Девы и поэтому ее дети могли приходиться Иисусу «братьями». Симон же и Иуда, по преданию, были сыновьями Иосифа от первого брака. Так, по крайней мере, представляется дело в Евангелии Иакова, с которым согласно большинство Отцов Церкви ( Ориген. In Math. – Migne, PG, t. XIII, с. 876, св. Григорий Нисский. Слово на Воскресение, II; св. Амвросий Медиоланский. О девстве, I) См. А. Лебедев. Братья Господни. СПб., 1905, с. 101 сл. 19. Сближение понятий «праведник» и «бедняк» мы находим уже у пр. Амоса (2, 6), но особенно часто встречается оно у псалмопевцев См.: A. Gelin. Les pauvres de Yahve, р. 34-46. 20. См.: Филон. О жизни созерцательной, 32, 68. Когда в Кумране появились женщины, это, по-видимому, были жены членов «яхада». О ветхозаветных взглядах на безбрачие см.: Н.Стеллецкий. К вопросу о безбрачии и девстве в Ветхом Завете — ЧОЛДП, 1893, с. 256. 21. Числ 30, 4 сл. См: М. Богословский. Детство Господа нашего Иисуса Христа и Его Предтечи. Казань, 1893, с 196. 22. Это подтверждается тем, что о родителях Марии в евангелиях нигде не упомянуто, но зато говорится о Ее сестре (Ин 19, 25). «Строгость галилейских нравов, — говорит Грец, не разрешала помолвленным дружеских свиданий» ( Г. Грец. История еврейского народа, т. IV, с. 212). 23.  Мейстер Экхарт. Духовные проповеди и рассуждения. Пер. М. Сабашниковой. М., 1912, с.6. 24. Дан 8, 16; 9, 21; Лк 1, 19. Имя ангела Гавриила упомянуто несколько раз и в Книге Еноха (9, 1; 10, 9, 20, 7, 40, 9, 54, 6). 25. Евангелие Иакова, XI, 1. 26. Ср. Лк 2, 33, 50. 27. Св. Иустин. Диалог с Трифоном Иудеем, 67. См прот. А. Смирнов. Мессианские ожидания и верования иудеев, с. 339. 28. Против этого возражают, ссылаясь на отсутствие в древней иудейской письменности веры в возможность чудесного рождения. Однако рождение Исаака, Самсона и Самуила явственно носит в Библии характер чуда, что было отмечено Филоном (De Cherubim, 40-47) Еще более определенно этот мотив проступает в сказании 2 Кн. Еноха (XXIII). Там говорится, что невестка Ноя долго оставалась бесплодной и лишь в старости, не живя с мужем, родила сына — Мелхиседека, который был взят в Эдем архангелом Михаилом, а впоследствии стал царем Иерусалима.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

За братской трапезой и в праздники Никон всегда угощал странников и нищих. «И по обедне убо всем оным странным пришельцам нозе умываше, елико их случащеся». В те годы по случаю войн многие «ратные люди» искали и находили приют и отдых в монастырских стенах. Патриарх «их всех приимаше и насыщаше и ноги их омываше, елико не приключишася, яко бе по двести и по триста во един день» 217 . Никон и здесь исполнял келейное правило по уставу Анзерского скита, которому оставался верен до конца жизни. Повседневной пищей патриарха были хлеб и огородные овощи, в праздник – уха из мелкой рыбы. Питием служила постоянно вода из «животворного источника», который чудесно открылся при сооружении подземной церкви Обретения Креста Господня 218 . К концу 1666 года грандиозное здание собора было доведено до сводов, почти окончено, так что общий внутренний и внешний вид храма уже достаточно определился. Определились и многие «святые места», наметился круг окрестных земель, в которых они сосредотачивались. После осуждения патриарха и его кончины преданные друзья и единомышленники Никона старались довершить его замысел. В 1685 году был достроен и освящен главный собор Воскресения Христова. В период с 1679 по 1694 год были сооружены другие каменные храмы, палаты и кельи монастыря, воздвигнуты прекрасные каменные стены с башнями и надвратным храмом Входа Христа в Иерусалим. Сложился архитектурный комплекс полного цикла Господских праздников, который содержал в себе храмы, посвященные всем важнейшим событиям земной жизни Иисуса Христа. При Никоне, в недостроенном еще соборе, были освящены три церкви: на Голгофе, в которой он особенно часто любил служить, иод Голгофой – во имя Иоанна Предтечи, «иже за истину пострада радуяся», и церковь Успения Богородицы в северном крыле собора, где в палестинском храме находится темная палата («темница»), имеющая придел во имя Скорбящей Божией Матери. В церкви Иоанна Предтечи сам Никон указал место своего погребения. Оно находится там, где в палестинском храме Воскресения отмечено место погребения Мелхиседека, «первого архиерея Иерусалимского; зде же на сем месте, гроб святейшаго архиерея Никона, патриарха Московского» 219 . Внутреннее устройство собора в точности воспроизводит по плану и размерам устройство Иерусалимского храма Воскресения в Палестине. Здесь были созданы: Голгофская церковь , Гроб Господень с часовней (кувуклией) над ним, камень миропомазания, плита «середина вселенныя» и прочее. Внутренние пространства собора также подобны первообразным, хотя в них есть немало самобытного. Но по отделке (внутри и снаружи) и по своему наружному виду Ново-Иерусалимский храм, создаваемый Никоном, очень отличался от палестинского прототипа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

За истекшее с Архиерейского Собора 2016 года время скончались наши собратья-архиереи: находившиеся на покое архиепископ Гавриил (Стеблюченко, †20.05.2016г.), митрополит Феодосий (Процюк, †28.05.2016г.), архиепископ Мелхиседек (Лебедев, †08.06.2016г.), архиепископ Амвросий (Щуров, †08.11.2016г.), митрополит Нифонт (Солодуха, †22.03.2017г.), архиепископ Николай (Грох, †17.06.2017г.). Скончались пребывавшие на кафедрах до своих последних дней архиепископ Берлинский и Германский Феофан (Галинский, †11.09.2017г.) и митрополит Нежинский и Прилукский Ириней (Семко, †23.09.2017г.). Пропоем почившим " Вечную память " . Русская Православная Церковь объединяет 303 епархии, то есть на 10 больше, чем в 2016 году и на 144 больше, чем в 2009 году. Епархий больше, чем правящих архиереев, поскольку некоторые епархии в Дальнем зарубежье находятся в управлении архиереев других епархий или викариев Московской епархии, к примеру Венская или Гаагская. Созданы 3 митрополии: их число достигло 60 . Статистика по числу духовенства и храмов подводится в первые месяцы каждого года, в связи с чем я представлю данные на начало текущего года. Работа по совершенствованию статистики, которая ранее велась в российских епархиях, частично охватила и другие страны канонической территории, а также заграничные епархии и приходы. В частности, были скорректированы данные некоторых епархий, которые ранее при подсчетах не различали штатных и заштатных клириков. Эта скрупулезная работа продолжается. На нынешнем ее этапе мы располагаем следующими сведениями: штатное духовенство Русской Православной Церкви состоит из 39 414 клириков, включая 34 774 штатных пресвитера и 4 640 диаконов. За год штатное духовенство приросло на 521 клирика. Это стабильное в последние годы значение показателя роста числа духовенства. Если же говорить о суммарном числе штатного и заштатного духовенства, то оно составляет более 40 тысяч клириков. В Русской Православной Церкви 36 878 храмов или иных помещений, в которых совершается Божественная литургия. Эта статистика включает в себя данные по дальнему зарубежью и соответствует годовому росту в 1 340 храмов.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Козелецкая 26 .08(08.09).1926–28.10(10.11).1932: Стефан Проценко Козельская –03 (16) .02.1931: Михей Алексеев Козловская см. Мичуринская Кокандская (обн.) 1929–1929: Михаил Трубин 1930–1931: Гервасий Малинин Коломенская 15(28).01.1918 –04(17).02.1920: Иоасаф Каллистов 1920–1929: Феодосий Ганецкий 25 .09(08.10).1929–04(17).10.1933: Пётр Руднев 16(29).10.1933–1934: Сергий Воскресенский 2 Коломенская (обн.) 25 .05(07.06).1924–14(27).07.1924: Сергий Озерецковский 14(27).07.1924–18(31).12.1924: Серапион Сперанцев 1924–1934: 1934–1935: Сергий Иванцов Евстафий Сафран –1941 26 .09(09.10).1941–1942: Анатолий Филимонов Иосиф Колпинская 09(22).01.1924–04(17).03.1924: Серафим Протопопов 1924–1926: 30 .11(13.12).1926–27.04(10.05).1928: Серафим Протопопов, паки Колпинская (обн.) 05(18).02.1927–08(21).02.1928: Александр Лебедев 02 .1928–09.1933: Макарий Торопов Колымская 12 .1926–1927: Синезий Зарубин 1927–1928: Серафим Виноградов Коми-Зырянская (обн.) см. Сыктывкарская (обн.) Коми-Пермяцкая (обн.) 06(19).07.1923–02(15).06.1928: Алексий Майеранов Конотопская 1923–: Иоанн Доброславин Конотопская (обн.) 08(21).05.1924–04(17).07.1925: Адриан Компанийцев 08 .1925–09.1926: Михаил Митрофанов 1926–21.10(03.11).1927: Адриан Компанийцев. паки Копорская 1926–17(30).12.1927: Сергий Дружинин Корельская см. Финляндская Копорская (нос.) 1927–1930: Сергий Дружинин Корельская (обн.) 1926–27.02(11.03).1931: Александр Надеждин 02(15).07.1931–1931: Николай Гиляровский 09 .1931–10.1931: Виктор Путята 16(29).06.1932–09(22).11.1933: Мелхиседек Николев 18(31).12.1933–04(17).02.1938: Евгений Аметистов Коростеньская 03(16).09.1922–1923: Леонтий Матусевич Коростеньская (обн.) 1924–1934: Александр Чекановский, в. у. Костромская 11(24).07.1914–1918: Евгений Бережков 1918–1918: Евдоким Мещерский, в. у. 1918–03 (16).06.1922: Серафим Мещеряков 1919–1919: Филарет Никольский, в. у. 1923–1923: Севастиан Вести Сильвестр Братановский 1925–25.11(08.12).1929: Севастиан Вести. Паки 31 .12(13.01).1929–30.04(13.05).19 32: Димитрий Добросердов

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Мелхиседека“, который познавши Бога неба, земли и всякой твари, прежде Моисея, Аврааму принес хлеб и вино. И апостол Павел свидетельствует, что если бы совершенство зависело от левитского священства, то Христос не назывался бы священником по чину мелхиседекову. Если же переменено священство, то необходима перемена и закона, предписывавшего иудеям опресноки ( Евр. 7, 11. 12 . Дальнейшим доказательством для Михаила, что опресноки отменены служит свидетельство апостола Павла, который говорит, что евхаристия установлена Христом в воспоминание смерти Его ( 1Кор. 11, 23–7 . «Но опресноки, замечает Керуларий, установлены за 1400 лет (до Иисуса Христа), не дают воспоминания о Господе и не возвещают смерти Его; в новом завете, т. е. в евангелии и чрез И. Христа, они прокляты и оставлены “ 697 . Кардинал Гумберт в своем сочинении „Против греков“ отвечает на каждое возражение Михаила против употребления опресноков. Представим главные аргументы, которыми Гумберт вооружался против греков и в защиту своего латинского обыкновения. Прежде всего Гумберт старается дать понять грекам, что хотя латинская церковь и употребляет опресноки, однако она вовсе не придерживается в этом, как и в других случаях, иудей- ских законов, отживших свой век. Мы далеки от того, говорит он, чтобы с плотскими иудеями плотски исполнять ветхозаветный закон. У иудеев был обычай, чтобы в продолжение семи дней не было квасного хлеба нигде в домах, во всех пределах Израиля, чтобы он нигде не появлялся и не употреблялся в пищу. Но у нас нет ничего подобного. Мы не остаемся при опресноках семь дней в году. У нас не погибает, как это было у иудеев, всякая душа, кто бы то ни был из пришельцев или туземцев – когда ест он квасный хлеб в вышеуказанные дни. Мы не отбираем в десятый день первого месяца агнца мужского пола и не сохраняем его до четырнадцатого дня того же месяца и не убиваем его в этот день, к вечеру“ и проч. 698 . Переходя к разбору собственно суждений Михаила о латинских азимах, Гумберт сначала останавливается на том его замечании, что квасный хлеб заключает в себе теплоту и имеет способность воздыматься.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Осенью 1976 г. глава Сирийской Маланкарской Церкви Католикос Василий Мар Фома Матфей I в сопровождении иерархов, священнослужителей и мирян посетил СССР. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен наградил Католикоса орденом св. кн. Владимира. Во время визита инд. делегаты посетили Одессу, Ереван, Львов, Загорск (ныне Сергиев Посад) и Ленинград, где Католикос получил диплом почетного члена ЛДА. По приглашению Сирийской Маланкарской Церкви в нач. 1977 г. Патриарх Московский и всея Руси Пимен посетил И. В делегацию также вошли митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) , председатель ОВЦС архиеп. Пензенский и Саранский Мелхиседек (Лебедев) и секретарь Святейшего Патриарха прот. М. Стаднюк . В 1980-1990 гг. сохранялся постоянный диалог как на двусторонней основе, так и в рамках международных орг-ций и инициатив. С 90-х гг. начался новый этап отношений РПЦ и И. В ответ на письмо правосл. россиян, работавших в И., в 1998 г. была установлена практика ежегодного посещения И. священнослужителями РПЦ для проведения пасхальных и рождественских богослужений. В 2003 г. И. посетил представитель РПЦ при европ. орг-циях еп. Подольский Иларион (Алфеев) (ныне архиепископ Волоколамский, председатель ОВЦС). В дек. 2006 г. И. с архипастырским визитом посетил председатель ОВЦС митр. Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев ; ныне Патриарх Московский и всея Руси). 4 дек. 2006 г. он освятил закладной камень правосл. храма во имя ап. Фомы на территории Посольства РФ и встретился с иерархами Сирийской Маланкарской Церкви. Арх.: Выписка из журнала Архиерейского синода от 23(10) нояб. 1939 г. Письмо прот. Михаила Польского в Синод и копия акта о передаче собора независимых католиков в Коломбо (о-в Цейлон) архиеп. Нестору//ГАРФ. Ф. Р-6343. Оп. 1. Д. 276. Л. 1-8; Дело о воссоединении сирийцев-монофизитов, живущих в Индии, с правосл. церковью (белоэмигрантской)//Там же. Д. 257. Л. 1-4; Переписка с архиеп. Нестором, с Гавриилом, патриархом сербским об основании «братства святого апостола Фомы»//Там же.

http://pravenc.ru/text/389577.html

Перед ним стоят два пути: принять монашество и епископское служение, или стать приходским священником по примеру отца и деда. Он выбирает последнее. Рязанский владыка благословляет Анатолия Николаевича на брак. Со своей будущей женой он познакомился на свадьбе у общего знакомого – студента академии Льва Махно (впоследствии знаменитого церковного историка и духовного писателя, служившего в русской Америке и находящегося с духовной миссией в Париже). 10 июля 1966 года отец Анатолий был рукоположен в диаконы, а в день первоверховных апостолов Петра и Павла – во священники. Посвящал его ректор академии – Филарет (Вахромеев), сегодняшний патриарший Экзарх всея Белоруссии. Архиепископ Таллинский Алексий (Ридигер) – нынешний Патриарх Московский, в ту пору управляющий делами Московской Патриархии, спросил отца Анатолия, где бы он желал служить и, получив ответ, что рад бы вернуться в родной Курский край, созвонился с Курским владыкой Серафимом (Никитиным) с просьбой принять новопосвященного батюшку. В период учебы в Загорске отец Анатолий посетил Глинскую пустынь, где имел общение со знаменитыми старцами – Андроником (Лукаш) и Зиновием (Мажугой) – учениками Фатежского святого схиархимандрита Серафима (Амелина, 1874–1958). Духовная связь со святыми старцами продолжалась до их кончины: 26 марта 1974 года отец Анатолий участвовал в погребении схиархимандрита Андроника в г. Тбилиси; 8 марта 1985 года умер митрополит Зиновий. Духовная связь отца Анатолия со многими подвижниками православия продолжается до сих пор – среди них и бывшие однокурсники – митрополит Одесский Агафангел (Саввин), архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов), архиепископ Мелхиседек (Лебедев) и другие. В 1966 году отец Анатолий был назначен вторым священником к отцу Василию Белевич во Введенский храм г. Курска, но служить в приходе было не суждено. Митрополит Серафим переводит отца Анатолия настоятелем Тихвинского храма г. Фатежа вместо отца Алексия Кононова. Здесь, в Фатеже, проявился священнический дар и мудрость молодого настоятеля.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

При Никоне в недостроенном еще соборе были освящены три церкви: на Голгофе, где он особенно часто любил служить, под Голгофой – во имя Иоанна Предтечи, «иже за истину пострада радуяся», и церковь Успения Богородицы в северном крыле собора, где в прототипе – палестинском храме находится темная палата («темница»), имеющая придел во имя «Скорбящей Божией Матери». В церкви Иоанна Предтечи сам Никон указал место своего погребения. Оно находится там, где в палестинском храме Воскресения отмечено место погребения Мелхиседека, «первого архиерея Иерусалимского; зде же на сем месте гроб Святейшего Архиерея Никона, Патриарха Московского» 166 . Внутреннее устройство собора в точности воспроизводит по плану и размерам устройство Иерусалимского храма Воскресения в Палестине. Здесь были созданы, кроме Голгофской церкви, Гроб Господень с часовней (кувуклией) над ним, камень миропомазания, плита «середина вселенный» и прочее. Внутренние пространства собора также подобны первообразным, хотя в них есть немало самобытного Но по отделке (внутри и снаружи) и по своему наружному виду Новоиерусалимский храм, создаваемый святителем Никоном, очень отличался от палестинского «прототипа. Прежде всего бросается в глаза, что собор Воскресенского монастыря поставлен свободно и отдельно от всех прочих построек, не «стиснут» никакими зданиями (как в палестинском Иерусалиме), доступен для широкого кругового осмотра. Величественная и прекрасная громада собора возвышается над всем монастырем, выделяется на фоне зеленых лесов и лугов окружающей местности, оказывается ее центром, притягивает к себе сразу взоры того, кто восходит на ближайшие возвышенности. Великое творение Патриарха Никона поражает и наших современников. И. Грабарь и С. Торопов назвали его «подлинным чудом национального русского искусства, одной из самых пленительных архитектурных сказок, созданных когда-либо человечеством» 167 . Здесь, в Новом Иерусалиме, необычайная возвышенность (в прямом и переносном смысле) и не выразимая словами красота, вообще свойственная строениям Патриарха, достигают своей ослепительной вершины.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

ред.: А. Д. Литман. М., 1973. С. 23-55; Мунададан А. М. Святой апостол Фома в Индии//ЖМП. 1973. 7. С. 61-62; Мелхиседек (Лебедев), архиеп. Визит Предстоятеля Малабарской Церкви Индии//Там же. 1977. 2. С. 62-67; Отъезд Святейшего Патриарха Пимена в Индию//Там же. 3. С. 4; Thomas G. Christian Indians and Indian Nationalism: 1885-1950: An Interpretation in Hist. and Theol. Perspectives. Fr./M.; Bern, 1979; Панкратова В. А. Христиане Кералы: Роль в соц.-полит. жизни штата. М., 1982; History of Christianity of India. Bangalore, 1982-1992; Shiri G. Christian Social Thought in India, 1962-1977. Madras, 1982; Ploeg J. P. M., van der. The Christians of Saint Thomas in South India and their Christian Manuscripts. Bangalore, 1983; Neill S. A History of Christianity in India, 1707-1858. Camb., 1985; Daniel D. The Orthodox Church of India. New Delhi, 19862; Августин (Никитин), архим. Близкая далекая Индия//ЖМП. 1989. 11. С. 63-64; он же. Записки архим. Андроника (Елпидинского) - источник по религиозной жизни Индии (1930-1948)//Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки. СПб., 1999. Вып. 18. С. 25-41; Мещерская Е. Н. Деяния Иуды Фомы: Культурно-ист. обусловленность раннесирийской легенды. М., 1990. С. 129-196; Chaillot C. The Malankara Orthodox Church: Visit to the Oriental Malankara Orthodox Syrian Church of India. Gen., 1996; Altérité et identité: Islam et christianisme en Inde/Comp. J. Assayag, G. Tarabout. P., 1997; Pye-Smith Ch. Rebels and Outcastes: A Journey through Christian India. Harmondsworth, 1997; Christianity in India: Search for Liberation and Identity/Ed. F. Hrangkhuma. Delhi, 1998; Нелюбов Б. А. Древние Восточные Церкви: Малабарская Церковь//АиО. 1999. 1(19). С. 319-356; Desreumaux A. Textes nouveaux extraits de manuscripts syriaques du Kérala (partie 1)//ХВ. Н. с. 1999. Т. 1(7). С. 26-37; Singh B. The First Protestant Missionary to India: Bartholomaeus Ziegenbalg (1683-1719). New Delhi, 1999; Visvanathan S. The Christians of Kerala: History, Belief and Ritual among the Yakoba.

http://pravenc.ru/text/389577.html

Христос значит – Помазанник. В таинстве Миропомазания и это свойство Спасителя передается верующим, утверждая Божественной Помазанностью через «печать дара Духа Святаго» все телесные и душевные силы человека. Святое Причащение теснейшим образом соединяет нас со Христом не только духовно, но по Плоти и Крови Его, которые Он принес в жертву за грехи мира, то есть приобщает нас к подвигу Спасителя, почему и говорит Апостол: «Елижды бо аще ясте Хлеб сей, и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дóндеже приидет» ( I Kop. 11, 26 ). Покаяние, очищая нас от греха, возвращает нам праведность Спасителя, уже взявшего единожды все наши грехи на Себя и уничтожившего их Крестным подвигом. Христос есть Небесный Жених своей Невесты – Церкви. Таинство Брака и совершается во образ этого таинственного союза Христа с Церковью . Христос есть первый Целитель любых недугов и болезней человеческих ( Ис. 53, 4–5 ; Мф. 8, 17 ). Через Таинство Елеосвящения мы приобщаемся Его крепости и силе, как бы Его здоровью, исцеляясь от болезней и грехов. Наконец, Христос есть «иерей во век по чину Мелхиседекову» ( Евр. 5, 6 ) и Архиерей, как сказано о Нем: «Разумейте Посланника и Святителя исповедания нашего Иисуса Христа» ( Евр. 3, 1 ); «Имуще убо Архиереа велика, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия...» ( Евр. 4, 14 ). Иерейству и Архиерейству Христа приобщает церковное таинство Священства 8 . Таинство священства и является предметом нашего исследования. Но прежде, чем мы начнем его рассматривать, скажем несколько слов в заключение о таинствах вообще. Нетрудно видеть, что семь таинств Церкви относятся ко всем прочим священнодействиям и обрядам церковным так же, как основные семь цветов радуги (включая белый) к своим переходным оттенкам. Оттенок не может существовать без основного тона. Основной тон (цвет) может существовать без оттенков. Подобно сему, все обряды и действия церковные получают свой свет, свою силу только при условии (при действенном наличии) семи таинств. Наконец, таинства суть такие священнодействия, которые благодатью Духа Святого сообщают человеку такие дары или состояния, каких в его собственной природе не было и естественным путем быть не может, ибо эти дары и состояния суть свойства или действия Личности Господа Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zam...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010