Человек присягает перед Крестом и Евангелием в Таинстве исповеди и в особом чинопоследовании молебного пения при изъявлении обета трезвости. Этот шаг нами приветствуется - при отсутствии каких-либо противопоказаний. Задолго до дачи обетов трезвости рекомендуется ежедневно читать молитву о даровании трезвости. Давшему торжественное обещание, вручается обетная грамота. В дальнейшем настрой на трезвость регулярно подкрепляется церковными беседами, ежедневным чтением 60-го псалма (в его русском переводе содержится упоминание об обетах), благодарственного тропаря Спасителю ( " Благодарны суще, недостойнии, раби Твои, Господи... " ). Кстати сказать, с целью противодействия пьянству мы рекомендуем молиться не только мученику Вонифатию, но и Пророку, Предтече и Крестителю Господню Иоанну, апостолу Иакову (брату Господню по плоти), святым Праотцам пророку Самуилу и Сампсону, мученикам Маккавеям, святителям Василию Великому, Иоанну Златоусту, Димитрию Ростовскому, Тихону Задонскому, преподобным Феодосию Киево-Печерскому, Арсению Коневецкому, Корнилию Комельскому, Нилу Столобенскому, Пахомию Нерехтскому, Серафиму Вырицкому, священномученикам митрополиту Киевскому и Галицкому Владимиру (Богоявленскому), архиепископу Астраханскому Митрофану (Краснопольскому), пресвитерам Феодору Московскому (Грудакову), Григорию Кронштадскому (Поспелову), Философу Петербургскому (Орнатскому), Василию Бежаницкому (Триумфову), Николаю Верхне-Гнутовскому (Попову), Мокию Амфипольскому, преподобномученице Великой Княгине Елизавете, святому праведному Иоанну Кронштадскому, страстотерпцу царю Николаю. Все они были поборниками и ревнителями трезвости. Что такое обет трезвости по существу своему? Это - добровольный срочный или пожизненный пост христианина. А страсти, как известно из Евангелия, изгоняются молитвой и постом. С подобными обетами мы встречаемся в Библии. Вспомним Сампсона, Самуила, Иоанна Крестителя. Не последнее место в их способности к восприятию даров Святого Духа занимала трезвость. Обеты трезвости получили в России очень широкое распространение с конца XIX века.

http://ruskline.ru/analitika/2008/09/15/...

Даниилович Залесский (4.02.1887, с. Фёдоровка Астраханского у. и губ. – 15.02.1938), сщмч. (пам. 3 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот. Из семьи псаломщика. В 1908 г. окончил Астраханскую ДС, 29 авг. того же года рукоположен во диакона к ц. Рождества Христова в Астрахани. Здесь же в церковноприходской школе преподавал церк. пение. 5 окт. 1916 г. рукоположен во иерея к ц. во имя свт. Алексия, митр. Московского, при Александринском приюте, одновременно был законоучителем при этом приюте. После закрытия храма в 1920 г. В. был снова назначен священником в Рождественскую ц. В 1922 г. В. подписал коллективное заявление с выражением протеста против церковных реформ обновленческого Высшего церковного управления (ВЦУ), направленное уклонившемуся в обновленчество еп. Енотаевскому Анатолию (Соколову) . В 1923 г. обновленцы при поддержке ОГПУ захватили Рождественский храм, и В. перешёл в Покровскую ц. В. почитал мученический подвиг сщмч. архиеп. Митрофана (Краснопольского) и еп. Леонтия (Вимпфена), расстрелянных большевиками в 1919 г.: в течение многих лет он служил панихиды на их могиле. 15 июля 1927 г. В. был арестован и обвинён в организации без ведома властей «шествия» на могилы расстрелянных и служении по ним панихиды, что было интерпретировано «как явная политическая демонстрация против рабоче-крестьянской власти»; виновным в политических обвинениях себя не признал. 19 дек. 1927 г. Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило В. к 3 годам заключения в концлагерь, но в связи с постановлением об амнистии от 6 нояб. 1927 г. срок заключения был сокращён на четверть. 26 февр. 1928 г. В. прибыл в пересыльный лагерь в Кеми, где и был оставлен; с 14 марта 1929 г. работал помощником заведующего складом при универмаге УСЛОН. В начале 1930 г. против работников универмага было возбуждено уголовное дело по обвинению в хищениях. В. был обвинён в краже пары ботинок, виновным себя не признал. 20 июня 1930 г. Коллегия ОГПУ приговорила В. к 8 годам заключения, считая срок с момента вынесения первого приговора. В. был отправлен на строительство Беломорско-Балтийского канала, где первое время трудился на общих работах, а затем, окончив курсы счетоводов, работал по новой специальности. В 1934 г. В. был освобождён и вернулся в Астрахань; 6 авг. 1936 г. назначен в ц. во имя св. кн. Владимира, которая в 1937 г. была закрыта. 20 янв. 1938 г. В. был вновь арестован по обвинению в «антисоветской деятельности», виновным себя не признал. Расстрелян по приговору Особой тройки при УНКВД по Сталинградской обл. от 2 февр. 1938 г. Имя В. внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ от 20 апр. 2005 г.

http://pravenc.ru/text/545890.html

с 30.08.1814 – Мцхетская, Тифлисская и Карталинская, Грузинский Экзархат; с 28.12.1818 – Карталинская и Кахетинская, Грузинский Экзархат; с 13.08.1917 – Тифлисская и Бакинская, Кавказский Экзархат. Викарные кафедры: Горийская, Владикавказская, Алавердская, Эриванская, Кахетинская, Елизаветпольская, Сухумская. 08.07.1811 14.05.1817 14.05.1817 19.07.1821 01.10.1821 05.03.1832 12.03.1832 13.07.1834 01.09.1834 12.11.1844 12.11.1844 01.03.1858 Исидор Никольский 01.03.1858 08.12.1877 Евсевий Ильинский 08.12.1877 27.06.1882 Иоанникий Руднев 06.07.1882 29.09.1887 Павел Лебедев 29.09.1887 18.10.1892 Палладий Раев-Писарев 18.10.1892 21.02.1898 21.02.1898 10.11.1901 Флавиан Городецкий 10.11.1901 01.07.1905 01.07.1905 09.06.1906 Николай Налимов 09.06.1906 28.05.1908 07.12.1909 09.09.1913 в/у Пимен Пегов 09.09.1913 04.10.1913 04.10.1913 20.05.1914 20.05.1914 26.06.1914 26.06.1914 23.11.1915 Питирим Окнов 05.12.1915 09(22)02.1918 19.03(01.04)1918 04.1920 Гудаутская, обн. Основана в 1925 г. Именование -по г. Гудаута (Абхазская АССР). Сухумское (Абхазское) викариатство. Упразднена в 1926 г. 1925 Нил Ушаков 1257 Последний католикос – Антоний I (царевич Мцхетский и всея Грузии). «...Положение его среди русских иерархов по договору России с Грузией было невысоко: он «состоял местом в числе российских архиереев в 8-й степени, именно после Тобольского, хотя получил навсегда звание члена Святейшего Синода (8 артикул договора, заключенного между Россией и Грузией в г. Георгиевске, 24 июня 1783 года)...» (ЦВ. 1901. 2). 1258 Бывший архиепископ Ахтальский. В 1801–1808 гг. – член Святейшего Синода, с 08.07.1811 – митрополит Мцхетский. Вторая дата – определение на покой. 14.05.1817–09.02.1825 – присутствующий в Святейшем Синоде, затем – управляющий Московским Даниловским монастырем, где и скончался 18.12.1830. 1260 Митрополит с 22.08.1828. Вторая дата – увольнение с введением в Св. Синод. Скончался 22.06.1849. 1271 С титулом: Тифлисский и Бакинский; местопребывание – в г. Баку (см. Приложение 6. С. 867). Экзарх Кавказский. Сохранился документ, отразивший сложное положение в Экзархате, нуждавшегося в мудром и энергичном иерархе, каковым был митрополит Кирилл. Это телеграмма от 14(27)06.1918, адресованная сщмч. архиепископу Митрофану (Краснопольскому) в Астрахань: «Сообщите митрополиту Кириллу, что он избран на Нижегородскую кафедру, но благо Церкви требует ныне его пребывания на Кавказе. Ожидаю его ответа. Патриарх Тихон» (РГИА ф. 831, оп. 1, д. 46, л. 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Патриарх Тихон внимательно прочитал это прошение. Слова «не признавая такого постановления законным и обязательным для себя и не подчиняясь ему» он подчеркнул и написал свою резолюцию: «Постановления незаконны». Вскоре состоялось заседание Священного Синода под председательством Патриарха Тихона, который, рассмотрев прошение православных астраханцев, постановил: «Предложить Высокопреосвященному Фаддею немедля выбыть из Москвы к месту своего служения» (6, с. 193). 20 декабря 1923 года Архиепископ Фаддей выехал в Астрахань. Ехал он без сопровождения, в старенькой порыжевшей рясе, с небольшим потрепанным саквояжем и с узелком, где были зеленая жестяная кружка и съестной припас, к которому, впрочем, он не притронулся. Всю дорогу Архиепископ Фаддей или читал, поднимая книгу близко к глазам, или молча молился, или дремал. Когда подъезжали к городу, стал слышен колокольный звон. Только лишь поезд остановился, купе заполнилось встречавшим архиепископа духовенством. Все подходили к нему под благословение, искали глазами багаж и с удивлением обнаруживали, что никакого багажа у Архиепископа не было. Владыка смутился торжественностью встречи; выйдя на перрон, он смутился еще больше, увидев толпу встречающих, а на вокзальной площади – людское море. У вокзала Архиепископа ожидала пролетка, но она не смогла проехать через толпу, и он в окружении людей пошел пешком. Расстояние до церкви было небольшое, но потребовалось около двух часов, чтобы дойти до нее. Моросил мелкий холодный дождь, было грязно, но это нисколько не смущало Архиепископа. Около одиннадцати часов дня он дошел до храма, и началась литургия. Был воскресный день, праздник иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». Облачение для владыки нашли с трудом, потому что оно хранилось в богатой ризнице кафедрального собора, захваченного обновленцами. Облачение привезли из Покрово-Болдинского монастыря, оно принадлежало архиепископу Тихону (Малинину). Мантия принадлежала замученному в 1919 году епископу Леонтию (Вимпфену), ее отыскали у одного из монахов Иоанно-Предтеченского монастыря; посох принадлежал замученному в 1919 году архиепископу Митрофану (Краснопольскому).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Романовская церковь (Вильнюс) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Романовская церковь (Вильнюс) Романовская церковь — православный храм во имя равноапостольного царя Константина и преподобного Михаила Малеина, небесных покровителей Константина Острожского и царя Михаила Романова в Вильнюсе, построенный по проекту московского архитектора В. Д. Адамовича в ознаменование 300-летия династии Романовых в 1913 году на улице Большая Погулянка, ныне ул. Йоно Басанавичяус. Другие названия — церковь Святых Константина и Михаила, Константино-Михайловский храм. Церковь построена в стиле, воспроизводящим древнерусский ростово-суздальский. Содержание История [ править править код ] Место закладки храма-памятника на Закретной площади было освящено 17 апреля 1911 года. Чин освящения совершил ректор Литовской Духовной семинарии архимандрит Иоанн (Поммер; позднее архиепископ Рижский и Митавский) в сослужении шести клириков Виленской епархии. Внутренняя отделка храма была выполнена И. Колупаевым. Она вполне соответствовала внешнему облику и общему стилю постройки. По словам современников, лучшим украшением внутри храма являлся дубовый, в древнерусском стиле, тонкой резьбы иконостас, изготовленный в Москве С. А. Соколовым. Освящение храма произошло 9 мая 1913 года, начавшись 8 мая в 6 часов вечера всенощным бдением. Церковь была освящена архиепископом Виленским и Литовским Агафангелом (Преображенским) в сослужении епископа Елевферия (Богоявленского), викария Ковенского, и епископа Минского и Туровского Митрофана (Краснопольского) в присутствии великой княгини Елизаветы Фёдоровны (Романовой). 30 сентября 1914 г. в храме архиепископом Виленским и Литовским Тихоном была отслужена панихида по погибшему в бою князю императорской крови Олегу Константиновичу (1892-1914). Во время оккупации Вильны немецкими войсками в 1915 году церковь использовалась как накопитель, где содержались нарушители комендантского часа. В 1921—1926 годах храм ремонтировался. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Романовская_це...

В 1970-х годах на территории бывшего монастыря расположилась 1-я городская туберкулёзная больница, ныне это противотуберкулезный диспансер. В помещении церкви располагалась больничная лаборатория и больничный архив. В настоящее время на храме восстановлена луковичка с крестом. 6 июля 2012 года, в день памяти священномученика Митрофана (Краснопольского), в Екатерининской церкви был отслужен молебен, а 11 мая 2013 года здесь состоялась первая после закрытия монастыря Божественная литургия. Положено начало восстановлению церкви... Храм выстроен в псевдорусском стиле, без трапезы, имеет небольшие размеры, поэтому напоминает часовню. Изначально он имел следующий облик: церковь завершал железный шатровый верх с блестящим, вызолоченным через огонь восьмиконечным крестом и таким же «яблоком». Такие же кресты и «яблоки» меньшего размера находились на устроенных соответственно частям света четырёх боковых фронтонах. В юго-восточной части алтаря имелись широкие двери, ведущие вниз, в склеп, где покоилась храмоздательница Е. Ф. Башкина. В склепе была поставлена икона великомученицы Екатерины, перед которой постоянно горела неугасимая лампада. 11 мая 2013 года в Екатерининском храме состоялась первая после закрытия монастыря Божественная В том же году состоялись богослужения на Покров и на престольный праздник Екатерининского храма. В конце Великого поста 2015 года на Екатерининскую церковь был установлен новый золотой купол с крестом. 7 декабря 2015 года в Екатерининском храме была отслужена первая после закрытия монастыря Божественная литургия архиерейским чином, которую возглавил митрополит Астраханский и Камызякский Иона (Карпухин). Престольные праздники [ править править код ] Екатерина Александрийская, великомученица – 7 декабря Контакты [ править править код ] Адрес : Россия, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Еричная Как добраться: Храм находится на территории городской больницы. Паломнику [ править править код ] Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела . Фото [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Мефоди...

Е. скончался и был погребен в основанном им мон-ре. По-видимому, через некоторое время имело место обретение мощей, поскольку, по свидетельствам сер. XVII в., мощи святого почивали открыто. Известно о неск. посмертных чудотворениях Е. Житие сообщает, что благодаря прикосновению к мощам святого исцелился бесноватый. В 1506 г., когда отряд крымских татар, разоривший окрестности Новгородка Литовского (ныне Новогрудок), приблизился к Лавришевскому мон-рю, нападавшим показалось, что в обители скрывается рус.-литов. войско (в мон-ре не было ни одного воина), и татары отступили. Современники приписали этот факт заступничеству Е. за свою обитель. В янв. 1514 г. по инициативе Киевского митр. Иосифа (Солтана) было установлено празднование памяти Е., очевидно почитание святого носило местный характер, что косвенно подтверждается отсутствием списков Жития Е. Память о святом сохранялась в Лавришевском мон-ре и в XVII в., после передачи его униатам. В ходе войны (очевидно, Северной войны 1700-1721, во время к-рой в 1706 шведы разграбили Пинск) Лавришевский мон-рь был уничтожен, братия успела скрыть св. мощи Е. в земле. Обитель возродилась в 1775-1780 гг. как православная, в 1836 г. была упразднена, монастырский храм обращен в приходский. По сведениям сер.- 2-й пол. XIX в., мощи Е. почивали под спудом ( Николай, архим. 1864. С. 131). Лавришевский монастырь возродился на первоначальном месте как подворье Минского архиерейского дома по благословению Минского и Туровского еп. сщмч. Митрофана (Краснопольского) , к-рый 14 июля 1913 г. освятил деревянный монастырский храм во имя прор. Елисея. В 1915 г. в результате наступления нем. войск монастырский храм сгорел, братия покинула обитель. В 1993 г. архиеп. Белостокский и Гданьский Савва (Грыцуняк) (Польская Православная Церковь) и Новогрудский и Лидский еп. Константин (Горянов) близ совр. дер. Гнесичи Новогрудского р-на освятили место, где стоял монастырский храм. В 1998 г. новопостроенный храм был освящен во имя Е., в 2007 г. при церкви был создан Свято-Елисеевский Лавришевский муж. мон-рь. Памятники Е. установлены в дер. Лавришево (1996) и в Новогрудке (2007). 9 авг. 2000 г. в Новогрудке состоялось освящение храма во имя Е., ежегодно в этот день из храма в Лавришевский мон-рь совершается крестный ход. Начиная с 2002 г. ежегодно накануне дня празднования памяти Е. в Новогрудке проводятся Свято-Елисеевские чтения.

http://pravenc.ru/text/189857.html

Прения по затронутому вопросу отложены до следующего заседания. ГА РФ. Ф. 9452. Оп. 1. Д. 119. Л. 540. Вырезка из газеты: Утро России. 1917. 24 сентября. Доклад Священному Собору председателя Отдела о Высшем Церковном Управлении епископа Астраханского Митрофана (Краснопольского) и особое мнение членов Отдела по поводу формулы перехода к очередным делам 11 (24) октября 1917 г. Докладчик Преосвященный Митрофан, Епископ Астраханский Священному Собору Православной Российской Церкви Доклад Отдела о высшем церковном управлении по поводу формулы перехода к очередным делам, принятой Отделом по окончании в нем прений о Высшем Церковном Управлении По окончании общих суждений или прений по вопросу о высшем церковном управлении в Русской Церкви, Отделом принята следующая формула перехода: «выслушав общие прения по вопросу о высшем церковном управлении и 1) принимая как исходное положение в дальнейших своих работах, восстановление сана патриарха, присвояемого первому между равными епископу, возглавляющему управление церковными делами Российской Православной Церкви и 2) вместе с органами этого управления подотчетному Церковному Поместному Собору, Отдел переходит к дальнейшему рассмотрению законопроекта о высшем церковном управлении». Принятием такой формулы Отделом в положительном смысле разрешен вопрос о патриаршестве в России, как институте исполнительном при Соборе. Расчленяя указанную формулу на составные ее части, находим, что в ней заключаются следующие основные положения: 1) Поместному Собору принадлежит высшая власть в Российской Церкви. 2) Восстановляется патриаршество, которым возглавляется управление церковными делами Российской Православной Церкви. 3) Патриарх является первым между равными ему Епископами. 4) Патриарх вместе с органами церковного управления подотчетен Собору. На основании 83-й и 130-й статей Устава, Отдел нашел целесообразным принятую формулу с содержащимися в ней указанными основными положениями (которая выносится особо в разряд для голосования) внести на обсуждение в общем заседании Церковного Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Если бы государь по доброй воле 957 удалился на по кой, то тогда не могло бы быть речи о клятвопреступлении, но для многих несомненно, что в акте отречения Николая II-ro момента свободной воли не было. Факт нарушения присяги революционным путем спокойно приняли: 1) по страху, несомненные консерваторы некоторая часть духовенства и дворянства 2) по расчету –купцы, мечтавшие поставить капитал на место аристократии рода 3) люди разных профессий и классов, верившие в различной мере в благие последствия переворота. Эти люди (с их точки зрения) ради предполагаемого блага совершили действительное зло нарушили слово, данное с клятвою. Виновность их несомненна; можно лишь говорить о смягчающих обстоятельствах, если таковые найдутся. Свержение властителя может иметь для себя основания в явной преступности его деяний, в безусловно ясном вреде от его правления, в наличности у властителя злой воли. Но в глубине своей совести, по тщательном испытании ее, может сказать, что это было у властителя, 958 то едва ли совершил грех , но любопытно было бы увидеть, чтобы кто-нибудь с внутренней уверенностью решился сказать это. Если даже правление властителя и явно пагубно, то прежде насилия над ним должны быть употреблены другие средства для его вразумления. Были ли использованы все такие средства? Затем мудрено было не видеть, что переворот совершился не во имя Церкви, а против Церкви. Кто хочет быть сыном Церкви и отрекается от охранителя ее блага, едва ли может сказать, что он поступает по заповедям. Но каждый в этом деянии отречения ответит пред Богом сам за себя. Отрекался и Петр, 959 но он принес достойные плоды покаяния. 960 Нужно и нам одуматься и принести достойные плоды покаяния. Заповеди для апостолов заповеди не для всех. Это – идеал для всех. Присяга чем шире по объему и времени, тем менее обязательна. 961 ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 318. Л. 4142. Протокол заседания. Рукопись. Подлинник. Приложение IV к 687 Выступление члена Поместного собора РПЦ архиепископа Астраханского Митрофана (Краснопольского) на заседании IV Подотдела соборного Отдела «О церковной дисциплине» 962 20 июля (2 августа) 1918 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

униатских митрополитов. СПб., 1907. Т. 2. 702. С. 257-258). Более 2 веков образ находился в главном алтаре Свято-Духовой ц. базилианского монастыря. В праздник Св. Троицы совершались процессии с М. и. В 1660 г. игум. Варлаам Козинский завещал 15 тыс. злотых для ежедневного совершения перед образом 2 обедней, а также на реставрацию оклада. В 1733 г. униатский архим. Августин Любенецкий записал 1 тыс. талеров на содержание капеллы, чтобы та в честь М. и. пела или играла «Годзинки или литании», а ежедневно утром и вечером - гимны во славу Пресв. Девы «Salve Regina» и «Ogloriosa Domina» ( Николай (Трусковский). 1864. С. 97). Практически вплоть до присоединения Минска к Российской империи (1793) православные сохраняли память о начальном месте пребывания своей святыни в замковой ц. Рождества Пресв. Богородицы. Так, в описи замковой церкви 1779 г. имеется запись о том, что прежде в ней находился «…образ цудовны Найсвятей Марыи Панны, кторы Базилианами… забраны… з замку до церкви Базилианов» (ЛитГИА. Ф. 634. Оп. 3. Д. 400. С. 65; Кривонос. 2000. С. 30). После передачи ц. Св. Духа православным она была освящена во имя апостолов Петра и Павла (в 1795) и обрела статус кафедрального собора. М. и. находилась в киоте на 1-м столбе, слева от иконостаса. В 1835 г. собор пережил пожар, но икона не пострадала. В 1852 г. старанием минского гражданского губ. Ф. Н. Шкляревича с супругой, при участии благотворителей из Минска и С.-Петербурга М. и. была украшена новой ризой серебряной с позолотой и драгоценными камнями, головы Богоматери и Младенца Христа увенчали короны с бриллиантами; на ризе внизу была выгравирована надпись: «Ciя икона Бoжieй Матери съ Младенцемъ iucycoмъ, поставленная beлikuмъ князем земли Pycckiя св. Bлaдuмipoмъ въ Kiebe, въ Десятинной церкви, а по paзopehiu Kieba татарами явившаяся 13 августа 1500 года въ г. Минске, на реке Свислоче, и помещенная въ замковой церкви, bnocлeдcmbiu же перенесенная въ кафедральный соборъ, в 1852 г. усердием православныхъ облечена въ новую серебряную ризу». По окончании литургии перед М. и. всякий раз с коленным преклонением пели тропарь «Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево». Каждую субботу перед иконой читали акафист «Всех скорбящих Радость». В ящичек при образе богомольцы опускали не только пожертвования, но и письма благодарности за исцеления. Прот. Павел Афонский упоминает об обетной традиции прилагать к иконе вотивы в виде сделанных из металла частей тела ( Афонский П., прот. Православные святыни г. Минска. Мн., 1889; Кривонос. 2000. С. 32). По благословению сщмч. Митрофана (Краснопольского), еп. Минского (1912-1919), в день обретения иконы, 13 авг., при большом стечении народа ее торжественно выносили на аналой перед кафедральным собором для совершения молебна. 22 окт. 1914 г. Минск посетил имп. Николай II, в соборе он поклонился святыне, а встречавший государя сщмч. Митрофан подарил ему список М. и.

http://pravenc.ru/text/2563282.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010