А.В. Попов Поучение к новопоставленному иерею Владимиру Александрову Приветствую тебя, возлюбленный, с принятием благодати священства. Когда душа наша соприкасается с Божественною благодатию, она размягчается в обычном своем ожесточении, как воск делается мягким от действия огня. Думаю, что и твоя душа испытывает подобное состояние в эти священные и исключительные минуты твоей жизни, и пользуюсь этим, чтобы преподать тебе наставление в твоем новом служении. Ты же запечатлей его и приклони не ухо только, но и сердце к глаголам моим. Из многих предметов почитаю благовременным огласить слух твой указанием того, что требуется от тебя, как священника. В своем новом сане ты вступаешь на прежнее знакомое тебе место, посему знаешь отчасти, что там потребно. Паству твою составляют греки, арабы, славяне. Многие годы обходились они без священника; прибывши сюда для снискания себе пропитания, хлеба насущного, они, быть может, мало помышляли о хлебе небесном, о едином на потребу. От сего сердце их не могло не одебелеть, и когда им было даровано духовное утешение в лице священника, быть может сердце их не достаточно разгорелось святым огнем и не было снедаемо любовию к Божественному. Они и знают, что Божия Премудрость создала себе и среди них дом, заклала и для них своя жертвенныя и уготовала трапезу, но все же нужно еще звать их и при дороге, и при вратех, и на вершине гор, звать, чтобы они оставили свое безумие и предпочли знание Божественного чистому золоту ( Прит.8 и 9 гл.). Что же? Будем ли тяготиться сим? Ведь мы рабы Премудрости, которых Она для сей цели и посылает. На се бо ныне и ты посылаешься Ею. Посему благовествуй не только жаждущим сего, но не тяготись искать и не ищущих тебя и открываться не вопрошающим тебя и простирать руки к непослушным и непокорным ( Ис.65:1–2 ). Другие нередко обходят море и сушу, дабы обратить хотя одного ( Матф.23:15 ). Ускори и ты на помощь и потщися на умоление всех, кои холодны к матери своей, Св. Церкви Православной. Другую часть твоей паствы составляют воссоединившиеся от унии, живущие в Вилькесоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Беседа 54 «Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?». ( Матф. 16:13 ) Изъяснение 16:13–23. Для чего Христос спрашивает учеников предварительно о мнении народа о Нем. – В каком смысле Петр исповедал Христа Сыном Божиим. – Единосущие Христа с Отцом. – Почему до страданий Спаситель запрещал разглашать, что Он есть Христос. – Тайна креста и воскресения неизвестна была и апостолам. – Не должно стыдиться креста Христова. – С какими мыслями и расположениями должно совершать знамение креста. – Сила креста. – Христианин не должен иметь ничего общего с землею. – Легкоисполнимость заповедей. 1. Для чего евангелист упомянул об основателе города? Для того, что была другая Кесария, именно Стратонова; а Иисус Христос спрашивал учеников не в Стратоновой, а в Филипповой, отведя далеко от иудеев, чтобы они, освободившись от всякого опасения, смело высказали все, что у них было в мыслях. Для чего же Он спросил сначала не об их мнении, а о мнении народа? Для того чтобы они, сказав народное мнение, потом, будучи спрошены: «а вы за кого почитаете Меня»? – самым порядком вопросов были возведены к высшему разумению, и не стали о Нем так же низко думать, как и народ. По той же причине спрашивает их не в начале проповеди, но когда сотворил много чудес, беседовал с ними о многих и высоких истинах и многократно доказал Свою божественность и единство с Отцом, тогда уже предлагает им этот вопрос. И не говорит: за кого Меня почитают книжники и фарисеи? – хотя они часто приходили к Нему и беседовали; но желает знать непритворное мнение народа: «за кого люди почитают Меня»? Мнение народа было хотя и гораздо ниже надлежащего, но без всякого лукавства; мнение же книжников и фарисеев внушено было сильной злобой. И показывая, как сильно желает, чтобы исповедовали Его воплощение, говорит: «Сына человеческого», – разумея под этим и божество, как нередко и в других местах Он делает. Так говорит: «никто не восходил на небо, как только сошедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» ( Иоан. 3:13 ); и в другом месте: «если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде» ( Иоан. 6:62 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

«Братия! – воскликнул Павел, – я со всею чистотою совести жил пред Богом даже до сего дня!» Сей голос искренности мог тронуть всякого; но в собрании не было сердец, способных внимать ему. Первосвященник Анания первый почел слова сии выражением дерзости и приказал Павла бить по устам. Столь явная несправедливость исторгла из сих кротких уст строгий упрек: «Бог будет бить тебя, стена подбеленная (лицемер)! Ты сидишь, дабы судить меня по закону, а, вопреки закону, велишь бить меня!» Предстоящие изумились: Анания был первосвященник, а Павел назвал его подбеленной стеной! «Как! – возразили некоторые, – ты злословишь первосвященника Божия!» - " Я не знал, братия, – отвечал Павел, – что он первосвященник; ибо в писании сказано: начальствующего в народе твоем не злословь» ( Исх. 22, 28 ). Таковой ответ совсем не был хитрым оборотом, как представляют его себе. Прежний первосвященник, известный Павлу, или уже не был в живых, или давно перестал быть первосвященником. Корыстолюбие римских правителей часто переменяло преемников Аароновых; иногда в продолжение одного года являлось их по два и более. Таковые перемены апостолу, удаленному от Иерусалима, могли быть вовсе неизвестны. Одежда первосвященника отличала его от прочих только в храме. А потому весьма возможно, что Павел не знал о первосвященстве Анании. Но жестокие укоризны против судьи вообще приличны ли подсудимому христианину, апостолу? Возражение сие казалось столь сильным даже некоторым отцам Церкви, что они признавали на сей случай в Павле неуместный порыв оскорбленного сердца. Напрасно! Должно думать, что Павел поступил в сем случае не как обыкновенный человек, а как посланник Божий; а известно, что пророки имели право обличать всех в преступлениях ( 3Цар. 18, 18 ; 4Цар. 3, 13 ; Ис. 1, 10–23 ; Езек. 21, 25). Опыт показал, что его укоризна действительно произнесена была в пророческом духе; ибо впоследствии, когда возмутители, под предводительством Менахема, овладели Иерусалимом, Анания, скрывшийся в водопроводе, был пойман и умерщвлен вместе с братом своим Гизкиею. Иисус Христос заповедал, чтобы последователи Его готовы были подставить правую ланиту, когда ударяют их в левую ( Матф. 5, 39 ); но сим требует Он от них только удаления от мщения, а не такого молчания, коим питается дерзость людей нечестивых. Павел вернее всякого исполнял волю Иисуса Христа в сем отношении; ибо он сам говорил о себе: «Злословят, а мы благословляем; нас гонят, а мы терпим; нас хулят, мы молимся» ( 2Кор. 4, 12–13 ). Но в настоящем случае он поступил по примеру Иисуса Христа, Который также обличал несправедливость ударившего Его прежде осуждения. – Но если так, то зачем Павел извиняет свой поступок? – Для того, чтобы устранить подозрение, якобы он нарушил закон, повелевающий не злословить первосвященника (Сочин., т. IX, стр. 431).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

В. Обязанности христианина по отношению к наружному богопочтению 1. Исповедание Бога а) Исповедание веры есть долг христианина. Христианин должен быть христианином не только в глубине души своей, но и казаться в глазах других таким. Иисус Христос объявил, что не должен считаться в числе Его учеников тот, кто открыто не объявляет, что принадлежит Ему, и исключает из Своего царства тех, которые стыдятся Его. Иже аще постыдитея Мене и словес Моих в роде сем прелюбодейнем и грешнем, и Сын человеческий постыдится его, егда приидет во славе Отца Своего со ангелы святыми ( Марк. 8, 38 ). Итак, Господь Иисус Христос требует, чтобы последователи Его считали для себя за особенное преимущество иметь Его своим Владыкою и Господом, и за достоинство повиноваться Ему. б) Есть два рода врагов веры, а присутствии которых может открыться надобность исповедать веру. Одни из них гонители, облеченные повелением преследовать верующих и принудить их к отречению от веры; другие враги – неверующие, которые не имеют права употреблять насилие, но преследуют верующих своими разговорами, насмешками, поведением, обращением, и таким образом внушают слабым христианам страх исповедовать истинную веру и жать по ее правилам. Когда молчанием нашим может быть оскорблено величие Божие, или уничижена слава Божия, или нанесен вред церкви и спасению ближних, тогда постыдно молчать и соглашаться есть великий грех: христианин с дерзновением должен исповедовать свою веру. ( Рим. 10, 10 ). Посему апостолов, мучеников, исповедников и всех истинных храстиан ни прельщения, ни угрозы, ни самая смерть не могли принудить отречься от Христа и веры Его; они с дерзновением исповедовали свою веру: веровах, тем же возглаголах ( Псал. 115, 1 ; сн. Рим. Х, 10). Впрочем, ревность к исповеданию веры, соединенному с опасностию жизни, должна быт управляема благоразумием. Сам Иисус Христос неоднократно укрывался от ожесточенных против Него иудеев ( Иоан. 7, 1 .), и апостолам заповедал: егда гонят вы во граде семь, бегайте в другий (Матф, 10, 23).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Воскресение Приход жен-мироносиц ко гробу. Явление Господа Марии Магдалине. Подкуп стражи гроба. Явление ученикам на пути в Эммаус. Явление десяти ученикам. Неверие Фомы. Явление при Тивериадском море. Восстановление апостола Петра. Явление в Галилее. Вознесение Господне. Повествуя о величайшем событии Воскресения Христова, все четыре Евангелиста ничего не говорят о таинственной и непостижимой для нас стороне этого события, не описывают, как именно оно произошло, и как Воскресший Господь вышел из гроба, не нарушив его печатей. Они говорят только о происшедшем землетрясении, вследствие того, что Ангел Господень отвалил камень от двери гроба (уже после того, как Господь воскрес, что подчеркивается и в наших церковных песнопениях, а не так, как обыкновенно думают, будто Ангел отвалил камень для того, чтобы Господь мог выйти из гроба), о речи Ангела, обращенной к пришедшим ко гробу женам-мироносицам, и затем о целом ряде явлений Воскресшего Господа женам-мироносицам и ученикам Его. Приход жен-мироносиц ко гробу (Матф. 28:1-8; Марка 16:1-8; Луки 24:1-12 и Иоан. 20:1-10). Женщинам, присутствовавшим на Голгофе, а затем при погребении Господа, казалось, что бесценное Тело Его слишком поспешно было приготовлено к погребению, и им было прискорбно, что они не приняли участия в обычном у иудеев помазании Его миром. Поэтому они, проведя, по заповеди, всю субботу в покое, на первый день недели, уже на рассвете, поспешили ко гробу, чтобы исполнить свое благочестивое желание и последний долг любви по отношению к своему Возлюбленному Учителю. Воглаве этих глубоко преданных Господу женщин, вошедших в историю с именем «жен-мироносиц,» как свидетельствуют об этом все четыре Евангелиста, была Мария Магдалина; за ней следовала «другая Мария,» или Мария Иаковлева, Саломия и другие жены, последовавшие Господу от Галилеи (Лук. 23:55). Это был целый сонм жен, из которых одни шли быстро, почти бежали, быть может, другие шли медленнее, не с такой большой поспешностью. Нет ничего удивительного поэтому, что и время их прихода ко гробу у Евангелистов определяется различно, чем, на первый взгляд, и создается впечатление как бы некоторого противоречия между ними, которого, в действительности, нет.

http://sedmitza.ru/lib/text/430499/

Глава 6 Зач. 22. Проповедь Иисуса Христа в Назаретской синагоге. Читается во вторник 15-й недели по Пятидесятнице. Событие учения Христова в Назаретской синагоге описано и евангелистом Матфеем ( Мф.13:54–58 ) почти одинаково, как у Марка. Мк.6:1 . Оттуда вышел Он и пришел в Свое отечество; за Ним следовали ученики Его. В отечество Свое, т. е. в город Назарет в Галилее, который был отечеством Иисуса Христа, как место жительства мнимого отца Его Иосифа, с обрученной ему Богоматерью Марией. Назарет, это был небольшой город с бедным населением (чит. еще о Назарете в объясн. 23 ст. 2 гл. Матф.). Из слова оттуда можно заключить, что Иисус Христос прибыл в Назарет из дома Иаира, где воскресил дочь сего начальника синагоги (ст. 38, гл. 5); но из сличения с повествованиями Матфея ( Мф.13 ) и Луки ( Лк.4 ) видно, что тут опущены евангелистом Марком некоторые события, последовавшие за чудом воскрешения Иаировой дочери, уже после которых Господь прибыл в Назарет. Мк.6:2 . Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге; и многие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его? Начат в сонмищи учити (Он начал учить в синагоге) и пр. О синагоге чит. в объясн. 21 ст. 1 гл. И силы таковы (чудеса) руками Его бывают (совершаются)? Руками, т. е. вообще Им, Иисусом Христом – Его действием или словом и в частности возложением, прикосновением рук. Мк.6:3 . Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем. Не сей ли есть тектон (плотник), сын Мариин, по еванг. Матфею, не плотников ли Он сын? Из этих слов видно, что Иисус Христос не только воспитывался в доме плотника, но и Сам был обучен тому же ремеслу, на что указывает и древнее предание, сохранившееся у мученика Иустина, Феодорита и др. (Мих.). Это было одним из видов уничижения Господа ради нашего спасения. О братьях и сестрах Христовых чит. в объясн. 21 ст. 3 гл. Жители Назарета, где жил Иосиф с Богородицей и Богомладенцем, или не знали, или не верили преестественному воплощению и рождению Иисуса Христа и считали Его просто сыном Иосифа и Марии (Мих.). Они не хотели понять, что Господь Иисус Христос есть воплощенный Сын Божий. Посему и блажняхуся (соблазнялись) о Нем. Объясняя эти слова, св. Златоуст пишет: „Неизвинительно блазнение Назаретян об Иисусе Христе, ибо и в прежние времена много примеров имели тому, что у незнатных родителей бывали знаменитые дети. Таковы: Давид, Амос, Михей. Следовательно, и пред Христом должно было благоговеть и прийти в изумление, потому наиболее, что, имея таковых родителей, говорил необыкновенно. Сие ясно показывало в Нем не человеческое обучение, а божественную благодать... Но зависть лукава и часто противоречит сама себе; что было и странно, и чудно, и достаточно к тому, чтобы привлечь их, то самое их соблазнило“.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Древний патерик Аудио Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов Древний патерик в переводе свт. Феофана Затворника → Содержание К читателям Предисловие составителя Патерика Глава 1. Увещание святых отцев к преуспеванию в совершенстве Глава 2. О том, что со всем старанием должно искать безмолвия Глава 3. О сокрушении Глава 4. О воздержании, и о том, что должно соблюдать его не только относительно пищи, но и относительно движения души Глава 5. Разные повести к укреплению против восстающих на нас блудных браней Глава 6. О нестяжательности, и о том, что должно хранить себя от лихоимства Глава 7. Разные повести, поощряюшие нас терпению и мужеству Глава 8. О том, что ничего не должно делать напоказ Глава 9. О том, что должно остерегаться, чтобы никого не осуждать Глава 10. О рассудительности Глава 11. О том, что должно всегда бодрствовать Глава 12. О том, что должно непрерывно и бодрственно молиться Глава 13. О том, что должно быть страннолюбивым и творить милостыню с радушием Глава 14. О послушании Глава 15. О смиренномудрии Глава 16. О терпении зла Глава 17. О любви Глава 18. О прозорливых Глава 19. О чудотворцах, Святых старцах Глава 20. О боголюбезной жизни различных отцев Рассказы двенадцати отцев, собравшихся вместе, о собственных подвигах Глава 21. Изречения старцев, состарившихся в подвижничестве Глава 22. Собеседования старцев друг с другом о помыслах Глава 23. Вопросы юного к старцу Фивеянину о том, как должно пребывать в келии, и о созерцании Приложение. Преподобного отца нашего Макария Египетского слово о совершенстве духовном     К читателям Пути праведных, то есть их жизнь и учение, по слову Премудрого ( Притч.4, 18 ), «подобно свету светятся:» они  «предходят» нам «и просвещают» путь к спасению. В особенности сие надо сказать о святых Церкви новозаветной, принявших от полноты Христа благодать на благодать ( Иоан. 1, 16 ). Христианские подвижники хотя и скрывались от мира, подобно ветхозаветным, «скитаясь в пустынях, и в горах, и вертепах и в пропастях земных» ( Евр. 11, 38 ): но как «свет» мира, как «град» величественный, поставленный на горе Божией, не могли укрыться от мира, тем менее от верующих ( Матф. 5, 14 ). Свет подвигов и учения их так сияет, по изречению Спасителя, пред всеми человеками, что, видя добрые дела их, мы невольно «прославляем Отца небеснаго», благоговеем к святым Его и «соуслаждаемся» им по «внутреннему человеку» ( Римл. 7, 22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Есть известная благочестивая шутка: «Что происходит, когда у монаха кончается терпение ? Начинается долго терпение!». В самом деле, долготерпение — одна из важнейших христианских добродетелей, которая перечисляется среди плодов Святого Духа: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22,23). Однако в современном мирском словоупотреблении «терпение» носит, скорее, негативный оттенок. Почему? Рассмотрим это подробнее. Слово «терпение» может описывать три вещи: во-первых, готовность упорно трудиться, когда это не приносит быстрого — материального или эмоционального — вознаграждения. В этом смысле святой апостол Иаков сравнивает жизнь христианина с трудом земледельца: «Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний. Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается» (Иак.5:7,8). В самом деле, выращивание урожая — долгий и изматывающе трудоемкий процесс, который требует видеть перспективу — по крайне мере, на год. Во-вторых, терпение — это способность твердо придерживаться веры в Бога и хранения Его заповедей перед лицом враждебности или преследований. «Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевши й же до конца спасется» (Матф.10:21,22). В-третьих, терпение — это способность благодушно, не гневаясь и не раздражаясь, переносить огорчения со стороны других людей. «Со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением , снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф.4:2,3). Терпеливый человек упорно делает свою работу и держится того, что принял держаться, несмотря на все давление, которое на него оказывается как извне — со стороны людей, которые его преследуют, оскорбляют, провоцируют или соблазняют, — так и изнутри — со стороны его собственной лени, уныния, гнева или страха. Если привести чисто светский пример, то можно вспомнить знаменитый английский плакат времен страшных нацистских бомбежек Британии: «Keep Calm and Carry On» («Сохраняй спокойствие и продолжай [делать свое дело]»).

http://pravoslavie.ru/66980.html

К пастырскому совещанию в Свято-Троицком монастыре. «Вы есте соль земли: Вы есте свет мира:» ( Матфея 5: 13–14 ). Во второй раз уже собираются пастыри нашей Северо-Американской и Канадской Епархии на свое годичное «пастырское совещание». Прекрасная идея созыва таких совещаний принадлежит самим нашим пастырям, из числа наиболее ревностно относящихся к делу своего пастырского служения. Значение этих совещаний – не преимущественно церковно-юридическое, как Епархиальных Собраний, в которых тоже принимают участие пастыри, а исключительно моральное,  духовно-нравственное . В этом отношении пастырские совещания служат чрезвычайно важным восполнением Епархиальных Собраний, тем более, что в них участвуют  одни  лишь пастыри, которые наедине друг с другом, в отсутствии мирян, могут более свободно и откровенно высказываться, касаясь самых интимных сторон своего пастырского служения. По общему желанно, пастырские совещания происходят в Свято-Троицком монастыре, в течение трех дней подряд, – со вторника до четверга, дабы не отрывать пастырей от их приходов в дни субботние и воскресные, – в строго-монастырской обстановке, насыщенной духовным содержанием: с ежедневными уставными Богослужениями, в которых принимают участие все собравшиеся, с общей постнической трапезой, за которой читаются жития святых, с говением и исповедью у избранных духовников, почему и определены для этого дни Апостольского поста, наиболее удобного для пастырей, и т. д. В течение дня читаются доклады на предварительно намеченные темы, а затем происходит обсуждение этих докладов и взаимный обмен мнениями по затронутым темам. В свободные промежутки времени пастыри имеют возможность ближе познакомиться друг с другом и откровенно, дружески обо всем побеседовать. Велико значение таких пастырских встреч, как велико значение самого пастырского служения и пастырского звания! Ведь тут собираются не обыкновенные смертные, а все люди, которые, по милости Божией, облагодатствованы великим, ни с чем земным не сравнимым  даром  в святейшем  таинстве Священства , люди, которым дана от Самого Господа страшная власть  «вязать»  и  «решить»   ( Матф. 18, 18 ; Иоан. 20: 22–23 ), люди, которым вверено величайшее и ответственейшее из всех дел – ДЕЛО ВЕЧНОГО СПАСЕНИЯ ЛЮДЕЙ.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Какие предания подлежат изменению и какие не подлежат Старообрядцы говорят: «двуперстное сложение есть предание; а предание не подлежит изменению». Правда,– есть предания неизменяемые, каковы догматы веры; но есть предания и изменяемые, каковы относящиеся к обрядам. И нужно заметить, что под именем «предания» преимущественно и собственно разумеются догматы веры, преданные Апостолами и утвержденные соборами: сие то предание и должно быть неизменно соблюдаемо, по слову Апостола Павла в послании к Тимофею: О Тимофее, предание сохрани (посл. 1, зач. 279). Но есть, как выше сказано, и недогматические предания, которые правильнее называть: древние обычай, или установления обрядовые; они только служат к поддержанию благочестия и нравственности, а в сущности не суть догматы. И таковые-то древние обычаи и обрядовые установления, для общей пользы, к лучшему могут быть изменяемы церковью, – только именно церковью, т.е. общею церковною властью, вселенскою, а случайно и местною, но не частными лицами, хотя бы даже и епископами. Например, Апостольское обрядовое предание: подобает епископу быти единые жены мужу (Тим.1, зач.283), и: «не отпустити жены епископу подвигом благоверия» (5 пр. св. Апост.), вселенская церковь на соборе изменяет, устанавливая вместо «не отпустити» – «неотменно отпустити» (12-е прав. 6-го всел. соб.). К числу таких обрядовых преданий, подлежащих изменению от церковной власти, относятся и некоторые действия, или установления, имеющие тесную связь с догматами веры и даже утвержденные на соборах. Поскольку они не суть самые догматы веры, не подлежащие изменению, а только внешние, обрядовые действия, служащие к выражению, или приложению догматов веры, то церковью и были изменяемы по благословным винам. Представлю несколько примеров. Причащение тела и крови Христовы необходимо для спасения каждому христианину, по слову Самого Спасителя, рекшего: аще не снесте плоти Сына Человеческаго, ни пиете крове Его, живота не имате в себе (Иоан. зач.23), и в частности о чаше крови своей заповедавшего: пийте от нея вси (Матф.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010