В этом оригинальность Нового Завета и христианства, — та сила, что сокрыта от мудрецов и разумников, руководящихся началами мира сего и пустой философии человеческой, — и открыта младенцам, невидящим и верующим, ходящим по Христу, во Христе и для Христа (Мф. 11, 25; Ин. 20, 29; Кол. 2, 8 и мн. др.), — та божественная сила, что в немощи совершается (2 Кор. 19, 9), посрамляет и оглупляет мудрость мира сего (1 Кор. 1, 18–25 и др.), делает Евангелие силою Божией во спасение всякому верующему — и иудею, и еллину (Рим. 1, 16), а весь Новый Завет и всю Библию — Словом Божиим живым и действенным, и острейшим более всякого меча обоюдуострого, и проникающим до разделения души и духа, составов и мозгов, — и судящим помышления и замыслы сердечные (Евр. 4, 12), — неотразимо влекущим каждую добрую человеческую душу, как отобраз Божий, христианку по природе, к своему прирожденному Первообразу и идеалу, Логосу — Богочеловеку–Спасителю и к богосовершенству (Матф. 5, 48)». Или, говоря кратко, «христианство есть религия, преобразующая человека по образу Спасителя–Богочеловека и перерождающая плоть человека из тела душевного в тело духовное, — религия богочеловечества и богосовершенства человека» Следовательно, если отрицательная сторона первохристианского аскетизма состоит в отречении от «ветхого» человека, в преодолении жизни животной и как бы сугубо органической (βος) с прилежащими ей греховными страстями и похотями плоти, то сторона положительная заключается в обретении «нового по Христу» человека, стяжании Царства Небесного и жизни вечной (ζωη)  Повелев Своим ученикам искать «прежде Царства Божия и правды Его» (Мф. 6, 34), Иисус Христос подчеркивает, что «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21). И этому Царству Он «дал такие законы, которые не отвне привзошли в человеческое сознание, но законы, основанные на внутренних потребностях человеческого духа в его высших стремлениях к Богу, — законы, составляющие не что иное, как нормальное сознание истинно человеческих потребностей и истинно человеческого значения и назначения»  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

1. Св. Климент Римский: „бессмертны все души и нечестивых, для которых лучше было бы, если бы они не были нетленны; потому что мучась бесконечным мучением в огне неугасающем и не умирая, они не будут иметь конца своему бедствию» (Прив. у св. Иоанна Дамаск.).2. Св. Ириней: „кому скажет Господь: отыдите от Мене проклятии во огнь вечный, те будут осуждены навсегда» (Прот. ерес. IV, с. 28).3. Св. священномученик Поликарп: „ты грозишь мне огнем горящим временно и вскоре угасающим, потому что не знаешь об огне будущего суда и вечного мучения, который уготован, нечестивым» (св. Поликаригь у Евсевия, „Церк. истор.» IV, гл. XI).4. Св. Иустин Мученик: „что диавол со своин воинством и людьми, последующими ему, будут посланы в огонь и будут там мучиться в бесконечные веки, – это предвозвестил Христос» (св. Иустин Мученик, Апология 1-я, гл. XXVIII).5. Св. Кирилл Иерусалимский: „если кто грешен, получит вечное тело, долженствующее терпеть мучение за грехи, дабы вечно гореть в огне и не разрушаться» (Огл. поуч. XVIII).6. Св. Иоанн Златоустый: „если кто скажет: как же душа может стать на такое множество мук, когда при том она будет терпеть наказание бесконечные веки? Такой человек пусть подумает о том, что бывает здесь: как часто доставало многих на продолжительную и тяжкую болезнь. Если они и скончались, это не потому, чтобы душа совершенно истощалась, но потому, что тело отказалось служить, так что, если бы оно не уступило, то душа не перестала бы мучиться. Итак, когда душа получит нетленнное тело, тогда ничто не воспрепятствует мучению про— длиться в бесконечность... Посему не будем располагаться ныне так, как будто бы чрезмерность мучений могла истощить нашу душу: ибо в то время и тело не испытает сего (истощения), но будет вместе с душою вечно мучиться, и другого конца не будет» (Слов. к Феодор. падш. 1, в „Хр. Чт,» 1844, 1, 365 – 366, 367 – 368).7. Св. Василий Великий так говорит о вечности мук: „Господь то решительно говорит, что идут сии в муку вечную (Матф. XXV:46), то отсылает иных во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелам его (41), а в другом месте именует геенну огненною, и присовокупляет: идеже червь их не умирает, и огнь не угасает (Марк. IX, 47 – 48); и еще древле о некоторых предрек чрез пророка, что червь их не скончается, и огнь их не угаснет (Ис. LXVІ, 24), потому, если при таком числе подобных свидетельств, находящихся во многих местах богодухновенного писания, многие еще как бы забыв о всех подобных изречениях и определениях Господних, обещают себе конец мучению, чтобы свободнее отважиться на грех: то сие, конечно, есть одна из козней диавольских. Ибо, если будет когда-нибудь конец вечному мучению, то и вечная жизнь, без сомнения, должна иметь конец; а если не смеем думать сего о жизни, то какое основание полагать конец вечному мучению? И мучению и жизни равно придается одно слово: вечный. Сказано: идут сии в муку вечную, праведницы же в живот вечный» (Прав. краткое излж. отв. на вопр. 207, в „Тв. св отц.“ IX, 345).  

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

св. отд. XV, 308).4. О внутренних мучениях грешников во аде. Тогда исполнится на них во всей обширности слово апостола: скорбь и теснота на всяку душу человека, творящего злое (Римл. II:9). Воспоминание протекшей жизни, которую так безрассудно погубили они на порочные дела, непрестанные укоры совести за все когда-либо соделанные беззакония, позднее сожаление о том, что не воспользовались богодарованными средствами ко спасению, тягостнейшее сознание, что уже нет, возможности покаяться, исправиться, и спастися, – все это будет терзать несчастных непрестанно. „Те, – пишет св. Василий Великий, которые делали зло, воскреснут на поругание и стыд, чтобы увидеть в самих себе мерзость и отпечатление соделанных ими грехов. И может быть, страшнее тмы и вечного огня тот стыд, с которым увековечены будут грешники, непрестанно имея пред глазами следы греха соделанного во плоти, подобно какой-то невыводимой краске, навсегда остающейся в памяти души их“ (Бесед. на Пс. XXXIII, 6, в Тв. св. от.“ V, 293).5. О внеших мучениях грешников во аде. Эти мучения представляются в Св. Писании под образами червя неумирающего и гораздо чаще огня неугасающего. Христос Спаситель, предохраняя нас от соблазнов, сказал между прочим: «аще нога твоя соблазняет тя, отсецы добрее ти есть внити в живот хрому, неже две нозе имущу ввержену быти во геенну, во огнь неугасаюищй, идеже червь их не умирает, и огнь не угасает» (Марк. IX:45, 46; снес. XLІV, 48); в притче о богатом и Лазаре заметил, что богач, находящийся по смерти своей во аде, страждет во пламени (Лук. XVI:24, и на всеобщем суде произнесет грешникам: „идите от мене проклятии во огнь вечный“ (Матф. XXV:41).   Cb. Иоанн Дамаскин говорит об этом адском огне так: грешники преданы будут огню вечному, не такому вещественному, какой у нас, но такому, какой известен одному Богу“ („Точ. изл. прав. веры“, кн. IV, гл. XXVII).    „Услышавши об огне, говорит св. Иоанн Златоуст, не думай, будто тамошний огнь похож на здешние; этот, что захватит, сожжет и изменить на другое; а тот, кого однажды обымет, будет жечь всегда и никогда не перестанет, почему и называется неугасимым.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

   Называет их не народом Бога Израилева, но народами отступническими, которые отступили от Господа, и не только отцы, но и дети, чтобы они не казались виновными вследствие греха отцов, но чтобы равным было нечестие и отцов и детей. Затем, переведенное Семьюдесятью раздражающие Меня или обращающие в горечь означает то, что благой Бог и приятное по природе обращается вследствие наших пороков в горечь. Ибо как святым говорится: вкусите и видите, яко сладостен Господь (Псал. 33:9), так грешники испытывают Его на себе горьким. Поэтому и апостол говорит о благости и строгости Божией в отношении к святым и грешникам. И о грешниках лежащих написано: Господь возводит изверженные, Господь любит праведники (Псал. 145:8), „Господь освобождает находящихся в узах“. Святым же стоящим обещает награды.    Ст. 4. И [эти] сыны с огрубелым лицом и неукротимым сердцем, к которым Я посылаю тебя.    Этого у Семидесяти нет. И это служит доказательством благости, что Бог посылает к таковым и не отчаивается в их спасении, и мужества пророка, что он не боится идти к таковым. [Выражения] же с неукротимым сердцем и огрубелым лицом мы должны понимать согласно с тем, что говорится грешнику: жила железна выя твоя и чело твое медяно (Исаии 48, 4). Таковые и далее обличаются, [как имеющие] каменное сердце, о котором Бог говорит, что Он вырвет его и даст вместо него плотяное, чтобы оно, вследствие своей мягкости, могло принимать заповеди Божии.    Ст. 4—5. И скажешь им; так говорит Господь Бог: может бить, они будут слушать и успокоятся, ибо они — дом преогорчевающий, и узнают, что был пророк среди их.    Подобное этому и у Иеремии написано: негли послушают и покаятся (Иерем. 26:3), и в Евангелии: может быть усрамятся сына моего (Матф 21:37). Говорит же это Бог в состоянии находящегося в нерешительности (ambigenmis affectu), чтобы показать, что воля человека свободна и что Бог вследствие предведения будущего, — добра ли или зла, — не делает неизменным того, что Он знает, как имеющее быть. Ибо, не смотря на предвидение Им будущего, мы не поставлены в необходимость делать то, что Он предвидит; но что мы но собственной воле будем делать, это Он, как Бог, предвидит, как имеющее быть.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Епископы провожали туда идущего служить архиепископа. 43 Таблички — греки писали на внутренней стороне складывающихся навощенных табличек. 44 ...нисшел на землю не ради праведных... — парафраз. Марк 2, 16—17. 45 ...он разговаривал с самаритянской блудницей... — беседа Христа с самаритянской блудницей (Иоанн 4, 5 и сл.) касалась религиозных вопросов; в результате этой беседы грешница узнала в Христе Мессию и прославила его. 46 Ведь я — море прегрешений...— пример частого для агиографии обыгрывания этимологии личных имен: Пелагия (Pelagia), т. е. морская, называет себя морем (pelagos) прегрешений. 47 ...очисть меня в купели очищения...— окрести меня. 48 Если извлечешь драгоценное из ничтожного...— Иер. 15, 19. 49 Встань, дитя, для свершения заклинаний.— Акт заклинания демонов, одна из составных частей чина крещения: находящиеся вне церкви, по мнению ее прозелитов, находятся во власти дьявола и должны быть очищены. 50 Маргарито — ономастическая игра: margarito — по-гречески жемчужина. 51 Сарацины — арабы. 52 Гелиополь — сирийский город славился культом Афродиты. 53 Река слез твоих...— ср. Матф. 7, 26—27. 54 ...предал собственного господина.— Разумеется измена Христу его ученика Иуды, который предал своего учителя. 55 ...снимает крестильную одежду, которую носила...— принявшие крещение в течение недели носили белую крестильную одежду. 56 Стихарь — род длинной, до щиколоток, рубахи с вырезом по горлу и длинными широкими рукавами. Фелонь — широкая и длинная верхняя одежда без рукавов, носившаяся для защиты от дождя и холода. 57 ...подобно Марии...— имеется в виду Мария Магдалина, блудница, которая под влиянием проповеди Христа обратилась и стала его последовательницей. По воскресении, рассказывают Евангелия, Христос явился ей прежде, чем остальным. 58 Елеонская, или Масличная, гора находилась вблизи Иерусалима (позднее, когда город вырос, она вошла в его территорию). С нею связаны многие эпизоды жизни Христа: с Масличной горы он спустился в Иерусалим, на ней оплакивал судьбу этого города, с этой горой связываются преображение Христа, последняя ночь перед тем, как его предали, и вознесение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=932...

47. Молитва бывает различна: ибо иное – неразвлеченной мыслью молиться Богу, и иное – предстоять на молитве телом и развлекаться мыслию, также иное – выбирать время и, окончив мирские беседы и занятия, помолиться, и иное – сколько возможно предпочитать и предпоставлять молитву всем мирским попечениям, по слову того же Апостола: «Господь близ, ни о чемже пецытеся, но во всем молитвою и молением прошения ваша да сказуются Богу» ( Фил. 4, 6 ). Как и блаженный Петр говорит: «уцеломудритеся и трезвитеся в молитвах, все попечение ваше возвергше нань, яко Той печется о вас» ( 1Петр. 4, 7 и гл. 5, 7). Во первых же и Сам Господь, зная, что все утверждается молитвою, сказал: «не пецытеся, Что ясте, или что пиете, или чим одеждемся: ищите же царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам» ( Матф. 6, 31. 33 ). Но может быть Господь призывает нас чрез это и к большей вере: ибо кто, оставив попечение о временном и не терпя в нем скудости, не поверует Богу и касательно вечных благ? Сие-то обнаруживая, Господь сказал: «верный вмале и во мнозе верен есть» ( Лук. 16, 10 ). 48. Господь, зная, что для нас неизбежна ежедневная заботливость о теле, не отсек дневного попечения, но попустив нам заботиться о настоящем дне весьма прилично. Боголепно и человеколюбиво повелевает не заботиться о завтрашнем, ибо людям, облеченным в тело, невозможно вовсе не заботиться о том, что относится к жизни тела: чрез молитву и воздержание можно многое сокращать в малое, но совершенно презреть все (относящееся к телу) невозможно. Итак, желающий по Писанию «возраста в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова достигнути» ( Ефес. 4, 13 ), не должен предпочитать молитве различные служения и без нужды, как случится, брать оные на себя, но и встречающихся по некоторой надобности, и по смотрению Божью не должно уклоняться и отвергать оные от себя, под предлогом молитвы, но ему (надобно) познавать различие (между молитвою и другими занятиями) и служить смотрению Божью без испытания. Кто мудрствует иначе, тот не верует, что одна заповедь бывает по Писанию и выше и главнее другой, и не хочет, по слову Пророка, «направлятися ко всем заповедям» ( Псал. 118, 128 ), встречающимся ему по смотрению Божью.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

16.   Вопрос: Если от монаха необходимо требуется такая молитва, как может он сохранить ее среди людей? Ответ: Если человек есть подвижник по самой природе, Бог требует от него не иметь пристрастия к вещам телесным, даже до малой иглы, ибо и сие может воспрепятствовать его помыслу в попечении о небесном и о плаче. Приложение. Преподобного отца нашего Макария Египетского слово о совершенстве духовном. Глава 1. По благодати и Божественному дару Духа каждый из нас приобретает спасение; верою же и любовью, при усилии свободного произволения, может достигнуть совершенной меры добродетели, чтобы, сколько по благодати, столько и по правде, наследовать жизнь вечную, как сподобляясь полного преспеяния не одною Божественною силою и благодатию без привнесения собственных трудов, так опять достигая в совершенной мере свободы и чистоты не одною своею рачительностью и силою без содействия свыше Божией руки; потому что: аще не Господь созиждетъ дом и сохранит град, всуе бде стрегий, а равно всуе — трудящийся и зиждущий (Псал. 126, 1). Глава 2. Вопрос: Что такое воля Божия, к познанию которой восходит Апостол призывает и убеждает каждого из нас (Рим. 12, 2)? Ответ: Совершенное очищение от греха, освобождение от постыдных страстей и приобретение самой высокой добродетели, т. е. очищение и освящение сердца, с несомненностию совершаемое причастием совершенного и Божия Духа. Ибо сказано: блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят (Матф. 5, 8); и: будите и вы совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть (48). И еще сказано: буди сердце мое непорочно во оправданиих Твоих, яко да не постыжуся (Псал. 118, 80); и еще: тогда не постыжуся, внегда призрети ми на заповеди Твоя (6). И еще вопрошающему: кто ввзыдет на гору Господню? — дан ответ: неповинен рукама и чист сердцем (Псал. 23, 3, 4), и сим означается совершенное истребление греха и делом и мыслию. Глава 3. Дух Святый, зная, как трудно избавиться от страстей неявных и тайных, и что оне как бы укоренены в душе, показывает чрез Давида, как должно совершаться очищение от оных. Ибо сказано: от тайных моих очисти мя (Псал. 18, 13), т. е. с помощью многих молений, веры и совершенного устремления к Богу, при содействии Духа, может быть совершено сие с нами; если притом напрягаем к этому силы, и всяким хранением блюдем сердце свое. Глава 4.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=686...

7-й. Образ Успения Божией Матери, на облаках изображены Св. Апостолы; икона изукрашена серебряным окладом и венцами, коих 48. У самого амвона на анолое икона высокой живописи Св. Князя Александра Невского, пожертвованная крестьянином А.К. Голышевым в память освобождения крестьян, освященная 11 марта 1861 года; она внесена Голышевым при объявлении Всемилостивейшего Манифеста. По сторонам амвона киоты с правой стороны, в киоте образа: Богоявления в серебряной золоченной ризе высокой живописи новейшего времени; эта икона приложена Его Сиятельством Графом Виктором Никитичем Паниным в 1845 году. Древний образ Богоявления в серебряном окладе и образ Нерукотворенный Спасителя древнего письма в серебряном гладком окладе, с венцем и цатой. В киоте с левой стороны икона Владимирской Божией Матери величиною 1 аршин 2 вершка, украшена жемчужною ризою по малиновому бархату, с разноцветными камнями, серебряным золоченым оплечьем, венцами с городками и цатою; икона высокой древней работы и особенно чтима Мстерскими и окрестными жителями, которые имеют к этой иконе особенное благоговение и носится она во всех крестных ходах. За правым клиросом в киоте большой деревянный крест, в него врезан небольшой серебряный с чернью четырехконечный крест, величиною 1 ½ вершка с частями Св. Мощей, на нем вырезано вглубь Распятие Господне, по сторонам Божия Матерь и Иоанн Богослов, вверху всевидящее око, внизу глава Адама. Под этим крестом отдельно древняя икона в 4 вершка величиной: Божией Матери, Предста Царица, поля иконы обложены серебряной ризой с ценным украшением. Близ церквей каменное здание богадельня, в которой 8 комнат; в 6 комнатах проживает бедных сирот 10 человек; подле богадельни столб с кружкой, на котором надпись «блажени милостивии: яко тии помиловани будут» (Еванг. от Матф. гл. 5 ст. 7). С другой стороны здания помещается харчевня; к сожалению, верхний этаж здания ничем не замещается и даже не отделан; как остался со времени постройки здания, так находится и до сего времени; очень бы полезно устроить более помещения бесприютным для приюта.

http://sobory.ru/article/?object=01898

47. Молитва бывает различна: ибо иное — неразвлеченною мыслию молиться Богу, и иное — предстоять на молитве телом и развлекаться мыслию; также иное — выбирать время, и окончив мирския беседы и занятия, помолиться, и иное — сколько возможно предпочитать и предпоставлять молитву всем мирским попечениям, по слову того же Апостола: Господь близ, ни о чемже пецытеся, но во всем молитвою и молением прошения ваша да сказуются Богу (Фил. 4, 6). Как и блаженный Петр говорит: уцеломудритеся и трезвитеся в молитвах, все попечение ваше возвергше нань, яко Той печется о вас (1 Петр. 4, 7 и гл. 5, 7). Во первых же и Сам Господь, зная, что все утверждается молитвою, сказал: не пецытеся, что ясте, или что пиете, или чим одеждемся: ищите же царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам (Матф. 6, 31. 33). Но может быть Господь призывает нас чрез это и к большей вере: ибо кто, оставив попечение о временном, и не терпя в нем скудости, не поверует Богу и касательно вечных благ? Сие–то обнаруживая, Господь сказал: верный вмале и во мнозе верен есть (Лук. 16, 10). 48. Господь, зная, что для нас неизбежна ежедневная заботливость о теле, не отсек дневнаго попечения, но попустив нам заботиться о настоящем дне весьма прилично, боголепно и человеколюбиво повелевает не заботиться о завтрашнем; ибо людям, облеченным в тело, невозможно вовсе не заботиться о том, что относится к жизни тела: чрез молитву и воздержание можно многое сокращать в малое, но совершенно презреть все (относящееся к телу) невозможно. Итак, желающий по Писанию возраста в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова достигнути (Ефес. 4, 13), не должен предпочитать молитве различныя служения, и без нужды, как случится, брать оныя на себя; но и встречающихся по некоторой надобности, и по смотрению Божию не должно уклоняться и отвергать оныя от себя, под предлогом молитвы; но ему (надобно) познавать различие (между молитвою и другими занятиями) и служить смотрению Божию без испытания. Кто мудрствует иначе, тот не верует, что одна заповедь бывает по Писанию и выше и главнее другой, и не хочет, по слову Пророка, направлятися ко всем заповедям (Псал. 118, 128), встречающимся ему по смотрению Божию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

2.  И второй сказал: с тех пор, как отрекся я от земли, сказал я себе самому: ныне ты возрожден, ныне ты начал работать Богу, ныне ты начал жить здесь. Таким будь каждый день, как странник, которому надлежит завтра удалиться. И такой совет даю я себе каждый день. 3.  Третий: я с самого раннего утра восхожу к господу моему, и поклонившись Ему, падаю на лице мое, исповедуя мои прегрешения. И нисходя, поклоняюсь ангелам, и прошу их, чтобы молились они Богу за меня и за всю тварь. И когда сделаю сие, нисхожу в бездну и, как делали некогда Иудеи обходя около Иерусалима, терзая одежды и оплакивая несчастие отцев своих, так делаю и я, обхожу муки и вижу, как мучатся члены мои, и плачу с плачущими. 4.  Четвертый же сказал: я так живу, как бы сидел на горе Елеонской с Господом и апостолами Его, и говорю сам в себе: отныне никого не знай по плоти, но вместе с ними будь ревнителем их и подражай их жизни, как и Мария, сидя у ног Господа и слушая глаголы Его, говорящего: «святи будите якоже Аз свят есмь (1 Петр. 1, 16); «будите милосерди, якоже и Отец ваш. Иже на небесех (Лук. 6, 36); будите совершени, якоже и Отец ваш небесный (Матф. 5, 48), и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» (Мф. 11, 29). 5.  Пятый сказал: по все часы вижу я ангелов, восходящих и нисходящих для того, чтобы воззывать души, и всегда ожидая конца, говорю: «готово сердце мое, Боже». 6.  Шестой сказал: я каждый день представляю, что слышу от Господа такие слова: потрудитесь ради Меня, и Я успокою вас. Подвизайтесь еще немного, и покажу вам спасение Мое и славу Мою. Если любите Меня, заповеди Мои сохраните (Иоан. 14, 15). Если вы дети Мои, устыдитесь, как отца увещевающего. Если вы братия Мои, окажите Мне уважение, как потерпевшему за вас много. Если вы овцы Мои, послушайте гласа Пастыря (Иоан. 10, 27). Если вы рабы Мои, последуйте страстям Владыки. 7.  Седьмой сказал: о сих трех постоянно помышляю я и непрестанно напоминаю себе: о вере, надежде и любви, дабы верою радоваться, надеждою утверждаться, по любви никогда никого не опечалить.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=686...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010