Закрыть itemscope itemtype="" > VII Вселенский Собор Память 31 мая 30.05.2022 649 Время на чтение 37 минут   История Европы дохристианской и христианской        1. Подготовка Собора Важнейшим делом жизни святой Ирины и ее главным христианским подвигом было восстановление иконопочитания, совершенное на VII Вселенском Соборе. Подготовка его созыва началась с тех пор, как 31 августа 784 г. Патриарх Павел, вопреки собственным убеждениям, подписывавший иконоборческие акты и в глазах православных запятнавший свое имя, по собственному почину оставил Первосвятительский престол. Объясняя причину своего ухода с патриаршей кафедры в монастырь, он сказал посетившим его правителям империи Ирине и Константину: «Если я останусь до смерти на епископии этого богохранимого и царствующего города, то подпаду под анафему всей Вселенской Церкви, — а такая анафема отводит во тьму кромешнюю, приготовленную для диавола и ангелов его... Это смущает мою душу и наводит меня на мысль: как избегну я суда Божия, находясь в сношениях с такими людьми и будучи сопричтен к ним» . Патриарх Павел подсказал, перед последовавшей вскоре кончиной, путь к преодолению ереси — созыв Вселенского Собора. В свои преемники он предложил поставить высокопоставленного сановника Тарасия, известного своей приверженностью почитанию икон. Ирина беседовала с ним о предполагаемом его назначении. На собрании епископов и вельмож в Мангаврском дворце Тарасий поставил условием принятия на себя патриаршего сана созыв Вселенского Собора: «Основанная на камне Христе, Боге нашем, Церковь Его рассекается и разрывается, и мы в одно время говорим так, в другое иначе, а восточные единоверцы наши еще иначе; с ними единогласны и христиане западные; и мы отчуждены от всех и каждый день анафематствуемся всеми. Поэтому я требую, чтобы был созван Вселенский Собор, на котором находились бы местоблюстители как Римского Папы, так и восточных архиереев» . В праздник Рождества Спасителя, 25 декабря 784 г., состоялась интронизация Тарасия на патриарший престол, которой, поскольку он был мирянин, предшествовало посвящение последовательно в диакона и пресвитера — епископская хиротония была соединена с интронизацией. Выбор святого Тарасия мотивирован был как тем, что он был известен как приверженец иконопочитания, что, будучи сановником высокого ранга, он обладал незаурядными административными способностями, так и специфической ситуацией в среде духовенства: на своих кафедрах оставались тогда только те епископы, кто ранее, при Константине Копрониме и даже при Льве Хазаре, по убеждению или против совести, подписывали иконоборческие акты или по меньшей мере имели литургическое общение с еретиками, в любом случае скрывали свои действительные богословские взгляды, если они расходились с официальными. Православным мирянам, даже высокопоставленным, не приходилось столь очевидным образом идти на компромисс со своей религиозной совестью и вовлекаться в вероотступнические деяния.

http://ruskline.ru/analitika/2022/05/30/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОНИСИЙ V [Харитонидис; греч. ιονσιος Χαριτωνδης] (22.03.1820, Адрианополь, совр. Эдирне, Турция - 12.08.1891, Стамбул), патриарх К-польский (23 янв. 1887 - 12 авг. 1891). В 1839 г. окончил школу в Адрианополе, до 1847 г. работал учителем в Саранда-Эклисие (совр. Кыркларели, Турция) и затем до 1850 г.- в Дидимотихоне. В 1851 г. рукоположен во диакона, в 1855 г. стал вел. архидиаконом, в 1856 г.- вел. протосинкеллом К-польской Церкви, рукоположен во пресвитера. 26 июля 1858 г. избран митрополитом Крита, но из-за начавшегося на острове восстания был вынужден вернуться в К-поль. 16 нояб. 1868 г. переведен на кафедру Дидимотихона. После отречения К-польского патриарха Григория VI с июня по сент. 1871 г. Д.- Местоблюститель Патриаршего престола. 1 мая 1873 г. был переведен на Адрианопольскую кафедру, где активно сотрудничал с тур. властями и при их помощи противодействовал развитию Болгарского Экзархата (см. ст. Болгарская Православная Церковь ). 6 февр. 1879 г. подвергся нападению со стороны болгар в Адрианополе, был спасен вмешательством рус. офицеров, в частности К. П. Вильчиковского. 14 нояб. 1880 г. Д. переведен на кафедру Никеи (совр. Изник, Сев.-Зап. Турция), 22 янв. 1886 г. снова назначен в Адрианополь. Избрание Д. на Патриарший престол в янв. 1887 г. сопровождалось народными выступлениями и беспорядками, т. к. значительная часть христ. общины Стамбула хотела возвращения на Патриарший престол Иоакима III. На заключительном этапе выборов Д., пользовавшийся поддержкой греч. националистической партии и премьер-министра Греции Х. Трикуписа, получил большинство голосов. При помощи Д. греч. националисты надеялись нейтрализовать рус. влияние на ход церковных дел на Балканах и улучшить отношения К-польского Патриархата с Высокой Портой. Избрание Д. было оценено как крупное поражение рус. дипломатии. Интронизация Д. состоялась 26 янв. Период Патриаршества Д. связан со 2-м этапом борьбы К-польской Церкви за прономии (правовые привилегии Церкви, в разное время дарованные ей и подтверждавшиеся тур.

http://pravenc.ru/text/178431.html

Москва. Кафедральный собор Богоявления Господня в Елохове. Богоявленский Елоховский собор Карта и ближайшие объекты Во второй половине 15 в. Елохово было пригородным подмосковным селением с церковью Владимирской Богоматери, в приходе которой в 1468 г. родился знаменитый юродивый Василий Блаженный. В 1717 г. на месте деревянного храма был построен каменный с приделом Благовещения. В этом храме в 1799 г. был крещен А.С. Пушкин. Старый храм простоял до 1837 г., когда по проекту Е.Тюрина стал строиться ныне существующий. Освящение было 18 октября 1853 г. Купол и аттик над трапезной были сделаны в 1889 г. архитектором П.П. Зыковым. Главный престол освящен в честь Богоявления, южный придел - Благовещения Пресвятой Богородицы, северный - святителя Николая. Святыня - Чудотворная Казанская икона Божией Матери. В 1925 г. в Сретенье в храме служил литургию Патриах Тихон. Храм в годы советской власти не закрывался. После закрытия Богоявленского храма в Дорогомилове, бывшим патриаршим собором, в Елоховский храм была перенесена кафедра патриаршего местоблюстителя. Церковь в селе Елох была построена в 1722–1731 гг. на средства царевны Прасковьи Иоанновны, племянницы Петра I. В 1799 г. в этом храме был крещен А.С. Пушкин, о чем свидетельствует обнаруженная во второй половине XIX в. запись в метрической книге. Современное церковное здание на месте более древнего храма возвели в 1835–1845 гг. по проекту архитектора Е.Д. Тюрина. Внутренняя отделка продолжалась еще в течение нескольких лет, и полное освящение храма состоялось в 1853 г. Купол и аттик над трапезной соорудили в 1889 г. (архитектор П.П. Зыков). Огромный классицистический храм, вмещающий несколько тысяч молящихся, имеет кубическую форму и увенчан пятью главами. Колокольня первой половины XIX в. имеет четыре яруса. Главный престол храма – во имя Богоявления Господня; приделы – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы (южный) и во имя святителя Николая Чудотворца (северный; создан в 1912 г., стены расписаны известным иконописцем В.П. Гурьяновым). В соборе находится пятиярусный иконостас.

http://sobory.ru/article/?object=01857

3 мая 1990 года скончался Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков). Первосвятитель почил на 80-м году жизни. Вероятно, автокефалисты опасались того, что новый Предстоятель Русской Церкви окажется молодым и энергичным и сможет успешно противостоять распространению раскола. Поэтому они решают действовать незамедлительно, пока Московский Патриарший престол остается вдовствующим. В 1990 раскольники собираются в Киеве на так называемый «Всеукраинский собор УАПЦ», проходивший 5-6 июня. «Собор» выработал и утвердил новый устав УАПЦ На «соборе» амбиции раскольников разгулялись до такой степени, что решено было не только провозгласить автокефалию, но и избрать «патриарха Киевского». Им стал престарелый Мстислав Скрипник, глава американских автокефалистов, которого к тому времени раскольники сделали знаменем своего движения 177, с.26-27]. Иоанн (Боднарчук) стал «Местоблюстителем Патриаршего Престола», с возведением в сан «Блаженнейшего митрополита Львовского и Галицкого» с.26]. Исиченко ошибочно именует его «Киевским и Галицким» «Патриарх» был избран заочно, так как Мстислав Скрипник на «соборе» не присутствовал лично, остаыаясь в США. Исиченко объясняет его отсутствие на «соборе» тем, что власти СССР отказали ему во въездной визе Едва ли это было так: скорее имело место другое галицкие раскольники стремились создать структуру УАПЦ «под себя», опасаясь, что Мстислав привезет на Украину готовую верхушку «автокефальной церкви». Избрание Скрипника было скорее символическим актом: в новообразованном «Киевском патриархате» ему, по-прежнему проводящему большую часть времени в США, суждено будет стать по сути «свадебным генералом». Несмотря на то, что Скрипник предпримет в дальнейшем ряд попыток сделать свою «патриаршую» власть в УАПЦ более-менее реальной, от его имени в раскольничьем сообществе будут заправлять, тесня и отталкивая друг друга, совершенно иные лица. О том, что власти Советской Украины отнюдь не препятствовали деятельности раскольников, свидетельствует и факт, сообщаемый тем же Исиченко участникам раскольничьего «собора» государством впервые была предоставлена возможность совершить кощунственное «богослужение» в святыне Русской Православной Церкви храме Святой Софии в Киеве, которая до сих пор остается музеем-заповедником.

http://sedmitza.ru/lib/text/440064/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава XIV. Монашество в эпоху от секуляризации 1764 г. до начала XX в. И.К.Смолич. Русское монашество 988—1917. (Оглавление) 5. Епископат и «ученое монашество» Для истории монашества синодального периода характерна еще одна черта: разрыв былой тесной связи с епископатом. До XVIII в. епископат происходил из недр монашества; хотя внешне архиерейский сан отделял епископа от рядовых монахов, но внутренне он придерживался тех же аскетических и церковно-политических воззрений, что и монахи. Положительные и отрицательные черты епископата объяснялись в основном его внутренней связью с господствовавшей традицией. Если епископы мало сделали для улучшения монастырской жизни, то именно потому, что она была для них чем-то повседневным и привычным, и лишь немногие архиереи, как мы знаем, могли вынести о ней объективное суждение. Об этой связи монашества с епископатом очень хорошо знал Петр Великий. Одновременно с мероприятиями, касавшимися монашества, он старался сформировать епископат из лиц, сочувствовавших его планам и церковной реформе. Подходящие кадры для этих целей он нашел в малороссийской церковной иерархии, которой были чужды воззрения монахов и архиереев из Великороссии; эта иерархия была более склонна к полному приятию петровских реформ или хотя бы не занималась оппозиционным подстрекательством и скрытой пропагандой среди подчиненного ей духовенства. После дела царевича Алексея, вокруг которого пытались сплотиться консервативно настроенные старомосковские круги иерархии и монашества, Петр потерял доверие к великоросским архиереям. Его главным помощником в проведении церковной реформы и разных мероприятий, относившихся к Церкви, стал Феофан Прокопович; он был родом из Южной России и не испытывал особой симпатии к архиереям-великорусам. Местоблюстителем патриаршего престола Петр назначил сравнительно молодого епископа Стефана Яворского, который тоже был из «черкассов» (то есть малороссов), как называли его москвичи с насмешкой и не без враждебных чувств; когда Петр заметил, что Стефан Яворский в душе не сочувствует его церковной реформе, он отодвинул его на задний план.

http://sedmitza.ru/lib/text/436672/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Источники церковного права синодальной и новейшей эпохи Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право Взаимоотношения Церкви и государства в синодальную эпоху. В 1700 г. скончался Патриарх Адриан. 21 год во главе Русской Церкви стоял Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Стефан (Яворский), а в 1721 г. Патриаршество было упразднено. Вместо Патриарха и Соборов учреждался малый собор - Святейший Синод, который и стал высшим органом церковной власти. Началась новая эпоха в истории нашей Церкви, получившая название синодальной. Характер взаимоотношений между Церковью и государством существенно меняется. Симфония церковной и государственной власти подвергается деформации, смещается в сторону протестантского принципа главенства светского государя над всеми религиозными общинами подвластной ему территории - так называемого территориализма. Привилегированное положение Православной Церкви в государственно-правовом сознании связывается уже не столько с тем, что учение ее истинно, сколько с тем обстоятельством, что Православие, согласно основным законам государства, является вероисповеданием Монарха и большинства его подданных. Государственная власть в эту эпоху жестко контролирует церковную жизнь. Соборы не созываются, а Святейший Синод действует не только как орган высшей церковной власти, но и как правительственное учреждение, которое, подобно Сенату, Государственному Совету или Кабинету Министров, имеет на то полномочия от Высочайшей власти. Все распоряжения Синода выходят под штемпелем «По указу Его Императорского Величества.» Кроме того, они подлежат визированию со стороны синодального обер-прокурора. В системе церковного законодательства синодальной эпохи профессор Н. С. Суворов различает «императорское церковное законодательство, указы и определения Св. Синода и государственное о Церкви законодательство.» В этом заключается своеобразие его классификации. «Под императорским церковным законодательством, - писал он, - разумеются Высочайшие повеления и именные указы по духовному ведомству, затем высочайше утвержденные доклады синодального обер-прокурора... Кроме того, Св. Синодом самим издаются разные определения и инструкции (такова, например, инструкция благочинным приходских церквей и монастырей)... Под именем государственного о Церкви законодательства должно разуметь общие нормы, устанавливающиеся как в порядке собственно законодательном, так и в порядке верховного управления, то есть кроме Высочайших манифестов и повелений, Высочайше утвержденные мнения Государственного Совета и Высочайше утвержденные положения Кабинета министров.»

http://sedmitza.ru/lib/text/432374/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Обращение православных епископов из Соловецкого лагеря особого назначения к правительству СССР («Соловецкое послание»). 1926 г. Приводится по изданию: Прот. Владислав Цыпин. История Русской Православной Церкви Несмотря на основной закон Советской власти, обеспечивающий верующим полную свободу совести, религиозных объединений и проповеди, Православная Российская Церковь до сих пор испытывает весьма существенные стеснения в Своей деятельности и религиозной жизни. Она не получает разрешения открыть правильно действующие органы Центрального и Епархиального управления; не может перевести свою деятельность в ее исторический центр - Москву; ее епископы или вовсе не допускаются в свои епархии, или допущенные туда бывают вынуждены отказываться от исполнения самых существенных обязанностей своего служения - проповеди в церкви, посещения общин, признающих их духовный авторитет, иногда даже посвящения. Местоблюститель Патриаршего Престола и около половины православных епископов томятся в тюрьмах, в ссылке или на принудительных работах. Не отрицая действительности фактов, правительственные органы объясняют их политическими причинами, обвиняя православный епископат и клир в контрреволюционной деятельности и тайных замыслах, направленных к свержению Советской власти и восстановлению старого порядка. Уже много раз Православная Церковь, сначала в лице покойного Патриарха Тихона, а потом в лице его заместителей пыталась в официальных обращениях к правительству рассеять окутывавшую Ее атмосферу недоверия. Их безуспешность и искреннее желание положить конец прискорбным недоразумениям между Церковью и Советской властью, тяжелым для Церкви и напрасно осложняющим для государства выполнение его задач, побуждает руководящий орган Православной Церкви еще раз с совершенной справедливостью изложить перед правительством принципы, определяющие ее отношение к государству.

http://sedmitza.ru/lib/text/440040/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Слово новопоставленного патриарха Питирима к царю Алексею Михайловичу. 7 июля 1672 г. Документ опубликован ЧОИДР. М., 1847. 2. Отд. IV. С. 20—22. Приводится по изданию: А. П. Богданов. Русские патриархи (1589-1700): В 2 т. Т. 2. -- М.: ТЕРРА; Республика, 1999. С. 37-41. Комментарии и примечания — Богданов А.П. Речь Питирима, традиционная по форме, удивительно ярко раскрывает характер отнюдь не смиренного церковного деятеля и заслуживает самого внимательного прочтения. Видному противнику патриарха Никона и в то же время стороннику независимости Церкви от светской власти митрополиту Питириму, фактическому местоблюстителю патриаршего престола во время ссылки Никона, пришлось долго ожидать воплощения своей мечты о главенстве в Русской православной церкви. Только после смерти патриарха Иоасафа II царь Алексей Михайлович удовлетворил жгучее желание честолюбивого старца. Питириму осталось жить менее года (он скончался в апреле 1673 г.), но преклонный возраст и болезни не угасили пламени его гордыни. Питирим притворно «не ровняет» себя с Моисеем и Иеремией, чтобы подчеркнуть свое сходство с ними в скромности, — и тут же самоуподобляется Григорию Богослову, Аарону и Исайе! Оратор подчеркивает, что царь Алексей Михайлович, освященный собор и Боярская дума призвали его на патриарший престол по воле Бога. Уподобляя российского государя императору Константину Великому, Питирим просит его всего лишь не отказывать в помощи ему, кормчему Церкви. Помощь должна сводиться лишь к ограждению Церкви и ее имуществ от «напасти и озлобления». Царю отводится роль защитника подданных и расширителя государства, удел православных — «благопокорность и удобопослушность» патриарху, себе же Питирим оставляет миссию единственного пастыря, способного вести человеческое стадо к земному и небесному благоденствию.

http://sedmitza.ru/lib/text/443610/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Упразднение Петром I патриаршества и учреждение Святейшего Правительствующего Синода К оглавлению XVIII век был эпохой радикального изменения многих сторон жизни русского народа. С царствованием Петра I наступает период так называемой «европеизации» России. По образцу западноевропейских государств строится политическая жизнь страны, ее хозяйство. Энергично внедряются западноевропейские формы культуры. Хотя в России со многими из этих явлений западноевропейской жизни начали знакомиться еще в XVII в., при Петре I все они стали насаждаться сверху — насильственно и немедленно. Предпринятая при этом ничем не обоснованная ломка национальных культурных традиций и форм государственной жизни указывает на одну из уязвимых сторон Петровской реформы. Свои преобразования в строе церковной жизни, исходившие из соображений «государственной пользы», Петр I начал еще при жизни Патриарха Адриана. Так, в 1697 г. царским указом под государственный контроль было взято хозяйство архиерейских домов и монастырей («тунегибельные вотчины»), причем монастырям запрещалась строительная деятельность. В 1698 г. была прекращена выплата казенной руги (т. е. денег и хлеба. — Ред.) церквам, имевшим угодья и приходские дворы. Церквам же, не имевшим угодий и приходских дворов, руга была уменьшена наполовину. Сами же угодья церквей объявлялись оброчными статьями казны. После смерти Патриарха (16 октября 1700) Петр I предпринимает дальнейшие шаги с целью еще большего подчинения церковного строя в России интересам царского абсолютизма. Выборы нового Патриарха так и не состоялись. Был лишь назначен Экзарх (Местоблюститель) Патриаршего престола, которым по желанию царя стал образованный украинец митрополит Рязанский Стефан (Яворский). При этом Экзарху и Освященному Собору была предоставлена компетенция вести только дела «о расколе, противностях Церкви и ересях». Что же касалось назначений на церковные должности и других церковно-административных вопросов, то ими теперь практически полностью распоряжались сам царь и его приближенные А. Д. Меньшиков, И. А. Мусин-Пушкин и выдвинувшийся позднее архимандрит Феодосии (Яновский).

http://sedmitza.ru/lib/text/436396/

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть «Итоги «перемены курса» стали поистине ошеломляющими» 70 лет назад произошла встреча И.В.Сталина с тремя митрополитами Русской Православной Церкви Протоиерей Николай Булгаков   10:52 04.09.2013 3369 Время на чтение 19 минут Эта историческая, как ее сразу стали называть - и, конечно, справедливо, - встреча в московском Кремле произошла в день Грузинской иконы Божией Матери, в продолжении празднования Успения Пресвятой Богородицы. «Должно было свершиться чудо, чтобы прервавшаяся традиция возродилась, - вспоминал Марк Харитонович Трофимчук (1919-2005), в течение многих лет бывший преподавателем церковного пения и руководителем хора в Московской Духовной семинарии. - И таким неожиданным, вне привычных представлений, событием стала кремлевская встреча, когда 4 сентября 1943 г. Сталин вызвал к себе высших иерархов Русской Православной Церкви - местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского), митрополита Ленинг радского и Новгородского Алексия (Симанского) и митрополита Киевского и Галицкого Николая (Ярушевича).

http://ruskline.ru/analitika/2013/09/04/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010