«Вид у него ангельский»: так после отзывался о нем. 3) О значении и нуждах миссионерского служения. Поучение в неделю православия, помещенное в журнале: «Миссионер» (1874, 2, стр. 14–16). 4) Размышление при чтении евангельского сказания о призвании Матфея ( Матф. 9:9–13 ). Статья (стр. 1–23), напечатанная в журнале «Странник» за декабрь 1874 г. 5) Слава имени Иисусова. Объяснение слов из послания к Филиппийцам 2 гл., 10 ст., где говорится о преклонении пред именем Иисусовым всякого колена небесных, и земных и преисподних. Статья (стр. 1–48) напечатана в «Душеполезном Чтении» за апрель и май 1876 г. Того же (1876) года 1 сентября скончалась, 26 лет от рождения, Елизавета Яковлевна – супруга его, за тихость нрава и христианское незлобие любимая и почитаемая родными. Почувствовав себя больною (тифом), она, по внушению таинственного старца, виденного ею во сне, неотлагательно исповедалась, причастилась и в след за тем освящена елеем. Мирная ее кончина (в Ново-Екатерининской больнице) совпала со днем ее рождения и кончины ее матери, которая, родив ее, умерла в тот же день, то есть 31 августа 1850 года. Сергей И. раннюю смерть дочери своей, а затем супруги своей перенес с удивительным благодушием христианским. «Что делать! Так, угодно Господу, лучше нас знающему, что нам нужно», говорил он. Поместив трехлетнего сына у своего тестя, совершенно одинокий, он стал особенно сосредоточиваться в себе и внимать себе. Тщательно делал он из разных книг, которые пришлось ему прочесть, выписки и, сводя их по предметам, составил прежде всего пространные статьи именно о скорбях и смерти. Прилежа к молитве, он списал «Канон покаянный», творение св. Тихона Задонского (см. 5 том Творений сего святителя, стр. 223, по третьему изданию 1875 г.) и купил себе (в апреле 1877 г.) октоих, постную и цветную триодь. Чаще прежнего посещал меня, бывшего в то время настоятелем Высокопетровского монастыря. «Мы родные, пишет брат мой священник Николай И. Воинов, невольно взирали на него, как на будущаго монаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

5) О внешних мучениях грешников во аде. Эти мучения представляются в св. Писании под образами червя неумирающего, и гораздо чаще – огня неугасающего. Христос Спаситель, предохраняя нас от соблазнов, сказал между прочим; аще нога твоя соблазняет тя, отсецы ю: добрее ти есть внити в живот хрому, неже две нозе имущу ввержену быти в геенну, во огнь неугасающий: идеже червь их не умирает, и огнь не угасает ( Марк. 9. 45. 46 ; снес. 44. 48); в притче о богатом и Лазаре заметил, что богач, находящийся по смерти своей во аде, страждет во пламени ( Лук. 16, 24 ), и на всеобщем суде произнесет грешникам: идите от мене, проклятии во огнь вечный ( Матф. 25, 41 ). Св. апостол Павел так же свидетельствует, что будущий Судия живых и мертвых во огни пламенне, даст отмщение неведущим Бога и непослушающим благовествования Господа нашего Иисуса Христа ( 2Сол. 1, 8 ). Так учили и св. Отцы Церкви, например: а) Св. Василий великий : «потом (т. е. после суда) к совершившему в жизни много худых дел приставляются страшные и угрюмые ангелы, у которых и взор огненный, и дыхание огненное, по жестокости их воли, и лица подобны ночи, по унылости и человеконенавидению; потом непроходимая пропасть, глубокая тма, огонь несветлый, который во тме содержит попаляющую силу, но лишен светозарности; потом какой-то ядоносный и плотоядный червь, пожирающий с жадностию, никогда не насыщаемый, и своим пожиранием производящий невыносимые болезни; потом жесточайшее из всех мучений – вечный позор и вечный стыд» 2057 ; б) Св. Иоанн Златоуст : «услышавши об огне, не думай, будто тамошний огонь похож на здешний; этот, что захватит, сожжет и изменит на другое; а тот, кого однажды обымет, будет жечь всегда и никогда не перестанет, почему и называется неугасимым. Ибо и грешникам надлежит облечься бессмертием, не в честь, но чтобы быть всегдашним напутием тамошнего мучения: а сколь это ужасно, того и представить ум никогда не может; разве из опытного познания маловажных бедствий можно получить малое понятие о тех великих мучениях. Если ты будешь когда в бане, натопленной сильнее надлежащего, то представь себе огонь геенский; и если ты когда будешь гореть в сильной горячке, то перенесись умом к оному пламени: и тогда будешь в состоянии хорошо понять это различие. Ибо если баня и горячка так мучат и беспокоят нас: то что мы будем чувствовать, когда попадем в ту огненную реку, которая будет течь пред страшным судилищем» 2058 ?!

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Евангелие ожидает и требует от человека усилия, к которому в настоящем своем состоянии он совершенно не способен. Нас вызывают на бой с невидимым, зовут к цели, к новому образу жизни, которая выше наших возможностей. Даже Апостолы, когда слушали учение своего Наставника, в недоумении спросили Его: «Как это возможно?» На самом деле, нелегко отказаться от мелкого идеала жизни, состоящего из ежедневных забот, изысканий средств для обеспеченного существования, удовольствий, всего, что так далеко от цели — совершенства: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный» (Матф. 5:48). Мир всеми своими земными способами передачи говорит нам: будьте счастливы, живите беззаботно, идите широким путем. Христос в Евангелии говорит нам: идите узким путем, путем борьбы и страдания, потому что это единственный путь к настоящему счастью. Без помощи Церкви как можем мы решиться на этот страшный выбор, как можем мы раскаяться и вернуться к светлому и радостному обещанию, которое каждый год Церковь дает нам в день Пасхи? И вот для чего нужен Пост. Это — рука помощи, протянутая нам Церковью, школа покаяния, которая одна может приготовить нас к тому, чтобы встретить Пасху не только как разрешение есть, пить и отдыхать, но как действительный конец старого (ветхого) в нас, как вступление в новую жизнь. В первые века христианства главной задачей Поста было приготовление «оглашенных», т. е. новообращенных христиан, к крещению, которое совершалось во время пасхальной литургии. Но даже когда Церковь редко крестит взрослых и самое учреждение «оглашенных» больше не существует, главное значение Поста остается тем же. Потому что, хотя мы и крещены, мы постоянно теряем и изменяем именно тому, что мы получили при крещении. Вот почему Пасха есть ежегодное возвращение к нашему собственному крещению, тогда как Пост готовит нас к этому возвращению, к постепенному и постоянному усилию, ведущему нас к Пасхе, к конечному переходу в новую жизнь во Христе. Мы увидим, что богослужения Великого Поста до сих пор сохраняют свою отличительную черту поучения, как бы приготовления к крещению; но это не археологические остатки прошлого, но что–то действительное и существенное для нас.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=716...

—184— и слышать нас. Стало быть, чего же мы будем их призывать? Запрещение боготворить какие-либо вещественные предметы заключается во 2-й заповеди, в кн. Второзаконие (в гл. 4 ст. 13–21), в Евангелии Иоанна (гл. 4 ст. 21–24), в Деян. Апост. (гл. 17 ст. 24–31). Затем, поминовение усопших, молитвы об избавлении душ их и о даровании им царствия небесного, по нашему убеждению, несогласны с Божиим словом, как это можно видеть из Псалма 48 ст. 8–9, Еванг. Матф. гл. 16 ст. 26, гл. 20 ст. 28, Еванг. Луки гл. 16 ст. 25–26. В приведённом мною псалме прямо говорится, что человек никак, никакой ценой, следовательно никакими Молитвами, не может искупить своего брата и дать Богу выкуп за него. Единственная цена искупление заключается в крови Иисуса Христа. Так что, если в земной жизни человек не примет кровь Иисуса Христа за средство своего спасения, за единственный источник будущей жизни, то он лишается её навсегда, или, по слову Псалма (ст. 9) не будет того во век. Наконец, что касается праздников Пасхи и других, установленных православной Церковью , то мы признаём все их, так как все они совершаются в воспоминание тех или других событий из жизни Иисуса Христа, нашего Спасителя, но не проводим праздники эти так, как принято проводить их у людей, не познавших Господа, на что Он горько жаловался ещё в древние времена, как это видно у Пророка Исаии (гл. 1 ст. 12–20), у Пророка Амоса (гл. 5 ст. 21–24). В частности, день воскресный мы чтим как седьмой день, как день покоя от физических трудов, и посвящаем его на общение с „братьями“ посредством чтение слова Божия, беседы о нём и молитвы. – Главный пункт, на котором расходимся мы с православной Церковью , заключается в том, что мы основываем своё спасение единственно на искупительной жертве Иисуса Христа, Который Своей кровью приобрёл нам вечное искупление (Евр. гл. 9 ст. 12); считаем Его основанием и главой Церкви, краеугольным камнем, на котором всё здание, слагаясь стройно, возрастает во святой храм в Господе (Посл. к Ефес. гл. 2 ст. 20 и 21), признаём, что нет ни в ком ином спасения, и нет

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   Вот оно — правильное православно-христианское мipoboззpehue!    Для истинного христианина здешняя временная земная жизнь есть только «ночь», а все мысли и чувства его должны быть устремлены к ожидаемому им «светлому дню», когда «Судия всех приидет».    Потому-то и первое богослужебное чинопоследование суточного круга, называемое«полунощницей», центральным пунктом своим имеет столь же знаменательные тропари: «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща...» и «День он страшный помышляющи, душе моя, побди, вжигающи свещу твою»...    Но что самое страшное: настроенные так, вопреки учению Церкви, (кроме верховодов и заправил этой ереси, конечно, прекрасно понимающих, что они делают, куда идут и ведут других), иногда даже не знают, что они принимают участие отнюдь не в устроении Царствия Божия на земле, а — в подготовке Царства Антихристова. Ведь, по предречению ряда древних Святых Отцев, идеей установления благоденственного и мирного жития на земле, полного изобилия и благополучия, под громким названием «Царства Божия», будет прельщать христиан и привлекать их симпатии к себе никто иной, как Антихрист.    Итак, вот кому в конечном итоге служат эти современные еретики — «нео-хилиасты»!    Неужели в нынешнее время это может быть кому-то еще не ясно?.    Не случайно поэтому наша Русская Зарубежная Церковь в переживаемые нами столь судьбоносные дни взяла на себя дерзание — прославить нашего великого всероссийского, паче же bceмiphoro светильника, Святого Праведного Отца нашего Иоанна, Кронштадтского чудотворца. Какую яркую картину всеобщего повального отступления и несомненной близости кончины мipa и Второго Пришествия Христова нарисовал он в своей последней новогодней проповеди!    «Посмотрите, kak мip близится к концу», говорит он в ней; «смотрите, что творится в мipe: всюду безверие, всюду наносится оскорбление Существу Безконечному, Всеблагому; повсюду хула на Создателя, всюду дерзкое сомнение и неверие, неповиновение; повсюду в мipe вооружение и угрозы войною; во многих местностях России и других странах острый голод; повсюду угрозы смертью, повсюду убийства, всюду расхищение казны и частной собственности; повсюду потеря стремлений к высоким духовным интересам, ибо весь почти интеллигентный мip потерял веру в безсмертие души и вечные ея идеалы, или стремление к богоподобному совершенству, о котором Господь говорит: «будьте вы совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матф. 5:48); повсюду одно стремление к удовлетворению животных страстей; алчность к корысти, и обогащению хищническим способом; огульное пьянство, разврат, неуважение брачных союзов. Смотрите и сами судите: мip окончательно растлел и нуждается в решительном обновлении, как некогда чрез bceмiphый потоп. Наступили последния времена«... и дальше о. Иоанн изображает картину этих времен словами св. Апостола Петра (2 Петр. 3. 3—18).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

   Приближается к концу св. Четыредесятница — время подвига, время покаяния. После поклонения Кресту св. Церковь приводит нам на память два дивных образа — преп. Иоанна Лествичника и преп. Марии Египетской.    Преп. Иоанн Лествичник с его замечательной «Лествицей» внушает нам, что истинное христианство заключается в непрестанном стремлении к христианскому совершенству, в полном согласии со словами-увещанием Христа Спасителя: «Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть»  (Матф. 5:48). А его «Лествица, возводящая на небо», указывает путь к этому совершенству чрез непрестанную борьбу со своими греховными страстьми и похотьми и чрез насаждение в своей душе противоположных им добродетелей.    Преп. Мария Египетская для всех грешников являет высокий пример истинного и действенного покаяния, которое способно изглаждать все грехи, сколь бы велики и тяжки они ни были, и также открывать путь к тому же христианскому совершенству для тех, кто, казалось бы, столь далек был от него.    И вот, после дивного чуда Воскрешения Лазаря и торжественного Входа Господня в Иерусалим, Церковь вводит нас в святые и великие дни Страстной седмицы, когда вспоминаются последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, Его крестные страдания, «нас ради человек и нашего ради спасения», и погребение.    И тут, сверх замечательных событий, совершившихся в эти поистине пречестные дни, и исключительных по глубин и силе последних речей и наставлений Господа, св. Церковь обращает наше внимание на страшный, зловещий образ одного из ближайших учеников Господа, удостоившегося избрания в число Двенадцати, но ставшего предателем - Иуды Искариотского. Каких только красноречивых слов и выражений ни употребляет она в своих песнопениях в эти дни, чтобы ярче и наиболее отталкивающим образом охарактеризовать его мрачную личность!     «Дышя же благодать Твою ученик неблагодарный, сию отлагает, и смрадом одевается, сребролюбием продая Тебе»... так поет Церковь в Великую Среду на утрени: «Иуда льстец, сребролюбия рачительствуяй, предати Тя, Господи, Сокровище живота, лестно поучашеся»...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

Господь желает, чтобы Его последователи были бы выше язычников и иудеев в нравственном отношении. Их любовь к другим основана, в сущности, на себялюбии. Любовь же ради Бога, ради заповеди Божьей достойна награды, но любовь по естественной склонности или же ради выгоды награды не заслуживает и не может заслужить. Восходя так все выше и выше по лестнице христианского совершенства, христианин дойдет, наконец, до высочайшей и труднейшей, невозможной для не возрожденного человека, любви к врагам, заповедью о которой и заключает Господь первую часть Своей Нагорной проповеди. И желая показать, насколько исполнение этой заповеди приближает слабого и несовершенного человека к Богу, Он подтверждает, что идеал христианина — это Бог: " Будьте совершенны, как совершенен Отец наш Небесный " (Матф. 5:48). Это вполне согласно с Божественным планом, выраженном еще при сотворении человека: " И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, и по подобию Нашему " (Быт. 1:26). Божественная святость для нас недостижима, и потому здесь — неравенство между нами и Богом, но имеется в виду некое внутреннее уподобление, постепенное приближение человеческой души к ее Первообразу при помощи благодати. Эта молитва, отнюдь, не исключает собой и других молитв, — Сам Господь молился, используя другие молитвы (Иоан. 17). Называя Бога нашим Отцом, мы сознаем себя Его детьми, а в отношении друг к другу — братьями, и молимся не только от себя и за себя, но и от всех лиц, всего человечества. Произнося слова " Сущий на Небесах " , мы отрешаемся от всего земного и возносимся умом и сердцем в мир горний. " Да святится Имя Твое " значит: Да будет Имя Твое свято для всех людей, да прославляют все люди и словами, и делами своими Имя Божье. " Да придет Царство Твое " — то есть Царство Мессии Христа, о котором мечтали иудеи, неправильно, правда, представляя себе это Царство; но здесь мы молимся, чтобы Господь воцарился в душах всех людей и после этой временной земной жизни сподобил бы нас жизни вечной и блаженной, в общении с Ним.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1425...

на Еванг. Матф. 26:49–50 ст. ч. 3). Этот предательский поцелуй болезненно отозвался в сердце Богочеловека. И Он с кротким укором в последний раз обличил Иуду, сказав ему: „Иуда! целованием ли предаешь Сына человеческого?“ ( Лк. 22:48 ). В данный момент в сознании Иуды должны были озариться ярким светом все благодеяния и милости, оказанные ему Христом. Св. Церковь выражает это в своем песнопении так, – „Кий тя образ, Иуда, предателя Спасу содела? Еда от лика тя апостольска разлучи? Еда дарования исцелений лиши? Еда со онеми вечеряв, тебе от трапезы отрину? Еда иных ноги умыв, твои же презре? 0, коликих благ непамятлив был еси» (Служба вел. пятка, утр. седал. по 2 еванг.). Но душа Иуды была мрачна и находилась уже во власти сатаны ( Ин. 6:70–71, 13:2, 27 ; Лк. 22:3 ). 5 Своим ответом – «это Я», Христос поверг на землю всю вооруженную толпу, пришедшую взять Его ( Ин. 18:4–6 ). Ясно, что без соизволения Его, не могли бы взять Его. Он добровольно предал Себя в руки их. Но „сначала Он сделал все, что могло отклонить врагов от предприятия, и уже тогда, как они остались упорным в злобе и не имели никакого оправдания, предал им Себя» (Бес. на ев. Иоанна Злат. изд. 1902 г. ч. 2, стр. 556). 6 Исцеление Малха было последнее дело милосердия Спасителя во время земной Его жизни. Это чудо милосердия ко врагу было исполнением той заповеди о любви к врагам, которую Он дал всем Своим последователям ( Мф. 5:44 ). 11 По свидетельству Иосифа Флавия, пасхальных агнцев в одну Пасху продано было до 250.600. (Последн. дни земн. жизни И. Хр. Соч. Иннокентия. Изд. 1860 г. Одесса, стр. 491, прим. 1-ое). Так как по закону Моисея ( Исх. 12:4, 21 ), на каждого агнца полагалось не менее десяти и не более двадцати человек, что подтверждает и Иосиф Флавий (De Bello Iud.lib. VII, с. 9), то указанное число агнцев определяет число собравшихся на Пасху в Иерусалим до трех миллионов человек, как вычисляет Фаррар (Жизнь И. Хр., ч. 2, стр. 123). Флавий же показывает это число до 2.700.000 челов. (И. Флавий, Bell.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/o...

Здесь мы встречаемся с промыслом сверхъестественным. Бог приближается к людям, дает чувствовать им Свою близость в их сердцах, видеть Его благопромыслительную деятельность в их жизни. Человек должен стремиться к богоуподоблению, и каждый его шаг на этом пути возможен лишь при помощи Божьей и при нисхождении Бога к человеку. Людям указан идеал: „Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный» (Матф. 5: 48). Сверхъестественный Божественный промысл непрестанно направляет людей к этому идеалу. Откровение о судьбах откровения – исторические книги Библии -представляют в общих чертах эту историю религиозно-нравственного воспитания человечества. У первых людей связь с Богом ослабляется, первый сын первого человека порывает эту связь совсем, но промысл воздвигает Сифа, Еноса, Еноха и других, через которых поддерживается связь Божества с человечеством. Ною поручается призывать людей к покаянию. Людям даются законы, частью снисходящие к их слабости, частью имеющие предотвращать их от преступлений (разрешение есть мясо, запрещение убивать ближних). Из всего рода человеческого выбирается один народ, заключавший по-видимому в себе больше нравственных сил, для того, чтобы хранить религиозную истину. Не прятать ее от других, как представляют некоторые, а хранить ее для других, для всего человечества. Этот народ проходит суровую школу нравствененого воспитания, и в нем являются один за другим высокие представители чистой нравственности и религиозности, пока, наконец, у престарелых родителей не рождается Пречистая Дева, способная по своей совершенной чистоте к теснейшему единению с Богом, способная принять в свое лоно Бога, и родившая Бога-Слова. Если через первую женщину произошло разделение Божества с человечеством, то через первейшую из женщин произошло теснейшее соединение Бога с людьми. Бог явился во плоти. Божественная воля возвещается теперь всему человечеству. Всем указывается истинная цель жизни и даются средства для достижения этой цели. На земле основывается Церковь Божья.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Зато Лук.23:43 И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю. Христос сказал это тому кто ни разу не причастился. Поэтому образец, эталон, правило для духовника, а не для мирянина, пусть духовник решает допускать не допускать до причастия. Оценивая стремится ли тот кто перед ним стоит к этому эталону или делает это следуя традиции, моде или правилу не взирая на цель. Матф.5:48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. Анна 22 января 2015, 20:24 О женской нечистоте: т.е. получается, что женщина в постклимактерическом периоде может причащаться в любой день, а женщина помоложе - даже в Пасху, если вдруг " это " случилось, не может. Чем одна достойнее другой? Правила правилами, но почему никто до сих пор не может вразумительно объяснить смысл этого запрета? Дмитрий 23 августа 2014, 02:28 Нельзя серьёзно относиться к исповеди перед Причастием в той форме,как она происходит сейчас-за полтора часа священник должен выслушать и порой уврачевать душевные раны сотни прихожан.Это профонация исповеди!!!Если серьёзно исповедовать,то нужно каждому уделять минут по 15-20. Мне кажется,что достаточно того,чтобы священник вопрошал у кающегося,действительно ли тот осознаёт свои сгрехи и каится в них.Особенно,если приход уже сложившийся,и батюшки знают свою паству!Ведь обходятся в других Поместных Православных Церквах без исповеди перед причастием!!!А мы опять хотим быть святее всех святых... И благими намерениями превратим Таинство в насмешку. Да и не приходят на ум какие-либо каноны на счёт обязательности исповеди перед Причастием. Но и само Причастие мы принимаем-ВО ОСТАВЛЕНИЕ ГРЕХОВ!!!Зачем их тогда отпускать перед Причастием священнику? " Познай,что ты согрешил,и загладишь грехи свои " -прп.Нил Синайский.В таком сучае,так ли важна вербальная,формальная исповедь? Николай Владимирович 14 февраля 2014, 20:24 Явления обязательности(читай принудительности) чего-либо в духовной жизни недопустима! Вспомните,что произошло с обязательным Причащением в Российской империи. Точнее с Российской империей и ее Церковью. По-словам ген.Деникина,когда в армии отменили обязательную Литургию,ее стали посещать лишь 10% военнослужащих. Кем-же были остальные? И сейчас намного-ли иначе? Все это раскусили большевики-атеисты и ввели более эффективную идеологию покорения масс. А ведь именно идеологией является всякая обязательность в религии. Она необходима только государству и игнорировать трагический опыт ее перенесения в Церковь - преступно. Это опять даст повод дьяволу легализовать свой " миропорядок " ,возможно окончательно. Это драма предсказана всем государствам,а в Церкви она недопустима! Мы не напрасно ежедневно молимся о ней(и это не шизофрения): и непреобориму адовыми враты во-веки сохрани... А то чо молиться-то,если Господь и так сказал,что не одолеют?.. См.Откровение,22:8-13.

http://pravoslavie.ru/64015.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010