На прошедшей неделе (2 января) 14.01.2013 23:55:15 Сергей Львович Худиев  На последней неделе уходящего года мне бы хотелось отметить два события. Первое — это выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго относительно «пензенских сектантов». Патриарх отметил, что прятаться от конца света в пещерах, как это делают сектанты, бессмысленно " Как будто, если будет конец света, то он не затронет эти пещеры, где спрятались люди " – заявил Алексий Второй, отвечая на вопрос РИА Новости. При этом он подчеркнул, что никому из людей не дано знать, когда наступит конец света. " Да, мы должны все готовиться к ответу за свою жизнь, но когда придет конец света, никто из нас не знает и знать не может " , – сказал патриарх. В самом деле, думать, что от соблазна и погибели можно спрятаться в землянке значит выказывать не больше мудрости, чем страус, который при опасности прячет голову в песок. Господь создал для нас укрытие от зла, от растления, от соблазна и тонких духовных обманов, которые подстерегают нас в этом мире; Господь дал непреложное обетование, что врата ада не одолеют его. В самом деле, Евангелие не говорит «вырою вам землянку, и врата ада не одолеют ее». Евангелие не говорит «пошлю вам старца, или гуру, или еще какого-нибудь одинокого вождя, и врата ада не одолеют его». Господь говорит: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Матф.16:18)». Можно вспомнить и то, что христианам не заповедано «прячьтесь». Христианам заповедано «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. (Матф.28:19,20)» В этой связи особенно отрадно слышать об открытии новых монастырей. Согласно решению Священного Синода, заседание которого прошло накануне в Москве, мужской монастырь во имя преподобного Серафима Саровского будет основан близ села Новомакарово Воронежской области, в столице Татарстана откроется Казанский Богородицкий мужской монастырь.

http://radonezh.ru/analytics/na-prosheds...

Золото, ладан и смирна 14.01.2013 23:31:07 Сергей Белозерский Наступает великий праздник Рождества Христова, и нам важно вспомнить — и рассказать другим — что он означает. Евангелие говорит о том, что волхвы, «войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. (Матф.2:10,11)». Эта деталь (которую мы, очевидно, знаем от Самой Марии) сохранилась в памяти Церкви не случайно — первые христиане считали ее важной. Она сообщает нам что-то о самом Младенце, что нам совершенно необходимо знать. Золотом платят дань Царю. Ладан — это благовонное курение, которое употребляется при богослужениях. Смирна — состав, который использовался при погребении. Родившийся Младенец есть Царь, Бог, и человек, которому предстоит умереть и быть погребенным. Иисус есть истинный Царь, и Он приходит, чтобы установить Царство Божие. Мы часто понимаем под «Царством» область, которую можно обозначить на карте, а под «Царством Божиим» некое место, куда отправляются праведники после смерти. Но Священное Писание имеет в виду другое — Царство есть «царствование», владычество Бога. В те времена люди страстно ожидали вмешательства Бога в историю, того великого дня, когда Господь выступит на стороне Своего народа, сокрушит его угнетателей и установит Царство мира, праведности и изобилия. С одной стороны, это и произошло — Бог не просто вмешался, в лице Иисуса Христа Он лично вошел в человеческую историю, Он действительно установил Царство. С другой — Царство оказалось не таким, какого люди хотели. Они хотели (как хотят сейчас) избавления от внешних бед — от несправедливости со стороны других людей, болезней, нужды. Но Господь говорит, что наша главная беда — внутри нас самих. «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека. (Мар.7:21-23)» Несправедливые люди не могут построить справедливого общества — и все попытки сделать это натыкались на одно и то же препятствие: порочность человеческого сердца. Да, римляне, под властью которых тогда находился народ Божий, были жестокими угнетателями; но главная беда людей была не в римлянах — она была и остается в грехе.

http://radonezh.ru/analytics/zoloto-lada...

Мы соработники у Бога, а вы — Божия нива, Божие строение. Я по данной мне благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем. Но каждый смотри, как строит. Основание — Христос За несколько часов до того, как станет известно имя шестнадцатого Патриарха Московского и всея Руси, мы публикуем статью приснопамятного владыки Александра Милеанта, в которой подробно рассказывается о смысле священства. «Мы соработники у Бога, а вы — Божия нива, Божие строение. Я по данной мне благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем. Но каждый смотри, как строит. Основание — Христос» (1 Кор. 3:6-11). Богоучрежденность священства О тличительной особенностью Православной Церкви, как и всех древнейших церквей (армянской, римо-католической, коптской, несторианской и др.), является наличие в ней священства и богослужений . Хотя христианские объединения, возникшие после Лютера (1520 год), не признают ни того, ни другого, однако как священство так и богослужения возникли не в силу каких-то внешних, человеческих причин, а установлены Самим Господом Богом . Конечно, в духовно-моральном плане все люди равны перед Богом, Который нелицеприятно и судит и милует всех, как Своих детей. Тем не менее, согласно ап. Павлу, подобно тому, как в теле разные его части исполняют функции в соответствии со своим назначением, так и в Церкви необходимы разные должности. Не люди, а Сам Господь Иисус Христос «поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова [Церкви],» потому что, «как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так и мы многие составляем одно тело во Христе» (Ефес. 4:11-13). Постепенно происходил отбор и подготовка первых служителей Церкви. Почти что с первых дней Своего общественного служения Господь Иисус Христос из общей среды слушателей выделял некоторых, которых подготовлял быть Его посланниками и продолжателями Его дела. Им Он поручил посредством учения и крещения (Матф. 28:19) привлекать новых учеников, совершать Евхаристию (Лук. 22:19), прощать грехи (Иоан. 20:21-23), распространять и укреплять основанную Им Церковь. «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Иоан. 20:22-23), а, немного позже: « Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мт. 28:19-20). Здесь Иисус Христос не только уполномочил Своих избранных учеников на подвиг апостольского служения, но и укрепил их особым даром Святого Духа . Этот дар во всей полноте они получили вскоре после вознесения Господа на Небо, в день Пятидесятницы (Деян. 2 гл.).

http://pravmir.ru/sorabotniki-u-boga-o-s...

Содержание    Хотя свойственно истинный Пастырь есть един, оный великий совета Божия Посланник, Который с тем преклонил небеса и облекся в нашу бренную плоть, но и положил самую Свою душу, да заблуждшее овча на рамо восприим принесет Богу и Отцу, почему и мог Он один пред лицем неба и земли свободно сказать: «Аз есмь пастырь добрый» (Иоан. 10:11), и притом Он один мог возбранить всякой бренной твари присвоять себе имя учителя. «Вы же не нарицайтеся учителие: един бо есть ваш учитель, Христос» (Матф. 23:8).    Хотя, говорю, един Он свойственно есть истинный Пастырь; но если Он Сам, по причине принятия Им нашей плоти, не стыдится братию нарицати нас, глаголя: «Возвещу имя Твое», Боже, «посреде братии моей» (Псал. 21:23), то по тому же Своему крайнему снисхождению и служителям Церкви Своей имя пастырей носить благоволит, по оному Апостольскому слову: «Внимайте себе, и всему стаду, в нем же вас Дух Святый постави епископы, пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию Своею» (Деян. 20:28).    Так если всех нас грешных, благодатию Духа Святаго в служение Церкви рукоположенных, благость Божия благоволила почтить именем пастырей: то кольми паче заслуживают сие, честь ли, должность ли их означающее наименование, те служители Церкви, которые все силы свои истощавают в пользу стада Христова и добродетелию светят, яко град на горе поставленный.    Таковый пастырь был празднуемый нами днесь, священный иерарх Иоанн Златоуст.    Общая древних великих мужей была речь: «дабы Златоуста похвалить, надобно, чтобы был другой Златоуст»; и когда сей великий муж преставился от земли насильственною смертию, тогда вся подсолнечная возрыдав возопила: «Лучше бы солнце угасло, нежели чтобы Иоанновы уста замолкли».    К тому морю похвал, которыя ему приписывает вся, по всему кругу земному сущая, Христова Церковь, — к сему морю похвал приложим мы хотя едину каплю, — не для того, чтобы тем возвеличить его заслуги: оне безчисленны и выше всяких похвал; но чтобы великий пример жизни его представить и пастырям и пасомым к возможному подражанию.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

И вот, на Масленицу зовем гостей и сами навещаем родных и близких, вспоминаем об обиженных, обездоленных, со всеми примиряемся, просим прощения ради Христа. Помня, что устав о пище в Неделю Сырную (Масленицу) уже не дозволяет мясную пищу, делаем богатый, разнообразный стол, чтобы всех утешить и порадовать. Избранные рецепты на масленицу За весельем и утехами Масленицы, к которым призывают нас многочисленные возродители народных традиций, не забудем о церковных особенностях этой недели. Прежде всего, это последняя седмица перед Великим постом, его наиболее тонкое предчувствие. Уже в среду и пятницу на этой неделе в храмах будет постовое богослужение с молитвой Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего». Особенно важным, знаковым настроением этой недели можно считать примирение с ближними. Матф.5:23 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, 24 оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Какой же дар мы намереваемся принести Ему? Наши постовые молитвы, милостыню, доброделание и посильный пост телесный. И вот, на Масленицу зовем гостей и сами навещаем родных и близких, вспоминаем об обиженных, обездоленных, со всеми примиряемся, просим прощения ради Христа. Помня, что устав о пище в Неделю Сырную (Масленицу) уже не дозволяет мясную пищу, делаем богатый, разнообразный стол, чтобы всех утешить и порадовать. Сырный суп   Обжариваем немного лук и картофель, можно добавить измельченные грибы, заливаем горячей водой или молоком, солим, перчим, варим до готовности картофеля, засыпаем натертый на терке твердый плавленый сыр или добавляем мягкий пастообразный, доводим, перемешивая, суп до кондиции еще 2-4 минуты, и подаем к столу с зеленью. Яйцо фаршированное   Блюдо в нашей кухне очень привычное, традиционно праздничное. А сколько можно придумать начинок! И измельченные обжаренные грибочки (перемешать с желтками и майонезом и заполнить половины белков), и селедочка соленая, и припущенная свежая рыба, и сыр с зеленью, и обжаренный репчатый лук с зеленью. Майонез можно заменять сливочным маслом, варьировать специи, дополнения, красиво оформить. Творожные шарики

http://pravmir.ru/recepty-na-maslenicu/

Модернизация нравственности? 14.01.2013 23:54:51 Алексей Рогожин Разнообразия ради обратим внимание на событие, имевшее место не на этой неделе, а чуть ли не месяц назад - встречу президента Медведева с членами Общественной палаты 20 января с. г. Там среди выступавших был председатель комиссии ОП по межнациональным отношениям Сванидзе, который, в частности, толковал об опасности фашизма и о том, откуда он берется. Эту часть выступления опубликовала газета «Известия», и эта публикация как-то осталась незамеченной. Хотя знатный борец с фальсификациями истории, что называется, «отжег». Рассказал, что есть такие «взрослые негодяи», которые «вбрасывают нацистские лозунги в молодежную массу». Каковая масса видит вокруг социальную несправедливость и потому восприимчива и возбудима. И тут же борец перечислил эти самые нацистские лозунги. Первым был назван лозунг «за справедливость». Справедливость, как нацистский лозунг – это сильно, да. К сожалению, премьера на встрече не было и некому было поинтересоваться – мол, это вы юмор сказали? На самом деле, смешного мало. «Блаженны алчущие и жаждущие правды», слышат христиане в Нагорной проповеди (Матф.5:6). Правда – это ведь и справедливость тоже. Христиане призваны творить всякую правду – с первых дней христианства. В советское время, как недавно в телепрограмме отметил наш Патриарх, «у нас общество формально атеистическое жило, тем не менее, по принципам христианской этики … господствующие этические взгляды укладывались, может быть, не в полной мере, но, тем не менее, укладывались в схему христианских нравственных ценностей». Да и сегодня, как свидетельствуют опросы, люди, отвечая на вопрос о «жизненных ценностях», называют, среди других, и «справедливость». Стало быть, такая вот нацистская идея, что называется, «прошита» и в национальной психологии и в религии. Это для либеральной души, понятное дело, невыносимо и должно быть исправлено. Еще восемь лет назад было экономическим гуру было сказано: «Традиционные русские ценности во многом привлекательны, но в целом малопродуктивны» - мешают, в общем, модернизации общества и экономики. Архаичный народ, одним словом. Лучше бы заменить. Пусть хоть россияне какие будут, что ли … Самобытные такие. И будет им всем счастье. А русские – они одним своим видом чего-то разжигают, даже если просто физкультпробежку затеют.

http://radonezh.ru/analytics/modernizats...

Не злословьте друг друга, братия 14.01.2013 23:55:03 Алексей Харитонов Приближается Великий Пост — время, когда мы все совершаем паломничество к истокам нашей веры. Исторически Великий Пост связан с Таинством Крещения, которое обычно совершалось под Пасху — откуда в пасхальном богослужении и сохранились слова " Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся " . Сорокадневный пост был завершающим этапом оглашения, когда люди, решившиеся быть Христианами, решившиеся последовать за Господом, совершали последние приготовления к тому, чтобы навсегда порвать с прежней жизнью, и вступить в новую жизнь — жизнь в святости и страхе Божием, в тщательном хранении заповедей и в уповании на Христа.   В нашей христианской жизни бывает, что пламенное горение новообращенного, первая любовь к Господу, ревность о хранении Его святых заповедей, постепенно остывает. Человек, конечно, не лишается веры, но сознание предстояния пред Богом, благоговейного страха Божия, становится гораздо менее ярким. Человек продолжает избегать грубых, очевидных грехов — воровства, убийства, прелюбодеяния — но его бдительность по отношению к греху заметно ослабевает. И один из грехов особенно выступает на поверхность — это злословие. Не нужно думать, что это незначительный грех — святой Апостол Павел перечисляет его в одном ряду с такими грехами, как идолослужение, блуд, мужеложство и воровство, предостерегая своих читателей, что поступающие так Царства Божия не наследуют (1 Кор.6:9). Как говорит Сам Господь Иисус, " Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься. (Матф.12:36,37) " В наше время многие из нас имеют доступ к сети Интернет, и это может быть огромным преимуществом; в сети доступны труды Отцов Церкви, лекции лучших профессоров, есть возможность общения с братьями и сестрами по вере, есть возможность узнавать об их нуждах и оказывать помощь, есть возможность проповедовать Слово Божие неверующим и свидетельствовать об истине Православия, причем мы можем делать это, даже не покидая удобного кресла перед монитором.

http://radonezh.ru/analytics/ne-zloslovt...

О ПРОБЛЕМЕ ВОЦЕРКОВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ (Ермакова Л.Ф) 14.01.2013 23:55:35 Людмила Ермакова      В церковных и околоцерковных кругах в последнее время много говорится о необходимости работы с молодежью. Такая постановка вопроса требует уточнения: о каком возрасте молодежи при этом говорится и какие формы работы предлагаются.      И здесь все не так просто, как кажется на первый взгляд. К молодежному возрасту нынешние дети подходят изрядно побитые и подраненные современной жизнью. Возможно ли как-то упредить физические и нравственные потери молодых людей.      При анализе  обращений к детскому психологу видно, что наибольшее количество таких обращений приходится на возраст 11-12 лет, что вполне соответствует научным данным о том, что возраст 12 лет (плюс-минус год) является переломным в жизни ребенка. Так, медицинские исследования показывают, например, угасание детского иммунитета к этому возрасту и начало формирования взрослого иммунитета. Эмоциональная сфера ребенка в это время тоже находится в критическом состоянии. Интеллектуальные тесты имеют возрастные отличия: до 12 лет и после и т.д.      Двенадцатилетний возраст - это начало очень важного периода в жизни ребенка - его социализация, т.е. вхождение в мир взрослых. Конечно, социализация происходит в продолжение всей жизни человека, начиная с рождения. Но с 12 до 18-20 лет этот процесс наиболее интенсивен,  и от того, как он пройдет, сколько ребенок " дров наломает " или скольких ошибок он избежит - во многом зависит вся дальнейшая жизнь  взрослого человека.      Входить в мир взрослых, естественно, легче при поддержке самих взрослых: прежде всего родителей, учителей, воспитателей и др. Драматизм ситуации состоит в том, что в наше время реальной помощи детям в этом возрасте по существу нет.      Ее нет в семье, т.к. родителям просто не до этого: в государстве все рушится, все нестабильно, все силы брошены на элементарное выживание.      В школе тоже разрушена прежняя система воспитания (октябрята-пионеры-комсомол), в основе которой был " кодекс строителя коммунизма " , списанный с декалога Моисея; кое-что взяли и из Нового Завета, например, " трудящийся достоин пропитания " (Матф.10:10) переписали как " кто не работает, тот не ест " . Поэтому, когда резко отказались от прежней ступенчатой ситемы воспитания, " выплеснули с водой и ребенка " - в школе остался только ущербный образовательный процесс.

http://radonezh.ru/analytics/o-probleme-...

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» Юлия Ульянова «Если не будете как дети….» " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" data-ll-status="" sizes="" srcset="" > ( 5  голосов:  5.0 из  5) Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него ( Лк.18:16-17 ). Детство утрачивается в жизни и восстанавливается в святости. А. Ельчанинов Почему мы так любим вспоминать детство, этот светлый, радостный период, когда трава была зеленее, а солнце ярче? Почему снова и снова возвращаемся к теплым детским  воспоминаниям, и нам кажется, что они очищают нас?  Я долго думала  над этим, пока не прочитала евангельские строки « истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное » ( Матф.18:3 ) Размышляя над ними, я поняла, что воспоминание о детстве помогает взрослым  каяться . Детская душа не безгрешна, это душа не ангельская, но грешит она несознательно, в ней нет расчета и лицемерия. Детям еще не свойственно фарисейство.  Фарисейство – это о взрослых, это о нас, которые хотят все время казаться кем-то, все время хотят возвысить себя над остальными людьми. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония». (Мф., 23, 25–27) Ребенок не таков, он не лицемерен, искренность еще руководит им. И мы должны стать искренними, «стать детьми» по-настоящему, без притворства, наигранности, а не казаться такими…

http://azbyka.ru/deti/esli-ne-budete-kak...

Сверкание секиры 14.01.2013 23:54:53 Алексей Харитонов Вид весьма многочисленного собрания мусульман, полностью заполнивших несколько улиц, прилегающих к метро “Проспект Мира”, которые, расположившись плотными рядами, совершали намаз, вызвал у многих москвичей предсказуемо испуганную реакцию. Действительно, хотя и ненадолго - только на мусульманский праздник Ураза-байрам - и только на несколько, хотя и почти центральных улиц, Москва превратилась в какой-то совсем другой город, с другой культурой, другими языками и другим населением, город, в котором русские чувствовали себя, мягко скажем, необычно. Взрыв на рынке во Владикавказе тоже не добавил москвичам спокойствия. Зрелище Москвы, обратившейся (пока временно) в Исламабад, приводит на память слова Евангелия. “Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. (Матф.3:10)”. Мы увидели будущее, к которому мы движемся, и в котором окажемся, если не произойдет каких-то радикальных перемен. Ислам - секира, которая лежит у корней европейской цивилизации вообще, и русского мира в частности. На эту секиру реагируют по-разному; пламенные поклонники мультикультурализма и политкорректности радуются, как дети - “больше секир хороших и разных!” Правда, почему-то те же люди необыкновенно нервно реагируют на любые открытые проявления православной веры; возможно, это из-за того, что в христианских странах, где Церковь сохраняет влияние, творчество либеральных журналистов почти задушено тяжким клерикальным гнетом, в то время как под мудрым руководством исламских правителей, на земле Мекки и Медины, оно процветает великим процветанием. С другой стороны, националистически настроенные граждане очень бранятся на секиру, требуют ее убрать, запретить и выгнать, иначе они за себя не ручаются. Нечто подобное наблюдается за океаном - с одной стороны, либеральные журналисты горячо приветствуют возведение исламского центра рядом с местом теракта 11 сентября, с другой - некий воинственный пастор собирается устроить публичное сожжение двухсот экземпляров Корана (Довольно идиотская выходка, по правде сказать; хочется человеку подвига - ехал бы в Пакистан проповедовать Евангелие; или хотя бы в Южный Лондон).

http://radonezh.ru/analytics/sverkanie-s...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010