Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Высшее управление Русской Церкви в синодальную эпоху Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право Учреждение Святейшего Синода «Духовный регламент.» В 1700 году скончался Патриарх Адриан. Во главе Русской Церкви был поставлен митрополит Рязанский Стефан Яворский со званием «Экзарха, блюстителя и администратора Патриаршего Стола,» или Местоблюстителя Патриаршего Престола. В условиях затянувшегося на 20 лет Местоблюстительства Петр I обдумывал идею о коренной реформе высшего церковного управления. В 1718 году митрополит Стефан подал царю жалобу на чрезмерное обременение делами, которые поступали из вдовствующих епархий, и прошение отпустить его из Петербурга в Москву для более удобного управления Патриаршей областью и своей Рязанской епархией. Царь наложил прошение на резолюцию с рядом укоризненных замечаний, а в конце добавил: «А для лучшего впредь управления мнится быть Духовной Коллегии, дабы удобнее такие великие дела исправлять было возможно.» Епископу Псковскому Феофану (Прокоповичу) Петр велел составить проект создания новой Коллегии. Проект этот под названием «Духовный регламент» был написан к февралю 1720 г. После утверждения его Сенатом и Освященным Собором, после сбора подписей под ним епископов и степенных монастырей «архимандритов и игуменов,» 14 февраля 1721 г. состоялось открытие новой Коллегии. В нее вошли митрополит Стефан в должности Президента, 2 вице-президента: архиепископы Феофан и Феодосий, 4 советника из архимандритов, 4 асессора из пресвитеров и 1 из «греческих черных священников.» Уже на первом заседании Духовной Коллеги встал вопрос о молитвенном возношении нового церковного правительства, «Святейшее Духовное коллегиум» звучало несообразно. Предлагались другие варианты названия: «собрание,» «собор.» В конце концов остановились на греческом слове «Синод» - Святейший Правительствующий Синод. От первоначального названия высшего церковного правительства отказались и по административным соображениям: оно ставило его в один ряд с прочими коллегиями, которые, соответствуя появившимся позже министерствам, были подчинены Сенату. Для высшей церковной власти православной страны такой статус был явно неприличен. А Святейший Правительственный Синод, уже в силу своего названия, ставился наравне с Правительствующим Сенатом.

http://sedmitza.ru/lib/text/432413/

  разделы   рассылка  распечатать Обращение клириков и мирян Русской православной церкви к Поместному Собору Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, отцы, братья и сестры! Мы обращаем Ваше внимание на циничную и безнравственную кампанию по дискредитации Московского Патриархата и человека, чье имя произносится за каждым Богослужением – Патриаршего Местоблюстителя Высокопреосвященнейшего митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, проводимую в преддверие Поместного Собора. Размах кампании лжи и клеветы, направленной, по сути, против всей Русской Православной Церкви, поражает. В антицерковных и антирусских кругах не скрывают своего страха перед Владыкой Местоблюстителем как человеком, отстаивающим позицию и интересы Русской Православной Церкви в России, на постсоветском пространстве, во всем мире, и прямо заявляют, что хотели бы видеть во главе Русской Церкви либо более сговорчивого, либо недееспособного иерарха. Первая " волна " клеветы, обвинения митрополита Кирилла в сфабрикованных ими ересях были опровергнуты ведущими богословами Русской Церкви. Однако эти люди не остановились. Мы являемся свидетелями того, как по епархиальным управлениям Русской Православной Церкви распространяется очередной анонимный текст, где каждая строчка полна клеветы в адрес Местоблюстителя Патриаршего Престола. Вопреки твердому заявлению митрополита Кирилла, произнесенному у мощей священноисповедника св. Илариона Троицкого о том, что только Святая Православная Церковь является Истинной Церковью, анонимы со ссылкой на некие католические источники (!) продолжают обвинять митрополита Кирилла в " униатстве " . Патриарший Местоблюститель и в Сретенском монастыре, и в беседе с журналистами 29 декабря 2008 года заявил, что Церковь не нуждается в богослужебных реформах и русификации богослужения, а клеветники утверждают, что " митрополит Кирилл намерен распространить на всю Церковь сокращенные и русифицированные богослужения, которые якобы происходят в Смоленской епархии " . И это при том, что в Смоленской епархии проходят уставные архиерейские и прочие богослужения на церковнославянском языке.

http://religare.ru/2_61580.html

А.А. Кострюков Глава 9. Российская Церковь в 1936 –1939 гг. Большой террор и предвоенные годы 1936-й год стал годом перемен в управлении Русской Церковью. В этом году заканчивался срок заключения митрополита Петра (Полянского) , который к тому времени находился в верхнеуральском политизоляторе. Однако советское руководство уже решило судьбу святого. Срок ему был продлен еще на три года, в то время как в Москву поступило сообщение о смерти местоблюстителя. 27 декабря 1936 г. Московская Патриархия приняла «Акт о переходе прав и обязанностей Местоблюстителя патриаршего престола Православной Российской Церкви к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя, Блаженнейшему митрополиту Московскому и Коломенскому Сергию (Страгородскому) ». В соответствии с завещанием патриарха Тихона местоблюстителем должен был стать митрополит Кирилл (Смирнов). Однако выпускать его из заключения в НКВД не планировали. Но имелось еще и завещание митрополита Петра (Полянского) . В случае его смерти власть должны были принять на себя последовательно митрополиты Кирилл (Смирнов), Агафангел (Преображенский), Арсений (Стадницкий) и Сергий (Страгородский) . Митрополиты Агафангел и Арсений к тому времени отошли ко Господу, а потому власть перешла к митрополиту Сергию. Священномученик Петр прожил еще год. 2 октября 1937 г. «тройка» НКВД по Челябинской области приговорила священномученика к расстрелу за «клевету на существующий строй». «Клевету» атеистическая власть усмотрела в том, что архипастырь обвинял государство в «гонении на Церковь и ее служителей». Через несколько дней многолетний страдальческий подвиг старца на земле завершился. 10 октября 1937 г. он был расстрелян. По сравнению с началом 1930-х гг. к середине десятилетия антицерковные репрессии немного утихли. Снизилось количество арестов по церковным делам. Также наблюдалось и охлаждение властей к лагерю атеистических агитаторов, был закрыт ряд антирелигиозных музеев. Кое-где начали говорить, что гонения закончились. В самой Московской Патриархии в феврале 1936 г. обсуждался вопрос о восстановлении Патриаршества и возведении в сан патриарха митрополита Сергия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Краткие биографические сведения о членах Собора, упоминаемых в дневнике Биографическая статья строится по следующему принципу: фамилия, имя, отчество, годы жизни, сведения о статусе лица, участие в Соборе. Сведения об образовании, краткий послужной список, причина смерти. Для причисленных к лику святых указывается год канонизации. При составлении кратких биографических данных были использованы данные публикации: База данных Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (http://kuzl.pstbi/ccas.ru Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг.: в 11 т. Т. 1. М., 1994. Все тома данного издания выложены на ресурсе: http://www.patriarchia.ru/db/text/5l69l2.html Священный Собор Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Обзор Деяний: в 3 кн. Первая сессия/Сост. А. Г. Кравецкий, А. А. Плетнева, Г. Шульц. М.: Изд-во Крутицкого подворья, 2002. Т. 1. История иерархии Русской Православной Церкви. Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г. (с приложениями). М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. Дело великого строительства церковного. Воспоминания членов Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг./Сост. Н. А. Кривошеева. М.: Изд-во ПСТГУ, 2009. Арсений (Стадницкий) , митр. Дневник. Т. 1:1880–1901. По материалам ГА РФ/Подгот. изд. и ред. О. Н. Ефремова. М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. Арсений (Стадницкий) , митр. Дневник. Т. 2:1902–1903. По материалам ГА РФ/Подгот. изд. и ред. О. Н. Ефремова. М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. Арсений (Стадницкий) , митр. Дневник: 1902–1905/Митрополит Арсений (Стадницкий) . Т. 3. М.: Изд-во ПСТГУ, 2016. Агафангел (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854–1928), священноисповедник, митрополит. Член Собора по должности как архиепископ (с 28 ноября (11 декабря) 1917 г. митрополит) Ярославский и как член Предсоборного Совета. Избран членом Высшего Церковного Совета. В 1881 г. окончил МДА, кандидат богословия. В 1889 г. хиротонисан во епископа. С 1893 г. епископ Тобольский и Сибирский, с 1904 г. архиепископ Рижский и Митавский, с 1910 г. архиепископ Виленский и Литовский. С 1913 г. архиепископ Ярославский и Ростовский, присутствующий в Святейшем Синоде. В 1922 г. Патриарх Тихон временно передал митрополиту Агафангелу патриаршие права и обязанности. Вскоре митрополит Агафангел был арестован и приговорен к 3 годам ссылки. В 1923–1926 гг. находился в заключении. В 1925 г. завещательным распоряжением Патриарха Тихона назначен вторым кандидатом на должность Местоблюстителя Патриаршего Престола. По освобождении из заключения выпустил послание о вступлении в права и обязанности Патриаршего Местоблюстителя, затем, ради соблюдения церковного мира, отказался от прав на Местоблюстительство. Архиерейским Собором 2000 г. причислен клику святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

М.Б. Данилушкин Глава 8. Сподвижники Патриарха Тихона Патриарший Местоблюститель митрополит Крутицкий Пётр 12 Апреля 1925 года в день погребения Патриарха Тихона стало известно содержание его завещания, составленного им ещё в 1918 году по поручению Поместного Собора с внесённым туда распоряжением от 7 Января 1925 года, где указывались имена его Местоблюстителей на случай чрезвычайных обстоятельств, в частности, кончины Патриарха, при невозможности своевременно созвать Собор. В завещании значились три имени: митрополиты Кирилл (с самого начала 1920-х годов почти беспрестанно пребывал в ссылке, в отдалённых районах Крайнего Севера – см. «Акты...». С.822) и Агафангел (в ответ на письмо митрополита Петра от 27 Мая/9 Июня митрополит Ярославский Агафангел письменно уведомил его от 30 Мая/12 Июня 1926 года: «...принять на себя обязанности Местоблюстителя Патриаршего Престола не могу, ввиду преклонности лет и крайне расстроенного здоровья» – «Акты...», С.624). а также Пётр (Полянский) , бывший к этому времени уже митрополитом Крутицким. Ввиду того, что ни митрополит Кирилл, ни митрополит Агафангел не имели в это время возможности принять церковное управление, обязанности Патриаршего Местоблюстителя были возложены на митрополита Петра. Заключение об этом было подписано 60-ю православными архиереями, находившимися в Москве или имевшими возможность прибыть на погребение Патриарха. В тот же день митрополит Пётр обратился к Церкви с посланием, извещавшим о принятии им на себя Патриарших прав и обязанностей, «в соответствии с распоряжением Патриарха Тихона и согласуясь с пониманием его веления архипастырями Русской Церкви». 300 Митрополит Пётр – в миру Пётр Феодорович Полянский, родился в 1863 году в Воронежской губернии. Обучался он в Воронежской Семинарии, затем в Московской Духовной Академии, которую окончил в 1892 году со званием кандидата богословия – магистранта. Одарённый выпускник был оставлен при Академии. Вскоре он защитил магистерскую диссертацию, посвященную пастырским посланиям св. Апостола Павла. Некоторое время он трудился в должности смотрителя Жировицкого Духовного училища (Гродненская епархия), а затем был приглашён в Учебный комитет при Святейшем Синоде в качестве делопроизводителя. Уже через год его назначили членом Комитета: сначала сверхштатным, а немного спустя – штатным. В последней должности он пробыл вплоть до революции, исполняя обязанности ревизора Духовных учебных заведений. Разъезжая по служебным обязанностям по всей России, Петр Феодорович имел обширные знакомства в кругах духовенства и профессуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФЛЯНСТВО течение в Русской Православной Церкви в кон. 1927-1943 г. Название происходит от имени его духовного руководителя митр. Иосифа (Петровых) . Возникновение И. было связано с тяжелым положением, в котором находилась правосл. Церковь в СССР в сер. 20-х гг. ХХ в. В это время легальным статусом обладали только активно сотрудничавшие с властями обновленцы (см. Обновленчество ) и григорианский Временный высший церковный совет (см. Григорианский раскол ), а вся организационная структура Патриаршей Церкви признавалась незаконной. Массовые аресты, проводимые властями среди епископата, имели целью лишить Церковь управления и единой организации. После ареста в дек. 1925 г. Местоблюстителя Патриаршего престола митр. сщмч. Петра (Полянского) по его завещательному распоряжению Заместителем Местоблюстителя стал митр. Сергий (Страгородский ; с 1936 Патриарший Местоблюститель, с 1943 Патриарх Московский и всея Руси). В кон. 1926 г. митр. Сергий сам оказался под арестом, после чего короткое время обязанности Заместителя Местоблюстителя исполнял Ленинградский митр. Иосиф (Петровых), а потом Угличский архиеп. сщмч. Серафим (Самойлович) , который предложил остававшимся на свободе архиереям управлять епархиями, по возможности полагаясь на самих себя. Адм. связи между епархиями фактически уже не действовали. Возникла реальная угроза утраты единства Церкви, потери преемственности каноничной власти. В этих условиях находившийся в заключении митр. Сергий (Страгородский) вел переговоры с представителями ОГПУ о возможности легального существования Патриаршей Церкви в СССР при условии выполнения ряда договоренностей. В число требований ОГПУ к митр. Сергию помимо провозглашения лояльности к советской власти и осуждения всех враждебных по отношению к ней выступлений входило установление контроля гос. органов за назначением архиереев на кафедры. Митр. Сергий вынужден был принять эти условия, настаивая при этом на прекращении репрессий против духовенства, на освобождении заключенных и возвращении сосланных священнослужителей, на создании условий для нормальной церковной жизни (легализации высшего и епархиального управления, церковных изд-в и духовных школ и др.). В марте 1927 г. митр. Сергий был освобожден из-под ареста и вскоре вернулся к исполнению обязанностей Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. Он имел теперь резиденцию в Москве, а не в Н. Новгороде, как было до ареста. В мае того же года митр. Сергий образовал Временный Свящ. Синод, получивший регистрацию от НКВД. Местные органы власти регистрировали епархиальных архиереев и епархиальные советы. Началась работа по воссозданию всей церковно-адм. структуры Московского Патриархата на легальных основаниях.

http://pravenc.ru/text/673719.html

Между тем в Москве 22 декабря в Донском монастыре под председательством архиепископа Екатеринбургского Григория (Яцковского) состоялось совещание десяти архиереев, которые знали о назначении митрополита Сергия временным Заместителем Местоблюстителя, но считали, что после ареста митрополита Петра Церковь осталась без возглавления. Инициаторами совещания были те самые архиереи, которые обращались к митрополиту Петру с призывом во что бы то ни стало оправдаться в глазах властей. Они не доверяли Местоблюстителю, подозревая его в нежелании созвать Собор, поэтому, как только представилась возможность, образовали Временный высший церковный совет (ВВЦС) в составе шести архиереев под председательством архиепископа Григория. Участники совещания обратились к всероссийской пастве со своим посланием: «Верующие пастыри и пасомые в самом начале революции собрались на церковный Собор 1917 г. с тем, чтобы упорядочить жизнь церковную. С тою же целью они возглавили Русскую Церковь Святейшим Патриархом Тихоном... Патриарх Тихон был человек и как человек не мог не ошибаться среди бурного течения революции. Естественно было искать исправления ошибок. Но исправление оказалось хуже самих ошибок. За исправление взялись люди с нечистыми руками и нечистым сердцем и повели Церковь по строптивым, нечистым путям, чем оттолкнули от себя и от своего дела верующий народ и вынудили Патриарха Тихона взять в свои руки кормило церковного правления... Чувствуя приближение кончины и предвидя невозможность канонического избрания себе преемника, Патриарх Тихон назначил Местоблюстителями патриаршей кафедры митрополитов: Казанского Кирилла, Ярославского Агафангела и Крутицкого Петра. Собрание православных епископов, участвовавших в погребении почившего первосвятителя, за отсутствием двух первых вручило права патриаршего Местоблюстителя митрополиту Крутицкому Петру. Но не угодно было Господу успехом благословить труды сего святителя. За время правления его нестроения и бедствия святой Церкви лишь усугубились... Она как бы вернулась к самым темным временам своего бытия. Вся воля святой Церкви как бы затмилась единою человеческою волею. Ввиду сего мы... решили избрать Временный высший церковный совет для ведения текущих дел Русской Православной Церкви и для подготовки канонически правильного Собора... При этом мы твердо решили не входить ни в какие отношения и общение с обновленцами и обновленчеством во всех его видах... Вместе с тем мы считаем своим долгом засвидетельствовать нашу совершенную законопослушность предержащей власти правительства СССР и веру в его добрую волю, в чистоту его намерений в служении благу народа. Взаимно мы просим верить нашей лояльности и готовности служить на благо того же народа» 220 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Мониторинг СМИ Пусть день каждого из нас начинается с молитвы за Поместный собор Интервью Патриаршего местоблюстителя митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла порталу «Интерфакс-религия» 13.01.2009 15:16 Накануне избрания нового предстоятеля местоблюститель Московского патриаршего престола митрополит Кирилл в интервью порталу " Интерфакс-Религия " прокомментировал подготовку к Поместному Собору, процедуру будущих выборов и вновь напомнил о важности молитвы каждого православного христианина накануне значимых перемен в жизни Русской Православной Церкви. - Какие надежды Вы связываете с предстоящим Поместным Собором? - Важнейшим деянием предстоящего Поместного Собора станет избрание патриарха Московского и всея Руси. Патриаршее служение требует всецелой преданности Церкви Христовой, боговдохновенной мудрости и самоотверженной любви к ближнему. Уповаю, что " при Господнем содействии " (Мк. 16, 20) Собор изберет шестнадцатого предстоятеля Русской церкви, который поведет церковный корабль по бурным волнам житейского моря. За последние годы наша Церковь преобразилась. Восстановлено и построено множество монастырей и храмов, в которых мы видим не только людей старшего поколения, но и молодежь. Небывалого расцвета достигла наша православная мысль, издается множество церковных книг, появились православные телеканалы и радиостанции. Налаживается партнерство с государством. Все эти добрые перемены были осуществлены под омофором Святейшего Патриарха Алексия. И я уверен, что Поместный Собор, представляющий всю Русскую церковь, обязательно скажет о своей благодарности почившему первосвятителю. - Какие чувства Вы испытывали, когда участвовали в Соборе 1990 года и когда был избран пятнадцатый патриарх Русской церкви? - Это было особенное время. Время больших перемен и добрых надежд. В 1989 году я был назначен председателем Отдела внешних церковных сношений и ушел в работу, что называется, " с головой " : открывались большие перспективы для православного свидетельства миру, внешние связи стали развиваться более динамично, менялось отношение государства и общества к Церкви.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

ЦВ 24 (397) декабрь 2008 /  26 декабря 2008 г. Состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви 24 декабря в Патриаршей резиденции в московском Даниловом монастыре под председательством Патриаршего Местоблюстителя митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. В заседании приняли участие: Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Митрополит Кишиневский и всея Молдавии Владимир, митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин, архиепископ Костромской и Галичский Александр, архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон, епископ Брянский и Севский Феофилакт, епископ Туровский и Мозырский Стефан, митрополит Калужский и Боровский Климент, управляющий делами Московской Патриархии. Перед началом заседания члены Священного Синода совершили молитву о новопреставленном Святейшем Патриархе Алексии. Панихиду в крестовом храме резиденции, освященном во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, совершил Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Напомнив перед началом заупокойной службы, что прошло двадцать дней со времени кончины Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, митрополит Кирилл сказал: «По церковному обычаю двадцатый день отмечается особым воспоминанием об усопшем. Наше воспоминание — это, в первую очередь, молитва об упокоении его души, о том, чтобы Господь принял его душу в селениях Своих, чтобы вечная молитвенная память об усопшем пребывала в человеческих сердцах. Верим, что Святейший Патриарх не оставляет своим попечением и молитвенной заботой Церковь Русскую в это непростое время нашего общего движения к Поместному Собору. Уверен, что он возносит свою молитву о внутреннем мире в Церкви, о единстве епископата и народа Божия, о чем сегодня молятся очень и очень многие. Царство Небесное Святейшему Патриарху Алексию и вечный покой!»

http://e-vestnik.ru/church/sinod_12_2008...

Жребий святого патриарха Тихона Старец достал бумагу и передал владыке. Митрополит Владимир громко зачитал: «Тихон, митрополит Московский. Аксиос!» 18 ноября, 2014 Старец достал бумагу и передал владыке. Митрополит Владимир громко зачитал: «Тихон, митрополит Московский. Аксиос!» 5 (18) ноября 1917 года, после литургии и молебна в храме Христа Спасителя, митрополит Московский Тихон был избран на патриарший престол. Какую роль это событие сыграло в истории Русской Церкви? Размышляет Арсений Замостьянов. Во времена царя Фёдора Ивановича в Москве был устроен «высочайший престол патриарший». Но при Петре Первом , на рубеже веков, после смерти патриарха Адриана, выборы нового Святейшего не состоялись. Местоблюстителем патриаршего престола был назначен рязанский митрополит Стефан Яворский — архиерей, пытавшийся сопротивляться самым радикальным и поспешным реформам первого русского императора. И в 1718 году усилившийся Пётр провёл церковную реформу, по существу, огосударствление Церкви. Вековые традиции, на которых держалась Русь, выкорчёвывались безжалостно. Митрополит Стефан не принимал участия в разработке церковной реформы — и с грустью принял возложенную на него роль президента Синода. Ведь он был противником самой идеи этого учреждения!.. Духовный регламент для Синода сочинял, по большей части, Феофан Прокопович — правая рука Петра в делах церковных. Больше двух веков в православной империи не было патриарха. И — вот она, ирония истории! — патриаршество удалось восстановить через несколько дней после взятия Зимнего, после Октябрьской революции, которая, как это вскоре стало ясно, превратит атеизм в официальную идеологию России. Более того, появление в политической жизни могущественных атеистических сил помогло сторонникам возрождения патриаршества отстоять свои позиции. Ведь на Соборе громко звучали и голоса против этого решения. Многие (в особенности — профессура духовных академий) опасались, что в Церкви установится единовластие, эдакий абсолютизм. Говорили, что в первые три века существования христианства патриархов не было… Но после 25 октября 1917 все (за редким исключением) осознали, что патриарх Церкви необходим.

http://pravmir.ru/zhrebij-svyatogo-patri...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010