«Блаженнейша же есть, аще тако пребудет по моему совету. Мнюся бо и аз Духа Божия имети» ( 1Кор. 7:40 ). Итак, последуйте, дети, совету апостола, этому дару Святого Духа. 47. Возьмите и вы тимпан в руки ваши, как взяла его Мария, сестра Моисея и Аарона; (и) выходите со словами: «поим Господеви, славно бо прославися, коня и всадника вверже в море» ( Исх. 15:21 ). Умертвите члены ваши подобно тимпану. Пусть не волнует их никакая плотская похоть (lascivia carnis), пусть погибнет (в них) всякое чувство телесной страсти. И среди умерших похотей тела пусть будет известен вам один только умеряющий голос духа. Если вы умрете для греха, то вы будете живы для Бога; но живы будете только тогда, когда в вашем мертвом теле не будет никакого вожделения. 48. Имейте (versate) в руках ваших крест Господа Иисуса, и воздвигайте его в делах своих. Попирайте бездну мира сего и минуйте его. Он подобно коню, издающему похотливое ржание, пусть не находит в вас какого-либо пристанища; пусть утонет всякий, кто только пожелает преследовать и овладеть вами. Пусть по правую и левую сторону вокруг вас будеть водная стена, умеряющая всякий телесный пыл ваш, доколе Божие благоволение не переселит вас к тем мысленным двенадцати источникам и семидесяти пальмовым деревьям, в тот покой великой субботы, и не удостоит поселить вас на гору своего наследия, где святая Мария предводительствует ликами. 49. Облекитесь, дети, в Господа Иисуса, ищите истинной премудрости, о которой говорит Иов: «премудрость же откуду обретеся? и кое место есть ведения» ( Иов. 28:12 )? «Бездна рече: несть во мне. Море рече: несть со мною» ( Иов. 28:14 ). Хорошо сказала бездна: «несть во мне», ибо Он воскрес; нет в ней Того, Кого она не могла удержать. Да и в Евангелии ты найдешь, что женам, пришедшим ко гробу, ангелы сказали: «Иисуса распятаго ищете: несть зде, воста бо» ( Матф. 28:5–6 ). Что значит: «несть зде?» Это значит: нет Его во гробе, нет Его в преисподней, но Он на небе. И море также, – т. е. век, мир этот, – говорит: «несть со мною», ибо превыше мира Тот, котораго не изменили ни падение, ни прелести мира сего, так как Он «греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его» ( 1Петр. 2:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Вот посмотрите, в научном пространстве уже сформулирован закон «Технико-гуманитарного баланса». Он звучит следующим образом: «Чем выше мощь производственных и боевых технологий, тем более совершенные духовные средства сдерживания агрессии необходимы для сохранения общества». То есть духовность должна быть много выше всех этих технологий и технократий. А что у нас происходит в Республике: есть методический уровень, есть психолого-педагогический уровень, а есть и уровень министерства. Сверху спустили вниз директивы - масса людей не понимает, что с этим делать. На этом этапе отсутствует самый главный уровень - уровень Богочеловечности. Есть цели тактические, оперативные, стратегические, но над ними должна быть сверхцель - теологическая. Вся эта конструкции должна быть ориентирована, освещаться и освящаться не мирской Полярной звездой, а духовным, нетварным светом, идущим от Звезды Вифлеемской, которая известила мир о рождении Богочеловека - Иисуса Христа! Если в ЛНР заявлена идея духовно-нравственного воспитания, то по всем педагогическим канонам воспитание молодых поколений возможно только при наличии личностного идеала. Обычный земной человек, какого бы уровня социальных достоинств он не достиг (генеральный секретарь, народный герой, вождь, президент, олимпийский чемпион, мировой рекордсмен и т.д.), никоим образом не может быть личностным идеалом в педагогике, ибо он исходно грешен, исторически ограничен и смертен (кстати, мы все были свидетелями обильного ленинопада в Украине). В такой статус, личностного идеала, может быть возведен только Богочеловек, бытийствующий в вечности. О личностном идеале четко и однозначно высказался учитель учителей русских К.Д.Ушинский. В 10-м томе своих сочинений, создатель великой православной педагогики писал: «Только христианство может вести человека по великой и опасной дороге жизни: оно устремляет нас к совершенству, но тут же усмиряет нашу заносчивость, указывая живой идеал совершенства - Христа». Этот идеал наш педагог заимствовал у Евангельской Истины, которая обращается к каждому из нас с вечным призывом самого Христа: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матф.5:48).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/d...

Сему научает Сам Господь всяческих. Ибо сказано: «рече Господь к Моисею: поими племя Левиино, и поставиши я пред Аароном жерцем, и да служат ему: и да стрегут стражбы его, и стражбы сынов Израилевых пред скиниею свидения, делати дела скинии: и да хранят все сосуды скинии свидения, и стражбы сынов Израилевых и все дела скинии: и да даси Левиты Аарону брату твоему, и сыном его жерцем: в дар даны сии Мне суть от сынов Израилевых. И Аарона и сыны его поставиши над скиниею свидения, и да хранят жречество свое, и вся яже у олтаря и внутрь завесы, иноплеменник же прикасаяйся умрет» ( Числ. 3, 5–10 ). Поэтому дознаем из сего, что жрецы приносили жертвы, а Левиты были поставлены служителями при жрецах и стражами при скинии. В последующем же Моисей показывает, что должно было носить поколению Каафову, что Гирсонову и что Мерарину. Вопрос 5. Для чего повелел Бог исчислить в народе первородных? И сказал Господь Моисею: исчисли всех первенцев мужеского пола из сынов Израилевых, от одного месяца и выше, и пересчитай их поименно ( Числ. 3, 40 ).   Поелику все колено Левиино освятил Бог на божественные службы, и освободил от военного дела; то естественно было иным из других колен негодовать на их предпочтение. Посему владыка Бог уверяет негодующих, что не повелел Он ничего несправедливого. Ибо говорит: «когда ради вас умерщвлены были первенцы египетские; тогда спасены ваши первенцы. Посему вместо их на божественные службы отделил Я колено Левиино, и вместо первородных скотов ваших – первородных у Левитов». Но поелику первородных в других коленах оказалось больше, нежели Левитов; то за каждого, сверх равного им числа, повелел давать священникам по пяти сиклей ( Числ. 3, 46–48 ), определив сикль в двадцать пенязей, и таковое число наименовав святым, как отделяемое на дело божественное, и ненаходящееся у всех в обращении. В другом месте сии двадцать пенязей Моисей именует дидрахмою ( Лев. 27, 25 ). Сея-то дидрахмы требовали и у Господа, как у первородного ( Матф. 17, 24 )? Вопрос 6. Почему на некоторые свяшенные сосуды повелел Бог возлагать покровы синие, а на другие багряные?

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

45 Ладехре, лих ем— эта сирийская фраза в транскрипции автора жития лишена смысла. 46 Боже, принявший жертву Авраама, видевший всесожжение Иефтаи, не погнушавшийся даров Авеля, через сына Своего Самуила явивший Анну пророчицей...— Авраам, один из библейских патриархов, по воле искушавшего его Бога готов был принести в жертву своего единственного сына Исаака. Видя его веру и послушание, Бог позволил Аврааму пощадить сына. Иефтай — победитель аммонитян, один из судий. В библейской истории известен преимущественно из-за своего обета Богу; собираясь на войну с аммонитянами, он обещал пожертвовать то, что первым встретит у ворот своего дома. Хотя это оказалась собственная дочь Иефтая, он не нарушил своего слова. Сын Адама Авель пожертвовал первенцев из своего стада, и “призрел господь на Авеля и дар его” (Быт. 4, 4). Анна, жена Елканы, долгое время бесплодная, дала обет посвятить сына Богу, если он пошлет ей мальчика. Рожденного после этого Самуила (впоследствии он стал пророком) Анна посвятила Богу. 47 ...чтобы спасти душу ее от нечистых духов...— подразумеваются воздушные мытарства, нечто вроде застав, которые, по верованиям христиан, лежат на пути душ умерших, когда они возносятся на небеса. При этих заставах стоят духи злобы, стараясь уличить души в злых делах и низвести в ад. 48 Никто не ищи своего, но каждый пользы другого.— I Коринф. 10, 24. 49 Для всех Я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых.— I Коринф. 9, 22. 50 Такда светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела...— Матф. 5, 16. 51 Голгофа— холм вблизи старого Иерусалима, на котором был распят Христос. 52 ...гордыню и самонадеянность, погубившую даже ангелов небесных.— Согласно христианской мифологии, ангелы, возмутившиеся против Бога, были низвергнуты в ад и стали духами зла. 53 Взывают праведные, и Господь слышит.— Пс. 33, 18. 54 ...прельщая деньгами...— значение глагола здесь не вполне ясно. 55 Харчевник— в оригинале фускарий, содержатель харчевни, где кроме фуски (напиток, приготовлявшийся из теплой воды, уксуса и яиц) продавались горячие бобы и прочая снедь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=913...

д. Любовь к прекрасному, интерес к знанию, наслаждение предметами искусства, жажда духовного совершенствования и развития, нравственные и религиозные переживания, духовное общение с другими людьми, общественная деятельность – вот истинный круг высших и самых дорогих интересов человечества. Выбросьте из человеческой жизни все духовное, – и что останется? Пустота!    Что всегда одушевляло и влекло людей на подвиг и самоотвержение? Только – идеалы духа. Тела наши умирают и разрушаются, составляющее их вещество втягивается в кругооборот материи, а идеалы духа остаются нетленными и продолжают вдохновлять и объединять человечество.    Здесь именно – в мире духовных ценностей – сосредотачивается высший интерес и истинная жизнь человечества... Дух есть истинная, реальная, двигающая сила жизни... Победная сила духа с особенной ясностью обнаруживается в религиозных движениях и, особенно – в истории христианства.    Своим появлением Евангелие потрясло, перевернуло древние понятия и взаимоотношения между людьми. Если не в действительную жизнь, то в сознание, в идеал оно внесло новые мысли, новые задачи в умы людей и вдохновило ими человечество.    Явилось возвышенное понятие о Боге и Его отношении к людям. Выдвинулись с особенной силой запросы духа. Произошел огромный подъем духовных сил и способностей человека, одушевленного заповедью Христа: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный» (Матф. 5:48). Дано было новое неисчерпаемое содержание человеческому творчеству в области мысли, живописи, архитектуры, музыки, поэзии. В Христианстве мы видим поразительное явление, когда победа в жизненной борьбе оказалась не на стороне грубой физической силы, вопреки нашей обычной уверенности, не на стороне ненависти, злобы и беспощадной жестокости, а на стороне сознательной беззащитности и кротости, вооруженной только верой, молитвой и любовью. Одной только силой своего одушевления, силой пламенной веры и горячей любви к своему Господу Спасителю и благодатным вдохновением Св. Духа, христиане перенесли и преодолели упорные и беспощадные трехвековые гонения со стороны могущественной римской власти, стремившейся с корнем вырвать и уничтожить ненавистное ей новое учение любви и братства, кротости и смирения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3897...

5:19), может уклоняться надесно и налево, или даже — обращаться вспять (Лук. 9:62). В этом отношении для людей-грешников нужны верные руководители, которые бы в точности определяли их шествие законами и правилами, наблюдали бы за ними постоянно, и возбуждали бы их наградами и наказаниями. Господь Иисус, как Искупитель человеков, вполне удовлетворил и этой их нужде частию уже тем, что преподавал им разные законы для управления их ко спасению (Матф. 6:5. 6; 16, 17; Иоан. 14. 1; 15, 9—12), указывал побуждения (Матф. 5:2—12), подвергал грешников суду своему духовному, и прощал грехи (Лук. 5:23. 24; 7, 48. 49). Но особенно — тем, что учредил на земле Церковь свою, как самое благоустроенное общество, для руководствования людей к животу вечному. В этом обществе Он учредил духовное управление и управителей, каковыми были в начале св. апостолы, облеченные Им властию пасти церковь (Иоан. 21:15—17), и, вследствие того, вязать и решить (Матф. 16:19; 18, 18; Иоан. 20:22. 23), миловать послушных, и отсекать от Церкви непокорных (Матф. 18:17); а потом, соделались преемники апостолов, приявшие от них ту же Богодарованную власть пасти Церковь (Деян. 20:28; 1 Петр. 5:2. 3), и управлять ею (1 Тим. 5:19. 20. 22; Тит. 1:5; 2, 1. 3). Посему-то справедливо называется Господь Пастыреначальником (1 Петр. 5:4) и Царем своего благодатного царства (Иоан. 18:36. 37).    Если же, таким образом, для достижения высочайшей цели Церкви, И. Христос даровал ей три существенные и необходимые средства: то отсюда само собою открывается и цель ее ближайшая, которая состоит именно в соблюдении и надлежащем употреблении всех этих средств. Т. е. Церковь предназначена и потому обязана: а) сохранять драгоценный залог спасительного учения веры (1 Тим. 6:20; 2 Тим. 1:12—14), и распространять это учение посреди народов; б) сохранять и употреблять во благо людей Божественные таинства и вообще священнодействия; в) сохранять Богоучрежденное в ней управление, и пользоваться им сообразно с намерением Господа. § 170. Необходимость принадлежать к Церкви Христовой для достижения спасения    Необходимое следствие из учения о главнейшей и посредствующей цели Христовой Церкви, есть учение о том, что вне этой Церкви спасения нет.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

   Итак, справедливо можем сказать, по нашему образу представления, что предведение по порядку предшествует в Боге, за ним следует предопределение, а после за сотворением промысл о сотворенном. Сему апостол ясно нас учит, говоря: ихже предуведе, тех и предустави, а ихже предустави, тех и призва: а ихже призва, сих и оправда: а ихже оправда, сих и прослави (Рим. VIII:29 и 30). Впрочем, сии слова должно относить только к человеку. Поелику прочие творения (кроме ангелов, кои находятся в твердом и непременяемом состоянии) не подлежать предопределению, ибо не имеют свободы, а посему в них не может быть никакого греха. И все, что делают, делают по природе, и потому ни наказываются, ни награждаются» („Прав. испов.» отв. на вопрос 30, ч. 1).   76. Предопределение    Как Бог предопределил от вечности создать мир и спасти человечество, так от вечности Он предопределил привести чрез Свою благодать некоторых людей к вечному спасению, не нарушая их свободы. Предопределенные к освящению и спасению люди называются предопределенными или избранными.    Иисус Христос и апостолы ясно говорят о предопределении к славе (Матф. XXV:34. Деян. XIII:48. Евр. IX:15), к благодати (2 Тим. И, 9. Ефес. II:10), к святости (Ефес. I:4,5); называют предопределенных благословенными Отца (Матф. XXV:34), рожденными от Отца, от Сына и от Святого Духа (1 Иоан. 11:29. IV, 7. Иоан. III:8. XVII, 2), написанными в книги жизни (Фил. ІV, 3. сл. Апок. XVII, 8. XX, 15).    Преобразованием предопределенных служат ветхозаветные патриархи, как напр. Авраам (Римл. IV), Исаак и Иаков (IX, 8 – 13), народ израильский (Исх. XLVIII, 13). Примером предопределения – пророки, например Иеремия (I, 5), Иоанн Креститель (Лук. 1:15 и след.), Пресвятая Дева Мария.    Предопределение совершается Богом Отцом, как первою причиною (Матф. XX:23. XXV, 34), чрез Иисуса Христа, как Ходатая, с совершенною свободою, по милостивому благоизволению воли Его (Еф. I:5. II, 10. VI. 11. Римл. IV:28. 2 Тим. I:9).    Хотя предопределение есть дело Божие, но оно основывается на предведении действий и жизни каждого человека, Иисус Христос умер за весь мир, желает всем человекам спастись, и не хочет, чтобы погиб хотя один из них.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Пс.48:5 .  Приклоню в притчу ухо мое Когда, говорит, беседою моею я буду поучать вас, тогда я особенно приклоню умственное ухо души моей к той притчи (беседе), голос которой, как говорит святый Златоуст, произведет, или вдохнет во мне Дух Святый. Притчею он называет ЗДЕСЬ загадки, поелику слова пророков загадочны и темны, по причине содержащейся в них неясности сокрытых мыслей. По изъяснению великого Василия, пророк, сказывая, что слова его вдыхаются свыше, сим способом дает им большую достоверность(1). (1) Притча, по словам Златоуста, есть многозначительное имя. Притчею называется беседа, пример и укоризна, как в этом: Ты поставил нас притчу между народами. Еще – загадочное слово, которое народ называет задачею ( ζητημα), как в следующем: тогда уразумеешь притчу и темное слово. Называется притчею также подобие, как здесь: другую притчу предложил им ( Матф.13:31 ). Притчею еще называется иносказание, как в следующих словах: Сын человеческий! Скажи им притчу сию: орел великий, с великими крыльями, – где орлом называет царя. Притчею называется еще образ или изображение, как то: почему и в притчу взял его, то есть, в образец и изображение. А Давид делает слово загадочным и весьма затруднительными, чтобы пробудить слушателя, поелику удобность многократно ввергает в леность. Слова Феодорита: итак лик апостольский, нося в устах своих премудрость Божию, то есть, Христа (ибо Христос есть Божия сила и Божия премудрость) говорил: уста моя произнесут премудрость, поелику, богословствуя о Христе, они своими устами проповедовали Его всему человеческому роду; а разум их поучался ничему другому, как только знаниям, и таким образом ум их изощрялся к разумению, так что они выразумели все притчи Спасителя, содержащиеся в евангелиях и прежде изъяснения Его. Ибо тотчас по изъяснению притчей Спаситель вопрошал их говоря: поняли ли вы все это? на что они отвечали Ему: так Господи ( Матф.13:51 ). Я, говорит, изощрив ум мой к разумению спасительных притчей, мог следовать за содержащеюся в них мыслью; а для тех, которые, по младенчеству своему, не могут делать сего, я открою сокрытое посредством моей псалтири, то есть, телесного орудия.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

45 …таинство Троицы… – Учение о Троице представляет собою первый догмат, установленный христианской церковью, суть его – утверждение триединства единосущного Бога – Отца, Сына и Святого Духа. 46 …великой эктенией… – Ектения – часть богослужения, состоящая из ряда молитвенных прошений. 47 …совокупно с ликом… – В данном случае «лик» означает собрание поющих в храме. 48 …на обоих крылосах… – Клирос (крылос) – место в храме, где располагаются певчие, хор; клиросы находятся перед иконостасом, в северной и южной частях церкви. 49 …возглашаются во всеуслышанье блаженства… – Речь идет об основных положениях Нагорной проповеди Христа («Блаженны…» и т. д.; см.: Мф.5:3-12 ); ниже Гоголь приводит их, сопровождая своими комментариями. 50 …хвалебные тропари… – Тропарь – одно из церковных песнопений. 51 …возрожденье, прозретое издали пророком Даниилом… – Даниил – ветхозаветный пророк эпохи вавилонского пленения (VI в. до н. э.); предсказал освобождение иудейского народа из плена, восстановление Иерусалима и храма, приход «Христа Великого», предание его смерти и новое разрушение «города и святилища» (см.: Дан.9:25-26 ). У Гоголя парафраз следующего места из Книги Пророка Даниила: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к нему» ( Дан.7:13 ). 52 …на горнем месте… – Горнее место – сиденье в алтаре к востоку от престола, предназначенное для архиерея. 53 …лествицей… – лестницей. 54 …не теми сердцами… – Здесь Гоголь пересказывает евангельскую притчу о сеятеле (см.: Матф., 13, 3-23). 55 …ово сто… – Ово (ц.-сл.) – либо, или. 56 …всяк верный… – исповедующий истинную веру. 57 …мужу мудру, строящему храмину не на песке, но на камени… – Гоголь напоминает заключительную часть Нагорной проповеди Христа: «Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Матф., 7, 24-27).

http://azbyka.ru/razmyshleniya-o-bozhest...

Так, напр., в христианстве дозволительно употребление клятвы. Клятва, даваемая христианином в необходимых случаях, дело – законное. Нам известно, что Сам «Бог, клялся и, притом, Самим Собой, когда давал известное обетование Аврааму о размножении его потомства ( Быт. 22:16 ...)». Клялись – Авраам (– 24:2, 3...,37...,41), Иосиф (– 50:5) ... «Моисей не только разрешает, но даже требует клятву в некоторых случаях ( Исх. 22:11 . Числ. 5:21 ...)» ... и т. д. и т. д. Дает клятву перед первосвященником даже Господь–Спаситель ( Матф. 26:63,64 ...). Клянется не раз св. Ап. Павел ( Римл. 1: 9; 2 Корф. 1:23; Филипп. 1:8...). Свв. отцы 1–го вселенского Собора взяли клятву с «египетских епископов» (прав. 30–е; по цит. изд. прав. стр. 253) ... Словом, клятва в христианстве, – повторяем, – разрешена. Это видно уже из представленных нами данных. Других подробностей по этому вопросу не касаемся в настоящий раз, так как речь о клятве ведем здесь лишь случайно, мимоходом 2 . Но из того, что клятва нам разрешена в необходимых случаях, следует ли, что мы обязательно должны прибегать к ней в таких случаях? Вовсе нет. Если бы христиане приблизились к тому идеалу, какой начертан для них в св. Евангелии ( Матф. 5:48 ), тогда из их взаимных отношений навсегда и совершенно исчезла бы всякая ложь. Лживость во всех видах и христианская настроенность – вещи, взаимно исключающие одна другую. А раз христиане перестали бы говорить ложь, совершенно излишней оказалась бы и клятва. Зачем ей было бы оставаться в христианском обиходе? Разве и теперь во взаимных отношениях людей, развитых нравственно, клятва функционирует? Никогда. Высоконравственные люди верят друг другу, и достаточно одного да или одного нет, чтобы им положиться одному на другого. Даже сама мысль о клятве для подтверждения их слов им справедливо показалась бы оскорбительной. Коротко сказать: чем более высокие нравственные принципы – общечеловеческие и особенно специально христианские будут проникать в сознание людей, тем более и более будет выходить из употребления клятва... Повторяем: клятва христианину разрешена, но не рекомендуется безусловно: правом христианин в данном случае владеет, – давая клятву в необходимых случаях, он не грешит...; но гораздо лучше, если он не станет пользоваться данным ему юридическим правом, а вместо того постарается устроить свой внутренний мир, свои отношения к окружающей среде так, что то право окажется для него излишним. И, поступая в последнем смысле, он не только не будет поступающим несогласно с духом Христова учения, но как раз наоборот: в полном согласии с истинным, конечным смыслом последнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010