По подобие на обществените молитви в Стария Завет, Църквата извършва в различни часове на деня и време от годината богослужения по определен начин – съобразно указанията и чинопоследованията в богослужебните книги. Според Устава (Типика) основните богослужения от денонощния кръг са вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часове и Св. Евхаристия (Литургия), а при особени случаи Църквата извършва и всенощни бдения (вкл. литии), както и обредите водосвет, молебен, опело на починал, панихида, петохлебие. Извън речника: Православното богослужение. Богохулство (гр. blasphemia) (Мат. 9:3; 26:65; Марк 2:7; 7:22; 14:64 ; Лук. 5:21 ; Иоан. 10:33,36 ; 1Тим 1:20 ; Откр. 13:1,5 , Лев. 24:11–16 , Иов 2:9 ) – всички оскърбителни или непочтителни думи, действия или намерения по отношение на Бога и светините, в т.ч. към Св. Троица, Божието име, Божия промисъл, Св. Богородица и светиите, съзнателното отхвърляне на Божието откровение. Обикновено богохулството се свързва със съзнателното кощунство или поругание на светините. Сред Божия народ само един богохулник е достатъчен, за да оскверни цялата община. Ето защо по Мойсеевия закон хулителя на името Господне наказвали със смърт: извеждали го извън пределите на града и го убивали с камъни ( Лев. 24:11,15–16 , ср. Изх 20:7; 22:27; 3Цар 21:13 , 3Езд 14:24 ). Бог не оставя неотмъстено оскверняването на Името Му (най-често от езичниците, вж. Пс. 88:51 следв., 4Цар 19:4 следв.; 16:22; Йов 1:18, 2Мак. 8:4; 9:28; 10:34 ; Дан. 7:8,25; 11:36 ). Затова Божият народ бил длъжен сам да не предизвиква езичниците към богохулство ( Иез. 36:20 , Ис. 52:5 ). В Мат. 9:2–3 книжниците смятали за богохулство дори опитът за вършене на Божието дело и да се говори от Божие име. Юдеите обвинили Господ Иисус Христос за това, че наричал Себе Си Божи Син ( Иоан 8:49–59; 10:31–36 ) и затова го осъдили на смърт ( Марк 14:64 и следв.; Иоан 19:7 ), безчестили Го и Го обсипвали на Кръста с хули ( Марк 15:29 и следв.). Ако те правели това поради непознаване на Богочовека и «понеже не знаят, що правят», то този им грях могло да бъде простен (Мат. 12:32, Лук. 23:34 ). Но те приписвали знаменията, които Иисус извършвал не на Божия Дух, а на бесовския княз Веелзевула (Мат. 12:24,28 и следв.). Отхвърляйки съзнателно Божието откровение, те извършвали най-тежкия, непростим грях на хулата към Светия Дух (Мат. 12:31, Мк 3:28–30 ), по думите на Спасителя: «всеки грях и хула ще се прости на човеците; но хулата против Духа няма да се прости на човеците; и ако някой каже дума против Сина Човечески, ще му се прости; но ако някой каже против Духа Светаго, няма да му се прости ни на този, ни на онзи свят» (Мат. 12:31–32, също Марк 3:28–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

б) Кто имеет, тому дано будет. Высочайшие блага, приобретаемые добродетелью, сокрыты в небе. Хотя их «ни око не видело, ни ухо не слышало» и т. д., однако же мы знаем много радостного о рае: он привлекателен и славен. Там нет никакой болезни и горя, там только радость и блаженство — настолько превышающие земные радости, насколько небо выше земли. Там созерцают истину, имеют высшее знание, проникаются мировыми планами Божьими. Там легко и охотно исполняют волю Божью и получают круг действий, как ангелы. Там живут только с одними добрыми. Какое счастье — там зреть лицо Божье. Там радость не имеет конца; она продолжается вечно. Здесь всякая радость омрачается мыслью, что она не долго продолжится. Несомненное воздаяние на небе, хотя бы на земле многое осталось без возмездия « Приидет Сын Человеческий во славе Своей » (ст.31, 32; ср. Апок. 22:12). 1. Для благочестивых — какое утешение! В мире остается многое без возмездия (Иов. 12:4–5). Посмотрите теперь на высшего Мздовоздаятеля. а) Он воздает всякому и за все (Мар. 9:44). б) Он хочет воздать во времени и в вечности (Лук. 6:38; 14:14; Мат. 19:27–29 ). 2. Для грешников — какой ужас! Как много зла в мире остается без наказания! (Сир. 23:24–26; Зах. 5:3 ) И здесь Бог есть Мздовоздаятель: а) потому что всякий грех оскорбляет его, как безгрешного. б) грешник должен ожидать себе наказания уже здесь, на земле (Псал. 49:21; Сир. 19:3; Иер. 2:19). в) в вечности будет возмездие еще ужаснее (Апок. 11:8). — Сир. 5:3. 1; Пет. 3:12; Псал. 72:13. 14. Ужасное и вместе с тем отрадное учение евангелия о страшном суде « Приидет Сын Человеческий во славе Своей » и т. д. 1. Для кого оно ужасно. Уже преображение Иисуса Христа на Фаворе привело учеников Его в страх (Мат. 17:6); не тем ли ужаснее будет Его явление во славе, как Судьи вселенной, в особенности: а) Для грешника, имеющего злую совесть. Все его грехи откроются (Гал. 5:19–21; Еккл. 3:17 ). Судья потребует отчета за всякое праздное слово (Мат. 12:36), за всякое зло, им содеянное, за всякое добро, им упущенное. Ужасный день для омраченной грехами совести! (Еккл. 11:9; Прем. 17:10–11 ).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

б) Как малодушны и беспокойны делаемся мы, когда нам, при виде смерти, приходит одна мысль о расставании с привязанностями жизни и проч.? 3. Святое смирение. а) Весь народ вышел на встречу Спасителю, постилал Ему одежды, приветствовал Его, как истинного царя от дома Давидова. Только книжники и члены синедриона высказывали негодование. Достаточно было одного мгновения, чтобы враги Христовы были уничтожены и чтобы Ему воссесть на престоле Давида. Но Его кротость этого не восхотела: Он не желал быть земным владыкой. Он хотел утвердить престол свой на Голгофе. б) Как, напротив, мы высокомерны? Отказываемся ли мы когда-нибудь от земных почестей? Как домогаемся мирских отличий? 4. Бесконечная любовь. а) Из любви к роду человеческому шел Спаситель в Иерусалим, чтобы умереть за нас. Своим торжественным входом Он ускорил приговор над собой. Как легко Он мог избежать его! Мера любви должна была исполниться! б) Как часто мы не любим? И как часто под нашей мнимой любовью к Богу и ближним скрывается только самолюбие? О кротости « Се, Царь твой грядет к тебе кроткий » (Мат. 21:5). Господь наш Иисус Христос предпринимает свой торжественный вход в Иерусалим, — тот самый город, который столько причинял Ему страданий в жизни и скоро будет вопиять: распни, распни Его! Спаситель желал спасти город, a город замышлял погубить Его. Какая необычайная кротость Мессии! Так буквально исполнились слова пророка: « се Царь твой грядет к тебе кроткий .» Кротость спокойно переносит оскорбления ближнего и воздает добром за зло. 1. Иисус Христос учит кротости и словом, и примером Своим . а) В нагорной проповеди своей Иисус Христос убедительно учит кротости: « блаженны кроткие, ибо они наследуют землю » (Мат. 5:5). Блаженными, следовательно, называются и прославляются те, которые твердо и спокойно переносят всякие оскорбления, которые обладают способностью умерять всякие вспышки гнева и не выходить из самообладания. б) Иисус Христос требует смирения: « научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем » (Мат. 11:29). Весьма многие ничему или мало чему учатся от Спасителя, но менее всего смирению.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

вдается. пребывать в том, чтобы. кроме, исключая. если же возбранен будет от помыслов изряднейших попечением о потребах. Мат. 11, 29. милосердием. глубокия. в неразумии. взволноваться. самаго себя. в Греч. книге 19. сих слов: простоту удержи сначала, нет в Греч. книге. а не с пытливым разумом. Пс. 114, 6 . в Греч. книге кроме ψχους ι ρυους находится еще πχνης, иней, изморозь. безпомощное состояние. Пс. 114, 6 . 1Кор. 3 18. умом. в лучшее. молися. может быть думаешь. духовному. душевнаго разума. духовнаго. Мат. 18, 3. смысла. покаэанныя в Евангельских блаженствах. видение. видение. видение. чистоты. духовный разум. сетью.... опутан. с сознанием немощи. тень. всем для меня будет Сам Тот. окружает. Промысл. чрез познание заступления в явном. по мере его устроения и жизни. чего либо. сокровенный свет. он. промысл Божий. на него. чтобы имел смелость. на него. прибегнет к Богу. 2Тим. 3, 12 . Мат. 16, 24. Мар. 8, 34 . т. е. когда человек определит себя на скорби до смерти. то ничто более сего не по-дает смелости. ниже, меньше. на труды и на скорбь. помышляемому. телесном. нетрудна. и часто будет случаться с тобою противное тому, чего ты ожидал. а может быть. отводит. скорбное. опыт. любление покоя. не другим чем. браней. пищи. может быть не более ли. в отношении тайных сетей. совершения. сколько раз. пребыть в сем деле и без труда. или может быть. мнимаго. труд. неудобные, многотрудные. т. е. вещь. крестнаго пути. тленый. или получил желание свое. противоборством. не могут быть побеждены. когда ярость (раздражительность) действует по естеству. телесный. смелость и крепость. ревность. не ощущают страданий. в Греч. книге 6. мира. слов, заключенных в скобках нет в Греч. книге. в Греч. книге εν τος πργμασι т. е. среди дел и вещей житейских. и сколько бы человек ни был. спицы, уязвляющия ее. и не может усмотреть, что ему вредно. вещи. ин (Отцамъ). способствовать. в Греч. книге 71. слов: «и о нестяжании» в Греч. книге нет. туда. изобретает. сопротивляясь внушениям оных. движется.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

Его слово, обращенное к страждущим людям, проникнуто кротостью, глубоким состраданием и мольбою об обращении к Нему. Придите ко Мне все труждающиеся и обременении, и Аз упокою вы. Возьмите иго Мое на себе, и научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мат. 11: 28–29). И обремененные бременем греховным слышали от Него снисходительное слово прощения и утешения, как от пришедшего „призвать не праведников, а грешников к покаянию« ( Лук. 5:32 ). Всех, обращающихся к Нему, с любовью принимал Он и, для утверждения их в вере, дал им заповедь о молитве (Мат. 6: 9), и сам молился о них ( Иоан. 17:20 ), но, когда они, по маловерию своему, оставляли Его, Он, хотя и скорбел о них, но не произносил ни одного слова проклятия, терпеливо ожидая, пока они опять обратятся к Нему. Только к такого рода упорным и ожесточенным противникам веры, каковы были книжники и фарисеи, обращалось Им слово, полное грозного обличения и строгой неумолимой правды. И это делалось после того, когда они ни чем не были вразумляемы, ни писаниями, ни учением Спасителя, ни Его делами. Но и об окаменении сердец их скорбела Его душа. Какая глубокая скорбь слышится в словах Спасителя, обращенных к Иерусалиму, после Его обличительной речи к книжникам и фарисеем: Иерусалиме, Иерусалиме, избивый пророки и каменем побивали посланные к тебе, колькраты восхотел собрати чада твоя, якоже собирает кокош птенцы своя под криле, и не восхотесте (Мат. 23:37)! Та же любовь проникает все Его действии в разнообразных жизненных отношениях Его к людям. Он не чуждался сближения с людьми, даже с мытарями, грешниками и любодейцами, и принимал самое живейшее и деятельное участие в их нуждах. Он радовался радости семейной ( Иоан. 2:1–12 ), и разделял горе, поражавшее семейства ( Иоан. 11:33 ; Лук. 7:13 ). Все нужды и страдания людские находили в Его душе участие, выражавшееся в непрерывном ряде чудодейственных благотворений. Не принимал Он только подобного участия в такого рода положениях людей, какие определялись гражданским порядком.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Канон евхаристиен – виж Евхаристиен канон. Канонизация – присъединяване на споминал се подвижник към лика на светците при спазване на определени изисквания и при тържествено богослужение. Канонични книги на Свещеното Писание, виж Библия. Кападокия – голяма бласт в източната част на Мала Азия с главен град Кесария Кападокийска. По времето на император Тиберий става римска провинция, по-късно е владение на персите, византийците, арабите, а днес се намира в Турция. Като византийско владение е седалище на архиепископ. Извън речника: Кападокия. Капернаум – в превод «селището на Наум» – град, намиращ се на северозападния бряг на Галилейското (Тивериадското) езеро, споменаван многократно в Евангелията (в Мат. 4:13; 11:23; 9:1; 17:24; 8:14–15; 9:2–6; 9:9; 9:10–17; 15:1–20; Марк. 2:1; 1:29–31; 1:32–54 ; Лук. 7:1; 4:33 ; Иоан. 4:46; 6:22–71 ; и др.). В Капернаум нееднократно е пребивавал нашия Господ Иисус Христос. В него Той започнал да проповядва ( Иоан 2:12 ), там изцерил и тъщата на Петър бесноватия и изгонил множество бесове от двама души (Мат. 8:28–34; Марк 5:1–20 ; Лука 8:26–39); в Капернаум призовал ап. Матей към служение и произнесъл немалко притчи, поради което започнали да наричат Капернаум «Неговия град». Въпреки многото чудеса и притчи, които прозвучали в Капернаум, жителите на града не се покаяли (Мат. 11:20). Днес от Капернаум са останали само развалини. Виж също: Галилея, Йерусалим. Витсаида Галилейска. Кардинал (лат.) – най-висш (след папата) духовен сан (но не специална йерархическа степен) в Римокатолическата църква. По неписан канон кардиналите избират и измежду тях се избира нов папа. Понастоящем в цялата Римокатолическа църква има има 130 кардинали. Карлос Кастанеда – съвременен американски антрополог, дълги години живял в Мексико като ученик на един индиански магьосник. В книгите си описва мрачния свят на древноезическото индианско шаманство, разнообразните явявания на демоните и собствения си опит в общуването с бесовете. Карпократиани – последователи на едни от александрийските гностици на име Карпократ. В основата на тяхното учение лежат идеи от Платон и отчасти от неопитагорейството.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Лит.: Клириков Н. Н. Механик-самоучка, слепец В. М. Слепнев//Ярославские ГВ. 1887. Ч. неофиц. 28. С. 5-6; 29. С. 3; Самоучка-механик, изобретатель механического церк. звона: [Д. П. Иванцов]//Вятские ЕВ. 1904. 11. Отд. неофиц. С. 680-682; Десятников В. Хранители звонов: [Ростовские звоны и звонари]//Вокруг света. 1978. 5. С. 40-43; Игнатьев С. Федька-звонарь//Правосл. Русь. 1978. 7. С. 14-15; Козлова Г. Живое искусство колокольного звона//Кругозор. 1990. 6. С. 10-11. Грампластинка 4; Маршкова Т. И. Хранитель московского звона: [Звонарь моск. Новодевичьего мон-ря В. И. Машков]//Отчизна. 1991. 6. С. 32-34; Мельник А. Г. Звонари XVII - нач. XX вв.//СРМ. 1993. Вып. 4: Соборная звонница Ростова Великого. Ростов. 1993. С. 47-56; Мельник Л. Ю. О «Калязинском» звоне//Там же. С. 65-68; Виденеева А. Е. Звонари ростовского Успенского собора во 2-й пол. XVII - 1-й четв. XIX в.//Там же. Ярославль, 1995. Вып. 7: Колокола и колокольни Ростова Великого. С. 18-27; Невелев Д. Тайная жизнь патриаршего крестоносца: Не спрашивай, по ком звонил в колокол обычный советский инженер: [В. И. Машков]//Огонёк. 1996. 2. С. 26; Никаноров А. Б. Звонарь как особый тип традиц. инструменталиста//Традиц. искусство и человек: Тез. докл. XIX науч. конф. молодых фольклористов памяти А. А. Горковенко, 15-17 апр. 1997 г. СПб., 1997. С. 46-48; он же. О звонарях//IV конгресс этнографов и антропологов России: Тез. докл. Нальчик, 20-23 сент. 2001 г. М., 2001. С. 172; он же. К проблеме творческой личности традиц. инструменталиста: Звонарь Семен Семенович из старой Казани)//Вопросы инструментоведения. СПб., 2007. Вып. 6: Мат-лы 6-й междунар. инструментоведческой конф. «Благодатовские чтения», С.-Петербург, 3-6 дек. 2007. С. 175-178; Макаров М. И. На Даниловской колокольне//Правосл. колокольный звон: Теория и практика: [Сб. ст.]/Сост.: И. В. Коновалов, Н. И. Завьялов. М., 2002. С. 139-164; он же. Даниловский звон//ЖМП. 2004. 3. С. 20-21; Смирнов Д. В. Родословие семьи звонарей Урановских, XIX - нач. XX вв.//СРМ. 2002. Вып. 12. С. 91-92; Виденеева А. Е., Коновалов И. В. Звонари Моск. Кремля в сер. XVIII в.//VII науч. чт. памяти И. П. Болотцевой (1944-1995): Сб. ст. Ярославль, 2003. С. 86-101; они же. Звонари Моск. Кремля посл. трети XVIII - 1-й трети XIX в.//Макарьевские чт.: Рус. культура XVI в.- эпоха митр. Макария. М., 2003. Вып. 10. С. 188-207; они же. Звонари Моск. Кремля в 1830-х гг.//ИКРЗ, 2004. Ростов, 2005. С. 285-289; они же. Звонари Ростовского Успенского собора в 1-й пол. 20-х гг. XIX в.//Там же, 2006. Ростов, 2007. С. 332-339; Ярешко А. С. Роль звонаря в рус. правосл. культуре//Мужчина в традиц. культуре народов Поволжья: Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. (Астрахань, 15-17 мая 2003 г.). Астрахань, 2003. С. 58-62.

http://pravenc.ru/text/199671.html

Может, даст Бог, хоть что-то изменится. Валентина 7 июля 2018, 14:10 А родители где были в это время ? Правилу хорошего поведения обязаны обучать именно они, чего очень не достает сейчас. Полина 7 июля 2018, 13:47 Веселый рассказик. Странно читать отзывы о том, что ребенок, который сказал " заткнись " вырастит хамом. Задело, что священник не вразумляет бабулю, а просит других смиряься. В знакомом храме священник не давал петь приезжим проф певцам, так как его тетеньки обидятся и петь не будут, когда певцы уедут. Уж лучше бы он Литургию читал, чем слушать, как поют эти тетушки. Разве не задача священника вразумить, научить, подсказать Светлана 7 июля 2018, 11:29 История конечно не веселая, как пишут в комментариях, а очень грустная. Если дети в храме так себя ведут, то в других местах страшно и подумать! Действительно, мат и т.п. А вот Фотиния...Таких старушек было много и в советские годы, и в 90-2000-е. И польза от них, и страдания другим, что делать, люди ведь не знали церковных правил. Но тех, кого действительно приводит Господь в храм, а не любопытство, те оставались, только очищаясь от смирения и исправления от своих ошибок. Но сейчас не знаю где и встретить таких тетей, разве что в женском монастыре, к сожалению, такие насельницы бывают. И совсем не к месту внутренний сарказм автора. Таких " тетей " жалеть надо, им любви от ближних не хватает. Наталия Ростова 6 июля 2018, 20:00 Если бы мой ребёнок сказал бы взрослому, а тем более пожилому человеку " заткнись " , то его место, откуда ноги растут, было бы бито. И привет ювенальной юстиции! Это чудовищно, и совсем не " забавно " , как сказала одна читательница. Ольга 6 июля 2018, 18:45 Мне кажется, что каков порядок, таков и приход. У нас удивительные человечные батюшки, и славные старушки в трапезной. Елена 6 июля 2018, 18:40 История весёлая и, возможно, правдивая. Но ...Не верю!.. В каждом приходе есть своя Фотиния. Неисправимая Фотиния! Антоний 6 июля 2018, 16:55 Добрый день, братья и сестры! Для меня главный вывод из написанного состоит в том, что воспитанию культуры общения у детей нужно посвящать как можно больше внимания. Почитайте комментарии к различным видеороликам в Youtube: нападки, оскорбления и мат в адрес друг друга сыплются детьми школьного возраста щедро и задорно. Неудивительно, что в семье, в которой родители разговаривают друг с другом матом, дети вырастают хамами, с малых лет способными сказать старшему " заткнись " . Сначала бабушке в храме, потом родителям, а потом и кулаки в ход пускают. Храни, Господи, наших детей от участи вырасти хамьём, дай нам сил воспитать их интеллегентами, достойными наследовать высокую культуру России!

http://pravoslavie.ru/114172.html

Пред очами нашими образ Божественного Праведника, в присутствии которого все праведные человеки, с их судьбою, скрываются, как звезды при солнце. Христиане! роде праведных! наследники и подражатели Праведника Иисуса! «Праведный погибе! взяся праведный!» Сей высочайший и единственный Праведник Тот, Ему же имя: «Господь правда наша» (Иерем. XXIII. 6), который есть самая правда , по существу своему, и правда наша , по благодати нам от Него подаваемой, «Святый святых и святяй» освящаемых, «живый посреде грешных преставлен бысть!» ( Прем.4:10 ) «Краеугольный «камень», на нем же зиждется всякое создание Божие, о нем же и мы «созидаемся в жилище Божие духом» ( Еф.2:22 ), пренебрежен и » отвержен зиждущими» ( Пс.117:22 ). «Сын Божий возлюбленный, о немже благоволи» ( Мф.3:17, 17:5 ; Мк.1:11 ) Отец, возненавиден, поруган и умерщвлен сынами человеческими, сынами гнева и погибели! Если тако чистейший цвет человечества, древо живое и плодоносное сожигается огнем суда Божия, – что же будет с остальным человечеством, с сим древом бесплодным, прежде прозябения умершим и сухим хврастием? «Аще в сурове древе сия творятся, в сусе что будет?» ( Лyk. XXIII. 31 ). Востани «лежащий во зле» и спящий «мир» ( 1Ин.5:19 ), и виждь, «како праведный погибе: ...от лица бо зла взяся праведный» ( Ис.57:1 ). Надлежало бы всему миру быть праведным, якоже «сотвори Бог» первого «человека праваго» ( Еккл.7:29 ); и тогда бы Сын Божий, глава праведных, обитал в человеках, и царствовал во всем мире, открыто и торжественно, и непрестанно проливал бы свет и силы небесные на землю дотоле, доколе наконец соделал бы ее самым небом. Теперь, поелику мир есть владычество зла, то царство Сына Божия «несть от мира сего» ( Uoah. XVIII 36). Посетил было сей Царь правды землю на краткое время, но и в сие краткое время. – «о роде неверный и развращенный!» – жаловался Он: «доколе буду с вами? доколе терплю вам?» (Мат. XVII, 17). И не стерпел Он зла, или, лучше, зло не стерпело Его присутствия: и се – «несть зде! ( Мф.28:6 , Мк.16:6 , Лк.24:6 ) Потщася от среды лукавствия! ( Прем.4:14 ) От лица зла взяся праведный!» ( Ис.57:1 ) Но почто взываю я к миру? Не подумали бы слышащие, что сие до них и не касается? – Нет! Кто бы ты ни был предстоящий здесь, хотя един Бог ведает твои дела; но, поелику слово Божие сказует и о тебе, также как и о всех прочих, яко «прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности его» ( Быm. VIII. 21 ); и поелику ты не можешь не примечать, чаще или реже, «исходящих от сердца» твоего «помышлений злых» (Мат.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Духовни дарове (дарове на Св. Дух). Когато Христовата Църква се раждала, Бог излял Своя Свети Дух над свв. апостоли и техните следовници, давайки им духовните дарове, необходими за да се изгради Църквата и за да служат един другиму. Сред конкретните духовни дарове, споменати в Новия Завет, са апостолството, пророчестването, благовестителството, пастирството, учителството, изцелителството, мъдростта, дарбата на езиците и т. н. Всички тези и други дарове са признати от Православната Църква, като нуждата от тях се променя според епохата и условията, в които живее Църквата. Даровете на Св. Дух са най-ясно изявени в богослужебния и тайнствен живот на Църквата. Духовник – свещеник, извършващ св. тайнство покаяние, приемайки изповедта. Задължен да пази тайната на изповедта под страх от лишение от духовен сан. Душа човешка – безсмъртият образ на Бога, заключен в човека. Човекът е създаден чрез единението на тялото и душата (духа): след като сътворил първия човек Адам от пръстта, Бог му вдъхнал дихание на живот, т.е. душа, същество духовно и безсмъртно (Бит. 1:26–27). След смъртта на човека, духът му ще се върне към Бога, Който му я е дал ( Екл. 12:7 ). В Библията думата «душа» най-често означава живот, свойства на живото създание, жизнената сила, с чието отделяне живото същество (както животното, така и човекът) умира, но по отношение на човека означава понякога свойствата на неговия дух, който не трябва да убиваме (Мат 10:28). Понякога «душа» обозначава свойство на характера и състояние на духа ( Деян. 4:32 ) или просто личност, човек ( Иез. 27:13 , Деян. 2:41 , Откр. 18:13 ). Душата често е синоним на понятията дух ( Екл. 12:7 ; Лук. 1:46–47 ), сърце ( Пс. 18:8–9 ; 2Петр. 1:19 ; Еф. 1:18 ), живот ( Пс. 25:9 ; Пс. 87:4 ), цялото същество на човека ( Пс. 34:9–10 ), аз, т.е. човек ( Пс. 129:5 ). Но понякога душата е различна както от сърцето ( Втор 4:29 ; Втор 6:5 ), така и от духа ( 1Сол 5:23 ; Евр 4:12 ). В Св. Писание душата изразява човешки емоции като успокоение ( Пс. 22:4 ), укрепление ( Пс. 18:8 ), радост ( Пс. 34:9 ), мъжество (Съд. 5:21), подкрепа ( 1Цар. 14:7 ), скръб ( 1Цар. 1:10–15 ; Иов 30:25 ), печал (Мат. 26:38), мъка ( Иов 7:11 ), потрисане ( Пс. 6:4 ), униние ( Пс. 41:6:12 ), депресия ( Плач 3:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010