Фотий, святитель, митрополит Киевский и всея Руси † 1431, память 27 мая/9 июня, 2/15 июля, 10/23 октября в Соборе Волынских святых, в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых По происхождению грек. Родился в городе Монемвасии в Морее (Пелопоннес). Чувствуя влечение к уединённой жизни, ещё отроком удалился в монастырь к старцу Акакию. В 1397 году старец Акакий был избран в митрополита Монемвасийского, и Фотий последовал за любимым наставником. В 1408 году Константинопольский патриарх получил известие о смерти в России митрополита Киприана и одновременно просьбу великого князя Василия II Дмитриевича о назначении в Россию нового митрополита. В это время Фотий по поручению митрополита Акакия находился в Константинополе и, как питомец всеми уважаемого митрополита Монемвасийского, обратил на себя внимание патриарха Матфея (1397–1410). Вопреки своему горячему желанию остаться в монастыре, Фотий был избран патриархом в митрополита Киевского. 2 сентября 1408 года была совершена архиерейская хиротония с возведением в сан митрополита. 1 сентября 1409 года митрополит Фотий прибыл в Киев, где пробыл около полугода. 22 марта 1410 года он торжественно въехал в Москву. Московскую Русь митрополит Фотий застал разорённой недавним нашествием Едигея, а митрополичье хозяйство запущенным и разворованным после смерти митрополита Киприана, и принялся за его восстановление. В двух грамотах великому князю Василию Дмитриевичу Фотий упрекал его за то, что тот « церковь Божию уничижил... насилствуя, взимая неподобающая», ставил ему в пример Византийских императоров и князей предков, в том числе отца великого князя, Дмитрия Донского. Фотий просил князя вернуть Церкви то, что было дано ей его прародителями, и утвердить эти её права «благочестивым списанием». Митрополит Фотий сразу озаботился вопросами церковной дисциплины паствы и пастырей. Посланием от 29 августа 1410 года в Новгород он убеждает избегать пьянства и пиров, совершать молебны за православных царей и князей, не позволять сожительствовать мужу и жене невенчанными, четвертые браки расторгать, отучать людей от сквернословия, суеверий, ворожбы, запрещает лицам духовного звания заниматься ростовщичеством, венчать «девок менша двунацати лет», участников поединков («поля») велит рассматривать как самоубийц и душегубов. То же самое он писал в Псков, добавляя только, что тех, кого крестило светское лицо, должен снова крестить священник.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Закрыть itemscope itemtype="" > Митрополит Григорий (Чуков): вехи служения Церкви Божией. Часть 8. Слово в день интронизации Святейшего Патриарха Сергия и докладная записка к 10-летию вторичного восстановления патриаршества в Русской Православной Церкви 13.09.2013 757 Время на чтение 32 минут К 70-летию избрания Патриарха Сергия постоянный автор портала Лидия Константиновна Александрова-Чукова подготовила текст Слова митрополита Григория (Чукова), тогда еще архиепископа Саратовского и Сталинградского, сказанного им 12 сентября 1943 года - в день интронизации Патриарха. В публикуемой докладной записке и сопутствующих материалах личного архива митрополита рассказывается о том, что удалось и не удалось сделать Церкви за первое десятилетие после восстановления патриаршества. С Л О В О, сказанное архиепископом Саратовским и Сталинградским Григорием в кафедральном соборе г. Москвы 12 сентября 1943 г., в день интронизации Святейшего Патриарха Сергия Слава и благодарение Господу! Свершилось великое, давно жданное всеми русскими людьми событие в жизни нашей Православной Церкви. Избранный Собором Епископов Русской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Сергий сегодня торжественно воспринял сан Патриарха Московского и всея Руси. Отныне Русская Православная Церковь вновь засияла во всей полноте и красоте своего иерархического чина. Радовалась Русская Православная Церковь, когда 26 лет назад на пустовавший со времени Петра Великого патриарший престол был избран Святитель Тихон. Засияла тогда наша Церковь полнотой своей жизни. Но ненадолго судил Господь Святителю Тихону править Русскою Церковью: скоро взял его к Себе Господь. И снова не стало Патриарха, и снова осиротела Русская Церковь. Но Господь незримо хранит Свою Церковь: не стало на патриаршей кафедре Патриарха, но преемственно стали управлять ею местоблюстители патриаршего престола. И в сознании всех верующих русских людей Православная Русская Церковь по-прежнему осталась патриаршею. Не пошли русские православные люда за обновленцами, за григорианцами, за иосифлянами, автокефалистами и другими самочинными собраниями, которые возглавляли властолюбивые епископы и их приспешники; но пошли туда, где правил православной церковью местоблюститель престола Патриарха Тихона - сначала Митрополит Петр, а потом до последних дней - Блаженнейший Митрополит Сергий.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Иоанникий (Руднев) Иоанникий (Руднев), митрополит Киевский и Галицкий. Родился 20 февраля 1826 года в семье диакона Тульской губернии с. Вышнего Суворчего. Обучался в Тульской духовной семинарии. В 1849 году окончил Киевскую духовную академию со степенью магистра богословия и оставлен в академии бакалавром. 11 октября 1849 года пострижен в монашество. 6 ноября 1849 года рукоположен в иеродиакона и 7 ноября 1849 года – во иеромонаха. 21 дек. 1854 г. возведён в сан архимандрита. С 1856 г. – инспектор Киевской духовной академии. С 6 окт. 1858 г. – ректор Киевской духовной семинарии и настоятель Богоявленского монастыря, а в 1859 г. – ректор акад. С 6 окт. 1860 г. – ректор СПб. духовной академии. 12 июня 1861 года хиротонисан во епископа Выборгского, вик. С-Петербургской епархии, с оставлением в должности ректора. С 12 янв. 1864 г. – епископ Саратовский и Царицынский. С 13 июля 1873 г. – епископ Нижегородский и Арзамасский. 14 февраля 1877 г. возведён в сан архиепископа. С 8 дек. 1877 г. – архп. Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии. С 1881 г. член Свят. Правит. Синода и почётный член Казанской духовной академии. С 27 июня 1882 г. – митрополит Московский и Коломенский. С 17 ноября 1891 года – митрополит Киевский и Галицкий. С 31 января 1892 года почётный член Московской духовной академии. 14 мая 1896 года награждён бриллиантовым крестом для ношения на митре. С 25 декабря 1898 года был первенствующим членом Св. Синода. Скончался 7 июня 1900 года в Голосеевской обители. Погребён в Кресто-Воздвиженской церкви Киево-Печерской Лавры, на Ближних Пещерах, рядом с митрополитом Арсением (Москвиным) . За время своего полувекового служения митрополит Иоанникий проявил себя человеком высокого ума, твёрдой воли и высокой христианской нравственности, Многим известны: его постническое воздержание, его удивительно широкая благотворительность, истинно-христианская скромность жизни, справедливость, простота и прямота в обращении и, наконец, молитвенное настроение духа, доходящее на общественных богослужениях до высокого вдохновения. В общественном служении он счастливо сочетал в себе зрелость и ясность понимания с видающимися способностями к широкому почину и многосторонней практической деятельности. Во всякое дело, ему вверяемое, он умел вносить редкую ясность понимания, неистощимую энергию, внимательность и трудолюбие. На учёной кафедре он был даровитым профессором, в должностях педагога-начальника примерным руководителем-воспитателем, – в епархиальном управлении всюду заводил образцовый порядок, устанавливал правильное течение дел и вызывал к жизни многочисленные просветительные и благотворительные учреждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иоасаф, святитель, митрополит Московский и всея Руси (Скрипицын) († 1555; память 27 июля/9 августа, 6/19 июля в Соборе Радонежских святых и в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых) Происходил из дворянского рода. Пострижен в монашество в Троице-Сергиевом монастыре. С 1529 года – игумен Троице-Сергиева монастыря. 9 февраля 1539 года хиротонисан во епископа Московского с возведением в сан митрополита. 3 января 1542 года низложен и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь. После 1547 года переведен в Троице-Сергиев монастырь. Скончался 27 июля 1555 года в Троице-Сергиевом монастыре. Первое летописное известие о Иоасафе (Скрипицыне) относится к 1530 году, когда он совершил крещение будущего царя Ивана Грозного (ПСРЛ, СПб., 1904, т. 13, с. 48). Он же крестил и второго сына Василия III, Юрия, родившегося в 1533 году. В 1539 году игумен Иоасаф совершил пострижение в схиму умирающего Василия III и оставался при нем до его кончины. В результате борьбы за власть между князьями Бельскими и Шуйскими игумен Иоасаф был избран в митрополиты на третий день по низведении митрополита Даниила князем Иваном Васильевичем Шуйским. Хиротония Иоасафа в митрополиты состоялась на седьмой день с соблюдением всех правил. Избранный митрополит прочитал написанное по этому случаю «Исповедание православной веры». Деятельность митрополита Иоасафа на Московской кафедре была непродолжительной и протекала в период смут, происходивших в малолетство Ивана Грозного. Поставленный в митрополиты по воле Шуйского, он принял сторону его противника Бельского. По «печалованию» митрополита к великому князю была снята опала с Ивана Федоровича Бельского. В том же году он ходатайствовал об освобождении Владимира Старицкого. В 1541 году Иван Бельский просил у него заступничества перед великим князем за своего брата Семена Федоровича. Но уже в начале января 1542 года митрополит Иоасаф был низложен. В «Царственной книге» приведены подробные обстоятельства лишения его митрополичьего сана. При захвате власти сторонниками князя Василия Шуйского они не захотели признавать митрополита Иоасафа. Мятежники бросали каменьями в окна келии митрополита и принудили его удалиться на Троицкое подворье, едва не убив святителя. Только просьбы игумена Троице-Сергиева монастыря Алексия, который именем преподобного Сергия умолял пощадить святителя, сохранили ему жизнь. 3 января 1542 года владыка Иоасаф был низложен и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иов, митрополит Киевский и Галицкий (Борецкий Иван Матвеевич) Родился в Галиции в местечке Боречи. Есть предположение, что образование получил в заграничных учебных заведениях. Окончил Львовскую Братскую школу и с 1604 года стал ее ректором и преподавателем латинского и греческого языков. Затем священник в Киеве. С 1617 года – первый ректор Киевского Богоявленского Братского училища. В 1618 году пострижен в монашество в Киевском Михайловском Златоверхом монастыре. С 1619 года – игумен этого же монастыря. 9 октября 1620 года Иерусалимским патриахом Феофаном хиротонисан во епископа Киевского с возведением в сан митрополита. 22 марта 1621 года королевскими универсалами был объявлен шпионом и возмутителем республики и подлежал заключению в тюрьму. 25 мая того же года подал протест на митрополита и епископов униатских, распространявших ложные слухи о его самозванстве. В 1628 году собрал в Киеве большой Собор по разбору дела о переходе в унию архиепископа Мелетия (Смотрицкого, – 1633). Скончался 2 марта 1631 года, не признанный польским правительством в сане митрополита. Погребен в Киевском Михайловском Златоверхом монастыре. Митрополит Иов занял кафедру в трудное время, когда большинство епископов в подчиненных Польше епархиях отпало в унию, изменив Православию. Даже Киевскую митрополичью кафедру некоторое время занимали униаты. Потом она пустовала, так как не было возможности поставить туда православного митрополита. Когда в 1620 году в Киеве проездом оказался Иерусалимский патриарх Феофан, весь народ, духовенство, дворянство и запорожские казаки во главе с гетманом П. К. Сагайдачным упросили его поставить им православного митрополита и епископов. Патриарх Феофан выполнил их неотступную просьбу, посвятив митрополита Иова и других. Однако после отъезда патриарха начались ужасающие по жестокости и изуверству преследования православных со стороны иезуитов и униатов. Как сказано выше, сам митрополит был объявлен шпионом и возмутителем республики, подлежащим заключению в тюрьму, и он был вынужден защищаться, подав в сейм протест против действий униатов. Преследования ненадолго прекратились, когда гетман Сагайдачный, отправленный на войну против турок, услышал о происходящем и вернулся в Малороссию.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Кирилл (Смирнов Константин Иларионович), митр. Казанский и Свияжский Родился 26 апреля 1863 года в СПБ епархии. В 1887 году окончил СПБ духовную академию со степенью кандидата богословия, и назначен законоучителем Елизаветпольской гимназии. 21 ноября 1887 года рукоположен во священника. 1894 г. – законоучитель 2-й СПБ гимназии. 1900 г. – настоятель Кронштадтской Троицкой церкви. В 1902 году овдовел и 10 мая пострижен в монашество и назначен начальником духовной миссии в Урмии в сане архимандрита. 6 авг.1904 года хиротонисан во епископа Гдовского, вик. СПБ епархии. 30 дек.1909 г. – епископ Тамбовский и Шацкий. 6 мая 1913 года возведен в сан архиепископа. В 1914 году участвовал в прославлении Св. Питирима Тамбовского. 19 марта 1918 года был назначен митрополитом Тифлисским и Бакинским, Экзархом Кавказским. К месту назначения ему прибыть не удалось ввиду военных действий. С середины 1918 года – митрополит Казанский и Свияжский. С апреля 1922 года епархией не управлял, жил в Красноярской области. В завещании Святейшего Патриарха Тихона митрополит Кирилл был поставлен первым кандидатом на местоблюстительство, но принять эти обязанности не имел возможности. Святейший Патриарх выразил такое доверие митрополиту Кириллу, знал его твердую веру и светлый ум, но несмотря на эти свои достоинства, митрополит Кирилл допустил большую ошибку, став на сторону оппозиции против митрополита Сергия. Убежденный сторонник патриаршества, он считал учрежденный митрополитом Сергием Синод угрозой единоличному патриаршему управлению. По его мнению, организовав Синод, Митрополит Сергий превысил полномочия не только Заместителя, но даже и Местоблюстителя. Протестовал он и против возношения имени Заместителя Патр. Местоблюстителя митрополита Сергия за богослужением вслед за именем самого Местоблюстителя, митрополита Петра; поминовение митрополита Сергия он допускал только на ектениях, молебнах и т.д. общим порядком, в записках, наравне со всеми остальными верующими. Глубоко возмутило митрополита Кирилла и августовское постановление Синода, воспрещавшее священникам отпевать умерших в расколе. Это постановление он не ставил в числе причин отхода, но указывал на него, как на повод считать митрополита Сергия «потерявшим душевное равновесие”.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Митрополит Волоколамский Иларион: Давайте ставить такие памятники, которые будут способствовать консолидации нашего народа 5 ноября 2013 г. 13:59 2 ноября 2013 года гостем передачи «Церковь и мир», которую ведет на телеканале «Вести-24» митрополит Волоколамский Иларион , стал доктор исторических наук, профессор факультета государственного управления МГУ Ярослав Леонтьев. Митрополит Иларион: Сегодня мы поговорим о государственном празднике — Дне народного единства. У меня в гостях доктор исторических наук, профессор факультета государственного управления МГУ Ярослав Викторович Леонтьев. Я. Леонтьев: Мы встретились, чтобы поговорить о достаточно новом празднике — Дне народного единства, который мы отмечаем с 4 ноября 2005 года. Он появился по инициативе Межрелигиозного совета, был принят нашими законодателями, и мне хотелось бы порассуждать о том, насколько он устоялся в общественном сознании. Ведь есть такая точка зрения, что этот праздник появился искусственно — чтобы заменить собой 7 ноября. Насколько полной была победа в праздник Казанской иконы? Ведь тогда, осенью 1612 года Смута не закончилась: была и попытка убить молодого, только что избранного царя Михаила, и поход королевича Владислава на Москву в 1618 году. И, как я однажды слышал от авторитетного церковного историка архимандрита Макария (Веретенникова), наши предки отмечали окончание Смуты обычно на Покров, потому что именно в октябре 1618 года русские войска вторично разбили войска королевича Владислава и гетмана Сагайдачного. Праздник во имя Казанской иконы Божией Матери отмечался Церковью, но все-таки до революции он не был широким светским праздником. Что Вы думаете по этому поводу? Митрополит Иларион: Я не владею историческим материалом настолько хорошо, как Вы, но я хотел бы сказать немного о другом. Во-первых, этот праздник появился по инициативе Межрелигиозного совета России. Этот факт свидетельствует о том, что праздник востребован, что это праздник не только православного населения нашей страны, что это действительно День народного единства.

http://patriarchia.ru/db/text/3344653.ht...

Михаил, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский (Десницкий Матфей Михайлович) Родился 8 ноября 1762 года в селе Топорково Богородицкого уезда Московской губернии в семье пономаря. В день своего крещения он лишился отца. При поддержке митрополита Платона (Левшина , † 1812) окончил Троицкую духовную семинарию, изучал языки в Филологической семинарии, слушал курс в университете и изучал богословские науки в Московской духовной академии. В 1785 году рукоположен во священника и служил в церкви Иоанна Воина в Москве. В 1796 году переведен в придворную церковь Зимнего Дворца. В 1799 году, овдовев, пострижен в монашество и назначен придворным иеромонахом. 6 декабря 1799 года возведен в сан архимандрита Юрьева монастыря и назначен законоучителем в сухопутный шляхетский корпус. 20 июня 1802 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. 18 декабря 1803 года переведен епископом Черниговским и Нежинским. 18 ноября 1806 года возведен в сан архиепископа. В 1813 году вызван в Санкт-Петербург. С 30 августа 1814 года – член Святейшего Синода. С 15 февраля 1815 года по 7 февраля 1816 года управлял Псковской епархией, оставаясь архиепископом Черниговским. С 26 марта 1818 года – митрополит Санкт-Петербургский, а с 25 июня того же года – митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский, архимандрит Александро-Невской лавры. Скончался 24 марта 1821 года. Погребен в Александро-Невской лавре, в церкви Святого Духа. Преосвященный Михаил начал свой путь с деятельности приходского священника. Уже тогда он был известен как человек благочестивый. Он заботился о своем приходе, о своей пастве, отличался особой ревностью к проповеданию слова Божия. Проповеди говорил языком, доступным для прихожан. Причем, надо сказать, речь его отличалась силой слова, он был наделен даром импровизации. Он сам рассказывал, что этот дар слова как река тек в период его священства в Москве. Однажды его проповедь слышал император Павел, который затем и способствовал возведению Михаила в архиерейский сан. Однако с назначением его на Черниговскую кафедру преосвященный Михаил лишился своего богатого дара и уже не мог говорить проповеди так свободно и без приготовления, как прежде. Но Господь для пользы его паствы, а может и для него самого, отверз уста его. При первом же служении в Санкт-Петербурге он почувствовал в себе желание сказать поучение к пастве и духовенству и, открыв уста свои, начал говорить. И снова слова потекли рекой, дар импровизации был возвращен святителю. С тех пор он каждое воскресенье без всякой подготовки говорил глубокие проповеди. Он был в эту эпоху как труба – слово Божие через него сообщалось для питания и просвещения душ алчущих. Однако, когда об этих истинах пытались говорить с ним вне церкви, то он как бы не понимал их.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Пятидесятилетие архиерейского служения Митрополита Анастасия. В нынешнем 1956 году в день памяти Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла – 29 июня по ст. ст. исполняется пятидесятилетие Архиерейского служения Высокопреосвященнейшего Митрополита АНАСТАСИЯ, Председателя Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей и нашего Первоиерарха. Редкий и знаменательный юбилей! До такого редкого юбилея сподоблялись дожить лишь очень немногие. В истории нашей Русской Церкви нам памятны только  два  подобных юбилея высоких иерархов, продолжавших занимать свои кафедры: Московского Митрополита Филарета и Санкт-Петербургского Митрополита Исидора. Известен еще и третий – Архиепископа Евгения (быв. Ярославского и Ростовского), уже ушедшего тогда на покой. Этот знаменательный юбилей нашего Первоиерарха является подлинным праздником для всего русского церковного зарубежья и, хотя сам он, по присущей ему скромности и иноческому смирению, отказался благословить работу избранного нашей церковной общественностью Юбилейного Комитета, по организации достойного чествования его, православные русские люди, разсеянные по всем концам вселенной, конечно, не могут не отметить так или иначе столь выдающейся даты в жизни своего любимого и горячо почитаемого Первосвятителя. И это вполне понятно. Наш Первосвятитель, как истинный инок, постник-аскет и молитвенник, не имеет своей личной жизни: его жизнь сливается с жизнью нашей Русской Зарубежной Церкви, он живет ее жизнью и весь принадлежит ей, полностью и всецело. Вот потому-то его торжество есть торжество всей Русской Зарубежной Церкви. А значение нашей Русской Зарубежной Церкви, представляющей собою единственное в своем роде, исключительное явление в мировой истории христианского человечества, чрезвычайно велико. В то время, как церковь у нас на Родине порабощена богоборческой властью и сделалась – страшно сказать: – ее послушным орудием, а другие православные церкви, почти все, находятся в большей или меньшей от нее зависимости или под ее давлением и влиянием, одна только наша Русская Зарубежная Церковь доселе сохраняет еще свою полную  духовную свободу  и независимость от каких бы то ни было давлений или влияний враждебных истинному христианству темных сил.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   3 червня 2009 р. 17:00 Православие и оплот секуляризма. Роль восточного христианства в единой Европе будет возрастать, уверен протоиерей Антоний Ильин [Ihmepb " ю] Накануне выборов в Европарламент корреспондент «НГ-религий» обратился к настоятелю Свято-Николаевского собора в Брюсселе, и.о. представителя Русской Православной Церкви при европейских международных организациях протоиерею Антонию Ильину с вопросами о роли христианских ценностей в европейской политике, о месте Православной Церкви в объединенной Европе и о перспективах русского языка в странах Евросоюза. 20 березня 2009 р. 13:24 Митрополит Климент: Вся деятельность Церкви направлена на спасение души конкретного человека [Ihmepb " ю] О финансовом положении Церкви в условиях экономического кризиса обозревателю «Известий» рассказал управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент. 30 жовтня 2008 р. 16:41 Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: «Фидель сказал: " Я буду комиссаром этой стройки " » [Ihmepb " ю] Интервью председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Кирилла газете «Известия» 204(27729) от 30 октября 2008 года). 13 серпня 2008 р. 16:26 Митрополит Калужский и Боровский Климент: «Мы же все — грузины, осетины, русские — православные» [Ihmepb " ю] Москва, 13 августа. Управляющий делами Московской Патриархии, митрополит Калужский и Боровский Климент ответил на вопросы обозревателя газеты «Известия» о войне на Кавказе. 13 травня 2008 р. 17:30 Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II: «Я исключаю военный конфликт между Россией и Грузией» [Ihmepb " ю] Тбилиси, 13 мая. О своем видении перспектив российско-грузинских отношений Предстоятель Грузинской Православной Церкви рассказал в интервью агентству РИА «Новости».

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/23...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010