Каменная церковь во имя устроившего монастырь св. Алексия митрополита сооружена в конце XVII ст., вместо прежней, патриаршим ризничим иеродиаконом Иосифом Булгаковым. Под церковью покоится сам прах строителя его и небольшая в 4 саж. пещера, вырытая им в горе с родником и выложенная белым камнем. При самом построении церковь Алексеевская была каменною и называлась придельною к Благовещенской. Прежде она была внизу рядом с Благовещенским собором с южной его стороны. Теперь с этой же стороны в смежности с собором, но только вверху над прежним местом. До перестройки ее в 1810 г. было в ней 7 саж. 1 арш. в длину и 5 саж. в ширину. Она была об одной обитой черепицею главе с железным прорезным позолоченным крестом. Прежде в этой церкви отправлялись ранние литургии летом, а теперь, за ветхостью и повреждением, служба совершается также летом, но весьма редко. Записки императорского археологического общества, том Х, Санкт-Петербург, в синодальной типографии, 1857 г. Макарий (Миролюбов Н.К.). Памятники церковных древностей в Нижегородской губернии/соч. архим. Макария. - СПб., 1857. Решение о строительстве Алексеевской церкви было принято в связи с переводом Макарьевской ярмарки в Нижний Новгород в 1817 году. Сотни купцов, гостей города обратились к властям с просьбой о расширении территории монастыря. Строилась церковь по проекту архитектора И. Межецкого на благотворительные средства, и возводилась она на месте сгоревших Святых ворот. Площадь перед новым храмом оградили каменной стеной и Святыми воротами. Церковь была освящена в 1834 году В советское время в соборе находился планетарий. В конце 2005 года храм передан епархии. Здесь был установлен редчайший фарфоровый иконостас. Источник: Фотоатлас " Монастыри Нижегородского края " . Издательство ИП Згеева В.А. - Нижний Новгород, 2015 г., стр. 20. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=05371

Вместо же Духова монастыря включить в штат Валаамской монастырь на Ладожском озере, переведя в оный игумена с братиею» 377 . По сему указу в том же 1786 году переведены оба монастыря Евфиимиин и Михалицкий на Молоткове в Духов монастырь, и с сего года должно почитать начало женского Свято-Духова монастыря. В 1834 году он возведен в первый класс. В текущем столетии он был осчастливлен посещениями Высочайших особ. Монастырь посещали: в 1825 года 6 июля блаженный памяти Государь Император Александр Павлович; в 1826 году Великая Княгиня Елена Павловна с Великими Княжнами Мариею, Елисаветою и Екатериною Михайловнами; в 1835 году 2 мая Императрица Александра Федоровна 378 , с Великим Князем Константином Николаевичем и Великою Княжною Александрою Николаевною, а в 1837 году 3 мая Государь Наследник, ныне благополучно царствующий Император Александр Николаевич. Посещения Высочайших особ были весьма благодетельны для Духова монастыря. Он получил от щедрот Монарших в царствование Александра Павловича 26,000 рубл. на постройку монастырских зданий 379 , а в царствование Николая Павловича 52,000 рубл на постройку колокольни н келлий 380 . Здания в Духове женском монастыре оставались теже, что были в мужеском, именно – две каменные церкви Сошествия Св. Духа и живоначальной Троицы с пристроенными к ним каменными кельями. Из них церковь во имя Сошествия Св. Духа, построенная святителем Моисеем в 1357 году, в 1800 году была возобновлена. В 1817 году, при игуменье Вриенне Лукиной, церковь оная была разобрана почти до основания, и на месте ее построена новая двуэтажная Духовская церковь с тремя приделами внизу ее. Таким образом к числу древних монастырских зданий принадлежит одна церковь во имя Живоначальной Троицы. Она В настоящем виде построена около 1557 года при игумене Ионе и строителе Варлааме. В 1812 году при ней устроен придел во имя Тихвинской иконы Божия Матери, а в 1821 году устроена позади придела монастырская ризница. Церковь Троицкая двуэтажная построена в виде продолговатого четвероугольника с тремя выдавшимися на восток полукружиями и четвероугольным возвышением собственно над церковию и алтарем.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

С этого времени начались щедроты царские на Николо-Качановскую церковь . В 1832 году Высочайше пожалован покров на раку блаж. Николая из рытого крестчатого бархату, с золотыми и серебренными цветами, с осмиконечным посредине из золотого гасу нашивным крестом и полями, обложенными тем же гасом и четырьмя большими сканого золота кистями. Покров этот 4 сентября того же года торжественно возложен на раку святого. В том же году Государь Император Николай Павлович изволил посетить Николо-Качановскую церковь и Высочайше пожаловал на украшение раки 2000 рублей ассигн.; на эту сумму сделана серебреная риза на образ угодника, написанный в рост на верхней части раки. После того Государыня Императрица Александра Феодоровна в 1835 году, в бытность свою в Новгороде, изволила покланяться гробу св. Угодника Николая. В том же 1835 году пристроена и распространена трапеза вместе с Димитриевским приделом, который в это время был соединен с настоящею церковию св. Пантелеймона, и вновь освящен в 1837 году 31 октября во имя Покрова пресвятой Богородицы, по случаю перенесения в него чудотворной ее иконы 517 , из пришедшего тогда в ветхость бывшего Яковлевского собора, приписанного к Николо-Качановской церкви. В 1842 году иконостас Покровского придела был поврежден молнией, и по всеподданнейшему докладу о том в 1843 году Государю Императору Николаю Павловичу не только иконостас, но и все внутреннее и наружное возобновление церкви произведено на Высочайше пожалованную для этого сумму – 1,128 рубл. 57 ¼ коп. сер. В 1817 году Его Императорское Высочество, Великий Князь Николай Николаевич изволил пожертвовать 500 рубл. сер. на построение каменных: церковной ограды и часовни над гробом праведной Иулиании, матери блаж. Николая, вместо прежней часовни, разрушенной до основания в 1846 году падением на нее ветхого Яковлевского собора 518 . В 1849 году 23 марта Их Императорския Высочества: В. Князь Николай Николаевич, В. Княгиня Ольга Николаевна и супруг Ее, Его Королевское Высочество, Наследный Принц Виртембергский Карл-Фридрих Александр изволили посетить церковь Николо-Качановскую и часовню праведной Иулиании; и тогда же Его Императорское Высочество В. К. Николай Николаевич благоволил пожертвовать на церковные постройки, в то время еще не совершено оконченные, 100 рубл. серебр.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Балахнинским Макарием (Миролюбовым) . Этот вариант текста получил одобрительный отзыв того же еп. Платона, о чем он сообщил в донесении от 12 нояб. 1867 г.: «Я нахожу сей акафист согласным с историей жизни преподобного Макария и исполненным благочестивых чувств, изложенным искусно и православно, и потому заслуживающим одобрения к напечатанию». Первое издание акафиста в церковной печати появилось в Москве в 1868 г. (переиздавался: СПб., 1887, 1889), в гражданской - в 1879 г. (СПб.). И. В. Фёдорова Почитание М. в XVIII-XXI вв. Рака с мощами прп. Макария Желтоводского в Макариевом Унженском мон-ре. Фотография. 2011 г. Рака с мощами прп. Макария Желтоводского в Макариевом Унженском мон-ре. Фотография. 2011 г. М. постепенно стал почитаться как покровитель купечества и торговли. Указом царя Михаила Феодоровича от 10 июня 1641 г. Желтоводскому мон-рю было дано право производить таможенные сборы с торгующих у его стен. Открытие ярмарки ежегодно происходило в день памяти преподобного - 25 июля. В 1817 г. ярмарку из мон-ря перевели в Н. Новгород, но она сохранила за собой наименование «Макарьевская». В 1818-1822 гг. по проекту О. Монферрана в Н. Новгороде был построен Спасский (Староярмарочный) собор. В 1868-1881 гг. на Стрелке по проекту архит. Л. В. Даля возвели Александро-Невский (Новоярмарочный) собор. Оба собора имели приделы во имя прп. Макария. В 1866 г. на набережной р. Оки по проекту архит. Д. Н. Гущина на средства, собранные купечеством, была построена 5-главая Макариевская часовня, приписанная к Макариеву Желтоводскому мон-рю. 19 авг. 1866 г. ее освятил еп. Балахнинский Макарий (Миролюбов) в присутствии цесаревича Александра Александровича (впосл. имп. Александр III ) и вел. кн. Владимира Александровича. К открытию ярмарки из Желтоводского мон-ря в часовню приносили старинный образ М., перед которым служили молебен, а затем происходил подъем флагов. М. традиционно почитали нижегородские старообрядцы. По преданию, Оленевский скит, старейший старообрядческий скит на р.

http://pravenc.ru/text/2561294.html

Таким образом окончательно украшенный верхний Живоначальныя Троицы храм 1805 года мая 28 дня, при многочисленном собрании, освящен в славу Всемогущего Бога, и в вечное воспоминание усердствовавших на сие благолепие 1 . 1817 года Вятские, Слободские и Орловские торгующие при порте купцы, имея особенное благоговение к Святителю Николаю Чудотворцу, с дозволения преосвященного Парфения, устроили своим иждивением в притворе верхнего собора с южной стороны придел во имя сего Святителя. Сей придельный храм, по учинении всего к нему благолепия, освящен 1818 года авг. 22 дня помянутым преосвященным Парфением. В 1833 и 1834 годах Устюжский купец Илья Грибанов и Вологодский Василий Колесов, движимые христианским благочестием, устроили придельный храм во имя Преображения Господня в трапезе Троицкого собора на северной стороне, снабдив его потребною утварью в богатом виде. Придел сей освящен преосвященным епископом Георгием в 1834 году августа 26 дня. Кафедральный собор, по наружному измерению, в длину с алтарем и трапезою 20 саж., в ширину 10 саж., кресты осмиконечные, вызолочены червонным золотом. На восточной внешней стороне над алтарем написаны в 1806 г. иконы Святые Троицы и Богоявления Господня; сии иконы, от долговременности и разных воздушных перемен обветшавшие, в 1822 г. при преосвященном Неофите поновлены за 380 рублей иждивением Собора. По учреждении в 1682 году, при царе Феодоре Алексеевиче, епархии Архангельской, по ходатайству архиепископа Афанасия, пожалованы от патриарха Московского Иоакима на освящение всей епархии святые мощи. Икона Божия Матери Иверской, под коею в нарочно устроенных местах, разных святых мощей находится 94 части, вокруг той иконы шесть сребропозлащенных ковчегов, устроенных на иждивение князя и воеводы Архангелогородского Кондратия Фомича Нарышкина. В них мощи разных святых, a именно: 1. Иоанна Златоустог о, десной руки первый член большого пальца, по сторонам ковчега написано: «Часть мощей Иоанна Златоустог о принес к царю Михаилу Феодоровичу всея России Николаевского третьеклассного монастыря архимандрит Парфений Гречанин в лето 7138 (1630) Иануария в 3-й день». В том же ковчеге часть вторая мощей неизвестно какого святого, a по преданию, св. Владимира равноапостального.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Некоторое время к монастырю была приписана Алатырская Вознесенская пуст. В 1764 г. М. Ж. м. был отнесен ко 2-му классу со штатом из 17 насельников, которым из казны ежегодно отпускалось 1647 р. В 1779 г., при образовании Нижегородского наместничества, Подмонастырскую слободу при мон-ре преобразовали в г. Макарьев (Макарьев-на-Волге), центр Макарьевского у. В авг. 1816 г. Макарьевская ярмарка была уничтожена пожаром, в 1817 г. перенесена в Н. Новгород. Архим. Израиль в письме инженер-ген. А. А. Бетанкуру жаловался на то, что обитель оказалась в «самом беднейшем состоянии» ( Филатов Н. Три века Макарьевско-Нижегородской ярмарки. Н. Новг., 2003. С. 302). Макариевская часовня на Макарьевской ярмарке в Н. Новгороде. 1866 г. Фотография. Нач. ХХ в. Макариевская часовня на Макарьевской ярмарке в Н. Новгороде. 1866 г. Фотография. Нач. ХХ в. Существенный доход мон-рю приносили пожертвования от служб в приписной нижегородской ярмарочной 5-главой Макариевской (т. н. флачной) часовне (архит. Д. Н. Гущин), выстроенной на средства, собранные купечеством. Освящение часовни 19 авг. 1866 г. совершил викарий Нижегородской епархии Балахнинский еп. Макарий (Миролюбов) в присутствии цесаревича Александра Александровича (впосл. имп. Александр III ) и вел. кн. Владимира Александровича. По сторонам часовни находились высокие флагштоки, на которых 15 июля в знак открытия ярмарки поднимали флаги, а 25 авг. спускали, что означало офиц. закрытие ярмарки. К открытию ярмарки из М. Ж. м. в часовню приносили чтимый образ прп. Макария (1620), перед к-рым служили молебен. 1868-1917 гг. Ко 2-й пол. XIX в. М. Ж. м. владел пустошами Медиоланская, Богородская и Боговая Гора в Макарьевском у. (всего 47 дес. 1792 саж.), мельницей на р. Мазе, подворьем на Лубянской ул. (ныне Б. Лубянка, 16) в Москве и часовней в Н. Новгороде. Но постепенно в связи с переводом ярмарки в Н. Новгород материальное состояние мон-ря скудело. Волжские воды, приблизившиеся к стенам обители, разрушали наружную линию монастырских укреплений.

http://pravenc.ru/text/2561262.html

219 Подлинная Высочайшая грамота: и отношение при ней князя Куракина в ризнице Новг. Соф. собора под 28. 226 В Новгороде преосв. Гавриил, на другой день по получении рескрипта, предписал: «1798 года Февраля 8 дня казначейской выдать из наших денег на бедных монахинь и белиц, живущих в монастырях, также и на богадельных, находящихся в Новгороде, по рублю, внушив, чтобы они молились Господу Богу о здравии Его Высочества благоверного Государя Великого Князя Михаила Павловича, и что выдано будет репортовать; почему оные (деньги) возвращены будут из данных нам от Их Императорских Величеств денег на сию раздачу». 228 Летоп. Алекс. Невского монастыря под 1797 год. Ср. опис. Алекс. Невской лавры 1842 г. стр. 61. 231 Полн. собр. зак. т. XXV, 18,726. Кроме того, преосвящ. Гавриил писал и другие инструкции, в рукописи, особенно для священников. 234 Высочайшее определение от 16 октября 1799 г. было следующее: Казанскому и Симбирскому архиепископу Амвросию повелеваем быть архиепископом С. Петербургским; а на место его избрать синоду кандидатов и представить. на утверждение Наше; преосвященный же Гавриил остается Новгородским и Олонецким При сдаче сумм Алекс. Невской лавры, преосв. Гавриил внес недостающие деньги, утраченные наместником. См. письмо митр. Гавриила к архим. Иосифу в приложениях под 18. 235 Подлинный рескрипт в ризнице Новг. Соф. собора под 34. В год увольнения преосв. Гавриила от управления С. Петербургской епархией, во воле его и благословению, чудотворная Коневская икона Матери возвращена из Деревяницкого в Коневский монастырь, откуда перенесена была в 1610 году, во время шведского разорения. Истор. изобр. о Коневск. обители 1817 года, стр. 13 и 21. 236 Об этом преосв. Гавриил собравшимся к нему духовным лицам говорил, «что он просит о увольнении и скоро его получит». 237 Подлинный рескрипт в ризнице Новг. Соф. собора под 35. В Высочайшем указе об увольнении преосв. Гавриила от 19 декабря 1800 г. изображено: «митрополита Новгородского Гавриила от управления епархиею увольняя, повелеваем ему остаться в Новгородском архиерейском доме, где он ныне находится».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

А другой колокол часовой, а на нём слова немецкие; а весу в нём с бабою колокольной 10 пуд и в обеих 37 пудов 20 гриненок. На красных колоколах подпись: лта 7053 (1545) мсяца апрля 9 день, по милости Бoжiu и Пречистые Богородица перелитъ бысть колоколъ старъ Еуимежской въ обитель Николы чудотворца и святаго чудотворца Eyuмiя apxienuckona ноугородского на Вежища, при царств благоврнаго в. князя Иоанна Васильевича всея Pyciu, при apxienuckon eoдociu В. Новаграда и Пскова, nobлehieм вяжицкаго игумена Гeлaciя и всей еже о Христ бpamiu; а делалъ мастеръ Тихонъ Андреевъ сынъ Псковитянинъ. Слава совершителю Богу. На другом колоколе подпись: „при настоятел игумен Вежицкого монастыря при Закхе Печерскомъ, еже о Христе съ бpamieю, слилъ колоколъ Илейка новогородецъ“»; на исподней стороне две каймы и травы вылиты, а лета не описаны. На зазвонных на двух колоколах и на чудотворцовых (св. Евфимия) на двух колоколах подписи нет. Роспись эта хранится между актами Вяжицкого монастыря; а самых колоколов, упоминаемых в ней, не заметно. 514 А в прошлом веке упоминаются даже с польскими надписями два колокола при церкви упразднённого Арсениева монастыря на Торговой стороне. Ист. Росс. Иерарх. Ч. V, стр. 682. 515 В описи Клопского монастыря за 1695 год показан, «колокол большой благовестник 47 пуд – дача Ивана Милославского». Но этого колокола теперь нет. 516 Рассуждение о начале, важности и знаменовании церковных облачений в Собр. Ист. рассужд., Москва, 1817 года. 518 Hieronim. comment. in Ezechielem. T. V, ed. Basileœ 1525 L. XIII page. 668. – Седьм. Всел. соб. Прав. 16, в Кормчей 1787 г. Москва, л. 185, л. 215. 519 По свидетельству Нестора, благолепие греческой церкви, расположившее Владимира язычника в пользу христианской веры, состояло, между прочим, в священных ризах. Полн. Собр. Русск. лет. Т. I, стр. 46. 520 Полн. Собр. Русск. летоп. Т. II, стр. 226 под 1037 годом об украшении киевской Софии Ярославом Мудрым. 521 Там же, стр. 222 и 223 под 1288 годом, об украшении церквей в Южной России Владимиром Васильевичем Волынским.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

И. Н. Данилевский. Попытки «Улучшить» прошлое: «Влесова книга» и псевдоистории В 1960 г. в Советский славянский комитет АН СССР поступила фотография дощечки с вырезанными письменами. Ее прислал биолог С. Парамонов, более известный под псевдонимом С. Лесной. Несколько лет он занимался изучением удивительного памятника письменности – так называемой «Влесовой книги». Фрагмент ее и был направлен на экспертизу в Славянский комитет. Судя по сопроводительным материалам «книга» эта представляла собой дощечки с письменами на них. Они были обнаружены в 1919 г. полковником Белой армии А.Ф. Изенбеком в разграбленном имении где–то на Украине (предположительно в Харьковской губернии). В холщовом мешке, куда они были собраны денщиком А.Ф. Изенбека, дощечки совершили путешествие в Бельгию. Там в 1925 г. Изенбек познакомил с ними своего нового приятеля, Ю.П. Миролюбова. Как пишет О.В. Творогов: «...инженер–химик по образованию, Ю.П. Миролюбов не был чужд литературных занятий: он писал стихи и прозу, но большую часть его сочинений (посмертно опубликованных в Мюнхене) составляют разыскания в области религии древних славян и русского фольклора. Миролюбов поделился с Изенбеком своим замыслом написать поэму на исторический сюжет, но посетовал на отсутствие материала. В ответ Изенбек указал ему на лежащий на полу мешок с дощечками («Вон, там в углу, видишь мешок? Морской мешок? Там что–то есть». «В мешке я нашел, – вспоминает Миролюбов, – «дощьки», связанные ремнем, пропущенным в отверстия»). И с той поры Ю.П. Миролюбов в течение пятнадцати лет занимается переписыванием текста с дощечек. Изенбек не разрешает выносить дощечки, и Миролюбов переписывает их либо в присутствии хозяина, либо оставаясь в его «ателье» (Изенбек разрисовывал ткани) запертым на ключ. Миролюбов переписывал, с трудом разбирая текст и, по его словам, реставрируя пострадавшие дощечки («стал приводить в порядок, склеивать, склеивать...», – вспоминает Миролюбов). Он вспоминал также: «Я смутно предчувствовал, что я их как–то лишусь, больше не увижу, что тексты могут потеряться, а это будет урон для истории... Я ждал не того! Я ждал более или менее точной хронологии, описания точных событий, имен, совпадающих со смежной эпохой других народов, описания династий князей и всякого такого материала исторического, какого в них не оказалось». Какую часть текста В[лесовой] К[ниги] Миролюбов переписал, С. Лесной установить не смог. В 1941 г. Изенбек умирает, и дальнейшая судьба дощечек неизвестна». 197

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

В 1919 году полковник белой армии А.Ф. Изенбек обнаружил в разоренной помещичьей усадьбе 121 деревянные дощечки с письменами на них. Он приказал денщику собрать дощечки в мешок и увез их с собой. В 1925 году А.Ф. Изенбек, проживавший в Брюсселе, познакомился с Ю.П. Миролюбовым. Инженер–химик по образованию, Ю.П. Миролюбов не был чужд литературных занятий: он писал стихи и прозу, но большую часть его сочинений (посмертно опубликованных в Мюнхене) составляют разыскания о истории и религии древних славян. Миролюбов поделился с Изенбеком своим замыслом написать поэму на исторический сюжет, но посетовал на отсутствие материала. В ответ Изенбек указал ему на лежащий на полу мешок с «дощечками»: «Вон там, в углу, видишь мешок? Морской мешок? Там что–то есть...» (с. 23). «В мешке я нашел, – вспоминает Миролюбов, – «дощьки», связанные ремнем, пропущенным в отверстия» (там же). И с той поры Ю.П. Миролюбов в течение пятнадцати лет занимался переписыванием текста с дощечек. Изенбек не разрешал выносить дощечки, и Миролюбов переписывал их либо в присутствии хозяина, либо оставаясь в его «ателье» (Изенбек разрисовывал ткани) запертым на ключ. Миролюбов переписывал, с трудом разбирая текст и реставрируя пострадавшие дощечки. «Стал приводить в порядок, склеивать...», – вспоминал Миролюбов (с. 8). Он вспоминал также: «Я... смутно предчувствовал, что я их как–то лишусь, больше не увижу, что тексты могут потеряться, а это будет урон для истории... Я ждал не того! Я ждал более или менее точной хронологии, описания точных событий, имен, совпадающих со смежной эпохой других народов, описания династий князей, и всякого такого материала исторического, какого в них не оказалось» (с. 25). Какую часть текста ВК Миролюбов переписал, С. Лесной установить не смог. В 1941 году Изенбек умирает, и дальнейшая судьба дощечек неизвестна. Проходит двенадцать лет. И вот в ноябре 1953 года в журнале «Жар–птица», издававшемся русскими эмигрантами в Сан–Франциско (первоначально на ротапринте), публикуется следующая заметка: 122 Колоссальная историческая сенсация

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010