— В то время, когда в 1989-м году в газете «Московские новости» Гелий Рябов опубликовал статью о нахождении тайного захоронения Романовых, Анатолий Верховский трудился у меня на приходе в г. Артемовский Свердловской области. Его пригласил ко мне на приход мой сосед по дому в Свердловске Владимир Тимофеев, назвав его диссидентом. После выхода статьи я всем присутствовавшим в тот день в приходской трапезной поведал об этой тайне и о своем в ней участии. Верховского моментально заинтересовала эта тема. Я привез ему из Свердловска репринт книги Павла Быкова «Последние дни Романовых», а также показал ему свои альбомы с фотографиями Царской семьи. Был у меня и один особый альбом с фотографиями из книги Николая Соколова «Убийство Царской семьи», которую я переснял у Гелия Рябова. Там же была изображена и карта местности... Верховский попросил её перерисовать, а скорее всего, переснял, так как с фотоаппаратом он никогда не расставался. Верховский был буквально потрясён моим рассказом о найденных Рябовым и Авдониным Царских останках. На Ганиной Яме я подробно поведал ему всё, что мне рассказывал Гелий Рябов в 1986-м году, и показал ему шахту 7. Поэтому первооткрывателем Ганиной Ямы Анатолий Верховский быть не может, поскольку в 1977–1979-м годах Ганина Яма вместе с рудником и шахтой была открыта Рябовым и Авдониным и нанесена ими на масштабную карту. Между прочим, к тому времени, как я показал шахту Верховскому, уже и архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Мелхиседек (Лебедев) знал от меня о нахождении останков Царской семьи, и по его устному благословению мы были готовы перезахоронить их под престолом нашего храма в г. Артёмовск. — Некоторые сомневаются в подлинности останков Царской семьи, потому что от них будто бы не происходит явных чудес. Как вы относитесь к такому мнению? — О чудесах, совершаемых по молитвенному предстательству Царственных страстотерпцев, замечательно писал протоиерей Александр Шаргунов. Сейчас издательством Нижегородского Печерского монастыря готовится книга «Царские мощи. История, знамения, чудеса», которая также поведает миру о чудесах от мощей Царской семьи.

http://ruskline.ru/opp/2022/04/26/trogat...

За состоянием бывшего храма никто не смотрел, тем самым оно постепенно разрушалось. К 1970 году здание сильно обветшало - его отреставрировали и в очередной раз перепланировали. О возвращении храму исторического облика, а тем более о возобновлении в нём богослужений, речи не шло - после реставрации бывшую церковь приспособили под областной центр народного творчества. Тем не менее, та реставрация, возможно, уберегла храм от ещё больших разрушений и в конечном итоге сохранила его для будущего возрождения, до которого - хотя тогда это и мало кому могло прийти в голову - оставалось всего каких-то два десятка лет. Покровский собор стал первым храмом Брянска, возвращённым в новейшее время верующим. Произошло это ещё до распада Советского Союза. Толчком к восстановлению старейшей святыни Брянска стало празднование 1000-летие Крещения Руси, которое отмечалось в 1988 году с необычайным для советской эпохи размахом. В городе организовалась инициативная группа горожан, которая целый год обивала пороги чиновников и молилась о возвращении старейшего Покровского собора верующим. В конце октября 1990 года решение о передаче здания было принято, и меньше чем через месяц приходская община успешно прошла регистрацию. 24 мая 1991 года епископ Орловский и Брянский Паисий (Самчук) освятил верхний Покровский придел собора, и в нём впервые после закрытия отслужили Божественную литургию. Через два года, на Пасху 1993 года, начались регулярные богослужения. Ещё через два года, в 1995 году, архиепископ Брянский и Севский Мелхиседек (Лебедев) освятил нижний храм во имя святителя Алексия, митрополита Московского. В 1996 году на втором этаже освятили в отдельном помещении небольшой придел во имя святых Олега и Поликарпа Брянских, который с тех пор исполнял роль крестильного храма. Так в соборе восстановилась полноценная богослужебная жизнь. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2014 г. Внешний облик Покровского храма можно достаточно точно охарактеризовать выражением " благородная скромность " .

http://sobory.ru/article/?object=00659

Монастыри сейчас переживают сложное время становления. Порой случаются серьезные искушения по причине какой-нибудь обычной человеческой слабости. Люди есть люди, пусть даже и облеченные в монашеское одеяние. Жизнь, и особенно духовная, – это непрестанная борьба, совершенствование, уклонение от зла, страстей, пороков. Только пройдя все это, человек обретает спасительное смирение, послушание, терпение. Поэтому монастыри необходимы. Они были основаны именно в тот период, когда христианство начало поддаваться соблазнам мира сего. Как массовое явление монашество возникло при императоре Константине Великом. Люди тогда уходили в пустыни, создавали общины, чтобы вести праведную истинно христианскую жизнь по заповедям Божиим. И в наше время монастыри выполняют эту же задачу. Обители совершают также и социальное служение: помогают детским домам, создают приюты для сирот, работают с наркозависимыми, опекают военнослужащих и т. д. – Расскажите немного о себе. Почему вы решили стать иноком? – Я родился в семье священнослужителей, мой дедушка – священник, два дяди и отец тоже были священнослужителями, поэтому уже с детства я имел религиозное воспитание. Мы часто ходили в храм, вместе молились, и у меня зародилось желание стать монахом. Нас в семье четверо братьев. Я – самый старший. Мысль посвятить себя служению Богу во мне утвердилась с самых юных лет. В 17-летнем возрасте я поступил в Свенский монастырь и в 18 принял подстриг. В монашество меня постриг архиепископ Брянский и Севский Мелхиседек (Лебедев). Как и полагается, вначале я проходил различные послушания: работал на скотном дворе, за свечным ящиком, пел на клиросе, был алтарником. Прежде всего я испытывал себя: правильно ли сделал выбор. Было некоторое время для искуса, чтобы испытать себя: готов ли ты к монашеской жизни. Совершая богослужения, уже будучи священником, я столкнулся со многими проблемами обычной мирской жизни и понял, что монастыри неразрывно связаны с жизнью общества, особенно у нас в России. Их посещает много паломников, людей, жаждущих духовного руководства или совета. В монастырь человек должен идти по призванию, велению сердца. Тогда он действительно испытывает удовлетворение от того, где живет и чему себя посвятил. И я, конечно же, нисколько не жалею, что избрал монашеский путь.

http://pravoslavie.ru/95736.html

По собственному прошению из-за тяжелой хронической болезни 27 апр. 1979 г. А. был освобожден от управления Дюссельдорфской епархией и уволен на покой. В тот же день Патриарх Пимен направил ему личное письмо: «Мы благодарим Господа, даровавшего святой Русской Православной Церкви такого преданного и одаренного Его служителя, каким являетесь Вы, Ваше Высокопреосвященство. На протяжении многих и многих лет Вы, дорогой Владыко, осуществляли напряженную богословскую деятельность и стали признанным авторитетом в таких важных сферах христианской науки, как патрология и древняя литургика. Немало трудов Вы положили для подготовки молодых поколений православных богословов и священнослужителей... Вы показали себя достойным преемником святых апостолов, рачительным пастырем словесных овец... Господь воздаст Вам, дорогой Владыко, по делам Вашим Своею великою и богатою милостью». За церковные и экуменические труды А. был награжден орденом прп. Сергия Радонежского 2-й степени. Отвечая Святейшему Патриарху, А. писал: «Ваши сердечные слова доставили мне большую радость. Я надеюсь, что смогу закончить мои литургические и богословские труды, которыми я все еще занимаюсь». 30 мая 1980 г. архиеп. Берлинский и Среднеевропейский, Патриарший экзарх Средней Европы, Мелхиседек (Лебедев) совершил отпевание почившего А. в храме во имя св. Климента в Нойсе. А. погребен на фамильном участке кладбища в Сент-Николя. Соч.: La Liturgie orthodoxe de rite occidenmale: Essai de restauration. P., 1948; Die Entfaltung des kirchlichen Stundengebetes//«L " esprit et la vérité». 1954; Prayer Time in Egyptian Monasticism (320-450). B., 1957. (Studia Patristica; 2. Texte und Untersuchungen; 64); L " expositio Missae Gallicanae est-elle de saint Germain de Paris//Messager EPREO. 1959. N 32. P. 217-249; Du sacerdoce du Christ, de ses stages et de la part des saints dans ce sacerdoce//Ibid. 1960. N 33-34. P. 11-26; L " Église comme domaine de la Seigneurie du Christ selon la vue orthodoxe//Ibid. 1961. N 37-39. P. 70-87; L " Orthodoxie devant les tendences oecuménistes//Ibid.

http://pravenc.ru/text/64648.html

Прп. иеромонах Макарий (Моржов). Когда его спрашивали об антихристе, он отвечал, что «нет никакой надобности определять сроки появления антихриста, а нужно жить по – христиански». Прп. схиархимандрит Игнатий (Лебедев). «Чадца! — писал он в письмах, — стремитесь к горнему, касаясь дольнего, поколику требует телесная нужда». Будучи прихожанами Храма Тихвинской иконы Божией Матери, мы часто посещаем могилку старца иеросхимонаха Иннокентия (Орешкина), одного из духовников Зосимовой пустыни. На его могилке чувствуется удивительный покой и умиротворение. Бывало, придешь, а на душе смута… Постоишь, прочтешь слова старца «Умудряйтесь, не скорбите прежде времени, Предавайтесь воле Божией», посмотришь на высокие вековые деревья, шумящие своими ветвями, и окажется, что печаль прошла. А некоторые рассказывали о чудесных исцелениях от недугов, например от пьянства. Кажется, что за эти дни пустынь стала для нас родной. И все зосимовцы, иеросхимонах Зосима, отец Мелхиседек, с которым нам довелось беседовать о чудесах и явлениях преподобного Зосимы. Повар Сергей, с которым мы трудились, который на вопрос о том, как помогает ему преподобный Зосима, ответил с улыбкой: «Готовить помогает». Помощник повара Дмитрий, Александра, опекающая юношу из детского дома, которых приютил монастырь на время. Как умилительно было наблюдать заботу этого мальчика о котенке, которого тот купал, кормил и даже вытирал ему сопли свои носовым платком. Не увидели мы в обители ни богатства, ни довольства. Напротив, скудость и бедность окружала нас, словно покрывая незримое, скрытое от всех сокровище, то, ради которого, как оказалось, мы и приехали, — прощение и любовь. И то, ради чего мы снова и снова хотим вернуться туда, где воздух пахнет соснами, где вечерняя тишина, как молитва, успокаивает мятущийся дух, туда, где на ужин дают настоящее молоко и простую гречневую кашу, где котята доверчиво лижут наши руки. Права была маленькая София, что котята — часть творения Божьего мира, в который стоит вернуться и ради них.

http://pravoslavie.ru/99692.html

Уполномоченные Совета по делам религий препятствовали деятельности К. по развитию церковной жизни на Урале, видя в ней угрозу для антирелигиозной работы. Уполномоченный по Челябинской обл. просил руководство Совета по делам религий «воздействовать на епископа, проявляющего непомерную активность» (Там же. Л. 27). Архиерею не давали разрешения на замену старых и немощных священников и на назначение вторых священников в храмы, запрещали рукополагать во диаконы и священники чтецов, певцов и псаломщиков, несмотря на дефицит священнослужителей. Органы местной власти не позволяли приходам нанимать певчих, проводить тарелочные сборы и собрания приходских советов. Противодействие начинаниям К. со стороны уполномоченных Совета по делам религий и местных органов власти вынуждало архиерея не только сократить до минимума свое общение с уполномоченными и представителями местных властей, но и просить священнослужителей и членов приходских советов не обращаться без его ведома в эти инстанции. Искусственные препятствия, создаваемые уполномоченными Совета по делам религий и местными властями для церковной жизни, не позволили К. добиться ее активизации в желаемом объеме. В отчете за 1970 г. уполномоченный по Челябинской обл. сообщал руководству Совета по делам религий: «Комплексом принятых по различным каналам мер с опорой на комиссии содействия (Фонду мира.- М. М.) и исполорганы церквей удалось сорвать исполнение замыслов епископа. За период его правления не было открыто ни одной новой церкви, не увеличилось и число служителей культа» (Там же. Л. 96). В последние годы управления епархиями, несмотря на постоянно ухудшающееся состояние здоровья, К. продолжал активное архипастырское служение, объезжал, хотя и реже, чем прежде, приходы. 7 марта 1974 г. он был выбран для присутствия на летней сессии Свящ. Синода. 15 окт. того же года награжден орденом св. кн. Владимира 2-й степени. 2 сент. 1977 г. возведен в сан архиепископа. В кон. 1978 г. К. перенес инсульт, приведший к параличу и потере речи. 8 авг. 1980 г. он был уволен на покой по болезни. Последние годы жизни пребывал в Свердловске, в доме при кафедральном соборе. Скончался после 7 лет почти полной неподвижности. 16 мая 1986 г. отпевание К. в Иоанно-Предтеченском кафедральном соборе г. Свердловска возглавил Свердловский и Курганский архиеп. Мелхиседек (Лебедев) . К. был погребен на свердловском Широкореченском кладбище, где были похоронены его родные сестры мон. Евфросиния и послушница Мавра. В 1994 г. гроб с останками К. был перезахоронен в крипте Иоанно-Предтеченского собора.

http://pravenc.ru/text/1841365.html

Н. Астахов: Понятно, что каждому народу приходится проходить свои испытания. Но я родился здесь и мне Господь дал взаймы жизнь. Значит, я должен вернуть её Господу. Моя мать живёт в этой стране, значит, это моя родина. Я же не могу изменить родословную. Меня могут выгнать из страны. Но сам уехать я не смогу. Меня народ не поймёт. У народа ничего нет, есть только земля. Вопрос деревни крайне серьёзный. Достоевский сказал, что русский православный человек – сельский человек. И зачеркнуть это стремление к земле русского человека невозможно. Сколько лет академик Михаил Яковлевич Лемешев (почил 6 января 2021 года – ред.) пробивал план возрождения русской деревни! И ему не дали возможности его воплотить. Хотят всю Россию из пяти мегаполисов сделать. – Поэтому Николай Мельников, вслед за Николаем Клюевым, Борисом Корниловым, Николаем Рубцовым – это не тихая лирика. Это русская философия, и благодаря театральным постановкам вы доносите это мировоззрение людям. – Вы посмотрите, весь спектакль «Русский крест» люди сидят – плачут. Потому что это о нас, обо всех, о наших прадедах, у которых отняли землю, многих уничтожили, сделали из них врагов народа, в лучшем случае согнали их с земли на городские фабрики. Память об этом у нас внутри. – Первое, что я смотрела у Вас на театре, это спектакль «Крест-хранитель» о великой княгине Елизавете Фёдоровне. Это было время для кого-то бандитских, а для нас – святых 1990-х годов. Т. Белевич: Нас не одно десятилетие сопровождает образ великой княгини Елизаветы Фёдоровны. И притяжение к этому образу, к её жизненному пути имеет серьёзное осмысление. Ведь и определённые знаки были. У нас заблагоухала земля, которую мы взяли с места страдальческого подвига великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Мы тогда только приступали к этой работе. Приехали в Алапаевск, показали фрагмент из спектакля в школе, где великую княгиню приговорили к казне, потом взяли землю возле шахты. Владыка Мелхиседек (Лебедев) после показа спектакля молча встал и ушёл. Мы перепугались, что ему не понравилось. А нам и говорят: «Вы что! Это лучшая похвала. Если бы ему не понравилось, он бы вслух вас прямо тут разнёс бы». А после нам сообщили, что владыка так отозвался о спектакле: «Всё-таки театр “Глас” молодцы!».

http://ruskline.ru/analitika/2021/01/18/...

— Архитектурный ансамбль Свенской Успенской обители включает в себя множество интереснейших памятников со сложной судьбой. Кто сейчас владеет ими? В какой, на Ваш взгляд, точке воссоздания исторического облика монастыря вы сейчас находитесь? Что уже сделано, какие важные работы предстоят? — Наш монастырь фактически стал началом возрождения отметившей в этом году четвертьвековой юбилей Брянской епархии. Именно сюда в 1994 году прибыл первый после возобновления Брянской кафедры правящий архиерей архиепископ Мелхиседек (Лебедев) , проведший первые месяцы в домике без удобств вместе с наместником архимандритом Никодимом (Анискиным). Нам повезло: в лице владыки Мелхиседека мы увидели удивительного архипастыря, делившегося с нами опытом своего служения в советскую эпоху, вспоминавшего годы на посту экзарха на приходах Церкви Русской в Западной Европе. Он был очень общительным, крайне рассудительным, весьма опытным в богослужении. Кстати, именно он составил службу святителю Афанасию (Сахарову). Своей щепетильностью он все время подстегивал нас строже относиться к церковному Уставу. За счет опытных священников, которые были для нас, молодых, и примером, и образцом, мы, наверное, избегали тех ошибок, которые часто допускают монахи без подобного окормления. Возвращаясь к Вашему вопросу, отмечу следующее. На девять десятых работы по восстановлению архитектурного ансамбля завершены. Предстоит воссоздать рухнувшую при взрыве в 1930 году барочную шатровую колокольню эпохи Ивана Грозного. Проект уже готов, осталось передать его в производство. Очереди ждут остатки нескольких братских корпусов, которые предстоит строить практически заново. Есть еще один важный объект, возведением которого я сейчас озабочен (правда, он никак не связан с культурно-историческим наследием), — гостиница. Она очень нам нужна, а где ее строить — на территории или вне стен — сейчас решаем. Пока почти все наши архитектурные памятники, включая шесть башен и прясла крепостной стены, находятся в собственности государства в лице Росимущества. Оформлена и в установленном порядке зарегистрирована охранная зона на объект культурного наследия федерального значения (предметом охраны которого признан весь архитектурный ансамбль обители в целом, в том числе его внешний вид, наши храмы и крепостная стена с башнями). Некоторыми зданиями (например, воссозданным Успенским собором и рядом жилых строений) владеет местная власть в лице администрации Брянского района. Но уже запущен непростой процесс их передачи в ведение Церкви в лице Брянской епархии, которая потом заключит с нами договор о принятии недвижимости на баланс.

http://patriarchia.ru/db/text/5517679.ht...

В 1877 году церковь была ограблена. В связи с этим часть утвари была перенесена в дворцовую домовую церковь (на Ackerwand, 25). Здесь же обычно и совершались богослужения. В храме-усыпальнице служили только в дни памяти Марии Павловны, в престольный праздник и при посещении царствующих особ. С 1880 по 1907 год к Веймарской церкви был приписан Франценсбадский храм, а в 1882—1902 и 1906—1910 годах — и Мариенбадская церковь. В связи с этим в летний период богослужения в Веймаре не совершались. В связи с закрытием в Веймаре русской дипломатической миссии, богослужения в надгробном храме прекратились в мае 1910 года, причт переведён во вновь построенный храм в Бухаресте. Православные богослужения совершались в Веймаре редко и только в домовой церкви. С началом Первой мировой войны службы прекратились совсем. 2 сентября 1950 года храм был передан Русской православной церкви. Митрополит Филарет (Вахромеев) (Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси, Свято-Успенской Жировицкой обители священноархимандрит.), освятил новый антиминс и прислал храмовую икону святой Марии Магдалины, написанную в греческом стиле. В 1965—1982 годах церковь была приписана к Дрезденскому приходу. В 1976 году был начат капитальный ремонт храма. В результате большой работы реставраторов он воссиял своей первозданной красотой. Для храма был сделан новый престол. 5 октября 1980 года патриарший экзарх, архиепископ Берлинский и Среднеевропейский Мелхиседек (Лебедев) вновь освятил обновлённую церковь. В слове, сказанном по этому поводу, архиерей отметил, что «Веймарский русский православный храм имеет особое значение, символически напоминая своим соседством с мавзолеем великих гуманистов Гёте и Шиллера обоюдные дружественные отношения между нашими народами». 14 ноября 1982 года было отмечено праздничным богослужением 120-летие храма, которое возглавил архиепископ Мелхиседек. На службе пел октет студентов Богословского факультета Университета имени Мартина Лютера Галле-Виттенберг. Как отметила 16 ноября 1982 года областная газета «Тюрингер Тагеблат», «в храм прибыли разделить юбилейную радость представители католической и лютеранской церкви и общественности». Описание [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_равноапос...

31.12.1841 12.11.1844 Иринарх Попов 12.11.1844 16.06.1852 Евлампий Пятницкий 13.07.1852 31.071856 Феогност Лебедев I 31.07.1856 17.06.1866 Христофор Еммаусский (Эммаусский) 21.08.1866 07.07.1869 Павел II Доброхотов 15.07.1869 13.06.1873 Палладий Раев-Писарев 13.06.1873 22.08.1883 25.10.1883 23.04.1894 30.04.1894 12.06.1895 12.06.1895 22.04.1906 25.04.1906 29.05.1912 29.05..1912 08.1920 08.1920 07.1922 04(17)09.1923 05(18)10.1923 22.09(05.10)1923 06(19)10.1923 08(21)10.1923 04(15)01.1924 15(28)11.1928 13(26)04.1934 03(16)06.1933 03(16)06.1933 22.09(05.10)1933 22.09(05.10)1933 13(26)09.1935 10.1936 10(23)05.1937 Иоанн Соколов II 23.07(05.08)1937 03(16)08.1937 09.1940 26.12.1944(08.01.1945) 29.07(11.08)1949 02(15)07.1959 Гавриил II Огородников 02(15)07.1959 12(25)05.1965 12(25)05.1965 02(15)06.1965 04(17)06.1965 24.09(07.10)1967 Мелхиседек Лебедев 24.09(07.10)1967 20.01(02.02)1972 Мефодий Мензак, отпр. на покой? 20.01(02.02)1972 28.09(11.10)1972 28.09(11.10)1972 21.08(03.09)1974 21.08(03.09)1974 21.09(04.10)1979 Дамаскин Бодрый 21.09(04.10)1979 14(27)12.1979 14(27)12.1979 10(23)02.1993 10(23)02.1993 27.03(09.04)1993 28.03(10.04)1993 Вологодская, обн. Основана в 1922 г. Упразднена в 1938 г. Викарные кафедры: Великоустюжская, Тотемская, Череповецкая, Вельская. 19.07(01.08)1922 04(17)08.1922 06(19)09.1922 19.07(01.08)1923 Корнилий Попов 14(27)04.1926 14(27)04.1926 25.02(09.03)1932 25.02(09.03)1932 Павел Громов 17(30)09.1934 08(21)02.1938 891 В 1492 г. переведен из Усть-Выми в Вологду (с сохранением прежнего титула), где с этого времени существует епископская кафедра. 892 Первая дата – дата поставления по Постниковскому летописцу (ПСРЛ. Т. 34. С. 13). По ААО. Т. 1. С. 216, хиротония еп. Пимена (Ходыкина) датируется, будто бы, 1502 г., возможна опечатка. 894 Епископ Корельский, покинувший кафедру летом 1611 г., когда Корелу захватили шведы. Точно неизвестно, был в Вологде временно управляющим (по Н.Д. Девятисотлетие... С. 47) или правящим Вологодским. С 1613 г. на Корельской кафедре пребывал другой епископ, поэтому есть основание полагать, что еп. Сильвестр был, хотя бы и некоторое время, Вологодским и по титулу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010