Астраханской и Царёвской епархии, названо по г. Енотаевску (ныне с. Енотаевка в Астраханской обл.). 5 сент. 1917 г. епископом Енотаевским был назначен живший на покое с мая 1917 г. в астраханском Покрово-Болдинском мон-ре бывш. еп. Петровский, вик. Саратовской епархии Леонтий (фон Вимпфен) . Обязанностью викария была помощь правящему архиерею в управлении Астраханской епархией, замещение Астраханского архиерея на время его отсутствия в епархии. В период пребывания Астраханского архиеп. сщмч. Митрофана (Краснопольского) на Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. в Москве еп. Леонтий временно управлял Астраханской епархией. В 1918 г. еп. Леонтий поддержал планы создания в Астрахани Епархиального союза церквей (учрежден в марте 1919), целью которого были ограничение власти архиереев, расширение полномочий приходских общин, всемерное развитие духовного просвещения и благотворительности. Еп. Леонтий видел в деятельности союза единственную возможность для Церкви юридически оформить отношения с советской властью, сохранить духовно-учебные заведения и упрочить организационные формы церковной жизни в новых социально-политических условиях. Архиеп. Митрофан был противником создания союза, недовольство архиеп. Митрофана, выступавшего против к.-л. контактов с советской властью, вызвало также одобрение еп. Леонтием декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (Енотаевский епископ видел в этом документе возможность освобождения Церкви от контроля со стороны гос-ва). Архиеп. Митрофан обвинил викария в превышении полномочий и передал дело на рассмотрение Архиерейского Собора в Москве, 26 сент. 1918 г. еп. Леонтий был отстранен от управления Е. в. с оставлением в должности настоятеля астраханского во имя Иоанна Предтечи монастыря . В 1919 г. еп. Леонтий председательствовал на совещании Епархиального союза церквей, на котором было решено обратиться к православному населению с призывом «оказать помощь раненым и больным воинам... старой и советской армии». 7 июня 1919 г. еп. Леонтий был арестован и вместе с архиеп. Митрофаном обвинен в организации белогвардейского заговора, 6 июля архиереи были расстреляны.

http://pravenc.ru/text/189983.html

В последний раз монастырский комплекс был отстроен в 1775 - 1780 годах. Он состоял из деревянных построек: церкви (сохранилась до наших дней), колокольни, жилого корпуса, а также из небольшой каменной постройки, где находились библиотека и склад. Библиотека насчитывала около 500 томов. В 1824 году в монастыре было всего пять насельников. Последним настоятелем был иеромонах Леонтий (Аколов) . В 1836 году монастырь был упразднен. Местночтимые чудотворные иконы Спасителя и Божией Матери были переданы в Преображенскую церковь села Деречин Слонимского уезда (ныне Зельвенского района Гроденской области). Монастырская церковь была обращена в приходскую. Второе возрождение монастыря было предпринято в начале XX века стараниями священномученика Митрофана (Краснопольского) (+ 1919) и графа Константина Аполлинариевича Хребтовича-Бутенева. Епископ Минский Митрофан 14 июля 1913 года совершил чин освящения деревянного храма, построенного стараниями графа Хребтовича на первоначальном месте существования древнего Лавришевского монастыря (сейчас это окраина села Гнесичи Новогрудского района). Храм был освящен в честь святого пророка Елисея. После освящения святитель совершил в церкви Божественную литургию и молебен. Владыка Митрофан, радуясь положенному началу возрождения древней обители, говорил следующее: «Для многих этот монастырь неизвестен, а когда-то здесь была лавра, служившая оплотом местному Православию. Это какой-то особенный благодатный уголок. Народ здесь и до сих пор живет чисто церковным укладом жизни. Это, несомненно, наследие влияния Лавришевского монастыря. Враги католики понимали его громадное значение и старались уничтожить его совершенно, так что даже не осталось камня на камне - никаких следов его существования. Мало того, чтобы изгладить совершенно из памяти народной и само имя монастыря, католики придумали название для его развалин: «Незвище», и обыватели, как дрозды напетые, пошли называть за поляками это святое место «Незвищем». Теперь, благодаря графу Хребтовичу, устроен там небольшой деревянный храм. Место дивное! На берегу Немана возвышается конусообразная гора - это место Лавришевского монастыря, и теперь там стоит храм! Сердце мое радовалось, когда на освящение мною этого храма пришло видимо-невидимо народу. Сейчас там оставлен иеромонах и народ несметными толпами движется в обитель; наблюдаются трогательные картины народной веры. Я думаю, со временем там будет монастырь хотя и не богатый, но народом любимый».

http://drevo-info.ru/articles/17820.html

В своей увлеченности революционным задором анонимный писатель и не заметил, как вторил словам трижды отрекавшегося от Спасителя апостола Петра. «Иерей Тамбовской губернии» продолжает угрожать архиепископу: «Владыко, не забывайте про митрополита Питирима, Протопопова, Штюрмера и К°. Копия с сего будет отослана в редакцию газеты «Русское слово», если Вы не обратите на сие внимание» 221 . Архиепископ Кирилл ответил на это письмо с достоинством и тонкой афористичной иронией: «Сложа руки не сидим. Жаль, что автор не подписался и лишил меня возможности ему ответить. В свободном государстве можно бы и не прибегать к подлому анониму, особенно иерею. Копию с сего сами напечатаем». И действительно, письмо было напечатано в «Епархиальных ведомостях». События 1917 года, с одной стороны, явно продемонстрировали, что теперь у Русской Православной Церкви нет покровителя в лице государства и необходимо не только научаться жить в новых условиях российской действительности, но и вырабатывать методы противодействия воинствующему безбожию, с другой – создали условия, когда стал возможным созыв Поместного Собора. Требовали своего скорейшего разрешения как проблемы внутрицерковного характера (вопросы церковного управления, хозяйствования, духовного образования и пр.), так и проблемы взаимоотношений Церкви и государства. Все это подвигло Святейший Синод к принятию 8 мая 1917 года решения о созыве в Петрограде к 11 июня 1917 года Предсоборного Совета «для обсуждения назревших вопросов, касающихся устроения Православной Российской Церкви» 222 . В Предсоборный Совет должны были среди прочих войти и семь преосвященных архиереев, избранных епархиальными и викарными епископами из своей среды. Вскоре по обнародовании определения Святейшего Синода в Петроград стали поступать письма и телеграммы от архиереев с указанием кандидатов в члены Предсоборного Совета. Имя архиепископа Тамбовского Кирилла упоминалось 48 архиереями, среди которых были многие выдающиеся иерархи XX века 223 . Сам архиепископ Кирилл назвал следующих кандидатов: 1) епископа Пермского Андроника (Никольского) ; 2) архиепископа, бывшего Харьковского, Антония (Храповицкого) : 3) архиепископа Новгородского Арсения (Стадницкого) ; 4) епископа Минского Георгия (Ярошевского); 5) епископа Астраханского Митрофана (Краснопольского); 6) епископа Вятского Никандра (Феноменова); 7) архиепископа Тульского Парфения (Левицкого) 224 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Рака с мощами сщмч. Иосифа, митр. Астраханского, в Успенском соборе, Астрахань. Фотография. 2001 г. Рака с мощами сщмч. Иосифа, митр. Астраханского, в Успенском соборе, Астрахань. Фотография. 2001 г. 11 мая 1671 г., когда И. служил литургию в астраханском Успенском соборе, в храм пришли представители разинцев с требованием явиться на казачий круг. Святитель велел благовестить в большой колокол и в сопровождении духовенства вышел к мятежникам. С. Коченовский в качестве уполномоченного обвинил И. в переписке с казаками Терского города и Дона, ввиду чего Терки и Дон «отложилися» от восставших (АИ. Т. 4. С. 488; Летописное сказание Петра Золотарёва. 1968. С. 224). В ответ И. вновь призвал казаков к покаянию. Казаки оскорбляли архиерея, потом отвели на пороховой двор, где И. был подвергнут жестоким пыткам на костре. За архиерея вступился казак Мирон и был убит. После пыток И. был сброшен с башни-раската. Тело священномученика отдали духовенству. 12 мая после панихиды в Успенском соборе гроб был поставлен в приделе святителей Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, на 10-й день могила была заложена досками и камнем. Почитание 27 нояб. 1671 г. правительственные войска во главе с боярином И. Б. Милославским заняли Астрахань. Летом 1672 г. Астраханский митр. Парфений «со всем освященным собором» свидетельствовал нетленные мощи И. По повелению митр. Парфения гроб был поставлен в Успенском соборе, жители Астрахани должны были в течение 3 дней прикладываться к нему и просить прощения у священномученика. В кон. XVII в. началось местное почитание И. в Астрахани. В Успенском соборе, где почивали мощи И., до нач. XX в. хранилась его монашеская власяница, обагренная кровью. Нетленность мощей И. была подтверждена в 1801 г., при архиеп. Платоне (Любарском) , когда в ходе строительных работ гробница святого оказалась открыта. 28 сент. 1911 г. Астраханский и Енотаевский архиеп. Георгий (Орлов) учредил «Комитет по делу открытия и прославления честных останков митрополита Иосифа убиенного». Руководство комитетом владыка возложил на викарного Царёвского еп. Иннокентия. Комитет создал комиссию для сбора сведений о чудесах, совершавшихся по молитвам к И., и для их подтверждения свидетельскими показаниями. Результаты деятельности комиссии нашли отражение в брошюре, изданной в 1912 г. прот. Успенского кафедрального собора И. Саввинским. По инициативе еп. Феофана (Быстрова) в том же году синодальная комиссия вскрыла гробницу И. для освидетельствования мощей с целью подготовки канонизации. После перевода еп. Феофана в 1913 г. на Полтавскую кафедру его начинания были отложены и возобновились после назначения Астраханским епископом в 1916 г. сщмч. Митрофана (Краснопольского) . В составлении службы И. участвовал приглашенный еп. Митрофаном проф. КДА А. А. Дмитриевский .

http://pravenc.ru/text/578416.html

Патриарший экзарх всея Беларуси представил пастве новоназначенного управляющего Борисовской епархией 2 января 2024 г. 15:14 31 декабря 2023 года, в Неделю 30-ю по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин в сослужении епископа Борисовского и Марьиногорского Амвросия совершил Божественную литургию в кафедральном соборе Воскресения Христова г. Борисова Минской области. Перед началом богослужения митрополит Вениамин огласил решение Священного Синода о назначении епископа Светлогорского Амвросия, викария Гомельской епархии , управляющим Борисовской епархии . Архиереям сослужили ответственный секретарь Управления делами Белорусской Православной Церкви протоиерей Андрей Волков, секретари Борисовской епархии протоиерей Александр Вербило и протоиерей Сергий Башкиров, председатель Синодального информационного отдела Белорусского экзархата протоиерей Игорь Васько, ключарь кафедрального собора Воскресения Христова г. Борисова протоиерей Павел Яцукович, духовенство Борисовской епархии. Богослужебные песнопения исполнил соборный хор под управлением протодиакона Михаила Сидорова и детский хор под управлением регента Ксении Качановской. За Литургией молились настоятельница Иоанно-Богословского монастыря д. Домашаны Минской области игумения Саломия (Овчинникова) и настоятельница Ксениевского женского монастыря д. Барань Минской области игумения Евпраксия (Зубова). В храме присутствовали председатель Борисовского районного исполнительного комитета Н.Н. Карпович, председатель Борисовского районного Совета депутатов Л.Э. Чеча. После сугубой ектении Патриарший экзарх вознес молитву о восстановлении мира. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Игорь Васько. По окончании богослужения владыка Вениамин обратился к верующим со словом назидания, а затем представил правящего архиерея Борисовской епархии — владыку Амвросия. В дар кафедральному собору Патриарший экзарх передал икону преподобной Евфросинии Полоцкой с частицей ее святых мощей. Н.Н Карпович поблагодарил митрополита Вениамина за многолетний и самоотверженный труд на Борисовской кафедре и поздравил владыку Амвросия с началом служения в качестве епископа Борисовского и Марьиногорского. Протоиерей Александр Вербило зачитал обращение священнослужителей и мирян епархии к митрополиту Вениамину и епископу Амвросию. Далее участников богослужения приветствовал владыка Амвросий. Новоназначенный архиерей преподнес в дар митрополиту Вениамину икону священномученика Митрофана (Краснопольского). В дар собору епископ Амвросий передал икону Божией Матери «Скитковская». В завершение Патриарший экзарх поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таин, после чего архиереи преподали верующим благословение. Официальный сайт БПЦ / Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Патриарший экзарх всея Беларуси посетил Гомельскую епархию 9 ноября 2020 г. 15:11 8 ноября 2020 года с первым визитом в качестве Патриаршего экзарха всея Беларуси Гомельскую епархию посетил митрополит Минский и Заславский Вениамин . В день памяти великомученика Димитрия Солунского Предстоятель Белорусской Православной Церкви в сослужении архиепископа Гомельского и Жлобинского Стефана и епископа Светлогорского Амвросия , викария Гомельской епархии, совершил Божественную литургию в Петропавловском кафедральном соборе г. Гомеля. Архипастырям сослужили секретарь Гомельской епархии протоиерей Георгий Алампиев, благочинные округов, председатели отделов и духовенство епархии. Богослужебные песнопения исполнил хор Петропавловского собора под управлением Елены Мороз. За богослужением молились игумения Вера (Афонькина) с сестрами Тихвинского женского монастыря г. Гомеля и игумения Иоанна (Ярец) с сестрами Успенского женского монастыря д. Казимирово. Во время Литургии были вознесены сугубые молитвенные прошения о даровании мира белорусскому народу и о прекращении распространения вредоносного поветрия. Проповедь перед причастием произнес иеромонах Аристарх (Дроздов). По завершении богослужения архиепископ Стефан выразил митрополиту Вениамину благодарность за пастырский визит. Владыка экзарх обратился к верующим со словом проповеди и преподал всем присутствовавшим архипастырское благословение. Затем архиереи и духовенство возложили цветы к памятнику первого гомельского епископа — священномученика Митрофана (Краснопольского). В тот же день митрополит Вениамин в сопровождении архиепископа Стефана и епископа Амвросия совершил ряд рабочих визитов. Патриарших экзарх посетил музей приснопамятного владыки Аристарха (Станкевича, † 2012), а также епархиальный молодежный центр. Владыка Вениамин ознакомился с деятельностью молодежного отдела епархии, посетил епархиальную библиотеку и занятие детского хора воскресной школы Петропавловского собора. Архиепископ Стефан совместно с председателем информационного отдела протоиереем Олегом Костромой и председателем отдела религиозного образования и катехизации протоиереем Артемием Кривицким представили Патриаршему экзарху издание «Летопись Гомельской епархии», посвященное 95-летию создания и 30-летию со дня возрождения Гомельской епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/5716816.ht...

Помянуть древняя и поучиться, несомненно полезно и назидательно ... Митрополит Арсений (Стадницкий) Содержание От редакции Дневник на поместный собор 1917–1918 17-я тетрадь 8 августа 1917 г. –22 января 1918 г. на Поместный Собор Приложения Комментарии и примечания Приложение 1. Заявление в Святейший Правительствующий Синод от группы членов Синода о сложении своих полномочий Постановление Святейшего Правительствующего Синода по заявлению группы членов Синода о неканонических действий Обер-прокурора В. Н. Львова Статья из газеты «Русское слово» о конфликте между членами Священного Синода и синодальным Обер-прокурором В. Н. Львовым Прошение митрополита Московского Макария (Невского) Святейшему Синоду о современных церковных делах, с приложением выписок из канонических правил Чин молебного пения при открытии Поместного Собора Всероссийской Православной Церкви Заметка из газеты «Московский листок» о событиях, происходящих на Соборе 29 августа 1917 г. Заметка из газеты «Московский листок» о событиях, происходящих на Соборе 30 августа Статья из газеты «Утро России» о заседании Собора, посвященного обсуждению вопроса о преподавании Закона Божия в школе от 23 сентября 1917 г. Доклад Священному Собору председателя Отдела о Высшем Церковном Управлении епископа Астраханского Митрофана (Краснопольского) и особое мнение членов Отдела по поводу формулы перехода к очередным делам Обращение группы членов Собора в Соборный Совет о совершении торжественных похорон у стен Кремля воинов, погибших во время революционных боев Постановление Собора Всероссийской Православной Церкви по поводу погребения на Красной площади лиц, во дни междоусобной брани убиенных Обращение Московского Совета рабочих и солдатских депутатов в Священный Собор Православной Российской Церкви по вопросу совершения религиозных обрядов Заметка из газеты «Московский листок» с публикацией заявления Собора по вопросу о мирных переговорах большевиков с Германией Статья из газеты «Московский листок» об интронизации Патриарха Поздравление монашествующих Новгородской епархии в связи с возведением архиепископа Арсения в сан митрополита Статья В.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В особом склепе находились мощи священномученика Иосифа, митрополита Астраханского, зверски убитого в 1671 году в дни восстания Степана Разина. С самого дня мученической кончины у гроба святителя происходили многочисленные чудеса и исцеления. К сожалению, регулярной записи этих чудес не велось, что препятствовало канонизации святого, хотя имя астраханского митрополита давно вносилось в различные святцы. Причисление к лику святых состоялось по ходатайству священномученика Митрофана (Краснопольского) деянием Всероссийского Поместного собора, проходившего в 1918 году в Москве. Память святителя Иосифа торжественно совершается ежегодно 24 мая. Кроме того, в нижнем храме находилось захоронение святителя Герасима (Добросердова), известного своими миссионерскими подвигами в Сибирском крае. Епископ Герасим пребывал на Астраханской кафедре сравнительно недолго (1877–1880), прославлен в лике сибирских святых (память — 10 июня ст.ст.). Раки с мощами святых угодников сейчас пребывают в нижнем храме и открыты для поклонения верующим, а большинство останков погребённых архиереев перезахоронены в 2001 году в крипте собора. В дореволюционные годы в Успенском соборе находилось множество православных святынь, большинство из которых в настоящее время утеряно. События 1917 года стали печальной страницей в истории собора. Собор подвергся несанкционированным обыскам, в результате которых большевики вынесли из храма церковные ценности, наличные деньги и процентные бумаги на сто тысяч рублей. 18 января 1918 года собор был закрыт для богослужений, однако потом был вновь возвращён верующим в 1922 году. В ходе кампании по изъятию церковных ценностей почти все реликвии были изъяты и отправлены на переплавку. Почти вся соборная ризница была уничтожена. В 1929 году даже стоял вопрос об уничтожении Успенского и Троицкого соборов астраханского кремля. Решение было пересмотрено в том же году с указом о предоставлении планов переустройства. Иконостас верхнего храм был сломан и сожжён в 1931 году в результате проведённого субботника. Красноармейцы местного гарнизона тренировались на меткость стрельбы, расстреливая святые образа. C этого момента вплоть до 1992 года собор использовался как склад боеприпасов, казармы для военнослужащих, музей и центр массовой и пропагандистской работы по краеведению.

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_кафе...

- одного из основателей Всероссийского Национального Союза Алексея Гарязина (расстрелян 2 сентября 1918 года); - товарища председателя Киевского Клуба Русских Националисто в Виктора Страхова (расстрелян 15 мая 1919 года); - председателя Киевского отдела Союза Михаила Архангела Виктора Розмитальского (расстрелян 29 марта 1919 года); - члена Главного Совета Союза Русского Народа профессора Бориса Никольского (расстрелян 7 июня 1919 года); - председателя Пермского отдела Союза Русского Народа Петра Рябова (расстрелян 19 июня 1918 года) и многих тысяч других известных и безвестных русских героев. Помолимся о них, помолимся о страждущем Отечестве нашем и себе самих. И попросим заступничества перед Милостивым Богом у сонма Святых черносотенцев , прославленных нашей Церковью: Святых Царственных Страстотерпцев, Святейшего Патриарха Тихона, св. прав. отца Иоанна Кронштадтского, сщмч. митрополита Владимира (Богоявленского), сщмч. митрополита Серафима (Чичагова), сщмч. архиепископа Андроника (Никольского); сщмч. архиепископа Митрофана (Краснопольского), сщмч. епископа Гермогена (Долганова), сщмч. епископа Макария (Гневушева), сщмч. епископа Ефрема (Кузнецова), сщмч. епископа Иоасафа (князя Жевахова), сщмч. протоиерея Иоанна Восторгова, сщмч. протоиерея Евграфа Еварестова. Святые Новомученики и Исповедники Российские молите Бога о нас. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть В Чистополе мужчина надругался над семилетней девочкой Напряженные поиски: итоги 12го дня спасения подростков в Уфе В России мать нашла чат школьника: в школу ходить небезопасно Власти Украины: Трипольскую ТЭС полностью уничтожили Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/analitika/2004/11/21/...

Появление в храме чудотворного образа спасло храм от полного разрушения и забвения и потянуло сюда верующих людей. Приезжают отовсюду — и из Астрахани, и из соседних сел, и даже из соседних регионов. В храме чудесным образом обновляются фрески и иконы. Храмовая Казанская икона Божией Матери несколько лет назад сильно мироточила, как и многие другие образы в храме. Вот на потолке изображения четырех евангелистов: Иоанна, Матфея, Луки и Марка. Как уже упоминалось, церковь старая, крыша находилась в аварийном состоянии, протекала. Изображения евангелистов на потолке храма утратили краски, сильно потемнели, один из образов пришлось временно снять. Но когда начались постоянные богослужения, образы евангелистов обновились, краски стали яркими, свежими, «заиграли», они выглядят как свеженаложенные на дерево. Справа от алтаря находится икона святого Илии Пророка. Рассказывали, что икона была ветхая, темная, фактически нельзя было разобрать изображения, однако видите — она сама вся чудесным образом обновилась — и лик, и ризы… Три года назад начала самообновляться икона Николая Чудотворца, изображение было на металле, и вот, уже я был свидетелем, она вновь заблестела, а была очень темной. Эти явные явления Божией благодати. Игумен Иосиф является консультантом архиепископа Астраханского и Енотаевского Ионы (Карпухина). Он член епархиального отдела образования и катехизации. На протяжении многих лет отец Иосиф собирает сведения о святых угодниках Астраханской епархии, живших как до, так и после революции. Им, в частности, была проделана подготовительная работа по канонизации священномучеников: архиепископа Краснопольского Митрофана, священников Григория Хлебунова, Василия и Николая Залесских, Николая Тарбеева, Михаила Ражкина и диакона Михаила Смирнова. Также отец Иосиф автор нескольких книг: «Храмы и монастыри города Астрахани», «Святые земли Астраханской», «История Астраханской епархии за 400 лет ее существования» (в соавторстве). 23 ноября 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/24995.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010