37. Собрание доказательств в пользу той истины, что необходимо и полезно поминовение усопших 1 . Доказательства, заимствованные из Св. Писания. 1) В книге Товита написано: хлеб твой при погребении праведного давай ( Тов. 4:17 ), т. е. «Раздавай хлеб твой при гробе праведных», усопших в надежде воскресения и жизни вечной. По общему толкованию учителей церкви, на этом месте Св. Писания утверждается обычай – поставлять, при погребении или поминовении усопшего, трапезу нищим и убогим, а также священникам, да молятся о душе его, – обычай, бывший в первенствующей церкви и до нас дошедший. Об этом обычае говорит св. Иоанн Златоуст в толкование на Евангелие от Мф., в нравоучении (XXXI, 2). 2) В книге Иисуса, сына Сирахова, написано: «Благодать даяния пред всяким живым [да будет], и над мертвецем не возбрани благодати» ( Сир. 7:36 ), т. е. «Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости». Что на это скажут противники наши, которые не только сами не оказывают умершим никакой милости, но и делающим сие возбраняют? Скажут ли, что эта милость умершим оказывается в погребении их? Но разве это милость, когда погребаем, чтобы самим не заразиться от разлагающихся трупов, как это делают и все народы? Зачем слово Божие будет завещать такую творить милость умершему, которая и без завещания бывает по необходимости? Явно, что здесь речь не о теле, а о душе. Это второе доказательство. 3) В кн. пр. Иеремии ( Иер. 16:6–9 ) те, о которых после смерти не творится поминовение и при погребении которых не дается милостыни, представляются окаянными и отверженными от лица Божия. Если же те, которых по смерти не поминают и о которых не подаются милостыни убогим – окаянны и отверженны от лица Божия, то значит, что те, которым воздается противное сказанному, т. е. поминовение и милостыня, – блаженны. 4) Иисус, сын Сирахов, говорит: «В покои мертвеца упокой память его, и утешися о нем во исходе духа его» ( Сир. 38:23 ), т. е. – «С упокоением умершего упокой и память о нем, и утешься о нем по исходе души его».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Псалом 88 Пс.88:1 . Разума Ефама Израильтянина. НАДПИСАНИЕ В Еврейском тексте: Песнь вразумляющая Ефама Исраильтянина. Из сего надписания явствует, что сей псалом сложен не Давидом, но Ефамом Израильтянином, как и самая материя псалма доказывает. СОДЕРЖАНИЕ Пророк, предприемля намерение молиться за страждущую церковь , во-первых, предлагает во утешение себя и других завет, учиненный Богом с Давидом. Потом упоминает вообще о Божией силе, видимой во управлении всего мира. К сему присовокупляет бывшее избавление Израильскаго народа от плена, при котором случае явил Бог преславный опыт отеческия милости Своея к избранному народу. Наконец предлагает жалобу, что Бог как бы забыв о своем завете, предает церковь Свою насилию нечестивых и в бедственном состоянии не утешает и не помогает ей. Пс.88:2 . Милости твоя, Господи, во век воспою, в род и род возвещу истину твою усты моими. Пророк начинает псалом от похвал Божиих и от воспоминания завета, дабы верные, будучи в тяжких искушениях, не колебалися в вере, но уповая на Божия обещания, не сомневалися о возстановлении церкви и о том прилежно молилися. А понеже трудно было удостоверить, чтоб Бог, Который казался быть тогда строгим и неумолимым, скоро преклонился на милость, сего ради, дабы удалить сие искушение множеством и различием Божией милости, не просто глаголет: милость Твою Господи воспою, но употребляет множественное число, глаголя: милости Твоя, Господи, воспою. Пс.88:3 . Зане рекл еси: в век милость созиждется: на небесех уготовится истина твоя. Дает причину, чего ради хощет воспевать Божия хвалы даже и посреде самых жестоких бедствий: понеже не отчаивается, что Бог помилует рабов Своих. Чего ради? поскольку Сам сказал, и солгать не может, что милость Его в век созиждется, и истина Его на небесех уготовится, то есть, пребудет вечно тверда и постоянна на подобие непоколебимаго здания, котораго никакое насилие времен и веков разрушить не может: ибо на небесех уготовано, где вся суть вечна. Пс.88:4 . Завещах завет избранным моим, кляхся Давиду рабу моему:

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Благонравным житием шествуя,/достигл еси в мужа совершенна/и в подвизех добродетелей искусна;/темже и многия ученики наставил еси,/блаженне отче Иларионе,/и, якоже сотворивый и научивый,//мзду от Бога многую приял еси. Слава, глас тойже: Я коже отрасль добрая родителей благонравных,/жизнь твою в день праздника Пасхи от Господа восприял еси, преподобне,/ныне же в невечернем свете Христове,/причащаяся нескончаемыя Пасхи,//моли и нам тоя сподобитися. И ныне, праздника. Тропарь преподобнаго писан на велицей вечерни. Слава, и ныне, праздника. На велицей вечерни На Г осподи, воззвах: стихиры на 8, глас 5: Радуйся, Иларионе, светило благочестия,/мысленный мрак нечестия просветивый/и озаривый словом истины сословия всяческая,/подвигнув к похвалению Бога,/во Единей Троице славимаго,/ты бо, якоже лучами солнечными, разумы заблуждшия просветил еси/и Церковь одеждею златославною украсил еси./Темже, богопроповедниче Иларионе,/моли Христа, Солнце Правды,/светом Истины нам озаритися//и улучити мир и велию милость. Радуйся, преподобне Иларионе,/постников удобрение,/право мыслящих утверждение,/на враги церковныя победо,/Оптины пустыни похваление всекрасное,/догматов чистое зерцало,/раскольнических умов низложение,/мудрости старческия вместилище!/Моли, богопросвещенный отче, Христа Бога,/даровати Православию утверждение,/Церквам единомыслие,/иноком веру истинную,/людем во благочестии укрепление,//мир и велию милость. Радуйся, врачу безмездный,/врачевателю душ богомудрый,/светильниче молитвы неугасимый,/елеем премудрости Небесныя умягчающий струпы наша греховныя,/и, яже от нападений демонских раны исцеляющий./Темже, отче Иларионе,/моли Христа Бога даровати нам//мир и велию милость. Радуйся, богомудре Иларионе,/блаженство райское улучивый,/яко истинный ученик Христов:/совершенне Божия заповеди усвоив/и живота вечнаго глаголы уяснив,/деянием вся сия исполнил еси./Мы же молим тя, отче:/не остави нас, сирых,/заблуждатися на путех земных,/взыщи молитвою твоею/и на стезю истинную настави,/да сподобимся от Христа улучити//мир и велию милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf 20.09 Служба преподобным Александру Пересвету и Андрею Ослябе Радонежским Текст службы утвержден решением Священного Синода от 28 декабря 2018 г. (журнал 126) Месяца сентября в 7-й день Святых преподобномученик Александра Пересвета и Андрея Осляби Радонежских На вечерни На Г осподи, воззвах: стихиры, глас 6: Дивная чада послушания,/преподобномученицы Александре и Андрее,/по заповеди Христовой взясте кресты своя/и, ужаса смертнаго не убоявшеся,/души своя за други положисте./Темже помозите и нам кресты своя безропотне носити,/да, претерпевше до конца скорби временныя,/обрящем милость у Христа Спаса нашего. О, святии сродницы наши,/преподобномученицы Александре и Андрее,/с верою и любовию к вам прибегаем,/немощны бо молитвы наша/и дел благих не имамы./Темже будите о нас ходатаи пред Богом,/да, претерпевше до конца скорби временныя,/обрящем милость у Христа Спаса нашего. Како достойно возможем восхвалити подвиги ваша,/воини Царя Небеснаго, Александре и Андрее Радонежстии?/Вы бо, вознерадивше о временнем/и помышляюще о хотящей открытися славе Божией,/Бога в кончине своей прослависте/и мученическия венцы от Него восприясте./Темже будите о нас ходатаи пред Богом,/да, претерпевше до конца скорби временныя,/обрящем милость у Христа Спаса нашего. Образ ангельский от преподобнаго Сергия восприемше,/волю свою отвергли есте,/преподобномученицы Александре и Андрее./Добродетелию же смирения, яко бронею, облекшеся,/враги невидимыя и видимыя победили есте/и верныя непоколебимо стояти за веру Православную научили есте./Темже будите о нас ходатаи пред Богом,/да, претерпевше до конца скорби временныя,/обрящем милость у Христа Спаса нашего. Слава, глас 8: Двоице священная,/Александре и Андрее преславнии,/вы, в невидимей брани победителие явльшеся,/брань противу нечестивых агарян сотворили есте,/благословением бо аввы Сергия,/благодать Божия, на вас почившая,/образ всем воином православным вас показа/и яви заступники христолюбиваго воинства./Темже молите Святую Троицу/умирити мир и спасти души наша.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Радость Воскресения Христова должна сопровождать нас всю жизнь.. То, что мы стоим сейчас в храме и имеем возможность вступить в Великий пост, — это великая милость Божия к нам. Потому что уже нет между нами некоторых, тех, жизнь которых пресеклась и которые уже просят наших молитв. Во времени мы не властны. Мы только можем благодарить Бога за то, что Он дает нам это время и терпит нас. 5 марта, 2006 То, что мы стоим сейчас в храме и имеем возможность вступить в Великий пост, — это великая милость Божия к нам. Потому что уже нет между нами некоторых, тех, жизнь которых пресеклась и которые уже просят наших молитв. Во времени мы не властны. Мы только можем благодарить Бога за то, что Он дает нам это время и терпит нас. Слово после вечерни в Прощеное воскресенье Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Только что, возлюбленные отцы, братья и сестры, мы с вами прослушали молитву, которую Святая Церковь возносит Господу нашему и Спасителю, дабы Он укрепил нас в предлежащий Великий пост. Время неудержимо течет, как река, и постоянно поставляет человека в новые ситуации. И мы сознаем, что невольны над этим временем. Казалось: совсем недавно праздновали Рождество Христово , Богоявление , Сретение Господне ; но вот уже стоим на пороге Великого поста. Совесть нам подсказывает, что то время, которое дарует нам Господь, мы должны наполнить достойным содержанием, достойным звания человека как образа Божия. То, что мы стоим сейчас в храме и имеем возможность вступить в Великий пост, — это великая милость Божия к нам. Потому что уже нет между нами некоторых, тех, жизнь которых пресеклась и которые уже просят наших молитв. Во времени мы не властны. Мы только можем благодарить Бога за то, что Он дает нам это время и терпит нас. Мы подходим к посту. Пришли мы к нему не сразу — Святая Церковь, заботясь о нас, постепенно, в течение многих недель готовила нас к этому подвигу, поставляя перед нашим мысленным взором различные жизненные ситуации, евангельские картины и приглашая нас сравнить себя с теми людьми, о которых мы слышали.

http://pravmir.ru/radost-voskreseniya-xr...

Письма к разным лицам... ...в «Душеполезном собеседнике» 340. Ответ на прошение молитв и совета в житейских трудностях Ответ на прошение молитв и совета в житейских трудностях. 20 июля 1892 г. Милость Божия буди с вами! Просите молитв и совета. Молюсь, да устроит Господь быт рабынь своих. Что касается до совета, то его трудно найти для вас. У вас один человеческий источник пособия – ваш дядя. Его и располагайте, чтоб не оставлял вас. – Божий источник неоскудевающий – благое Промышление о всех. К Нему прибегайте. Он пошлет вам уроки – и пойдет у вас спорынья... Благослови вас, Господи, и успокой! Е. Феофан. 341. Ответ на прошение молитв и совета в житейских трудностях Ответ на прошение молитв и совета в житейских трудностях. 4 июля 1893 г. Милость Божия буди с вами! Вам угрожает опасность остаться беспомощными... хорошо делаете, что наперед подумываете о том скорбном времени. – И думайте, и наперед подыщите там между своими, кто бы расположился помогать, или все родные понемногу. Возверзите на Господа печаль свою, и Той попечется о вас. Упование на Господа не посрамит. Приискивание и своих средств, при уповании на Бога, не умаляет силы упования: ибо сие искание должно совершаться с упованием. А между тем молитесь и молитесь. Больше этого ничего не имею вам сказать... Благослови вас, Господи, – и утеши и помоги. Е. Феофан. ...в «Тамбовских епархиальных ведомостях» 342. О вражьих нападках. Об осквернении, о чистоте телесной О вражьих нападках. О том, как утишать внутренние смятения. Об осквернении, о чистоте телесной. [Без даты] Милость Божия буди с вами! Ревностно бороться со всем противным делу спасения – начали?! Надо держаться своего намерения. А что враг нападает, этому дивиться нечего и ничего тут особенного нет... Надо только стоять. Внутренние смятения утишать надобно молитвою и помышлениями святыми, особенно о смерти, суде, аде и рае. И утихнет. Осквернение, по омытии водою, слезами омыть душу... изгнать сочувствия, если остались, стать решительно в противоборство плотским движениям и духовному отцу сказать. Ревнуйте святою ревностью о чистоте сердца и тела... Тело надо истощать малоястием, малоспанием, трудом, а у вас нет его... до утомления бы надо. Но главное, Вам надо теперь же укрыться в монастырь... и отдаться на тамошние послушания, чтобы хорошенько промяли вам бока.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Покров Богоматери: от чего защищает Она мир? Ее воздетые руки — не защита людей от гнева, а повторение дела Христа 14 октября, 2017 Ее воздетые руки — не защита людей от гнева, а повторение дела Христа Иисус простился на горе Елеон с учениками, благословляя – и стал возноситься, не опуская рук с благословляющим жестом. И Церковь в лице Богоматери повторяет этот жест — рассказывает Ольга Шульчева-Джарман. От чего защищает Она мир? Простирает Богоматерь руки над миром – от чего защищает Она мир? От гнева Сына ли? Неужели как громоотвод от молнии Зевса-Громовержца стоит Она там, одинокая? Неужели наши грехи, как любят говорить благочестивые люди, так прогневили Бога, что Его справедливое правосудие должно обрушиться на нас – и обрушатся неминуемо, если снимет Свой Покров Богородица? Получается, что дряхлый, ветхий мир победил. Он состарил подвиг Христа. Все, что сделал Человек Иисус Христос, утратило силу. Мир прирос грешками и грешищами. Уже милость Божия, излившаяся на Кресте, воссиявшая в Воскресении – эта всеобъемлющая милость Божия, о которой гововрит Христос и апостолы, эта милость состарилась, одряхлела с миром. Ей нужно обновление. И вот Мать Христа принимает на Себя удар. Она оказывается милостивее, добрее, щедрее Бога, Своего Сына. Христос Бог не может помиловать – и тогда приходит Мать, держа в руках полотно и простирая его над миром. Христос Бог обессилел, взирая на мир два тысячелетия – но у Матери хватит терпения и на тысячелетия тысячелетий. И Сын-Судия, Сын-Царь после Воскресения и Вознесения стал так же далек от Своего народа, от христиан, от всех людей земли, наконец, что требуется обновление Его дела, Его спасительного ходатайства – и Заступницей становится Мать. Что за чушь? – спросите вы. Нет, это не чушь, это вполне традиционное для языческих религий Средиземноморья явление. Старое божество отступает назад, к людям приближается божество или посредник божественного свойства другой генерации. К нему-то и обращены все мольбы, он-то (или она – богиня-посредница) и предстательствует о бедных людях, которые бояться гнева и суда (очень часто – праведного гнева и праведного суда) главного бога. Это повторение дела Христа

http://pravmir.ru/pokrov-bogomateri-ot-c...

Разделы портала «Азбука веры» священник Кирилл Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт I. Читая Евангелие, мы видим, что на всем пути земной жизни и служения Господа нашего Иисуса Христа Ему сопутствуют женщины. Среди них есть и еврейские праведницы, и грешные язычницы, но всех их объединяет одно: каждая из них в той или иной мере послужила Христу и Его прославлению. Одни свидетельствуют о Мессии (Елизавета, Анна-пророчица, Самарянка), другие являют образец глубокой веры (Хананеянка, и кровоточивая), третьи воздают Ему почести, помазывая на служение и на смерть, четвертые же получают исцеления, укрепляя тем самым веру окружающих. Женщины гораздо быстрее мужчин воспринимают учение Господа, в сердцах женщин вера насаждается легче и укрепляется быстрее, даже язычницы исповедуют Господа Иисуса как Мессию, в то время как ученики еще не крепки в вере. Образами женщин в Евангелии раскрывается преимущество Нового завета перед Ветхим, и сила веры, и нескончаемая милость Божия, и смысл истинного следования за Христом. II. Первая женщина, встречающаяся нам при изучении Евангельской истории, – Елизавета, мать Иоанна Крестителя, первая из людей узнавшая о пришедшем Господе, находившемся тогда еще во утробе Пресвятой Девы. «И воскликнула громким голосом и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева твоего!» ( Лк.1:42 ). В старости в бесплодной утробе зачала Елизавета, чтобы послужить Господу еще до Рождества Его. «В омертвелой утробе Господь наш уготовил вестника Себе, дабы показать, что Он пришел взыскать умершего Адама. Прежде оживотворил утробу Елизаветы, потом Своим телом оживотворил Адама», говорит – Св. Ефрем Сирин (1, сс. 30–31). И великую милость сию снискала Елизавета праведностью пред Богом, но не перед людьми только. Люди считали, что немилость Божия на ней (ср. Втор.28:18 ), но какую милость проявил Господь, уподобив ее Саре и дав ей родить последнего величайшего пророка в истории! Другим человеком, засвидетельствовавшим пришедшего Мессию, также была женщина. В лице праведного Симона Богоприимца и Анны пророчицы явил Себя Господь Израилю, и славила Анна Господня, и «говорила о Нем всем, ожидающим избавления в Иерусалиме» ( Лк.3:38 ). Хотя и понимала она избавление, прежде всего как политическое (2, с. 142), но все же была первой, возвестившей миру о пришедшем Христе.

http://azbyka.ru/obrazy-zhen-v-evangelii

Скачать epub pdf БЛАГОДАТЬ Стяжание благодати Святого Духа – цель христианской жизни Итак, кто не сподобился получить благодать Христову и познать ее умно присущею душе своей, тот тщетно носит имя христианина он одинаков с неверными. Он может думать, что избежал всякого зла и проходит всякую добродетель, – но поистине лжец и притворщик. Пусть он и трудится, но тщетен труд его. Пусть раздал он все имение свое бедным, постится, совершает бдения, спит на голой земле, молит: «Господи, помилуй!» Но если он не носит в сердце убеждения, что благодать Божия, за веру подаваемая, есть милость Божия, и не одну эту благодать прежде всего ищет получить; если у него и в мысли не было, что только ради получения этой благодати раздал он имение свое и подвергает себя всяким лишениям и злостраданиям; если не с этой целью подвизается он, чтобы или получить благодать в первый раз через Крещение, или, если имел ее и она отошла по причине греха, возвратить ее опять через покаяние, исповедь и самоуничиженное житие; если он подает милостыню, постится, совершает бдения, молится не с этой одной целью, но думает, что совершает славные и ценные сами по себе перед Богом добрые дела, – то тщетно он утруждает и измождает себя. Эта-то, о которой говорю я, цель – и есть от начала мира сокровенное таинство христианина, явившееся в последние времена ( Кол. 1, 26 ). Ее разумеет апостол Павел, когда говорит о Боге, что Он «хочет,, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим. 2, 4 ). Ибо познание истины не что иное, как эта самая благодать. Она есть истина, которая произошла через Иисуса Христа, по святому Евангелию ( Ин. 1, 17 ). И невозможно христианину обрести милость у Бога, если не познает он этой благодати. Ибо как Христос не мог творить знамений и чудес для неверующих, так не может Он помиловать никого из тех, кто хотя и верует в Него, но не познал прежде, что такое благодать Христова. И через Него подаваемая, эта благодать и истина – есть милость и спасение. Никто не может другим образом спастись, если не получит божественной благодати, которая обожит его, сделает богом по благодати. Преподобный Симеон Новый Богослов ( 60, 171–172 ) . ОСВЯЩЕНИЕ

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ее Калужской Празднование 2/15 сентября и 12/25 октября Кондак 1 Взбранной Воеводе Пренепорочней Деве Богородице, земли Калужския Избавительнице, хвалебныя песни приносим Ти, раби Твои, яко иконы Твоея явлением даровавшей нам стража неусыпна. Ты же моления нашего, пред иконою Твоею возносимаго, не отвержи, но защити ны, Владычице, от всех врагов видимых и невидимых и избави ны от всяких болезней душевных и телесных, да во умилении сердец зовем Ти: Радуйся, Владычице, милость Свою нам и заступление являющая. Икос 1 Ангелов множество славят Тя, Царицу всех и Богородицу, Ты бо исполнила еси радостию сердца наша явлением чудотворныя иконы Твоея в Тинкове и чудесы во храме имене Рождества Твоего в веси Калужке, ейже покланяющеся, Тебе, Богоизбранная Дево, моления возносим, со страхом и любовию глаголюще: Радуйся, от патриархов прообразованная и от пророков предвозвещенная; радуйся, Агнице, рождшая Агнца, вземшаго грехи мира. Радуйся, Адама и Еву от древняго проклятия свободившая; радуйся, чудотворною иконою Твоею всю землю Калужскую озаряющая. Радуйся, святую икону Твою в знамение милости Твоея нам давшая; радуйся, яко на икону Твою взирающе, Самой Тебе истинней Богородице покланяемся. Радуйся, Владычице, милость Свою нам и заступление являющая. Кондак 2 Видя начертание лика Твоего, девица Евдокия в развращении сердца своего дерзновенно оплеванием поругася ему, не ведущи, яко сей Твой лик есть, Пресвятая Дево; Ты же, вразумления ради, наказала еси ю разслаблением всего телесе, слячением руку и ногу, ослеплением очию и отъятием языка и сим показала ей, яко начертание лика сего есть икона Твоя чудотворная, да вси людие вопиют к рождшемуся от Тебе Богу Слову: Аллилуиа. Икос 2 Разум человеческий не может постигнуги великаго Твоего милосердия, Пресвятая Богородице, яко искреннее покаяние болящей девицы прияла еси и совершенное исцеление ей даровала еси, да молитвы приносит пред иконою Твоею, взывающи сице: Радуйся, лествице небесная, Иаковом предвиденная; радуйся, тайну воплощения Сына Божия, от веков в Бозе сокровенную, открывшая. Радуйся, ведущим брань противу плоти, мира и диавола добрая Споспешнице, радуйся, от грехопадений наших, имже несть числа, избавляющая. Радуйся, яко призывающии имя Твое от падения страстнаго восташа; радуйся, благодатное безстрастие ищущим его усердно подающая. Радуйся, Владычице, милость Свою нам и заступление являющая.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010