Стефан, митрополит Рязанский и Муромский, местоблюститель патриаршего престола (Яворский Семён Иванович) Родился в 1658 году в польском местечке Явор или Яворов в мелкопоместной шляхетской семье. Местечки с названием Яворов есть и в Галиции, и на Волыни, но биографы Стефана не смогли установить, с каким из них связано имя патриаршего местоблюстителя. Отец Стефана ещё в ранней молодости переселился в деревню Красиловка близ Нежина, чтобы избежать преследования со стороны униатов. Приблизительно в 1683 году Стефан поступил в Киево-Могилянскую коллегию, где проучился до 1684 года. Здесь на него обратил внимание его учитель, иеромонах Варлаам (Ясинский; † 1707), ставший позднее архимандритом Киево-Печерского монастыря, а затем Киевским митрополитом. Вероятно, Варлаам (Ясинский) посоветовал Стефану отправиться для завершения духовного образования за границу. Чтобы поступить в иезуитское училище, Яворский, как и другие его современники, принял католичество. На юго-западе России это было делом обычным. Впрочем, учителя-иезуиты мало верили в то, что перемена вероисповедания происходила по убеждению; во многих случаях по окончании коллегии учащиеся снова возвращались в Православие. Стефан изучал философию в Львове и Люблине, а затем богословие в Вильно и Познани; усвоил все начала схоластической премудрости, искусно писал стихи на латинском, польском и русском языках, писал великолепные панегирики. В польских школах он основательно познакомился с католическим богословием и усвоил враждебное отношение к протестантизму. В 1689 году Стефан вернулся в Киев, принёс покаяние в своём отречении от Православной Церкви и был принят снова в её лоно, но римско-католическое влияние присутствовало в его богословских взглядах всю жизнь, сказавшись особенно сильно в его резком неприятии протестантизма. Эти факты из жизни Стефана послужили в дальнейшем для его врагов поводом называть его «папистом». В 1689 году по совету Варлаама (Ясинского) он принял монашество и проходил монашеское послушание в Киево-Печерской лавре.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

ЦВ 23 (396) декабрь 2008 /  11 декабря 2008 г. Состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви 10 декабря в Патриаршей резиденции в Чистом переулке под председательством Местоблюстителя Патриаршего Престола Преосвященного Кирилла, митрополита Смоленского и Калининградского состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. В заседании приняли участие: Митрополит Киевский и всея Украины Владимир; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир; митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси; митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; Митрополит Кишиневский и всея Молдавии Владимир; митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин; архиепископ Костромской и Галичский Александр, архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон, епископ Брянский и Севский Феофилакт, епископ Туровский и Мозырский Стефан, митрополит Калужский и Боровский Климент, управляющий делами Московской Патриархии. Предварила заседание заупокойная лития по новопреставленному Предстоятелю Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. По завершении богослужения, обращаясь к членам Священного Синода, митрополит Кирилл в частности сказал: «Заседание Священного Синода проходит ныне без Святейшего Патриарха Алексия, нашего отца и Первосвятителя. Все мы ощущаем неподдельную внутреннюю духовную скорбь... Святейший Патриарх Алексий всю свою жизнь служил примирению и единству и завещал это нам. Полагаю, этот наказ мы сообща, как единый епископат единой Русской Православной Церкви, должны выполнять». Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 10 декабря 2008 года Журнал 95 Слушали: сообщение Местоблюстителя Патриаршего Престола Преосвященного Кирилла, митрополита Смоленского и Калининградского, о завершении траурных мероприятий, проведенных в связи с кончиной и погребением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. 5 декабря 2008 года на 80-м году жизни и на 19-м году Патриаршего служения в загородной резиденции в Переделкине преставился ко Господу Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

http://e-vestnik.ru/docs/sinod_sobor_pom...

13 января 2009 г. Служение Патриаршего Местоблюстителя 6 - 13 января 2009 6 января, в Навечерие Рождества Христова, Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл возглавил великую вечерню и Божественную литургию святителя Василия Великого в московском Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре. По окончании Божественной литургии была совершена заупокойная лития по новопреставленному Предстоятелю Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. Со словами благодарности к Патриаршему Местоблюстителю обратился архиепископ Орехово-Зуевский Алексий. Он отметил, что в эти дни чада Русской Православной Церкви переживают очень странное чувство: и радость от приближающегося праздника Рождества Христова, и грусть по утрате своего Первосвятителя. «Вот почему мы рассматриваем Ваше служение в Новоспасской обители не только как утешение, но и как укрепление нашим силам», – сказал архиепископ Алексий и пожелал митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу, которому Священный Синод доверил блюсти Патриарший Престол и готовить Русскую Церковь к проведению Архиерейского и Поместного Соборов, сил, крепости и мужества. На молитвенную память архиепископ Орехово-Зуевский Алексий преподнес в дар Патриаршему Местоблюстителю образ Царицы Небесной «Достойно есть». В ночь с 6 на 7 января Патриарший Местоблюститель митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя (Рождества Христова) совершил Рождественское богослужение, включающее великое повечерие, утреню и Божественную литургию. В соборе собралось несколько тысяч верующих. Прямую трансляцию из Храма Христа Спасителя вели федеральные телеканалы. На праздничном богослужении присутствовал Президент России Дмитрий Медведев с супругой. Вместе с Д.А. Медведевым и С.В. Медведевой на месте, отведенном для почетных гостей (на правом клиросе возле алтаря), находились дети – учащиеся воскресной школы Храма Христа Спасителя. Среди участников Рождественского богослужения также были представители федеральных и московских органов государственной власти, православных и инославных Церквей России.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_mesto...

Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский) ЖМП 6 июнь 2021 /  9 июля 2021 г. 18:00 Благословение на подвиг К 80-ЛЕТИЮ ПОСЛАНИЯ ПАТРИАРШЕГО МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЯ МИТРОПОЛИТА СЕРГИЯ ОТ 22 ИЮНЯ 1941 ГОДА В этом году наша страна отмечает скорбную дату — 80 лет начала ­Великой Отечественной войны. В первый же день к пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви, а по сути ко всему народу, обратился Патриарший Местоблюститель митрополит Московский и Коломенский Сергий. Будущий Патриарх призывал всех сплотиться перед сильным и беспощадным врагом, стараясь пробудить в пастве историческую память и силу духа. О всех деталях событий, связанных с написанием и публикацией послания, «Журналу Московской Патриархии» рассказал главный архивист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга доктор исторических наук Михаил Шкаровский.  PDF-bepcuя. «Включите радио! Война!» Годы Великой Отечественной войны стали тем уникальным периодом в советской истории, когда подавляющее большинство верующих жителей СССР поддержало правительство страны, проявив глубокое чувство патриотизма и желание отстоять свою Родину от нацистских захватчиков. Это произошло несмотря на то, что религиозные организации в Советском Союзе подвергались длительное время сильнейшим репрессиям, достигшим своего пика в конце 1930-х годов. Правда, к 1940-м годам сталинское окружение, в основном под влиянием внешнеполитических обстоятельств, уже отказалось от запланированного полного уничтожения Церкви в стране. Однако ее положение оставалось по-прежнему трагичным — множество запретов опутывало со всех сторон, сотни священников томились в тюрьмах и лагерях. Подавляющее большинство районов страны к лету 1941 года оказалось вообще без действующих храмов, а ведь согласно переписи 1937 года более половины населения считали себя верующими. Двадцать второго июня 1941 года, в день Всех святых, в земле Российской просиявших, Германия напала на Советский Союз. Казалось бы, начавшаяся вой­на должна была еще сильнее обострить существовавшие противоречия между государством и Церковью. Однако этого не произошло. Складывавшиеся веками национальные и патриотические традиции Русского Православия оказались сильнее обид и предубеждений. Несмотря на духовную несвободу, гонения (можно вспомнить, что в конце 1930-х годов планировался и арест Патриаршего Местоблюстителя митрополита Московского Сергия ), верующие приняли самое активное участие в борьбе с агрессором.

http://e-vestnik.ru/history/blagosloveni...

22 января 1928 год – Епископ Воронежский Алексий (Буй) написал послание об отмежевании от митрополита Сергия и подчинении только местоблюстителю патриаршего престола митрополиту Петру. Через несколько дней одно за другим последовали постановления митрополита Сергия и Временного Патриаршего Синода о запрете в священнослужении по обвинению в раскольнической деятельности епископов Димитрия (Любимова), Сергия (Дружинина), а затем и Алексия (Буя). В январе 1928 г . епископ Виктор (Островидов) продолжал, несмотря на запрещение в священнослужении, управлять Вятской епархией. В это время он составил и распространил несколько посланий к пастырям, где осуждал деятельность митрополита Сергия. 4 апреля 1928 г . епископ Виктор (Островидов) был арестован в г. Глазове и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. 18 мая он был осужден на три года лагеря и сослан на Соловки, где участвовал в тайных богослужениях последователей митрополита Иосифа (Петровых). В январе 1928 г . епископ Димитрий (Любимов) объявил митрополита Сергия безблагодатным и потребовал немедленного разрыва молитвенного общения с ним. В ответ заместитель местоблюстителя патриаршего престола и Синод приняли постановление о запрещении в священнослужении ленинградских епископов Димитрия (Любимова) и Сергия (Дружинина). Постановление было зачитано в Никольском Богоявленском соборе епископом Николаем (Ярушевичем). С этого времени Московская Патриархия стала считать неподчинившихся священнослужителей раскольниками. Решение ленинградских викариев отойти от митрополита Сергия было принято самостоятельно, тем не менее, до его официального провозглашения митрополит Иосиф благословил готовившийся отход. Во второй половине декабря он писал епископу Димитрию: «Дорогой владыко! Узнав от м. Агафангела о принятом Вами решении, нахожу (после ознакомления со всеми материалами), что другого выхода нет. Одобряю ваш шаг, присоединяюсь к вам, но, конечно, помочь вам более существенно лишен возможности…» Сам же митрополит Иосиф оставался в молитвенно-каноническом общении с заместителем местоблюстителя патриаршего престола до февраля 1928 г . 7 января митрополит Иосиф в письме в Ленинград вновь одобрил действия своих викариев: «…Для осуждения и обезвреживания последних действий митрополита Сергия (Страгородского), противных духу и благу Св. Христовой Церкви, у нас, по нынешним обстоятельствам, не имеется других средств, кроме как решительный отход от него и игнорирование его распоряжений…»

http://pravoslavie.ru/5334.html

Документы Доклад Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на Поместном Соборе Русской Православной Церкви (Москва, 27-29 января 2009 года) 27.01.2009 15:56 Возлюбленные во Христе Преосвященные архипастыри, всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, братья и сестры! «Днесь благодать Святаго Духа нас собра». Водимые Самим Господом, мы — иерархи, пастыри, монашествующие, миряне — прибыли сюда из многих стран и регионов, чтобы принять решения, которые во многом определят пути Русского Православия в XXI веке. Нам предстоит избрать шестнадцатого Патриарха Московского и всея Руси. Нам надлежит дать оценку последних восемнадцати с лишним лет, ставших временем Второго Крещения Руси. Мы призваны поразмыслить и о том, какой должна быть наша Церковь в ближайшем будущем. Полагая начало соборным дискуссиям и решениям, будем хранить в сердцах наших слова святого апостола Павла: « Братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом » (1 Кор. 15, 58). По слову святителя Патриарха Тихона, «приступим к церковному строительству без злобы и лукавства, как соработники Божии. При этом каждый пусть смотрит, из чего он строит. Если строить будем из материала крепкого, то и строение будет крепкое и прочное, а если строить будем из материала хрупкого, то и дела наши будут непрочны. Будем строить на твердом основании, еже есть Христос, на основании этой святой книги — Святого Евангелия, на основании апостольских, соборных и святоотеческих правил и церковных преданий, а не на своем измышлении». Совсем недавно мы совершили сорокадневное поминовение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Молились мы и сегодня о упокоении его души в Небесных обителях, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная». На настоящем Соборе мы будем вспоминать многие и многие дела, свершенные за годы церковного возрождения. И эти дела неразрывно и навеки будут связаны в истории с именем почившего Первосвятителя. Они совершались по его благословению, а в значительной мере — благодаря его его мирному духу и мудрости, его каждодневной заботе о Церкви. И сегодня мы можем сказать о Святейшем Патриархе Алексии апостольскими словами: подвигом добрым он подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится ему венец правды, который даст ему Господь, праведный Судия, в день оный (см. Евр. 4, 7-8). Великая и вечная благодарность Святейшему Патриарху за все, что сделал он для народа Божия, для его духовного возрождения!

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Документы Слово местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Кирилла при открытии Архиерейского Собора РПЦ 25 января 2009 года 25.01.2009 15:59 Досточтимые собратья архипастыри! «Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа» (Рим. 1. 7). Полгода прошло со времени последнего Архиерейского Собора, и вот мы вновь собрались в Зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя. Этот величественный храм воскрес из небытия благодаря воле и стараниям приснопоминаемого Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Тысячи храмов и сотни монастырей по всей земле нашей восстали из руин за неполные двадцать лет подвижнического служения почившего Первосвятителя. Но разве только в этом заслуга Его Святейшества? После десятилетий господства государственного атеизма происходит возрождение и развитие всех сторон церковной жизни. Создаются воскресные школы и православные детские дома, священники получили возможность совершать служение в воинских частях, нести Благую весть заключенным, участвовать в общественной жизни. Православными людьми создаются службы милосердия, социальные и благотворительные структуры… Словом Русского Православия сегодня оплодотворяются многие: оно мощно звучит через книги, теле- и радиопрограммы, церковно-общественные форумы. Все эти благие дела мы совершали вместе с клиром и верующим народом по благословению Его Святейшества. Пятнадцатый Патриарх Русской Церкви был известен и любим не только в ее ограде. Тот высокий авторитет, который наша Церковь имеет во всем мире, во многом связан с именем Святейшего Патриарха Алексия. В те декабрьские дни, когда Москва и весь мир прощались с почившим Предстоятелем Церкви, к его гробу в Храм Христа Спасителя нескончаемым потоком, днем и ночью шли люди. Им не мешала непогода и не останавливало многочасовое ожидание. И, вспоминая эти дни, мы не можем не понимать величие стоящей перед нами задачи – быть достойными памяти этого великого светильника Церкви Русской. Пропоем ему вечную память. Полагаю, что на настоящем Соборе нет необходимости предлагать подробный доклад о событиях церковной жизни, поскольку эта задача была исполнена почившим Святейшим Патриархом на минувшем Архиерейском Соборе в июне 2008 года, когда были приняты соответствующие постановления, из которых особо следует отметить определение «О единстве Церкви». Однако сегодня все же следует упомянуть о некоторых важнейших событиях второй половины 2008 года, с которыми были связаны последние деяния Святейшего Патриарха Алексия.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Избрание Святейшего Кирилла, Патриарха Московского и всея Руси Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 54, 2009 8 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 54, 2009 Архиерейский собор Русской Православной Церкви 25 января 2009 г. 25 января 2009 года в Храме Христа Спасителя состоялся Архиерейский собор Русской Православной Церкви. В нём приняли участие 198 архипастырей. Перед началом заседания в Зале церковных Соборов участники Собора молились о упокоении приснопоминаемого Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II за ли­тиёй, которую совершил Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Члены Архиерейского Собора утвердили повестку дня, программу и регламент, предложенные Священным Синодом. Участ­ники заседания избрали также секретаря Собора, про­голосовали по составу редакционной, мандатной и счётной комиссий и утвердили порядок избрания Собором кандидатов на Московский Патриарший Престол. В этот же день состоялось тайное голосование; бюллетени для голосования содержали полный список возможных кандидатов. В соответствии с Уставом Русской Православной Церкви кандидатами на Патриарший Престол могут быть епископы Рус­ской Православной Церкви старше 40 лет, обладающие высшим богословским образованием и достаточным опытом епархиального управления. По итогам голосования кандидатами стали Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Смоленский и Калинин­градский Кирилл, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет. Архипастыри приняли также Определения “О подготовке Поместного собора Русской Православной Церкви” и “О кандидатах на Патриарший Престол”, одобрили Грамоту о созыве Поместного собора Русской Православной Церкви, утвердили Положение о составе Поместного собора, рассмотрели и предварительно одобрили для последующего утверждения Поместным собором ряд документов, касающихся организации работы Собора. Поместный Собор Русской Православной Церкви

http://pravmir.ru/izbranie-svyateyshego-...

Местоблюститель патриаршего престола митрополит Петр (Полянский) и его отношение к «Завещательному посланию» Патриарха Тихона Дмитрий Сафонов Священномученик митрополит Петр (Полянский) Одним из важных аргументов в пользу того, что святитель Тихон не подписывал «Завещательное послание» является тот факт, что митрополит Петр (Полянский) косвенно свидетельствовал о его неподлинности. Ряд интересных доводов по этому поводу приводит прот. В. Виноградов. В частности, он указывает на тот факт, что митрополит Петр на совещании епископов, состоявшемся после погребения Патриарха, не огласил это послание. Совершенно справедливым представляется мнение прот. В. Виноградова о том, что если бы имелось подписанное Патриархом послание, Е. Тучков обязал бы митрополита Петра обнародовать его перед епископами это послание. Однако митрополит Петр никогда публично не отрицал подлинность послания. Это было вызвано той позицией, которую он занимал в отношении тактики поведения в отношениях с властями. Выше уже цитировались его слова, сказанные им в доверительной беседе по поводу возможности введения нового стиля. Он говорил о том, что если гражданская власть заставит перейти на новый стиль, то по его словам «мы тогда подчинимся и выпустим соответствующее послание. Но вы не обращайте на это внимания и считайте такие вынужденные наши послания необязательными» . За два предыдущих года верующие уже привыкли к тому, что в советской печати публикуются «вынужденные» или фальсифицированные документы от имени Патриарха, но эти документы не воспринимались как выражение патриаршей воли. Так было с посланием о введении нового стиля в 1923 г., с публикацией материалов о «примирении» Патриарха с Красницким и т.д. Митрополит Петр знал о том, что верующие, по крайней мере, в Москве, не воспримут «завещание» как выражение предсмертной воли Патриарха. Так врач, лечившая Патриарха, Э. Бакунина вспоминала: «Решительно никто в Москве не хотел поверить, что патриарх подписал добровольно и собственноручно; текст был написан не им, но на подлинности газеты настаивали» .

http://pravoslavie.ru/57501.html

протоиерей Георгий (Морохин) В 90-х годах прошлого века, когда во всех епархиях Русской Православной Церкви начался активный сбор материалов для предстоящей канонизации новомучеников и исповедников, не была ещё дана окончательная оценка многих событий церковной истории 20–50-х годов, да и до сих пор исследователи не пришли к единому мнению об этом сложном времени, которое принято называть теперь периодом богоборческих гонений. Речь идет, прежде всего, об эпохе церковных расколов («разделений»), признании истинного мученичества в «разделениях», отношении к советской власти и т.д. На прошлых Рождественских Чтениях так или иначе уже затрагивались проблемы подготовки к канонизации новомучеников и исповедников. Одним из острых вопросов является отношение священнослужителей и мирян к церковной политике, проводимой Заместителем местоблюстителя Патриаршего Престола, Сергием (Страгородским) . И как следствие этого, отношение к высшей церковной власти, пониманию ее каноничности, а, следовательно, и евхаристическому общению, поминовению за богослужением первоиерарха, канонических границ власти местоблюстителя патриаршего престола, отношению христиан к богоборческой власти. Острота этого вопроса заключается не только в сложности исследуемого периода или недостаточности документального материала. Спор, начавшийся в 20-х годах ХХ века о той грани, где заканчивается административное непослушание и начинается раскол, по сей день актуален. В этом отношении очень ценен пример исследования материалов касающихся канонизации святителя Афанасия (Сахарова) . Нужно отметить, что лично к митрополиту Сергию епископ Афанасий до конца своих дней относился с почтением и почти все его действия до начала 30-х годов одобрял. В 1919 году, когда большевики начали пропагандистскую кампанию по вскрытию мощей, совместные усилия митрополита Сергия, который занимал тогда Владимирскую кафедру, и иеромонаха Афанасия (Сахарова) позволили предотвратить поругание святынь. Митрополит Сергий благословил не чинить препятствий комиссии по вскрытию мощей в Успенском кафедральном соборе и установить возле них дежурство духовенства. В соборе поставили длинные столы, застеленные церковными покровами (какими тогда покрывали гроб с усопшим), а на них аккуратно положили святые мощи. Первыми возле мощей дежурили иеромонах Афанасий (Сахаров) и псаломщик Александр Потапов.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010