Потом представляет главное утешение, которое он предлагает и прежде, и после, - Христа: " … взирая на начальника и совершителя веры Иисуса … " (ст. 2). Так и сам Христос постоянно говорил ученикам: " Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его " (Мат. 10:25)? и ещё: " Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего " (ст. 24). " Взирая " , - говорит, т.е., чтобы нам научиться подвигам, будем взирать на Христа. Как во всех искусствах и упражнениях мы смотрим на учителей и таким образом напечатлеваем искусство в душе своей, при помощи зрения извлекая для себя некоторые правила, - так точно и здесь. Если мы хотим подвизаться и научиться под­визаться хорошо, то будем взирать на Христа, начальника веры и совершителя Иисуса. Что это значит? Т.е. он внедрил в нас веру, он положил начало, как и Христос говорил ученикам своим: " Не вы Меня избрали, а Я вас избрал … " (Ин. 15:16); и Павел говорит: " … тогда познаю, подобно как я познан " (1 Кор. 13:12). Если же он сам положил в нас на­чало, то он же совершит и конец. " … Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление … " , т.е., он мог бы и не страдать, если бы захотел, потому что он " … не сделал греха, и не было лжи в устах Его " (Ис. 53:9), как и сам он говорит в Евангелии: " … идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего " (Ин. 14:30). Следовательно, он мог бы, если бы захотел, не идти на крест: " … Я отдаю жизнь Мою " , - говорит Он, - " чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее " (Ин. 10:17,18). Если же Он, не имея никакой нужды быть распятым, распялся для нас, то не тем ли более справедливо нам пе­реносить всё мужественно? " … Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление … " . Что значит: " пренебрегши посрамление " ? Он избрал, говорит, поносную смерть. Пусть Он умер: но для чего поносною смертью? Не для чего иного, как для того, чтобы научить нас - ставить ни во что славу человеческую.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Потом представляет главное утешение, которое он предлагает и прежде, и после, - Христа: " взирая на начальника и совершителя веры Иисуса " (ст. 2). Так и сам Христос постоянно говорил ученикам: " Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его " (Мат. 10:25)? и ещё: " Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего " (ст. 24). " Взирая " , - говорит, т.е., чтобы нам научиться подвигам, будем взирать на Христа. Как во всех искусствах и упражнениях мы смотрим на учителей и таким образом напечатлеваем искусство в душе своей, при помощи зрения извлекая для себя некоторые правила, - так точно и здесь. Если мы хотим подвизаться и научиться подвизаться хорошо, то будем взирать на Христа, начальника веры и совершителя Иисуса. Что это значит? Т.е. он внедрил в нас веру, он положил начало, как и Христос говорил ученикам своим: " Не вы Меня избрали, а Я вас избрал " (Ин. 15:16); и Павел говорит: " тогда познаю, подобно как я познан " (1 Кор. 13:12). Если же он сам положил в нас начало, то он же совершит и конец. " Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление " , т.е., он мог бы и не страдать, если бы захотел, потому что он " не сделал греха, и не было лжи в устах Его " (Ис. 53:9), как и сам он говорит в Евангелии: " идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего " (Ин. 14:30). Следовательно, он мог бы, если бы захотел, не идти на крест: " Я отдаю жизнь Мою " , - говорит Он, - " чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее " (Ин. 10:17,18). Если же Он, не имея никакой нужды быть распятым, распялся для нас, то не тем ли более справедливо нам переносить всё мужественно? " Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление " . Что значит: " пренебрегши посрамление " ? Он избрал, говорит, поносную смерть. Пусть Он умер: но для чего поносною смертью? Не для чего иного, как для того, чтобы научить нас - ставить ни во что славу человеческую.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1629...

8:14), и чистых, обновленных, действительно, воссоединить нас с Богом (Иоан. 17:21). Изображая свойства любви к Богу, Господь учил, что она — а) должна быть самая искренняя, полная и совершенная (Лук. 10:27); б) должна выражаться в повиновении воле Божией, в исполнении заповедей (Иоан. 14:15. 21); в) всегда иметь в виду славу Божию (Мат. 5:16) и г) простираться до того, чтобы мы готовы были, ради имени Божия, погубить самую свою душу (Марк. 8:35). Равным образом, изображая свойства любви к ближним, учил, чтобы мы — а) любили всех людей, не только друзей, но и самых врагов (Мат. 5:44—48); б) не обижали ближних не только делом, но даже словом и мыслию (Мат. 5:22; 7, 1. 2. 12); в) сами великодушно переносили все оскорбления и прощали за все обиды не только до седьми крат, но до седьмидесяти крат седмерицею (Мат. 5:38. 39; 6, 14; 18, 22); г) всегда были милосерды к своим ближним и помогали им в нуждах (Мат. 5:36. 42; Лук. 6:35), и д) были готовы, в потребных случаях, положить самую душу свою за други своя (Иоан. 15:13).    А чтобы возбудить людей к принятию и исполнению того и другого закона, закона веры и деятельности, Господь Иисус указывал им: а) с одной стороны — на те величайшие бедствия и муки вечные, от которых всеблагий Бог предопределил избавить род человеческий чрез Своего единородного Сына, и которым неизбежно подвергнутся все грешники, если не последуют Его учению (Мат. 25:41; Лук. 13:28); б) с другой — на те величайшие и вечные блага, которые уготовал Отец небесный, также ради заслуг своего возлюбленного Сына, для всех праведников, следующих Его учению (Мат. 19:28. 29; 25, 34); в) наконец — на ту беспредельную и, в высшей степени, трогательную любовь Божию к нам грешным, которая явилась в деле искупления нашего от вечных бедствий и дарования нам вечного блаженства (Иоан. 3:16. 17; 15, 9. 13—15). § 146. Иисус Христос преподал закон новый, совершеннейший, взамен закона Моисеева    Этот закон веры и деятельности, преподанный Христом Спасителем и всецело направленный к спасению человека, есть закон новый, совершеннейший закона Моисеева или ветхозаветного, и заменил его собою.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

Т. 17. С. 201-224 (в соавт. с В. И. Корецким); Сектантство в прошлом и настоящем//ВИРА. 1961. Сб. 9. С. 9-34; «Слово о лживых учителях»//Исследования и мат-лы по древнерус. лит-ре. М., 1961. С. 300-312; Современное сектантство в Липецкой обл.: По мат-лам экспедиций Ин-та истории АН СССР в 1960 г.//ВИРА. 1962. Сб. 10. С. 157-185; Les mouvements hérétiques en Russie du XIIIe au XVIe siècle//Cahiers du monde Russe et Soviétique. P., 1962. Vol. 3. N 4. P. 673-684; К характеристике новых явлений в рус. обществ. мысли 2-й пол. XVII - нач. XVIII в.//История СССР. 1963. 6. С. 85-103; Повести А. М. Курбского об Августине Гиппонском//АЕ за 1962 г. М., 1963. С. 445-450; Идея свободы человека в учениях рус. еретиков кон. XV - 1-й пол. XVI в.//СВ. 1964. Вып. 25. С. 216-227; История религ. сектантства в России: (60-е гг. XIX в.- 1917 г). М., 1965; The Dissident Denominations in the Past and Today//Soviet Sociology. Armonk (N. Y.), 1965. Vol. 3. N 4. P. 44-60; Социальные утопии в рус. крестьянских движениях. М., 1966; Мат-лы о религ. сектантстве в послеоктябрьский период в архиве В. Г. Черткова//Зап. ОР ГБЛ. 1966. Вып. 28. С. 44-95; Научно-организационный и метод. опыт конкретных исследований религиозности: По мат-лам центр. областей РСФСР//Конкретные исследования совр. религ. верований. М., 1967. С. 5-35; 50 лет науч. исследования религ. сектантства//ВНА. 1967. Вып. 4. С. 349-394; Le problème de la souverainité de l " homme dans les conceptions des hérétiques russes à la fin du 15 " et au début du 16e siècle//Hérésies et sociétés dan l " Europe pré-industrielle 11-18 siècles. P., 1968. P. 83-96; Религиозное сектантство и современность: Социол. и ист. очерки. М., 1969; Сектантство религиозное//СИЭ. 1969. Т. 12. Стб. 702-708; Fifty Years of Scientific Study of Religions Sectarianism//Soviet Sociology. 1970. Vol. 8. N 3/4. P. 239-278; Sectarianism and Socialist Reconstruction of the Countryside//Ibid. P. 383-411; К характеристике мировоззрения Андрея Рублева//Андрей Рублев и его эпоха.

http://pravenc.ru/text/1841323.html

наиболее. упражняясь умом. постоянным. замедлив. близость. постоянное отношение. близость. духовный восторг. Пс. 104, 4 . Иезек. 33, 11. Исаии 65, 1. Мал. 3, 7 . Иезек. 33. 14 – 18. Иер. 37, 2, 3 . Прит. 28, 13 . Ис. 1. 19 . Ис. 55, 3 . надеяться. росли. безразсудно. содержимы. отрекшимся. во всем. приветствием. приносящих в дар. уничижи. греховных. презри. кто гонится за честию, от того она убегает. последует. примешь укоризну. слов; «или богати суть или нищи» нет в Греч. книге. увечных. в Греч. кн. 56. склонной к принятию. отвратительно, ненавистно. помрачение. удаляться. безпопечительно. Ис. 58, 2. 3 . воздержания и поста. не различающий. доказательство. посторонним. вред. крепость. оправдания. тишиною непоколебимою. благих и мужественных деяний. думаешь. озарение. в Греческой книге: χαρ, радость, веселие. Мат. 25, 31. 33. Мат. 13, 43. Мат. 8, 11. Евр. 5, 14 . в подобии. Луки 4, 23 . Мат. 15, 44. приражения всяких помыслов, через чувства. изгонит ум из твердыни хранения. т. е, с помыслом тщеславия. т. е. помысл тщеславия. блудных. недопускать. власть. т. е. памятию добродетелей. к труду побуждают. пока не приимет. которая удаляет. духом. помыслов. благих или злых. движению. помыслов. во глубине сердца. птенец. прыгающий. слов: «не смутенъ» и «сопротивныхъ» нет в Греч. книге. слов: «не смутенъ» и «сопротивныхъ» нет в Греч. книге. потому, что не ощутил еще. в Греч. кн. «по малом времени», но перевод Св. Паисия очевидно правильнее. Пс. 33, 16 . Пс. 17. 29 . бывающий при всех. выкидыша. усовершают. постоянном. т. е. уготовившиеся. и не обратившиеся в бегство. трудность. Прит. 22, 14 . Прит. 22, 14 . Числ 13, 34 . πραγματειας, деятельность. т. е. труда. Еккл. 11, 4 . определеннаго (кончины). Пс. 89, 4 . тягостно. Матф. 8, 13 . службы своей. терпеливо. правило молитвы. довольствуется. правило молитвы. правило молитвы. приходя в восторг от величия смысла. недеятелен. некоторой привычки. и не обратился назад. В Греч. кн. 9. с понуждением. в отдельности. не безполезно. часто, многократно.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

1. Священное Писание умалчивает о многом. Как мало говорит Ветхий Завет о творении, о первых людях и проч.; а Новый — о жизни Иисуса Христа, о сошествии во ад и проч.! (Сир. 25:27 ). Сюда принадлежит и загадка о будущей жизни (Дан. 12:2 ). Конец мира (Мат. 24:36 ). Прославленное тело (1Кор. 15:17 ). Ад (Псал. 54:16 ). 2. Об умолчанном в Писании не следует много спрашивать. Разум, который хочет исследовать всю глубину, будет неразумен. Оставь твою излишнюю пытливость (Сир. 3:23–24 ). Мудрость Божия в том, что она не все говорит нам. Испытать нашу веру (Иоан. 2:22; Мат. 22:46 ). Сами ангелы многого не понимают (1 Пет. 1:12 ). Знание надмевает (1Кор. 8:1 ). Учитель, конечно, должен знать более ученика и пастырь более пасомых (Деян. 18:24–25 ); но однако же не о бесполезных вопросах (2 Тим. 2:23; Тит. 3:9 ). 3. Мы имеем достаточно в том, что Писание нам говорит. (2 Пет. 1:19 ). Оно поучает нас тому, что нам нужно знать и во что веровать (Ефес. 3:19 ). Что мы должны делать и чего избегать (Мих. 6:8; Сир. 32:19; Рим. 15:4; Мат. 13:52 ). Заключение. Благо тому, кто, подобно Никодиму, хочет еще научиться, чего не знает (Иоан. 3:2–4 ), если он верует и делает то, что знает (Иоан. 13:17 ). Как счастливы те, которые исповедуют свою веру сердцем, устами и делами (ст. 29) 1. Потому что исповедание веры освобождает их от духовной слепоты, делающей человека поистине несчастным. 2. Потому что обладание истинной верой служит самой крепкой защитой против врагов временного и вечного счастья человека. 3. Потому что вера — высшая награда, какой только человек может желать и искать. Для Иисуса Христа запертые двери не являются преградой “В тот же первый день недели вечером, когда двери дома … были заперты пришел Иисус…” (ст. 19). Об этом свидетельствует: 1. Прежде всего ныне читавшееся евангелие. В прямом и в переносном смысле. Апостол Фома был также затворенной дверью. 2. Затем история обращения каждого отдельного человека. Каждое сердце естественного человека — затворенная дверь. Наглядный пример представляет в особенности история обращения Савла.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Признавать бесноватых, о которых так часто говорится в истории И. Христа и апостолов, за лунатиков, эпилептиков, меланхоликов означало бы допускать самую очевидную несправедливость. а) Евангелистами ясно отличаемы были бесноватые от обыкновенных больных; даже от самих лунатиков напр. и нсцели многи зле страждущия различными недуги и бесы многи изгна и не оставляше глаголати бесы, яко ведяху его Христа суща ( Мф. 1:34 ). И приведоша к Нему вся болящия различными недуги и страстьми ( βασανοις – припадками) одержимы и бесны и месячны ( σελλειαξομενονς) и раслабленныя: и исцели их (Мат. 4:23. Тоже Лук. 6:17, 18. 7:21. 8:2, 13:32 . Мф. 7:22; 9:33; 12:18 ). б) Бесноватые действиями своими показывали, что они не были больные телесной болезнью. Не от лица бесноватых бывшие в бесноватых говорили о Христе как о грозном Сыне Божием, говорили, что знают Его, – чего и не могли знать обыкновенные бешеные ( Мар. 2:24; 5, 7 . Лук. 4:34, 35 . Мат. 8:28). Бешенство бывает на собаках, но с собак не переходит на свиней, как бесы, вышедшие из гадарян, перешли, по слову Спасителя, в стадо свиней. Бешеные не живут в могилах, как теже бесноватые гадарянские; как ни большой оказывается телесная сила в бешенстве, но все же не такая, чтобы рвать железные цепи, как это делали бесноватые ( Мар. 5:3–17 . Лук. 8:27–32 ). в) Иисус Христос обращался с бесноватыми, как содержимыми от духов; разговаривая с бесноватыми, Он обращался с словами своими к духам, в них бывших, спрашивал духов о имени их, называл их духами нечистыми, повелевал им молчать и выходить ( Мар. 1:25, 9:25 . Лук. 9:32, 34 ). Когда 70 учеников вернувшись с проповеди с радостью говорили Спасителю, что от Его имени бегут бесы; Он сказал: Я видел сатану, как молнию спадшего с неба. Но вы не тому радуйтесь, что повинуются вам духи, а тому, что имена ваши написаны на небе ( Лук. 10, 17 ). Здесь Спаситель утверждает учеников в той вере, что нечистые духи могут завладевать телами людей. Тоже Мар. 3:15; 16, 18. 18 . Мат. 10:1. г) Апостолы, по вознесении Христа на небо, изгоняли бесов из людей, при чем ясно отличали бесноватых от больных ( Деян. 11:16, 19:12 ), в разговорах обращались прямо к духам ( Деян. 16, 18 ) и называли их духами нечистыми ( Деян. 8:7, 19:13 ); бесы в беснуемых разговаривали и действовали от своего лица ( Деян. 19:13; 16:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Соч.: К вопросу расшифровки крюковых певческих рукописей знаменного распева//Musica antiqua IV: Acta scientifica. Bydgoszcz, 1975. P. 487-503; Тонемы и просодемы знаменного распева//МААФАТ, 75: I Всесоюз. семинар по машинным аспектам алгоритмического формализованного анализа муз. текстов (Ереван-Дилиуган, 27.X - 1.XI.1975): Мат-лы. Ереван, 1977. С. 148-155; Тонемите в знаменния разпев//Българско музикознание. София, 1980. Кн. 4. С. 50-66; Орнаментиране в «Болгарский роспев»//Там же. 1982. Кн. 1. С. 107-114; Сегментация мелодий знаменного распева//Невские хоровые ассамблеи: Всерос. фестиваль: Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. «Прошлое и настоящее рус. хоровой культуры», Ленинград, 18-24 мая 1981 г. М., 1984. С. 47-50; Мотивите в руския знаменен разпев//Българско музикознание. 1986. Кн. 1. С. 41-50; Международный конгрес по стара музика на Европейския изток//Там же. С. 109-114 (совм. с Куюмджиевой С.); Сричката - най-малката певчески значима текстова единица в знаменен роспев//Там же. 1986. Кн. 4. С. 25-35; Нотирани стихири за св. Йоан Рилски в руския Месечен стихирар//Втори международен конгрес по българистика: Доклади, 17. Театьр и кино. Музика/Сост.: М. Йотова. София, 1987. C. 165-184; Русское знаменное песнопение на текст Григория Цамблака//Русско-болгарские связи в области книжного дела: Сб. мат-лов VII болгаро-советского семинара. София, 1987. С. 106-112; Стихирата за Борис и Глеб «Плътьскоую багатяща» - забележителен образец на старото руско певческо изкуство//Българско музикознание. 1987. Кн. 3. С. 31-66; За типологията на нотираните певчески книги «Славник», «Минейник» и «Стихирар» от Ходжи Ангел Севлиевец//Музикални хоризонти. 1988. 17/18. С. 40-50; О таблицах мелодических формул знаменного распева//Musica antiqua, VIII: Acta musicologica. Bydgoszcz, 1988. Vol. 1. P. 489-516; Знамената като тонемно-прозодемен тип знаци//Музикални хоризонти. 1989. 2. С. 41-61; Попевки и фиты в центонах знаменного распева и их основные формулы//Българско музикознание. 1991. Кн.

http://pravenc.ru/text/1680993.html

Ист.: ПСРЛ. Л., 1926-19282. Т. 1; НПЛ; Псковские летописи/Изд. Л. Н. Насонов. М.; Л., 1941-1955. Вып. 1-2; Livländische Reimchronik/Hrsg. L. Meyer. Paderborn, 1876; Бегунов Ю. К. Памятник русской литературы XIII в. «Слово о погибели Русской земли». М.; Л., 1965. С. 158-180, 185-194 [изд. жития А. Я. Н.]; Грамоты Великого Новгорода и Пскова/Под ред. С. Н. Валка. М.; Л., 1949; Акты исторические, относящиеся к России/Извлеч. из иностр. архивов и б-к А. И. Тургеневым. СПб., 1811. Т. 1. 78 [булла Иннокентия IV А. Я. Н.]; Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X-XV вв. М., 1970. Т. 2. 372-378 [печати А. Я. Н.]. Лит.: Экземплярский А. В. Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период с 1238 по 1505 г. СПб., 1889. Т. 1. С. 29-40; Насонов А. Н. Монголы и Русь: История татарской политики на Руси. М.; Л., 1940; Ледовое побоище 1242 г.: Сб. М.; Л., 1966; Колотилова С. И. Русские источники XIII в. об Александре Невском//Уч. зап. ЛГПИ. 1971. Вып. 502. С. 99-107; Fennell J. L. I. Andrej Jaroslavi and the Struggle for Power in 1252: An Investigation of the Sources//Russia Mediaevalis. 1973. T. 1. P. 49-63; idem. Heiligkeit und Herrschaft in der Vita Aleksandr Nevskijs//Forschungen zur osteuropäischen Geschichte. 1973. Bd. 18. S. 55-72; Leitsch W. Einige Beobachtungen zum politischen Weltbild Aleksandr Nevskijs//Ibid. 1978. Bd. 25. S. 202-216; Шаскольский И. П. Борьба Руси против крестоносной агрессии на берегах Балтики в XII-XIII вв. Л., 1978. С. 147-226; Кучкин В. А. К биографии Александра Невского//Древнейшие государства на территории СССР: Мат-лы и исслед., 1985. М., 1986. С. 71-80; Охотникова В. И. Повесть о житии Александра Невского//СККДР. Л., 1987. Вып. 1. С. 351-363 [библиогр.]; Феннел Д. Кризис средневековой Руси: 1200-1304. М., 1989. С. 136-207; Князь Александр Невский: Мат-лы науч.-практ. конф. 1989 и 1994 гг. СПб., 1995; Князь Александр Невский и его эпоха. СПб., 1995; Александр Невский и история России: Мат-лы науч.-практ. конф. 1995 г. Новгород, 1996; Лурье Я. С. Ордынское иго и Александр Невский: Источники и историография XX в.// Он же. Россия древняя и Россия новая: (Избр.). СПб., 1997. С. 100-130; он же. К изучению летописной традиции об Александре Невском//ТОДРЛ. 1997. Т. 50. С. 387-399. Джаксон Т. Н. , Кучкин В. А. Год 1251, 1252 или 1257? (К датировке русско-норвежских переговоров)//Восточная Европа в древности и средневековье: X Чтения к 80-летию В. Т. Пашуто. М., 1998. С. 21-28.

http://pravenc.ru/text/64418.html

4) Кроме того, верование Церкви в приснодевство Богоматери обнаружилось преимущественно по случаю появления еретиков. дерзнувших учить, будто пресв. Дева, по рождении от Нее Спасителя, имела и других детей от Иосифа 173 . Такое учение, как только возникало оно, пастыри Церкви называли безумием 174 , святотатством 175 , богохульством 176 , ересью 177 , и не раз торжественно осуждали на соборах поместных 178 . В опровержение же его, между прочим, замечали: а) невозможно, чтобы Сын Божий избрал для себя Матерью ту, которая, родив Его сверхъестественным образом, неискусобрачно, восхотела потом нарушить свое девство 179 ; б) невозможно, чтобы «родившая Бога и из последовавшего за тем опытно познавшая чудо решилась иметь общение с мужем» 180 ; в) невозможно это и со стороны Иосифа, мужа праведнаго (Мат. 1, 19), особенно после того, как удостоился он быть таинником и свидетелем сверхъестественного рождения от обрученной ему пренепорочной Девы Спасителя мipy 181 ; г) потому-то Спаситель, умирая на кресте, и поручил Ее одному из учеников своих, сказав ему: се мати твоя, а Ей: се сын твой ( Иоан. 19, 26. 27 ), чего, конечно, не сделал бы, если бы Она имела у себя мужа или других родных детей 182 . Обращаясь к самим основаниям лжеучения, которые еретики думали находить в Слове Божием, защитники православного догмата говорили: а) Из слов Евангелиста: прежде даже не снитися има (Мат. 1, 18), и потом: и не знаяше ея, дóндеже роди Сына своего (- 25), – вовсе не следует, будто Иосиф в последующее время перестал быть хранителем Ее девства. Евангелист говорит только о том, что было до рождения Спасителя от Пресв. Девы, а не о том, что было после. Не следует – точно так же, как и из слов Господа Саваофа Иудеям: Аз есмь, и дóндеже состареетеся, Аз есмь ( Ис. 46, 4 ), не следует, будто после Он перестал быть; как из слов свящ. Бытописателя о ковчеге: не возвратися вран, дóндеже изсяче вода от земли ( Быт. 8, 7 ), не следует, будто после он возвратился 183 . б) Из наименования Иисуса Христа первенцем Пресв. Девы (Мат. 1, 25; Лук. 2, 7 ) так же нельзя заключать, будто после Него рождались от Нее и другие: имя первенца в св. Писании означает не только того, после которого рождались другие дети, но и того, прежде которого никто не рождался, и закон требовал посвящения Богу всякого первенца перворожденного, вскоре после его рождения, когда еще не могло быть известным, будут ли другие дети после него у родителей, или не будут (Исх. гл. 13 и 34; Лев. 28 ; Числ. 8 ) 184 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010