Петр (Полянский Петр Федорович), митр.Крутицкий, Местоблюститель Патриаршего Престола Родился около 1860–1865 годов. Окончил московскую духовную академию со степенью магистра богословия. Много лет занимал разные посты в Учебном Комитете и Училищном Совете при Священном Синоде. 25 сентября 1920 года хиротонисан во епископа Подольского, Московской епархии. В 1923 году возведен в сан архиепископа. В 1924 году возведен в сан митрополита и назначен митрополитом Крутицким. 17 ноября 1924 года хиротонисал во епископа Ереванского Антония (Романовского). 12 апреля 1925 года собором 37 русских иерархов, присутствовавших на отпевании Патриарха Тихона, согласно завещанию последнего, был избран местоблюстителем Патриаршего Престола. Каноничность местоблюстительства митр. Петра остальным епископатом Русской Церкви была признана не сразу, многие еще недоумевали, как мог недавно посвященный во епископа Петр стать местоблюстителем, тем более, что он в Патриаршем завещании был последним кандидатом. Действительно, в завещании Патриарха первым кандидатом был указан митрополит Кирилл, – затем – митрополит Агафангел, а митрополит Петр, согласно указанию Патриарха, должен был принять управление Церковью в том случае, если ни один из указанных выше по каким-либо обстоятельствам не сможет стать местоблюстителем. Обстоятельства были именно таковы, что ни митрополит Кирилл, ни митрополит Агафангел не имели этой возможности, вследствие чего обязанность управлять Церковью легла на митрополита Петра, который тоже был местоблюстителем очень недолго, всего семь месяцев, до 10 декабря 1925 года. Епископат Русской церкви был не расположен к нему за его очень быстрое возвышение. Многие были убеждены в том, что он достиг этого возвышения посредством настойчивого сближения с Патриархом, но деятельность митрополита Петра показала, что Патриарх не ошибся, указав его, ибо он оказался стойким и мужественным руководителем вверенного ему корабля Русской Церкви. В тот момент, когда митрополит Петр принял управление Церковью, основной и ближайшей задачей его была борьба против обновленчества, так как обновленцы в то время еще не сложили своего оружия и точили мечи для новых боев, хотя огромное большинство духовенства и мирян уже поняло настоящую сущность обновленчества.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Тихон, митрополит Казанский и Свияжский (Воинов Тимофей Васильевич) Родился 21 февраля 1655 года в Нижнем Новгороде. 8 апреля 1677 года пострижен в монашество в патриаршем Благовещенском монастыре в Нижнем Новгороде. 3 июля 1679 года назначен патриаршим ризничим. 22 февраля 1692 года рукоположен во иеромонаха. 3 апреля того же года возведён в сан архимандрита Московского Новоспасского монастыря. 21 апреля 1695 года хиротонисан во епископа Сарского и Подонского с возведением в сан митрополита. 25 марта 1699 года переведён митрополитом Казанским и Свияжским. Скончался 24 марта 1724 года. Погребён в соборной Казанской церкви. При назначении на Казанскую кафедру митрополита Тихона царь Пётр I поставил перед ним задачу начать миссионерскую работу среди инородцев, прежде всего царь имел в виду черемисов (марийцев), которые активно участвовали в восстании Степана Разина. Первыми миссионерами были священник Феодор Раифский и его сын, молодой иеромонах Алексий, оба они владели языком черемисов. В 1701–1705 годах миссионерам удалось близ Казани крестить 3.500 черемисов, для которых было сооружено семь храмов. В 1709 году митрополит основал в Казани первую школу для сыновей новокрещенных, которую посещали 32 ученика, в большинстве своём чуваши. По Часослову их обучали русской письменности, а также церковному пению. Митрополит надеялся, что таким образом сможет воспитать и дать начальное образование клирикам, знающим языки инородцев. В период его управления Казанской епархией были крещены ещё 438 черемисов. Для усиления миссионерской деятельности митрополит Тихон между 1720 и 1724 годами восстановил запустелый Юнгинский Спасский монастырь, который позднее стал одним из центров миссионерской деятельности. 2 ноября 1722 года царь Пётр I издал указ об освобождении новокрещенных от рекрутчины, затем последовал дополнительный указ Сената, освободивший новокрещенных черемисов на три года от налогов. Митрополит Тихон писал царю и Святейшему Синоду о необходимости большего числа школ и сельских церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Арсений II, митрополит Киевский и Галицкий (Москвин Федор Павлович) Родился в 1795 году (по другим источникам – в 1797 году) в селе Воронье Костромского уезда и губернии в семье диакона. Окончил Костромскую духовную семинарию и поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. 11 сентября 1821 года пострижен в монашество, 14 сентября рукоположен во иеродиакона. В 1823 году окончил курс академии со степенью магистра и оставлен при академии бакалавром по богословским наукам. 5 сентября 1823 года рукоположен во иеромонаха. С 25 августа 1825 года – редактор Могилевской духовной академии. 4 декабря 1826 года возведен в сан архимандрита и определен настоятелем Могилевского Братского Богоявленского монастыря и приписанного к нему Буйницкого монастыря. С 23 августа 1827 года – ректор Орловской духовной семинарии и настоятель Мценского Петропавловского монастыря. С 11 сентября 1829 года – ректор Рязанской духовной семинарии и настоятель Рязанского Троицкого монастыря. В мае 1830 года перемещен настоятелем в Рязанский Спасский монастырь. В октябре 1831 года назначен ректором Тверской духовной семинарии и настоятелем Тверского Успенского Отроча монастыря, а затем Троицкого Калязинского монастыря. 24 апреля 1832 года хиротонисан во епископа Тамбовского. С 5 апреля 1841 года – архиепископ Подольский. С 6 ноября 1848 года – архиепископ Варшавский, викарий Волынской епархии, священноархимандрит Почаевской лавры. С 1 июля 1860 года – митрополит Киевский и Галицкий, священноархимандрит Киево-Печерской Успенской лавры и член Святейшего Синода. Митрополит Арсений памятен Киеву кротостью, благочестием, строгим подвижничеством и любовью к монашеству. Он издал много духовных книг. Скончался 28 апреля 1876 года. Погребен в каменной церкви в честь Воздвижения Честного Креста Господня, в Ближних пещерах, пред иконой Казанской Божией Матери. Митрополит Арсений, муж высокого, светлого ума и доброго сердца, много послужил на пользу Церкви в Тамбове, Подолии, Варшаве и Киеве. Он постоянно боролся против сектантов-молокан и духоборов, применяя при этом не только духовное воздействие, но и чисто административные меры. Будучи в Тамбове, добивался выселения молокан и духоборов из епархии. В результате из некоторых сел сектанты были выселены на Кавказ и в Таврическую губернию, а оставшимся было запрещено иметь постоялые дворы, мельницы, а также был введен ряд других ограничений подобного рода.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Вместо введения Общий обзор истории разделения митрополии Киевской и всея России I. Образование и утверждение Польско-Литовского государства в русских юго-западных княжествах. Временное открытие и закрытие Галицкой и Литовской митрополий. Открытие Галицкой митрополии (1371). Объединение митрополий западно-русской Литовской и Киевской с кафедрой во Владимире-Клязьминском под властью м. Киприана. Витовт-литовский и отделение Киево-Литовской митрополии (в пределах Литвы) от Киево-Московской митрополии (в пределах северо-восточной Руси – 1414 г.). Новое объединение их под властью м. Фотия (1419 г.). Окончательное разделение всероссийской митрополии на две – Московскую и Киевскую (1459 г.). II. Состав и общие территориальные границы Киевской и Московской митрополий при их разделении и по разделении в связи с определением состава и территорий литовско-польского и московского государства за этот период до нач. XVI в. I В начале XIV в. русская церковно-государственная жизнь отлила с юго-запада на северо-восток – из Киева чрез Владимир (на Клязьме) в Москву. В Москве около храма Пресвятой Богородицы возросло и окрепло русское православное государство. Предсмертные слова м. Петра, сказанные московскому князю Ивану Калите в 1326 г., были пророческими, относясь во всей своей полноте к далекому будущему. Почти умирающий митрополит сказал: «сын мой, если послушаешь меня и построишь храм Богородице, то и сам прославишься с твоим родом пред другими князьями и город твой будет славнее всех русских городов; святители поживут в нем, он подчинит тебе врагов твоих, и прославится Бог Наш» 1 . Признанный в орде великим князем, Иван Калита стал собирателем земли Русской. Северо-восточная Русь потянула к Москве. Киевские митрополиты, упрочив свою кафедру во Владимире, – около великокняжеского престола, а местопребывание в Москве – рядом с великим князем, послужили церковному и политическому объединению европейского северо-востока под властью Москвы. Но отрадные явления исторической жизни северо-восточной Руси встретились с печальными явлениями на юге. Удаление митрополита из Киева в Москву было великой потерей для жителей начальной России, привыкших видеть около себя представителя русского церковного и гражданского величия и единства. Митрополит, ушедший из разоренного татарами Киева, унес с собою последнюю его славу, лишив старый город прав государственного центра. Народился тяжелый вопрос, долго беспокоивший русскую церковь , – вопрос о единстве русской митрополии, разрешившийся церковным отделением Киева от Москвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Иерархи, не вошедшие в каталог митрополита Мануила (Лемешевского) Авраамий, епископ Туровский и Пинский (Лецида) О владыке Авраамии известно, что он до приезда в Россию был епископом Стагонским. На Туровскую кафедру возведён в начале 1620 года. Он именовался «епископ Стагонский, владыка Туровский и Пинский». Вероятно, поставлен вместо отклонившегося в унию епископа Паисия (Саховского), сильно притеснявшего православных. В 1633 году сведён с кафедры и возвратился в Грецию. Скончался 8 июня 1640 года. Литература: Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877. стр. 1046. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 6, стр. 743 (приложение). Н. Д[урново]. Иерархия Всероссийской Церкви от начала христианства в России и до настоящего времени: в 3 ч. М. 18921898, ч. 1, стр. 129. Александр Афанасий, епископ Перемышльский (Бирецкий) Александр Афанасий Бирецкий упоминается на Перемышльской кафедре в 1445–1467 годах. Литература: Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 5, стр. 518 (приложение). Алексий, епископ Луцкий Алексий, епископ Луцкий, упоминается в 1475 году. Литература: Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 5, стр. 517 (приложение). Алексий, епископ Суздальский Алексий, епископ Суздальский, упоминается на кафедре с 1363 года. В 1365 году он был сведён с кафедры, но в 1366 году возвращён. Скончался в 1373 году. Его биография сплетается с биографией другого владыки, находившегося на кафедре примерно в эти же годы, – святителя Иоанна. Митрополит Макарий (Булгаков) некоторые события, отнесённые митрополитом Мануилом к святителю Иоанну, связывает с епископом Алексием. Литература: Н. Д[урново]. Иерархия Всероссийской Церкви от начала христианства в России и до настоящего времени: в 3 ч. М. 1892–1898, ч. 1, стр. 75. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 3, стр. 42, 74. Алексий епископ Полоцкий, Белгородский и Юрьевский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иов, митрополит Новгородский и Великолуцкий Родился в селе Катунки Балахнинского уезда Нижегородского края. Происходил из духовного сословия. Рано принял пострижение в монашество в Троице-Сергиевом монастыре. С 1690 года – архимандрит Высокопетровского монастыря в Москве. 28 апреля 1694 года переведен из Высокопетровского монастыря настоятелем Троице-Сергиева монастыря. 6 июня 1697 года патриархом Адрианом († 1700) хиротонисан во епископа Новгородского с возведением в сан митрополита. В 1704 году освятил в Санкт-Петербурге первую церковь в крепости. С 1712 года неоднократно просил увольнения на покой, но его просьбы не были удовлетворены. Скончался 3 февраля 1716 года. Погребен в Новгородском Софийском соборе. Митрополит Иов принадлежит к числу выдающихся русских иерархов. По условиям того времени, он не получил достаточного начального образования, но был человеком довольно просвещенным, любителем книжной мудрости и поборником просвещения. Он очень любил книги и принимал их, по его выражению, «яко корабли индийския, наполненный тмищными благами и бисеры многоценными, различным индийским камением и адамантами сияющими». Он имел у себя обширную библиотеку. С уважением относился митрополит к ученым и готов был прощать их вольные и невольные слабости. По его ходатайству были возвращены из ссылки греческие ученые братья Лихуды, которые стали первыми учителями образованного митрополитом Иовом в 1706 году Новгородского греко-славянского духовного училища. Для училища было выстроено специальное двухэтажное здание за счет средств Софийского собора. Ученики же, которых насчитывалось до 153 человек, содержались за счет домовой казны митрополита. В деле развития просвещения митрополит Иов был прогрессивен для своего времени. Его епархия являлась образцом для других епархий. Основанное им духовное училище стало центром развития образования не только в Новгородской епархии, но и в других. По рекомендации Священного Синода, многие епархии стали обращаться к митрополиту Иову за учителями из числа воспитанников училища.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иосиф, митрополит Киевский и Галицкий (Нелюбович – Тукальский) Известен с 1649 года в звании старшины Виленского Свято-Духова монастыря. С 1658 года – архимандрит Лещинского монастыря. 3 августа 1661 года утвержден польским королем в звании епископа Мстиславского и Могилевского с оставлением настоятелем Лещинского монастыря. Хиротонию совершал митрополит Киевский Дионисий (Балабан. † 1663). В 1663 году, после смерти митрополита Дионисия, состоялся Собор, на котором избрали сразу двух кандидатов на Киевский митрополичий престол – Антония (Винницкого, † 1679) и Иосифа (Нелюбовича-Тукальского), причем оба кандидата были утверждены польским королем. В 1664 году митрополит Иосиф был обвинен в том, будто он вместе с бывшим гетманом И. Выговским замышлял вытеснить поляков из Малороссии по правую сторону Днепра и возвратить ее московскому государю, а вместе с бывшим гетманом Ю. Хмельницким возбуждал казаков против гетмана П. Тетери. Выговский был взят в плен и в марте 1664 года расстрелян в Корсуне как изменник. Митрополит Иосиф и Хмельницкий, по жалобе на них гетмана Тетери королю, были схвачены и отвезены в Варшаву и оттуда в крепость Мариенбург, где и томились в заключении до 1667 года. В 1668 году, по ходатайству гетмана Петра Дорошенко, утвержден Константинопольским патриархом в звании Киевского митрополита и патриаршего экзарха в Польше и Литве. Избрание епископа Иосифа на Киевскую митрополию произошло в самый разгар борьбы между Россией и Польшей за обладание Украиной. Являвшиеся один за другим гетманы склонялись то на ту, то на другую сторону, терзая страну междоусобицами. Новому митрополиту предстояло решить, с кем он. На личном опыте он испытал тяжелое положение Православия под польским владычеством, но не хотел и присоединения к России, требовавшей подчинения Украинской Церкви Московскому патриарху. Выбор его оказался неожиданным. Вместе с гетманом Дорошенко, с которым он был связан дружбой и благодарностью за освобождение из крепости, они решили заключить договор с Турцией. Напрасно писал ему архиепископ Лазарь (Баранович, † 1692), что «под басурманскою рукою стонет Греция и по настоящее время, и самих патриархов вешают. О, невольная вольность! И для чего такое ярмо класть на шею? Греки рады бы освободиться от него, Русь сама лезет».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иосиф (Петровых Иван Семенович), митрополит Одесский и Херсонский Родился 15 декабря 1872 года в г. Устюжне, Новгородской губернии. Окончил Устюжское духовное училище и Новгородскую семинарию. В 1895 году поступил в Московскую духовную академию, где вскоре проявил себя усидчивым и способным к серьезному труду и ученым занятиям. Он успешно и с одобрением выполнил задание Академии Наук, записав по выработанной программе северный народный выговор. В 1899 году окончил Московскую духовную академию первым магистрантом и оставлен профессорским стипендиатом при академии. 9 сент.1900 г. утвержден исполн. должность доцента академии по кафедре Библейской истории. 26 авг.1901 г. епископом Арсением (Стадницким) , ректором академии, был пострижен в монашество. 30 сент. рукоположен во иеродиакона, а 14 октября – во иеромонаха. В феврале 1903 года удостоен степени магистра богословия и утвержден в звании доцента. 9 дек.1903 года назначен экстраординарным профессором и инспектором Московской академии. 18 января 1904 года возведен в сан архимандрита. В июне 1906 года назначен настоятелем Яблочинского Свято- Онуфриевского первоклассного монастыря, Холмской епархии. С 1907 г. – настоятель первоклассного Юрьева монастыря Новгородской епархии. 15 марта 1909 года хиротонисан во епископа Угличского, викария Ярославской епархии. Хиротония состоялась в Свято-Троицком соборе Александро- Невской Лавры. Чин хиротонии совершали: митрополит СПБ Антоний, митрополит Московский Владимир, митрополит Киевский Флавиан и другие. На этой кафедре пребывал много лет и был возведен в сан архиепископа. В 1905–1910 гг. архимандрит Иосиф издал свой дневник под заглавием: «В объятиях Отчих. Дневник инока”. Дневник состоял из двенадцати томов, из которых первые семь томов вышли в свет в 1905 году, т.е. не более чем через четыре года после пострижения. Отсюда видно, как внимательно автор дневника углублялся в себя и записывал каждое свое душевное движение. В дневнике много говорится и о взлетах его духа, и об искушениях – приливах гордости и самомнения, и о других духовных переживаниях. Из этих записей ясно, что архимандрит Иосиф был человек аскетически настроенный, опытный, как инок, но горячий, резко реагирующий на внешние раздражения; энергичный, но неприспособленный к административной работе, которой много выпадает на долю настоятеля монастыря и еще больше на долю епископа. Архимандриту Иосифу больше подходила тихая монастырская жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Павел III, митрополит Сарский, Подонский (Крутицкий) (Петр) До монашества был священником и протопресвитером в церкви Сретения «на сенях у царя» в Москве. Овдовев, принял монашество в Московском Спасо-Преображенском (Новоспасском) монастыре. С 1659 года – архимандрит Московского Чудова монастыря. 22 августа 1664 года хиротонисан во епископа Сарского с возведением в сан митрополита. В период междупатриаршества (1658–1667) трижды был местоблюстителем патриаршего престола, о чем упоминается в эпитафии на смерть митрополита Павла: «Между патриаршества трикратно вверенный». В разное время управлял другими епархиями: Казанской, Рязанской и Вятской (об этом говорит Симеон Полоцкий в своем «Слове по преставлению Павла»). Хотя митрополит Павел в целом поддержал реформы патриарха Никона , отношения между ним и патриархом были сложными. Уже в 1660 году патриарх Никон обвинил митрополита Павла в попытке отравить его. Специальное расследование не нашло никаких улик против митрополита Павла. Однако во время Собора 1666–1667 годов патриарх Никон отказался в присутствии Крутицкого митрополита вести разговор с царем и восточными патриархами, приехавшими в Москву, обвиняя владыку Павла, а также митрополита Новгородского Питирима в том, что они хотели его не только отравить, но и удавить. В 1664 году царь Алексей Михайлович послал митрополита Павла к патриарху Никону за патриаршим посохом. Но патриарх возвращать посох отказался и прямо заявил владыке Павлу: «Тебя я знал в попах, а в митрополитах не знаю, кто тебя в митрополиты поставил – не ведаю!» В то же время владыка Павел активно боролся со старообрядцами – Никитой Константиновым Добрыниным (Пустосвятом), священником Лазарем, боярыней Феодосией Морозовой, диаконом Феодором, неоднократно лично допрашивал протопопа Аввакума (см. Житие протопопа Аввакума. ГПБ, собр. Титова, 2344, л. 118–137 об.). Митрополит Павел принимал участие в Соборе 1666–1667 годов, встречал прибывших в Москву восточных патриархов – Александрийского Пенсия и Антиохийского Макария, читал им приветственную речь. Вместе с тем он отказался подписать принятый на Соборе акт о низложении патриарха Никона из-за содержавшихся в нем указаний на подчиненное положение патриарха по отношению к царю. В дальнейшем митрополит Павел покаялся в своем упрямстве, но был подвергнут серьезному наказанию – отрешен от блюстительства патриаршего престола, ему было временно запрещено совершать богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Филарет, святитель, митрополит Московский и Коломенский (Дроздов Василий Михайлович) † 1867; память 19 ноября/2 декабря, в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Санкт-Петербургских святых Родился 26 декабря 1782 года в городе Коломне Московской губернии в семье соборного диакона (впоследствии священника). До девяти лет воспитанием ребёнка занимались его благочестивые родители. В 1791 году он поступил в Коломенскую духовную семинарию, в которой учился до её закрытия в 1799 году, после чего перешёл в Троице-Сергиеву лаврскую семинарию, находившуюся под особым покровительством митрополита Платона (Левшина ; † 1812). Личность митрополита Платона оказала большое влияние на судьбу и развитие будущего митрополита Филарета. В Троицкой семинарии Дроздов учился в философском и богословском классах с марта 1800 года по 1803 год. 21 ноября 1803 года, по окончании семинарии, после проведённого лично митрополитом Платоном экзамена, он был назначен учителем греческого и древнееврейского языков в той же лаврской семинарии. 30 августа 1806 года перемещён на высший класс пиитический и назначен проповедником при лавре. Митрополит Платон оказывает новому проповеднику знаки исключительного внимания и расположения, дарит ему разные вещи, делает своим иподиаконом, а 14 января 1808 года утверждает учителем высшего красноречия и риторики. Митрополит Платон писал о своём любимом ученике: «Я пишу по-человечески, а он пишет по-ангельски». Митрополит Платон стал убеждать молодого учителя принять монашество. Но Василий не сразу согласился. В течение двух лет он проверял свои склонности, советовался с родителями, молился и только в июле 1808 года подал прошение о пострижении в монашество. 16 ноября 1808 года в Трапезной церкви Троице-Сергиевой лавры наместником лавры архимандритом Симеоном (Крыловым-Платоновым; 1824, впоследствии архиепископ Ярославский и Ростовский) он был пострижен в монашество с именем Филарета в честь праведного Филарета Милостивого.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010