1), «все чрез Него начало быть» (Ин 1. 3) и «все Им стоит» (Кол 1. 17); в последние дни сошедшего свыше, родившегося от Девы по Писаниям, соделавшегося человеком, Посредника между Богом и людьми, Посланника веры нашей, Начальника жизни, как [Сам] говорит: «Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю Пославшего Меня» (см.: Ин 6. 38, 40), пострадавшего за нас, воскресшего в третий день, восшедшего на небеса, сидящего одесную Отца и снова грядущего со славой и силой судить живых и мертвых. И в Духа Святого, подаваемого верующим в утешение, освящение и совершение, как и Господь наш Иисус Христос заповедал ученикам, говоря: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф 28. 19), то есть во имя Отца - истинно сущего Отца, Сына - истинно сущего Сына и Святого Духа - истинно сущего Святого Духа, ибо эти имена поставлены не просто и не всуе, но обозначают собственную Ипостась, чин и славу Каждого из Именуемых, так что по Ипостаси их - Три, а по согласию [Бог] - един. Имея такую веру и обладая ею от начала до конца перед Богом и Христом, анафематствуем всякое еретическое зловерие. И если кто вопреки здравой и правой вере Писаний учит, что до рождения Сына есть или было время, пора или век, то да будет анафема. Также если кто утверждает, что Сын есть тварь, как одна из тварей, порождение, как одно из порождений, создание, как одно из созданий, а не так, как передали нам Божественные Писания и как выше по порядку было сказано; если кто учит или благовествует что-либо иное вопреки принятому нами, то да будет анафема. Ибо мы истинно и со страхом [Божиим] веруем и следуем всему, что из божественных Писаний передано пророками и апостолами» ( Athanas. Alex. De Synod. 23; ср.: Socr. Schol. Hist. eccl. II 10; Hilar. Pict. De Synod. 28-30; параллельный греч. и лат. текст: Bardi. 1936. P. 92-94). Символ Л. был провозглашен также на Селевкийском Соборе 359 г., впосл.- на омиусианских Соборах в Лампсаке и Антиохии Карийской ( Sozom. Hist. eccl.

http://pravenc.ru/text/2110835.html

Из такого взгляда Блаженного Иеронима на отношение Антиоха Епифана к антихристу уже само собой вытекает и способ понимания им предсказания о «мерзости запустения». Изъясняя 31-й ст. 11-й гл. Даниила, он говорит: «Иные думают, что в этом месте указываются те, которые были посланы Антиохом спустя два года после того, как он обокрал храм, чтобы требовать от Иудеев податей, уничтожить служение Богу и в храме Иерусалимском поставить идола Юпитера Олимпийского и статуи Антиоха, которые тут и называются «мерзостью запустения», когда были изгнаны всесожжение и всегдашние жертвы. Наши же утверждают, что все это предварительно совершилось в образе антихриста, который сядет в храме Божием и будет выдавать себя за Бога» 1935 . —426— Учение двух знаменитых древнехристианских представителей экзегетической учености и таланта христианского Востока и христианского Запада, без сомнения, и само по себе имеет для нас большое значение. По их толкованию Даниилова пророчества «о мерзости запустения» имеет тем более силы, что оно и тогда было и доселе остается общепринятым в православной Церкви. Блаженный Иероним не раз выражает мысль: чтó Порфирий относит к Антиоху, то наши толкуют об антихристе и об Антиохе, как образе антихриста. Действительно, многие отцы Церкви пророчество Даниила «о мерзости запустения» относили именно к антихристу. Мы приведем свидетельства некоторых из них для полноты и для подкрепления учения Феодорита и Иеронима, авторитет которых, как только учителей Церкви, иным может показаться и не достаточным. Так, Св. Ипполит, Епископ Римский и мученик, в своем сочинении: Сказание о Христе и антихристе, изъясняя пророчество книги Даниила о единой седьмине, говорит: «Он означил одну седьмину лет, последнюю, имеющую быть в последних временах, при конце всего мира» 1936 . А в течение этой одной седьмины, по пророчеству, и будет поставлена мерзость запустения на крыле святилища ( Дан.9:27 ). Несколько ниже, приведя слова Апокалипсиса (12:14), что даны были жене 1937 два крыла большого орла, чтоб она летела в пустыню от лица змея, и там питалась бы в продолжении времени, времен и полвремени. Св. Ипполит говорит, что «это суть тысяча двести и шестьдесят дней, в которые будет властвовать тиран, преследуя Церковь , бегущую от города в город, и в пустыне скрывающуюся в горах»… 1938 И на такое бедственное положение Церкви при антихристе Ипполит находит указание в словах Иисуса Христа: когда увидите мерзость запустения, реченную чрез пророка Даниила, стоящую на святом месте..., тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы ( Мф.24 :

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Министры Франции и дружественных с нею держав, кроме того, очень настойчиво говорят о гарантиях безопасности, как о самом существенном условии этого «мира». Невольно приходят на память слова апостола Павла из Послания к Солунянам: день Господень так придет, как тать ночью. Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба (то есть людей, любви к истине не имеющих – 2Сол. 5:10 ) подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут ( 1Сол.5:2–3 ). Нужно всем, любящим истину, не только наблюдать знамения времен, но и делать соответствующие выводы из этих наблюдений. Относительно церковной жизни в речах Спасителя указано для нас, как на одно из самых поразительных явлений последних времен, на то, что тогда звезды спадут с неба ( Мф.24:29 ). По объяснению Самого Спасителя, «звезды» – это суть Ангелы... церквей, то есть епископы ( Апок.1:20 ). Падение епископов религиозно-нравственное является, таким образом, одним из самых характерных признаков последних времен. Особенно ужасно падение епископов, когда они отпадают от догматов веры или, как выражается Апостол, когда они хотят превратить благовествование Христово (см.: Гал.1:7 ). Таковым повелевает Апостол изречь «анафема»: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема ( Гал.1:9 ). И медлить здесь не нужно, продолжает он: Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден ( Тит.3:10–11 ). Иначе, то есть за равнодушие к отступлению от истины, тебя может постигнуть суд Божий: Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих ( Апок.3:16 ). Тучи на мировом горизонте сгущаются. Приближается суд Божий над народами и лицемерными христианами, начиная с еретических и теплохладных иерархов. Архиепископ Феофан. 1936. IV. 31 О человеческой кончине Многоуважаемая М. А-на! Я нисколько не огорчаюсь на замедление Вашего ответа. Вполне понимаю, что обстоятельства Вашей жизни не всегда позволяют Вам делать так, как Вам хотелось бы.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Все библейские авторы были людьми своего времени, а потому многого не знали— например, того, что Земля круглая, или что существует Америка, не были знакомы с современной физикой и биологией. Кстати, именно поэтому попытки некоторых фундаменталистов привести Библию в полное соответствие с современной наукой— занятие не более перспективное, чем попытки обнаружить в египетской пирамиде электропроводку. Вот как определили свое отношение к этой проблеме православные богословы, собравшиеся в Афинах в 1936 году: «Участие в написании Библии человеческого элемента с его ограниченностью объясняет особенности ветхозаветных книг как исторических источников, их ошибки, анахронизмы, которые могут быть исправлены внебиблейскими данными». Четыре взгляда на один Лик Так, может, это недостаток Библии? Может, было бы лучше, если бы ангелы принесли людям некий готовый, совершенно безупречный текст? Но c человеком каждой конкретной эпохи надо говорить по–своему. Ведь Слово Божие раскрывается в истории. Оно рассчитано не на первый или двадцать первый век, а на любой период человеческой истории и на любой народ, с его особым языком, представлениями, интересами. Поэтому Библия и включает в себя так много всего разного, в том числе разные взгляды на одни и те же события. Мы видим это с самого начала книги Бытия. В первой главе рассказывается о сотворении вселенной. Искать там описания «большого взрыва» или строения атома бессмысленно— повествование ведется на мифопоэтическом языке, который во все времена прекрасно понимают дети и влюбленные. В этом рассказе упомянуто и сотворение человека, мужчины и женщины, после всех живых существ, но подробно о первых людях не говорится. Зато вторая глава показывает сотворение человека уже крупным планом: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою… И сказал Господь Бог: нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку… но для человека не нашлось помощника, подобного ему». Что же, получается, сначала был сотворен мужчина, потом уже все животные и птицы, а потом женщина? С точки зрения многих современных ученых, здесь перед нами— две версии предания о сотворении мира, существовавшие когда–то самостоятельно и лишь позднее объединенные в едином тексте книги Бытия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

102 См. тексты в догматических руководствах: у м. Макария, т. I, Providence в Diet de Th. dogm. cath. и др. 105 Вот несколько текстов: Ис. 46, 10 11 «Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю. Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю. Я воззвал орла от востока, из дальней страны исполнителя определения Моего. Я сказал и приведу это в исполнение, предначертал и сделаю» Ср. 14, 24, 27. Пс. 138, 16 «Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было». Прем. И. c. Сир. 39, 25–26 : «Пред Ним дела всякой плоти, и невозможно укрыться от очей Его. Он прозирает из века в век, и ничего нет дивного пред Ним». Прем. Сол. 6, 7 «Господь сотворил и малого, и великого, и одинаково промышляет о всех». 12, 13 «Бога, который имеет попечение о всех». 107 Cp. интересную работу 3. Stufler. Gott, der erste Beweger aller Dinge. Innsbruck. 1936. Разбор разных воззрений по этому вопросу требовал бы монографического исследования, не вмещающегося в план настоящей работы, но можно сказать, что по линии этого вопроса пролегает основная ось современного католического богословия. 108 После более, чем полувекового обсуждения в комиссиях и конгрегациях «de aiuxiliis», совещание кардиналов 28 VII 1697 г. приняло предложение папы Павла V относительно того, что суждение по вопросам о разногласиях томизма и молинизма следует отложить, пока время не даст ясности, причем желательно в полемике избегать резкости. В таком виде вопрос остается и теперь, – добрый пример, как следует относиться к трактованию вопросов догматической сложности и трудности (ср. статью Molinisme в Dict. Theol. Cath. X, 2, 2164–5). 109 Вот некоторые основные тексты: Самое общее соотношение свободы и необходимости выражается так: Liberum arbitrium est causa sul motus, quia homo per liberum arbitrium seipsum movet ad agendum. Non tamen hoc est necessitate libertatis, quod sit prima causa sui id, quod liberum est... Deus igitur est prima causa movens et naturales causas et voluntares (S. Th. Ima. Q. 83, a. l).Ipse actus liberi arbitrii reducitur in Deum sicut in causam (Q. 23, a. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

265 Ср. контекст: «Иисус же сказал им вторично: мир вам. Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул и говорит им: примите Духа Святого», 21–22. Ср. Лк. 24, 36 . Ср. Р. 14. 17: «правда, мир и радость о Святом Духе». 267 «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши, и дочери ваши, и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать. И покажу чудеса на небе вверху и знамения внизу, кровь и огонь и курение дыма. Солнце превратная в тьму и луна в кровь, прежде нежели наступит день Господень великий и славный, и будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется» ( Иоиль. 2, 28–32 , Деян. 2, 17–21 ). Здесь говорится только о действиях Духа Божия, но не о Снятом Духе самом, причем все это пророчество имеет и явно эсхатологический характер, а во второй своей половине переходит в явную, хотя и образную эсхатологию. Эту связь Пятидесятницы и эсхатологии, конечно, нужно иметь в виду для полного уразумения текста. 269 Это исключение имеем мы в Деян. 13, 2 : «когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите мне (μοι) Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал (π ροσκκλημαι) их». Этот неожиданный и, конечно, чрезвычайно важный случай употребления местоимения первого лица в применении к Духу Святому по содержанию не отличается от других случаев Его водительства, рассказанных в Деян. 270 Этому отсутствию личного откровения Третьей ипостаси соответствует литургическое и молитвенное к Ней отношение. Обращает на себя внимание факт очень слабого молитвенного творчества в прямом отношении к Св. Духу, которое, собственно, почти исчерпывается молитвой «Царю Небесный»; огромное же количество молитв о ниспослании Св. Духа обращено к Отцу и Сыну. Следует также отметить отсутствие литургического раскрытия праздника Св. Духа (после Пятидесятницы). Читать далее Источник: Утешитель: О богочеловечестве/Прот. Сергий Булгаков. - [Париж]: YMCA-press, 1936

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Одна очень пожилая учительница рассказывала мне: – Батюшка, когда я приняла впервые классное руководство под Харьковом в 1936 году, у меня в классе был один ребенок из неблагополучной семьи. Когда уходила из школы в 1991 году, у меня в классе был один ребенок, но уже, сами понимаете, из благополучной семьи... В некоторых газетах приводились данные, что каждый третий московский школьник пробовал наркотик, а каждый пятый «сидит» на нем... И этому учим их и мы с вами – своим эгоизмом и безразличием к проблемам подростков, тем, что помогаем им утвердиться в культе наслаждений и оставляем беззащитными перед злом. А ведь это еще дети советского периода! Что же нам «выдадут» дети 90-х годов, с пеленок впитавшие телемерзости? Считаю, что здесь вина и нас, священников, чаще заботившихся о своем, а не о ближних. Отдаю себе отчет, что не в одночасье сделались наши дети такими. Россия сейчас переживает так называемую «болезнь Спарты» – страны, строившей свое могущество на воспитании страхом. А когда пришли в Спарту деньги и блуд, то она быстро превратилась в самое слабое государство и рухнула, потому что ее знаменитые воины спились, продались, предались развлечениям, стяжательству и не захотели держать в руках оружия... У нас же другая ситуация – пожалуй, еще худшая. Ведь наш народ знал Бога и мы на 90% крещеные люди, на нас почивает благодать Божия. «Ибо невозможно – однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему». ( Евр. 6, 4–6 ). Еще лет пятнадцать назад, когда «не было» ни Бога ни Церкви, даже в кошмарном сне не могло присниться то, что творится сейчас: растущие, как грибы, кощунственные «церкви» сатанистов, беспредельный цинизм их приверженцев, всерьез рассуждающих о формировании «нового типа человека»: «Homo satanicus». Что же привлекает подростков к сатанистам? Независимо от многоликих внешних причин в основе лежит оставившее Бога и прилепившееся к сатане сердце, растерявшее благодать, необходимую для сопротивления злу. А «кто делает грех , тот от диавола» ( 1Ин.3:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/otrekayu...

Я. – Знаете, при таком множестве свидетельств можно ставить вопрос не о том, почему вы верите в Бога, а наоборот: как вы не верите в Него? Или по крайней мере сначала во Христа Господа?! И Сам Христос обвинял евреев в неверии в Него: Ваш отец диавол… нет в нем истины… А как Я истину говорю, то не верите Мне. Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне? ( Ин. 8:44–46 ). По крайней мере, я так думаю. Во всяком случае, неверие это – не от науки, не от изучения христианских знаний и истории, а наоборот: неверующим нужно устранить Христа Господа, чтобы легче было потом неверовать. Вы извините меня, но я и прежде так думал. С. – Ничего, ничего! Пожалуйста! – сказал физик. Я. – А если позволите еще сказать, то я хотел бы спросить вас вот о чем. Ваши газеты и вы вообще постоянно говорите о народе, о народе. Но вы же сами знаете, что большинство народа пребывает в вере. В переписях 1936 и 1937 годов, – при всех условиях опасности, – более половины народа объявило себя верующими, а иные говорили неправду о себе, что они – неверующие. Да и теперь, – насколько мне пришлось слышать об этом, – в партии числится всего лишь около пяти миллионов, а всего населения, скажем, 175 миллионов или, быть может, 200 миллионов. Следовательно, один партиец приходится на 35 верующих: ведь для партии, – говорил еще В. И. Ленин, – религия не есть «частное дело», а – общественное, всеобщее, мировое 22 . Вы, конечно, знаете это. Как же вы на это смотрите? А что, если бы при полной свободе и, заранее оговорив, что всякому гражданину представляется совершенно полная свобода веровать или не веровать, издавать, печатать и прочее, – и объявить всеобщий референдум по Советскому Союзу, а потом предоставить народу свободу веры, согласилась бы на это партия и правительство? Вот какой у меня взаимный вопрос к вам. Что вы думаете? С. – Вопрос сложный! – ответил физик. – Народ – еще в массе темный. Многие привыкли к традиции. А жизнь идет вперед. Сознание же, – как мы говорим, – всегда отстает от бытия.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

НН 18 декабря 2023, 11:42 И ещё. В селе,про котр пишу в 1917г были храм с ЦПШ и 2-3лавки. В 1985г,до начала перестройки:аптека, больница с роддомом,библиотека, ср.школа(учились в 2смены) с интернатом, интернат для детей-налидов(в народе " дурдом " ,межрайонный), детсад, военком, ветклиника, швейная мастерская, пекарня, 4магазина, 1книжный маг, МТС-РТС(ремонтные мастерские), кирпичный завод, колхоз с семенной лабораторией и молокозаводом(примитивным, делали сливки и сметану), ческа(овечью шерсть и козий пух чесали). Это была центральная усадьба. К ней относились 5-6деревень в округе, ок 1200чел,там были свои начальные школы. Ближайший храм-18км. Сейчас: храм, колхоз,школа(119уч), детсад(9чел), 1медсестра на 250+пр100чел. Священник Илия Царьков 17 декабря 2023, 22:47 Эта данность – наказание Божие народу за неверие. Послание к Римлянам 11, 20-23: Они (евреи) отломились неверием, а ты (из язычников) держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей (евреев), то смотри, пощадит ли и тебя. Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен. Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их». Священник Илия Царьков 17 декабря 2023, 22:46 Вячеслав17 декабря 2023, 18:42 Но сейчас то почему проматываем (людской ресурс)? Нужно воспроизвести мысль, о том, что необходимы три основы для того, чтобы на современной территории России количество русского народа не стремилось к нулю, а имело перспективу увеличения: Церковь, село, потомство. Для бытия народа отличие современной власти от большевистской только в том, что современная восстановила первую основу. Вторая и третья уничтожается также, как и все время (исключение запрет абортов с 1936 по 1954гг.) после падения Царской власти (только при ней были эти три основы). Но такое положение по сердцу самому народу. Власть говорит: «Делайте аборты». Народ говорит: «Да, будем делать». Вячеслав 17 декабря 2023, 18:42

http://pravoslavie.ru/157587.html

1935 г. Моя келья. В делах Божественных внешнее следует за внутренним и есть видимое выражение его. Внутреннее благодатное состояние царя и пророка Давида получило свое выражение в построенном его сыном Соломоном царем Иерусалимском храме. Так и иноческие обители и храмы с их внешним благоустройством есть видимое выражение спасительных подвигов благочестивых подвижников или горения духа и любви к Богу верных. Ныне же, наоборот, обращают внимание на внешнее, внутреннее же полно всякой нечистоты. 1935 г. Познание Иисуса Христа и Его дела, то есть того, что Он для нас, что дарует Он нам в Его воплощении, смерти, воскресении из мертвых и вознесении на небо, можно получить только усвоив самою жизнью в душе Его благодеяния и пережив и переживая их, что обычно происходит в духовной жизни у подвизающихся; такое познание Бога бесконечно выше познания Его разумом по природе: (19) Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. (20) Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны ( Рим. 1:19–20 ). Между тем последнее изучается и приобретается в духовных и иных школах и жизни, а первое исчезло из них. Горе нам, мы стали чужды Христу. 1936 г. У современных христиан отсутствует разумение греха и подвига для очищения от него, чуткость совести и духовного чувства и ревность ко спасению и подвигу для достижения его. Теперь время любви Божией к людям, всё им прощающей, да придут в познание истины и спасутся. Поэтому и верным нужно теперь нести подвиги любви к ближним и терпеть всякую тесноту от них, все им прощая: (28) Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. (29) Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники ( Гал. 4:28–29 ). Но при Страшном Суде Христовом и после него не то будет, ибо дастся место суду и правде Божиим, и уже не возможет нечестивый в чем-либо утеснить раба Божия, ибо восторжествовавшие и оправдавшие себя в верных суд и правда не допустят нечестивого к ним ( Лк. 16:26 ): и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят, и тут он испиет и будет потом испивать всю горечь своего отчуждения от лица Божия. О горе! О скорбь! Неизобразимые, неописуемые!

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010