Епархии и епископы Российской Церкви в 1927 году, или Почему митрополит Сергий (Страгородский) стал перемещать епархиальных преосвященных? Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 49, 2007 16 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 49, 2007 К 80-летию Декларации 1927 года Среди причин церковных разделений второй половины 1920 х гг. как правило указывают прежде всего на Декларацию 1927 г. о лояльности советской власти. Между тем непосредственная реакция духовенства и верующих на этот документ была далеко не столь отрицательной, как обычно считается 1 . Исследователи уже отмечали, что гораздо более значимыми с точки зрения причин последующих разделений были церковно-адми­ни­стративные действия митрополита Сергия (Страго­род­­ско­го) 1927 г., прежде всего — предпринятые им перемещения правящих архиереев. Именно это стало поводом для возникновения таких серьёзных разделений как “иосифлян­ская” или вятская (“викторовская”) оппозиции 2 . В этой работе мы хотим ответить на вопрос: насколько эти перемещения были обоснованы с точки зрения Церкви? Действительно ли они были только уступкой властям, излишним и недопустимым компромиссом, или же они были предприняты, исходя из церковной пользы? Для полного ответа на этот вопрос рассмотрим эти действия митрополита Сергия в контексте того положения, в каком находилась Российская Православная Церковь к 1927 г., а также в контексте других мероприятий её священноначалия в 1927 г. Православная Российская Церковь к 1927 году 29 июля 1927 г. исполняющий обязанности Местоблюстителя патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский) и епископы образованного им Синода обратились к пастве Российской Православной Церкви с посланием, которое стало позднее известно как Декларация о лояльности советской власти. Издание Декларации о лояльности было итогом десятилетнего пути, пройденного Российской Церковью 3 . Напомним, что к 1927 году Православная Российская Церковь находилась в ситуации, которую можно описать как ситуацию двух кризисов — кризиса легальности и кризиса легитимности церковного управления. Оба они, в конечном счете, были следствием политики советской власти в отношении Православной Церкви.

http://pravmir.ru/eparhii-i-episkopyi-ro...

Житие святителя Иннокентия Иркутского              Начало пути: академия, Лавра, петровский флот Святой Иннокентий, в миру Иоанн, происходил из дворянского рода Кульчицких, или Кольчецких. В половине XVII века родители святого и некоторые родственники его переселились из Волыни в Малороссию, в Черниговскую губернию, спасаясь от голода и тяжести польского владычества. Многие лица из этого рода проходили духовные должности и отличались своим благочестием. О родителях святителя, впрочем, ничего не известно. Сохранилось только предание, что они были люди благочестивые и богобоязненные. Святитель, получивший в крещении имя Иоанн, родился около 1680 года и по достижению отроческого возраста, около 1695 года, отдан был в училище при Киевском Богоявленском монастыре. Здесь отрок обучался риторике, философии, богословию и языкам: латинскому, греческому и польскому. Училище при Киевском Богоявленском монастыре, переименованное в 1701 году в академию, было тогда лучшим в Юго-Западной Руси. В то время в нем преподавали многие знаменитые мужи. Ректором академии был ученый архимандрит Иоасаф Кроковский, словесность преподавал Стефан Яворский, впоследствии митрополит Рязанский и местоблюститель патриаршего престола. В то же время был наставником в академии и знаменитейший во временя царствования Петра I проповедник – Феофан Прокопович. Иоанн прилежно занимался науками; до нас дошло много книг, переписанных рукою святителя или принадлежавших ему. Особенно ревностно изучал он словесность и читал западнорусских проповедников, так как желал впоследствии подвизаться в проповедании слова Божия. Не менее любил он читать творения отцов и учителей Церкви. Молитва и изучение слова Божия – таковы были занятия блаженного Иоанна в годы учения. Уже давно мечтал он о том, чтобы посвятить себя всецело служению Господу. Внешние тяжелые обстоятельства – смерть родителей, чума, объявившаяся в Киеве, – побудили его ускорить исполнение намерения. Окончив в 1706 году курс обучения в Киевской академии, он воспринял иночество и вступил с именем Иннокентия в число братии Киево-Печерской обители.

http://pravoslavie.ru/59657.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «80-летие восстановления Московского Патриаршества» В Институте стран СНГ 6 сентября прошла экспертная сессия 08.09.2023 393 Время на чтение 9 минут Фото: предоставлено автором « Гоните ненавистного врага из нашей Великой Руси. Пусть славное имя Дмитрия Донского ведёт нас на битву за священную русскую землю. Вперед к Победе, братья-воины». Эти слова Патриарха Сергия, сказанные при вручении армии танковой колонны Русской Православной Церкви «Дмитрий Донской» 7 марта 1944, года стали лейтмотивом Круглого Стола в Институте стран СНГ в честь 80-летия восстановления Русского Патриаршества, которое состоялось 8 сентября 1943 года, когда Архиерейский Собор Русской Православной Церкви избрал Патриархом митрополита Сергия (Страгородского). В своём программном докладе я подчеркнул некоторые принципиальные моменты. Решения Архиерейского Собора 8 сентября 1943 года признали такие великие исповедники Русской Церкви, как святой епископ Афанасий (Сахаров), сидевший 15 лет до этого и ещё 15 после, и многие другие критики Декларации митрополита Сергия, последователи святого Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Казанского Кирилла. Поэтому тем, кто не признает этот Собор и объективную позитивную роль И.Сталина в частичном церковно-государственном перемирии 1943-1948 годов, логично оказаться в каком-нибудь «истинно-православном» расколе, лидер одного из которых «митрополит» Агафангел (Пашковский) окормляет нацистский бандеро-власовский «Легион Свободной России». В свою очередь, признание заслуг И.Сталина в церковно-государственной «Русской Весне» 1943-48 годов «не снимает с него вины за уничтожение Церкви в 1930-е годы. Именно Святые Новомученики, включая Царственных Страстотерпцев, вымолили и Русскую Весну, и Великую Победу. Определения Архиерейского Собора 1943 года о лишении сана епископов и священников, приветствующих нацистов и отлучении от Церкви мирян, их поддерживающих, никем не отменены, актуальны и относятся к организаторам собрания УПЦ в Феофании и мирянам УПЦ, воюющим в нацистской армии – ВСУ.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/08/80...

Закрыть itemscope itemtype="" > Благодетельная цензура Книга «церковного власовца» о. Митрофанова «Очерки по истории Русской Православной Церкви ХХ века» не получила гриф Издатсовета РПЦ 02.10.2020 2555 Время на чтение 6 минут В просветительском центре Феодоровского собора 18 сентября состоялась презентация книги профессора СПбДА протоиерея Георгия Митрофанова «Очерки по истории Русской Православной Церкви ХХ века», сообщает ИА «Вода живая». На презентации отец Георгий по обыкновению сделал ряд скандальных заявлений, в частности, что в 1927 году, выступив с посланием о лояльности Церкви по отношению к советской власти, которое получило в истории название «Декларация митрополита Сергия», заместитель местоблюстителя патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский) совершил ошибку, которую можно назвать роковой. Он не скупился на похвалы, говоря о своей новой книге. «Читая этот текст, я узнаю самого себя в своих увлечениях, в своих исканиях, и это мне интересно. Не знаю, насколько это интересно читателю, но, во всяком случае, это искренне написанная книга. Если мы христиане, Церковь не должна быть для нас исторической реликвией, она должна быть живым явлением, обязывающим всех нас поступать по совести и жить не по лжи. Надеюсь, что этот курс заставит нас думать о том, что пережила наша Церковь и, главное, что она переживает сейчас. Это попытка священника, преподающего историю, остаться честным преподавателем. Это попытка остаться христианином - не больше, не меньше», - пафосно заявил священник. Один из рецензентов книги, давний друг и единомышленник прот. Митрофанова профессор кафедры ЮНЕСКО РГПУ им. А.И.Герцена Сергей Фирсов отметил, что в обычных учебниках по истории Русской Церкви для духовных школ соблюдён хронологический порядок, и вопрос о деятельности митрополита Сергия если не замалчивается, то не поднимается напрямую. «Считаю, что вопросы по сергианству принципиальны, сущностны. При этом термин " сергианство " следует отделять от самой фигуры митрополита Сергия, поскольку оно его пережило и в какой-то степени благополучно существует и сегодня. Сергианство - это стремление Церкви, с одной стороны, найти место в политической структуре тоталитарного атеистического государства, с другой - стремление государства влиять на кадровую политику Церкви, при этом декларируя отделение Церкви от государства», - сказал С.Фирсов. И не очень понятно, что хотел сказать приятель прот.Митрофанова: то ли государство у нас до сих пор тоталитарное и атеистическое, то ли власть влияет на кадровую политику Церкви?

http://ruskline.ru/news_rl/2020/10/02/bl...

Закрыть itemscope itemtype="" > Единство для добрых дел 30.05.2008 470 Время на чтение 8 минут На прошедшем 17 мая 2007 года в городе Тобольске конкурсе-фестивале " Православие и СМИ " неоднократно поднималась тема воссоединения Русской Православной Церкви, её частей - Московского Патриархата и Зарубежной Церкви. Участники фестиваля, как и тысячи россиян, имели возможность увидеть в прямом эфире церемонию подписания Акта о каноническом общении. Однако Русская Зарубежная Церковь (РПЦЗ) имеет свои приходы не только за границами нашего отечества. Как раз на территории нашей области, в городе Ишиме находился её епархиальный центр. А управляющий российскими приходами РПЦЗ епископ Евтихий лично присутствовал на церемонии подписания Акта в московском храме Христа Спасителя. - Владыко, поясните, что такое Акт о каноническом общении? - Прежде всего подписание этого акта означает духовное единство. Теперь прихожане и священники как Зарубежной Церкви, так и Московского Патриархата смогут посещать храмы друг у друга, вместе служить, исповедоваться, причащаться на литургии из одной Чаши. - Как же и когда произошло разделение единой Русской Церкви? - Началом стала революция 1917 года. Многие наши соотечественники были разделены фронтами гражданской войны, оказались в зарубежье. Тогда уже, согласно церковным законам, был создан собственный орган церковного самоуправления. Из него выросла Русская Зарубежная Церковь. Первый Всезарубежный Собор состоялся в Сремских Карловцах, в Чехии, в 1921 году. В то же время власть большевиков в России потребовала от Церкви безоговорочного подчинения. В 1927 году заместитель местоблюстителя патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский) под нажимом власти выпустил декларацию, в которой призывал православных разделять радости и горести богоборцев. Это был вынужденный, чуждый Церкви документ, подписанный под угрозой расстрела всего ссыльного духовенства. Даже в России нашлись священники, не подписавшие этой декларации и ушедшие " в катакомбы " . И, конечно, её решительно не приняло русское духовенство, оказавшееся за границей. И отмежевалось от Московского Патриархата.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Митрополит Григорий (Чуков): вехи служения Церкви Божией. Часть 8. Слово в день интронизации Святейшего Патриарха Сергия и докладная записка к 10-летию вторичного восстановления патриаршества в Русской Православной Церкви 13.09.2013 757 Время на чтение 32 минут К 70-летию избрания Патриарха Сергия постоянный автор портала Лидия Константиновна Александрова-Чукова подготовила текст Слова митрополита Григория (Чукова), тогда еще архиепископа Саратовского и Сталинградского, сказанного им 12 сентября 1943 года - в день интронизации Патриарха. В публикуемой докладной записке и сопутствующих материалах личного архива митрополита рассказывается о том, что удалось и не удалось сделать Церкви за первое десятилетие после восстановления патриаршества. С Л О В О, сказанное архиепископом Саратовским и Сталинградским Григорием в кафедральном соборе г. Москвы 12 сентября 1943 г., в день интронизации Святейшего Патриарха Сергия Слава и благодарение Господу! Свершилось великое, давно жданное всеми русскими людьми событие в жизни нашей Православной Церкви. Избранный Собором Епископов Русской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Сергий сегодня торжественно воспринял сан Патриарха Московского и всея Руси. Отныне Русская Православная Церковь вновь засияла во всей полноте и красоте своего иерархического чина. Радовалась Русская Православная Церковь, когда 26 лет назад на пустовавший со времени Петра Великого патриарший престол был избран Святитель Тихон. Засияла тогда наша Церковь полнотой своей жизни. Но ненадолго судил Господь Святителю Тихону править Русскою Церковью: скоро взял его к Себе Господь. И снова не стало Патриарха, и снова осиротела Русская Церковь. Но Господь незримо хранит Свою Церковь: не стало на патриаршей кафедре Патриарха, но преемственно стали управлять ею местоблюстители патриаршего престола. И в сознании всех верующих русских людей Православная Русская Церковь по-прежнему осталась патриаршею. Не пошли русские православные люда за обновленцами, за григорианцами, за иосифлянами, автокефалистами и другими самочинными собраниями, которые возглавляли властолюбивые епископы и их приспешники; но пошли туда, где правил православной церковью местоблюститель престола Патриарха Тихона - сначала Митрополит Петр, а потом до последних дней - Блаженнейший Митрополит Сергий.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > О приоритетах нового Сербского Патриарха Открылся Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви… 18.02.2021 1537 Время на чтение 3 минуты Вчера в Белграде был экстренно госпитализирован епископ Шабацкий Лаврентий (Трифунович), сообщает Информационная служба Сербской Православной Церкви. Это произошло накануне избрания нового Предстоятеля Сербской Православной Церкви . Председательствовать на заседании Священного Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви будет епископ Сремский Василий (Вадич). Сегодня Сербская Православная Церковь, возможно, обретёт Предстоятеля. После завершения Божественной Литургии, которую возглавили местоблюститель патриаршего престола Сербской Православной Церкви митрополит Дабро-Боснийский Хризостом и епископ Шумадийский Иоанн, в крипте храма святого Саввы в Белграде состоится заседание Архиерейского Синода СПЦ. Собор архиереев изберёт трёх кандидатов, а затем по жребию будет выбран новый Патриарх. Архипастыри спустились в крипту. Начался Архиерейский Собор, сообщает Союз православных журналистов. Накануне этого события помощник главного редактора «Русской народной линии» Павел Вячеславович Тихомиров попросил нашего постоянного автора, профессора Зорана Чворовича сформулировать основные приоритеты нового Сербского Патриарха. Павел Тихомиров: Господин Чворович, каковы, на Ваш взгляд, основные приоритеты в жизни Церкви? Зоран Чворович: Первое: В Сербской Православной Церкви должно быть восстановлено богослужебное, духовное единство, нарушенное неисполнением многочисленных соборных решений по литургическому порядку. П.Т.: По этому поводу в сербской православной среде ходит печальный анекдот, суть которого заключается в том, что процесс внедрения «литургических нововведений» приводит к поистине курьёзным ситуациям. Когда один священнослужитель-модернист не может сослужить с другим священнослужителем-модернистом, поскольку один привык сокращать одни места, а другой – другие. З.Ч.: Второе. Должна быть остановлена дальнейшая конфедерализация СПЦ.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/02/18/o_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Патриархом Сербской Церкви избран епископ Ириней (Гаврилович) Первая патриаршая литургия состоится в кафедральном соборе Белграда в это воскресенье 22.01.2010 358 Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви избрал нового Патриарха. Им стал епископ Нишский Ириней. Патриарх был избран жребием из трех кандидатов, в числе которых были также Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Черногорский Амфилохий и епископ Бачский Ириней. Конверт с именем нового Патриарха извлек архимандрит Гавриил из монастыря Лепавина в Хорватии. Озвучил имя перед участниками Собора старейший по рукоположению в СПЦ архиерей - епископ Шабачский Лаврентий. Выборы состоялись сегодня на заседании Архиерейского Собора в Белграде. Каждый из трех кандидатов для включения в список должен был собрать более 50% от общего числа из 44 голосующих архиереев, сообщает Патриархия.ru. Новый глава Сербской Церкви заявил, что его избрание было Божьей волей и волей Святейшего Архиерейского Собора. " На эту ужасную и тяжкую должность я избран с помощью братьев архиереев, с которыми вместе буду нести бремя и все проблемы " , - заявил епископ Ириней непосредственно после избрания, сообщает Regions.ru. Епископ Ириней, в миру Мирослав Гаврилович, родился 28 августа 1930 года в селе Видова под городом Чачак. Окончив гимназию, он обучался в духовной семинарии в Призрене, а потом на Богословском факультете в Белграде. Служил в войсках, а вскоре по окончании службы был назначен преподавателем в Призренскую семинарию. Перед вступлением в должность, в октябре 1959 года, он принял монашеский постриг от патриарха Германа в Раковицком монастыре. В день святой Параскевы, 27 октября того же года, он был рукоположен во иеромонаха в Ружицком храме под Калемегданом. Послужив преподавателем Призренской семинарии, будущий архипастырь был отпущен на аспирантуру в Афины. В 1969 году он был поставлен управляющим монашеской школой Острожского монастыря, откуда возвратился в Призрен и был назначен ректором семинарии. После ректорства, в 1974 году был избран патриаршим викарным епископом Моравичским. С 1975 года епископ Нишский.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/01/22/pa...

Закрыть itemscope itemtype="" > Поместный собор 1971 г.: Вопросы и размышления... История добывает для юности разум стариков 26.07.2007 739 Время на чтение 24 минут За последние двадцать лет написано много работ, освещающих различные недоступные ранее для читателей периоды церковной истории ХХ века. Но есть события, которые еще ждут своего исследователя. К этим важным вехам государственно-церковной истории следует отнести 70-е годы прошлого столетия, наполненные масштабными событиями: это - и дарование автокефалии Православной Церкви в Америке, и укрепление позиций Православия в Японии, и, конечно, Поместный Собор Русской Православной Церкви 1971 года. Одним из бесценных источников для осмысления этого события являются воспоминания владыки Василия (Кривошеина) о Соборе, участником которого он был. Данная статья, написанная по материалам ГАРФа (Государственный архив Российской Федерации) и РГАНИ (Российский Государственный архив новейшей истории), освещает иные стороны этого важнейшего события в истории Церкви двадцатого столетия. 17 апреля 1970 года на 93-м году жизни почил Святейший Патриарх Алексий (Симанский), один из выдающихся архиереев ХХ столетия. Власть в лице А. Н. Косыгина выразила свое соболезнование. Митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков), ставший Местоблюстителем Патриаршего Престола, пытался выразить слова благодарности советскому правительству через газету " Известия " и для этого обратился в Совет по делам религий при Совете Министров СССР , который, в свою очередь, написал докладную записку в ЦК КПСС. Переписка продолжалась с 8 по 20 мая 1970 г. Митрополиту в публичной благодарности отказали, разрешив только " направить Председателю Совета Министров СССР товарищу А. Н. Косыгину телеграмму, в которой он выразил благодарность за выраженное правительством соболезнование по случаю кончины патриарха Алексия " . Я специально привожу этот пример в начале повествования, ибо нам, живущим сегодня в иных условиях, трудно себе представить такое, а еще сложнее понять...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Развитие мировоззрения Русской Зарубежной Церкви в отношении поместных церквей и инославия 15.06.2006 711 Время на чтение 34 минут Отношения Русской Зарубежной Церкви с Православными Церквами Митрополит Антоний, главный борец за восстановление патриаршества в Русской Православной Церкви, глубоко уважал патриархов - предстоятелей кафедр православного востока. И в свою очередь он был почитаем в восточных патриархатах. Видимо это облегчило получение русским беженцам-архиереям разрешения на свою деятельность от Константинопольской Патриархии. Тем не менее оказавшиеся в Константинополе архиереи продолжали считать себя членами Высшего Церковного Управления на юге России, т.е. членами Русской, а не Константинопольской Церкви. 19 ноября 1920 проходило заседание управления на корабле в Константинополе. Там была речь о том, что управление обязано окормлять русских беженцев, ввиду невозможности их окормления высшим церковным управлением при патриархе Тихоне, а также из-за необходимости окормлять армию ген. Врангеля. Местом пребывания церковного управления определен 2-го декабря 1920 года местоблюститель константинопольского патриаршего престола митрополит Прусский Дорофей уведомил митр. Антония о том, что указом Священного Синода (9084) русским епископам разрешается создать временное церковное управление под надзором Вселенской Патриархии. Этому управлению разрешалось руководить жизнью русских церковных общин в православных странах, посылать им Положение русских беженцев в Константинополе было весьма тяжелым и неопределенным. Русская беженская масса, командование и чины армии двигались в направлении Сербии, благодарной России за помощь в первой мировой войне. Весной 1921 года митрополит Антоний покинул Константинополь. На заседании Высшего Церковного Управления от 21 апреля 1921 года было принято решение о переезде в Сербию. Там 22 июля 1921 года и состоялось следующее Примечательно, что Высшее Церковное управление не нашло нужным испрашивать благословение на переезд, оно лишь поставило в известность Константинопольскую Сама же патриархия, судя по тексту вышеприведенного указа, расценивала дело иначе: русские церковные беженцы приняты в каноническое подчинение.Следовательно для перехода в другую поместную Церковь им требовался канонический отпуст от их новой кирархальной власти. Здесь, как мне кажется, кроме политических моментов, заложено каноническое основание для конфликта между Константинопольской Патриархией и Русской Зарубежной Церковью. Последняя осознавала себя в подчинении святейшему патриарху Тихону и не собиралась от этого отказываться. Патриарх Тихон несмотря на пребывание ВЦУ за пределами своей канонической территории дал благословение на его деятельность в пределах Константинопольского

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010