Осенью 1936 года Управление государственной безопасности НКВД по Западно-Сибирскому краю приступило к реализации плана по закрытию церквей в крае и массовым арестам духовенства. 23 сентября 1936 года были арестованы и заключены в тюрьму в городе Бийске протоиерей Даниил Носков и мирянин Гектор За­харьин; 29 сентября был арестован священник Николай Пальмов. Все они согласились с требованиями следователей подписать лжесвидетельства, на основании которых было составлено впо­следствии обвинительное заключение, обосновывающее аресты и преследования многих людей: «23 сентября 1936 года 4-м отделом УГБ НКВД по Западно-Сибирскому краю в Смоленском районе ликвидирована контрреволюционная повстанческая организация, возглавляемая барнаульским епископом Маскаевым Иаковом и благочинным священником Носковым Даниилом Матвеевичем. Деятельностью контрреволюционной организации были охва­чены Смоленский, Алтайский и Грязнухинский районы и горо­да Бийск и Барнаул. В состав контрреволюционной организации входило 6 оформленных повстанческих ячеек с числом участни­ков 28 человек . Организация подготовляла повстанческие кадры для воору­женного выступления против советской власти в момент интервенции ». Спустя месяц, 29 октября 1936 года, основываясь на подобного рода лжесвидетельствах, власти арестовали архиепископа Иакова и заключили в тюрьму в городе Бийске. – Вам предъявляется обвинение в том, что вы являетесь идей­ным вдохновителем и руководителем контрреволюционной повстанческой организации в Смоленском и других районах Западно-Сибирского края. Что вы можете показать об этом? – спросил его следователь. – Виновным себя в этом не признаю, – ответил владыка. – Вы говорите неправду. Следствие располагает бесспорными данными, изобличающими вас как руководителя этой контррево­люционной организации. – Я уже ответил на первый вопрос, что виновным себя не при­знаю. Я не был участником контрреволюционной организации. 25 декабря 1936 года архиепископу Иакову было предъявлено постановление об окончании следствия. Владыка отказался его подписать, сказав, что не признает себя виновным и поэтому под­писывать постановление не будет. Допросы были закончены, и он был отправлен в камеру. Ему предстояло еще семь месяцев на­ходиться в тюрьме. Несмотря на тяжелые условия заключения и длительность пребывания в узах в условиях полной неопределен­ности, не сулившей ничего доброго, архипастырь не унывал, под­крепляемый благодатью Святого Духа, дававшей ему силы пере­носить испытания.

http://fond.ru/kalendar/558/ioann/

Четверг, 21 февраля 1974 Touch base 181 – вот в моей суетной жизни назначение этой тетради. Не столько желание все записать, а своего рода посещение самого себя, «визит», хотя бы и самый короткий. Ты тут? Тут. Ну, слава Богу. И становится легче не раствориться без остатка в суете. Но на глубине, я знаю, мучит не суета, не занятость сами по себе, а внутреннее сомнение почти во всем, что я делаю, в «роли», которую я вынужден именно играть и которая иногда так мне надоедает, что я сочувствую моим «врагам», начинаю понимать обычно так меня огорчающую ненависть их ко мне. Есть только одно, во что мои «враги» никогда не поверят: что эту роль я и сам ненавижу, не хочу ее, что она мне навязана, что я ее не добивался. (Продолжение через две страницы.) ДНЕВНИК 1936–1937 (продолжение) Среда, 5 августа 1936 Читаю беседу Серафима Саровского с Мотовиловым. Когда же наконец я обрящу покой, Господи? Понедельник, 10 августа 1936 Никогда, кажется, кризис сомнения не был так силен, как сегодня утром. Я прямо измучился. Господи, доколе отвращаеши лице Твое от мене, доколе не прострешь руку твою спасти меня. Господи, помоги мне. Богородице, помилуй. …Совершенная любовь страха не имеет, потому что в страхе есть мучение. «…и падшие возстают. Остаются в падении только те, которые не хотят встать…» (абба Феодор Освященный). «Сказал старец: приобретем главнейшее из благ – любовь. Ничто пост. Ничто бдение, ничто труд при отсутствии любви, ибо писано: Бог любы есть…» Пятница, 14 августа 1936 Успокоение. Освобождение. Вторник, 18 августа1936 Ничего. Солнце. Беспокойство. 14 сентября 1936 Очень долго ничего не писал. Все думал – нечего писать, да и лень. Должен сообщить: религиозные «искушения» еще не прекратились. О них я писать ничего не буду, трудно, да и я о них столько думал, столько мучался, что писать будет очень больно. Верю, Бог поможет. Вчера мне исполнилось пятнадцать лет. Мы вернулись из деревни, и теперь скоро уже тот же серо-розовый [лицей] Carnot, rue Legendre, compositions 182 . Но нету отвращения. Напротив, даже хочется… Страшно оторваться от обыденщины и посмотреть на весь мир сразу. Ужас…

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Речь идет о французском переводе книги Бердяева «Судьба человека в современном мире. К пониманию нашей эпохи», вышедшем в свет в 1936 г. 318 Предположительно, Мария Георгиевна Балашева — деятельница РСХД. В дом Бердяевых она приходили не с братом, а с сыном Петей, о котором далее пишет Л. Ю. Бердяева. 319 Митрофан И. Базилевич — философ, родом из Киева, знакомый Бердяева с 1903 г., вместе с которым слушал лекции в Гейдельберге; близкий друг семьи Бердяевых; эмигрировал из России в 1922 г., в Париже работал в одном из иностранных посольств (предположительно — в немецком), где просматривал текущую французскую периодику. О наиболее интересных публикациях сообщал Бердяеву, снабжал его новыми книгами, участвовал в собраниях литературного объединения «Зеленая лампа», слушал лекции в РФА. 320 26 мая 1936 г. Бердяев прочитал последнюю в учебном году лекцию на тему «Типы духовной жизни. Духовность и свобода. Свобода и авторитет духовной жизни». 321 Ф. Мориак сотрудничал в отделе литературной критики литературно-политического еженедельника «Гренгуар», выходившего с 1928 г. по пятницам. 322 Брис Аристид Парэн (1897—1970) — французский писатель, философ, эссеист, специалист по русской и немецкой литературе, некоторое время сотрудничал в «Юманите», в 1925—1926 гг. возглавлял Культурную миссию Посольства Франции  в Москве, где и женился на Н. Г. Челпановой. 323 Наталья Георгиевна Парэн (урожд. Челпанова; 1897—1958) — художница-график, выпускница ВХУТЕМАС, преподавала в одной из московских школ, после переезда во Францию иллюстрировала детские книги, создавала пейзажи и литографии окрестностей Парижа, в 1944 г. получила премию Французской Академии художеств. 324 Георгий Иванович Челпанов (1862—1936) — философ, психолог, преподаватель Киевского и Московского университетов, его лекции и домашние собрания посещал в студенческие годы Бердяев; в связи с кончиной Челпанова Бердяев написал некролог (см.: Путь. — 1936. — 50. — Март/апр. — С. 56—57). 325 Александр Георгиевич Челпанов (1895—1936) — филолог, переводчик, выпускник историко-филологического факультета Московского университета, преподавал латинский язык в школе, с 1920 по 1924 г. служил в Красной армии, затем стал научным сотрудником литературной секции Государственной академии художественных наук, в 1930-е гг. принимал участие в составлении русско-немецкого словаря, переводил с древнегреческого поэму Гесиода. 326

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=849...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ФИЛИПП (ГУМИЛЕВСКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архиепископ Филипп (Гумилевский), фото из дела Были проведены несколько экспертиз шрифтов машинок и допросов свидетелей, которые ничего не дали. Следствие по делу несколько раз продлевалось. 18 ноября 1931 года Особым Совещание при Коллегии ОГПУ был признан виновным в " передаче зарубежным а/с кругам к/р документа и сведений, приносящих вред соввласти " и приговорен к трем годам ИТЛ. С декабря 1931 года находился в одном из концлагерей. 25 июля 1933 г. начальник 3 отделения СПО ОГПУ написал " О досрочном освобождении Гумилевского из к/л категорически возражаю " . С 1934 по 26 апреля 1936 года отбывал ссылку во Владимире . В мае 1936 назначен архиепископом Владимирским . 26 апреля 1936 года был арестован. Проходил по одному делу с архиепископом Сергием (Гришиным) и епископом Афанасием (Сахаровым) (Д.П-8218 архива УФСБ по Владимирской области). 21 сентября того же года был приговорен к трем годам ИТЛ. Скончался (убит?) 22 сентября 1936 года во Владимирской тюрьме. Был погребен на местном городском кладбище. 18 декабря 1989 года был реабилитирован Прокуратурой СССР по 1931 году репрессий, в том же году реабилитирован по 1936 году репрессий. Архиеп. Филипп с глубоким почтением относился к митр. Сергию (Страгородскому) . Находясь в Москве проездом из северных лагерей во владимирскую ссылку, он зашел в канцелярию митрополита Сергия в Бауманском переулке, надеясь увидеть владыку, но тот был в отъезде. Тогда архиепископ Филипп оставил митрополиту Сергию письмо, в котором были такие строки: " Дорогой Владыко, когда я думаю о Вас, стоящем на ночных молитвах - я думаю о Вас, как о святом праведнике; когда же я размышляю о Вашей повседневной деятельности, то я думаю о Вас, как о святом мученике... " . На следующий день митрополит Сергий прочитал письмо, растроганно прижал его к груди и сказал: " С таким письмом и на Страшный Суд предстать не страшно " . Литература Использованные материалы   Новопрославленные святые. Житие священномученика Сергия (Лебедева)//Московские Епархиальные Ведомости. 2001. С.53-61 - http://vedomosti.meparh.ru/2001_11_12/7.htm Редакция текста от: 17.05.2014 12:06:01 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/27189.html

8.2.1936 Надвойцы Устаю и валюсь. Внутренне собой не доволен. Все кажется, нет сил собраться, чтобы привести в порядок духовное свое хозяйство. Читаю предсмертный дневник Толстого, мистерии Байрона, чуть–чуть занимаюсь высшей математикой… … Надвойцы … Когда переписываешься редко… так трудно что-нибудь выразить словами. Особенно тогда, когда пишешь в такие трудные дни, как эти дни и месяцы для тебя… Хочется сказать только, что всей силой любви и памяти, благодарной и нежной памяти — с тобой… в маленьких комнатках, где столько было пережито. Не своей помощью хочется помочь… но помощью Того, о Ком сказано: «Ты полагаешь на нас бремя, но Ты же и спасешь нас». Из сокровищницы воспоминаний о маме Тале особенно ярко выступает сегодня одно: наше далекое путешествие с ней… В течение многих дней нашего пути необычайно ясно и торжественно сияли нам вершины Кавказа… И мама Таля все повторяла: «Горы, горы»… Так и теперь, все туманится, летит, сменяется кругом, как сон неясный и мучительный, а горы светят нам, озаренные своей светозарной славой… «горы, горы». «Возведох очи мои в горы, откуда придет помощь моя». Молись Страдавшему за нас Воскресшему… 13.3.1936 Надвойцы Молюсь плохо, немощно, невнятно. Никуда не гожусь и все-таки верю, верю в милость Любящего. Неизменно верю… Я в числе стахановцев… 15.3.1936 Надвойцы … день «Похвалы». Уже к Пасхе, «Христос Воскресе»… Вдруг вспыхнут и трепещут слабые, потом побеждающие мрак светы — Залог Вечного Дня, нерасторжимые встречи с Любимым. Если бы не было этих светов — ночь была бы в душе. Но они есть и путь жизни озарен ими. 28.3.1936 Надвойцы Христос Воскресе! Великая Пятница. Так мучительно хочется церковной сладости. Как остро чувствую эту мучительную боль от неопределенности, разлук, ожидания… 15.4.1936 Надвойцы Разделили лагерь… Отделили малолеток. Бог помогает… Бывают, однако, минуты, когда тоска мучительнее холода подступает к самой глубине сердечной, так безлюдно мне в моем многолюдии. Весь праздник свой был без людей… Весна еще ранняя… Второй день в лазарете. Все это результат весенней сырости. Немало было ее в моей «пещере», где я работаю, да и несколько дней перед болезнью пришлось пожить в сыром месте… Впрыскивают мышьяк.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

Серьезно осложнялась возможность для членов семей «лишенцев» получать высшее и техническое образование. Максимальных значений численность лиц, относивших к категории «лишенцев», достигла в конце 1920-х гг. Конституция СССР 1936 г. официально предоставляла равные избирательные права всему населению страны, однако в анкетах, заполнявшихся при поступлении на работу (службу) по-прежнему сохранялся пункт «лишались ли Вы права голоса, когда и за что». Сталин, выступая 25 ноября 1936 г. с докладом на VIII чрезвычайном съезде Советов СССР, отверг поступившие в Конституционную комиссию предложения: а) направленные на запрещение церковных проповедей (как разновидности контрреволюционной пропаганды) и религиозной обрядности в целом; б) предусматривавшие возможность уголовного преследования за обучение детей и подростков основам религии; в) требовавшие сохранения ограничений для священнослужителей на пользование всей полнотой гражданских (в том числе избирательных) прав ( Сталин И. В. О проекте конституции Союза ССР. Доклад на Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов, 25 ноября 1936 г.// Сталин И. В. Вопросы ленинизма. Изд. 11. М., 1952. С.570–571). Статья 124 Конституции СССР 1936 г. подтверждала «свободу отправления религиозных культов и свободу антирелигиозной пропаганды». Статья 135 восстанавливала в гражданских правах все категории бывших «лишенцев» (и членов их семей) при условии, что они не находятся в лагерях или тюрьмах. Избирательные права предоставлялись всем гражданам СССР независимо от «вероисповедания… социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности» (Советские Конституции. С. 265, 268). Многие представители духовенства сочли включение статьи 135 в текст проекта новой Конституции СССР уступкой давлению Запада и следствием того, что советское руководство, наконец, осознало значимость религии как фактора морального сплочения общества перед лицом угрозы возможной иностранной агрессии и вынуждено было согласиться с тем, что «без Церкви не справиться с социалистическим строительством».

http://sedmitza.ru/lib/text/10253491/

Очень важно, что в 1936 году при организации разумеется тогдашнего Народного комиссариата внутренних дел Ежова, начинается проведение так называемого большого террора – это сталинские репрессии, охватившие 1936-1938 года. Они у нас преподаются, как московские процессы, но на самом деле они были гораздо более шире. В 1936 году, как известно, окончательно были обвинены Зиновьев и Каменев, они были расстреляны, свою вину они признали на суде под давлением, разумеется. И огромное количество людей, которые так, или иначе были с ними связаны также были репрессированы. И расстрел, и разумеется отправка в лагеря системы ГУЛАГ – Главного управления лагерей. В 1937 году широкий процесс начался против Красной армии, был обвинен маршал Тухачевский, маршал Якир, Уборевич, Блюхер, которые впоследствии были расстреляны. Вместе с ними репрессировали практически весь комсостав Красной армии. Вместе с комсоставом Красной армии было репрессировано огромное количество просто командиров, как тогда называли офицеров и это создало огромную проблему даже в начале Великой отечественной войны, когда комсостава просто не хватало. Сталин фактически уничтожил весь командующий костяк армии, считая, и возможно оправданно, что он представляет из себя главную угрозу его власти. Завершает весь период московских процессов – процесс над Николаем Бухариным в 1938 году, который уже окончательно заканчивает борьбу с так называемыми «уклонами». Если Зиновьев и Каменев – это левый уклон, то Бухарин – это так называемый правый уклон. И опять-таки страдают те люди, которые так, или иначе с ним связаны. В 1936-1938 году репрессированы были по огромному количеству причин, зачастую по обычному доносу, по подозрению огромное количество представителей интеллигенции, старой интеллигенции, еще получившей университетское образование и разумеется в 1936-1938 году был окончательно уничтожен основной костяк церковной иерархии. В частности, на 1938 год фактически действующими оставалось только три архиерея и в случае, если бы их репрессировали, то соответственно можно говорить о том, что вся церковная традиция и хиротония была бы прервана. На этом бы и закончилась история Русской Православной Церкви.

http://academy.foma.ru/2016/11/02

…И еще одна история (1936 года) с обвинением по статье 58-10 УК, когда инициаторы возбуждения дела нежданно-негаданно проявили снисхождение в отношении лица, намеченного к аресту, то ли под влиянием «классового подхода», то ли из опасения «классовой солидарности». В преддверии духового пробуждения Инициаторы возбуждения дела неожиданно проявили снисхождение: то ли под влиянием «классового подхода», то ли из опасения «классовой солидарности» Героиня первого рассказа попала в поле внимания «органов» в 1936 году. Постановление о привлечении ее к ответственности в качестве обвиняемой от 6 июля сего года гласит: «Южанина Анна Филипповна 74 лет уроженка с. Трушники Чернушенского района Свердловской области в достаточной степени изобличается в том, что она являлась инициатором организации массового контр-революционного выступления верующей части населения в с. Бикбарда Куединского р-на. Действовала при этом по сговору с обвиняемыми: Тайгиным и Новиковым. Вела антисоветскую пропаганду среди населения, используя религиозные предрассудки» (Здесь и далее цитируется с сохранением орфографии источника; курсив авт. – М.Д. ). Постановление (о привлечении к следствию в качестве обвиняемого) Южаниной Анны Филипповны. Дело 7090 Тайгина И.М., Новикова С.К., Южаниной А.Ф. 1936 г. ПермГАСПИ. Ф. 643/2. Оп. 1. Д. 21135. Л. 36 В тот же день в Куединском РО НКВД была избрана и «посильная» мера пресечения в отношении этого неугомонного «элемента» – содержание Южаниной под стражей (явно из опасения «экспорта контрреволюции» в сопредельные области и страны) заменили подпиской о невыезде . В тексте подписки уточнялось, что, поскольку Южанина А.Ф. неграмотная, вместо подписи она ставит оттиск большого пальца правой руки . Подписка Южаниной А.Ф. о невыезде. Дело 7090 Тайгина И.М., Новикова С.К., Южаниной А.Ф. 1936 г. ПермГАСПИ. Ф. 643/2. Оп. 1. Д. 21135. Л. 36 Хотя показания привлеченных к расследованию «свидетелей» изобличали «зачинщицу беспорядков» в совершенно невыгодном свете, привлечь ее к (давно напрашивавшейся «по совокупности заслуг») административной ответственности оказалось делом крайне затруднительным.

http://pravoslavie.ru/150117.html

Многие люди принимали у себя своего батюшку и его семью. Из них нам известна Устиния Чайка, у которой, видимо, самое продолжительное время и жил о. Никифор с семьей… Не имея средств к существованию, батюшка продавал свое имущество, однако, это не спасало от голода и холода и, кто знает, как бы все сложилось далее, если бы не добрые люди… Летом 1936 года, к тому же, батюшка переболел малярией. Несмотря ни на что, о. Никифор не оставлял пастырского служения и помогал всем, кто к нему приходил. Он совершал требы, видимо, и тайно служил. Достоверно известно, что им была крещена Анна Ивановна Чайка, родившаяся 7 сентября 1936 г., крещена в строгой тайне от властей и их приспешников. Нельзя не вспомнить с благодарностью других добрых христиан, кои не оставляли своего батюшку в самые страшные минуты его жизни: в их числе были также Галина Кудина, Евдокия Диденко, Василиса Сидоренко. 29 ноября 1936 года Бориспольский районный отдел НКВД УССР арестовал о. Никифора Кулика и вместе с ним председателя церковного совета Харалампиевской церкви Никифора Гученко и секретаря церковного совета Феодосия Гриценко. Из материалов следствия видно, что их вина заключалась в продолжавшейся и после закрытия храма религиозной деятельности и ходатайствах об открытии храма. Так, например, в материалах следствия читаем: «Никифор Кулик собирал деньги и подписи (под заявлением) среди односельчан для того, чтобы добиться открытия церкви». Один из свидетелей говорил следователю следующее: «Я, Б., знаю Кулика как священника села Сенькивка лет двадцать. Сам Кулик (…) с момента закрытия церкви проводил скрытую работу по открытию церкви» (протокол допроса от 27 ноября 1936 г.). 4 февраля 1937 г. специальной коллегией Киевского областного суда о. Никифор Кулик, миряне Никифор Гученко и Феодосии Гриценко были осуждены на пять лет исправительно-трудовых лагерей по статье 54-10 Уголовного кодекса Украинской ССР («антисоветская агитация»). 21 февраля 1938 г. о. Никифор отошел ко Господу и был погребен на кладбище лагерного пункта села Милга Ягодинского района Магаданской области. Нужно отметить, что он скончался накануне дня памяти св. мученика Никифора (9/22 февраля), а на следующий день, 10/23 февраля празднуется память великомученика Харалампия.

http://azbyka.ru/fiction/ix-stradaniyami...

Расстрел монумента «Священное сердце Иисуса Христа» на Холме ангелов близ Мадрида республиканской милицией. Фотография. 1936 г. 29 сент. 1936 г. в Бургосе генералы избрали Франко главой хунты национальной обороны и главнокомандующим войсками восставших, 1 окт. он был объявлен главой государства и ему присвоено звание генералиссимуса. На подконтрольных франкистам территориях отменялось действие гражданских свобод (свободы слова, печати, собраний и манифестаций), всех антицерковных и антирелигиозных законов, экспроприированная земельная собственность возвращалась прежним владельцам. Близкая к итал. фашизму и герм. нацизму, позиция франкистов строилась на идеях национал-синдикализма, антикоммунизма, единого корпоративного гос-ва, объединенного под руководством национального вождя. С апр. 1937 г. запрещалась деятельность любых профсоюзных и политических организаций, корме Испанской фаланги, в состав к-рой Франко включил карлистов и др. правые силы. Франкисты преследовали членов партий Народного фронта и лиц, заподозренных в сочувствии к республиканскому правительству, сторонников автономии в Каталонии, Стране Басков и Галисии. Жертвами массовых репрессий стали представители рабочего движения (особенно в Бадахосе, Толедо, Малаге), крестьянские активисты в сельской местности. В окт. 1936 г. в Гипускоа было убито 32 католич. клирика по обвинению в поддержке автономии Страны Басков. Мн. испанские католики, недовольные антиклерикальными и антирелигиозными действиями властей в период 2-й республики и массовыми актами насилия над католич. духовенством на территориях, подконтрольных республиканскому правительству, оказали поддержку франкистам. В авг. 1936 г. ген. Э. Мола впервые использовал термин «крестовый поход» (крусада) в отношении войны против республиканского правительства. 30 сент. еп. Саламанки Энрике Пла-и-Даниель выпустил послание «Два града» (Las dos ciudades), в к-ром оправдал восстание против республики, объявив военные действия франкистов «справедливой войной» и «крестовым походом», направленными на восстановление христ. государственности И. Впосл. декларация тесной связи франкистов с католич. Церковью стала частью идеологии сторонников Франко (т. н. национал-католицизм).

http://pravenc.ru/text/674995.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010