Котович Борис, священник 282. Краснопольское, с. верхотурского у. 83. Крейтон Николай Николаевич, в звании камергера 125. Кречетович Иосиф Павлович, протоиерей 280. Кронштадт 58. 59. Ксения Александровна, Великая Княгиня 285. Куломзин Анатолий Николаевич, председатель Государственного Совета 128. 130. 261 Куплетский М.А. 284. Курды 194. 222. 225. Курская дружина 281. Лавров – см. Сергий Латино-униатская вера 198. Латинский язык 215. Латинство 196. Латышенков – см. Смарагд. Латыши 168. Латышская оргапизация 168. Леонид (Сенцов), архимандрит 218. 219 Лепорский Петр Иванович, протоиереи 281. Литейный, проспект в Петрограде 68. 69 Литовская епархия 150. Литсвский архиеипскоп 175. 280. Лондон 32. Лука, евангелист 282. Лукашевич Илиодор, священник 282. Львов, город 194. 202. 211. 216. Мадьярское иго 195. Мазепинская пропаганда 191. Маклаков Николай Алексеевич, министр 90. 188. Максимович Даниил, священник 282. Малиновский Николай Платонович, протоиерей 216. Малороссийская речь 202. Малорусская речь 205. Мальдев Алексей Петрович, протоиерей 226. Манявский скит, в Галиции 194. 201. 202. Мардарий Ускокович, иеромонах сингел 193. Марии, Императрицы, Ведомство 108. Мария Николаевна, Великая Княжна 10. 12. Мария Феодоровна, Государыня Императрица 32. 63. 281. Марк, евангелист 282. Марфо-Мариинская обитель милосердия, в Москве 281. Матвей, евангелист 282. Мельникова – см. Сусанна. Минская епархия 150. Минск, г. 72. 73. Мироносицкий Порфирий Петрович , редактор 273. Мирон, св. 291. Митрофан, митрополит черногорский 139. Михаил Александрович, Великий Князь 134. Михаил, архангел 292. Можайский епископ 281. Моисей, пророк 38. 40. Молдаване 191. Москва 5. 6. 38. 39. 49. 57. 58. 59. 60. 95.215. 225. 229. 264. 276. 281. 299. Московская: Духовная Академия 197.257; губерния 6; епархия 281. 308; Синодальная Контора 214. 215; епархиальная Миссия 275; 276; синодальная типография 69. 215. 276. 277. 278. 281. Московский: местный Комитет Россииского Общества Красного Креста 279. 281; митрополит 182. 215. 276; монастырь новоспасский 225; донской 310; полк 292; Университет 282.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Со временем в окрестности древнего монастыря Неман изменил русло, и монастырь оказался на правом берегу в окружении непроходимых болот. Возрождение монастыря было предпринято около 1590 года, но уже на другом месте – в пределах нынешнего с. Лавришево Новогрудского района Гродненской области. Возрожденный монастырь в начале XVII века насильно захватили униаты. С 1615 года монастырь стал принадлежать Базилианскому ордену. В конце XVIII – первой трети XIX века при монастыре действовала униатская семинария, 20 студентов которой содержались за счет монастыря. По учреждении униатской семинарии в Жировичах в 1828 году, доходы Лавришевского монастыря были обращены на содержание Жировичской семинарии. В последний раз монастырский комплекс был отстроен в 1775-1780 годах. Он состоял из деревянных построек: церкви (сохранилась до наших дней), колокольни, жилого корпуса, а также из небольшой каменной постройки, где находились библиотека и склад. Библиотека насчитывала около 500 томов. В 1824 году в монастыре было всего пять насельников. Последним настоятелем был иеромонах Леонтий (Аколов). В 1836 году монастырь был упразднен. Местночтимые чудотворные иконы Спасителя и Божией Матери были переданы в церковь с. Деречин Слонимского уезда – ныне с. Деречин Зельвенского района Гроденской области. Монастырская церковь была обращена в приходскую. Второе возрождение монастыря [ править править код ] Второе возрождение монастыря было предпринято в начале XX столетия стараниями священномученика Митрофана (Краснопольского) (+1919) и графа Константина Аполлинариевича Хребтовича-Бутенева. Священномученик Митрофан, в бытность епископом Минским и Туровским, 14/27 июля 1913 года совершил чин освящения деревянного храма, построенного стараниями графа Хребтовича на первоначальном месте существования древнего Лавришевского монастыря (сейчас это окраина с. Гнесичи Новогрудского района). Храм был освящен в честь святого пророка Елисея. После освящения святитель совершил в церкви Божественную Литургию и молебен.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Елисеевс...

Выступления архимандрита Илариона были не часты на пленарных заседаниях Собора. Основную деятельность во время работы Собора архимандрит Иларион сосредотачивает в четырех Отделах: «Отделе о Высшем Церковном Управлении», а также в «Отделе о пересмотре устава настоящего Собора и об уставе будущего Собора», «Отделе о единоверии и старообрядчестве» и в «Отделе об Уставе Духовных Академий». Работа в отделе о Высшем Церковном Управлении заняла почти всю первую сессию Собора и половину второй – с 2 сентября 1917 г. до 23 марта 1918 г., всего было 49 заседаний Отдела, под председательством архиепископа Астраханского Митрофана (Краснопольского). Именно организация Высшего Церковного Управления во главе с Патриархом было, как показала история, главным деянием Собора. Архимандрит Иларион выступал на Соборе как один из ярких выразителей идеи восстановления патриаршества. Его речь «Почему необходимо восстановить патриаршество?» стала хрестоматийной. Ее сразу же оценили сами члены Собора, обратившись в Соборный совет со следующим заявлением: «Мы, нижеподписавшиеся, просим Соборный Совет сделать распоряжение о немедленном напечатании в возможно большом количестве экземпляров и распространении речи Архимандрита Илариона о восстановлении патриаршества, произнесенной в заседании Церковного Собора 23 октября, в виду ее выдающегося значения в церковном отношении» . Заявление подписали 35 членов Собора. Ни одна речь, произнесенная на Соборе, не имела такой оценки самих соборян. По словам прот. о. Николая Концевича, члена Собора, после окончания речи архимандрита Илариона единственный раз на Соборе раздались аплодисменты . Даже явные противники восстановления патриаршества называли эту речь талантливой и блестящей. Речь архимандрита Илариона была произнесена после речи протоиерей Николая Добронравова : «Зачем нам нужен Патриарх?», которую считали лучшей речью среди противников восстановления патриаршества . Многие считали, что благодаря речи архимандрита Илариона споры о восстановлении патриаршества прекратились. 28 октября 1917 г. Собор принимает историческое решение о восстановлении патриаршества. Об избрании и наречении Патриарха Всероссийского необходимо было возвестить православному населению особым послание от имени Собора, для этого была избрана соборная комиссия во главе с архиепископом Анастасием (Грибановским) , в которую вошел и архимандрит Иларион . Среди 25 претендентов на патриарший престол было названо и имя молодого архимандрита . Он был самым молодым в списке. Архимандрит Иларион получил четыре голоса.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

И сразу же, в следующем выступлении В.З. Завитневича, была представлена экспозиция основных аргументов противников восстановления патриаршества. Завитневич рассказал о решениях Предсоборного совета и подробно остановился на аргументах за и против патриаршества. По его мнению, восстановление патриаршества есть не столько историческая необходимость, сколько определенное эмоциональное настроение, «о патриаршестве говорят люди поэтически настроенные», т. е. непрактичные, которые видят в патриархе «сердце церковного организма», от которого «радиусами расходятся лучи благодати». Однако в реальности, как считал Завитневич, основываясь на примерах из истории, Церковь, возглавляемая одним человеком, станет, во-первых, зависима от его нравственных качеств, а во-вторых, весьма управляемой: патриарх — «уязвимый пункт Церкви, когда можно было взять главу Церкви за узду и вести в любую сторону» (ГАРФ. Ф.3431. Оп.1. Д.220. Л.20об. — 21). Соколов и Завитневич были теми, кто работал над церковной реформой с самого начала дискуссии: до Поместного Собора они потрудились и в Присутствии 1906г., и в Совете 1917г. Таким образом, в предсоборных форумах о соборности и церковном управлении соборянам действительно была представлена палитра мнений, а заодно и перенесена на эту новую площадку дискуссия двух представителей конкурирующих групп сторонников и противников восстановления патриаршества. С предложением И.И. Соколова согласились: на следующем заседании 12 сентября было решено открыть обсуждение соборности «во всей широте этого вопроса» (ГАРФ. Ф.3431. Оп.1. Д.220. Л.26). Подведены итоги дискуссии были 22 сентября (ГАРФ. Ф.3431. Оп.1. Д.220. Л.96об.). Таким образом, отдел посвятил этому вопросу шесть встреч с 12 по 22 сентября, в которых принимало участие от 92 до 106 человек. За это время было заслушано не менее 70 выступлений. Обращает на себя внимание, что при большом количестве докладчиков (учитывая краткий срок) участие епископов в обсуждении минимально. Например, 22 сентября из 22 выступлений только три принадлежало епископам: архиеп.Антонию (Храповицкому), еп.Гермогену (Долганеву) и председателю отдела еп.Митрофану (Краснопольскому).

http://bogoslov.ru/article/6195155

Какое будет горе, если и впредь навеки останется эта наша русская стена плача! Да не будет! Зовут Москву сердцем России. Но где же в Москве бьется русское сердце? На бирже? В торговых рядах? На Кузнецком мосту? Оно бьется, конечно, в Кремле. Но где в Кремле? В окружном суде? Или в солдатских казармах? Нет, в Успенском соборе. Там, у переднего правого столпа должно биться русское православное сердце. Орел петровского, на западный образец устроенного, самодержавия выклевал это русское православное сердце. Святотатственная рука нечестивого Петра свела первосвятителя Российского с его векового места в Успенском соборе. Поместный Собор Церкви Российской от Бога данной ему властью снова поставит Московского патриарха на его законное неотъемлемое место. И когда под звон московских колоколов пойдет Святейший патриарх на свое историческое священное место в Успенском соборе — будет тогда великая радость на земле и на Небе. Печатается по изданию: Почему необходимо восстановить патриаршество? Речь на общем заседании церковного Собора 23 октября профессора Московской духовной академии архимандрита Илариона. — Богословский вестник. 1917. X–XII. Вопрос о восстановлении патриаршества вызвал на Поместном Соборе самое горячее обсуждение. Образованный 29 апреля 1917 г. Предсоборный Совет отклонил предложение о восстановлении патриаршества. На самом Соборе вопрос о восстановлении патриаршества был вновь открыт 11 октября докладом председателя отдела высшего церковного управления епископа Астраханского Митрофана (Краснопольского). Вопрос вызвал яростные споры, и для выступления по теме записалось сразу 95 человек. Свою речь «Почему необходимо восстановить патриаршество?» архимандрит Иларион произнес на общем заседании Собора 23 октября. Споры вокруг восстановления патриаршества коснулись и Московской духовной академии. Узнав об этом, архимандрит Иларион оставил Собор и приехал в лавру, где перед преподавателями и студентами произнес трехчасовую лекцию на тему: «Нужно ли восстановление патриаршества в Русской Церкви?».

http://pravoslavie.ru/28791.html

Доцент (апр. 1913), экстраординарный профессор (дек. 1913) МДА по 1-й кафедре Свящ. Писания НЗ. Был последовательным сторонником церковности духовной школы. Получил широкую известность как блестящий лектор, яркий оратор и церковный проповедник, ученый-богослов, автор мн. богословско-догматических трудов. И. выступал за необходимость решительных изменений во всей системе рус. богословской науки, преодоление ею заимствованной западной схоластической теологии. Во время патриотического подъема в годы первой мировой войны говорил об «освободительной войне в русском богословии», подразумевая под этим освобождение рус. богословской мысли от западного, преимущественно немецкого, влияния. В 1915 г. награжден орденом св. Анны 2-й степени. 1 мая 1917 г. после увольнения по решению Синода ректора МДА еп. Феодора (Поздеевского) И. был назначен временно исполняющим обязанности ректора академии (исполнял обязанности ректора до избрания в сент. того же года новым ректором МДА прот. А. П. Орлова). В июле 1917 г. был участником Всероссийского съезда ученого монашества, где выступил против предложенной реорганизации одной из духовных академий (подразумевалась МДА) и включения в ее профессорский состав преимущественно монашествующих. Заявил о незаслуженности осуждения профессуры существующих академий и обвинений их в неправославии. На съезде был кандидатом в делегаты в Предсоборный совет , уступив при повторном голосовании еп. Феодору (Поздеевскому). Избран делегатом от МДА на Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. На заседаниях Собора выступал как один из самых активных и последовательных сторонников восстановления Патриаршества. Наибольшую известность получила речь И. 23 окт. 1917 г., в к-рой он ярко и образно обосновал идею, что «патриаршество есть основной закон высшего управления каждой поместной Церкви». Речь И., как и выступление архиеп. Митрофана (Краснопольского) , сыграла важную роль в принятии Поместным Собором решения о восстановлении Патриаршества. При проведении 1-го тура голосования по выборам Патриарха И. был выдвинут одним из кандидатов. После избрания Патриархом Московским и всея России свт. Тихона стал его секретарем и консультантом по богословским вопросам.

http://pravenc.ru/text/389143.html

7. Считать целесообразным более регулярно знакомить православную общественность с результатами общецерковной богословской работы, которую координирует Синодальная богословская комиссия. В связи с этим, в частности, полагать необходимым создание общецерковного богословского интернет-сайта Синодальной богословской комиссии, который включал бы как электронную библиотеку святоотеческого наследия и богословской литературы, так и постоянно обновляющееся структурированное собрание статей, переводов и иных материалов, отражающих современное состояние православного богословия. ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О замещении Барнаульской кафедры после кончины епископа Барнаульского и Алтайского Антония. ПОСТАНОВИЛИ: Епископом Барнаульским и Алтайским быть преподавателю Тобольской Духовной семинарии игумену Максиму (Дмитриеву). По возведении в сан архимандрита наречение и хиротонию его совершить в Москве, о чем послать соответствующие указы. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о поступивших в Комиссию материалах, касающихся прославления новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в различных епархиях Русской Православной Церкви. Справка. Юбилейный Архиерейский Собор 2000 года определил: " В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной комиссией по канонизации святых " (пункт 14 Деяния о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. 2. Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века следующие имена: от Астраханской епархии: архиепископа Астраханского Митрофана (Краснопольского; 1869 - 6 июля 1919); от Воронежской епархии: священника Александра Вислянского (1870 - 6 марта 1930), священника Даниила Алферова (1870 - 6 марта 1930);

http://sedmitza.ru/lib/text/429499/

Ивенец. Церковь Евфросинии Полоцкой. Церковь. Действует.   Престолы: Евфросинии Полоцкой Год постройки:1998. Архитектор:В.Ф. Даниленко Адрес: Беларусь, Минская область, Воложинский район, г.п. Ивенец, пл. Свободы, д. 3 Координаты: 53.890175, 26.741477 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Местечко Ивенец находится на краю Налибокской пущи. С конца XIV века им владел великий князь Витовт, а потом ряд дворянских родов. В пик протестантизма на белорусских землях, пришедшийся на XVI век, в центре поселения возвели кальвинский храм с двумя башенками на фронтонах. В часы католического движения сбор перестроили и освятили в фарный костел Святой Троицы, а в 1871 году и вовсе передали его православным. Минское Николаевское братство занялось реставрацией и обустройством церкви, потом ее освятили во имя Александра Невского. В середине лета 1888 года в поселке разбушевался мощный пожар, который сильно разрушил храм. В 1903 году пепелищем заинтересовалась Минская Духовная Консистория. Она приняла решение разобрать руины, а на землях основать кладбищенскую церковь. В 1915 году благодаря усилиям епископа Митрофана Краснопольского на фундаменте храма Александра Невского был возведен монастырь в честь Преподобной Евфросиньи Полоцкой. Деревянный, он стал последним в Беларуси, возведенным в предвоенные годы. Архиепископа Митрофана расстреляли в Астрахани в 1919 году. В 1921 году вступил в силу Рижский мирный договор и Ивенец оказался на территории Польского государства. Монахи были изгнаны, монастырь разорен, земля и имущество изъяты. Церковь стала действовать как приходская. В марте 1949 года отец Корнилий Трашутин стал настоятелем Ивенецкого храма. Однако уже в 1951 году его арестовали за «антисоветскую агитацию», отобрали имущество и отправили на 25 лет в сталинские лагеря. Церковь осиротела, а советские атеисты в 1952 году за одну ночь разрушили здание и растащили имущество. Фрагменты стен увезли для последующей переработки. Удивительно, но единственная святыня Свято-Евфросиньевской церкви, древняя икона Божией Матери «Остробрамская», уцелела. Один из прихожан храма, понимая важность реликвии, спрятал икону в своем доме. Так она и пролежала за шкафом вплоть до 1993 года.

http://sobory.ru/article/?object=11466

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 23 июня (6 июля) Священномученик Митрофан (Краснопольский), архиепископ Астраханский и Царевский Священномученик Митрофан родился 22 октября 1869 года в слободе Алексеевка Бирюченского уезда Воронежской губернии в семье крестьянина Ивана Краснопольского и в крещении наречен был Димитрием. Мать будущего святителя, Анастасия Семеновна, была дочерью псаломщика, она окончила сельскую школу и по бедности семьи вскоре была выдана замуж за небогатого крестьянина. С горечью она размышляла о трудности своего положения и, бывало, подолгу молилась Богу, чтобы Господь даровал ей сына и чтобы этот сын стал священником, надеясь, что материальное положение сына-священника поможет избавиться им от бедности. Господь услышал ее молитвы, но дал ей несравненно большее, в лице сына даровав не только относительное материальное благополучие, но неисчерпаемое богатство святости ее сына-мученика и молитвенника. Первоначальное образование Дмитрий получил в сельской школе, а затем благодетель устроил его в Бирюченское духовное училище. Окончив училище в 1884 году, Дмитрий, как один из первых учеников, был принят в Воронежскую Духовную семинарию на казенный счет. Выходцу из крестьянской среды, ему здесь много пришлось претерпеть от своих одноклассников, чьи отцы были потомственными священнослужителями. Это обстоятельство сформировало у него характер несколько замкнутый. Но зато не брали его одноклассники и в общие забавы и шалости – и, таким образом, у него оставалось больше времени и сил на добросовестное усвоение наук; живя в бедности, он хорошо понимал, что хорошее образование является главным для него капиталом, способным в будущем обеспечить его социальное и материальное положение. Благочестивым же воспитанием в семье он вполне был приуготовлен на служение Богу и Его Святой Церкви. В 1890 году Дмитрий окончил Воронежскую Духовную семинарию, женился, и 4 ноября 1890 года епископ Воронежский и Задонский Анастасий (Добрадин), рукоположил его во диакона к Казанской церкви пригородной слободы города Коротояка Воронежской епархии. 8 мая 1892 года у супругов родился сын; 15 декабря того же года диакон Димитрий был перемещен служить в Преображенскую церковь слободы Матрено-Гезевой Бирюченского уезда, а 23 февраля 1893 года – в Троицкую церковь в селе Алексеевке .

http://fond.ru/kalendar/520/mitrofan/

Также он подготовил к изданию сборник проповедей по годовому кругу богослужения. Составил учебник по сравнительному богословию, который впосл. был переиздан в России и использовался в качестве пособия в духовных учебных заведениях РПЦ. Написал воспоминания о своей жизни, неоднократно переиздававшиеся. В 1986 г. прот. Митрофан был удостоен сана протопресвитера. В 1989 г. овдовел. В 1990 г. принял монашеский постриг с именем в честь сщмч. Митрофана (Краснопольского), архиеп. Астраханского. 24 нояб. того же года возведен в сан архимандрита. 24 нояб. 1992 г. хиротонисан в Монреале во епископа Бостонского, викария Восточноамериканской епархии. Несмотря на преклонный возраст, до самой кончины совершал богослужения, одновременно с архиерейскими трудами продолжал исполнять обязанности настоятеля Си-Клиффского прихода. Пользовался большим авторитетом среди духовенства и мирян как РПЦЗ, так и РПЦ. Приветствовал происходившие в кон. ХХ в. в России изменения в области государственно-церковных отношений, оказывал благотворительную помощь возрождению в стране духовной жизни. В последнем своем Рождественском послании в 2001 г. писал: «Наблюдая происходящее на родине нашей, чувствую и вижу приближение дня торжества Солнца Правды, дня, когда, огнем испытанная, Православная Россия займет ее положенное в семье народов место, восстановит и политическое, и нравственное равновесие во всем мире». Скончался в глубокой старости, на 92-м году жизни. Отпевание М. 18 февр. 2002 г. в Свято-Серафимовском храме в Си-Клиффе возглавил первоиерарх РПЦЗ митр. Восточноамериканский и Нью-Йоркский Лавр (Шкурла) . 19 февр. митр. Лавр совершил торжественную панихиду в джорданвиллском во имя Святой Троицы монастыре . М. был похоронен на монастырском кладбище рядом с могилой своей супруги. Соч.: В защиту правды: (Статьи 1952-1977). Н.-Й., 1983; Из миссионерско-пастырской деятельности на ниве Христовой в эмиграции. Джорд., 1985; Сборник проповедей по годовому кругу богослужений. М., 1995; Православие, римо-католичество, протестантизм, сектантство: Сравн.

http://pravenc.ru/text/2563436.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010