Лит.: Коляда Г. И. Памво Берында - архитипограф//Книга: Исслед. и мат-лы. М., 1964. Сб. 9. С. 125-140; Сорокатый В. М. Нек-рые надгробные иконостасы Архангельского собора Моск. Кремля//ДРИ. М., 1977. [Т. 10]: Проблемы и атрибуции; он же. О датировке росписи собора Чуда арх. Михаила в Хонех Моск. Чудова мон-ря//ГММК. Мат-лы и исслед. М., 1999. Вып. 12: Искусство средневек. Руси. С. 181-198; Толстая Т. В. Успенский собор Моск. Кремля. М., 1979. Ил. 25, 27-30, 35-44; Саликова Э. П. Настенные росписи ц. Ризоположения//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1980. Вып. 3: Искусство Москвы периода формирования Русского централизованного гос-ва. С. 138-153; она же. Запрестольный крест XVII в. с живописными клеймами из собр. ГММК//Там же. М., 1991. Вып. 8: Рус. худож. культура XVIII в. С. 32-47; Греч. док-ты и рукописи, иконы и памятники прикладного искусства моск. собраний: [Кат. выст.] М., 1995. 53; Пятницкий Ю. А. Московский Кремль и греко-рус. связи XVI-XVII вв.//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1998. Вып. 11: Рус. худож. культура XV-XVI вв. С. 23-38. Ил. 5 на с. 31; Журавлева И. А. Ковчег для мощей прп. Михаила Малеина - небесного покровителя первого царя династии Романовых Михаила Федоровича//Там же. 2003. Вып. 16: Худож. памятники Моск. Кремля. С. 110-120; она же. Рака с мощами прп. Михаила Малеина//Царский храм: Святыни Благовещенского собора в Кремле: [Кат. выст.] М., 2003. Кат. 115. С. 320-322; «И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003; Царский храм: Святыни Благовещенского собора в Моск. Кремле: Кат. М., 2003. Кат. 35. С. 143-144 (описание: О. А. Цицинова); Басова М. В. Русское искусство из собр. ГМИР. М., 2006; Клевцова Р. И. Почитание прп. Михаила Малеина при Моск. царском дворе времени Михаила Федоровича//Правосл. святыни Моск. Кремля в истории и культуре России: К 200-летию Музеев Московского Кремля. М., 2006. С. 76-87 [Библиогр.]; Наследие Соловецкого монастыря в музеях Архангельской обл./Сост.: Т. М. Кольцова. М., 2006; Цицинова О. А. О некоторых иконах из надгробных иконостасов Архангельского собора Моск. Кремля//Правосл. святыни Моск. Кремля в истории и культуре России: К 200-летию Музеев Моск. Кремля. М., 2006. С. 136-149; Меняйло В. А. Иконописцы царя Михаила Романова: [Кат. выст. в Музеях Моск. Кремля 29 июня - 21 окт. 2007 г.] М., 2007; она же. Чудов монастырь Моск. Кремля//Наше наследие. 2016. 116. С. 26-43; Мохова Г. А. Икона «Прп. Михаил Малеин» нач. XVII в. из собр. Кировского обл. худож. музея им. В. М. и А. М. Васнецовых//14-е науч. чт. памяти И. П. Болотцевой: Сб ст. Ярославль, 2010. С. 54-61; Абраменко Н. М. Образы св. князей Владимира, Бориса и Глеба в рус. искусстве XVII в.//European Researcher. 2012. Vol. (29). N 9-2. P. 1455-1463; Православные иконы XVI - нач. XX в. в Музее истории Православия на земле Кузнецкой: Кат. выст. М., 2014; Ермишина К. История чудесного обретения на Алтае царской иконы [Электр. ресурс].

http://pravenc.ru/text/2563750.html

д)  Христианская любовь к ближним имеет свое главное основание в том, что другие люди, как и мы, дети небесного Отца, братья и наследники Иисуса Христа, и храмы Святого Духа. 3. Лучший источник нашего утешения и нашей радости. а)  Величайшая для нас радость и утешение , что любящий Бог печется ο нас, и этот Бог — наш Отец, что Он из милосердия прощает нас, что y Него нет лицеприятия и т. д. б)  Наша радость и утешение , что Иисус Христос принес нам с неба полную истину, что Он приобрел нам право на усыновление Божье, открыл опять нам небо, заключенное нашими грехами и т. д. в)  Наше утешение и радость , что Святой Дух управляет Божьей Церковью, охраняет ее от заблуждений, просвещает всякого человека, согревает и укрепляет и т. д. Что для корабля опытный кормчий, то Святой Дух для людей в продолжении их плавания по океану духовной жизни, исполненного опасностей. Святой Дух есть Дух Утешитель “Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, прииди и вселися в ны.” Так ежедневно взываем мы в молитве к Святому Духу; но особенно прилично взывать так в настоящий день. Кому солнечный свет не приятнее мрака, тишина — бури? Сколько слез проливается в мире без осушения и утешения? Кто утешит плачущих, возвестит “ что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача — елей радости, вместо унылого духа — славная одежда ” (Исаии 61:3)? 1. Скорбные сердца, которые могут ожидать от Него утешения. a)  He всякий без исключения скорбящий . Мирская скорбь (Иов. 21:23; 1 Цар. 16:14 ). Скорбь, происходящая из мутного источника (Мат. 19:22; Map. 6:26 ). б). По преимуществу духовно-скорбящие (2 Кор. 7:9–11 ). Сюда принадлежат: а.  Плачущие ο своих грехах Иов (13:26 ). Давид (Псал. 24:17 ). Апостол Петр (Мат. 26:75 ). b.  Изнемогающие от искушения диавола (Мат. 4:1 ). Он мучит внешними страшными образами (Мат. 15:22; Апок. 12:12 ), или вкрадывается, как змея, и прельщает нас внушениями и соблазнами. с.  Подвергающиеся тяжелым Божьим испытаниям . Разлучение Спасителя со Своими учениками (Руфь 1:3. 20–21; Товит. 3:10; 1 Цар. 1:10; 1 Пет. 1:6 ). Испытания, постигающие благочестивого человека (Исаии 49:14; Псал. 29:8; Иер. 8:21 ).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

аспект. Сыктывкар, 1995. С. 39-45; он же. Сказания и повести о местночтимых святых и чудотворных иконах Вычегодско-Северодвинского края XVI-XVIII вв.: Тексты и исслед. СПб., 2011. С. 9-54, 665-682, 713-720, 770-771; Попов В. А. Сольвычегодская старина/Ред.: А. Н. Власов//Сольвычегодская старина: Мат-лы и исследования к 500-летию г. Сольвычегодска. Сыктывкар, 1994. С. 59-200; Низов В. В. К биографии Александра Вятского//Религия и Церковь в культурно-ист. развитии Рус. Севера: Мат-лы междунар. науч. конф. Киров, 1996. Т. 1. С. 32-44; Преподобные Лонгин и Христофор Коряжемские и их жизнеописание. СПб., 1998; Суворова С. И. Пролилась кровь христиан//Архангельский епарх. вестн. 2003. 11. С. 15; 2004. 2. С. 13; Рыжова Е. А. Виршевые редакции севернорус. житий//Русская агиография: Исслед., публ., полемика. СПб., 2005. С. 217-235; Завойская Н. Е. Александр, еп. Вятский: Мат-лы к биографии. Вятка, 2008; Безроднов В. С. Вкладная и кормовая книги Коряжемского Никольского мон-ря//ВЦИ. 2011. 1/2. С. 56-116; Мельник А. Г. Рус. святые, почитавшиеся в Никольском Коряжемском мон-ре во 2-й пол. XVI в.//Ярославский пед. вестн. Сер.: Гуманит. науки. 2012. 1. С. 331-334. Е. А. Рыжова Рубрики: Ключевые слова: ДИОНИСИЙ (Димитрий; 1362/63 - 1437) Глушицкий, прп. (пам. 1 июня и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ДИМИТРИЙ Прилуцкий († ок. 1406), прп. (пам. 11 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ЕВФИМИЙ И ХАРИТОН († не позднее 1470) и († 11.04.1509), преподобные, Сянжемские, Вологодские (пам. 20 янв. (Е.), 28 сент. (Х.), в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) КИПРИАН († 29.09.1293), прп., Устюжский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), основатель великоустюжского во имя арх. Михаила муж. мон-ря КИРИЛЛ [Косма] (1337 - 1427), Белозерский, прп. (пам. 9 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Радонежских святых) ЛЕОНИД (1551 (?) - 1654), прп.

http://pravenc.ru/text/2110689.html

Лит.: Махароблидзе Е. Еп. Иона: [Некр.]//Церк. ведомости. Сремски-Карловци, 1925. 21/22(88/89). С. 15-16; Мелетий (Заборовский), еп. Памяти преосв. Ионы, еп. Ханькоускаго//Вера и жизнь. Харбин, 1925. 6/7. С. 72-81; Поминовение преосв. еп. Ионы в Харбине//Хлеб Небесный. Харбин, 1926. 20. С. 9; Третья годовщина у могилы еп. Ионы Ханькоускаго//Там же. 1928. 11. С. 26-27; Нестор (Анисимов), архиеп. Праведники Дальнего Востока наших дней//Церк. жизнь. Белград, 1934. 1. С. 2-9; Приют им. еп. Ионы в г. Маньчжурия//Китайский благовестник. 1936. Нояб. С. 32-34; Киклович Н., прот. 19-я годовщина памяти преосв. Ионы, еп. Ханькоускаго//Хлеб Небесный. 1944. 11/12. С. 29-30; Крупенин И. Преосв. Иона, еп. Ханькоуский, † 20/7октября 1925 г.//Правосл. Русь. Джорд., 1960. 5. С. 8-9; Памяти Ионы, еп. Ханькоускаго//Там же. 2. С. 5-8; Поликарп, архим., Тереховская К. А., Будеев А. Памяти еп. Ионы: [Восп.]//ПрПуть. 1966. С. 32-41; Воросов И. Еп. Иона, как личность//Там же. С. 42-46; Концевич И. М. Оптина пустынь и ее время. Джорд., 1970. С. 580; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 403-405; Ган С. Блаженной памяти еп. Ионы (7/20 окт. 1925 г.)//Правосл. Русь. 1994. 12. С. 8-9; он же. Прославление свт. Ионы Ханькоусского, в г. Чикаго//Там же. 1996. 21. С. 8-9; Акт о канонизации свт. Ионы Ханькоусского//Там же. С. 1-2; Лебедев А., прот. Дивное торжество: Прославление свт. Ионы, еп. Ханькоусского, чудотворца Маньчжурского, в г. Сан-Франциско//Там же. С. 6-8; Любите друг друга: Житие иже во святых отца нашего свт. Ионы Ханькоускаго//Там же. С. 3-5; Журавский А. В. Жизнеописания новых мучеников Казанских: Год 1918-й. М., 1996. С. 25-26; Энеева Н. Т. Свт. Рус. Зарубежья еп. Ханькоукский Иона (Покровский)//ЕжБК. 2002. С. 268-279; она же. Свт. Рус. Зарубежья еп. Иона Ханькоуский (Покровский)//Проблемы истории Рус. зарубежья: Мат-лы и исслед. М., 2005. Вып. 1. С. 9-27; Богданова Т. А., Клементьев А. К. Письма свт. Ионы Ханькоускаго проф. СПбДА Н. Н. Глубоковскому//Правосл. путь. 2004. С. 20-46; Свт. Иона Ханькоуский: Мат-лы к жизнеописанию св. Ионы Ханькоуского//Рус. инок. Джорд., 2004. 20(183). Апр. (htpp:/www.russian-inok.org/[Электр. ресурс]; Архив еп. Ханькоуского Ионы (Покровского): Фонд Архиерейского Синода в Сремских Карловцах/Публ.: Н. Т. Энеева//Проблемы истории Рус. зарубежья: Мат-лы и исслед. М., 2005. Вып. 1. С. 317-350.

http://pravenc.ru/text/578318.html

Прп. Антоний, Сийский чудотворец: Ист. сведения о церк. его почитании с прил. древнего рукоп. Жития в полной и кр. редакциях. СПб., 1901; Иванов П. И. Опись Сийского мон-ря 1598 г. и летописные заметки//Древности: Тр. Археогр. комиссии МАО. М., 1902. Т. 2. Вып. 2. С. 373-384; Кириллов А. В., прот. Прп. Антоний, Сийский чудотворец//Архангельские ЕВ. 1906. 22. Ч. неофиц. С. 701; Симони П. К. К истории обихода книгописца, переплетчика и иконного писца при книжном и иконном строении. СПб., 1906. Вып. 1. С. 199-200. (ПДПИ; 161); Верюжский В. М., свящ. Афанасий, архиеп. Холмогорский, его жизнь и труды в связи с историей Холмогорской епархии за первые 20 лет ее существования и вообще Рус. Церкви в кон. XVII в.: Церк.-ист. очерк. СПб., 1908. С. 309, 682-683; Изюмов А. Ф. Вкладные книги Антониева Сийского мон-ря: 1575-1694 (7084-7202) гг. М., 1917; Сидоров А. А. Древнерус. книжная гравюра. М., 1951. С. 230-231; Кукушкина М. В. Монастырские б-ки Рус. Севера: Очерки по истории книжной культуры XVI-XVII вв. Л., 1977. С. 12, 28, 43, 70, 102, 111, 112, 114-120, 124, 151, 160, 166, 188, 198; Белова Л. Б., Кукушкина М. В. К истории изучения и реконструкции рукописного собр. Антониево-Сийской б-ки//Мат-лы и сообщ. по фондам отд. рукописной и редкой книги БАН. Л., 1978. С. 154-187; Брюсова В. Г. Рус. живопись XVII в. М., 1984. С. 150-152; она же. Федор Зубов. М., 1985. С. 29-30; Братчикова Е. К. Основные черты книж. миниатюры кон. XVII в. по мат-лам Антониево-Сийского мон-ря//М. В. Ломоносов и значение его деятельности для развития просвещения: Тез. докл. Всесоюз. науч.-практ. конф., 9-11 сент. 1986 г. Архангельск, 1986. С. 215-218; она же. Сийское Евангелие кон. XVII в. и творческие принципы рус. миниатюристов в освоении западноевроп. худож. традиции: АКД. Л., 1988. С. 10; Мальцева О. Н. Сийский иконописный подлинник: Новые мат-лы об иконописной мастерской Антониева Сийского монастыря XVII в.//Религия в истории культуры: Сб. науч. тр. ГМИР. СПб., 1991. С. 19-34; она же. Иконописная мастерская Антониево-Сийского мон-ря в XVII в.//Погибшие святыни.

http://pravenc.ru/text/2565604.html

Большая группа репродукций с изображением К. собрана в Музее Учемского края в Учме (филиал Мышкинского народного музея). Лит.: Струков Д. М. Благоверный Константин, князь Мангупский, в иночестве Кассиан. СПб., 1874; Углич: Мат-лы для истории города XVII и XVIII ст. М., 1887; Васильевский П. В., прот. Прп. Кассиан Грек Угличский чудотворец и основанная им Учемская пуст. Учма, 1905. Мышкин, 1997 2; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 140, 148-149; Горстка А. Н. Иконография Кассиана Учемского на мат-ле Угличских икон XVII-XIX вв.//Учемский сб.: Мат-лы 2-й науч. конф. «На земле св. Кассиана»/Мышкинский нар. музей. Мышкин, 2000. Вып. 2. С. 15-20; он же. Белый всадник: (Повесть о Св. Кассиане Учемском и его времени). Мышкин, 2001; он же. Иконы Углича XIV-XX вв. М., 2006; он же. Выходец из Византии на Угличской земле//Углече Поле. Углич, 2012. 12. С. 82-89; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 594, 780. Я. Э. З. Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АНТОНИЙ (Путилов; 1795-1865), прп. Оптинский (пам. 7 авг., в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ГЕННАДИЙ (в миру Григорий; † 1565), прп. (пам. 19 авг., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 3-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ГЕРАСИМ (Григорий Михайлович; 1488/89-1554), прп. Болдинский (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ДАНИИЛ (Димитрий Константинович; ок. 1460-1540), прп. (пам. 7 апр., 30 дек., 28 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ДИМИТРИЙ Прилуцкий († ок. 1406), прп. (пам. 11 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/1681243.html

Владислав 28 марта 2019, 19:38 Есть известный публицист и филолог, Василий Давидович Ирзабеков. Он чистокровный азербайджанец, принял в возрасте около около 50 лет Крещение православное. Сам преподаватель русского языка по образованию. Выступает часто на передачах православных, даже на этом сайте были его статьи, и есть. У него есть отличные лекции на тему происхождения и вреда и мерзости матерной брани. Очень советую. Человек, нерусский по происхождению, знает лучше многих русских язык. Татьяна Романова 28 марта 2019, 18:29 Матерились в армии точно до 1918 года, перед Революцией особенно мат обуял, вместе и безбожие... Ирина 28 марта 2019, 13:38 Нужно читать. Расширять свой лексикон. Тогда и слова найдутся, которыми можно выразить свои чувства. прот. Максим 28 марта 2019, 13:12 По поводу борьбы с матерщиной у белых и красных можно почитать митр. Вениамина (Федченкова) " На рубеже двух эпох " . Он описывает свои попытки (как епископ армии и флота) положить конец этому явлению, распространённому среди белых офицеров. А также передаёт сведения об успехах в этом направлении у красных. Олег 28 марта 2019, 13:06 мат - бесовский язык, хула на Пресвятую Богородицу, покровительницу земли русской. Еще в армии встретил поговорку: " без мата, как без автомата " . Вроде бы в армии можно, но для чего нужен автомат? Чтобы убивать, так и мат для того же, только духовно убивать человека. Геннадий 28 марта 2019, 11:48 Поделюсь историей из личной жизни. Встречался с девушкой, интеллигентной и воспитанной, в церковь ходила. За почти 1.5 года, на протяжении которых почти каждый день мы проводили вместе, я лишь один раз услышал от неё одно не очень хорошее слово, так называемое для связки слов. Потом мы расстались, но девушка решила меня удержать, и как уже потом мне стало известно, прибегла к помощи нечистых сил. Ну вы поняли. И прибегла очень активно, затянуло её это. Случилось это очень быстро, спустя неделю её речь изменилась до неузнаваемости. Такого отборного и 3-этажного мата я даже от пацанов, курящих за школой не слышал. А ещё в её лексиконе появились некоторые неизвестные мне слова. Вот так бывает.

http://pravoslavie.ru/120100.html

В другом поучении святитель говорит священникам: «поймите, дети, в какое достоинство вы призваны Богом! Ап. Павел пишет: «кийждо в звании, в нем же призван бысть, в том да пребывает» ( 1Кор.7:20 ). Вы, дети, называетесь стражами церкви, пастырями словесных овец, за которых Христос пролил Свою спасительную кровь. Будьте же, дети, истинными пастырями, а не наемниками, которые питаются млеком и одеваются волною, а об овцах не пекутся (Езек.34:31). «Не входящие дверьми во двор овчий также не пастыри, а воры и разбойники» ( Иоан.10:1 ). Не следуйте таким, дети. Подражайте истинному пастырю Христу, как сам Он сказал в евангелии: «Я пастырь добрый, полагаю душу Мою за овец» (ст.11:15). Будьте, дети, образцом для своего стада, по слову Спасителя; Он говорил апостолам: вы свет мира, вы соль земли. Так да светит свет ваш пред человеками, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного» (Мат.5:11,14:16). Прежде всего должно светить добродетелями, – кротостью и смирением и беречься всех дел непристойных, которыми соблазняется мир. Горе тому человеку, которым приходит соблазн, сказал Спаситель (Мат.18:17). Оградитесь страхом Божиим; отсеките, дети, от сердец ваших всякую отрасль вредную для души: гнев, ярость, зависть, ненависть, пиянство – корень всякого зла и смех. Сказано: «всяко слово гнило да не исходит из уст ваших» ( Еф.5:29 ). И Спаситель говорит: «от словес своих оправдишися и от словес своих осудишися» (Мат.12:37). Будьте, дети, в дому Божием маслиною плодовитою, приносите духовные плоды, святость. Упражняйтесь в чтении св. книг и учении день и ночь, по слову пророка: «в законе Господни поучится день и нощь» ( Псал.1:2 ) ... Как велико имя ваше: таковы же должны быть и дела ваши... Иерей должен молить Бога сперва за себя, потом за людские прегрешения, а духовных детей должен учить страху Божию, покаянию в грехах, любви, кротости, смирению, милостыни. Без епитимии не оставляйте детей своих, а назначайте каждому по силе его и по греху. Вовремя надобно вязать и вовремя разрешать. Поучайте детей своих удаляться блуда и пьянства, чародеяния, волхвования, жадности к ростам, чтобы не были рабами греха. – Если так, дети, сотворите, как я написал вам, по закону Божию: тогда можете сказать пред Богом: Господи! се мы и дети, которых дал Ты нам... Все блага мира сего ничего не значат пред Богом в сравнении с душою человеческою. Потому Бога ради, всеми силами старайтесь спасать себя и стадо свое... И сам прошу вас, преподобные, помолитесь о моем не достоинстве и о худости моей». 1011

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

2012. 3(501). С. 2-3; Слово по случаю вручения степени доктора honoris causa Софийского университета культурного наследия//Православная газ. 2012. 19(676). С. 2-3; Слово Церкви должно нести правду: [Рождественское интервью]//ЖМП. 2012. 2. С. 26-31; Совместное послание народам России и Польши Предстоятеля Русской Православной Церкви Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Председателя Епископской Конференции Польши Архиепископа Юзефа Михалика, митр. Перемышльского//ЖМП. 2012. 9. С. 29-32; «Таков нам подобаше архиерей»: Доклад на Архиерейском совещании архиереев митрополий РПЦ//ЖМП. 2012. 3. С. 26-35; Тайна покаяния: Великопостные проповеди, 2001-2011. М., 2012; В чем смысл всякой власти?//Православная беседа. 2013. 2. С. 2-5; Научение искусству диалога: [Слово на открытии второго пленума Межсоборного присутствия РПЦ]//ЖМП. 2013. 1. С. 38-39; Преодоление смуты. М., 2013. (Серия «Слово Святейшего Патриарха»; Вып. 1); Проповеди: 2012/ТСЛ. [Серг. П.,] 2013; Традиция и современность: [Слово на церемонии вручения Литературной премии им. святых Кирилла и Мефодия]//Православное книжное обозрение. 2013. 6(30). С. 11-17; Хранить Церковь Христову от разделений//Православная беседа. 2013. 1. С. 4-9; Святая Земля. М., 2014. (Сер. «Слово Святейшего Патриарха»; Вып. 2). Арх.: ЦАНО. Ф. 570. Оп. 3. Д. 615; Д. 1659; Д. 1776; Д. 1899; Д. 2011; Д. 2021; Д. 2237; Д. 2282; Ф. 1016. Оп. 1. Д. 10; Ф. 2209. Оп. 3. Д. 16565; ЦГА СПб. Ф. 1000. Оп. 49. Д. 34. Ист.: Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви: Храм Христа Спасителя, 13-16 авг. 2000 г.: Мат-лы. М., 2001; Архиерейский Освященный Собор Русской Православной Церкви: Храм Христа Спасителя, Троице-Сергиева Лавра, 3-8 окт. 2004 г.: Мат-лы. М., 2005; На службе Церкви: К 65-летию Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата: [Юбил. сб. мат-лов]/Под общ. ред. Митр. Волоколамского Илариона (Алфеева). М., 2011. Лит.: Дёгтева О. В. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и его исторические корни на Нижегородской земле//Нижегородская старина.

http://pravenc.ru/text/Патриархом ...

Бобров А. Г. Новгородские летописи XV в. СПб., 2001; Трояновский С. В. Новгородский детинец в X–XV вв. по археол. данным: АКД. М., 2001; он же. Вел. Новгород: Седмицы истории, 859–1990-е гг. М., 2015; Novgorod: Das mittelalterliche Zentrum und sein Umland im Norden Russlands//Studien zur Siedlungs geschichte und Archäologie der Ostseegebiete. Neumünster, 2001. Bd. 1; Археологи Вел. Новгорода. Вел. Новг., 2002; Берестяные грамоты: 50 лет открытия и изучения. М., 2003; Петров А. В. От язычества к Св. Руси. Новгородские усобицы: К изуч. древнерус. вечевого уклада. СПб., 2003. С. 71–87; Зализняк А. А. Древненовгородский диалект. М., 2004; Носов Е. Н., Горюнова В. М., Плохов А. В. Городище под Новгородом и поселения Сев. Приильменья: (Новые мат-лы и исслед.). СПб., 2005; Тарабардина О. А. Дендрохронология средневек. Новгорода: (По мат-лам археол. исслед. 1991–2005 гг.): АКД. М., 2007; Бассалыго Л. А. Новгородские тысяцкие//НИС. 2008. Вып. 11(21). С. 33–67; 2011. Вып. 12(22). С. 37–62; 2013. Вып. 13(23). С. 115–150; Вел. Новгород и средневек. Русь: Сб. ст. к 80-летию В. Л. Янина. М., 2009; Вел. Новгород: История и культура IX–XVII вв.: Энцикл. словарь. СПб., 2009; Конявская Е. Л. Об этапах формирования легенды о Знаменской иконе//Особенности рос. ист. процесса: Сб. ст. памятиЛ. В. Милова. М., 2009. С. 68–86; Севастьянова О. В. Др. Новгород: Новгородские княжеские отношения в XII — 1-й пол. XV в. М.; СПб., 2011; Тарасов А. Е. Церковь и подчинение Вел.Новгорода//НИС. 2011. Вып. 12(22). С. 71–109; Янин В. Л., Рыбина Е. А. Новгородская археология за 75 лет: Осн. вехи истории//Новгородские археол. чт.–3. Вел. Новг., 2011. С. 16–39; Лукин П. В. Население средневек. Новгорода по данным письменных и археол. источников//Русь в IX–X вв.: Об_во, гос_во, культура. М., 2012. С. 45–46; он же. Обозначение «весь Новгород» и формирование новгородского «воображаемого сообщества»//Вост.Европа в древности и Средневековье: 29-е чт. памяти В. Т. Пашуто: Мат-лы конф. М., 2017. С. 137–144; idem. (Lukin P. V.) Novgorod: Trade, Politics and Mentalities in the Time of Independence//The Routledge Handbook of Maritime Trade Around Europe 1300–1600/Ed.: W. Blockmans, M. Krom, J. Wobs_Mrozewicz. L.; N. Y., 2017. P. 292–312; он же. Новгородское вече. М., 2018;

http://sedmitza.ru/lib/text/8742738/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010