Святитель Петр, это XIII век, отличался исключительным благочестием, имел различные дарования от Бога. Он был талантливым иконописцем. Известно, что некоторые из икон, написанных им, имели чудотворную силу. Его благословение на строительство Успенского собора в Кремле определило судьбу Москвы. Тогда Москва была небольшим удельным княжеством. Если будет построен храм Успения, сказал святитель Петр, то Москва станет великим городом, и вокруг нее соберутся все русские земли.Его пророчество исполнилось, и замечательно, что при другом святителе — патриархе Ермогене — Русскую землю стали называть Домом Пресвятой Богородицы.Гроб с телом святителя Петра лег как бы краеугольным камнем в строительство Успенского собора, а значит и всего града Москвы и всей русской земли. У этого гроба князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. Как особо чтимый покровитель Москвы, святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров. При гробе святителя нарекались и избирались русские первосвятители. Далее — святитель Алексий, это yжeXIVbek. Мы помним, как он от юности был избран Господом на служение, как еще мальчиком, занимаясь ловлей птиц, он задремал, и услышал голос: «Алексей, человеков будешь уловлять». Это был зов, подобный тому, с которымкогда-то Спаситель обратился к самим апостолам. Служению святителя Алексия сопутствовали многие бури. И та буря, в которую он попал во время плавания из Константинополя в Россию, где получил благословение на первосвятительство, как бы символизировала всю его многоскорбную, исполненную искушений и тяжких трудов жизнь. Во время этой бури, когда казалось, что гибель неминуема, он дал обет построить храм в честь святого или церковного праздника, который придется на день его спасения. И Господь спас его в праздник Спаса Нерукотворного. Заботами святителя Алексия был воздвигнут монастырь в честь Нерукотворного образа Спасителя (сегодня это Андрониковский монастырь, названный так в память первого игумена преподобного Андроника, ученика преподобного Сергия). Будучи предстоятелем Церкви, митрополит Алексий заботился и о делах государственных. Он был регентом юного князя Димитрия Донского, воспитав этого воина, этого святого в заветах любви к Церкви, в уповании на Господа. Вскоре,через два года после кончины святителя, последовавшей в 1378 году, состоялось знаменитое Куликовское сражение, которое положило, по существу, конец татаро-монгольскому владычеству на Руси.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/10/18/te...

Содержание I. Действия римских епископов до совершенного падения династии Каролингов. Обличения патриарха Николая Мистика II. Династия императоров немецких. Оттон Великий и суд его над папою Иоанном XII III. Отношения римских епископов к патриархам Царьграда. Мнение папы Сильвестра II о власти папской. Введение кесарем символа веры в литургию римскую IV. Разрыв легатов римских с патриархом Михаилом Керуларием V. Мирные отношения церквей до крестовых походов. Властолюбие папы Григория VII. Урбан II     Западные писатели, называя патриарха Фотия единственным виновником раскола и даже Церковь греческую Фотиянскою, с некоторого времени домогаются доказать, будто бы Российская Церковь , после Фотия и до Флорентинского собора, была в постоянном общении с римскою; они признают и святых её, начиная от равноапостольных Владимира и Ольги, чтобы удобнее привлечь к себе неопытных. Одна лишь история может опровергнуть такие вымыслы, которым если верят, то разве по совершенному её незнанию; посему я нахожу полезным извлечь, хотя вкратце, из западных же источников, в каком положении находилась римская собственно кафедра, в течении двух столетий, от Фотия до патриарха Михаила, и каковы были сношения её с Востоком. Здесь можно будет ясно видеть: в состоянии ли были первосвященники римские, во все это время, иметь какое-либо влияние на Восток, не от того, чтобы он их чуждался, а от того, что они сами от него устранились, будучи более заняты мирскими заботами о своей области нежели делами церковными, и непрестанно сменяясь на шатком своем престоле, волнением страстей римских. Это более история герцогства римского нежели церкви. И Церковь Русская не могла иметь прямого сношения с ними. Мы знаем, что равноапостольный князь Владимир, более нежели сто лет спустя после Фотия, отринул послов римских, приходивших к нему с предложением веры, и сказал им весьма определительно: «идите к себе, ибо отцы наши от вас сего не принимали». Мы знаем также, что при сыне его великом Ярославе, второй и третий митрополиты русские Леонтий и Иоанн, если и писали к папе, то разве одни обличительные послания против опресноков. Сын же Ярослава, великий князь Изяслав, низверженный братьями с престола, хотя и обращался к папе Григорию VII, но ради помощи мирской, а не духовной, потому и не бескорыстна была его покорность. Других сношений с римскою Церковью не представляют во все сие время летописи русские.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Стефан, святитель, епископ Пермский (Великопермский) (по прозвищу Храп) † 1396, память 26 апреля/9 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых, в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых, 6/19 июля в Соборе Радонежских святых, 23 мая/5 июня в Соборе Ростово-Ярославских святых Родился в 1345 году в Великом Устюге в русской семье. Согласно Житию Прокопия Устюжского, юродивый Прокопий был другом отца Стефана, Симеона, который служил причётником устюжского собора. Юродивый Прокопий поклонился матери Стефана, Марии, когда ей было всего три года, поприветствовав её как мать великого Стефана, учителя и епископа Пермского. Отданный в «научение книжное», мальчик удивлял своими способностями. Свободное от занятий время он любил посвящать чтению Священного Писания . Через год он стал чтецом в соборной церкви. Как и многие северные русские города. Великий Устюг был в то время богатым торговым городом. Вокруг него в густых лесах были расположены поселения, в которых жили языческие племена зырян, или западных пермяков. Общаясь с зырянами, юный Стефан в совершенстве овладел их языком. К этому времени юноша окончательно решил оставить мирскую жизнь и посвятить себя служению Богу. В 1365 году, по благословению Ростовского епископа Парфения († 1369), в монастыре во имя святителя Григория Богослова , славившемся своими образованными монахами, был совершён монашеский постриг молодого послушника с наречением ему имени Стефан. Вскоре епископ Ростовский Арсений удостоил его сана иеродиакона. Стремление просветить светом Христовой истины язычников-зырян (коми), с детства жившее в его сердце, воодушевило святого Стефана на особый подвиг. Он создал для зырян письменность, которой они не имели, в качестве алфавита используя зырянские знаки на дереве, посредством которых охотники вели свою торговлю. С помощью созданной азбуки (состоявшей из 24 букв) святой Стефан перевёл на зырянский язык богослужебные книги и частично Священное Писание . К концу своего десятилетнего пребывания в монастыре (около 1375 года), чувствуя себя уже достаточно подготовленным к делу евангельской проповеди, святой Стефан отправился в Москву за благословением. В Москве епископом Коломенским Герасимом (1388) святой Стефан был рукоположен в сан иеромонаха и получил благословение на миссионерское служение. Снабжённый антиминсами, миром, частицами святых мощей, а также необходимой для богослужения церковной утварью, святой Стефан отправился на родину, чтобы проститься с родителями.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Стокгольм. Домовая церковь Спаса Преображения. Преображенская домовая церковь, Kristi Förklarings ortodoxa kyrka Домовая церковь. Действует.   Престолы: Спаса Преображения Архитектурный стиль: Модерн Год постройки:Между 1906 и 1907. Архитектор:В. Дэн Адрес: Стокгольм, ул. Биргер Ярлсгатан (Birger Jarlsgatan), 98. Координаты: 59.346638, 18.061594 Проезд:От станции метро Odenplan пройти по ул. Odenplan до ул. Биргер Ярлсгатан, повернуть налево, пройти 1 квартал. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Не зная точного адреса, непросто найти в Стокгольме русскую православную церковь. Шестиэтажный жилой дом, где она находится, не имеет в архитектуре ничего «церковного». Лишь золоченый восьмиконечный крест в синем окладе над дверью, из которой по ступенькам надо спуститься вниз, указывает, что здесь размещается храм. На нынешнем месте он существует с 1907 года, однако его история намного длиннее: она восходит к началу XVII века, и потому Свято-Преображенская церковь может считаться старейшей русской церковью из действующих ныне в Западной Европе. У русского храма в Швеции были средневековые предшественники. В XII–XIII вв., когда действовал торговый путь «из варяг в греки», в древней шведской столице Сигтуне и в ганзейском городе Висбю на о. Готланд существовали русские фактории, где «торговые люди» из Новгородской Руси имели свои православные храмы. В Стокгольме русская колония появилась после заключения Столбовского мира (1617), по которому купцам из Новгорода и Москвы позволялось иметь торговый двор, а в нем – православную церковь. Спустя 25 лет этот двор переехал на новое место, которое и по сей день именуется Рюсгорден (Russgarden), т. е. Русский двор. Церковные службы совершались здесь «молитвенном» амбаре. Священника в Стокгольм на торговый сезон (июль–сентябрь) направлял новгородский митрополит. Когда летом 1670 церковь перевели в более удобное помещение, в ее жизни случилось дивное событие. У одного шведа русские купцы приобрели небольшую икону – копию чудотворной Тихвинской Божией Матери. Икону перенесли в храм, отслужили молебен, а спустя некоторое время отправили на корабле в Тихвин. Случившуюся в пути страшную бурю укротила лишь молитва к Божией Матери. В память об этом чуде день перенесения иконы в Спасо-Преображенский собор Тихвина (13 ноября 1670) вошел в церковный календарь, а саму икону стали именовать Стокгольмской Божией Матерью.

http://sobory.ru/article/?object=23518

Флоренция. Церковь Рождества Христова и Николая Чудотворца. Русская церковь Карта и ближайшие объекты В 1885 г. был приобретен участок на набережной протока Муньоне. Проект был разработан архитектором М.Е. Преображенским. В окончательном варианте за первооснову было принято московско-ярославское зодчество XVII в. Была составлена необычайно гармоничная композиция двухэтажного храма с высоким крыльцом, центральная часть которого завершается покрытием с кокошниками и традиционным русским пятиглавием. Работы начались в 1899 г. Нижнюю церковь во имя Николая Чудотворца освятили в октябре 1902 г. Чин освящения храма состоялся 26 октября 1903 г. Верхнюю церковь посвятили Рождеству Христову. На освящении присутствовали русские моряки, многочисленное русское духовенство из Рима и из Ниццы, посол Нелидов, вложивший много сил в храмостроительство, другие русские дипломаты. Крестный ход засняли флорентийские фотографы, и эти снимки бойко шли в продажу. Но особый восторг вызвал документальный фильм, долгое время привлекавший толпы зрителей в кинематограф. Годы революции стали переломными в жизни прихожан русской церкви. Все средства, собранные с таким трудом и вложенные в российские банки, были национализированы. Какая либо поддержка от посольства прекратилась. В 1921 г. приход был юридически оформлен как самостоятельный, отделившийся от дипломатических советских структур, которые пытались заявить права на флорентийскую постройку. В 1924 г. храм посетил митрополит Евлогий, устроитель Западно-Европейской епархии, введший ее в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, т.к. связи с Русской Церковью были оборваны. http://zarubezhje.narod.ru/italy/ Церковное здание стало великолепным результатом сотрудничества русских мастеров с итальянскими. Флорентийцы, впервые участвовавшие в таком необычном строительстве, блестяще справились со своей задачей. Важную роль в точном воплощении художественных идей Преображенского сыграли местные производители работ: строитель Джузеппе Бочини и инженер Джованни Пачарелли.

http://sobory.ru/article/?object=09348

Кирилл III, митрополит Киевский и всея Руси Был игуменом одного из южных монастырей. В 1242 (1243) году избран на Киевскую митрополию. Около 1246–1247 года рукоположен в Никее патриархом Константинопольским Мануилом II в митрополита Киевского. Митрополит Кирилл принял управление Русской Церковью после разрушения Киева ханом Батыем. Страшную картину представляла тогда Русская земля. Храмы и монастыри были разорены, священники избиты и отведены в неволю, тысячи русских людей погибли от меча неприятельского. Погибли и епископы Митрофан Владимирский и Симеон Переяславский, пропал без вести сам митрополит Киевский Иосиф. Это было тяжелое время не только на Руси, но и для Греции. Константинополем завладели латиняне, так что патриарх Константинопольский вынужден был удалиться в Никею. Римский папа, пользуясь тяжелым положением русских князей, делал попытки склонить некоторых из них в латинство. Ввиду всеобщей разрухи вновь избранный митрополит только спустя несколько лет после избрания смог получить посвящение на митрополию от патриарха Константинопольского. По возвращении из Никеи митрополит Кирилл объехал северные епархии – Чернигов, Владимир, Рязань, Новгород. Везде его встречали с великой радостью. Но постоянного места жительства у него не было. Киев лежал в развалинах. Уцелевшие жители его разбежались, в основном переселились на север. И митрополит Кирилл поселился в новой столице – Владимире-на-Клязьме, который давно уже возвысился над Киевом. Официально кафедра не была перенесена туда, и первосвятители продолжали именоваться Киевскими и всея Руси. Митрополит Кирилл чаще всего жил во Владимире, по временам совершая продолжительные путешествия то по южным, то по северным епархиям. Он стремился «во время многолетнего своего святительства водворить мир между враждующими, оберечь вверенное ему стадо от римского влияния», – пишет о нем М. В. Толстой . Своим вмешательством он удерживал новгородцев от междоусобной борьбы со своим князем. Он пользовался уважением даже среди язычников-татар. Хан Менгу-Темир прислал ему ярлык, по которому церковные имения и духовенство освобождались от дани. «Кто их веру похулит, – сказано в ярлыке, – или будет над нею ругаться, тот ничем не извинится и умрет злою смертью».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Симон, святитель, митрополит Московский и всея Руси (Чиж) † 1511, память в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых С 1490 года – игумен Троице-Сергиева монастыря. Имел прозвище Чиж, о чём сообщает Летопись Типографская (ПСРЛ, Пг., 1921, Пг., т. 24, с. 213); сообщение это подтверждает и список митрополитов в сборнике ГПБ, собр. Погодина, 1571. 6 сентября 1495 года избран и наречён на Московскую митрополию. 20 сентября 1495 года хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Московского и всея Руси. Поставление Симона на митрополичью кафедру сопровождалось новым и сложным церемониалом. Великий князь сам вручил главе Русской Церкви пастырский жезл и обратился к нему с приветственной речью. После посвящения митрополит Симон ездил вокруг города на осляти, причём осла водил под ним боярин великого князя. Митрополит Симон благословил на великое княжение сначала внука Ивана III Димитрия, а затем его сына Василия Ивановича. В правление митрополита Симона преимущественно по его почину и всегда под его председательством неоднократно созывались Соборы для решения важнейших вопросов церковной жизни. На Соборе 1503 года, созванном для благоустроения Православной Церкви, был составлен соборный ответ Ивану III о монастырском землевладении. Митрополит Симон был единомышленником и покровителем преподобного Иосифа Волоцкого († 1515, память 9/22 сентября). Принимал активное участие в Соборе 1504 года против ереси жидовствующих. Его поддержка сыграла решающую роль в исходе ссоры между волоколамским игуменом Иосифом Волоцким и архиепископом Новгородским Серапионом († 1516, память 16/29 марта). Незадолго до смерти митрополит Симон «по великого князя слову» взял «прощение» у Серапиона. Митрополит Симон – муж непорочной жизни, великого смирения, украшенный всеми добродетелями. 26 апреля 1511 года митрополит Симон заболел и скончался 30 апреля 1511 года. Однако по другим данным, весной 1511 года он оставил митрополию и уехал в Троицкий монастырь, а скончался 12 января 1512 года (ПСРЛ, т. 24, с. 217.). Погребён был в Архангельской церкви Чудова монастыря. Позже его останки были перенесены в Успенский собор Московского Кремля, где покоятся и доныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Геронтий, святитель, митрополит Московский и всея Руси († 1489, память в воскресение перед 26 августа в Соборе Московских святых) В 1447 году упоминается архимандритом Симонова монастыря. В 1453 году (по БЭЛ – в 1455; по ЖМП – в 1461 году) хиротонисан во епископа Коломенского. 29 июня 1473 года, после смерти митрополита Филиппа, возведен в сан митрополита Московского и всея Руси. В 1479 году им был освящен Успенский собор Московского Кремля. Скончался 28 мая 1489 года. Погребен в Успенском соборе Московского Кремля. Митрополит Геронтий был человек с твердым характером и в делах церковных не раз обнаруживал свою самостоятельность даже по отношению к великому князю. Твердость и настойчивость проявил он в возникшем споре о том, «посолонь ли или против солнца должно ходить при освящении церкви». Этот спор возник вскоре после освящения (12 августа 1479 года) Успенского собора. Какие-то «прелестники» наговорили великому князю, что митрополит Геронтий ходил вокруг церкви со крестами не по солнцу. Князь прогневался на митрополита. Открылось публичное расследование вопроса. Но в книгах об этом ничего не нашли. Сам митрополит Геронтий приводил во свидетельство то, что диакон при каждении престола начинает с правой стороны и, следовательно, ходит вокруг престола против солнца. Много спорили, но ничего не решили. Важные гражданские дела и особенно нашествие татарского царя Ахмата отвлекли великого князя от этого церковного дела. Но через три года он снова начал распрю с митрополитом за то, что он при освящениии соборной церкви ходил вокруг нее с крестами не по солнцу. Видя упорство князя, митрополит даже покинул кафедру и уехал в Симонов монастырь, оставив в соборе свой посох и взяв с собою только ризницу. Он не возвратился до тех пор, пока великий князь сам приехал к нему, «бил челом», признал себя во всем виновным и обещал слушаться митрополита. Только после этого владыка Геронтий возвратился на кафедру. Оставшись победителем в названном споре, митрополит Геронтий не проявил великодушия к тем из духовенства, кто в споре стоял против него, но нашел повод отомстить им, в частности чудовскому архимандриту Геннадию, которого спасло только заступничество великого князя.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Феодосий, архиепископ Новгородский (Великоновгородский) и Великолуцкий (Яновский Федор Михайлович) Феодосий родился в шляхетской семье на Смоленщине. По мнению П. Петрова, Феодосий обучался в Московской Заиконоспасской академии, а по мнению историка В. Аскоченского – в Киево-Могилянской академии. Периодом его обучения считаются 80-е годы XVII столетия. Насколько обширно было образование Феодосия, неизвестно; неизвестно также, продолжал ли он образование за границей по примеру своих сверстников. Он не обнаруживал особой учёности, но считался человеком образованным. По словам архиепископа Новгородского Феофана (Прокоповича ; † 1736), Феодосий, любя учёных, предпочитал простых, и от него не осталось ни одного литературного труда. Был рясофорным послушником Московского Симонова монастыря. Неизвестно также, как попал он в Симонов монастырь и по каким побуждениям принял монашество. За клевету на архимандрита Симонова монастыря Варфоломея (это была простая жалоба на суровость Варфоломея) Феодосий попал в число нарушителей монашеской дисциплины и был сослан в оковах в Троице-Сергиев монастырь. Архимандрит Троице Сергиева монастыря Иов (впоследствии митрополит Новгородский; † 1716) принял в нём участие и освободил от оков. В 1697 году архимандрит Иов, получив назначение на Новгородскую кафедру, взял с собой Феодосия. В 1701 году митрополит Иов рукоположил Феодосия в игумены, а в 1704 году назначил его архимандритом Новгородского Спасо-Варлаамиева Хутынского монастыря. Митрополит Иов умел ценить людей образованных, отличавшихся деловыми качествами. Архимандрит Феодосий не проявил себя как писатель, не был он заметен и как проповедник, зато обладал недюжинными способностями как администратор, и потому стал ближайшим помощником Новгородского архиерея. Вскоре он стал известен царю Петру I. Между архимандритом Феодосием и царём установились дружеские отношения. 27 октября 1704 года архимандрит Феодосий, минуя митрополита Иова, писал прямо царю, жалуясь на келаря Венедикта. С этого времени архимандрит Феодосий стал всё больше опираться на высшую государственную власть, игнорируя своего непосредственного духовного руководителя. Особенно это проявилось в 1708 году, когда митрополит Иов послал архимандрита Феодосия в Москву за типографией Симеона Полоцкого . В Москве архимандрит Феодосий встретился с царём и был назначен духовным судьёй в Санкт-Петербург для заведования церковными делами вновь завоёванных городов: Ямбурга, Нарвы, Копорья. Шлиссельбурга. Митрополит Иов был только уведомлен о новом назначении своего архимандрита и должен был благословить его на новое служение. Митрополит Иов дал ему инструкцию относительно его практической деятельности. По-видимому, и митрополит Иов, и царь Пётр I ценили в Феодосии административные таланты, любовь к просвещению. Феодосий был человеком энергичным, обладавшим практическим умом и умевшим приспосабливаться к требованиям времени. Такие люди нужны были Петру I.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Документы Русской Православной Церкви периода Великой Отечественной войны Приводится по изд.: Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война. Сборник церковных документов. Б.м., б.г. I. Послания к клиру и верующим Русской Православной Церкви В первый день войны глава Православной Церкви в России патриарший местоблюститель блаженнейший Сергий, митрополит Московский и Коломенский, обратился к пастырям и верующим со своим посланием, разосланным в тот же день по всем приходам. В нем он благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины . Сергий митрополит Московский и Коломенский, патриарший местоблюститель. Послание к пастырям и верующим, 22 июня 1941 г. В октябре 1941 года, когда немцы предприняли наступление на Москву, когда ей угрожала непосредственная опасность, и население переживало тревожные минуты, Митрополит Сергий выпустил послание к московской пастве. Это послание также было распространено по приходам и оглашено в храмах Сергий митрополит Московский и Коломенский, патриарший местоблюститель. Послание к московской пастве 14 октября 1942 г. В ноябре 1941 года, уже находясь временно в Ульяновске, Митрополит Сергий издал новое обращение к верующим, в котором укрепляет в народе уверенность в том, что близок час победы. Близок час нашей победы. Обращение к верующим 11 ноября (24 ноября) 1941 года, г. Ульяновск В январе 1942 года блаженнейший митрополит Сергий обратился с архипастырским посланием к православным людям временно оккупированной немцами территории с напоминанием, чтобы они, находясь в плену у врага, не забывали, что они-русские, и, сознательно или по недомыслию, не оказались предателями своей родины. Сергий митрополит Московский и Коломенский, патриарший местоблюститель. Послание к православным людям временно оккупированной немцами территории. Январь 1942 года

http://sedmitza.ru/lib/text/439888/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010