Нам нужно помнить, чтить и знать жития святых исповедников, которых мы часто выносим за скобки нашего сознания. Почему у нас не все получается в жизни по-христиански? Потому что утратили ту твердость веры, которую имели христиане эпохи гонений ХХ века. Ведь именно их кровью оплачены годы нашего благоденствия, их подвигом веры была восстановлена наша Церковь после 70 лет гонений. Напрасно удивляются современные единомышленники тех гонителей, наблюдая, как в условиях жесточайшего современного кризиса, разрушающего государственные границы и независимость стран, ослабляющего духовные основы и нравственные устои общества, наша Церковь возрождается и становится средоточием спасения России и всего русского мира», — заключил митрополит Климент. Лауреат Патриаршей литературной премии, автор книги «Живый в помощи» писатель Виктор Николаев в своем слове пояснил, что изучение подвига новомученников и память о них служат примером и способствуют воспитанию честности, верности и патриотизма в нашем обществе. С докладом о подвиге астраханского священномученика Митрофана (Краснопольского) выступил древлехранитель, руководитель отдела по канонизации святых Астраханской епархии игумен Иосиф (Марьян). Служение и труды владыки Митрофана остаются актуальными не только для православных астраханцев, но и для всей Русской Православной Церкви. Благодаря личному примеру митрополита Митрофана его воспитанники встали на защиту святынь в Астраханской епархии и стали помощниками сщмч. Фаддея (Успенского) уже в 20-х гг. ХХ века. Будучи представителем от Астраханской епархии владыка Митрофан принял самое активное участие в восстановлении Патриаршества на Поместном Соборе 1917-18 гг. Другой заслугой владыки Митрофана стали подвижнические труды по прославлению священномученика Иосифа, митрополита Астраханского, ныне почитаемого как покровителя Астраханской земли. Своей мученической кончиной владыка Митрофан подал пример стойкости в вере православной для христиан на все последующие времена. С докладом о новомучениках также выступила заведующая отделом ресурсов Астраханской областной научной библиотеки Елена Долматова.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5447639...

Икона священномученика Митрофана (Краснопольского), архиепископа Астраханского (†1919) Почитание На иконе написанной по случаю прославления Собора новомучеников и исповедников Российских в 2000 году на десятом клейме владыка Митрофан был изображен с нимбом святого , участвующим в историческом Астраханском крестном ходе, организованном им же в 1918 году. Архиерей изображен в центре группы верующих, смело движущихся навстречу нацеленных на них винтовок большевистских солдат. В декабре 2001 года архиепископ Астраханский Митрофан был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских. 14 апреля 2002 года в Астраханском Покровском кафедральном соборе , по благословению архиепископа Астраханского Ионы , состоялось торжественное прославление нового угодника Божия. Был оратор, считался редким талантливым человеком, блестяще совершал богослужение. Имел резкий характер. Молитвословия Тропарь, глас 4 , в конец вечерни От юности твоея заповеди Господни добре сохраняя,/Богови во всяком долготерпении благоугождал еси,/ревнуя о благоустроении и процветении Церкве Православныя,/да прославится Отец Небесный во чадех ея,/и в годину лютых гонений на веру святую исповедник безстрашен явился еси,/за Христа мученическую кончину прияв,/и ныне предстоя Престолу Святыя Троицы/молися, святителю отче Митрофане,//о всех любовию чтущих святую память твою. Ин тропарь, глас 3 , на Бог Господь: Подвигом добрым яко святитель Христов подвизался еси,/веру Православную непорочно соблюд,/во время гонения лютаго мучителей прещения не убоялся,/священномучениче Митрофане,/яко первомученик Стефан,/убивающим тя рекл еси: Господь да простит вас./Сего ради уготовал ти венец правды,/егоже да воздаст Господь, молитвами твоими//всем почитающим тя. Ин тропарь, глас тот же , на Бог Господь на Слава: Воронежския земли прозябение,/во иночестве святителю Митрофану тезоименитый,/страну Белорусскую труды своими украсивый,/слова Божия проповедниче велегласный,/Собора Поместнаго уста богодухновенная,/Патриарха Тихона соработниче верный,/во граде Астрахани священномученика Иосифа прославивый,/егоже преемник на престоле и в страданиих явился еси,/отче наш Митрофане,/моли Христа Бога//о спасении всех почитающих тя.

http://drevo-info.ru/articles/1673.html

Церковные Ведомости. 1918. 299. Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода о награждении Преосвященных ко дню Св. Пасхи Святейшим Патриархом и Священным Синодом от 12(25) апреля 1918 г. за 299 постановлено: удостоить ко дню Св. Пасхи сего года: а) награждения крестом для ношения на клобуке Преосвященных архиепископов: Рязанского и Зарайского Иоанна [Смирнова ], Донского и Новочеркасского Митрофана [Симашкевича], Воронежского и Задонского Тихона [Никанорова ], Кишинёвского и Хотинского Анастасия [Грибановского] и б) возведения в сан архиепископа – епископов: Оренбургского и Тургайского Мефодия [Великанова ], Екатеринославского и Мариупольского Агапита [Вишневского], Туркестанского и Ташкентского Иннокентия [Пустынского ], Минского и Туровского Георгия [Ярошевского], Астраханского и Царевского Митрофана [Краснопольского], Псковского и Порховского Евсевия [Гроздова], Пермского и Кунгурского Андроника [Никольского], Смоленского и Дорогобужского Феодосия [Феодосиева] и Омского и Павлодарского Сильвестра [Ольшевского]. Церковные Ведомости. 1918. 17/18 04(?)1918. Указ Святейшего Патриарха Тихона на имя архиепископа Волынского и Житомирского Евлогия [Георгиевского] о командировании его в Киев для организации и проведения канонического выбора Киевского митрополита – в преемники убиенному митрополиту Владимиру [Богоявленскому] Евлогий [Георгиевский], митрополит. Путь моей жизни. Париж, 1947 Ответная речь Святейшего Патриарха Тихона на пасхальное приветствие его А. Д. Самариным, председателем Союза Московских приходских советов …В ответных речах Его Святейшество обрисовал трудность переживаемого Русской Православной Церковью времени и грозящие ей опасности и выразил благодарность Союзу за те ценные услуги церковному делу, которые Союз успел оказать за недолгое время своего существования. Коснувшись вопроса об организованной Союзом охране личности Патриарха от возможных покушений, Его Святейшество сказал, что сначала ему представлялось это делом излишним, но потом он увидел в этих регулярных посещениях один из лучших способов сближения со своей московской паствой. Упомянув о чудесном событии у Никольских ворот, Его Святейшество сообщил о своём намерении совершить в день празднования перенесения мощей Николая Чудотворца крестный ход к Никольским воротам. Некоторыми из членов Союза была высказана мысль об устройстве крестного хода не 9(22), а в воскресенье 6(19) мая, когда и рабочие будут свободны и могут принять участие в крестном ходе, и духовенство московских церквей, в большинстве имеющих приделы, посвящённые Николаю Чудотворцу, не будет связано приходскими обязанностями. Патриарх предоставил решить вопрос о дне крестного хода самому Союзу...

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

" Гонения начались вскоре после Октябрьского переворота 1917 г. Первомучеником русского духовенства стал царскосельский протоиерей Иоанн Кочуров. 8 ноября 1917 г. отец Иоанн совершал с прихожанами моление об умиротворении России. Вечером революционные матросы пришли к нему на квартиру. После избиений полуживого священника долго волокли по шпалам железнодорожного полотна, пока он не скончался... 29 января 1918 г. матросы расстреляли в Киеве митрополита Владимира — это был первый мученик из числа архиереев. Вслед за святыми мучениками Иоанном и Владимиром последовали другие... В 1919 г. в Воронеже, в монастыре Святителя Митрофана, семь инокинь были сварены заживо в котлах с кипящей смолой. Годом раньше три иерея в Херсоне были распяты на крестах. В 1918 г. епископа Соликамского Феофана (Ильинского) на глазах у народа вывели на замерзшую реку Каму, раздели донага, заплели волосы в косички, связали их между собой, затем, продев в них палку, приподняли в воздух и начали медленно опускать в прорубь и поднимать, пока он, еще живой, не покрылся коркой льда, толщиной в два пальца. Не менее зверским способом предали смерти епископа Исидора Михайловского (Колоколова). В 1918 г. в Самаре его посадили на кол. Страшной была кончина других архиеерев: епископа Пермского Андроника закопали живым в землю; архиепископа Астраханского Митрофана (Краснопольского) сбросили со стены; архиепископа Нижегородского Иоакима (Левицкого) повесили вниз головой в севастопольском соборе; епископа Серапульского Амвросия (Гудко) привязали к хвосту лошади и пустили ее вскачь... Смерть простых священников была не менее страшной. Священника отца Котурова поливали на морозе водой, пока он не превратился в ледяную статую... Семидесятидвухлетнего священника Павла Калиновского забили плетьми... Заштатного священника отца Золотовского, которому шел уже девятый десяток, нарядили в женское платье и вывели на площадь. Красноармейцы требовали, чтобы он танцевал перед народом; когда же он отказался, его повесили... Священника Иоакима Фролова сожгли заживо за селом на стогу сена«. (Из книги Дмитрия Орехова «Русские святые ХХ столетия»).

http://old.aquaviva.ru/news/2010-09-14/2...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОМЕЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Могилёвской и Мстиславской епархии, названо по г. Гомелю - уездному центру Могилёвской губ. 25 янв. 1907 г. епископом Гомельским, викарием Могилёвской епархии, определено быть ректору Могилёвской ДС архим. сщмч. Митрофану (Краснопольскому) , хиротония состоялась 11 февр. в Александро-Невской лавре в С.-Петербурге. Еп. Митрофан жил в Гомеле, особое внимание уделял миссионерской и антисектантской работе в Гомельском у., к-рая стала особенно актуальной после издания 17 апр. 1905 г. указа «Об укреплении начал веротерпимости» . В 1908 г. архиерей организовал в Гомеле миссионерские курсы для духовенства, на к-рых читал лекции о католичестве. Святитель руководил деятельностью Гомельского отд-ния могилёвского Богоявленского братства. В 1909 г. отд-ние было преобразовано в самостоятельное Гомельское правосл. братство, к-рое занималось миссионерством и благотворительностью. Будучи Гомельским епископом, свт. Митрофан являлся в 1907-1912 гг. членом 3-й Гос. думы от рус. населения Гомельщины. 9 нояб. 1912 г. архиерей был назначен на Минскую и Туровскую кафедру. 13 янв. 1913 г. во епископа Гомельского был хиротонисан ректор Полтавской ДС архим. Варлаам (Ряшенцев) , продолживший миссионерские начинания еп. Митрофана: еп. Варлаам руководил деятельностью епархиальных миссионеров, активно боровшихся с толстовством и баптизмом в Гомеле. С окт. 1918 по весну 1919 г. еп. Варлаам находился в Киеве, 29 апр. 1919 г. был уволен от управления Г. в. из-за невозвращения в Гомель, 23 июня 1919 г. арестован в Гомеле, 5 июля приговорен к 2 годам заключения условно, освобожден, вскоре назначен епископом Мстиславским, викарием Могилёвской епархии. В июле 1922 г. еп. Варлаам примкнул к обновленчеству , в 1923 г. принес покаяние и 16 сент. был назначен епископом Псковским и Порховским. В 1917-1921 гг. в Гомеле действовал «Центральный союз гомельских православных церквей» под председательством прот. Александра Зыкова. По инициативе прот. Александра в сер. 1923 г. в Гомеле состоялось совещание духовенства епархии, на к-ром большинством голосов было принято решение о признании обновленческого Высшего церковного управления . Верными Патриарху св. Тихону остались священники Павел Левашев, Елисей Назаренко и Петр Рафаилович. Спустя нек-рое время после освобождения Патриарха (он находился под арестом с 9 мая 1922 по 25 июня 1923) началось возвращение гомельских приходов в Православие. С 17 июня 1924 г. Псковский еп. Варлаам (Ряшенцев) по резолюции Первосвятителя Русской Церкви управлял также Г. в.

http://pravenc.ru/text/166107.html

1. Обвинительное заключение... М., 1923 2. Революция и церковь . 1920. 187. Указ Святейшего Патриарха Тихона и Патриаршего Священного Синода архиепископу Астраханскому Митрофану [Краснопольскому] о прославлении святых мощей святителя Иосифа, убиенного митрополита Астраханского Его Высокопреосвященству Митрофану, архиепископу Астраханскому. По рапорту Вашего Высокопреосвященства от 1(14) февраля 1919 года, относящемуся к прославлению Святителя Иосифа, митрополита Астраханского, Патриарший Синод имел суждение и определил дать Вашему. Высокопреосвященству указание совершить прославление св. Иосифа в день его памяти 11 (24) мая 1919 года и о совершившемся прославлении донести рапортом Синоду. Член Патриаршего Синода Митрополит Арсений [Стадницкий] 8(21) февраля 1919 года 187. [На обороте сего имеется пометка: «16 (29) мая 1919 года за 69 сообщено Синоду о состоявшемся прославлении св. Иосифа в церкви Знамения Пресвятой Богородицы. Акт о прославлении подписан: архиепископом Митрофаном [Краснопольским], проф. Димитриевским, членами Собора: проф. Романовым, Великановым и художником Власовым». Акт изъят (по сообщению протоиерея Николая Гавриловича Пальмова). – [Сост.] Астраханский областной архив. Дело «Документы канцелярии архиепископа Митрофана [Краснопольского] ’’ (Л. д. 67, 68 об.) 905. Резолюция Святейшего Патриарха Тихона на докладе председателя Комиссии по охране памятников искусства и старины в Троице-Сергиевой Лавре И.Е. Бондаренко 905. 9(22) марта. Собор Лавры не замедлит представить по содержанию сего свой отзыв. Патриарх Тихон Революция и церковь . 1920. 3/5 Обращение Святейшего Патриарха Тихона к Председателю Совета Народных Комиссаров В. И. Ленину по поводу «Кампании по вскрытию мощей» ...Вскрытие мощей Нас обязывает стать на защиту поругаемой святыни и отечески вещать народу: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам... 1. Обвинительное заключение... М., 1923 2. Революция и церковь . 1920. 6/8 03(7).1919. Резолюция Святейшего Патриарха Тихона на списке клириков Гомельской епархии, представленных к награждению ко дню Святой Пасхи Архив Гомельской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Политическая позиция Собора по этим выступлениям совершенно ясна: борцы за социальное освобождение объявляются изменниками и предателями Родины, их вожди – лжеучителями; за Рабоче-Крестьянской властью отрицается её истинно народный характер; призывается имя и гнев Бога на этих врагов Его, дабы они «расточились», и в довершение всего, делается совершенно недвусмысленный кивок в сторону «наших верных союзников» , т. е. англо-франко-японского капитала, продолжающего для своего обогащения требовать крови и жизни русских рабочих и крестьян. Так цинично и откровенно были выражены Собором его политические устремления и его отношения к новой установившейся власти. Этот новый период деятельности Собора закончился избранием Патриарха, причём жребий на патриарший престол пал на митрополита Московского Тихона – в миру Василия Ивановича Беллавина, долженствовавшего затем – после Собора – логикой вещей и по замыслу инициаторов – служить последним оплотом для потерпевших крушение в водовороте бурных событий всех монархических надежд и контрреволюционных упований. 13 заседаний (с 11 октября по 5 ноября 1917 г. [ст. ст.]), посвящённых этому вопросу, освещают истинные цели, преследовавшиеся церковниками при учреждении патриаршества, и те ожидания, которые они связывали с «настолованием Патриарха». J1. Д. 225–236, книга 2. С. Д. Основная мысль выступавшего по данному вопросу докладчиком епископа Астраханского Митрофана [Краснопольского] заключалась в утверждении, что русскому народу нужен духовный вождь и руководитель, который мог бы в то же время явиться «представителем подвига и дерзновения и как стоятель за Русскую Церковь » (читай – «за интересы церковного и помещичьего землевладения и сохранение возможности прежней эксплуатации трудящихся», так как церковная фразеология, как будет видно из последующего, была тут только формой). Церковники видели неизбежность разоблачения векового обмана, которым опутаны были умы и души угнетённого и страдающего народа, неизбежность утраты ими своего «идейного» влияния на массы после утраты влияния «экономического», и избрание Патриарха, прежде всего, расценивали как политический акт, – создание центра и опоры в подготовлявшейся войне с государством, к борьбе с антицерковными тенденциями Революции, как последний способ для одурачивания народных масс.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Так, проведенный в феврале Научно-исследовательским центром при Институте молодежи опрос взрослого населения Москвы показал, что 47 процентов москвичей выступают за присоединение Югославии к «Союзу». Еще больше, 61 процент, полагают, что в перспективе может возникнуть необходимость в создании общего славянского государства (союза, конфедерации или федерации). 67 процентов опрошенных считают, что Югославия имеет моральное право нанести ответный удар по странам НАТО в случае вооруженного нападения» (9). Даже получив почти смертельный удар в августе-декабре 1991 года, православно-славянская цивилизация не только обнаруживала признаки жизни, но и восстанавливала своё влияние. Но цивилизационная традиция - это школьное обучение par excellence. Борьба за школу - это форма национально-освободительной, антиглобалистской борьбы. Именно систематическое насаждение немецкой школы уничтожило традицию северославянского вендского языка, дожившего до конца XVIII века (последний официальный носитель и летописец - Ян Парум Шульце, после него, вроде, было ещё несколько человек, но к 1800 году язык вымер безповоротно). Песенка «Katy mês Nînka bayt» - это всё, что осталось от трёхтысячелетней истории. Нынешний натиск Белоруссия, дай Бог, отразит. Но если учение Михаила Кояловича, Иосифа (Семашко), Св. Митрофана (Краснопольского) и дальше будет игнорироваться (а это игнорирование смертельно опасно как для Минска, так и для Москвы) – смутные времена вернутся. Пока же – остаётся надежда. В Белоруссии произошло событие, принципиально более важное, чем президентские выборы. Это - начало загрузки топлива в Белорусскую АЭС. Строительство БелАЭС - это крепчайшая связь России и Белоруссии, это гарантия мирного неба над Минском, Могилёвом, Витебском... После ввода в строй БелАЭС процесс экономической интеграции РФ и РБ приобретёт необратимый характер. Вот что важно, господа и сябры! А следом за экономической, volens-nolens, подтянется и политическая. Если сохранится восточно-христианский цивилизационный фундамент.

http://ruskline.ru/analitika/2020/09/02/...

Например, документально описан случай священника Василия К. Будучи арестован в 1929 году, во время следствия признал свою вину, каялся перед безбожниками, обещал: «по выходе из-под ареста священником больше служить не буду, так как осознал, что религия является дурманом для народа». Но это не спасло его и он получил столько же, сколько в тот период обычно получали священники – три года концлагерей, где работал на рудниках, получил туберкулёз и ревматизм ног, а через год после освобождения скончался (22, Сс. 84–85). Похожий случай был десятью годами раньше, когда в одну ночь арестовали священномученика епископа Митрофана (Краснопольского) и его викария епископа Леонтия. На следствии святой Митрофан держался мужественно, Леонтий же давал показания против него, а себя называл «единственным епископом земли русской. выражавшим полное сочувствие советской власти», говорил о готовности проповедовать коммунизм в Церкви, и всячески заискивал перед следователем. Но это не помогло Леонтию сохранить жизнь, и они были расстреляны в один день (19, С. 461). Чем объяснить поведение епископа Леонтия и священника Василия? Сами коммунисты этим людям не предлагали отречься от Христа, от веры, от Церкви, и не обещали спасение или свободу за это. Но предлагали бесы, внушая им такие малодушные помыслы. И эти падения показывают, какая внутренняя брань была у всех мучеников. Ибо и они могли поступить так же, как поступили павшие, а эти, в свою очередь, могли бы не сдаться, как и святые. Такова реальность выбора, стоявшего перед мучениками. И даже те мученики, у которых в распоряжении были лишь считанные минуты после того, как они увидели убийц, внезапно пришедших за ними, – тоже имели возможность смалодушествовать и начать умолять их о пощаде. Убийцы вовсе не обязаны были бы удовлетворить эти мольбы, но такой выбор существовал. И, конечно, те, кто так поступил, кто струсил, умолял о пощаде, – мучениками не стали, даже если их всё равно убили. А те, кто сохранил христоподобное мужество и до конца остался невозмутим, стали мучениками, точно так же как и те, кого безуспешно принуждали к отречению, – потому что в душе своей они сделали такой же выбор, и если даже они не произносили слов «не отрекусь», то делом показали, что имели равное настроение и равную решимость с теми, кому Господь дал возможность публично произнести эти слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

В 1872 году церковь была учреждена собором, а через три года был освящен придел в честь Святителя Николая. Собор действовал и поддерживался семьей Паскевичей – известных в России меценатов, сохраняясь в первоначальной виде до революции. Вблизи собора Ф.И. Паскевичем была возведена часовня-усыпальница князей Паскевичей. Со времени учреждения Гомельского викариатства и назначения викарием Могилевской епархии епископа Митрофана (Краснопольского) (канонизирован как священномученик) в 1907 году собор стал называться кафедральным. Последним настоятелем Свято-Петро-Павловского собора являлся благочинный Гомельского округа протоиерей Александр Зыков, в 1929 году собор был закрыт. В 1932 году в соборе разместили экспозицию исторического отдела музея, а в 1939 г году – антирелигиозный отдел, который действовал до начала Великой Отечественной Войны. Во время оккупации стараниями ныне прославленного в лике святых архимандрита Серафима (Шахмута) и верующих г. Гомеля собор был открыт и действовал как церковь до 1960 года. 30 октября 1960 года была отслужена последняя Божественная Литургия протоиереем Василием Копычко (настоятелем), протоиереем Владимиром Котаром, священником Стефаном Гладыщуком и диаконом Феодором Хариком. 2 мая 1962 года храм превратился в планетарий, а после закрытия планетария в 1985 г. собор долгое время пустовал. Более двух лет длилась невидимая духовная война с властями г. Гомеля за передачу собора верующим людям. За это время было написано около 50 писем-прошений. 29 сентября 1989 года верующим людям были переданы ключи собора. 7 января 1990 г. на Рождество совершена первая Божественная Литургия. В августе 1990 года на Гомельскую кафедру в кафедральный Свято-Петро-Павловский собор назначен епископ Аристарх. В июне 1991 года собор посетили Святейший Патриарх Алексий II и митрополит Минский и Слуцкий Филарет. Весной 1992 года была восстановлена колокольня. В 1996 году построен и освящен крестильный храм. 11 августа 2007 года в Свято-Петро-Павловском кафедральном соборе состоялось торжественное прославление в лике местночтимых святых преподобной Манефы Гомельской, мощи которой покоятся в соборе.

http://sobory.ru/article/?object=03756

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010