Богослужение между Трапезной церковью и Троицким собором. ЖМП 4 апрель 2021 /  17 мая 2021 г. 13:30 Первая Пасха после четвертьвекового забвения Переход от уничтожения Церкви к политике использования ее для мобилизации сил и средств в борьбе с внешним врагом произошел во время Великой Отечественной войны, что ознаменовалось широко известной встречей трех митрополитов со Сталиным. 4 сентября 1943 года Сталин пригласил в Кремль митрополитов Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича) для обсуждения нужд Церкви и перспектив ее жизни. Через несколько дней в Москву доставили 19 выживших в лагерях и ссылках архиереев для проведения Собора, который избрал Патриархом митрополита Сергия (Страгородского). Церковь, как сообщалось в прессе, получила «всестороннюю поддержку Правительства во всех вопросах, связанных с ее организационным укреплением и развитием внутри СССР».   PDF-bepcuя. Московская Патриархия с надеждой восприняла перемены. Патриарх Сергий, рассчитывая на смягчение условий существования Церкви, согласился на участие во внешне- и внутриполитических мероприятиях советской власти. В апреле 1946 года по решению Совета министров состоялось открытие Свято-Троицкой Сергиевой лавры  как монастыря1. С этого времени в Успенском соборе проходили богослужения. Святые мощи преподобного Сергия с 25 июля 1941 года по 19 ноября 1944 года находились в эвакуации в Соликамске вместе с другими особо ценными музейными экспонатами. На историческое место в Троицкий собор Лавры мощи вернули в январе 1945 года. Это произошло накануне Поместного Собора, проходившего в Мос­кве с 31 января по 4 февраля. Санкция властей была дана ввиду ожидавшегося прибытия на Собор иностранных делегаций. Местоблюститель Патриаршего престола мит­рополит Алексий (Симанский) поручил схиархимандриту Илариону (Удодову)2 «облачить в схимническое одеяние мощи преподобного Сергия». Митрополит знал что глава Преподобного хранилась у него в храме Владимирской иконы Божией Матери в селе Виноградово «на Долгом пруде» (близ станции Долгопрудная). Отец Иларион должен был быть готовым возвратить честную главу Преподобного в Лавру, как только откроется монастырь3.

http://e-vestnik.ru/history/pervaya_pash...

В.И. Попов Вступление В 1721 году по инициативе государя императора Петра I учрежден был в России, взамен патриаршества, святейший правительствующий синод для управления всею русскою церковию. В ведение святейшего синода перешли те различные приказы, которые существовали при патриархах. Но с другой стороны стали формироваться под управлением его новые синодальные и епархиальные органы для управления различными отраслями цирковой жизни. Все эти учреждения, со святейшим синодом во главе, составляли правительственную власть в русской православной церкви. Имея в виду исследовать во всех подробностях устройство нового церковного правительства в России в первые годы его существования, ограничиваясь концом царствования Петра I, мы изложим этот предмет в следующем порядке: 1) изложим, в виде вступления, состояние церковного правительства в России от смерти последнего русского патриарха Адриана до учреждения синода; 2) изложим со всею подробностью обстоятельства, предшествовавшие открытию святейшего синода и покажем его состав, права, обязанности, отношения и деятельность в царствование Петра I, и 3) раскроем те учреждения, оставшиеся от патриарха и вновь сформировавшиеся при синоде, при посредстве которых он, то есть святейший синод, управлял церковию. I. Состояние церковного правительства в России от смерти последнего Русского патриарха до учреждения святейшего синода В 1700 году умер последний патриарх Русской православной церкви Адриан. Вопреки ожиданиям духовенства и народа, государь Петр Алексеевич нового патриарха не назначил, потому что имел намерение заменить патриаршество в России другою формою церковного управления. Чем же заменить патриарха? Кого поставить во главе церкви? На первых порах, пока ещё не было выработано ничего определенного относительно этого вопроса. Петр во главе Русской церкви поставил местоблюстителя патриаршего престола, назначив на эту должность знаменитого иерарха того времени, преосвященного Стефана Яворского , митрополита рязанского и муромского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Введенское. Покровская Введенская Островная женская пустынь. Введенская островная пустынь Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1708. Ссылки:   Адрес: Владимирская область, Петушинский район, Введенское, остров Вятского озера. Координаты: 55.9258, 39.1207 Проезд:Из Покрова пару км на запад (в сторону Москвы), затем пару км на север до Введенского озера (асфальт), в тупике - колония, которую надо обойти по берегу озера и выйти на мост. На многих картах место так и обозначено - " труд. колония " . Рейсовый автобус ходит, но не часто Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Введенская Островская пустынь, заштатная, общежительная, близ города Покрова, на острове Вятского озера. Основана около 1695 года двумя иноками, Сергием и Тимофеем. В пустыни находится особо чтимая икона Введения во храм Божией Матери; с этой святой иконой 20 июля совершается крестный ход в городе Покров, в память избавления в 1863 году жителей от холеры. При пустыни школа и странноприимный дом. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» По преданию, островной монастырь на Вятском озере в 1708 году основали монахи Сергий и Тимофей, которые подвизались прежде в Антониевой пустыни - монастырской слободе хорошо известного в XV - XVI веках мужского Покровского Антониева монастыря. Здесь, неподалёку от города Покров, в окружении сосновых лесов, скрытое от людских глаз, лежит живописное Вятское озеро. Поселившись на его острове, иноки Сергий и Тимофей прежде всего искали уединения и большого строительства не затевали, они поставили себе лишь небольшую деревянную часовню и келью. Но вскоре о монахах прошёл слух, и многие люди стали приходить на берег озера и просить принять их насельниками. Сергей и Тимофей не отвергали паломников, братия стала множиться, и тогда было решено просить благословение на возведение на острове небольшого храма. В декабре 1708 года была получена грамота от Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Рязанского и Муромского преосвященного Стефана Яворского, в которой благословлялось монахам " на Вятском озере, на острову, на угодном церковному строению месте... построить церковь во имя Введения Пресвятой Богородицы " .

http://sobory.ru/article/?object=04008

Владимир Русак Скачать epub pdf После смерти Патриарха Тихона 12 апреля, после торжественного погребения патриарха Тихона, в Донском монастыре, в присутствии 60 архиереев было оглашено его завещание о порядке Местоблюстительства (составлено 7 января 1924 года), согласно которому он назначал себе трех преемников: митрополита Кирилла Казанского, митрополита Агафангела Ярославского и митрополита Петра Крутицкого. “В случае Нашей кончины, – говорилось в завещании, – Наши Патриаршие права и обязанности, до законного выбора нового Патриарха, предоставляем временно Высокопреосвященному митрополиту Кириллу (Смирнову). В случае невозможности по каким-либо обстоятельствам вступить ему в отправление означенных прав и обязанностей, таковые переходят к Высокопреосвященному митрополиту Агафангелу (Преображенскому). Если же и сему митрополиту не представится возможности осуществить это, то Наши Патриаршие права и обязанности переходят к Высокопреосвященному Петру (Полянскому) , митрополиту Крутицкому. Доводя о настоящем Нашем распоряжении до общего сведения всех Архипастырей, пастырей и верующих Церкви Российской, считаем долгом пояснить, что сие распоряжение заменяет таковое Наше распоряжение, данное в ноябре месяце 1923 года”. Таким образом, патриарх Тихон открыл Церкви имена тех избранников, которых он, по поручению Собора, наметил в 1918 году и которые были наделены Собором чрезвычайными полномочиями – всей полнотой “патриарших прав и обязанностей”. Строго говоря, по канонам церковным, “епископу не дозволяется вместо себя поставлять другого в преемники себе, хотя бы он был и при конце жизни” (только Собором), а согласно постановлениям Русской Церкви местоблюститель патриаршего престола должен избираться соединенным присутствием Синода и Высшего Совета и обязательно из среды членов Синода. Завещание патриарха в части назначения себе преемника вызвало вполне законное возмущение епископата. Но ситуация была настолько непредвиденной канонами, что такое решение патриарха можно понять и объяснить.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на презентации китайского издания книги Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Слово пастыря» 8 декабря 2018 г. 12:30 7 декабря 2018 года в «Президент-Отеле» в Москве состоялась презентация перевода на китайский язык книги Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Слово пастыря». На мероприятии выступил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион . Ваше Высокопреосвященство! Уважаемые участники презентации! Дорогие друзья! Благодарим всех, кто проявил интерес к сегодняшнему мероприятию, которое посвящено презентации китайского издания книги Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Слово пастыря». Считаю важным событием выход в свет этой книги на одном из древнейших языков мира, на китайском языке, на котором общаются более 1,3 млрд человек на планете. Вчера исполнилось 10 лет, как Местоблюстителем Патриаршего Престола Русской Православной Церкви был избран митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, впоследствии избранный Патриархом Московским и всея Руси. Наверное, не будет ошибкой сказать, что большинству людей в нашей стране — и верующих, и неверующих — он был известен тогда именно как автор и многолетний ведущий телевизионной программы, которая так и называлась — «Слово пастыря». После долгих лет жизни в стране, где Церковь подвергалась гонениям, для многих наших сограждан цикл этих телепередач был глотком воздуха, источником знаний о вере, о Церкви, о Боге, где зрители могли получить ответы на волнующие их вопросы. Первоначально не предполагалось, что эти передачи превратятся в книгу. А потому предлагаемая китайскому читателю книга представляет не столько систематическое изложение православного вероучения или учебник религии, сколько живое слово о Христе, родившееся из собственных размышлений и личного опыта веры самого Патриарха Кирилла. На каждой странице мы видим призыв автора к читателю задуматься о самых важных и актуальных вопросах жизни человека и общества, культуры и политики, об отношении Церкви к происходящему в стране, в мире. Тот факт, что книга уже переведена на 14 языков, говорит о том, что размышления, содержащиеся в ней, актуальны для современного человека, который задумывается о смысле человеческой жизни, вне зависимости от того, в каком уголке света он живет — в России или в Китае, в Европе или в Азии.

http://patriarchia.ru/db/text/5319513.ht...

Гавриил, епископ Рязанский и Муромский (Бужинский) Родился в польской Малороссии. Окончил Киевскую духовную академию. В 1706 году был вызван митрополитом Рязанским Стефаном (Яворским) , местоблюстителем патриаршего престола, в Москву и назначен учителем Славяно-греко-латинской академии. В 1707 году пострижен в монашество. В 1709 году рукоположен во иеромонаха. В 1714 году был вызван императором Петром I в Александро-Невскую лавру. В 1718 году назначен обер-иеромонахом флота. С 1720 года – префект славяно-греко-латинской академии. 22 января 1721 года возведен в сан архимандрита Ипатьевского монастыря. 25 декабря того же года назначен советником Святейшего Синода, а также директором и протектором над всеми от Святейшего Синода зависящими типографиями и училищами. С 20 марта 1722 года – настоятель Троице-Сергиева монастыря. 30 октября 1726 года хиротонисан во епископа Рязанского. На Рязанскую кафедру прибыл 22 января 1727 года. Особое внимание в Рязани преосвященный Гавриил обратил на славяно- греко-латинскую школу, произвольно упразднившуюся за неимением учителей. При активном содействии епископа Гавриила уже через два года в названной школе обучалось 339 учеников. Для них было выстроено пять «светлиц», учреждена особая «школьная контора». Преосвященному Гавриилу в Рязанской епархии пришлось встретить и ряд неприятностей. Рязанский воевода Неронов и некоторые лица из духовенства, недовольствуясь его действиями, стали писать на преосвященного в Святейший Синод жалобы с вымышленными обвинениями. Он, как мог, защищался и сам писал на своих доносчиков, опровергая их ложные доносы. Такая обстановка в епархии привела к тому, что была назначена следственная комиссия. Но следователь был «неправедный и взятколюбивый ». Сам епископ Гавриил был вызван для ответа в Москву, где пробыл около двух лет, живя на «наемном дворе » за неимением места на Рязанском подворье. Только в 1730 году следствие было закончено, но оно сильно подорвало здоровье и энергию епископа Гавриила. В январе 1731 года Святейший Синод выдвигал его кандидатуру на Киевскую или Ростовскую кафедры.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Глава первая Территориальное устройство и состав русских епархий южной и юго-восточной части бывшего Московского Патриархата в начале XVIII века. Епархии: I) Воронежская; присоединение к ней городов от Рязанской и Белогородской епархий. II) Рязанская епархия. Спор из-за вновь построенного на р. Медведице г. Петровска между Тамбовскими и Астраханскими владыками; приписка его вместе с прикрытой Тамбовской епархией (1701 г.) к Рязанской епархии, бывшей в управлении местоблюстителя Патриаршего престола м. Стефана Яворского . III) Коломенская епархия. IV) Крутицкая (Сарская и Подонская) епархия. V) Белгородская епархия и границы её с Воронежской в бассейне р. р. Икорца, Битюга и Осерда. VI) Астраханская епархия. VII) Казанская епархия. VIII) Вятская епархия. IX) Нижегородская епархия. – Азовская епархия. Неудачная попытка Петра присоединить к России г. Азов и учредить в нем, по настоятельному предложению иерусалимского патриарха Досифея, самостоятельную Азовскую епархию, даже митрополию с подчиненными епископами по городам. Неопределенность епархиальной подведомственности земель Донских казаков. Приписка их к Воронежской епархии (1718 г.). Приписка в 1719 году из Патриаршей области к Нижегородской епархии городов: Балахны, Юрьевца Повольского и Галицкого уезда по р. Унжу, но только по духовным делам, главным образом в целях противораскольнической миссии. Упорядочение великорусских епархиальных территорий посредством отписки городов от одной епархии и приписки их к другой, или посредством передачи полых населенных пунктов в управление того или другого епархиального архиерея для Петра было делом совсем неважным. Подобные дела он решал скоро и. если можно так выразиться, между делом, даже в походах. I Выразительным примером сказанного может служить разрешение давнишнего спора из-за городов и территорий между воронежским святителем Митрофаном и рязанскими митрополитами Павлом (1681–1686 гг.) и Авраамием (1688–1700 гг.). Спорными городами оказались города: Усмань с Толшевской пустыней, Демшинск, Романов, Белоколодск, Данков и Лебедянь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Грузинская Православная Церковь в 1997 году и Болгарская Православная Церковь в 1998 году прекратили официальное членство во Всемирном Совете Церквей, самом представительном мировом экуменическом форуме, ставшем дискуссионной площадкой для более чем трехсот церквей мира, исповедующих веру в Святую Троицу и в Иисуса Христа как Господа и Спасителя. Выход Болгарской Церкви из ВСЦ произошел в канун не только пятидесятилетия основания Совета на учредительной конференции в Амстердаме в августе 1948 года, но и пятидесятилетия Совещания глав и представителей Православных Церквей мира, состоявшегося в коммунистической Москве несколькими месяцами ранее. В послевоенные годы многим казалось, что в Амстердаме может исполниться мечта многих христиан мира о единстве, мечта, об исполнении которой Православные Церкви постоянно молятся, прося Господа «...о мире всего мира, благостоянии святых Божиих Церквей и соединении всех». Отрицательное отношение к контактам с инославными христианами имело и имеет место в православной среде, но, наряду с этим, многие православные иерархи, святые и подвижники высказывали мысли о насущной необходимости общения разделенных Церквей, что стало называться позднее экуменизмом, вселенским церковным мышлением. Священник Павел Флоренский рассказывал о старце Исидоре Гефсиманского скита: «Всю жизнь лелеял о. Исидор эту мысль о необходимости соединить Церкви, и церковное разделение было для него личною болью и личною обидою. " Все мы дети Матери одной, не можем видеть страданий Матери родной " , — скорбно приводил он на память какие-то стихи, и делал это очень, очень часто, — видно, мысль о разделении Церквей сильно беспокоила его» . Преподобный Макарий Глухарев мечтал о постройке в Москве общего храма с тремя отделами для православных, католиков и протестантов как одном из шагов на пути к единству. Местоблюститель Патриаршего престола Константинополя митрополит Дорофей в январе 1920 года в энциклике под названием «К Христовым Церквам всего мира» предложил взаимное сближение и общение различных «Христианских Церквей», несмотря на различия между ними. Эти Церкви названы в энциклике Константинопольского Патриархата даже «сонаследниками, составляющими одно тело». Он предложил основать «Общество Церквей» и в качестве первого шага для сближения принять «единый календарь для одновременного празднования главных христианских праздников». Подобных примеров множество.

http://bogoslov.ru/article/571168

Документы Список участников Поместного Собора Русской Православной Церкви 2009 года Часть 1 19.01.2009 23:33 Согласно решению Священного Синода от 10 декабря 2008 года в Москве с 27 по 29 января 2009 года пройдет Поместный Собор, на котором будет избран новый Предстоятель Русской Православной Церкви. Список участников Поместного Собора публикуется ниже (публикация обновляется).   I Постоянные члены Священного Синода Русской Православной Церкви Местоблюститель Патриаршего Престола, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл Митрополит Киевский и всея Украины Владимир Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир Митрополит Минский и Слуцкий Филарет Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий Митрополит Калужский и Боровский Климент Митрополит Кишиневский и всея Молдавии Владимир Руководители Синодальных учреждений Митрополит Калужский и Боровский Климент, управляющий делами Московской Патриархии Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Протоиерей Владимир Силовьев, председатель Издательского Совета Архиепископ Верейский Евгений, председатель Учебного комитета Архимандрит Иоанн (Экономцев), председатель Отдела религиозного образования и катехизации Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий, председатель Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн, председатель Миссионерского отдела Протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями Архиепископ Костромской и Галичский Александр, председатель Отдела по делам молодежи Ректоры Духовных академий и ПСТГУ Архиепископ Верейский Евгений, ректор Московской духовной академии и семинарии Епископ Гатчинский Амвросий, ректор Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии Архиепископ Бориспольский Антоний, ректор Киевской духовной академии и семинарии Игумен Иоасаф (Морза), ректор Минской духовной академии и семинарии Митрополит Кишиневский и всея Молдавии Владимир, ректор Кишиневской духовной академии и семинарии

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Духовное образование и богословская наука К оглавлению Начало XVIII в. ознаменовало новый этап в истории духовного образования и богословской науки в России. Выдвинувшиеся в то время архиереи-украинцы устраивали школы для подготовки духовенства по образцу Киево-Могилянской Академии, учениками которой они являлись. Так, Местоблюститель Московского Патриаршего престола Митрополит Стефан (Яворский) преобразовал Московскую Славяно-греко-латинскую Академию, которая при нем была в состоянии упадка, и пригласил в нее киевских учителей. Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, открыл духовную школу в Ростове, а митрополит Тобольский Филофей (Лещинский) — в Тобольске. Подобные школы были открыты также в Чернигове и Смоленске. В этих школах господствовала латынь, преподавание носило схоластический характер, ибо учителя в преподавании следовали католическим образцам. Ревнитель духовного образования из иерархов-великороссов митрополит Новгородский Иов (1716) организовал в Новгороде Славяно-эллинскую школу, где первое время подвизались основатели Московской Академии иеромонахи Иоаникий и Софроний (Лихуды). Уже сначала в этой школе обучалось около ста человек, а в 1707 г. Петр I велел передать для ее нужд из Москвы типографию монаха Симеона Полоцкого. «Духовный регламент» Петра I предписывал устраивать при архиерейских домах «домы училищные», которые получали название семинарий. Курс обучения в них рассчитан был на 8 лет, а в преподавании также господствовала латынь. Особое внимание при этом уделялось дисциплине. Школы было велено устраивать «образом монастыря», разрешались редкие свидания учеников с родными, строгим было расписание занятий и неусыпным — надзор ректора и префекта. Обучение в семинариях становилось обязательным для детей всего духовенства. Причем назначение в клир теперь также находилось в зависимости от получения образования в духовной школе. Таким образом, указанная система вскоре привела к сословной замкнутости русского духовенства. Правда, открытие семинарий происходило не слишком быстро и к 60-м годам XVIII в. их было открыто всего 26. Причем высший, богословский класс был только в восьми из них. Главные трудности, перед которыми оказывались русские духовные школы в XVIII в., состояли в недостатке отпускаемых на их содержание материальных средств и в нехватке преподавателей.

http://sedmitza.ru/lib/text/436405/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010