от участия в группе архиереев, возглавляемой митр. Сергием. Приговорен к пяти годам беломоро-балтийских лагерей. Тюрьмы: владимирская, ивановские внутренняя и пересылочная: апрель-сентябрь 1936 года. Этап. Архиепископ Владимирский Сергий (Гришин), епископ Вологодский Ювеналий (Машковский), архиепископ Звенигородский Филипп (Гумилевский). Епископ Ювеналий только что был назначен на Вологодскую епархию, и первой и единственной службой его на этой епархии был молебен в вологодской тюрьме, совершенный нами, тремя архиереями. В вологодской тюрьме встретился с моим учеником по Владимирской семинарии епископом Вороговским Василием (Лебедевым), антониновского поставления, но воссоединенным митр. Сергием. Пересыльные тюрьмы – ярославская, вологодская, ленинградская: сентябрь – октябрь 1936 года. Беломорские лагеря: ноябрь 1936 года – июнь 1941 года. Работал инкассатором в г. Медвежьегорске: декабрь 1936 года – январь 1937 года. За похищенные у меня деньги в сумме 1000 руб. взыскана эта сумма и прибавлен один год заключения: февраль 1937 года. Арестован перед майскими праздниками 1937 года и вывезен в дальний лагпункт: апрель 1937 года. Возвращен после праздников в Медвежьегорск: май 1937 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

У нас уже похолодало. Пахнуло осенью. Вечером бывает совсем прохладно… Ну что же, «ведь и правда осень». «Крест начертав» пропели. 9.9.1936 Надвойцы Живу по–старому. Много суеты и мало Светлой Памяти в душе. У нас стоит хорошая прозрачная осень. Закружевели золотом лесные чащи… 16.9.1936 Надвойцы Сейчас в «отчетном периоде». У меня все благополучно… Я перешел в другой барак, где гораздо спокойнее и тише. 3.10.1936 Надвойцы Пишу, немного разделавшись со своими отчетами. У меня самые трудные дни в начале месяца около «десятых чисел», а легче среди месяца. Сентябрь прошел. «Факты» моей жизни скучны и однообразны, все внешнее окружение — цифры, отчеты, грубая ругань в бараке, от которой, кажется, весь воздух стал смердящим; хорошо, что есть книги, есть еще немного времени для занятий… Набираю книги кучей и перехожу от одной к другой в поисках поддержки и забвения. Есть, конечно, и другой путь, и другая помощь — молитва… Но плохо молится захолодевшее и осуетившееся сердце. Надеюсь только, что Видящий все и Знающий примет тоску мою и подспудную боль мою сердечную вместо молитвы и жертвы духовной. 4.10.1936 Надвойцы У нас понемногу начинается зима. Выпал первый снег, хотя его и мало, и очень мало, но не тает он даже днем. Последние дни после того, как отчеты сданы, работы поменьше. Встаю раненько, обыкновенно в начале восьмого, до ухода на работу отправляюсь еще на маленькую прогулку, полюбоваться небом, озером, лесом, побыть наедине с собою… Потом с 9 до 6 на работе. Вечером больше читаю… Прочитал только что очень интересную книгу А. Белого Мастерство Гоголя, до которой давно добирался. Кое-что есть английское, французское… Барак, где я теперь живу, совсем теплый, сравнительно очень спокойный и тихий, так что пожаловаться ни на что не могу. По–видимому, только, в жизни нашей колонии предполагаются кое–какие изменения — быть может придется и перебраться из этих мест. Но, конечно, все впереди туманно и неопределенно. 27.10.1936 Надвойцы Пока все без перемен во внешнем. 28.10.1936

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

Турция возвращает церкви и монастыри Турецкое правительство выпустило указ, согласно которому Турция обязалась возвратить немусульманским религиозным общинам имущество, конфискованное после 1936 г. Почему турки пошли на такой шаг, какова реакция на него в Турции, почему за точку отсчета взят 1936 год и как это отразится на судьбе православных Турции? 5 сентября, 2011 Турецкое правительство выпустило указ, согласно которому Турция обязалась возвратить немусульманским религиозным общинам имущество, конфискованное после 1936 г. Почему турки пошли на такой шаг, какова реакция на него в Турции, почему за точку отсчета взят 1936 год и как это отразится на судьбе православных Турции? Александр Сотниченко 27 августа турецкое правительство выпустило указ , согласно которому Турция обязалась возвратить немусульманским религиозным общинам имущество, конфискованное после 1936 г. Согласно закону, общинам будут возвращено недвижимое имущество, а именно здания церквей и монастырей, прочие здания, источники, кладбища, а за имущество, ныне находящееся в руках иных собственников, будет начислена соответствующая компенсация. Решение было оглашено премьер-министром Р.Т. Эрдоганом во время традиционного ифтара – разговения во время поста, на который были приглашены представители религиозных общин Турции. Встреча прошла в Стамбуле в Археологическом музее. Представители общин с восторгом поддержали инициативу турецкого руководства, в частности, патриарх Константинопольский Варфоломей отметил, что: «Турция находится на верном пути», а главный раввин Турции Исхак Халева назвал назвал возвращение имущества «революционным шагом». Известный турецкий журналист армянского происхождения Маркар Эсаян так прокомментировал решение Анкары: «Этот закон имеет особое значение, поскольку показывает изменение отношения государства к немусульманам. Это решение означает больше, чем просто устранение дискриминации меньшинств. Меняется само государственное мышление. Греков, армян и евреев государство уже не считает чужими или носителями угроз» .

http://pravmir.ru/turciya-eshhe-odin-sha...

16 мая 1936 г. он подал заявление прокурору по надзору за органами НКВД о том, что он начинает бессрочную голодовку и не прекратит ее до освобождения из-под ареста. 20 мая Н. подал 2-е заявление с просьбой считать его голодовку не протестом против советской власти, а «средством для обретения внутреннего равновесия в условиях крайнего насилия». Писал, что переносить тюрьмы и репрессии «в обстановке несправедливости» он может, только прибегая к радикальным средствам, способным вернуть ему самообладание, каковым и является для него голодовка. Он писал, что просит вести его дело без задержек, но не настаивать на отказе от голодовки. Сотрудник Секретного политического отдела НКВД Тимофеев пообещал Н., что лагерь ему заменят ссылкой, но 21 мая 1936 г. особое совещание при НКВД приговорило его к 5 годам заключения в ИТЛ. 29 июня 1936 г. был доставлен в Ухтинско-Печорский ИТЛ в пос. Чибью (ныне г. Ухта, Республика Коми), а затем в лагпункт Шор. 1 дек. 1936 г. Н. вновь объявил голодовку, требуя заменить лагерь одиночным заключением или ссылкой. 9 дек. начальник лагпункта писал в сообщении о том, что Н., «находясь за неимением отдельного помещения для его изоляции среди массы этапников в общем бараке, своими выступлениями и проповедованием явно антисоветских идей разлагающе действует на массу. На основании сего приму срочное распоряжение об изоляции его, так как дальнейшее содержание на лагпункте Шор крайне нежелательно и невозможно». 17 дек. Н. был освидетельствован врачами, состояние его здоровья было признано крайне тяжелым, и он был помещен в лазарет. 21 янв. 1937 г. Н. отправил заявление сотруднику Секретного политического отдела НКВД Тимофееву. В нем он писал: «Сегодня 260 дней моего третьего заключения (с 27 апр. 36 г. по 21 янв. 37 г.). Сегодня 130 дней моей голодовки с 16 мая 1936 г... (следователь в Москве) Байбус [следователь.- Авт.] так поставил вопрос, что совершение литургии мной на дому есть государственное преступление. Не изменяя клятве священства и Деснице Всевышнего до смерти, не могу согласиться, что литургия в какой бы то ни было обстановке может быть преступлением. Не соглашусь с Байбусом, что я должен домашнюю молитву регистрировать у гражданской власти после отделения Церкви от государства. Я законный священник, избранный народом, в этой области подчиняюсь только признаваемому мной епископу. Грубо нарушены принципы веротерпимости и законы отделения Церкви от государства. Здоровьем и жизнью, мукой крайней вынужден в революционной среде защищать неприкосновенность убеждений».

http://pravenc.ru/text/2565736.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010