8-го августа 1946-го года, после продолжительной и тяжкой болезни, скончался Высокопреосвященнейший Ректор нашего Богословского института, и с его смертью закончился целый период в церковной жизни русской эмиграции в Западной Европе. Не стало авторитетного и общепризнанного главы Западноевропейской Епархии, а Богословский институт потерял своего основателя, своего бессменного Ректора, всегда стоявшего на страже интересов института. Со смертью Митрополита Евлогия, в церковных кругах русской эмиграции начался сложный внутренний процесс, наметились острые разделения, – и более всего это почувствовали мы в нашем институте. Против института со стороны некоторых кругов церковного и внецерковного общества началась не затихшая доныне ожесточенная борьба, нередко переходившая в травлю, и яростные нападки. Эти нападки не смущали и не смущают нас, но тем светлее встает перед нами образ почившего Владыки, тем сильнее императивы благодарной памяти, требующей закрепления для последующих поколений того, что сделал для института, чем был в институте почивший наш Ректор. Настоящий очерк не претендует на полноту в обозрении деятельности Митрополита Евлогия, но ставит своей задачей выдвинуть лишь то основное и главное, что навсегда связало наш институт с именем покойного Владыки. Для оценки всей деятельности Митрополита Евлогия за его долгую жизнь еще не настало время, – слишком сложна и разнообразна была эта деятельность. В ней были и противоречия, дававшие нередко повод для превратных суждений о Владыке, – и для того, чтобы понять внутреннее единство в личности Митрополита Евлогия, в его деятельности, надо всегда различать здесь между главным и второстепенным. Покойный Владыка сравнительно легко уступал во всем мелочном и вторичном, но был тверд и самостоятелен в основных линиях своей деятельности. За уступчивость во второстепенных вещах Митрополита Евлогия нередко упрекали в оппортунизме; справедливо в этих упреках было лишь то, что покойный Владыка был всегда реалистом, всегда считался с реальной обстановкой. Огромное чутье людей, живое ощущение действительности соединялись у Владыки с исключительной широтой ума, с умением разбираться в самых сложных обстоятельствах. Оттого в епархии Митрополита Евлогия никогда не заглушалось ни одно живое и творческое движение, не гасилась ни одна искра подлинного вдохновения и творчества. Под его мудрым водительством разнообразный дарования русской эмиграции служили Церкви, не стесненные формальными правилами, – и если пестрота этой свободной, иногда даже буйно растущей, но одушевленной любовью к Церкви творческой жизни иногда может поставить даже в тупик, то все же жизнь в епархии Митрополита Евлогия действительно била ключом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

свящ. Евлампий Бирюков От составителя В некоторых русских духовных и светских журналах – «Странник», «Душеполезное Чтение», «Воскресный День», «Исторический Вестник», «Русская Старина» и друг, за прежние годы были напечатаны поучительные рассказы из жизни православного русского духовенства. Эти рассказы важны в том отношении, что прекрасно характеризуют жизнь и деятельность и отношения к приходскому духовенству наших русских знаменитых иерархов – Митрополита Филарета Московского , Митрополита Филарета Киевского и очень многих других архипастырей. В этих рассказах нет ничего вымышленного, лживого, они написаны правдиво, с действительною жизнию верно. Читаются эти рассказы с захватывающим интересом. Во изложению они просты, кратки, но многосодержательны. По своей назидательности и простоте изложения эти рассказы весьма пригодны для чтения на внебогослужебных собеседованиях приходских священников с простым народом и для чтения в христианской семье. Так как большинство нашего русского духовенства, особенно сельского, не в состоянии, за скудостию своих материальных средств, выписывать периодические духовные и светские журналы, стоящие немалых денег, да и не всегда могут иметь под руками данный журнал; то мы, желая придти на помощь духовенству, составили сборник «назидательных рассказов», собрав в оный более замечательные и назидательные сообщения. Сборник этот мы и предлагаем благосклонному вниманию читателей. 1. Влияние молитвы Митрополита Филарета Московского В своих воспоминаниях (напечатанных в «Историч. Вестн.») графиня Л.А. Растопчина рассказывает о замечательном случае влияния молитвы на духовное единение молящихся. Больна была Е.П. Растопчина .По мере того, как тело ее истощалось страданиями и голодом, душа ее очищалась от всего земного и греховного, и поняв, что смерть близка, она стала к ней готовиться с истинным христианским смирением и покорностию. Всегда почитая Митрополита Филарета, она просила его друга, Н.В. Сушкова, передать ему просьбу помолиться за нее. Святитель прислал ей свое благословение. В Москве тогда жила одна набожная особа, кажется, Новосильцева, которая также была больна и пользовалась милостивым вниманием митрополита. Ей приснилось, что он к ней вошел, благословил ее и сказал: «Я теперь пойду к такой же страдалице, как и ты, к графине Растоичиной». И точно, в тот же день и в туже минуту дочь Растопчиной, сидевшая у постели больной матери, вдруг увидала, что маменька приподнимается с просветленным лицом, что-то проговорила, низко наклонила голову, а затем громко вскричала: «Да провожайте же! Провожайте!» «Кого? " – спросила дочь. – «Митрополита Филарета, он сейчас был у меня». – Впоследствии Н. В. Сушков спросил у митрополита Филарета, – помнит ли, что он делал в такой-то день и час? «Помню, я был в молельне и молился за вашу племянницу и за Новосильцеву». (Русск. Паломн. 1904 г. 23). 2. Случай из жизни Митрополита Филарета Московского

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Послереволюционный период жизни и церковного служения мит­рополита Кирилла Казанского и вовсе оставался до недавнего времени не исследованным, представляя собой даже не совокупность известных разрозненных фактов, а собрание широко распространившихся мифо­логем и исторических лакун, вкупе способных составить подобие устойчивого историографического мнения, которое тем труднее бывает опровергнуть, что ему усвояется значение предания. Вместе с тем оставались не исследованными не только послерево­люционная жизнь и деятельность митрополита Кирилла в качестве митрополита Тифлисского, а затем Казанского, но и его взгляды на сложнейшие вопросы общественной и церковной действительности. До сих пор не вполне выявлено и влияние святителя на современных ему иерархов. Разноречивые мнения высказываются о роли владыки в церковно-исторических процессах XX века и разделениях, имевших место в 20—30-е годы. В частности, почти противоположные суждения встре­чаются в церковно-научной литературе об отношении митрополита Кирилла в последний период его жизни к благодатности таинств иерар­хов, не отделившихся от митрополита Сергия (Страгородского). Да и сама церковно-каноническая и экклезиологическая полемика этих двух выдающихся иерархов не была глубоко осмыслена, хотя, по-прежнему, остается ключевым проблемным вопросом, отношение к ко­торому определяет подход конкретного исследователя к интерпрета­ции всей истории Русской Церкви XX века. Поставив целью изучить жизнь и деятельность митрополита Казан­ского и Свияжского Кирилла (Смирнова) в контексте общественно-поли­тических процессов начала XX века и церковных разделений 1920—1930-х годов, автор определил и задачи исследования: оценить миссионерское служение митрополита Кирилла в бытность его начальником православ­ной Урмийской Миссии в Персии; изучить его деятельность на Гдовской и Тамбовской кафедрах в условиях российской монархии и его взгляды на важнейшие церковные и общественно-политические проблемы россий­ской действительности начала XX века; определить вклад святителя Ки­рилла в деятельность Поместного Собора 1917—1918 годов; выявить «тифлисский» период его служения; исследовать и проанализировать на основе архивных материалов т. н. «тайные выборы патриарха» 1926 года; определить историческую роль митрополита Кирилла в послереволюци­онной истории Русской Церкви и исследовать его воззрения на характер церковных разделений 1920—1930-х годов.

http://pravoslavie.ru/5961.html

7. По предложению любого из членов архиерейского совета на заседания последнего могут приглашаться епархиальные должностные лица с правом доклада по темам, входящим в их компетенцию. 8. Одно из заседаний архиерейского совета ежегодно проводится с приглашением председателей епархиальных отделов и благочинных всех епархий митрополии, а также иных епархиальных должностных лиц по предложению членов архиерейского совета. Приглашенным участникам может быть предоставлено право доклада по темам, входящим в их компетенцию. 9. Повестка дня архиерейского совета: а. формируется на основании предложений епархиальных архиереев митрополии, для чего глава митрополии уведомляет их о предстоящем заседании архиерейского совета не позднее чем за месяц; б. рассылается членам архиерейского совета не позднее чем за неделю до заседания. 10. Архиерейский совет: а. рассматривает вопросы, касающиеся нескольких или всех епархий митрополии и относящиеся к направлениям церковной жизни, перечисленным в пункте 2 настоящего Положения, и выносит по ним решения, обязательные к исполнению архиереями митрополии; б. обсуждает порядок исполнения в епархиях митрополии решений Поместных и Архиерейских Соборов, Священного Синода; в. не реже раза в год заслушивает и принимает к сведению сообщения митрополита и епархиальных архиереев митрополии о жизни и деятельности вверенных им епархий, а также об исполнении на их территориях решений Поместных и Архиерейских Соборов, Священного Синода; г. регулярно заслушивает сообщения митрополита и епархиальных архиереев митрополии об исполнении в епархиях своих решений и, при их недолжном исполнении, дает соответствующие указания; д. принимает решения относительно назначения должностных лиц, имеющих компетенцию в пределах нескольких или всех епархий, в тех случаях, когда назначение таковых должностных лиц предусмотрена решениями высшей церковной власти; е. создает межъепархиальные коллегии или вырабатывает иные механизмы взаимодействия однопрофильных епархиальных отделов всех епархий и наблюдает за осуществлением такого взаимодействия;

http://patriarchia.ru/db/text/5284256.ht...

Интерес к изучению жизнедеятельности митрополита Вениамина (Федченкова) заключается прежде всего в том, что он был непосредственным участником многих ключевых событий гражданской и церковной истории. Воспоминания, мысли, рассуждения, запечатленные в его трудах и являющиеся частью светской и церковной культуры, помогают нам проследить главнейшие события той сложной эпохи, в которую жил Владыка. Не потеряли своей актуальности и мысли владыки Вениамина, касающиеся взаимоотношений государства и Церкви, а его воспоминания об исторических деятелях того периода, несомненно, дополняют и оживляют картину исторических событий. Для получения представления о степени научной разработанности обозначенной темы целесообразно назвать следующие работы, описывающие жизнь и деятельность митрополита Вениамина в указанный период. Среди таких работ следует назвать, в первую очередь, исследование митрополита Мануила (Лемешевского) , в котором содержатся жизнеописания иерархов Русской Православной Церкви, в том числе и митрополита Вениамина (Федченкова). Автор дает точную датировку основным жизненным событиям, а также помещает перечень главных трудов, написанных на разных этапах жизни архипастыря. В «Православной энциклопедии» помещена статья А. К. Светозарского, в которой кратко рассматриваются основные этапы жизни и деятельности митрополита Вениамина. Для данной статьи характерна точность воспроизведения дат, указов и основных трудов владыки Вениамина . Отдельно можно выделить статью Г. Александрова, поднимающего вопрос о непростых отношениях, которые сложились между митрополитом Вениамином и советской властью. Автор выступает в роли апологета и объясняет его поступки и взгляды с точки зрения духовного смысла, искренности и любви к церкви и русскому народу, а также недостаточным пониманием им политической ситуации в стране . Нужно указать, что обозначенные выше работы освещают жизнь и деятельность митрополита Вениамина, затрагивая частично его служение в советской России, но они не дают полного представления о прохождении служения владыки Вениамина в Советском Союзе, а равно и не рассматривают его личность в контексте событий гражданской и церковной истории.

http://pravoslavie.ru/smi/38282.htm

Митрополит Кирилл выступил перед делегатами Съезда православной молодежи ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ Митрополит Кирилл выступил перед делегатами Съезда православной молодежи См. также: Материалы Съезда православной молодежи 15 мая 2001 года перед делегатами Съезда православной молодежи Русской Православной Церкви выступил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Обращаясь к молодым священнослужителям и активистам молодежного движения, митрополит Кирилл подчеркнул, что работа Церкви с молодежью является миссионерским служением, ибо в первую очередь она должна быть направлена на тех, кто еще не вошел в церковную ограду. Владыка коснулся проблемы превалирования либерального стандарта ценностей в современном европейском обществе. Напомнив слова великого русского писателя Ф.М.Достоевского: " Если Бога нет, то все дозволено " , он подчеркнул, что цивилизация, утерявшая понятие " греха " , поставившая эгоизм человека в центр мироздания, не способна к выживанию. " Нравственность является средством, способным оградить человеческую цивилизацию от самораспада, " - сказал митрополит Кирилл. Владыка Кирилл также подчеркнул, что мы живем в обществе, где постепенно стираются границы. Границы географические, культурные и духовные. " Раньше мы видели существование фронта между верой и неверием, а теперь этого фронта нет, все как будто размыто, - сказал митрополит Кирилл. - Но неужели исчезло неверие? Неужели исчезло неприятие Христа? Нет. Изменились формы борьбы. Теперь эта богоборческая машина работает не на уровне идеологии и рациональных конструкций, ибо обращается уже не к сознанию человека, а к его инстинктам. Бог вложил в человека инстинкты, как систему самосохранения, однако разница между человеком и животным заключается в том, что животное подчиняется голосу инстинкта безусловно, а человек управляет им на основании своей нравственности и своих убеждений.

http://zavet.ru/molszd-kir.htm

Сортировать по Исключить новости «Я познакомилась с Митрополитом Исаией на анимационном фестивале в городе Суздале. И оказалось, что, он мой коллега по первому своему образованию. Митрополит приехал на фестиваль за… мультфильмами. По приезде на родину он показывал анимационные фильмы, чтобы порадовать детей из бедных грузинских деревень» 18 октября. ПРАВМИР. Митрополит Никозский и Цхинвальский Исаия (Чантурия) организовал при монастыре в грузинском селе Никози детскую школу искусств, сообщает «Сайт прихода иконы Всех скорбящих Радость» .  С детьми 8 – 14 лет, пережившими военные действия 2008 года, проводят занятия монахини и послушники обители. Владыка Митрополит и сам лично рисует мультфильмы вместе с учениками. Ребят также учат шить, вышивать, лепить из глины, танцевать, изучать азы театрального искусства, анимацию, иностранные языки. «Я познакомилась с Митрополитом Исаией на анимационном фестивале в городе Суздале. И оказалось, что, он мой коллега по первому своему образованию. Митрополит приехал на фестиваль за… мультфильмами. По приезде на родину он показывал анимационные фильмы, чтобы порадовать детей из бедных грузинских деревень», — рассказывает белорусский режиссер-аниматор Ирина Кодюкова на встрече с прихожанами минского Свято-Петро-Павловского собора 16 октября 2011 года. «Мой народ должен спасаться и спасется через то, что у него нет ненависти», — говорит митрополит Никозский и Цхинвальский Исаия. Ирина Кодюкова рассказала также, что владыка всеми силами помогает пережить своей пастве последствия недавней войны 2008 года. Митрополит также стал организатором и вдохновителем Первого Международного фестиваля анимационных фильмов, проходившего с 12 по 18 сентября 2011 в Грузии, в селе Никози. Голубь, нарисованный владыкой, стал эмблемой фестиваля. На фестивале прошел показ анимационных фильмов, в числе которых работа польских аниматоров «Петя и волк». Польские аниматоры также показали мультфильм «Свитязь» по произведению поэта Адама Мицкевича. Россию представляли руководители студии «Анимос» Наталья Орлова и Тенгиз Семенов с картинами из серии «Русская классика детям». Беларусь представляла режиссер анимационных фильмов Ирина Кодюкова, которая представила серию мультфильмов «Святочные рассказы».

http://pravmir.ru/gruzinskij-mitropolit-...

28.05.2010 Председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви, митрополит Калужский и Боровский Климент сообщил о праздновании Дня православной книги в 2010 году На прошедшем 27 мая 2010 года заседании общего собрания членов Издательского Совета Русской Православной Церкви председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви, митрополит Калужский и Боровский Климент сделал сообщение о праздновании Дня православной книги в 2010 году. На прошедшем 27 мая 2010 года заседании общего собрания членов Издательского Совета Русской Православной Церкви председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви, митрополит Калужский и Боровский Климент сделал сообщение о праздновании Дня православной книги в 2010 году. «В 2010 году в России впервые отмечался День православной книги. Он проходил во всех российских регионах и стал важнейшим событием в жизни православного книгоиздательства и нашего общества в целом, - отметил митрополит Климент. Основной целью Дня православной книги стала популяризация чтения духовно-нравственной литературы. «В рамках празднования Дня православной книги во многих епархиях Русской Православной Церкви прошли мероприятия с участием священнослужителей, издателей, писателей, ученых, преподавателей, библиотекарей, студентов вузов, военнослужащих, школьников. – рассказал митрополит Климент. - Епархиальные программы носили разнообразный характер. Они включали: круглые столы и конференции на различные темы, посвященные истории книгопечатания на Руси, вопросам чтения и распространения православной литературы в современном обществе; творческие вечера и встречи с писателями и поэтами, концерты духовной музыки, а также уникальные выставки редких православных рукописных и старопечатных книг из фондов епархиальных, областных, краевых и республиканских музеев. Во многих городах прошли благотворительные выставки-ярмарки православной литературы, а также акции по сбору и передаче православной литературы в городские и районные библиотеки, места заключения, воинские части, интернаты, детские дома, дома престарелых, больницы, вузы и другие образовательные учреждения».

http://new.izdatsovet.ru/news/predsedate...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Отношения Русской Церкви с Ватиканом далеко не радужные Председатель ОВЦС митрополит Антоний (Севрюк) дал пространное интервью на Съезде лидеров мировых и традиционных религий 16.09.2022 1570 Время на чтение 6 минут Фото: Patriarchia.ru Отношения Римско-католической церкви с Русской Православной Церковью складываются непросто, но есть надежда на их улучшение, заявил корреспонденту  ТАСС в четверг на полях проходящего в Казахстане VII Съезда лидеров мировых и традиционных религий председатель Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриархата митрополит Волоколамский Антоний. При этом он видит со стороны Ватикана сигналы к возобновлению контактов. За последний месяц митрополит уже дважды встретился с Папой Римским Франциском, и оба раза, по его словам, беседы проходили по инициативе понтифика. «Надеюсь, что эти две встречи (в конце августа в Ватикане и на полях VII Съезда лидеров мировых и традиционных религий. – РНЛ) могут потенциально стать началом " оттепели " , тем более что обе они состоялись по инициативе Папы. Первый раз, зная, что я буду в Риме по делам, связанным с окормлением наших приходов в Италии, он пригласил меня для того, чтобы мы смогли лично пообщаться. И сейчас изначально встреча с понтификом не значилась в повестке нашего участия в работе Съезда представителей мировых и традиционных религий в Казахстане, но Папа пожелал встретиться с нашей делегацией», – рассказал митрополит Антоний. По его словам, у них с Папой состоялся «теплый разговор», но никакой конкретики в отношении перспектив новой встречи не обсуждалось. Митрополит Антоний подчеркнул, что ранее велась подготовка ко второй встрече Патриарха Кирилла и Папы Франциска, но Ватикан в одностороннем порядке объявил о ее приостановке. «В марте нынешнего года Святейший Патриарх провел разговор с Папой Франциском посредством видеосвязи. Беседа носила доброжелательный и конструктивный характер. Затем было опубликовано интервью Папы, в котором он допустил ряд некорректных высказываний в адрес Святейшего Патриарха и, на мой взгляд, весьма тенденциозно пересказал содержание беседы. Кроме того, Ватикан сообщил, где и когда должна была состояться вторая встреча, хотя мы не анонсировали заранее эти детали по взаимной договоренности, а также заявил о ее отмене», – констатировал глава ОВЦС.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/09/16/ot...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Отток русских из Киргизии происходит по нескольким причинам» Протоиерей Игорь Дронов о положении русских людей в киргизском государстве 01.10.2011 983 Время на чтение 4 минуты Вечером 23 сентября глава Среднеазиатского митрополичьего округа митрополит Среднеазиатский Викентий прибыл в Киргизию, сообщает сайт епархии . Духовенство страны и журналисты встретили его в аэропорту «Манас». «Сегодня для меня радость приступить к своим обязанностям и ступить на киргизскую землю, - поприветствовал встречающую делегацию митрополит Викентий. - Я прибыл в Киргизию, чтобы поближе познакомиться с жизнь епархии и начать свое служение здесь». Глава Среднеазиатского митрополичьего округа, отвечая на вопросы журналистов, подчеркнул, что в ближайшем будущем им будут изучены вопросы оказания помощи соборам, находящимся в регионах Киргизии, в частности, строительство, восстановление, реставрация храмов. Также митрополит Викентий будет работать над улучшением и процветанием жизни православных людей. «Если будет такая необходимость и возможность, мы бы с радостью открыли православную школу в республике, - отметил митрополит, комментируя информацию о возможном скором появлении нового учебного заведения в Киргизии. - Взять хотя бы мой предыдущий опыт в епархии. Там у нас было много школ - церковно-приходских, общеобразовательных. Я очень активно работал и с учащимися, и с учителями. Если такая возможность выдастся и здесь, я поделюсь своим опытом с киргизскими православными». (В Киргизии уже существует 3 общеобразовательные православные школы, что приятно удивило владыку Викентия). Касаясь акцентов в своей работе, митрополит Викентий отметил, что главной целью его пребывания здесь станет развитие духовной жизни православных, верующих людей. Данная миссия, по словам главы Среднеазиатского митрополичьего округа, наиболее актуальна в силу миграционных процессов. «Печально, что люди уезжают и из Киргизии, и из Узбекистана, - считает митрополит Викентий. - Это не совсем хорошо. Однако, несмотря на все эти ситуации, мы будем и дальше продолжать свою миссию - укреплять веру, благочестие, нравственность, духовность, порядочность, чистоту».

http://ruskline.ru/news_rl/2011/10/01/ot...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010