В письме епископу Виктору (Островидову) Антонин писал, что главная задача обновленчества – «ликвидация патриарха Тихона как ответственного вдохновителя непрекращающихся внутрицерковных оппозиционных ворчаний» . Епископ Антонин изначально находился в оппозиции к Красницкому и «Живой церкви» , не соглашаясь с программой радикальных церковных реформ. 23 мая 1922 года Антонин во время проповеди говорил, что он «не за одно с деятелями “Живой церкви” и разоблачал их проделки» . В письме митрополиту Сергию (Страгородскому) Антонин называл Красницкого и его «Живую церковь» «седалищем губителей», а свой временный союз с ними объяснял соображениями «государственного порядка, чтобы не расщеплять раскола в народе и не открывать церковной междоусобицы» . ВЦУ был искусственно созданным органом, вместе работать его членов заставляли «соображения государственного порядка», вернее, указания ГПУ. В июне 1922 года патриарх Тихон, находясь под домашним арестом, передал, по данным ГПУ, записку, обращенную к духовенству, с просьбой бороться с лидерами обновленческого ВЦУ епископами Леонидом (Скобеевым) и Антонином (Грановским) и «обратиться к иностранным державам» . Антонин был противником женатого епископата, за который ратовала «Живая церковь». В письме митрополиту Сергию (Страгородскому) он писал: «Женатого архиерея я все же остановил. Они было и наречение совершили. Пришлось прибегнуть к внешнему воздействию, которое на сей раз удалось» . «Живую церковь» он считал «поповским профсоюзом, желающим только жен, наград и денег» . Архиепископ Евдоким (Мещерский) ВЦУ под давлением властей поддержали достаточно авторитетные архиереи. 16 июня 1922 года митрополит Сергий (Страгородский) вместе с архиепископами Евдокимом (Мещерским) и Серафимом (Мещеряковым) подписали «Меморандум трех». В этом тексте говорилось: «Целиком разделяем мероприятия Церковного управления, считаем его законной верховной церковной властью и все распоряжения, исходящие от него, считаем вполне законными и обязательными» . По свидетельству протоиерея Порфирия Руфимского, который побывал в июне 1922 года в Нижним Новгороде, подписание «Меморандума трех» происходило в местном подразделении ГПУ .

http://pravoslavie.ru/33329.html

Священник Василий Иванович Белавин – казанский живоцерковник, тройной тезка Святейшего Патриарха Тихона, выдававший одно время себя за его родственника. 751 Здесь митрополит Сергий рассуждает как истинный синодал, т. е. предста­витель церковной иерархии синодального периода. В церковной истории не бы­ло такого прецедента, чтобы Церковь , хотя бы и временно, возглавлял «исполня­ющий обязанности патриарха», а вот патриаршии местоблюстители известны как в общецерковной истории, так и в истории Русской Церкви. Беремся утверж­дать, как наиболее вероятное, что Святейший Патриарх Тихон, в своем завеща­нии подразумевал именно патриаршего местоблюстителя, когда называл трех митрополитов. 752 Митрополит Сергий в первом своем письме призвал митрополита Кирил­ла «знать свою меру» в советах заместителю местоблюстителя, на что митропо­лит Кирилл справедливо замечает, что в настоящее время «для всех» следует со­хранять по отношению прежде всего к митрополиту Петру, патриаршему место­блюстителю, «обязательную для всех нас мерность». 753 Характерно, что уже здесь митрополит Кирилл говорит об «обновленчест­ве» митрополита Сергия, но обновленчество это заключается для митрополита Кирилла не в Декларации 1927 года, а в «каноническом буквализме», на основа­нии которого происходит узурпация церковной власти. Обновленчество, по ми­трополиту Кириллу, состоит и в административном нововведении митрополита Сергия, учреждении Временного Патриаршего Синода, органа-соправителя. Иными словами, попытке заменить патриаршество синодальной формой правле­ния, чреватой коллективной ответственностью (а следовательно, коллективной же безответственностью). Синодальная форма правления была в тот период на­иболее выгодной для государства системой управления Церковью. 754 Митрополит Кирилл разуумеет здесь, конечно, самого митрополита Сергия, «пошатнувшегося на церковной стезе» в 1922 году, «вследствие книжнического пользования писанными церковными правилами». Тогда 16 июня 1922 года в «меморандуме трех» (митрополита Сергия, архиепископа Евдокима и архиепис­копа Серафима) обновленческое ВЦУ признавалось «единственной каноничес­кой церковной властью».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Библиотеке иностранной литературы состоялась презентация альбома «Косово: Православное наследие и современная катастрофа» 14 февраля 2007 г. 18:05 Презентация уникального альбома «Косово: Православное наследие и современная катастрофа» (издательство «Индрик») состоялась 13 февраля во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы (ВГБИЛ). Автор замысла и составитель книги — директор Научного центра восточно-христианской культуры, известный искусствовед Алексей Лидов. В апреле 2004 года он в качестве эксперта комиссии ЮНЕСКО описывал последствия погромов православных храмов . Книга содержит самую полную на сегодняшний день информацию о памятниках сербской культуры в Косово и Метохии, как разрушенных, так и тех, которым угрожает уничтожение со стороны албанских экстремистов. Книга вызвана к жизни событиями 17-19 марта 2004 года, когда в течение трех дней в Косово были полностью разрушены или осквернены 35 христианских храмов. Всего с 1999 года в сербском крае Косово и Метохия разрушениям подверглись 143 церкви и монастыря Сербской Православной Церкви . Книга состоит из трех частей. Первая часть — «Наследие» — написана одним из самых авторитетных в мире специалистов по средневековой культуре Косово профессором Принстонского университета (США) Слободаном Чурчичем. Автор в популярной форме подробно описывает выдающиеся памятники архитектуры и живописи византийской эпохи в Косове в «мирном контексте», до разрушения. Автор убедительно показывает, что эти памятники составляют «неотделимую часть общевизантийской традиции, существовавшей на огромной территории от Средиземноморья до Северной Руси». Во вторую часть — «Катастрофа» — издатели включили каталог 143 косовских памятников, разрушенных с 1999 года, а также подборку документов, начиная с отчетов международных организаций, таких как ЮНЕСКО и Human Rights Watch. Здесь же размещены меморандум Сербской Православной Церкви, сообщения корреспондентов с места событий, свидетельства очевидцев. Третья часть книги — «Памятники» — это самый полный на сегодня каталог всех православных памятников Косово (более 2 тыс. названий), которые когда-либо были известны, в том числе и разрушенных. По словам А.Лидова, эта часть работы была особенно сложной из-за того, что многие уничтоженные храмы XIX века не были описаны и сфотографированы, поскольку не считались значимыми памятниками. Однако составители каталога считают, что важно сохранить память и об этих сооружениях.

http://patriarchia.ru/db/text/196872.htm...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Некоторые аспекты изучения материалов судебно-следственных дел в контексте прославления святых Иеромонах Платон (Рожков), насельник Введенского ставропигиального монастыря Оптина пустынь 28 ноября 2016        Благоприятный период для изучения материалов судебно-следственных дел закончился с принятием известного приказа трех министров от 25 июля 2006 года , ограничивающего доступ к материалам прекращенных уголовных, административных и фильтрационно-проверочных дел, а также после уничтожения в архивах ФСБ некоторой информативной части материалов (оперативной информации, агентурных донесений, меморандумов) из состава судебно-следственных дел. Однако полемика продолжается, поскольку значительное количество документов уже было введено в научный оборот. По мнению некоторых исследователей, судебно-следственные документы не являются достоверным историческим источником, поэтому верить их содержанию, особенно протоколам допросов обвиняемых, не следует. Они же призывают не использовать такого рода материалы при канонизации подвижников. При этом приводятся доводы, что протоколы допросов – это продукт творчества следователя-«литератора», а подписи добывались следователем-«забойщиком» силой и угрозами. Безусловно, такие явления могли иметь место. При изучении дел нетрудно видеть, что каждый следователь являлся «литератором», а в случае необходимости – и «забойщиком». Однако проблема не только в этом. Большое значение имеет подпись обвиняемого, подтверждающая его «согласие» с тем фальсифицированным обвинением в контрреволюционной деятельности, которое ему всегда предъявлялось. Если арестованный поставил подпись под документом с фальсифицированным обвинением – это грех лже­свидетельства, который не перестает быть грехом, духовной слабостью, даже если совершен под принуждением «забойщика» и оформлен «литератором». Процесс канонизации – не самоцель, это поиск примеров святости, которые, как показывают исследования, единичны. Если человек в результате мучений оступился – можно и должно ему посочувствовать, но такой поступок говорит об отсутствии у этого человека христианского совершенства. Мученик же всегда является исполнителем заповеди: будь верен даже до смерти и дам тебе венец жизни (Апок. 2, 10).

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

«Строить будут после меня». К 75-летию со дня кончины Патриарха Сергия (Страгородского) 10 июля 2019 г. 14:33 Личность и деятельность Святейшего Патриарха Сергия , автора известной «Декларации», и сегодня вызывает горячие споры. Немало нелестных эпитетов в свое время досталось архипастырю и от современников. Между тем именно Патриарху Сергию было доверено управление церковным кораблем, когда религия была врагом государства, а Церковь оказалась на грани уничтожения. Чего стоил ему этот компромисс с властью, через какие испытания пришлось пройти, почему решение Патриарха сохранить Церковь оказалось единственно верным, размышляет доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Андрей Кострюков. Статья опубликована в «Журнале Московской Патриархии» ( 6, 2019 ) . 1917 год, ставший началом войны государства против Церкви, отразился на жизни каждого священнослужителя. Кроме уничтожения духовенства, начальный период коммунистической власти был ознаменован и рядом антицерковных кампаний — осквернением святых мощей, изъятием церковных ценностей и созданием органами ГПУ обновленческого раскола. Не обошли эти скорби и митрополита Сергия. Признание обновленческого Высшего церковного управления (ВЦУ) — прискорбный факт его биографии. 16 июня 1922 года, через месяц после ареста Пат­риарха Тихона , митрополит Сергий, архиепископы Евдоким (Мещерский) и Серафим (Мещеряков) издали «Меморандум трех», в котором призвали верующих подчиниться В момент признания мит­рополитом Сергием ВЦУ иерарх находился под арестом, так что строптивость могла кончиться для него тюремным сроком. Напрашивается вывод, что иерарх в лучшем случае был сломлен, а в худшем — рассчитывал получить от признания ВЦУ какие-то выгоды. Отпадение и покаяние Но не будем спешить с выводами. Далеко не все, признавшие обновленцев в 1922 году, были карьеристами и циниками. Достаточно вспомнить, что после ареста Патриарха Тихона законная иерархия Российской Церкви оказалась вне закона, поминовение Святейшего могло стоить свободы, а то и жизни. Примерно половина архиереев в тот момент сочла, что другого выхода, кроме подчинения обновленцам, не осталось.

http://patriarchia.ru/db/text/5468664.ht...

В Ярославской митрополии молитвенно почтили память новомучеников и исповедников Ярославских 17 октября 2018 г. 11:14 16 октября 2018 года, в день памяти святителя Агафангела, митрополита Ярославского, и новомучеников и исповедников Ярославских, митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон  возглавил Божественную литургию в Казанском женском монастыре г. Ярославля, где пребывают мощи святителя. Его Высокопреосвященству сослужили представители духовенства Ярославской епархии . За богослужением молились настоятельница Введенского Толгского женского монастыря игумения Варвара (Третьяк), сестры Казанского женского монастыря, воспитанники Ярославской духовной семинарии и учащиеся епархиальной классической гимназии имени святителя Игнатия (Брянчанинова). Богослужебные песнопения исполнил хор регентского отделения при Яросла духовной семинарии. Святитель Агафангел (Преображенский) родился в 1854 году в селе Мочилы Тульской губернии в семье священника. Духовное образование получил в Венёвском духовном училище и Тульской духовной семинарии. Был назначен на Тобольскую кафедру, затем переведен на Рижскую, далее на Литовскую. В 1913 году архиепископ Литовский и Виленский Агафангел был назначен на Ярославскую и Ростовскую кафедру и вскоре возведен в сан митрополита. С 1918 года он являлся членом Высшего Церковного Управления и Священного Синода при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Тихоне. В 1922 году находившийся в заточении Святейший Патриарх Тихон передал митрополиту Агафангелу грамоту на право замещения Первосвятительского престола. После выхода «Меморандума трех», в котором обновленцы претендовали на церковное управление, митрополит Агафангел выпустил послание о своем вступлении во временное управление Русской Православной Церковью, призывавшее верующих хранить в чистоте устои Церкви. За сопротивление обновленцам святитель был арестован и отправлен в ссылку на три года в Томскую губернию. В своем завещании от 25 декабря 1925 года Святейший Патриарх Тихон назвал митрополита Агафангела вторым кандидатом на должность Местоблюстителя Патриаршего престола. Вернувшись из ссылки в Ярославскую епархию, митрополит отошел ко Господу в 1928 году. В августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви святитель Агафангел был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских. Ярославская епархия /Патриархия.ru     Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Новости 24 октября, 2012 Киево-Печерская Лавра будет сотрудничать с ведущими музеями Беларуси и Молдовы Проект Меморандума предусматривает обмен информацией о планах работы и мероприятий, проведение совместных семинаров и симпозиумов, реализацию совместных научно-издательских и культурных проектов... 24 октября, 2012 Иеромонах Димирий (Першин) выступил перед курсантами колледжа полиции с лекцией о моральном облике полицейского В ходе лекции были затронуты вопросы противодействия употреблению алкоголя, табака и других психо-активных веществ, морально-нравственного облика семьи в современных условиях, а также профилактика суицидов в образовательных учреждениях. 24 октября, 2012 Митрополит Иларион: ООН должна возвысить голос в поддержку гонимых христиан и помочь обеспечить механизм их защиты Однако в нынешнем году, когда количество фактов преследований христиан ныне значительно возросло, мы не видим соответствующей реакции международных структур. К сожалению, и в повестке дня ООН данная тема не занимает должного места. 24 октября, 2012 Митрополит Иларион выступил на заседании III Комитета ООН Архипастырь представил доклад " Противодействие дискриминации христиан в мире как вклад в развитие концепции прав человека " . Речь председателя ОВЦС, произнесенная на английском языке, вызвала значительный интерес у присутствующих 24 октября, 2012 Государство профинансирует реставрацию трех храмов Вологодской области в 2013 году Собор Успения, Собор Спасо-Преображения и Церковь Илии Пророка будут включены в план организационно-финансовых мероприятий федеральной целевой программы Культура России на 2013 год 24 октября, 2012 Российские власти до 2015 года обучат более 2 тысяч российских студентов в ведущих мировых вузах Участников программы отберут специальные комиссии. По условиям конкурса человек должен получить высшее образование в российском университете, самостоятельно поступить в зарубежный вуз и обязательно вернуться на работу в Россию, в противном случае ему придется отдать деньги, которые государство потратило на его образование.

http://pravmir.ru/category/news/page/482...

С. Г. Сахаров. Фотография. 1912 г. (ПСТБИ) С. Г. Сахаров. Фотография. 1912 г. (ПСТБИ) 10 июля 1921 г. состоялась хиротония А. во епископа Ковровского, викария Владимирской епархии, к-рую по благословению Патриарха Тихона совершали митр. Владимирский Сергий (Страгородский) , архиеп. Нижегородский Евдоким (Мещерский) и еп. Печерский, викарий Нижегородской епархии Варнава (Беляев) . 30 марта 1922 г. А. был арестован, в срочном порядке препровожден в Реввоентрибунал, но 31 марта освобожден. Причиной ареста послужила проповедь святителя, произнесенная 23 марта в Казанском соборе г. Вязники; его обвинили в том, что он призывал верующих сопротивляться изъятию церковных ценностей . Весной 1922 г. во Владимире началось следствие, связанное с пропажей предметов из ризницы Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня мон-ря . Все архиереи, имевшие к.-л. отношение к Спасо-Евфимиевой обители, были арестованы. А. обвинили «в агитации и будировании масс против сдачи церковных ценностей и по делу хищения драгоценностей из ризницы Спасо-Евфимиевского монастыря в г. Суздале». А. и митр. Сергий (Страгородский) были приговорены к заключению сроком на год. 9 июня 1922 г. во Владимире состоялся показательный суд по данному делу. 10 июня А. был освобожден по амнистии, однако лишь в апр. 1924 г. дело было прекращено по кассации. 16 июня 1922 г. митр. Сергий (Страгородский), архиеп. Евдоким (Мещерский) и архиеп. Серафим (Мещеряков) подписали «Меморандум трех» , содержавший признание обновленческого ВЦУ. В рапорте на имя митр. Сергия (Молитва всех вас спасет. С. 166-167) А. писал о том, что он не считает ВЦУ законным органом высшей церковной власти. Святитель запретил в священнослужении уполномоченного обновленческого ВЦУ прот. М. Тихонравова, в проповедях объяснял пастве пагубность обновленчества. Вокруг А. сложилась группа духовенства, верного канонической Церкви, в эту группу входили благочинный церквей Владимира прот. Алексей Владычин, настоятель Троицкой ц., куда были переведены священнослужители и монахи из архиерейского дома, иером. Герман (Зацепин), игум. владимирского Княгинина мон-ря Олимпиада (Медведева).

http://pravenc.ru/text/76846.html

На короткое время подвергался аресту. Архиепископ Нижегородский 21 октября 1918 г. ему было поручено временное управление Нижегородской епархией . 18 ноября он был официально назначен правящим архиереем. Прибыл в Нижний Новгород через 3 недели после казни ранее управлявшего епархией Балахнинского еп. Лаврентия (Князева) (+ 6 ноября 1918). Сразу обратился к председателю Нижегородского губисполкома с предложением о сотрудничестве, обещая «вести церковный корабль по-американски, где... уже давно Церковь отделена от государства». Идя навстречу пожеланиям властей, Евдоким согласился на официальное закрытие всех монастырей вне Нижнего Новгорода (обители формально были преобразованы в сельхозартели). Организованный архиереем епархиальный совет ставил целью «согласование правил церковных и требований церковной власти с декретами Совнаркома, касающимися Церкви и религиозных общин». В декабре 1919 г. совет принял резолюцию «о подчинении Советской власти не за страх, а за совесть». Много выступал с проповедями, читал лекции, организовал открытые пастырские курсы и кружок христианской молодежи. Он умел растрогать и расположить к себе людей, но в то же время смущал верующих своим явно немонашеским поведением. Евдоким высоко оценивал свои успехи в устроении отношений между Церковью и местными гражданскими властями: «Мы переживаем глубокий мир в Нижегородской епархии. Многие говорят, что в прежнее, дореволюционное время так хорошо не жилось в епархии, как живется в настоящее время» . Но многочисленные обращения верующих, в которых сообщалось о закрытии храмов, об изгнании священников из своих домов, оставлялись правящим архиереем без внимания. Архиеп. Евдоким поддержал политику властей во время кампании по изъятию церковных ценностей . Отпадение в обновленчество После образования при содействии властей обновленческого Высшего церковного управления (ВЦУ) выступил 19 мая 1922 г. с открытым письмом, выражая солидарность с «прогрессивной группой духовенства», и обвинил патриарха Тихона в «разрушении Церкви». 16 июня заявил о признании ВЦУ канонической законной церковной властью, подписав « Меморандум трех » вместе с Владимирским митр. Сергием (Страгородским) и Костромским архиеп. Серафимом (Мещеряковым) .

http://drevo-info.ru/articles/26243.html

«3. Ответственность Православной Церкви в отношении такового единства, равно как и её вселенская миссия, были выражены Вселенскими Соборами. Они особенно подчеркивали наличие неразрывной связи между правой верой и общением в таинствах, и потому отсекли от тела Церкви тех, кто не имел с ней общения в вере и таинствах» (поправки отмечены жирным шрифтом). [iv] «4. Православная Церковь непрестанно молится о возвращении всех в её единство, желая, «чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4). Она всегда развивала диалог с отделенными от неё, ближними и дальними, полагая необходимые догматические границы для их безопасного возвращения к её апостольской вере и совершенному общению с ней в одном этосе и одном опыте Святого Духа. На современный поиск путей и способов восстановления единства верующих во Христа она отвечает, излагая своё догматическое учение и каноническое предание (постановления Вселенских Соборов и священные каноны) с целью своего подлинного свидетельства в новых исторических условиях». [v] «5. … должны основываться» вместо просто «основываются». «6. Единство, которым обладает Церковь по своей онтологической природе, не может быть нарушено. Православная Церковь существование в истории не находящихся в общении с ней инославных христианских церквей и конфессий, и в то же время верит, что её отношения с ними должны строиться на чётко православных богословских и канонических основаниях. При этом условии она положительно смотрит на диалог с ними, веря, что таким образом она несет активное свидетельство о полноте Христовой истины и о своих духовных сокровищах тем, кто находится вне ее, преследуя объективную цель — подготовить путь к их единству с Единой, Святой, Соборной и Апостольской, то есть Православной, Церковью. В случае если какой-либо диалог не достигает цели, Православная Церковь полагает ему конец согласно евангельскому увещанию (Тит. 3:10-11)». < Во французской и греческой версии документа вместо «констатирует» употреблено слово «признает», что является более сильным утверждением. Констатация подразумевает только установление несомненности наличия, а признание — утверждение своим согласием права на существование. Автор настоящего меморандума, исходя из греческого текста, предлагает заменить «признает» ( ναγνωρζει ) на «знает» (γνωρζει), что ближе по смыслу к русскому вариантом перевода. Более подробно о разнице в русском, французском и греческом вариантах текста см. статью к. филол. н. Е.А. Огородник «Краткий анализ трех версий документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» на русском, французском и греческом языке»: — Прим. пер. >

http://bogoslov.ru/article/4918713

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010