Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Прот. Владислав Цыпин. История Русской Церкви VII. Русская Православная Церковь в послевоенные годы К оглавлению Поместный Собор открылся 31 января 1945 года в храме Воскресения в Сокольниках. В деяниях Собора участвовало 47 епископов, и среди них митрополиты: Алексий, Николай, Иоанн, Вениамин (Федченков) - митрополит Северной Америки и Аляски, 87 клириков, 38 мирян. Собор 1945 года далеко превзошел Собор 1917 - 1918 годов по авторитетности и числу гостей от братских Православных Церквей. На Собор в Москву пожаловали: Александрийский Патриарх Христофор, Антиохийский Патриарх Александр III, Грузинский Католикос-Патриарх Каллистрат, представители Вселенского Патриарха - митрополит Фиатирский Германос, Иерусалимского - митрополит Севастийский Афинагор; делегация Сербской Церкви во главе с митрополитом Скоплянским Иосифом, делегация Румынской Церкви во главе с епископом Аржешским Иосифом. После торжественного молебна Собор открыл его Председатель -Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Алексий. «По величию собрания и по составу собравшихся, - сказал он, - это поистине Вселенский Собор, ибо здесь, можно сказать, вся Православная Святая Соборная Апостольская Церковь. Но мы смиренно ограничиваем свои полномочия и будем обсуждать и решать дела лишь своей Русской Православной Церкви». Главными задачами Собора Местоблюститель назвал утверждение «Положения об управлении Русской Православной Церковью» и избрание Патриарха. С приветствиями к членам Собора обратились Патриарх-Католикос Каллистрат, почетные гости из-за рубежа. С докладом о патриотической деятельности Церкви во время Великой Отечественной войны выступил митрополит Алексий. Доклад архиепископа Псковского Григория (Чукова) был посвящен проекту «Положения об управлении Русской Православной Церковью», основные идеи которого сформулировал блаженнопочивший Патриарх Сергий. В прениях по докладу выступили епископ Кировоградский Сергий (Ларин), ректор Богословского Института - профессор протоиерей Т.Д.Попов, профессор Г. П. Георгиевский.

http://sedmitza.ru/lib/text/440007/

Андрей Горбачев Святители Иларион (Троицкий) и Виктор (Островидов): к вопросу об отношении к декларации митрополита Сергия (Страгородского) Источник В современных публикациях по истории Русской Православной Церкви XX века существует ряд недоуменных вопросов, связанных с реакцией российского духовенства и православного народа на декларацию митрополита Сергия от 16/27 июля 1927 года об отношении РПЦ к советской власти. Эта декларация нередко становилась разделяющей чертой между православными иерархами, многие из которых в наши дни Русской Православной Церковью причислены к сонму святых новомучеников и исповедников Российских. Известно об энергичной деятельности священномученика Илариона, направленной на усмирение волнений, возникших в Русской Церкви и особенно в ее епископате в 1927 году по поводу некоторых действий заместителя местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского) . Главным же предметом пререкания стала декларация митрополита Сергия от 16/27 июля 1927 года об отношении РПЦ к советской власти. Осенью того же года опасность отделения от заместителя местоблюстителя увеличилась действиями митрополита Иосифа (Петровых) , недовольного переводом с Ленинградской епископской кафедры на Одесскую. Смущение, колебания и разделение стали проникать в среду заключенных на Соловках иерархов. Уже в ноябре 1927 года «архиепископ Иларион сумел собрать до пятнадцати епископов в келлии архимандрита Феофана, где все единодушно постановили сохранять верность Православной Церкви, возглавляемой митрополитом Сергием. “Никакого раскола! – возгласил архиепископ Иларион. – Что бы нам ни стали говорить, будем смотреть на это как на провокацию!” “Никакого раскола! – возгласил архиепископ Иларион. – Что бы нам ни стали говорить, будем смотреть на это как на провокацию!”» 1 . Сколь большое значение эта инициатива владыки имела впоследствии, видно из следующего случая. Его современнику, соратнику по борьбе с обновленцами и соузнику, епископу Мануилу (Лемешевскому) после освобождения из лагеря по прибытии в Москву 10/23 февраля 1928 года митрополитом Иосифом (Петровых) было сделано предложение примкнуть к расколу с обещанием немедленного возведения в сан митрополита, на что епископ Мануил дал такой ответ: «Я – представитель “соловецкого” епископата. Все мы единогласно и единодушно в количестве 17 человек под председательством архиепископа Илариона клятвой скрепили себя не отделяться от митрополита Сергия, хранить церковное единство и не присоединяться ни к какой группе раздорников. Мне поручено “соловецким” епископатом доложить о всём этом митрополиту Сергию» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Архив Пн Поместный Собор 2009 года. Избрание митрополита Кирилла Патриархом Московским и всея Руси 27 января 2019 г. 19:28 5 декабря 2008 г. на 80-м году жизни скончался Патриарх Московский и всея Руси Алексий II , возглавлявший Русскую Церковь более 18 лет. Будущий Патриарх Кирилл так охарактеризовал Первосвятительское служение своего предшественника: «Святейший Владыка принял Церковь, ослабленную десятилетиями гонений и притеснений... Но в то же самое время огромные исторические вызовы обрушились на нашу страну, и слабая Русская Церковь должна была принять на себя эти вызовы, не потерять свой народ, помочь ему обрести веру. И сегодня Святейший Патриарх, предстоя лицу Божию, может сказать, что он оставил нам совсем другую Церковь. Это больше не немощная, не слабая Церковь... потому что Церковь — вместе со своим народом, потому что духовное проросло сквозь материальное, потому что миллионы людей осознали, что без Бога и правды Его не может быть и человеческой правды. Святейший Владыка понимал, что Русская Православная Церковь — единственная, кто сохраняет традиции, память и ценности Святой Руси». 6 декабря в Патриаршей резиденции в Переделкине под председательством старейшего по хиротонии члена Священного Синода Русской Православной Церкви митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира состоялось заседание Синода, на котором Местоблюстителем Патриаршего престола был избран митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Ему же Синод поручил возглавить комиссию по организации и проведению похорон почившего Патриарха. Избрание Местоблюстителем митрополита Кирилла, занимавшего 5-е место среди постоянных членов Синода по старшинству хиротонии, было обусловлено в т.ч. его деятельностью на посту председателя ОВЦС , личным курированием наиболее сложных направлений во взаимоотношениях Церкви с внешним миром в течение всего периода Патриаршества Святейшего Алексия II. 9 декабря митрополит Кирилл с собором епископов совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя .

http://patriarchia.ru/db/text/5361535.ht...

Дионисий Хмыров Глава III. Разделение российской православной диаспоры в 19171920-х годах, каноничность и историческая оправданность создания РПЦЗ 1. РПЦЗ – Московский Патриархат – «Евлогиане» – Американская митрополия: Основные вехи конфликта Первой по хронологии из частных спорных тем является история формирования российской православной диаспоры в 19171920-х годах и ее болезненное разделение на четыре части: зарубежные приходы Московского Патриархата, Русскую Православную Церковь за границей, Западноевропейский экзархат и Американскую митрополию. А также неразрывно связанный с этим вопрос о каноничности и исторической оправданности создания РПЦЗ. Большую часть XX века представители каждой из этих четырех частей доказывали правильность своей позиции и критиковали действия остальных. Решение о продолжении деятельности за границей Временное Высшее Церковное Управление (ВВЦУ) приняло 19 ноября на своем первом заседании за пределами России. Оно состоялось в константинопольском порту, на пароходе «Великий князь Александр Михайлович », в нем участвовали митрополиты Антоний (Храповицкий) , Платон (Рождественский), архиепископ Феофан (Быстрое) и епископ Вениамин (Федченков) . Как следует из показаний на допросе в ГПУ 30 января 1923 года Патриарха Тихона, митрополит Антоний (Храповицкий) получил согласие на деятельность ВВЦУ за границей и от Первосвятителя Российской Церкви. На этом заседании было также подтверждено постановление ВВЦУ от 15 октября 1920 года о назначении архиепископа Евлогия (Георгиевского) управляющим русским церквами в Западной Европе, включая Болгарию и Румынию. За собой ВВЦУ оставляло управление русскими приходами в Турции, Греции и Королевстве сербов, хорватов и словенцев. Архиереи – члены ВВЦУ, принявшие решение о продолжении деятельности Высшего Церковного Управления, находились на канонической территории Константинопольского Патриархата, поэтому они вступили в переговоры с Местоблюстителем Патриаршего Престола, митрополитом Досифеем, о правомерном устроении статуса своего учреждения. Немаловажно, что участники заседания постановили оповестить о своих решениях Патриарха Московского и всея России Тихона. 668 В результате переговоров Местоблюстителем был издан указ 9084 от 2 декабря 1920 года об учреждении Эпитропии (Временного Высшего Русского Церковного Управления за границей) под председательством митрополита Антония в каноническом ведении Константинопольской Патриархии, которая сохраняла за собой все судебные прерогативы. Данный указ предоставлял русским архиереям определенные полномочия для регулирования церковных дел эмигрантов в области своей юрисдикции. Высшее Церковное Управление информировало Вселенскую Патриархию о своей деятельности в течение всего периода пребывания в Константинополе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Архипастырь на трудные времена Главой Украинской православной церкви избран митрополит Онуфрий 14.08.2014 466 Фото: Евгений Котенко/РИА Новости www.ria.ru Собор епископов собрался вчера в знаменитой Киево-Печерской лавре для избрания нового главы канонической Украинс кой православной церкви Московского Патриархата. Им стал местоблюститель Киевской кафедры, митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий . Право голоса на Соборе имели 52 правящих и 22 викарных епископа. Выборы включали в себя два тура голосования. Сначала из 74 епископов избирались три кандидата, а затем из них - Предстоятель УПЦ МП. Голосование проходило тайно, а в бюллетень вносились имена всех 74 действующих епископов. Особую молитву " о ниспослании сугубой помощи Божией на труды Собора и избрание достойного кандидата на Киевскую митрополичью кафедру " вознес в среду Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, молившийся в храме Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. И вот в Лавре раздается колокольный звон, знак того, что новый Предстоятель церкви избран. Им стал местоблюститель Киевской митрополичьей кафедры, митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий (Березовский). С избранием на престол Блаженнейших митрополитов Киевских и всея Украины его поздравил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он утвердил решение Собора епископов Украинской православной церкви и преподал митрополиту Онуфрию Патриаршее благословение на вступление в должность Предстоятеля Украинской православной церкви. " Мы верим, что избрание митрополита Онуфрия послужит установлению долгожданного гражданского мира на Украине, окажет целительное воздействие на украинское общество. Во-первых, потому что речь не о механическом голосовании, а об изволении Духа Святого, а, во-вторых, потому что выбор был сделан совершенно свободно, без давления с чьей бы то ни было стороны " , - заявил председатель Синодального информационного отдела Русской православной церкви Владимир Легойда. Он напомнил, что Украинская православная церковь является крупнейшей христианской конфессией на территории Украины, объединяющей миллионы православных верующих как на востоке, так и на западе страны.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Избрание Патриарха Телепрограмма 31.01.2009 04.02.2009 489 Время на чтение 12 минут Ведущий - протоиерей Алексий Уминский: - Здравствуйте, в эфире - «Православная энциклопедия». На этой неделе, во вторник, 27 января, произошло эпохальное событие в истории Русской Церкви. Поместным собором в Храме Христа Спасителя был избран 16-й Патриарх Московский и всея Руси. Им стал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Завтра, 1-го февраля, в Храме Христа Спасителя состоится его торжественная интронизация. Мы хотим напомнить вам, как проходило его избрание. Сюжет: Хроника собора Утром 25 января все участники Архиерейского Собора Русской Церкви совместно отслужили литургию в Храме Христа Спасителя. Это богослужение возглавил Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Кирилл. Затем иерархи перешли в Зал Церковных соборов, где открылось первое заседание Архиерейского собора. В этот раз в нем участвовало 198 архиереев. Участники Собора отслужили литию, помолившись об упокоении Святейшего Патриарха Алексия. После этого Патриарший Местоблюститель в своем докладе рассказал о важнейших событиях церковной жизни за месяцы, прошедшие со времени предыдущего Архиерейского собора. В тот же день состоялось тайное голосование. Из списка возможных кандидатов в патриаршество - а таких епископов было 145 - каждый иерарх выбирал одну кандидатуру. По итогам голосования были названы три кандидатуры на патриаршество, предложенные для утверждения Поместным Собором. В тот же день Архиерейский Собор завершил свою работу. Во вторник 27 января участники Поместного Собора Русской Православной Церкви собрались на богослужение в нижней, Преображенской церкви Храма Христа Спасителя. После литургии архиереи, облаченные в мантии, вошли в верхний храм, где уже собрались другие делегаты Собора - священники, монашествующие и миряне. После чего митрополит Кирилл огласил Грамоту о созыве Поместного Собора. Все участники пропели «Символ Веры». Святейший Патриарх Кирилл: - При начале трудов настоящего Собора вновь и вновь призываю всех вас хранить братскую любовь, мир и единство. Да исполнятся на нас, на Святой Церкви Русской слова молитвы Самого Господа Иисуса: " Славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Местоблюститель Стефан Трифиллий , Митрополит Сарский и Подонский (1702 г.), в качестве наместника патриаршей области, занимался в последние дни Адриановы и несколько времени после, делами церковными. Но уже судьбами Божиими, был готов славный преемник Патриарху, посвященный еще при жизни его, Стефан Яворский . Проницательный Петр усмотрел достоинства сего мужа, когда присланный в столицу, Митрополитом Киевским Варлаамом, чтобы испросить утверждение преимуществ училищам Малороссии, говорил он красноречивое слово, над гробом любимца царского боярина Шеина. Утешенный его сладкою речью Государь, повелел смиренного игумена Пустынского Николаевского монастыря, произвести прямо в Митрополиты Рязанские, и сердце Царево опять было в руце Божии, когда, мимо всех старейших Митрополитов Великороссийских, избрал он сего Стефана блюстителем престола патриаршего: ибо пользуясь его доверенностью, Стефан, с твердою верою и твердым характером, предстоял Церкви Российской в преобразовательное время для государства, пастырски укрепляясь на неподвижных заповедях церковных. Он нашел себе верного сотрудника, в искреннем своем друге, архимандрите Северском Димитрии, которого также вызвал в столицу Петр, для посвящения в Митрополиты Сибирские; Государь лично знал святого, уже прославленного описанием жизни угодников Божиих, и заботился, чтобы образование Малороссийской Церкви распространилось и на севере. Но болезненный Димитрий не в силах был ехать в отдаленную свою епархию и, по ходатайству Стефана, перешел в Ростов на место умершего Митрополита Иосифа. Там предназначено ему было просиять своими добродетелями и учением, во всю Церковь Российскую, которую назидал в течение семи лет, как твердый ревнитель православия и обличитель врагов его, как летописец, проповедник и наипаче глубокий молитвенник. Так всеобъемлющее сердце Димитрия сроднилось с каждым христианским сердцем своего земного отечества, еще прежде, нежели начал сам принимать молитвы, от наученных им молиться. Нужна была такая духовная опора вере Стефановой, ибо нелегкое поприще ему предстояло.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Митрополит Кирилл встретился со студентами Сретенской духовной семинарии 29 декабря 2008 г. 12:16 28 декабря 2008 года, после совершения Божественной литургии в Сретенском монастыре Москвы , Патриарший Местоблюститель митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл встретился с насельниками Сретенской обители , профессорско-преподавательской корпорацией и воспитанниками Сретенской духовной семинарии . В ходе состоявшейся беседы митрополит Кирилл поделился своими воспоминаниями о том, как он в течение десяти лет возглавлял Санкт-Петербургские духовные школы. «Студенческая и монастырская среда очень близки моему сердцу, — сказал Владыка. — Эти годы были самыми счастливыми в моей жизни, это была замечательная пора, хотя все вокруг было очень сложно: мы находились в условиях несвободы, власти пытались контролировать Церковь, однако внутри духовной школы была очень динамичная интелектуальная жизнь». «В каком-то смысле все то, что происходило на излете того застойного времени, в 1970-х — начале 1980-х годов, готовило очень многих священнослужителей, богословов, архипастырей к новой жизни в условиях свободы», — отметил Местоблюститель Патриаршего престола, особо подчеркнув, что задача богословия заключается не только в том, чтобы точно знать святоотеческие тексты и отвечать на теологические вопросы, а в том, чтобы уметь сопрягать богословие с жизнью. «В начале ХХ века огромной трагедией Русской Церкви, во многом предопределившей последующую революцию, был разрыв между духовной школой и светской наукой, между интеллигенцией и Церковью, — продолжил Владыка Кирилл. — По свидетельству священномученика Илариона, в то время было неприлично сказать, что ты верующий, так как позитивистские, материалистические идеи захватили сознание российской интеллигенции». По словам архипастыря, между богословием и жизнью образовался разрыв тогда, когда у Церкви были все возможности развивать богословскую мысль, становиться убедительной. «Многие даже в семинарию не хотели идти — не видели смысла в изучении богословия», — сказал митрополит Кирилл, напомнив, что подобная ситуация возникла и в наше послесоветское время. «Я помню, как-то беседовал со студентами, мы говорили о необходимости изучать языки, в том числе иностранные и классические. Один учащийся встал и совершенно искренне спросил: " Владыка, зачем Вы заставляете нас языки учить? Мы что, с бабками по-английски говорить будем? " В тот момент я понял, что этот семинарист мыслит себя именно в рамках этой задачи — говорить " с бабкой " , — сказал Владыка Кирилл. — Однако бабушкам того времени, которые были исповедницами веры, ничего не надо было доказывать, они сами могли любого батюшку научить истинной вере на примере своей жизни. В разговорах с этими бабушками вовсе не требовалось никаких интеллектуальных усилий, следовательно, и учиться не нужно было, достаточно было лишь усвоить ход богослужений, уметь совершать службу, сказать проповедь, повторяя дореволюционные образцы».

http://patriarchia.ru/db/text/516907.htm...

Скачать epub pdf ГЛАВА X. Русская Православная Церковь при Святейшем Патриархе Алексии II В день кончины Святейшего Патриарха Пимена, 3 мая 1990 г., состоялось заседание Священного Синода, на котором Местоблюстителем был избран митрополит Киевский Филарет. 7 мая Священный Синод вынес постановление о созыве с 6 по 10 июня Поместного Собора для избрания Патриарха Московского и всея Руси и образовал комиссию по подготовке Собора во главе с Местоблюстителем. Синод также постановил провести до 26 мая епархиальные собрания для избрания делегатов на Собор по следующей квоте: по одному клирику и мирянину от епархий, а также по одному представителю от монастырей, духовных академий и семинарий. Все епископы, находящиеся на кафедрах, по уставу об управлении Русской Православной Церковью являются членами Поместного Собора. 6 июня в патриаршей резиденции в Даниловом монастыре состоялся архиерейский Собор, которому предстояло обсудить программу Поместного Собора. Архиерейский Собор избрал трех кандидатов на патриарший престол и постановил, что Поместный Собор может дополнить число кандидатов. Из 92 архиереев Русской Православной Церкви Патриархом могли быть выбраны 75: устав не допускал избрания епископа в возрасте моложе 40 лет. а также лица, не являющегося гражданином СССР. Каждый архиерей мог голосовать за 1, 2 или 3 архиереев, вычеркивая остальных из списка. Тайным голосованием в первом туре были избраны митрополит Ленинградский Алексий (37 голосов) и митрополит Ростовский Владимир (34 голоса). Второй тур состоялся потому, что митрополит Киевский Филарет и митрополит Крутицкий Ювеналий получили равное число голосов – по 25. По результатам второго тура перевес в 1 голос (34 против 33) получил митрополит Филарет. 7 июня Божественной литургией в Троицком соборе лавры преподобного Сергия открылся Поместный Собор. Заседания Собора проходили в Трапезном храме преподобного Сергия, и в них участвовало 317 делегатов: 90 архиереев (по болезни не смогли прибыть митрополит Рижский Леонид (Поляков) и архиепископ Цюрихский Серафим (Родионов), 92 клирика, 88 мирян. в том числе 38 женщин, 39 представителей от монастырей и 8 делегатов от духовных школ. 40 членов Собора представляли зарубежные епархии Русской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

ЦВ 23 (396) декабрь 2008 /  11 декабря 2008 г. Похороны Святейшего Патриарха Алексия Никогда в Храме Христа Спасителя не было так тихо, как 9 декабря. Благоговейная тишина сохранялась шесть часов — всё то время, что совершались заупокойная Литургия и отпевание почившего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Утром 9 декабря в Храме Христа Спасителя, где находится гроб с телом новопреставленного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл в сослужении собора архиереев Русской Православной Церкви и других поместных Православных Церквей совершил заупокойную Литургию — последнюю перед отпеванием и погребением почившего Предстоятеля Русской Церкви. Самый большой храм Москвы не смог вместить множества богомольцев, пришедших проститься со Святейшим Патриархом Алексием. Тысячи людей стояли под холодным декабрьским дождем, молясь о его упокоении. Не только в Храме Христа Спасителя, но и вокруг него люди возлагали цветы — в основном, белые розы, которые так любил при своей жизни Святейший Патриарх Алексий. По окончании Божественной литургии в Храме Христа Спасителя состоялось отпевание почившего Предстоятеля Русской Православной Церкви. Перед началом отпевания в Храм Христа Спасителя прибыли Президент России Д.А. Медведев и председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин с супругами, Президент Белоруссии А.Г. Лукашенко, Президент Молдовы В.Н. Воронин, Президент Сербии Борис Тадич, Президент Армении Серж Саргсян, послы США, Великобритании, Франции, Канады, Японии, Швейцарии, Италии, Испании, Греции и других стран, а также представители государственных, общественных, религиозных организаций. В храме также присутствовали члены Правительства РФ, депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, государственные деятели, руководители регионов. Отпевание Святейшего Патриарха Алексия соборно совершили Предстоятели и главы делегаций братских поместных Церквей. Перед началом отпевания со словом, посвященным памяти почившего Предстоятеля Русской Православной Церкви, обратился Патриарший Местоблюститель митрополит Кирилл.

http://e-vestnik.ru/reports/pohorony_svy...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010