Сохранившаяся каменная ц. во имя свт. Николая Чудотворца с приделами во имя равноапостольных Константина и Елены и свт. Алексия построена в кон. XVIII - нач. XIX в., в 1885 г. при ней была возведена многоярусная кирпичная колокольня. В конце XIX - начале XX в. причт Никольской ц. состоял из священника и псаломщика. В храме почиталась происходившая из Константино-Еленинского мон-ря икона равноапостольных Константина и Елены, начиная с 1771 г. ежегодно с 21 мая по 16 июня образ переносился крестным ходом во Владимир вместе с Боголюбской иконой Божией Матери. Никольскому храму принадлежали 2 двухэтажных дома, в к-рых располагались муж. богадельня и народное уч-ще, открытое в 1839 г. местным священником; со 2-й пол. XIX в. уч-ще с 60 учениками содержалось на средства земства. В 1935 г. Никольская ц. была закрыта, ее заняли под склад, нек-рое время там размещался клуб, затем разливочный винный цех, в 80-90-х гг. XX в. цех диафильмов областного кинопроката. На территории приходского кладбища были построены гаражи, разбиты огороды. В окт. 1994 г. бывш. Никольский храм был переосвящен во имя равноапостольных Константина и Елены. В основанном при храме мон-ре в кон. 2004 г. жили игум. Авраамий (Павличенко) и 5 насельников, переведенных из Боголюбского монастыря. Арх.: РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. 236 [Офицерская опись Цареконстантиновского муж. мон-ря]; ГА Владимирской обл. Ф. 556. Ист.: ПСРЛ. М., 2001. Т. 7. С. 173; СПб., 1885. Т. 10. С. 152; СПб., 1863. Т. 15. Стб. 405; СПб., 1910. Т. 20. Ч. 1. С. 168; СПб., 1910. Т. 20. Ч. 1. С. 168; СПб., 1910. Т. 23. С. 90; СПб., 1913. Т. 18. С. 75; М.; Л., 1949. Т. 25. С. 151; М.; Л., 1963. Т. 28. С. 61, 220; М., 1965. Т. 11. С. 32; (М.; Л., 1965). Т. 30. С. 95; Приселков М. Д. Троицкая летопись. М.; Л., 1950. С. 333; АФЗХ. Вып. 1; ЖМП. 2003. 5. С. 12. Лит.: Тихонравов К.Н. Цареконстантиновский мон-рь при с. Добром близ Владимира: Из монастырской описи 1741 г.//Владимирские ГВ. 1874. 48; Добронравов В., Березин В. Ист.-стат. описание церквей и приходов Владимирской епархии. Владимир, 1893. Вып. 1. С. 234-239; Мат-лы для истории Владимирской епархии. Вып. 1: Владимирская десятина жилых данных церквей, 1628-1746 гг. Отд. 1. Владимир, 1894. С. 153, 154; М., 1911. Вып. 6. С. 81; Масанов И.Ф. Библиография Владимирской губ. Владимир, 1905. Т. 1; Малицкий Н.В. Из прошлого Владимирской епархии. Владимир, 1911. Вып. 3. С. 6-11; Селиванов А. Из прибежища алкоголиков в место славы Божией//Молва. Владимир, 1995. 18 мая; Леонтьев С. Ю. Владимирские храмы//Зап. владимирских краеведов. Владимир, 1998. Сб. 2. С. 16-18.

http://sobory.ru/article/?object=05408

К нач. XX в. мощи И. почивали в Успенском соборе Ростова, в стоявшей слева от иконостаса серебряной раке, к-рая была сделана по заказу Ярославского и Ростовского архиеп. Арсения (Верещагина ; 1783-1799). 25 апр. 1920 г. по постановлению 10-го уездного съезда Советов мощи И. вместе с мощами святителей Исаии и Димитрия (Савича (Туптало)) Ростовских, преподобных Авраамия Ростовского и Евфросинии Полоцкой, несмотря на протесты верующих, были выставлены в центре собора, с них сняты облачения. Через неделю раки с мощами были возвращены на свои места. В том же году рака И. была изъята из собора. В советское время мощи И. находились в деревянной раке в Успенском соборе (в храме богослужение не совершалось). В кон. 80-х гг. XX в. часть мощей И. была перевезена в Троице-Сергиеву лавру , часть передана Ярославскому и Ростовскому архиеп. Платону (Удовенко) . 5 июня 1999 г. Ярославский и Ростовский архиеп. Михей (Хархаров) передал в ростовский Успенский собор, где возобновилось богослужение, ковчег с частицами мощей святителей И. и Исаии, а также прп. Даниила Переславского. Арх.: Опись Ростовского архиерейского дома 1691 г.//Арх. ГМЗРК. Инв. Р-1083. Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 475-477, 525, 526; Т. 4. Ч. 1. С. 247, 523; Т. 5. С. 196, 201; Т. 6. Вып. 1. Стб. 348, 361; Т. 7. С. 162-163, 168, 171, 174, 175, 179; Т. 8. С. 213; Т. 9-10. С. 167; Т. 18. С. 73, 77, 78; Описание о российских святых. С. 92-93; Летописец о Ростовских архиереях/Примеч.: А. А. Титов. СПб., 1890. С. V, 5-6; Пролог. СПб., 1896. С. 196; Акт вскрытия и обследования мощей св. Игнатия и Исаии//СРМ. Ростов, 1993. Вып. 5. С. 50-52; Босли Р. Д. Житие св. Игнатия Ростовского//ИКРЗ, 1992. Ростов, 1993. С. 67-69; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. СПб., 2002 2. С. 337, 338. Лит.: СИСПРЦ. С. 101; Иерархи Ростовско-Ярославской паствы в преемственном порядке: с 992 г. до наст. времени. Ярославль, 1864; Толстой М. [В.] Святыни и древности Ростова Великого. М., 1866 3. С. 38-40; он же. Жизнеописания угодников Божиих, живших в пределах нынешней Ярославской еп. Ярославль, 1887. 3. С. 7-10; Ключевский. Древнерусские жития. С. 38-43; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 207-211; Филарет (Гумилевский). Обзор рус. духовной лит-ры. СПб., 1884 3. С. 66; Титов А. А. Ростовская иерархия: Мат-лы для истории Рус. Церкви. М., 1890. С. 29-30; Голубинский. Канонизация святых. С. 80-81; Васильев В. История канонизации святых Рус. Церкви. М., 1893. С. 103-105; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Май. С. 168-171; Дмитриева Р. П., Семенченко Г. В. Житие Игнатия Ростовского//СККДР. 1987. Вып. 1. С. 150-151; Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 17, 18, 80, 106, 161, 162, 199, 217, 219, 236, 315, 363, 383, 394, 433, 467; Кн. 4. Ч. 1. С. 125, 161; Ч. 2. С. 26, 28, 208; Подскальски Г. Христианская и богословская лит-ра в Киевской Руси (988-1237 гг.). СПб., 1996. С. 469, 470, 471, 483; Мельник А. Г. История почитания ростовских святых в XII-XVII вв. Ярославль, 2004.

http://pravenc.ru/text/293397.html

Принцип синтеза хоровой фактуры и оркестрового, симфонического мышления, нашедший отражение в партитурах композиторов Нового направления (напр., Гречанинова), можно встретить и в произведениях П. В крупных сочинениях он нередко прибегает к многочисленным divisi с целью достижения яркого звукоизобразительного эффекта, напр. в Херувимской (Ор. 24), где в разд. «Трисвятую песнь припевающе» дважды имитируется колокольный звон. Нек-рые опусы П., напротив, предназначены для малых хоров и опираются на трехголосие, типичное для обиходного пения (Ор. 19, 20, 21). Арх.: РГБ НИОР. Ф. 16. К. 2. 76а: Засодимский П. В. Письма Я. Л. Барскову; РГАЛИ. Ф. 2430. Оп. 1. 1183; Ф. 2954. Оп. 1. 612 [письма П. М. Ф. Гнесину]; Ф. 952. Оп. 1. 558 [автограф Херувимской, op. 24, март 1903?]; РНБ. Ф. 816. Оп. 3. 2326; Ф. 585. Ед. хр. 3772; Ф. 451. Оп. 1. 663; Ф. 773. Оп. 1. Ед. хр. 860; Ф. 816. Оп. 2. 1674 [письма П.]; ГЦММК. Ф. 269. 1007 [автограф Трисвятого из op. 16]. Ист.: Лит. наследство. М., 1980. Т. 92: Александр Блок: Нов. мат-лы и исслед. Кн. 1. С. 418; 1982. Кн. 3. С. 112-114; Письма С. В. Панченко А. А. Блоку/Публ.: З. Г. Минц, А. В. Лавров//Блоковский сб. Тарту, 1998. Вып. 14. С. 208-274. Муз. соч.: [Для смеш. хора, если не указано иное]: М.: Изд-во П. И. Юргенсона: Op. 16: Три Трисвятых песни. 1902; Op. 18: Литургия св. Иоанна Златоуста. 1902; Op. 19: Всенощная: Староцерковные распевы: Для 3-голосного жен., дет., муж. или смеш. хоров. Op. 20: Литургия св. Иоанна Златоуста по напевам Придворного обихода: Для 3-голосного жен., дет., муж. или смеш. хоров. 1902; Op. 21: Литургия св. Иоанна Златоуста характера народного: Для 3-голосного жен., дет., муж. или смеш. хора. 1902; Op. 24: Херувимская песнь. 1904; Op. 25: Песнопения к чину выноса Креста. 1903; Op. 26: Литургия св. Иоанна Златоуста: Придворного расп. [перелож. op. 20]: Для малого смеш. хора Op. 27: То же: Для большого смеш. хора. Op. 30. 1–3: Великая ектения 1, 2: Сокр. знам. расп., 4–5: Великая ектения 3: Сокр. знам. расп., 6–9: «Приидите, поклонимся» и «Господи, спаси благочестивыя»: Киев.

http://pravenc.ru/text/2578903.html

Соч.: Краткий очерк 300-летнего существования г. Тобольска. [Тобольск], 1887; Слово в Великую пятницу пред св. плащаницей//Литовские ЕВ. 1898. 15. С. 142-143; Слово в день Вознесения Господня и священного коронования на царство благочестивейшего государя имп. Николая Александровича, 14 мая 1898 г.//Там же. 21. С. 197-198; Пострижение в монашество: Опыт ист.-литург. исследования обрядов и чинопоследований пострижения в монашество в греч. и рус. Церквах до XVII в. включительно. Вильно, 1899; Книга Руфь: Экзегетич. очерк//ВиР. 1900. Т. 1. Ч. 1. 6. С. 315-334; 7. С. 371-384; Слова и речи. СПб., 1907. 2 т.; Обращение к съезду духовенства епархии сессии 1908 г.//Тамбовские ЕВ. 1908. 5. С. 241-246; Речь, сказанная при прощании с Тамбовской ДС//ПрибЦВед. 1910. 5. С. 180-182; Речь, произнесенная 25 янв. 1910 г. при вступлении в Сионский собор г. Тифлиса//Там же. 6. С. 226-227; Слово, произнесенное при первом посещении Тифлисской ДС и служении в храме ее 14 марта 1910 г.//Там же. 13. С. 581; Речь при отпевании в Бозе почившего митр. Антония//Там же. 1912. 45. С. 1823; Архипастырское послание возлюбленным чадам Церкви Иверской и всем призывающим имя Господа нашего Иисуса Христа в пределах Закавказья//Там же. 1913. 11. С. 471; Речь, произнесенная пред открытием заседаний съезда законоучителей Кавказского уч. округа//Там же. 25. С. 1189; Слово в день памяти и преставления св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова//Там же. 39. С. 1760; Слово пред панихидой по почившим царям//Там же. 10. С. 433. Лит.: Багрецов Л. Преосв. Иннокентий, еп. Нарвский: Его последние дни служения в Харькове//ВиР. 1902. Т. 1. Ч. 1. С. 47-66; Отношение г-на начальника Тамбовской губ. на имя его преосвященства преосв. Иннокентия, от 15 нояб. 1905 г.//Тамбовские ЕВ. 1905. 52. С. 1059; Отношение Канцелярии г-на обер-прокурора Свят. Синода... от 16 дек. 1905 г.//Там же. 1906. 2. С. 39-40; Новый экзарх Грузии//Рус. паломник. 1910. 6. С. 93; Андреевский А. Е. Ист.-стат. описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1911; Архим. Иннокентий, экзарх Грузии: [Некр.]//Рус. паломник. 1913. 39. С. 624; Экзарх Грузии Иннокентий//ЦВед. 1913. 37. С. 1655; Цагарели А. Статьи и заметки по груз. церковному вопросу СПб., 1917. С. 114; Красный Архив. 1928. Т. 26. С. 120, 121; Кученкова В. А. Святыни Тамбовской епархии. М., 1993. С. 18, 35, 41, 44, 51, 64, 69, 92, 93; Просветов Р. Ю. Тамбовская ДС в годы первой рус. революции//IV Питиримовские чтения, 14-15 мая 1997 г. Тамбов, 1998. С. 85-93; Казьмина Е. О. Музыкальная культура Тамбовского края (1786-1917): Канд. дис. М., 2000; Шаломова С. Б. Вариации на тему родословия//Bipa i Розум. 2000. 1. С. 206-215; Лисюнин В., свящ. Общественно-полит. функция духовенства Тамбовской епархии во время революции 1905 г.//Правосл. история и традиц. культура Тамбовского края: Мат-лы межрегион. науч.-практ. конф., 22-23 марта 2006 г. Тамбов, 2007. С. 82-88; Лозовский А. Г. Особенности организации внутренней миссии в Тамбовской епархии в 1875-1917 гг.//Там же. С. 88-91.

http://pravenc.ru/text/389649.html

Так наименовано «седмь досточтимых духов» ( Исх.11:2,3 ), и духами, как думаю, угодно было Исайи назвать действия Духа. «Словеса Господня, по слову Давида, очищены седмерицею» ( Пс.11:7 ). «Праведник, шестижды от бед изъятый, в седмем не бывает уже поражаем» ( Иов. 5:19 ). «Грешник получает прощение не только седмь крат, но седмдесят крат седмерицею» (Мат.18:22). Опять и наоборот (так как и наказание за грех похвально), «Каин седмерицею терпит отмщение, то есть несет наказание за братоубийство; Ламех же седмдесят седмерицею» ( Быт.4:24 ), потому что стал убийцею после закона и осуждения. «Лукавые соседи седмикратное воздаяние приемлют в недро свое» ( Пс.78:12 ). «Дом Премудрости утвержден на седми столпах» ( Прит.9:1 ); таким же числом очей украшен камень Зоровавелев ( Зах.3:9 ). «Седмерицею днем воздается хвала Богу» ( Пс.118:164 ). «Даже неплоды раждает седмь, число совершенное, и тем противополагается неимеющим полного числа чад» ( 1Цар.2:5 ). Если же должно принять во внимание и ветхозаветный сказания, то примечаю, что «седмый из прародителей Енох почтен преложением» ( Быт.5:25 ). Примечаю также, что двадцать первый Авраам прославлен Патриаршеством – по присовокуплению большого таинства; потому что число сие составляет троекратно взятая «седмерица». А иный отважный на все осмелился бы дойти и до Нового Адама, Бога моего и Господа Иисуса Христа, который, по нисходящему родословию у Луки, считается «седмдесят седмым» от ветхого и под грехом бывшего Адама. Примечаю еще «седмь труб Иисуса Навина, такое же число обхождений, дней и иереев, от которых падают стены Иерихонские» (Иис. Нав.6 ). Примечаю как «седмикратное обращение» ( 3Цар.18:43,44 ), подобное и троекратному таинственному дуновению Пророка Илии, вдыхающему жизнь в сына Сарептской вдовицы ( 3Цар.17:21 ), и равночисленному возлиянию на дрова, когда он ниспосланным от Бога огнем потребил жертву и осудил студных пророков, которые не могли произвести того же своими призываниями, так и «седмикратное», по повелению его, наблюдение отроком облака.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В нач. 30-х гг. отошел от обновленчества и по принесении покаяния воссоединился с канонической Церковью в сане епископа. Пребывал на покое. Последние годы жизни провел в Ржеве, где и скончался. Являлся знатоком истории Восточных Церквей первых веков христианства. В 1922 г. Л. начал работу над своим главным церковно-историческим исследованием «Украинская лжеиерархия (Липковщина)», в к-ром он аргументированно опровергал утверждения деятелей «самосвятского» раскола, оправдывавших «рукоположение» пресвитерами и мирянами своих «архиереев» практикой, якобы имевшей место в ранней истории Александрийской Церкви. Полностью труд Л. не сохранился. В обновленческом ж. «Украинский православный благовестник» в 19-24 за 1926 г. и 1-22 за 1927 г. была напечатана 7-я гл. исследования - «Александрия и Египет». В том же журнале были опубликованы богословские работы Л.: «Неправедный управитель (Лк 16. 1-14): Историко-археологическое изложение притчи» (1926. 18), «Дружина или сестра?: (Агиологическая справка)» (1928. 7), «Песнь песней Соломона» (1928. 8). Исследование «Александрия и Египет» благодаря обширному историческому материалу получило признание как ценный труд по истории древней Церкви. В частности, его использовал в 1935 г. Заместитель патриаршего местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) в работе над ст. «Значение апостольского преемства в инославии» (ЖМП, 1931-1935. С. 251). Исследование Л. «Александрия и Египет» сохраняет научную актуальность, в 1978-1984 гг. публиковалось в ж. «Богословские труды» (БТ. 1978. Сб. 18. С. 136-179; 1980. Сб. 21. С. 181-220; 1983. Сб. 24. С. 46-96; 1984. Сб. 25. С. 57-153), в 2001 г. вышло вместе с др. богословскими работами Л. отдельным изданием. Соч.: Марк Пустынник и его новооткрытое «Слово против несториан»//ПС. 1900. 5. С. 1-66 (отд. отт.: Каз., 1900); Тобольское церковное древлехранилище//Тобольские ЕВ. 1902. 22. С. 398-408 (отд. отт.: Тобольск, 1902); Драгоценные автографы//Там же. 23. С. 438-442; Гомилетика, или Наука о пастырском проповедании слова Божия. К., 1903; Упраздненные мон-ри Тобольского края//Тобольские ЕВ. 1904. 4. С. 49-54; Древние антиминсы//Там же. 1905. 14. С. 230-231; Забытая Сибирь//Там же. 1911. 16. С. 353-358; К жизнеописанию свт. Иоанна (Максимовича): Грамота патр. Адриана о посвящении... в сан архиеп. Черниговского: [и др. мат-лы]. К., Неправедный управитель (Лк 16. 1-14): Ист.-археол. изложение притчи//Православный Церк. календарь на 1995 г. СПб., 1995. С. 145-152; Александрия и Египет: [Сб. ст.] СПб., 2001.

http://pravenc.ru/text/2110673.html

В. И. нельзя отождествлять с кн. Владимиром Брянским, к-рый, по данным Архангелогородского летописца (списки XVII-XVIII вв.), в 1365 г. принимал участие с вел. кн. Олегом Иоанновичем в разгроме под Шишовским лесом на Воине рати ордынского кн. Тагая (ПСРЛ. Л., 1982. Т. 18. С. 73), т. к. более древние летописцы отмечают, что союзником правителя Рязани в этой битве был пронский кн. Владимир Димитриевич (Там же. Т. 6. Вып. 1. Стб. 436; Т. 15. Вып. 1. Стб. 80; Т. 18. СПб., 1913. С. 104 и др.). Ист.: Милорадович Г. А. Любеч, Черниговской губ. Городницкого у., родина прп. Антония Печерского//ЧОИДР. 1871. Кн. 2: Мат-лы отеч. С. 33-37; Зотов Р. М. О черниговских князьях по Любецкому синодику и о Черниговском княжестве в татарское время. СПб., 1892. С. 25-28; Козляков В. Н. Дашковский сб. XVII в.//Рязанская вивлиофика: Ист. альманах. Рязань, 2000. Вып. 1. С. 9-20. Лит.: Филарет (Гумилевский). РСв. С. 101-104; Квашнин-Самарин Н. [Д. ] По поводу Любецкого синодика//ЧОИДР. 1873. Кн. 4. С. 213-226; Клепатский П. Г. Очерки по истории Киевской земли. Од., 1912. Т. 1: Литовский период. С. 34-41; Русина О. В. Cibepьcka земля у ckлaдi Великого khязibcmba Литовського. К., 1998. С. 108-111; она же. Украïна niд татарами i Литвою//Украïна kpiзь biku. К., 1998. Т. 6. С. 30-36; З[айцев] А. К. Помянник черниговских князей//Письменные памятники истории Др. Руси: Аннот. кат.-справ./Под ред. Я. Н. Щапова. СПб., 2003. С. 107-109. А. В. Кузьмин Рубрики: Ключевые слова: АННА (963 - ок. 1012 г.), жена киевского кн. св. равноап. Владимира Святославича, дочь визант. имп. Романа II ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) ОЛЬГЕРДОВИЧ (до 1344 - между 12 окт. 1398 и нач. авг. 1399), вел. кн. киевский (ок. сер. 60-х гг. XIV в.- осень 1394), кн. копыльский и слуцкий (1395 - после 12 окт. 1398) ВСЕВОЛОД (АНДРЕЙ) ЯРОСЛАВИЧ (1030/31 - 1093), кн. переяславский и ростовский (1054-1076), черниговский (1077-1078), киевский (1077, 1078-1093) ИГОРЬ (ум. зимой 944/5 или 945/6), киевский кн., супруг равноап. кнг. Ольги, отец киевского кн. Святослава Игоревича

http://pravenc.ru/text/159130.html

В XIX в. мощи Г. почивали под спудом в сев.-зап. углу каменной Троицкой ц., построенной в 1717 г. по благословению Вологодского и Белозерского еп. Павла на месте обветшавших церкви и часовни. Над мощами была устроена рака. 14 янв. 1894 г. Вологодская городская дума постановила отмечать день пришествия Г. в Вологду крестным ходом, что было утверждено указом Синода 25 янв. 1895 г., в соответствии с к-рым разрешалось «совершать ежегодно 19 августа крестный ход от Спасо-Всеградской ц. и других церквей и монастырей г. Вологды в градскую же Троице-Герасимовскую ц. в память пришествия... в Вологду преподобного Герасима» (Старая Вологда: XII - нач. XX в.: Сб. док-тов и мат-лов. Вологда, 2004. С. 421, 517). Ист.: Описание о российских святых. С. 114; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 47; Суворов Н. А. Краткое сведение об угодниках Божиих, в пределах Вологодской епархии почивающих//Вологодские ЕВ. 1864. 1. С. 10; ПСРЛ. Т. 37. С. 194, 196. Лит.: Карамзин. ИГР. Т. 4. Примеч. 117. С. 217-218; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 126-127; Филарет (Гумилевский). РСв. Март. С. 31-32; Коноплёв Н. А. Святые Вологодского края//ЧОИДР. 1895. Кн. 4. С. 12-14; Голубинский. Канонизация святых. С. 140, 432-434; Ключевский. Древнерусские жития. С. 332; Верюжский. Вологодские святые. С. 25-43; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 7. Март. С. 18-22; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 63; Дмитриев Л. А. Житие Герасима Вологодского//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 251-252 [Библиогр.]; Казакова Н. А. Вологодское летописание XVII-XVIII вв.//ВИД. 1981. Т. 12. С. 86-90; Ивина Л. И. Внутреннее освоение земель России в XVI в. Л., 1985. С. 172. Е. В. Романенко Иконография Свт. Антоний Вологодский, преподобные Иосиф Заоникиевский и Герасим Вологодский. Фрагмент иконы «Спас Вседержитель с Вологодскими святыми». 1779 г. Иконописцы Д. и И. Сумароковы (ВГИАХМЗ) Свт. Антоний Вологодский, преподобные Иосиф Заоникиевский и Герасим Вологодский. Фрагмент иконы «Спас Вседержитель с Вологодскими святыми». 1779 г. Иконописцы Д.

http://pravenc.ru/text/164545.html

Слово сперва о Крещении. В Писании, где говорится о совершении Крещения, ясно говорится, что оно совершается «во имя Божие. Шедше научите вся языки», сказал Господь, «крестяще их во имя Отца и Сына и Св.Духа». ( Мф.28 ). «И да крестится кийждо вас во имя Господа Иисуса Христа», – сказал Апостол Петр слушавшим первое слово его в день Пятдесятницы. ( Деян.2:38 ). «Повеле им креститися», – сказано о Петре и Кесарийцах, – «во имя Иисусе Христово» ( Деян.10. 48 ). «Крестишася во имя Господа Иисуса», – сказано об учениках Иоанновых, которых Апостол Павел нашел в Ефесе, крещенных до того только во Иоанново крещение ( Деян.19:3.5 ). Словом, главное и общее свойство Тайны Крещения есть то, что оно совершается во имя Божие. Что же значит собственно креститься во имя Божие, мы будем говорить о том обстоятельно при Таинстве Крещения: здесь надобно было заметить только, что Таинство Крещения совершается или принимается таким именно образом, т.е. во имя Божье. Обратимся к Таинству Евхаристии. При учреждении ея Господь сказал: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое. Пийте от нея ecu: сия бо есть Кровь Моя нового завета» ( Мф.26:27:28 ). «Сие творите в Мое воспоминание» (Кор.1:11, 24. 25). Здесь отличительныя понятия тайнодействия: «Тело Мое, Кровь Моя, в Мое воспоминание». Итак, что в Крещении выражается словами во имя Божие, то в Евхаристии изображается означенными словами. На первый раз и довольно для нас сей первой и главной приметы. Точно та же самая мысль, что некоторые священнодействия суть дело Божие, дар Божий, или что совершаются они во имя Божие, именем Божиим, от имени Божия, видна по Св.Писанию и при иных священнодействиях, кроме Крещения и Евхаристии. Напр. при Елеосвящении у св.Иакова говорится, что недужный помазуется елеем во имя Господне ( Иак.5:14 .); руковозложении на крещенных, совершаемом ныне через Миропомазание, подаваемый дар называется даром Св.Духа ( Деян.2:38 ), Святыми Духом, даром Божьим (8, 8. 20, 10. 47.11, 15:16); действие, совершенное Апостолом Павлом над Тимофеем, при определении его в Священство, называется также даром Божиим (Тим.2:1:6). Касательно решения и вязания грехов Господь сказал Апостолам Своим: «Приимите Дух Свят. Имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся» ( Ин.20:22, 23 . Мат.18:18). О законном союзе между мужем и женою сказал Господь Иисус, что Бог их сочетавает ( Мф.19:6 ). «Отметаяй святость Брака», пишет св.Апостол Павел, «не человека отметаешь, но Бога, давшего Духа Своего Святаго в нас» (Сол.1:4:8). Из таких и подобных мест извлекаем общее понятие, что некоторые священнодействия суть дело, дар Самого Бога. 7. Невидимая сторона их

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

1:35).    2) Сын Божий крестился, вступая в должность своего общественного служения: и се отверзошася ему небеса, и виде Духа Божия, сходяща яко голубя, и грядуща на него. И се глас с небесе глаголя: сей есть Сын мой возлюбленный, о нам же благоволих (Мат. 3:16. 17).    3) Сын Божий проповедывал, проходя свое общественное служение, — и в тоже время свидетельствовал: мое учение несть мое, но пославшаго мя (7, 16); Аз от себе не глаголах: но пославый мя Отец, той мне заповедь даде, что реку и что возглаголю (Иоан. 12:49); а о Св. Духе сказал еще пред началом своей проповеди: Дух Господен на мне, еюже ради помаза мя благовестити нищим, посла мя исцелити сокрушенныя сердцем: проповедати плененным отпущение, и слепым прозрение: отпустити сокрушенныя во отраду. проповедати лето Господне приятно (Лук. 4:18. 19).    4) Сын Божий творил чудеса для доказательства божественности своего учения и своего посольства, — и говорил: Отец, во мне пребываяй, той творит дела (Иоан. 14:10; снес. 25), а также: аще ли аз о Дусе Божии изгоню бесы, убо постиже на вас царствие Божие (Матф. 12:28).    5) Сын Божий, для искупления нас, умер на кресте плотию своею: и Апостол учит, что Отец Сына своего не пощаде, но за нас всех предал есть его (Рим. 8:32), и, в другом месте, что Христос Духом святым себе принесе непорочна Богу (Евр. 9:14).    6) Сын Божий воскрес плотию своею в третий день по смерти, по свидетельству св. Павла (Рим. 8:38; 14, 9), — и тот же Апостол пишет: аще ли Дух воскресившаго Иисуса от мертвых живет в вас, воздвигий Христа из мертвых, оживотворит и мертвенная телеса ваша, живущим Духом его в вас (Рим. 8:11; снес. 1 Кор. 15:15; Сол. 1:10; Еф. 1:8).    II. Почему же воплотился именно Сын Божий для совершения нашего спасения, а не Отец и не Дух Святый, хотя и Они участвовали в сам деле: эта тайна Божества. На основании, однакож, того, что открыто нам о божеских Лицах и деле нашего искупления, св. Отцы и учители Церкви находили воплощение второго Лица пресв. Троицы наиболее сообразным с свойствами Его -

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010