Сарапула Удм. Респ. Ф. 17. Оп. 1. Д. 60. [Ведомости о церкви, священноцерковнослужителях, прихожанах, о приходе и расходе денежных средств Троицкой ц. с. Челны за 1917 г.]; ГААК. Ф. П-7. Оп. 9. Д. 40; Ф. Р-02. Оп. 7. Д. 6153, 7818; Ф. Р-536. Оп. 1. Д. 73. Лит.: Отчет о состоянии Попечительства во имя свт. Варсонофия о недостаточных воспитанниках Казанских миссионерских курсов, что в Спасо-Преображенском мон-ре г. Казани, за пятый - 1905 год существования//Изв. по Казанской епархии. 1906. 25. С. 767-779; Куглеев Н. П. Миссионерская экскурсия в крещено-татарские селения Елабужского уезда//Вятские ЕВ. 1911. 49. Отд. неофиц. С. 1039-1050; Извлечение из отчета Епарх. инородческого миссионера о состоянии инородческой миссии в Вятской епархии за 1910 год//Там же. 1913. 4. Отд. неофиц. С. 95-104; Отчет Вятского Комитета Правосл. миссионерского об-ва за второе полугодие 1911 г. и за 1912 год//Там же. 1913. 23. Отд. офиц. С. 1-51 (2-я паг.); Отчет Вятского Комитета Правосл. миссионерского об-ва за 1914 г.//Там же. 1915. 27. Отд. офиц. С. 1-28 (2-я паг.); Журнальные постановления Барнаульского епарх. съезда староцерковников от 15-18 февр. 1927 г. Барнаул, 1927; Док-ты по истории церквей и религ. объединений в Алтайском крае (1917-1998)/Отв. сост.: Н. И. Разгон. Барнаул, 1999. С. 174-175, 177; Дамаскин. Кн. 5. С. 148, 153, 168; ЖНИР. Июль. С. 332-353; Гришаев В. Ф. Невинно убиенные: К истории сталинских репрессий правосл. духовенства на Алтае. Барнаул, 2004. С. 9, 140, 163, 165-167; Фаст М. В., Фаст Н. П. Нарымская Голгофа: Мат-лы к истории церк. репрессий в Томской обл. в советский период. Томск; М., 2004. С. 78, 90; Давиденко Д. А., свящ. История храма Сретения Господня г. Бийска (1914-2015 гг.)://Выпускная квалиф. работа/Барнаульская ДС. Барнаул, 2016. Архим. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: ИАКОВ (Маскаев Яков Иванович; 1879-1937), архиеп. Барнаульский, сщмч. (пам. 16 июля, в Соборе Алтайских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКИТА (Прибытков Николай Григорьевич; 1859 (по др.

http://pravenc.ru/text/2580144.html

Но с особенною силою изображает Спаситель различные бедствия, как признак кончины. Будет тогда скорбь велия, говорит Он, якова же не была от начала мира доселе... И аще не быша прекратилися дние оны, не бы убо спаслася всяка плоть: избранных же ради прекратятся дние оны ( Мф. 24:21, 22 ). Единственное спасение тогда останется в надежде на Бога и терпении (–9, 10, 13.). Ближайшим образом здесь предрекаются бедствия, ожидавшие Иудеев при разрушении Иерусалима (–1, 2.), и гонения, которые имели потерпеть Апостолы от Иудеев и язычников (–9). Но здесь же вместе изображаются и те бедствия, какие претерпит Церковь в последние времена от антихриста. Сие видно из того, что сам же Спаситель указывает на сии бедствия, как на один из признаков кончины мира, о коих спрашивали Его Апостолы (–3. слич. 22, 29), и после изображения оных бедствий делает такое наставление Своим ученикам: «Вот Я наперед вам сказываю. Итак ежели скажут вам: вот он (лживый Христос) в пустыне; не выходите» (–25, 26). Сделав предостережение, чтобы в сии тяжкие времена верующие в Него не верили лжепророкам антихристовым (–23, 24) и самому антихристу (–26) 162 , Спаситель непосредственно за сим описывает и образ Своего славного второго пришествия (Мат. 24:27–31.). Все сие показывает, что исполнение изображаемых здесь бедствий относится главным образом к последним временам, когда будет господствовать антихрист. У Прор. Даниила (11:44; и в главах предыдущих) и особенно в Откровении Иоанновом (11:7; 12:4, 13; 13:7, 17, 6; 18:24; 19:2; 22:4) находятся ясные указания, что в последние времена постигнут Церковь великие бедствия. – А что все предуказуемые бедствия будут не духовные только, но и внешния, открыто направленные против верующих в Иисуса Христа, – сие открывается, во первых, из самой подробности, очевидности и силы, с какими они изображаются и предрекаются. Так, Иисус Христос сначала говорит о физических бедствиях, землетрясениях, гладах, знамениях на небеси ( Мк. 13:8, 24–25 ); потом о гонениях на верующих и даже об образе сих гонении, то есть, чго их будут предавать в судилища, бить, представлять пред правителей и царей (–9.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ob-anti...

Лит.: ВМЧ. Нояб. С. 715-722; Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. М., 1873; Каталог христ. древностей, собр. моск. купцом Н. М. Постниковым. М., 1888. С. 9; Толстой И. И., Кондаков Н. П. Рус. древности в памятниках искусства. СПб.,1899. Вып. 6; Лихачёв Н. П. Мат-лы для истории рус. иконописания: Атлас снимков. СПб., 1906. Ч. 1. C. CLII, 265; Millet G. La vision de Pierre d " Alexandrie//Etudes sur l " historie et sur l " art de Byzance: Mélanges Ch. Diehl. P., 1930. Vol. 2. P. 99-115; Акрабова-Жандова И. «Виденсто на св. Петър Александрийски» в България//ИАИ. 1946. Т. 15. С. 25-29; Grabar A. Un rouleau liturgique constantinopolitain et ses peintures//DOP. 1954. Vol. 8. P. 176; Dufrenne S. L " enrichissement du programme iconographique dans les églises byzantines du XIIIeme siècle//L " art byzantin du XIIIe siècle: Symp. de Sapoani. Beograd, 1967. P. 39; Babi G. Les chapelles annexes des églises byzantines: Fonction liturgique et programmes iconographiques. P., 1969; Макарий (Веретенников), архим. Сщмч. Петр, архиеп. Александрийский/ЖМП. 1978. 12. С. 66-73; То же, доп.//АиО. 1998. 4(18). С. 206-237; Иконы Твери, Новгорода, Пскова XV-XVI вв./Ред. сост.: Л. М Евсеева, В. М. Сорокатый. М., 2000. С. 145-147. (Кат. ЦМиАР. Сер. Иконы; Вып. 1); Лидов А. М. «Приносяй и Приносимый»: О символике образа Петра Александрийского в ц. Спаса на Нередице//НИС. 2000. Вып. 8(18). С. 185-198 (То же, изм. загл.: «Приносяйи Приносимый»: Образ св. Петра Александрийского в ц. Спаса на Нередице// Лидов А. М. Иконы: Мир св. образов в Византии и на Руси. М., 2013. С. 306-323; Пивоварова Н. В. Фрески ц. Спаса на Нередице в Новгороде: Иконогр. программа росписи. СПб., 2002; Τοτος Ν., Θουστρης Γ. Ευρετριον της Μνημεακς ζωγραφικς του Αγου Ορους, 10ος-17ος αινας. Αθνα, 2010. Σ. 55, 152, 289, 268, 327; Графова М. А. Фрески 3-й четв. VIII в. в ц. Санта Мария Антиква на Римском Форуме: Канд. дис. М., 2012; Bogdanovi J. The Rhetoric and Performativity of Light in the Sacred Space: A Case Study of The Vision of St. Peter of Alexandria//Иеротопия Огня и Света в культуре визант. мира/Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 2013. С. 282-304.

http://pravenc.ru/text/2580326.html

11). «Житие св. Антония» - др. пример действенного применения Писания. Описывая жизнь прп. Антония Великого, А. В. использует множество цитат и сравнений из Свящ. Писания. Прп. Антоний сопоставляется с древними пророками, особо подчеркивается сходство с прор. Илией . Отшельник предстает в описании А. В. образцом поведения для всех монахов - как христианин, к-рый живет, основываясь на Свящ. Писании. Э. П. С. Соч.: CPG, N 2090-2165, 2171-2228 (dubia), 2230-2309 (spuria); собрания: Opera omnia, quae supersunt/Ed. B. de Montfaucon. P., 1698-1700. 3 t. [c лат. пер., лежит в основе мн. послед. изданий]; Collectio nova patrum et scriptorum graecorum/Ed. B. de Montfaucon. P., 1706. 2 t. [творения, не вошедшие в предыдущее собр.]; Bibliotheca veterum patrum antiquorumque scriptorum/Ed. А. В. Gallandius. Venetiis, 1765-1781. T. 5 [не вошедшие в изд. Монфокона]; Opera omnia/Ed. N. A. Giustiniani. Pataviae, 1777. 4 t. [доп. т. новых мат-лов]; PG. 25-28; Athanasius Werke/Hrsg. H. G. Opitz. B., 1935-1941. Bde 2/1, 3/1; Βιβλιοθκη Ελλνων Πατρων κα Εκκλησιαστικν Συγγραφων. Αθναι, 1962-1968. Τ. 30-37; Athanasius Werke/Hrsg. M. Tetz u. a. B.; N. Y., 1996-. Bde 1-.; рус. пер.: Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великого, Архиеп. Александрийского. М., 1851-1854. 4 ч. Серг. П., 1902-19032. М., 1994п; апологетические: Contra gentes and De incarnatione/Ed. R. W. Thomson. Oxf., 1971; Contre les païens et sur l " incarnation du Verbe/Ed. P.-Th. Camelot. P., 1983. (SC; 18 bis); Sur l " incarnation du Verbe/Ed. Ch. Kannengiesser. P., 1973. (SC; 199); рус. пер.: О начале и распространении идолопоклонства. О том, что человек может познавать Бога в душе своей умом, и что душа человеческая разумна и бессмертна. О причинах воплощения Бога-Слова [отрывки]//ХЧ. 1837. Ч. 4. С. 3-15, 113-125, 275-289; Слово на язычников//Творения. Т. 1. С. 125-190; Слово о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти//Там же. С. 191-263; То же//БТ. 1973. Сб. 11. С. 129-161; догматико-полемические: Orationes I et II contra Arianos/Hrsg.

http://pravenc.ru/text/76946.html

Вот враг и мстил ему за то, что он обращал людей к вере, отдавая себя целиком: сколько на него было нападок, инсинуаций всяческих. Но я глубоко и непреклонно уверен, что батюшка – носитель духовной традиции, идущей от первых веков христианства через преподобных Антония Великого, Максима Исповедника и других, а также наших великих русских старцев. Собственно говоря, он и являлся великим старцем земли Русской. Такие, как отец Наум, отец Иоанн (Крестьянкин), недавно почивший отец Кирилл (Павлов), показали нашему времени путь подлинного подвижничества. За все эти 36 лет я, наверно, ни о ком, даже о родном отце, так не скорбел, как сейчас, узнав о кончине нашего любимого батюшки Наума. Царство Небесное, дорогой наш отец Наум! Рейтинг: 9.8 Голосов: 3193 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Мари 18 ноября 2019, 21:25 Упокой Господи в Царствии Твоем душу усопшего отца моего архим.Наума с почившими духовными чадами и сродниками! И их молитвами спаси всех нас, Господи!!! Татиана 8 августа 2019, 20:15 Батюшка Наум, помолись за многогрешную рБ Татиану, рБ Валентину, рБ Олега. СПАСИ ГОСПОДИ, ЗА МОЛИТВЫ! Ольга 18 января 2019, 06:21 Ох,эти разлуки...так сказал отец Наум на похоронах мат.Сергии...Теперь не увидим дорогого Батюшку..;-( Скорбно...но..у Бога все живы! Дорогой Батюшка,молите Бога о нас... Спаси Господи Вас за Ваше любвеобильное Серце! Скорбно..ПРОСТИТЕ.БЛАГОСЛОВИТЕ. Ольга со сродниками.Помолитесь об р.Б.АНДРЕЕ..прошу... Вероника 2 июля 2018, 10:02 Упокой Господи душу усопшего р.б.отца Наума и даруй ему Царствие Небесное.Отец Наум, помолись за болящую Галину, т/болящую Надежду, Александра, Сергия и Веронику, чтобы исцелились от пристрастия к пагубным страстей. Чтобы направил Господь наши грешные души к спасительному пути и исцелению, укрепил в вере Христовой.Помоги нам своими молитвами побороть все препятствия на пути к спасению и прости нас грешных .Спаси всех Господи! на все Твоя святая воля. Аминь. Нина 2 марта 2018, 01:33 Упокой Господи душу усопшего р.б.отца молитвенника Наума и даруй ему Царствие Небесное.Помолись Святой Старец за р.б.Нину и Иоанна ,чтобы дети их р.б.Валерий и р.б.Михаил исцелились от пристрастия к пагубным страстям ,наипаче пьянства,наркомании и игромании.Направляй наши грешные души к спасительному пути и исцелению, укрепляя в вере Христовой.Помоги нашим чадам побороть все препятствия на их пути к спасению и прости нас грешных .Спаси всех Господи!

http://pravoslavie.ru/107158.html

25 июня 1918 г. еп. Ермогена, П. и еще 7 или 8 заключенных доставили на вокзал, откуда поездом под конвоем направили в Тюмень. В ночь на 27 июня заключенных привезли в Тюмень и посадили на пароход «Ермак». На остановке у с. Покровского (ныне Ярковского р-на Тюменской обл.) всех заключенных, кроме еп. Ермогена и П., перевели на пароход «Ока» и вскоре высадили на берег и расстреляли. Архиерея и П. заставили участвовать в возведении оборонительных укреплений. Вечером 28 июня еп. Ермогена и П. посадили в трюм парохода «Ока», к-рый пошел вниз по р. Тобол по направлению к Тобольску. Около полуночи красноармейцы вывели П. на палубу, избили ремнями, потом привязали к нему 2 тяжелых гранитных камня и сбросили за борт. Останки его найдены не были. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Соч.: Поучение при освящении часовни-школы в дер. Мельниковской прихода Кочневско-Богоявленской церкви Камышловского уезда//Екатеринб. ЕВ. 1895. 51. С. 1410-1415. Арх.: Послужной список иер. Петра Корелина за 1897 г.//ГАСО. Ф. 291. Оп. 1. Д. 43. Л. 168 об.- 172 об.; Помянник 1919 г.//ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 16854. Л. 50. Ист.: Перемены в епархии//Екатеринб. ЕВ. 1886. 17. С. 354; 23/24. С. 504; 1904. 23. С. 478; Свободные места//Там же. 1888. 16. С. 370; О награждении духовных лиц скуфьями и набедренниками//Там же. 1892. 6. С. 150-151; Зауральский край. 1918. 19, 18 авг.; Изв. Екатеринбургской Церкви. 1918. 17/18. Лит.: Справочная кн. всех окончивших курс Пермской ДС в память исполнившегося в 1900 г. (1800 XI/XI 1900) 100-летия Пермской ДС/Сост.: свящ. Иаков Шестаков. Пермь, 1900. С. 82; Справочная кн. Екатеринбургской епархии на 1904 г. Екат., 1904; То же на 1915 г. Екат., 1915; С. И. Ф. Священномученик Гермоген, еп. Тобольский и Сибирский//Тобольские ЕВ. 1918. 18/20. С. 256-265; Анисимов А., прот. Епископ Гермоген Тобольский в Екатеринбургском заключении//Там же. 1919. 1/2. С. 20-24; Бажов П. П. Бойцы первого призыва. Свердловск, 1958; Базылев В., свящ. Жизнь и подвиг сщмч. Гермогена (Долганёва)//История Православия на Урале: Мат-лы церк.-ист. конф., посвящ. 120-летию Екатеринбург. епархии (Екат., 29-30 нояб. 2005 г.). Екат., 2005. С. 20-25; Гвоздев Н., свящ. История Св.-Троицкого кафедр. собора г. Каменска-Уральского//Там же. С. 65-70; Жития святых Екатеринбургской епархии. Екат., 2008.

http://pravenc.ru/text/2580170.html

Большим почитателем Л. в XIX в. был митр. Московский Леонтий (Лебединский) , основавший ряд церквей и братств во имя Л. Как общецерковно чтимый святой Л. назван в составленном архиеп. Сергием (Спасским) «Верном месяцеслове всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно» (М., 1903. С. 17). В XIX - нач. XX в. по многовековой традиции прибывавшие к святыням Ростова паломники всегда начинали богомолье с посещения Успенского собора, с молитвенного обращения к Л. В это время только в Ярославской епархии насчитывалось 18 престолов во имя Л. (Краткие сведения. 1908). Празднование Собору Ростово-Ярославских святых было установлено в 1964 г. именно на день памяти обретения мощей Л.- 23 мая. 13 мая 1993 г. и 23 авг. 1997 г. у мощей Л. молился патриарх Московский и всея Руси Алексий II , 4 окт. 2009 г.- Патриарх Московский и всея Руси Кирилл . Имя Л. включено в Собор преподобных и преподобномучеников Зверинецких (УПЦ), празднование к-рому было установлено решением Синода УПЦ 14 апр. 2009 г.; местно почитается как 1-й игумен Киевского Зверинецкого во имя арх. Михаила мужского монастыря (по местному церковному преданию). В. И. Вахрина Распространение почитания Л. напрямую связано с превращением Великого княжества Московского в общерусское гос-во. В 1478-1479 гг. Житие Л. было включено в древнейший новгородский список Стишного Пролога, переписанный в Спасо-Хутынском мон-ре (РГИА. Ф. 838. Оп. 3. 3935 - Никольский А. И. Описание документов и дел, хранящихся в Архиве Святейшего Правительствующего Синода. СПб., 1910. Т. 2. Ч. 2. С. 750). В 1493 г. канон Л. пели в Новгороде. В 1494 г. служба Л., Житие святителя, сказание о перенесении его мощей в новую церковь и приписанное в данном случае ему поучение попам, «как подобает детей духовных учити» (обычно атрибутируемое Ростовскому еп. Кириллу), были включены в Минею новым чудотворцам (РНБ. Солов. 518/537), переписанную в Новгороде для Соловецкого мон-ря по заказу игум. Досифея ([ Порфирьев И. Я., Вадковский А. В., Красносельцев Н. Ф.] Описание рукописей Соловецкого монастыря, находящихся в б-ке Казанской духовной академии. Каз., 1885. Ч. 2. С. 361-363). В Стишном Прологе особой редакции (Рим. Б-ка Папского восточного ин-та. Слав. 5 л.), вероятно, псковского происхождения (см.: Турилов А. А. К ранней истории общерусского почитания прп. Евфимия Суздальского (неизв. краткое Житие в Прологе нач. XVI в. из б-ки Папского Восточного ин-та в Риме)//Суздальский Спасо-Евфимиев мон-рь в истории и культуре России: К 650-летию основания монастыря): Мат-лы научно-практической конференции. Владимир; Суздаль, 2003. С. 21-25) 1-й четв. XVI в. под 23 мая помещено нечто среднее между памятью и кратким Житием Л. с фантастическими сведениями о его кончине 10 мая 1401 г. и об обретении мощей 23 мая 1392 г.

http://pravenc.ru/text/2463459.html

8 окт. 1802 г. Новороссийская губ. разделена на Николаевскую (с 1803 Херсонская), Таврическую и Екатеринославскую губернии. 4 дек. 1803 г. от Н. и Д. е. отделена часть территории для присоединения к новооткрываемой Полтавско-Переяславской епархии (см. Полтавская и Миргородская епархия ). 16 дек. 1803 г. указом Синода Н. и Д. е. переименована в Екатеринославско-Херсонско-Таврическую. Тем же указом Новороссийский архиерейский дом с консисторией и семинарией предписывалось перенести из Новомиргорода в Екатеринослав. Это решение было следствием указа Синода от 25 июня 1803 г. о переводе епархиальных центров и семинарий в центры губерний. Консистория переехала в Екатеринослав 24 мая, семинария и штат архиерейского дома - в июле 1804 г. Архиеп. Афанасий и епархиальная канцелярия уехали из Новомиргорода 22 июня 1804 г. Ист.: О перемещении Новороссийского архиерейского дома с консисторией и семинарией//Летопись Екатеринославской УАК. Екатеринослав, 1910. Вып. 6. С. 123-124. Лит.: Гавриил (Розанов), архиеп. Отрывок повествования о Новороссийском крае//ЗапООИД. 1853. Т. 3. С. 79-129; 1863. Т. 5. С. 420-490; Краткие сведения о местночтимой иконе Божией Матери, находящейся в Самарском Пустынно-Николаевском мон-ре//Екатеринославские ЕВ. 1872. Ч. неофиц. 18. С. 289-296; 19. С. 303-311; 20. С. 319-327; Никольский М. И. Записка о Екатеринославской семинарии//Там же. 14-16; 1874. 11-12; 1876. 9-14; 1877. 6-8, 22-23; 1878. 7-8, 10, 17-21; он же. Столетие Екатеринославской епархии//Там же. 1876. 14-19; 1877. 1-4; Феодосий (Макаревский), еп. Самарский Екатеринославской епархии Пустынно-Николаевский мон-рь. Екатеринослав, 1873; он же. Краткие сведения о Екатеринославской епархии вообще и о епископах ее//Екатеринославские ЕВ. 1875. Ч. неофиц. 8. С. 114-117; 9. С. 129-139; он же. Мат-лы для ист.-стат. описания Екатеринославской епархии: Церкви и приходы прошедшего XVIII ст. Екатеринослав, 1880. Вып. 1: Нынешние уезды Екатеринославский, Верхнеднепровский, Новомосковский и Павлоградский; Корольков К. Н. Столетний юбилей г. Екатеринослава: 1787 9 мая - 1887 гг. Екатеринослав, 1887; Беднов В. А. Столетний юбилей существования архиерейского дома и семинарии в Екатеринославе//Екатеринославские ЕВ. 1904. 23. С. 685-700; он же. Перенесение архиерейской кафедры из Новомиргорода в Екатеринослав//Летопись Екатеринославской УАК. Екатеринослав, 1908. Вып. 4. С. 273-314; он же. Док-ты, относящиеся к истории Екатеринославской ДС//Там же. 1912. Вып. 8. С. 185-260.

http://pravenc.ru/text/2577857.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КААФ («Книги, нарицаемые Кааф»), название нескольких памятников древнерусской книжности, непосредственно не связанных между собой, происходит от названия буквы древнеевр. алфавита «кааф» или «коф». I. Разновидность Палеи Толковой (см.: Истрин В. М. Замечания о составе Толковой Палеи: Книга «Кааф»//ИОРЯС. 1897. Т. 2. Кн. 4. С. 845-905; Он же. Из области древнерус. лит-ры: 4. Редакции Толковой Палеи//ЖМНП. Н. с. 1906. 2. Отд. 2. С. 185-246). II. Сборник толкований преимущественно на книги ВЗ и НЗ, древнейший известный список к-рого (ГИМ. Музейск. 4034) был сделан в 1414 - нач. 1415 г. (закончен 1 янв.) в Кашине священником ц. Рождества Христова Иоанном при участии др. писцов ( Вздорнов Г. И. Искусство книги в Древней Руси: Рукописная книга Сев.-Вост. Руси XII - нач. XV в. М., 1980. Кат. 25). По набору толкуемых текстов, куда помимо извлечений из библейских книг входят фрагменты Толковой Палеи и «Прибавления» к ней (включая заимствования из пространного Жития Константина-Кирилла Философа), фрагменты Беседы трех святителей, Слов свт. Григория Богослова, ряд апокрифических текстов и др., кашинский К. обнаруживает близкое сходство с пергаменным Изборником XIII в. , а также (в меньшей степени) с 4-й частью укр. Мелецкого сб. кон. XVI в. (см.: Федер У. Р. Мелецкий сборник и история древнеболг. лит-ры//Palaeobulgarica. 1982. 3. С. 158-159, 163-164), но заметно отличается расположением текстов и превосходит родственные рукописи по объему. Вопрос о том, является ли К. в своей основе расширенной редакцией Изборника XIII в. или же отражает более древний архетип (сокращенный в пергаменном списке XIII в.), нуждается в специальном исследовании. В существующем виде К. сложился не ранее 2-й четв.- сер. XIV в., поскольку он содержит поучение митр. Феогноста (1328-1353), известное лишь в данном списке (изд.: Никольский Н. К. Мат-лы для истории древнерус. духовной письменности: 18. Поучение митр. всея Руси Феогноста//СбОРЯС. 1907. Т. 82. 4. С. 118-126). Включение текста в сборник объясняется тем, что он представляет по преимуществу компиляцию из текстов толкового характера. Судя по книгохранительским пометам и номерам, соответствующим монастырским описям 1641, 1701 и 1723 гг. (ср.: Рукописные собрания Гос. б-ки СССР им. В. И. Ленина: Указ. М., 1985. Т. 1. Вып. 2. С. 210-213), кашинская рукопись К. достаточно рано (не позднее сер. XVI в.) попала в б-ку Троице-Сергиева мон-ря, откуда была изъята (вероятнее всего, похищена старообрядцами) между 1723 и 1729 гг. А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: «ЗЛАТОСТРУЙ» некалендарный четий сборник относительно устойчивого состава, содержащий Слова и поучения, к-рые преимущественно надписаны именем свт. Иоанна Златоуста АЛЕКСАНДР (кон. XIV в.), дьяк, автор краткого рассказа о святынях К-поля, включенного в Новгородскую IV летопись под 1395 (6903)г., не вполне точно называемого " Хождением "

http://pravenc.ru/text/1319732.html

Местное почитание В. К. в Угличе началось достаточно поздно, по-видимому в XVIII в., и было связано с почитанием его сыновей, в первую очередь кн. Романа Владимировича (мощи к-рого были обретены в 1486 при строительстве нового Преображенского собора). В царских грамотах в Углич до кон. XVII в. ни В. К., ни его старший сын кн. Андрей не упоминаются. Их изображения отсутствуют на иконе Угличских святых кон. XVII в. (УГМ). Сообщения о «благоверном» и «христолюбивом князе» В. К. появляются в Угличской летописи, известной в многочисленных списках 2-й пол. XVIII-XIX вв. В основе этих сообщений, к-рые имеют мало общего с биографией князя, известной из более древних летописей, лежат сведения о В. К., заимствованные из жития блгв. кн. Романа Владимировича, и, по-видимому, местные предания. Ист.: Житие св. и блгв. кн. Романа Владимировича, угличского чудотворца. Ярославль, 1890. С. 1-5; Угличский летописец (по списку Археогр. комис. 18)//Тр. ЯГУАК. М., 1890. Вып. 1. С. 90-94; Угличский летописец/Под ред. А. А. Севастьяновой. Ярославль, 1996 (по указ.); ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2-3. М., 1997; Т. 4. Ч. 1. М., 2000; Т. 6. Вып. 1. М., 2000; Т. 15. Вып. 1. М., 2000; Т. 18. СПб., 1913; Т. 23. М., 2004; Т. 24. М., 2000; Т. 25. М.; Л., 1949; Приселков М. Д. Троицкая летопись: (Реконструкция текста). М.; Л., 1950 (по указ.); РИИР. Вып. 2/Сост. М. Е. Бычкова. М., 1977. С. 13, 96. Лит.: Филарет (Гумилевский). РСв. Февр. Чернигов, 1862. С. 10-11; Русинов Н. Д. Новые док-ты о польско-литов. интервенции нач. XVII в. в Угличском Верхневолжье//Исслед. и мат-лы по истории Угличского Верхневолжья. Углич, 1957. Вып. 1. С. 24-29; Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 109, 113; Лимонов Ю. А. Летописание Владимиро-Суздальской Руси. Л., 1967 (по указ.); Киссель Ф. Х. История г. Углича. Углич, 19942. С. 60-64; Шиманская М. , Метелица С. Мон-ри и храмы земли Ярославской. Ярославль; Рыбинск, 2000. Т. 1. С. 12; 2001. Т. 3. С. 351, 381. А. В. Кузьмин Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1200–1339), кн. тверской, вел. кн. владимирский (1326-1327), св. блгв., мч. (пам. в 1-ю неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Всех святых в земле Российской просиявших)

http://pravenc.ru/text/159122.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010