В дек. 1918 г. в Перми был казнен (утоплен) Соликамский еп. сщмч. Феофан (Ильменский) . В янв. 1919 г. были расстреляны священномученики Белгородский еп. Никодим (Кононов) в Белгороде и Ревельский еп. Платон (Кульбуш) в Юрьеве (ныне Тарту, Эстония). В июле 1919 г. в Астрахани казнили Астраханского митр. сщмч. Митрофана (Краснопольского) и Енотаевского еп. Леонтия (Вимпфена) . В окт. 1919 г. в Саратове был казнен Вольский еп. сщмч. Герман (Косолапов) . В этот период, по неполным данным следственных органов белых войск, от рук большевиков погибли: в Пермской губ.- 51 священник и 36 монахов и послушников, в Харьковской - 70 иереев, в Воронежской - 160, в Ставропольской - 52, в Кубанской обл.- 43 священника. По всей стране, по подсчетам исследователей, во время гражданской войны было казнено ок. 15 тыс. священнослужителей и активных мирян из приходских союзов и братств. Большое количество верующих подвергалось заключению в тюрьмы и концлагеря. Мн. архипастыри и пастыри были вынуждены покинуть родину. Патриарх Тихон еще в начале гражданской войны отказался дать благословение Белому движению, осуждая братоубийство, от кого бы оно ни исходило. Патриарх видел спасение от большевизма в духовности, а не в кровавой войне. 8 окт. 1919 г. свт. Тихон обратился с посланием к архипастырям и пастырям, в к-ром заявил о несправедливости обвинений Церкви в «скрытой контрреволюции, направленной якобы к низвержению советского строя». Патриарх призвал духовенство не подавать «никаких поводов, оправдывающих подозрительность советской власти», подчиняться «ее велениям» и отказаться от всяких политических выступлений (Акты свт. Тихона. С. 163-164). Патриаршее послание не было попыткой к.-л. приспособленчества к большевистской власти. Оно появилось в дни наибольшего успеха белых войск за все время гражданской войны - одновременного максимального продвижения войск ген. Деникина к Москве, перехода в контрнаступление адм. Колчака в Зап. Сибири и похода ген. Н. Н. Юденича на Петроград. Большевики в тот момент уже готовили эвакуацию правительственных учреждений в Вологду и создавали структуры для подпольной работы.

http://pravenc.ru/text/2463379.html

Я приветствую новую жизнь церкви, когда народ призван к живейшему участию в церковных делах. [...] Новое время. Пг., 1917. 14785. С. 5; Американский православный вестник. Нью-Йорк, 1917. 26. С. 414415. 143. Заявление епископа Челябинского Серафима (Александрова) челябинскому Комитету кадетской партии 301 28 мая 1917 г. Преосвященный Серафим, епископ Челябинский заявил Челябинскому Комитету партии «Народной свободы» о своем желании вступить в состав партии. Комитет отклонил заявление Преосвященного, мотивируя это тем, что епископ должен быть вне всяких политических партий. ВЦОВ. 1917. С. 4; Оренбургский церк. -обществ, вестник. Оренбург, 1917. 15. С. 4; Вестник церковного единения. Воронеж, 1917. 10. С. 3. 144. Из «Окружного послания» пастве епископа Астраханского и Енотаевского Митрофана (Краснопольского) Март-май 1917 г. Возлюбленные о Господе братие и сестры! Приступая к устройству своей жизни на новых началах, всеми помыслами устремляясь к созданию лучших условий жизни, не будем портить этого великого дела с самого начала взаимными разделениями, несогласиями и спорами. Устраним зависть, недоброжелательность и только одну всепрощающую, кроткую и мирную любовь положим в основание нашей жизни. Астраханские епарх. ведомости. Астрахань, 1917. Вкладыш к 10. С. 34. 145. Из статьи архиепископа Волынского и Житомирского Евлогия (Георгиевского) Март-май 1917 г. Совершился великий переворот в политической жизни России. Император Николай II отказался от престола и вместе с этим прекратил свое существование прежний самодержавный строй русского государства. Не время теперь, да и совершенно бесполезно спорить о самодержавии, ибо по русской пословице «лежачего не бьют». Не станем скрывать, что многим из нас тяжело отказаться 302 от идеи о самодержавии в той возвышенно-чистой его форме, как оно отражается в наших церковных молитвословиях, где царь рисуется как избранник и помазанник Божий в живом общении с своим народом. Но эта чистая идея, к сожалению, не находила себе практического осуществления в нашей русской действительности, и мы со скорбью наблюдали, особенно в последние годы, как наш русский царь был окружен и отделен от народа тесным кольцом безответственных и темных влияний.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Беспокоил его, как активного деятеля на поприще просвещения, и общий упадок образования; происходило это оттого, как он думал, что образование стало цениться не само по себе как таковое, а только в связи с обеспеченными им материальными благами и социальным положением в обществе. «Чем, как не таким отношением к школе и образованию, – писал отец Митрофан, – нужно объяснить ту страстную погоню за аттестатами, которая ведется у нас от средних учебных заведений до высших включительно и при какой забываются подчас самые элементарные требования порядочности» . Это явление пагубно сказывалось как на самих учащихся, в самом начале жизни превращавшихся в отчаянных корыстолюбцев и карьеристов, для которых и наука, и интересы страны, и интересы ближнего становились всего лишь средствами на пути к собственному благополучию, но еще более пагубные последствия оно имело для всего народа, лишавшегося доброй совести ученых, учителей, врачей и государственных деятелей. Поскольку Могилевская епархия изобиловала в то время инославными, иноверцами и сектантами, епископ Могилевский Стефан (Архангельский) 9 апреля 1906 года обратился к Святейшему Синоду с просьбой: учредить в Могилевской епархии викариатство, хиротонисав такого викарного епископа, который взял бы на себя миссионерские обязанности. Но Синод отказал ему в этом, 9 августа того же года отписав, что за неимением средств викариатство не может быть открыто, но, если епархия сама изыщет средства для содержания викарного епископа, Синод возражать не будет. В это время епархиальный миссионер пожелал перейти на должность преподавателя Могилевской Духовной семинарии, а настоятель Могилево-Братского монастыря согласился перейти в другую обитель, и таким образом открывалась возможность покрыть часть расходов на содержание викарного епископа. Для покрытия недостающей суммы епископ Стефан обратился к монастырям епархии с просьбой о пожертвованиях. 18 декабря 1906 года он вновь послал прошение в Синод о создании викариатства и о назначении к нему викарием архимандрита Митрофана (Краснопольского).

http://fond.ru/kalendar/520/mitrofan/

01(14)08.1961 01(14)08.1961 12(25)02.1965 12(25)02.1965 01(14)05.1966 01(14)05.1966 24.06(07.07)1966 24.06(07.07)1966 18.02(03.03)1977 19.02(04.03)1977 29.05(11.06)1977 29.05(11.06)1977 07(20)06.2001 8(21)06.2001 28.02(13.03) 2002 в/у Евгений Ждан 28.02(13.03) 2002 28.09(11.10)2002 13(26)12.2002 19.01.(01.02).2003 19.01(01.02)2003 Георгий Данилов Нижегородская, обн. (см. Горьковская, обн.) 2893 Н.Д. Иерархия... С. 382 замечает, что первая дата Павла Пономарева, несмотря на то, что она утверждается рядом авто- ров, не имеет основания («...показано, что хиротония... совершена 20 марта 1794 г., т. е. во вторник 5 недели Великого поста, чего не могло быть...») и предлагает иную дату: 12.02.1794 (также ошибочную). 2910 Архиепископ с 06.05.1916. Вторая дата – определение на покой с пребыванием в Ново-Иерусалимском Воскресенском монастыре и назначением его управляющим. Постановление 230 (РГИА ф. 831, оп. 1, д. 46, л. 2). Убит большевиками – повешен на даче в Крыму ок. октября 1918 года. Иную версию кончины см. Святители Земли Нижегородской. Н.-Новгород. 2003. С. 213. По ней – убит грабителями в 1921 г. Дата 1918 г. представляется верной: вряд ли архиерею позволили бы безболезненно пережить 1918 – 1921 гг. «в доме под Севастополем». 2911 Епископ Балахнинский, викарий Нижегородской епархии. Вторая дата – постановление 874 (РГИА ф. 831, оп. 1, д. 46, л. 21). 08(21)06.1918 состоялось избрание на кафедру митрополита Кирилла (Смирнова). 14(27)06.1918 из Москвы в Астрахань была отправлена телеграмма сщмч. архиепископу Митрофану (Краснопольскому): «Сообщите митрополиту Кириллу (Смирнову. – Сост.), что он избран на Нижегородскую кафедру, но благо Церкви требует ныне его пребывания на Кавказе. Ожидаю его ответа. Патриарх Тихон» (РГИА ф. 831, оп. 1, д. 46, л. 13). Митрополит Кирилл в Н.-Новгород не выехал. 2912 Архиепископ Алеутский и Северо-Американский (10.1918). Первая дата – постановление 874 о назначении временно управляющим: «Не признавая возможности оставить Православное население Закавказской паствы без архипастырского руководства и попечения, постановлено не перемещать на Нижегородскую архиерейскую кафедру Митрополита Тифлисского и Бакинского Кирилла, поручив временное управление Нижегородской епархии Преосвященному Архиепископу Алеутскому Евдокиму с освобождением от временного управления ею епископа Преосвященного Балахнинского» (РГИА ф. 831, οп. 1, д. 46, л. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Перепечатка с сайта http://www.buturlinovka.ru/econsuborg38.html Внутренняя планировка храма подчинена функциональному делению на летний центральный престол Крестовоздвиженский, с пределами правый в честь Преполовения Пятидесятницы, левый в честь Казанской иконы Божией Матери, и зимний храм в трапезной части в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Этот храм является одним из первых храмов Воронежской губернии, выполненный с использованием традиций русской архитектуры. Повышенный двухъярусный четверик храма, окруженный апсидами, трапезной и ризалитами входов, венчает цилиндрический световой барабан с луковичной крупной главой. В 1844 г. храм был достроен и освящен собором священнослужителей во главе с величайшим тружеником на ниве христовой святителем Антонием (Смирницким; 1773-1846) архиепископом Воронежским и Задонским. До строения в центре слободы Спасо-Преображенского собора 1893 г., Крестовоздвиженский храм был центральным и штат его состовлял не один, а несколько священнослужителей. В районном отделе ЗАГС сохранились метрические книги, данные из Воронежской Духовной Консистории Крестовоздвиженской церкви Слободы Бутурлиновка Бобровского уезда для записи родившихся, браком сочетавшихся и умерших с 1893 по 1919 гг. В 1893 по 1897 гг. священнодействовал в храме священник Иоанн Васильевич Краснопольский с диаконом Алексеем Мосцевым. Умер отец Иоанн Краснопольский 21 декабря 1896 г. в возрасте 86 лет. Погребение по священнику Иоанну Краснопольскому служил 23 декабря 1896 г., благочинный настоятель Спасо-Преображенского собора священник Иоанн Алексеевич Игнатов. Два месяца замещают вдовствующий приход священники с других храмов Ипполит Мишин и Павел Феодоровский. В Феврале 1897 г. настоятелем Крестовоздвиженского храма назначен священник Владимир Шабашев. 3 ноября 1897 г. у священника Владимира от законной жены Марии Ивановны родилась дочь Валентина, которую крестили 13 ноября сего года священник Ипполит Мишин, крестным отцом стал священник Иоанн Николаевич Лукашевич Богучарского уезда слободы Воробьевка, а крестной матерью стала жена священника Иоанна Богословского Афанасия Михайловна. 31 июля 1903 г. умер диакон Алексей Иоаннович Мосцев в возрасте 75 лет, погребен 2 августа в церковной ограде. С 1904 до марта 1910 г. диаконом служит Симеон Князев. С марта 1913 по сентябрь 1913 г. диакон Петр Серебрянский. С декабря 1913 г. назначен диаконом Илия Александрович Потанин 2 декабря 1917 г. диакон Илия умер в возрасте 40 лет. В марте 1918г. назначен диакон Митрофан Усов. В разное время псаломщиками были: с 1893 по 1911 гг. Василий Гитарин, с 1911 по1917 г. Василий Петров, с 1917 по 1919 г. Василий Поворинский. Из метрических книг видно, что нередкими были похороны в церковной ограде, там погребали всех членов причта и местных крестьян благотворителей. За Крестовоздвиженским храмом числилось 33 десятины земли и 1200 прихожан, церковный дом и церковно-приходская школа.

http://sobory.ru/article/?object=10926

Имеются упоминания о существовании в Л. м. образовательного учреждения (богословского класса), позднее (возможно, в 1796) реорганизованного в Брестскую епархиальную семинарию. 20 студентов содержались за счет монастыря. ( Lukaszewicz. 1851. T. 4. S. 263-276; Чистович. 1879. Т. 2. С. 657). В 1827 г. в Л. м. было открыто духовное поветовое уч-ще. В 1824 г. в Л. м. проживали 5 насельников, последним настоятелем был иером. Леонтий (Аколов). В 1836 г. Л. м. был упразднен, Успенская ц. обращена в приходскую униатскую; с 1839 г.- в православную. Местночтимые чудотворные иконы Спасителя и Божией Матери были переданы в церковь с. Деречин (ныне деревня Зельвенского р-на Гродненской обл.). Попытка возродить Л. м. была предпринята в XX в. стараниями еп. Минского и Туровского сщмч. Митрофана (Краснопольского) и гр. К. А. Хребтовича-Бутенёва. В 1913 г. на территории Л. м. построена деревянная ц. во имя прор. Елисея, возведены братский корпус и дома паломников. Возрожденный мон-рь числился как Лавришевское подворье Минского архиерейского дома. В обители проживали с 1913 г. иером. Донат (Литвинко), монахи Геронтий (Белозубов) и Илиодор (Уколов). В 1914 г., с началом первой мировой войны, линия фронта стала приближаться к Л. м., в 1915 г. в результате военных действий храм сгорел, постройки разрушены, а братия покинула подворье. В 1993 г. архиеп. Белостокский и Гданьский Савва (Грыцуняк) и еп. Новогрудский и Лидский Константин (Горянов) освятили место, где стоял монастырский храм. В 1997-1998 гг. был возведен и еп. Новогрудским и Лидским Гурием (Апалько) освящен храм во имя прп. Елисея Лавришевского. Впосл. близ храма был построен корпус, в котором поселилась братия. В 2001 г. при храме зарегистрирован приход, 21 апр. 2007 г. по решению Синода Белорусской Православной Церкви основан муж. мон-рь. В Л. м. проживает ок. 10 насельников, настоятелем является архиеп. Новогрудский и Слонимский Гурий, наместником - иером. Евсевий (Тюхлов). Свящ. Алексий Котельников Арх.: «Инъвенътарь альбо списание монастира Лавришовскаго»//НИАБ. Ф. 147. Оп. 2. Д. 175; Письмо кор. Казимира наместнику Новогородскому Петру Монтигирдовичу//Там же. Ф. 147. Оп. 2. Д. 175. Л. 1261-1261 об.; Archiwum klasztoru Lawryszowskiego przepisane roku 1791//Б-ка Вильнюсского ун-та. ОР. F4 (А2105); Bolowicz do Senna zwroczony. Dolina Trypecia//НИАБ. Ф. 147. Оп. 2. Д. 175; Summaryusz dokumentów, klasztorowi Lawryszowskiemu sluacych//ИБУВ ИР. Ф. 160. Д. 301.

http://pravenc.ru/text/2462481.html

Церковь Св. Николая п. Мултаново оставалась приписной к двухштатному приходу Казанской церкви с. Марфино. Жители Мултаново хотели иметь свой отдельный причт со священником, но малочисленность населения и недостаток средств не позволяли им этого. Строительство церкви Св. Николая Чудотворца, запланированной первоначально как часовни, продолжалось после 1909 г. и завершилось пристройкой прямоугольной трапезной и двухъярусной колокольни, перекрытой также восьмигранным шатром, таким же, как над основной частью церкви. 18 сентября 1917 г. по распоряжению архиепископа Астраханского и Енотаевского Митрофана (Краснопольского) в с. Мултаново был открыт самостоятельный приход с назначением на священническое место выпускника Астраханской духовной семинарии о. Василия Хатунцева. В 1922 г., когда по стране повсеместно проводилось изъятие церковных ценностей, из Мултановской церкви 22 августа была конфискована серебряно-вызолоченая богослужебная утварь — дарохранительница, потир, дискос с тарелочкой, лжица, копье звездица, ковш и оклад с Евангелия. Вес изъятого серебра составил 6 фунтов 77,5 зол. Община верующих с. Мултаново продолжала пользоваться церковью до 1940 г. В это время большинство храмов было уже закрыто. В протоколе Володарского райисполкома от 18 сентября1940 г. записано: «Проверкой установлено, что община верующих с. Мултаново до настоящего времени пользовалась как церковью, так имуществом незаконно. Двадцатки не существует, договора на пользование зданием и имуществом никогда не заключалось». Церковь в с. Мултаново Володарского района закрыли 25 октября 1940 г. по решению исполнительного комитета Астраханского окружного Совета. 24сентября 1941 г. районные власти решили здания закрытых церквей, в том числе и в с. Мултаново, передать в государственный фонд для разборки и продажи под строительный материал. Но по каким-то причинам, вероятно, из-за начавшейся войны, церковь уцелела и использовалась под хозяйственный склад. В настоящее время начинается постепенное её возрождение.

http://sobory.ru/article/?object=23192

  4. Археологические сведения о расположении Лавришевского монастыря В конце XX века были предприняты попытки археологических раскопок монастыря. Отыскать какие-либо остатки древней обители на правой стороне Немана (напротив д. Гнесичи) не удалось. Так, в 1971 году М.А. Ткачев, открыл там лишь стоянку каменного века . В 1988 г. там же (на юго-западном склоне холма) А.М. Кушнеревичем был найден фундамент храма , построенного в 1913 г. Дело в том, что перед Первой мировой войной священноначалием Минской епархии была предпринята попытка возродить древнюю обитель на предполагаемом изначальном месте ее основания. Заботами епископа Минского и Туровского свмч. Митрофана (Краснопольского) и попечительством графа Костантина Апполинарьевича Хребтовича-Бутенева на правом берегу Немана напротив Гнесич была построена церковь в честь пророка Божия Елисея . Также имеются данные о возведении братского корпуса и дома для паломников. Возрожденный таким образом монастырь числился как Лавришевское подворье Минского архиерейского дома. Историком Р.В. Боровым был найден проект, по которому должно было вестись строительство .   Рис. 3. Проект церкви для Лавришевского монастыря (1908/1912г.) . Проект, как видно из надписания, изначально был разработан в 1908 году для постройки храма с колокольней в « Яблочинскомъ Cbяmo-Ohyфpiebckoмъ монастыре Седлецкой губернии Белецкого уезда» . Более поздняя надпись на проекте гласит: « По сему плану предположена постройка на горе пр. Елисея въ Новогрудскомъ уезде Минской губернии «Лавришевъ». Архимандритъ Антонинъ. 1912 г.» . Однако в действительности церковь (небольшая, деревянная ) в 1913 году была построена не по данному проекту, возможно, оказавшемуся слишком затратным. По информации, подтверждаемой местными жителями, в 1915 году в результате наступательных действий немецких войск храм был сожжен, постройки разрушены, а братия вынуждена была покинуть подворье. Следующий этап раскопок состоялся уже в 1990 г. по заказу Белорусского государственного музея истории религии.

http://bogoslov.ru/article/2586245

5043 Архиепископ с 20.05.1912. В 1907–1912 гг. – депутат II и III Государственных Дум, фракция русских националистов. В IV Думу баллотироваться отказался. 5044 Состоящий на покое епископ бывший Киотосский (Япония). Командирован в Холм для содействия Преосвященному Евлогию (Георгиевскому) в управлении епархиальными делами, во время отсутствия последнего в Санкт-Петербурге по должности члена Государственной Думы. 5047 Епископ Кременецкий; викарий Волынской иерархии. Первая дата – определение Св. Синода 66 от этой даты (РГИА ф. 831, οп. 1, д. 59, л. 3). На епархии не был. 5048 Епископ Кременецкий (и Волынский). В связи с отходом Холмщины к новообразованному Польскому государству Патриарх Св. Тихон снова поручил Кременецкому Преосвященному Дионисию Валединскому временное управление епархией. 5054 Архимандрит; брат епископа Каширского Марка (Петровцы). Бывший клирик Мукачевской епархии. Определен на епархию всего за день до хиротонии. Вторая дата – определение на покой. 5056 Местная традиция издавна и, вероятно, ошибочно, именовала епископа Леонтия (фон Вимпфена) в 1918–1919 гг. «Царевским». «5 сентября 1947 г. он был назначен епископом Царевским, викарием Астраханской и Енотаевской епархии» (Святые земли Астраханской. Астрахань, 2001. С. 147). Но в действительности Астраханская епархия была «...и Царевская», а епископ Леонтий был определен этой датой на Енотаевскую кафедру. В октябре 1918 г. точно был Енотаевским (см. Приложение С. 864). Маловероятно, чтобы в самом кон. 1918 – первой пол. 1919 г. епископа Леонтия «переименовали» в Царевского, что сказалось бы и на титуловании его Астраханского кириарха сщмч. Митрофана (Краснопольского). Определение Св. Синода и Св. Патриарха по этому поводу неизвестно. см. Енотаевская. 5058 Вариант первой даты – 1940 г. (Серафим Ган, свящ. Епископ Иувеналий Килин [веб-сайт www.pravoslavie.ru]). 5061 Архиепископ с 06(19)05.1989. Вторая дата – определение на покой. Скончался 01(14)12.1997. Некролог: ЖМП. 1998. 5. С. 47–49. 5064 Н. Кирьянов указывает епископа Симеона (Михайлова) Чебоксарским еще в августе 1924 г. (см. Приложение 8. С. 882), может быть, ошибочно? Далее см. Глазовская.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не предлагали отречения и священномученику Панкратию Тавроменийскому: несколько обозленных на него язычников, выбрав подходящее время, тайно напали на него и убили. Не предлагали и преподобномученице Евдокии Илиопольской: после смерти прежнего наместника-христианина новый наместник-язычник, зная о Евдокии как о выдающейся христианке, без всякого суда и следствия послал воинов отсечь ей голову. Не давали никакого выбора и священномученику Протерию, патриарху Александрийскому, которого убийцы-монофизиты долго искали, а когда нашли, сразу же умертвили. Наконец, не предлагали такого выбора и преподобномученикам Синайским и Раифским, которые были убиты при грабительском набеге на монастыри, однако же монахи, погибшие при этом нападении, называются Церковью «пострадавшими и умершими за Христа». Выбор «отречься или не отречься» стоит перед каждым мучеником независимо от того, произносят ли эти слова люди, которые его допрашивают, судят, пытают или убивают. Этот выбор ставят бесы в духовной брани, которую испытывает каждый мученик, когда идет на страдания. Доказательством этому служат те несчастные, которые, будучи призваны на исповеднический подвиг, оказались падшими. Так, документально зафиксирован случай священника Василия К. Арестованный в 1929 году, он во время следствия признал свою вину, каялся перед безбожниками, обещал: «По выходе из-под ареста священником больше служить не буду, так как осознал, что религия является дурманом для народа». Но это не спасло его, и он получил столько же, сколько в тот период обычно получали священники, – три года концлагерей, где работал на рудниках, получил туберкулез и ревматизм ног, а через год после освобождения скончался . Похожий случай был десятью годами раньше, когда в одну ночь арестовали священномученика епископа Митрофана (Краснопольского) и его викария епископа Леонтия. На следствии святой Митрофан держался мужественно, Леонтий же давал показания против него, а себя называл «единственным епископом земли русской… выражавшим полное сочувствие советской власти», говорил о готовности проповедовать коммунизм в Церкви и всячески заискивал перед следователем. Но это не помогло Леонтию сохранить свою жизнь, и он был расстрелян в один день с епископом Митрофаном .

http://pravoslavie.ru/42002.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010