Ангелите били първото Божие творение; били почтени и покорни на Бога, но надарени също със свободна воля, и поради това податливи на изкушения и дори грях. Както Старият, така и Новият Завет загатват, че някои ангели загубили първоначалната си святост: съблазнени от Сатана, те тръгнали против Бога и станали демони (вж. паднали ангели). Останалите верни на Бог ангели се сподобили с вечно блаженство. Обрисувани са потънали в блясък и неземна красота (Мат. 28:2–3). Те не изпитват човешките слабости и страсти ( Марк 12:25 ), съчувстват и служат на хората (Лука 15:10), чрез тях Бог възвестява своята воля на хората. Макар «по-горен от ангелите» ( Евр. 1:4 ), Христос също получава помощ от тях в редица случаи (Мат. 4:11; Лук. 22:43 ). Всеки човек – кръстен или не – се сдобива с ангел-хранител още от момента на своето раждане (Матей 10:18). Виж също: Ангел Господен. В Св. Писание ангели са наречени св.цар и пр. Давид (2Ц 19:27), пророк Агей ( Аг 1:13 , в евр. текст), свв. Йоан Кръстител ( Мал 3 :1а; Мат. 11:10), Стефан ( Деян 6:15 ). В Книга Откровение (2:1,8,12,18; 3:1,7:14) са споменати отделни ангели, различаващи се по характера на църквата, които в някои случаи са по-нископоставени от отделните вярващи ( Откр. 2:24; 3:4 ), а в Откр. 16:5 е споменат Ангелът на водите. В Кн. Битие 22:11; 31:11; Изх 3:2,4; Съд 2:1; Исая 63:9; Малахия 3:1б Ангел е наречен Сам Господ. Ангел Господен (Бит 16:7) – не само един от ангелите като създания, а Ангел-Бог, Божествен Логос в историческата форма на старозаветното му действие, едно от общите наименования в Стария Завет на Второто Лице на Св. Троица, който щял да се въплъти в Божия Син (Изх. 23:20, Деян. 7:38 ). Англиканска църква – официалната църква в Англия, оформила се в сегашния си вид през време на Реформацията и след нея. Св. Андрей Критски (ок. 660–740) е византийски подвижник и църковен поет-химнограф. Роден в Дамаск, живял в Ерусалимската обител «Св. Сава». Като секретар на Ерусалимската патриаршия участвал в Вселенски събор. По-късно става епископ на г. Хортина на о. Крит. Най-известното му произведение е «Големият канон» (наричан Велик покаен канон), съдържащ 250 тропари (строфи). Църквата празнува паметта му на 4 юли. Извън речника: Св. Андрей, архиепископ Критски.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КРУПИЦКИЙ Василий Егорович (22.03.1819, Полтавская губ.- 18.09.1875, С.-Петербург), певчий и учитель пения Придворной певческой капеллы (1871-1875), автор духовно-муз. сочинений. Обладавший хорошим басом К. начал службу летом 1838 г. в числе 22 малороссийских певчих, набранных в капеллу занимавшим должность капельмейстера М. И. Глинкой и помощником учителя пения Д. Н. Палагиным. К. прослужил в этом хоре 37 лет: сначала - большим певчим, с 1864 г.- управляющим клиросом, с янв. 1871 г.- учителем пения. Его командировали в Малороссию для набора певчих (1857), в поездку за границу вел. кн. Константина Николаевича (1858), на время пребывания в городах Европы имп. Марии Александровны (1863, 1864). Эти факты говорят о том, что К. был инициативен и обладал муз. способностями. По печатным изданиям известны 3 сочинения К.: «На реках Вавилонских» и 2 херувимские. Песнопение «На реках Вавилонских» для смешанного хора при жизни К. было опубликовано изд-вом Ф. Т. Стелловского (СПб., 1868) и капеллой в «Обиходе нотного церковного пения, при Высочайшем дворе употребляемом» под ред. Н. И. Бахметева (СПб., 1869. Ч. 1: Всенощная. 18). Позднее оно вошло в «Церковно-певческий сборник» (СПб., 1898, 19002, 19033, 19164. Т. 1. Отд. 1: Всенощное бдение. 48), а также публиковалось в переложениях - А. Я. Губарева для 3-голосного однородного хора в изд. «Всенощное бдение, изложенное по напевам придворного нотного Обихода» (Екатеринодар, 1905) и для 3 и 4 мужских голосов под ред. Е. С. Азеева в «Сборнике духовно-музыкальных песнопений разных авторов» 24 П. М. Киреева (Постная Триодь. Пг., 1917. 4, 6). О популярности этого сочинения свидетельствует включение его в репертуар таких московских регентов, как Н. М. Данилин и Н. С. Данилов ; оно исполняется в церквах до наст. времени. Херувимские К. не получили такого распространения. Одна из них (A-dur) для смешанного хора была впервые напечатана в «Церковно-певческом сборнике» (СПб., 1900, 1901, 1903, 1904, 1915. Т. 2. Ч. 1: Литургия. 74), обе (C-dur и A-dur) в переложении Азеева для 4 муж. голосов - в киреевском сборнике 8 (На литургии. Пг., 1914. 24, 25). Арх.: МГК. Науч. муз. б-ка им. С. И. Танеева. Информ.-библиогр. отд. Мат-лы из арх. Н. Ф. Финдейзена; РНБ ОР. Мат-лы историка Придворной певч. капеллы А. Е. Хомутенко. А. А. Наумов Рубрики: Ключевые слова: ЕЛЬЦОВ Иван Григорьевич (нач. 80-х гг. XIX в.- после 1929), регент, композитор, преподаватель церковного пения и теории музыки АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог

http://pravenc.ru/text/2462067.html

2861       Басаргина Е.Ю. Слово С.А. Жебелева, посвященное памяти Р.Х. Лепера//Деятели русской науки вв. Вып. 1. СПб., 2000. С. 324–332. 2862       Auzépy V.-F. La Vie de Jean de Gothie (BHG 891)//La Crimée entre Byzance et le Khaganat Khazar. P., 2006 (Centre de Recherche d’Histoire et Civilisation de Byzance. Monographies, 25). P. 69–86. 2863       Репников Н.И. Партенитская базилика//Изв. Археологической комиссии. 1909. Т. 32. С. 91–140. 2864       Гриненко Л.О. Из истории Херсонесского музея (1914–1924)//Древности: Харьковский историко-археологич. ежегодник 1997–1998. Харьков, 1999. С. 187–197. 2865       Якобсон А.Л. Средневековый Херсонес: вв. M.; Л., 1953. (Мат-лы и исследования по археологии СССР. 17); Он же. Раннесредневековый Херсонес. M.; JI., 1959. (Мат-лы и исследования по археологии СССР. 63). 2866       Zanonovi M. Beginning of a Series of International Congresses on Early Christian Archaeology and Early Christian Archaeology in Croatia//Acta XIII Congressus internationalis archaeologiae christianae… P. 165–168. 2868       Федосеев Н.Ф. Керченский музей древностей//Вестн. древней истории. 2002. 1. С. 154–178. 2869       Лазенкова Л.М. Керченский музей древностей. Исследователи: В.В. Шкорпил//Боспор Киммерийский: Понт и варварский мир в период античности и средневековья/Под ред. В.Н. Зинько. Керчь, 2002. С. 145–152. 2870       Шкорпил В.В. Вновь открытая христианская катакомба//Зап. Одесского об-ва истории древностей. 1895. Т. 18. С. 185–198. 2873        Кулаковский Ю.А. Керченская христианская катакомба 491 года. СПб., 1891. (Материалы по археологии России. Т. 6); нем. пер.: Eine altchristliche Grabkammer in Kertsch aus dem Jahre 491//Römische Quartalschrift. 1894. Bd. 8. S. 49–87, 309–327; Он же. Две керченские катакомбы с фресками (с приложением: Христианская катакомба, открытая в 1895 г.). СПб., 1896. С. 1–67. (Материалы по археологии России. Т. 19). 2876        Кулаковский Ю.А. Где находилась Вичинская епархия Константинопольского Патриархата//Виз. временник. 1897. Т. IV, 3–4. С. 315–336; Он же. Христианство у алан//Там же. 1898. Т. V, 1–2. С. 1–18; Он же. Аланы по сведениям классических и византийских писателей. Κ., 1899; перепеч.: Сб. по истории алан и Сарматии. СПб., 2000.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

земель (1569-1673)//Укр. icm. журнал. К., 1989. 5. С. 52-62; Методические рекомендации по изданию и описанию Литов. метрики/Сост.: С. М. Каштанов, А. Л. Хорошкевич. М., 1985; Боряк Г. В., Абросимова С. В. Разновидности актовых док-тов Литов. метрики//Проблемы применения количественных методов анализа и классификации источников по отеч. истории: Межвуз. сб. науч. тр. Днепропетровск, 1988. С. 85-89; Литовская Метрика: Тез. докл. межресп. науч. конф., апр. 1988 г. Вильнюс, 1988; Исследования по истории Литов. метрики: Сб. науч. тр. М., 1989. 2 вып; Banionis E. Lietuvos Metrikos knygos: Svoka, terminas, definicija//Lietuvos istorijos metraštis, 1988. Vilnius, 1989. S. 135-148; Литовская метрика: Исслед. 1988 г.: Сб. ст. Вильнюс, 1992; Pietkiewicz Krz. Metryka Litewska - ksiga wpisów za lata, 1516-1518//Lituano-Slavica Posnaniensia: Studia historica. Pozna, 1994. T. 6. S. 159-199; Kiaupiene J. Geschichtsquellen des Ostseeraumes in der Litauischen Metrik//Zwischen Lübeck und Novgorod: Wirtschaft, Politik und Kultur im Ostseeraum vom früher Mittelalter bis ins 20. Jh. Lüneburg, 1996. S. 223-232; Вопис Mempыki (apxiba kahцыляpыi ВКЛ) XV-XVIII ст./Падрыхт.: А. А. Лaшkebiч. Мн., 1998; Новости Литов. Метрики: Науч.-информ. прил. к журн. «Lietuvos istorijos metraštis». Вильнюс, 1996/1997-2012. 1-13; Lietuvos Metrika: 1991-1996. Vilnius, 1998; Metriciana: Дacлeдabahhi i мат-лы Mempыki Bялikara Княства Мн., 2001-2004. Т. 1-3; Актуальныя nыmahhi вывучэння i выдання Mempыki Bялikara Княства Мат-лы мiжhap. ганф. (Mihck, 11-12 лicmanaдa 2003 г.). Мн., 2005; Груша А. I. Канцылярыя Bялikara княства 40-х гг. XV - 1-й паловы XVI ст. Мн., 2006; он же. Документальная письменность Великого княжества Литовского (кон. XIV - 1-я треть XVI в.). Мн., 2015; Дубонис А. Литовская метрика: Исслед. и публ. в Литве//Балты и Великое княжество Литовское: ист.-лингвист. взгляд. М., 2007. С. 18-27 [Библиогр. С. 25-27]; Lietuvos Didiosios Kunigaikštystës istorijos šaltiniai. Vilnius, 2007; Lietuvos Istorijos studijos.

http://pravenc.ru/text/2563088.html

Изд.: Смирнов П. С. Внутр. вопросы в расколе в XVII в. СПб., 1898. С. XXXI; Прил. С. 016-018, 045-047; Бубнов Н. Ю. Неизвестная челобитная дьякона Игнатия Соловецкого царю Федору Алексеевичу//Рукописное наследие Др. Руси: По мат-лам Пушкинского Дома. Л., 1972. С. 92-114; Демкова Н. С. Из истории ранней старообрядческой лит-ры: «Исповедание» Игнатия Соловецкого (1682 г.) и отклики современников на разгром Соловецкого мон-ря царскими войсками в 1676 г.//ТОДРЛ. 1983. Т. 37. С. 318-325; Повесть об осаде Соловецкого мон-ря/Подгот. текста и коммент.: Н. В. Понырко, Е. М. Юхименко//ПЛДР: XVII в. М., 1988. Кн. 1. С. 41, 92, 182-183; Соч. Игнатия Соловецкого//Памятники старообрядческой письменности/Сост.: Н. Ю. Бубнов, Н. С. Демкова, О. В. Чумичева. СПб., 1998. Вып. 1; 2000 2. Ист.: АИ. Т. 5. С. 252-253; Филиппов И. Ф. История Выговской старообрядческой пуст. СПб., 1862. С. 27, 37-46; МДИР. 1876. Т. 2. С. 5-20; 1878. Т. 3. С. 13, 46, 96, 97, 102-104, 161, 165; Евфросин. Отразительное писание о новоизбранном пути самоубийственных смертей/Сообщ.: Х. Лопарев. СПб., 1895. С. 25-28. (ПДП; 108); Брещинский Д. Н. Житие Корнилия Выговского Пахомиевской редакции (тексты)//Древнерус. книжность: По мат-лам Пушкинского Дома. Л., 1985. С. 62-107; Денисов А. Слово надгробное Петру Прокопьеву// Юхименко Е. М. Литературное наследие Выговского старообрядческого общежительства. М., 2008. Т. 1. С. 42-62. Лит.: Дружинин В. Г. Писания рус. старообрядцев. СПб., 1912. С. 175-176; Шашков А. Т. Пошехонский дворянин-старовер Ф. Я. Токмачёв и споры кон. XVII в. вокруг еретических писем протопопа Аввакума//Источники по истории обществ. сознания и лит-ры периода феодализма. Новосиб., 1991. С. 105; он же. Гари: Соловецкая мистерия черного дьякона Игнатия//Родина. 2000. 10. С. 104-108; Бубнов Н. Ю. Игнатий//СККДР. Вып. 3. Ч. 2. С. 24-26; он же. Старообрядческая книга в России во 2-й пол. XVII в.: Источники, типы и эволюция. СПб., 1995. С. 93; он же. Старообрядческое учение о Голгофском кресте и никонианская «ветхозаветная ересь»//Конфессионализация в Зап. и Вост. Европе в раннее Новое время: Докл. рус.-нем. науч. конф., 14-16 нояб. 2000 г. СПб., 2004. С. 170-184; Чумичева О. В. Соловецкое восстание 1667-1676 гг. Новосиб., 1998. С. 32, 104-106, 112-113; Лукин П. В. Народные представления о гос. власти в России XVII в. М., 2000. С. 170-252; Юхименко Е. М. О времени написания Семеном Денисовым «Истории о отцах и страдальцах Соловецких»//КЦДР: Соловецкий мон-рь. СПб., 2001. С. 487-490; она же. Выговская старообрядческая пуст.: Духовная жизнь и лит-ра. М., 2002. Т. 1. С. 16, 18-21, 25, 60, 208, 216, 258, 287-288, 415, 423, 440; Мальцев А. И. Полемика о титле на кресте в сочинениях старообрядцев-беспоповцев XVIII в.//Уральский сб.: История. Культура. Религия. Екатеринбург, 2003. Вып. 5. С. 180-188; Панченко О. В. Книгохранитель и уставщик черный дьякон Иеремия//КЦДР: Книжники и рукописи Соловецкого мон-ря. СПб., 2004. С. 342.

http://pravenc.ru/text/293451.html

700. 8) κριος νμος – значило закон действующий, имеющий силу и авторитет, закон неотмененный; у Аристотеля (Polit. 3, 12): κυριοττη τν πιςημν πολιτικ ·–политика важнейшая из наук. Κριον νομα, nomen proprium – собственное имя (Herodian. 7, 5. 19). В таком же смысле употреблялось слово κριος у LXX и в Н .3. напр., Быт. 45:8 . и сотвори мя господина, κριον, всему дому его; 40:1. согреши господину своему, царю. Иса. 24:2. и будет раб аки господин. Матф. 20:8 . κριος το μπελνος, господин, или хозяин винограда; Мат. 9:38. κριος το ϑερισμο, господин жатвы; Марк. 13:35 . κριος τς οκας, не весте когда господь дому приидет; Мат. 10:24. οκ ςι δολος πρ τòν κριον υτο, несть раб над господина своего. Здесь слову κριος противуположено слово δολος. Иногда κριος заменялось в Н. 3. словом δεσπτης, как синонимом: 1Петр. 2:18 . раби (οκται) повинуйтеся во всяком страсе владыкам (δεσπταις). Есть примеры, что слово: κριος употреблялось для означения мужа, как главы жены: так 1Петр. 3:6 . Сарра называла Авраама господином (κριος); употреблялось при обращении сына к лицу отца, Матф. 21:30 : он же (сын) отвещав рече (отцу): аз господи, γ, κριε. Это же слово означало правителя области, или государства, государя; так архиереи и фарисеи говорили Пилату: господи (κριε), помянухом и проч. ( Мф. 27:63 ); так в книге Деяний (25:26) римский император Нерон назван κριος: Фист говорит Агриппе о Павле, находившемся в узах: περ ο σφαλς τι γρψαι τ κυρω οκ χω, о немже известное что писати господину не имам. Впрочем, по свидетельству Светония, Август не любил названия κριος, dominus, и указом запретил звать себя таким образом. О Тиверии говорит Светоний, – что когда кто-то назвал его dominus, то он объявил, чтоб вперед не называли его так позорно (contumeliae cavsa). По мнению Воссия, императоры потому не любили называться словом dominus, что haec vox est correlatum servi – в этом слове заключается соотносительное понятие раба. Слово κριος употреблялось еще при обращении к лицу, которого имя или неизвестно, или не придет на ум: так было и в римской империи. Сенека (epist 3) говорит: obvios, si nomen non succurrit, dominos appellamns – людей, с которыми случится где-нибудь встретиться, если не попадет на память их имя, мы называем господами. Так и в книге Деяний 9:5. рече ему Савл: кто еси господи? 16:30. И извед страж темничный Павла и Силу рече: господие, что ми подобает творити?

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Духовни дарове (дарове на Св. Дух). Когато Христовата Църква се раждала, Бог излял Своя Свети Дух над свв. апостоли и техните следовници, давайки им духовните дарове, необходими за да се изгради Църквата и за да служат един другиму. Сред конкретните духовни дарове, споменати в Новия Завет, са апостолството, пророчестването, благовестителството, пастирството, учителството, изцелителството, мъдростта, дарбата на езиците и т. н. Всички тези и други дарове са признати от Православната Църква, като нуждата от тях се променя според епохата и условията, в които живее Църквата. Даровете на Св. Дух са най-ясно изявени в богослужебния и тайнствен живот на Църквата. Духовник – свещеник, извършващ св. тайнство покаяние, приемайки изповедта. Задължен да пази тайната на изповедта под страх от лишение от духовен сан. Душа човешка – безсмъртият образ на Бога, заключен в човека. Човекът е създаден чрез единението на тялото и душата (духа): след като сътворил първия човек Адам от пръстта, Бог му вдъхнал дихание на живот, т.е. душа, същество духовно и безсмъртно (Бит. 1:26–27). След смъртта на човека, духът му ще се върне към Бога, Който му я е дал ( Екл. 12:7 ). В Библията думата «душа» най-често означава живот, свойства на живото създание, жизнената сила, с чието отделяне живото същество (както животното, така и човекът) умира, но по отношение на човека означава понякога свойствата на неговия дух, който не трябва да убиваме (Мат 10:28). Понякога «душа» обозначава свойство на характера и състояние на духа ( Деян. 4:32 ) или просто личност, човек ( Иез. 27:13 , Деян. 2:41 , Откр. 18:13 ). Душата често е синоним на понятията дух ( Екл. 12:7 ; Лук. 1:46–47 ), сърце ( Пс. 18:8–9 ; 2Петр. 1:19 ; Еф. 1:18 ), живот ( Пс. 25:9 ; Пс. 87:4 ), цялото същество на човека ( Пс. 34:9–10 ), аз, т.е. човек ( Пс. 129:5 ). Но понякога душата е различна както от сърцето ( Втор 4:29 ; Втор 6:5 ), така и от духа ( 1Сол 5:23 ; Евр 4:12 ). В Св. Писание душата изразява човешки емоции като успокоение ( Пс. 22:4 ), укрепление ( Пс. 18:8 ), радост ( Пс. 34:9 ), мъжество (Съд. 5:21), подкрепа ( 1Цар. 14:7 ), скръб ( 1Цар. 1:10–15 ; Иов 30:25 ), печал (Мат. 26:38), мъка ( Иов 7:11 ), потрисане ( Пс. 6:4 ), униние ( Пс. 41:6:12 ), депресия ( Плач 3:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Посему не должно удивляться тому, если и жизнь добродетельно живущих монахов называется совершенною. «Ибо Бог, говорит Златоуст, посредством бани пакибытия отпущает все прежнее, а после сего отпущения и бани даровал согрешающему пособие в покаянии. »Аще будут греси ваша, яко багряное, яко снег убелю» (Исаии.1:18) и превращу в противное. Поэтому не столь тяжко пасть, сколько упавши не встать». Итак, жизнь монахов надобно хвалить, а не презирать. Ибо кто чтит сих подвижников добродетели, тот чтит и Бога, а тот, кто учит презирать их, идя сим путем, дойдет до того, что оскорбит наконец и Бога. «Иже вас приемлет, говорит Господь, Мене приемлет, и отметаяйся вас, Мене отметается» (Мат.10:40; Лук.10:16 ). Таковым и мы подражаем, и всегда прославляем Бога строгостию в жизни. И никто не может сказать, что ныне нельзя быть таковым людям. Любовь к Богу приобретается не через науку. Образователь и воспитатель сил, которые находятся в нас только как семена, есть закон. Поелику же мы имеем заповедь любить ближних, как самих себя: то через это же самое мы узнаем и то, имеем ли мы от Бога силу для исполнения сей заповеди. Но кто не знает, что человек есть животное кроткое и общительное, а не уединенное и не дикое? Ибо ничто так не свойственно естеству нашему, как входить в общение друг с другом, взаимно один другому помогать и любить друг друга. Итак, Сам Бог предварительно даровал нам семена этого, а посему требует и плодов их, говоря: «заповедь новую даю вам, да любите друг друга» ( Иоан.13:34 ). Желая возбудить к исполнению сей заповеди наши души, Он требовал от Своих учеников в доказательство сего не знамений и чудес, хотя даровал им Духом Святым и на это силу, – но что сказал? «О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою» ( Иоан.13:35 ). И везде Он сии заповеди соединяет так, что благотворение ближнему обращает к Себе: «взалкахся» говорит, " и дасте Ми ясти», а потом присовокупляет: «понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе» (Мат.25:35,40).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/otve...

‘Υπηρτης (от πò и ρσσω, гребу веслами) значит собственно слуга корабельный, матрос, – кроме того слуга, отправляющий трудную ручную работу и получающий за нее плату, напр., работающий во время войны, служащий при жертвоприношениях и т. п. (Herod. 3. 68. – 5, 111). Упоминаются у классиков ο πηρται τν δικαςν (Plat, de leg. 9, p. 878), τν νδεκα (Phaed. p. 116), τν ατρν (de leg. 4. p. 720) – очевидно все это слуги наемные и по месту службы люди, имевшие своего рода влияние на тех, у которых была нужда до их господ. У Ксенофонта (Cyrop. 2, 1. 21) говорится, что Кир взял у Циаксара πηρτους и приказал им позаботиться о продовольствии войска. Далее повествуется (31), что Кир приказал воздавать военным ипиретам (ο μφ τ στρτιωτικ πηρται) не меньшую почесть, как герольдам и посланниками. Это особое значение τν πηρετν заметно и в языке новозаветном; там этим словом обозначаются слуги общественные, слуги, состоявшие при судилище, при архиерее: Мат. 5:25 да не предаст тебе соперник судии, и судия тя предаст слузе (τ πηρτη) и в темницу ввержен будеши. То же название усвоено слуге, состоявшему при синагоге: Лук. 4:20 и отдав книгу слузе (τ πηρτη), седе. Также именовались и служители при синедрионе; Мат. 26:58: и вшед внутрь, седяше со слугами (μετ τν πηρετν) видети кончину; у Иоан. 18:3 упоминаются слуги архиерейские и фарисейские. Встречаем в Новом Завете и такие выражения: πηρται λóγου; служители слова ( Лук. 1:2 ), πηρται Χριςο ( 1Кор. 4:1 ). Оκτης, – от οκος дом, значит: все живущие в одном доме, в том числе жена и дети, далее – домашний человек, домочадец, домашняя прислуга. У Ксенофонта (Memorab. 2, 1. 9 и 12) это слово заменяется словом: ϑερπων, как однозначущее: «города, говорит он, думают распоряжаться начальниками так, как я слугами (τος oκεταις), но я приказываю слугам (τος ϑερπντας), чтоб готовили для меня все припасы в изобилии, а сами ни до чего бы не касались», и проч. В Новом Завете οκτης встречается только 4 раза; Лук. 16:13 никий же раб (οκτης) может двема господинома работами; Деян. 10:7 И якоже отъиде Ангел глаголяй Корнилию, пригласив два от рабов своих (δω τν οκετν ατο); Римл. 14:4 ты кто ecu судяй чуждему рабу (οκτην), 1Петр. 2:18 Раби (οκται) повинуйтеся во всяком страсе владыкам (δεσπóταις).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

б) Славословие обыкновенно начинается словом ευλογητος – благословен, встречается ли оно в начале речи, (как Лук. 1:68 . 1Петр. 1, 3 . 2Кор. 1:3 , Еф. 1:3 ), или в середине речи ( Пс. 30:22, 71:18, 123, 6 ), или среди стиха ( 2Цар. 22:47 ), или на конце речи ( Пс. 67, 36. 40, 14 ); а потому у апостола слово Θες, если бы не было сказуемым, должно бы стоять не прежде, а после слова υλογητς; в) Недостаток члена при слове Θες показывает, что это слово занимает место сказуемого; г) слово по плоти, прибавленное к описанию Иисуса, требует противоположения – т. е. кто был Христос не по плоти. Таким образом Сын Божий Христос Иисус называется сущим над всеми, верховным, как и Бог Отец ( Ефес. 4:7 ), называется Богом благословенным, как и Отец ( 2Кор. 1:3 ), называется Богом благословенным во веки, достойным поклонения вечного, также как Бог Отец ( 2Кор. 11:31 ). 194 К тем же римлянам в том же месте апостол пишет: λθειαν λγω, ν Χρις υ φεδομαι. Εν Χρις – подобно как εν Θε, νπιον τς Θες есть выражение клятвы (Ап. 10:6. Ис. 62:8 . Мат. 5:34. Еф. 4:16 . Гал. 1:20 ). Но клятва составляет одно из действий служения Богу ( Втор. 6:13 ). Римским же христианам испрашивает апостол благодать и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа ( Рим. 1:7 ), что опять составляет действие богопоклонения. Колоссянам апостол пишет о Сыне любви Отчей а) (1, 15) ς ς ικων τς Θες τς ορτς – образ никем неизобразимого, которого однако же изображает в Себе и для нас Сын ( Иоан. 14:3. 1, 18 ). б) Πρωττοκος πασης κτσεος; не сказано προτοκτισθες, а πρωττοκος, что употреблено о первенце Иисусе ( Лук. 2, 7 ). ΙΙρωτοτοκος тоже что προτοτεχθεις, п ο отношению к предыдущему показывает образ происхождения Того, Кто назван образом Бога невидимого. Между тем πρτος, означая вообще первого, выражает здесь преимущество Сына перед всякой тварью, так как Иегова называется первым ( Ис. 41, 4 ). в) В ст. 16 оправдывая наименование первородного, усвоенное Сыну, апостол говорит: τι ν Αυτ κτισθη τ πντα τ ν τος ρανος κα τ ν τος γς, τ ρατα– τ πντα δι’ Αυτ κα ις Αυτν κτςαι. По употребительному значению частиц εν (см. Деян. 4:9, 28 . Мат. 9, 24), δα (о чем уже говорено Иоан. 1, 3 ), εις ( 1Кор. 8:6 ), и слова εκτιςαι (см. Мар. 13:19 . Рим. 1:25 , Быт. 1:1 ), это показывает, что силой Сына все создано и для Его же славы все создано;

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010