01(14)03.1957 01(14)03.1957 26.07(08.08)1957 Донат Щеголев 26.07(08.08)1957 07(20)02.1958 Мстислав Волонсевич 08(21)02.1958 07(20)04.1958 07(20)04.1958 24.06(07.07)1966 Флавиан Дмитриюк 24.06(07.07)1966 25.09(08.10)1966 10(23)10.1966 26.07(08.08)1980 26.07(08.08)1980 04(17)12.1984 04(17)12.1984 13(26)02.1994 Мелхиседек II Лебедев 13(26)02.1994 06(19)07.1999 06(19)07.1999 1405 Вторая дата – определение на покой с пребыванием в Московском Новоспасском монастыре. Причина определения – отказ признать законность Временного правительства. В 1918 г. Новоспасский монастырь был превращен в тюрьму, и епископ Серафим стал ее первым узником. Скончался в 1921 г. (предположительно – расстрелян). 1407 Архиепископ с 1922 г. Резолюцией Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра (Полянского) от 19.01(01.02)1926 указан (3-м) в числе членов Коллегии, предположенной к учреждению (по силе этой же резолюции) для Высшего Церковного Управления, взамен единоличного возглавления Церкви, установленного Поместным Собором 1917–1918 гг. (Практически осуществлено не было.) Включение Григория (Яцковского) в число членов Коллегии произошло по ошибке: благодаря неведению Патриаршего Местоблюстителя о бесчинствах, творимых уже тогда в Церкви этим иерархом (резолюция писалась митрополитом Петром (Полянским) в Свердловской тюрьме). Архиепископ Григорий (Яцковский) с 09(22)12.1925 отпал от единства церковного, учиняя и возглавив раскол т. н. «Временного Высшего Церковного Совета», названный по его имени «Григорианским». Впоследствии Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) запрещен в священнослужении. Скончался 25.2(10.3)1932 вне общения с Церковью (по ММЛ РПИ – 13(26)4.1932), отпет раскольничим (Григорианским) лжемитрополитом Петром (Холмогорцевым) и погребен у Петропавловского кафедрального собора (бывшая кладбищенская церковь г. Екатеринбурга). 1408 Епископ Шадринский. Первая и вторая даты – определение Св. Синода и Св. Патриарха (РГИА ф. 831, оп. 1, д. 218, л. 280, 326).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

15 июля 1919 г. из состава Пермской губернии выделилась Екатеринбургская губерния. Она практически соответствовала территории Екатеринбургской епархии. В результате последовавших гонений от богоборческой власти почти все епархиальные структуры были уничтожены. К началу Великой Отечественной войны в епархии действовало всего 12 православных приходов. Все они непосредственно подчинялись Москве. Митрополит Сергий (Страгородский) управлял приходами через областного благочинного протоиерея Николая Адриановского в Свердловске. Только в 1943 г. была восстановлена Свердловская епархия. Ее границы включали территорию Свердловской и Курганской областей. В конце 1984 г. на кафедру был назначен архиепископ Мелхиседек (Лебедев). На годы его правления пришлось начало церковного возрождения епархии. В 1988 г. было открыто 6 приходов и возвращено 4 храма. В январе 1988 г. был повсеместно разрешен колокольный звон, запрещенный в 1960-е гг. Были отменены правила предъявления паспорта при оформлении обрядов. Количество крещений в 1988 г., по сравнению с предыдущим годом, увеличилось в 3 раза и составило 17 000. В 1991 г. Екатеринбургу было возвращено его историческое имя, после чего и епархия вновь стала Екатеринбургской. Знаменательной вехой в истории епархии стало возвращение мощей праведного Симеона Верхотурского. 24 сентября 1992 г. мощи праведного Симеона были торжественно перенесены в Верхотурский Николаевский монастырь. В этом же году состоялось обретение мощей блаженного Космы Верхотурского. В 1994 г. Екатеринбургскую епархию возглавил епископ Никон (Миронов). В том же году в Екатеринбурге был преобразован в мужской монастырь приход Спасской церкви в поселке Елизавет и восстановлен женский Ново-Тихвинский монастырь. 9 июля 1994 г. состоялось торжественное перенесение Тихвинской иконы Богородицы из Иоанно-Предтеченского кафедрального собора в возрожденную обитель. Появились новые монастыри в Алапаевске, Туринске и Краснотурьинске. С 1994 г. стала выходить епархиальная «Православная газета».

http://azbyka.ru/palomnik/Екатеринбург

4 августа 1963 г. в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры епископом Волоколамским Питиримом (Нечаевым) возведен в сан игумена с возложением креста с украшениями и палицы. В том же году 8 октября Святейшим Патриархом Алексием возведен в сан архимандрита. С сентября 1963 г. заведовал открытой при Московской духовной академии аспирантурой. Решением Священного Синода от 8 октября 1965 г. избран епископом Тихвинским, викарием Ленинградской епархии . Наречен во епископа 23 октября 1965 г. в домовом храме Ленинградской духовной академии . Хиротонисан 24 октября за Божественной литургией в Троицком соборе Александро-Невской лавры . Богослужения совершили  митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим (Ротов) , архиепископ Пермский и Соликамский Леонид (Поляков), архиепископ Херсонский и Одесский Сергий (Петров), архиепископ Минский и Белорусский Антоний (Мельников), епископ Кировский и Слободской Иоанн (Иванов), епископ Вологодский и Великоустюжский Мелхиседек (Лебедев). В 1961-1965 гг. — секретарь комиссии Священного Синода по христианскому единству. Решением Священного Синода от 14 мая 1966 г. назначен епископом Дмитровским, викарием Московской епархии, и ректором Московской духовной академии. 7 октября того же года назначен членом редакционной коллегии журнала «Богословские труды». 28 ноября 1968 г. назначен вторым заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. 20 марта 1969 г. включен в состав комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства. 16 декабря того же года включен в состав Комиссии по изучению вопроса о причислении к лику святых архиепископа Японского Николая. Посетил Японию. С 6 сентября 1971 г. по 25 августа 1972 г. являлся временно управляющим Калининской епархией. 9 сентября 1971 г. Святейшим Патриархом Пименом возведен в сан архиепископа. В том же году, 19 октября, освобожден от должности заместителя председателя ОВЦС согласно прошению. Постановлением Священного Синода от 18 апреля 1973 г. назначен архиепископом Берлинским и Среднеевропйским, Патриаршим экзархом Средней Европы.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5197897...

4 августа 1963 г. в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры епископом Волоколамским Питиримом (Нечаевым) возведен в сан игумена с возложением креста с украшениями и палицы. В том же году 8 октября Святейшим Патриархом Алексием возведен в сан архимандрита. С сентября 1963 г. заведовал открытой при Московской духовной академии аспирантурой. Решением Священного Синода от 8 октября 1965 г. избран епископом Тихвинским, викарием Ленинградской епархии. Наречен во епископа 23 октября 1965 г. в домовом храме Ленинградской духовной академии. Хиротонисан 24 октября за Божественной литургией в Троицком соборе Александро-Невской лавры. Богослужения совершили митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим (Ротов), архиепископ Пермский и Соликамский Леонид (Поляков), архиепископ Херсонский и Одесский Сергий (Петров), архиепископ Минский и Белорусский Антоний (Мельников), епископ Кировский и Слободской Иоанн (Иванов), епископ Вологодский и Великоустюжский Мелхиседек (Лебедев). В 1961-1965 гг. — секретарь комиссии Священного Синода по христианскому единству. Решением Священного Синода от 14 мая 1966 г. назначен епископом Дмитровским, викарием Московской епархии, и ректором Московской духовной академии. 7 октября того же года назначен членом редакционной коллегии журнала «Богословские труды». 28 ноября 1968 г. назначен вторым заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. 20 марта 1969 г. включен в состав комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства. 16 декабря того же года включен в состав Комиссии по изучению вопроса о причислении к лику святых архиепископа Японского Николая. Посетил Японию. С 6 сентября 1971 г. по 25 августа 1972 г. являлся временно управляющим Калининской епархией. 9 сентября 1971 г. Святейшим Патриархом Пименом возведен в сан архиепископа. В том же году, 19 октября, освобожден от должности заместителя председателя ОВЦС согласно прошению. Постановлением Священного Синода от 18 апреля 1973 г. назначен архиепископом Берлинским и Среднеевропйским, Патриаршим экзархом Средней Европы.

http://radonezh.ru/2021/01/12/otoshel-ko...

4 августа 1963 г. в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры  епископом Волоколамским Питиримом (Нечаевым)  возведен в сан игумена с возложением креста с украшениями и палицы. В том же году 8 октября Святейшим Патриархом Алексием возведен в сан архимандрита. С сентября 1963 г. заведовал открытой при Московской духовной академии аспирантурой. Решением Священного Синода от 8 октября 1965 г. избран епископом Тихвинским, викарием  Ленинградской епархии . Наречен во епископа 23 октября 1965 г. в домовом храме  Ленинградской духовной академии . Хиротонисан 24 октября за Божественной литургией в Троицком соборе  Александро-Невской лавры . Богослужения совершили  митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим (Ротов) , архиепископ Пермский и Соликамский Леонид (Поляков), архиепископ Херсонский и Одесский Сергий (Петров), архиепископ Минский и Белорусский Антоний (Мельников), епископ Кировский и Слободской Иоанн (Иванов), епископ Вологодский и Великоустюжский Мелхиседек (Лебедев). В 1961-1965 гг. — секретарь комиссии Священного Синода по христианскому единству. Решением Священного Синода от 14 мая 1966 г. назначен епископом Дмитровским, викарием Московской епархии, и ректором Московской духовной академии. 7 октября того же года назначен членом редакционной коллегии журнала «Богословские труды». 28 ноября 1968 г. назначен вторым заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. 20 марта 1969 г. включен в состав комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства. 16 декабря того же года включен в состав Комиссии по изучению вопроса о причислении к лику святых архиепископа Японского Николая. Посетил Японию. С 6 сентября 1971 г. по 25 августа 1972 г. являлся временно управляющим Калининской епархией. 9 сентября 1971 г.  Святейшим Патриархом Пименом  возведен в сан архиепископа. В том же году, 19 октября, освобожден от должности заместителя председателя ОВЦС согласно прошению. Постановлением Священного Синода от 18 апреля 1973 г. назначен архиепископом Берлинским и Среднеевропйским, Патриаршим экзархом Средней Европы.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5749643...

В настоящее время церковь передана верующим, в ней ведутся реставрационные работы. По времени своего строительства Спасо-Гробовской храм является одним из самых молодых в Брянске, однако по дате основания принадлежит к числу древнейших в городе. После разгрома ханом Батыем Черниговского княжества в 1246 году в Брянск (Дебрянск) под защиту лесов и городских укреплений были перенесены из Чернигова резиденция князя, а также кафедра Епископа, которая находилась при храме Святого Спаса. Когда был построен этот храм — неизвестно. В 1626-29 гг. он упоминается в писцовых книгах; в 1770-х гг. сгорел. В 1778 г. построен каменный храм. В летописи Спасо-Гробовского храма упомянуто, что «означенный храм построен на гробах брянских Архипастырей Нектария и Нафанаила, поэтому этот храм называется с давних пор «Спасо-Гробовским» или — «что на Владычних гробех». Когда Брянский собор из «Спасо-Гробовского» храма был переведен в древний Покровский храм - не известно. По всей вероятности, это совершилось вскоре по упразднении Брянской Епископской Кафедры (в 1500 г.). Строительство ныне существующего Спасо-Гробовского храма было закончено в 1904 г. Автором проекта был брянский архитектор Н.А. Лебедев, проектировавший его в новорусском стиле. Строительство велось на средства брянского купца П.С, Могилевцева. Стоявший рядом старинный деревянный храм бережно сохранялся и был разрушен после 1930 г. Решением Брянского окрисполкома 21 от 17.11.1929 г. оба храма — старый и новый — были закрыты для Богослужения и переданы под клуб для рабочих мехартзавода (Арсенала). Это решение было подтверждено постановлением Западного облисполкома 811 от 11.01.1930 г. В 1930 г. было разобрано завершение нового храма, и с 1930 по 1992 гг. здание храма приспосабливалось под нужды госучреждений. В 1980-е гг. были восстановлены главы храма и колокольни, в конце 1992 года храм был возвращен Русской Православной Церкви. С этого времени начались Богослужения и одновременно производились восстановительные работы как внутри храма, так и на его территории. В августе 1995 года храм был освящен Архиепископом Брянским и Севским Мелхиседеком. В 2005 году начаты большие реставрационные работы в этом храме.

http://sobory.ru/article/?object=00660

Минуло три десятилетия. Архипастыри — архиепископ Мелхиседек (Лебедев)  и  епископ Феофилакт (Моисеев)  — многие священники, миряне, возрождавшие церковную жизнь на Брянщине уже ушли в вечность, но оставили о себе яркий след жертвенного служения Господу и Его Святой Церкви. Восстановленные святыни, вновь построенные храмы, продолжающее развиваться в различных направлениях служение Церкви обществу — за этот сравнительно небольшой период времени сделано весьма многое, но также много и задач на будущее. Стремительное развитие епархии требует колоссальных сил, полной самоотдачи, но все это покрывается неиссякаемой благодатью Божией. Она ныне призывает к миссии нести Свет Христовой Истины всех нас. Молодые инициативные священнослужители, умудренные жизненным и духовным опытом пастыри, активные миряне — каждый вносит свой посильный вклад в дело проповеди Слова Божия». Владыка Александр поблагодарил региональные власти за продуктивное соработничество в деле духовного развития современного общества и передачу молодому поколению высоких нравственных идеалов. Особые слова благодарности глава митрополии выразил епископу Великолукскому и Невельскому Сергию, «более двух десятилетий трудившемуся на Брянской земле, возрождавшему буквально из руин и запустения древнюю Богородицкую Площанскую мужскую пустынь и ставшему первым архипастырем учрежденной в 2013 году Клинцовской и Трубчевской епархии», а также владыке Владимиру, продолжающему в настоящее время его труды. Епископ Клинцовский и Трубчевский Владимир также приветствовал митрополита Александра с юбилеем Брянском епархии: «Сорадуюсь, что Господь дал мне возможность в сослужении вместе с вами нести молитвенное послушание на благо народа Божия и во славу Церкви Христовой. Молитвенно желаю вам, Ваше Высокопреосвященство, пастырям Брянской митрополии и прихожанам и впредь в усердии не оскудевать и духом пламенеть, укрепляться Господом и могуществом силы Его, проводить жизнь мирную и богоугодную во всяком благочестии и чистоте». От лица духовенства владыку Александра с торжеством поздравил настоятель брянского храма в честь Тихвинской иконы Божией Матери архимандрит Никита (Заиграйкин) и преподнес митрополиту букет белых роз.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6106276...

Отделочные работы Храма ещё велись… Насыщение Храма утварью и убранством, пополнение ризницы продолжалось до конца XIX - начала XX в. За период антирелигиозной кампании, длившейся с 1917 г. до недавнего времени, Чудо-Михайловский храм, к счастью, остался цел и невредим. Правда, во время немецкой оккупации он обветшал. Отметить надо и то, что в течение 100 лет церковь практически не закрывалась. В конце 50-х г.г. новозыбковский Храм в честь Чуда Архистратига Михаила в Хонех вошел в Орловско-Брянскую Епархию. Тогда и начались реставрационные работы. В настоящее время Храм входит в состав Брянской Епархии, которая по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II была возобновлена в 1994 г. Первым ее архипастырем стал Архиепископ Мелхиседек (Лебедев), возглавлявший епархию с 1994 до марта 2002 г. Ныне Брянско-Севская Епархия и входящий в неё Храм в честь Чуда Архистратига Михаила в Хонех спасаются под святительским омофором Епископа Феофилакта (Моисеева), назначенного на сию Богоспасаемую Брянскую кафедру 20 апреля 2002 г. По материалам юбилейного издания «1896-1996. Чудо-Михайловскому храму 100 лет». Новозыбков, 1996 г. В основанной в 1701 г. в лесах северной Черниговщины слободе Зыбкой первый православный храм будет заложен лишь во второй половине XIX столетия. На то были объективные причины, поскольку основателями слободы были пришедшие в 1686-1697 г.г. в эти края из других мест староверы. Если на первоначальном этапе население слободы и округи состояло преимущественно из приверженцев старого обряда, то к 1861 г. православных жителей в городе и уезде насчитывалось уже более 84 тыс. человек, тогда как старообрядцев числилось свыше 18 тыс., единоверцев – 1,7 тыс. В связи с этим потребность в строительстве православного храма официальной господствующей церкви с каждым годом возрастала. Перед местными властями вопрос о постройке церкви инициировал Михаил Уманец. По его замыслу церковь должна была именоваться в честь Архистратига Божия Михаила, небесного покровителя самого Уманца и вождя воинства Господня. Учитывая его столь ревностное личное отношение к этому богоугодному делу, в 1860 г. Уманца избирают председателем комитета по сбору средств на строительство, организованного руководством Черниговской епархии.

http://sobory.ru/article/?object=01638

Требовательность И. к священнослужителям, внешнее непротивление и даже содействие мероприятиям властей (в частности, запрет на паломничество к месту явления почитаемой Великорецкой иконы свт. Николая, к могиле почитаемого иером. Матфея (Швецова)) вызывали жалобы и обращения верующих в Патриархию. Так, в 1963-1966 гг. религ. активист-диссидент (см. в ст. Диссиденты ) Борис Талантов отправил 4 открытых письма в адрес Патриарха Алексия I. Одним из главных виновников тяжелого положения верующих в Кировской епархии Талантов представлял И., который якобы «развил энергичную деятельность по закрытию церквей и разрушению церковной жизни... угрожал убрать каждого священника, который ослушается устного распоряжения уполномоченного Совета». Последние письма Талантова появились уже после снятия Хрущёва, когда антицерковная кампания пошла на убыль, хотя введенные в этот период ограничения религ. жизни сохранялись. Обращения религ. активистов, в т. ч. за границу, вызывали резкое недовольство властей и могли спровоцировать усиленное давление на Церковь. В связи с выступлениями Талантова, получившими широкую известность за пределами Кировской обл., И. был вызван к уполномоченному Совета по делам религий, этот вопрос дважды обсуждался в 1966 г. в Патриархии. И. встречался с Талантовым, беседовал с ним, разъясняя возможные последствия его деятельности. Наиболее известное обращение Талантова, подписанное еще 11 мирянами,- «Открытое письмо верующих Кировской епархии Патриарху Алексию» - было передано брит. радиостанцией Би-би-си 8 дек. 1966 г., уже после скоропостижной кончины И. Отпевание И. в Кирове 20 нояб. 1966 г. возглавил Вологодский и Великоустюжский еп. Мелхиседек (Лебедев) . 21 нояб., согласно завещанию, он был похоронен в Ленинграде, на Большеохтинском кладбище. Арх.: ГАРФ. Ф. 6991с. Оп. 7. Д. 56; Архив С.-Петербургской епархии. Ф. 1. Оп. 4. П. 11. Д. 4; Оп. 25. Д. 45. Л. 123, 148; Архив УФСБ РФ по Псковской обл. Д. А-10676, А-21132; Лит.: Наречение и хиротония архим. Иоанна (Иванова)//ЖМП.

http://pravenc.ru/text/469480.html

25 июня 1970 г. назначен епископом Пензенским и Саранским. Решением Священного Синода от 3 марта 1976 г. избран в состав Синодальной комиссии по вопросам христианского единства. 9 сентября 1976 г. возведен в сан архиепископа. 4-18 апреля 1977 г. возглавил паломническую группу Русской Церкви при поездке на Святую Гору Афон. 4-10 мая 1978 г. посетил Чехословакию, а 15-22 мая во главе делегации Русской Православной Церкви Японию. Постановлением Священного Синода направлен наблюдателем на Ламбетскую конференцию с 22 июля по 13 августа 1978 г. 10 октября 1978 г. назначен архиепископом Берлинским и Среднеевропейским, Патриаршим экзархом Средней Европы. С 18 по 25 октября 1979 г. возглавил делегацию Русской Церкви на VIII конференции Генеральной ассамблеи Конференции европейских церквей на о. Крит. С 27 апреля 1979 г. по 11 октября 1981 г. временно управлял Дюссельдорфской епархией. 6-9 февраля 1983 г. присутствовал в Вене на конференции «Как устранить угрозу войны в Европе». 17-19 июня 1984 г. в г. Киле, ФРГ, участвовал в научном конгрессе, проведенном Евангелической церковью в Германии и Евангелическо-лютеранской церковью Северной Эльбы. 26 декабря 1984 г. назначен архиепископом Свердловским и Курганским. Тогда же стал временно управляющим Челябинской епархией, оставаясь им до 10-11 апреля 1989 г. С 25 сентября 1991 г., в связи с возвращением исторического названия кафедрального города, стал титуловаться Екатеринбургским и Курганским, а с 23 сентября 1993 г., с образованием Курганской епархии — Екатеринбургским и Верхотурским. В год празднования 1000-летия Крещения Руси владыка обратился к государственным властям с просьбой о возвращении мощей праведного Симеона Верхотурского, изъятых из Верхотурского монастыря в 1920 г., и святыня была передана верующим. Помогал комиссии по реабилитации от Московской Патриархии, собирающей документы для создания архива безвинно погибших деятелей Православной Церкви. Решением Священного Синода от 26 февраля 1994 г. переведен на вновь образованную Брянскую и Севскую кафедру.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198789...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010