3) Изменение живых будет состоять в том же, в чем и воскресение мертвых, именно: нынешиие тела наши, тленные и мертвенные, преобразятся в нетленные и бессмертные: подобает бо тленному сему облещися в нетление, и мертвенному сему облещися в бессмертие (53) 2000 . Объяснить для себя это будущее изменение живых мы так же не в состоянии ныне, как не в состоянии объяснить будущее воскресение мертвых. § 265. Самый суд всеобщий: его действительность, образ и свойства Вслед за тем, как явится на землю в славе своей Судия живых и мертвых, и по гласу Его воскреснут мертвые и изменятся живые, начнется самый суд над ними, – суд всеобщий. См. также Тертулл. Apolog. c. 18; Const. Apost. V, 7; Илар. in Ps. LI , n. 10; Кирил. алекс. de adorat. in spir. et verit. lib. XVII; in Joann. IV, 51; Феодорит. in 1Corinth. VI, 51. I. Действительность всеобщего суда непререкаемо засвидетельствована в тех же самых свидетельствах св. Писания и св. Предания, в которых засвидетельствована действительность второго пришествия Господа и воскресение мертвых: ибо одно с другим связано неразрывно. Так – 1) Христос Спаситель ясно учил: Отец не судит никомуже, но весь суд даде Сынови… Область даде ему и суд творити, яко Сын человечь есть, не дивитеся сему: яко грядет час, в оньже вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая в воскрешение суда ( Иоан. 5, 22. 27–29 ). И в другое время: приити имать Сын человеческий во славе Отца своего со Ангелы своими: и тогда воздаст комуждо по деянием его ( Матф. 16, 27 ; снес. 7, 21–23; 11, 22. 24; 12, 35. 41. 42; 13, 37–43; 19, 28–30; 24, 30; 25, 31–46). 2) Св. Апостолы проповедывали не с меньшею ясностию: (Бог) уставил есть день, в оньже хощет судити вселенней в правде, о муже, егоже предъустави, веру подая всем, воскресив его от мертвых ( Деян. 17, 31 ). Се приидет Господь во тмах святых Ангел своих, сотворити суд о всех, и изобличити всех нечестивых о всех делех нечестия их ( Иуд. 14. 15 ). Всем бо явитися нам подобает пред судищем Христовым, да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла (2 Кор, 5, 10; снес. Рим. 2, 5–7; 14, 10 ; 1Кор. 4, 5 ; Еф. 6, 8 ; Кол. 3, 24. 25 ; 2Сол. 1, 6–10 ; 2Тим. 4, 1 ; Апок. 20, 11–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

5:21); ибо очи Его над путями человека, и Он видит все шаги его. Нет тьмы, ни тени смертной, где могли бы укрыться делающие беззаконие (Иов. 34:21—22); На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых (Прит. 15:3); нравственное состояние нашего сердца: ибо Господь испытует все сердца и знает все движения мыслей (1 Парал. 28:9; срав. 20:27); Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его? Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности (Иер. 17:9,10); Ты один знаешь сердце сынов человеческих (2 Парал. 6:30; срав. Пс. 7:10; Сир. 42:18); Ты, Господи, Сердцеведец всех (Деян. 1:24; срав. 15:8); наши потребности, желания, слезы, молитвы: Господи! пред Тобою все желания мои, и воздыхание мое не сокрыто от Тебя (Пс. 37:10); Тебя исчислены мои скитания (Псал. 55:9); Очи Господни обращены на праведников, и уши Его — к воплю их (Пс. 33:16; 1 Петр. 3:12); помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Матф. 6:6). д) Бог знает все прошедшее: ибо Ведомы Богу от вечности все дела Его (Деян. 15:18; срав. Сирах. 23:29; 42:19—20), и настанет некогда день, когда Господь будет праведно судить вселенную (Деян. 17:31), когда осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения (1 Кор. 4:5), и Который воздаст каждому по делам его (Рим. 2:6). e) Бог знает все настоящее: Преисподняя и Аваддон [открыты] пред Господом, тем более сердца сынов человеческих (Притч. 15:11); он открывает глубокое и сокровенное, знает, что во мраке, и свет обитает с Ним (Дан. 2:22). Ибо Он прозирает до концов земли и видит под всем небом (Иов. 28:24). ж) Бог знает все будущее: Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось (Ис. 46:9—10; срав. 41:23; Дан. 13:42; Прем. 8:8). И именно — аа) будущее не только необходимое, но и случайное, свободное: прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя (Иер. 1:5); Ты разумеешь помышления мои издали. Иду ли я, отдыхаю ли — Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе (Пс.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

Epist. с. 5. 418 Attendamus ergo, ne forte, sicut scriptum est: multi vocati, parvi electi, inveniamur. Ibid. cap. 4. Приводим слова по древнему переводу, потому что первые 4 главы этого послания в подлиннике не дошли до нас. Надобно припомнить, что св. Варнава был родом Иудей, а Иудеи употребляли выражение: как писано – только по отношению к одним священным книгам Писания. 419 Например: Μλιστα μεμνημνοι τν λγων το Κυρου ’I ησδυ, o ς λλησε διδσκων πιεκειαν κα μακροθυμαν. υτως γρ ε πεν’ λεετε, να ελεηθτε, φετε, να πεθ μν... μτρ μετρετε, ν υτ μετρηθσεται μν. Epist. 1, cap. 13. – Лук. 6, 35–36 . Или: μνσθητε τν λγων ’I ησδυ το Κυρου μν, ε πε γρ’ οα τ νθρπ κιν, καλν ν υτ, ι οκ γεννθη... να τν κλεκτν μου σκανδαλσαι, κρεττον ν υτ περιτεθναι μλον, κα καταποντισθναι ις την θλασσαν, να τν μικρν μου σκανδαλσαι. Ibid. cap. 46. сн. Матф. 26, 24; 18, 6 ; Марк. 9, 42 ; Лук. 17, 2 . 421 Κα τρα δ γραφ λγει’ τι υκ λθον καλσαι δικαους, λλ μαρτολυς. Epist. II, cap. 2. 423 Lumperi Hist. Theologico-Critic. de vita, scriptis et doctrina S. Patrum... trium primorum saeculorum. Aug. Vindelic. 1783, pag. 1–3. 424 Jacobson. S. Clementis, S. Ignatii, S. Polycarpi, quae supersunt. Oxon. 1838, tom. I, p. 244–253 et tom. II, pag. 454–461. 425 Именно – до 30 мест. См. в вышеупомянутом издании Якобсона tom. II, pag. 597: Index S. Scripturarum, toto opere citatarum, и снести с этим исчисленные нами места у других мужей Апостольских, коих сочинений нет в издании Якобсона. 430 Главнейшие возражения против подлинности Евангелий и опровержения этих возражений можно читать в небольшой книге: Certitude des preuves du Christianisme ou réfutation de l’examen critique des Apologistes de la religion Chrétienne par Bergier, Paris, 1838, chap. 1 et 11. 431 Евангелие от Матфея, хотя написано на Еврейском языке, но сохранилось до нас только в Греческом переводе. 432 Лучшие сочинения, в которых собраны и обозрены эти свидетельства, суть: 1) Pezron – Histoire Evangélique, confirmée par la Judaïque et la Romaine, помещённая в 27 томе Cursus completi Sacrae Scripturae...

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Herodot. VII, 114. Ryssel, S. 90, Anm. 21 О Хироне ничего неизвестно. 22 У В. Рисселя: Евмений. Разумеется афинянин, после марафонской битвы принесший в Афины весть о победе. 23 Еврот (у Рисселя: Еврит) и Аристодем принадлежали к знаменитому отряду (из 300 чел.) Леонида и вследствие болезни были отпущены; однако Еврит велел нести себя в битву, когда узнал, что Персы обошли героев, и умер в сражении. Аристодем не возвратился в отряд. Herod. VII, 229. Ryssel, S. 90, Anm. 24 Может быть: что пребываешь в покое? 25 Или: быть бездеятельными. 26 св. Григорий, очевидно, разумеет присутствовавших в собрании христианских философов, друзей Оригена. 27 Лук. 21:1–4; Марк. 12:41–44. 28 δ οτο μονονουχ ατς ατν περιν. I. A. Darner, Entwicklungs–geschichte der Lehre von der Person Christi. 2 Aufl. 1 Th. Stuttgart 1845, S. 735, понимает это место так: «Ибо Отец соделал Его единым с Собою, так что почти можно сказать, что Отец чрез Него выступает из Себя Самого, чтобы Себя Самого постигнуть». 29 Быт. 48:15. 30 Ср. Исаии 9:6. 31 В основе эхих разсуждений св. Григория (§§ 50–53), очевидно, лежит учение стоической школы, что развитие в человеке λγος или γεμονιν заканчивается в 14 лет; этот взгляд нашел широкое распространение и вне школы и послужил мотивом для предписания начинать обучение философии с 14–летняго возраста. 32 1 Цар. 18:1. 33 Именно Аполлону, храм котораго в Дельфах имел надпись: γνϑι σεαυτν. 34 Φρνησις и σωροσνη — одного корня. 35 К четырем перечисленным обще–человеческим добродетелям, о которых учили и языческие философы, св. Григорий присоединяет две специально христианския добродетели. 36 Ср. Ис. 22:22; 12:14; Апок. 3:7. 37 Ср. Быт. 3:22. 38 Ср. Матф. 15:13. 39 Ср. Быт. 3:23. 40 К переводу §§ 185–187 см. поправки Aug. Brinkmann’a в «Rheinisches Museum für Philologie», N. F. B. 65, H. 1. S. 74–75. 41 Cp. Быт. 3:17, 14 42 Cp. Быт. 3:18. 43 Лук. 15:11 сл. 44 Псал. 16:4. 45 Псал. 136:4 46 4 Цар. гл. 24 и 25. 47 Псал. 136:1–3. 48 Ср. Лук. 10:30. Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Аминь. Слово в неделю ХХ-ю по Пятидесятнице, сказанное в Предтеченс...     «И видев ю Господь милосердова о ней, и рече ей: не плачи» (Лук. 7:13).    В прошедшее воскресенье, братие, мы слышали из Евангелия заповедь нашего Спасителя о любви ко врагам; ныне слышим другую Его заповедь о любви и милосердии к несчастным. Ту заповедь Он преподал нам словом, сказав: «любите враги ваша» (Лук. 6:35); эту преподает собственным примером, показав милосердие и сострадательность к несчастной вдовице наинской, лишившейся единственного сына, и воскресив его из мертвых. Великая разность между этими двумя заповедями. Первая, — заповедь о любви ко врагам, есть исключительно христианская: ее не внушает человеку закон природы, не внушала и не внушает ни одна из вер, существовавших и существующих вне христианства, — ни языческая во всех своих видах, ни магометанская, ни даже иудейская (Матф. 5:46—47). Напротив, заповедь о сострадательности к несчастным громко проповедует сама человеческая природа, знали и знают язычники, подробно излагает магометанство, и еще подробнее иудейство.    Но, братие, несмотря на то, что заповедь о милосердии не принадлежит к числу отличительных заповедей христианских, мы, как христиане, должны отличаться исполнением ея более всех других людей, не исповедующих нашей св. веры: потому что, кроме общих для всех побуждений к милосердию, мы имеем еще особенныя, высочайшия.    Посудите прежде всего, не мы ли сами более всех других людей пользуемся милосердием и щедротами нашего общого Господа и Владыки. Прочие люди, не-христиане, участвуют вместе с нами только в милостях Его, как Творца и Промыслителя, а мы наслаждаемся еще милостями Его, как Искупителя. Велики, неизмеримы милости к нам нашего Творца: Он даровал нам бытие единственно по своей безконечной благости, устроил наше тело с такими совершенствами, которыми превосходит оно тела всех прочих животных, оживотворил нас, и только нас одних на земле, душею разумною и безсмертною, украсил нас своим собственным образом, превознес нас над всеми земнородными, поставил нас царями и владыками природы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3598...

В таком месте обитания праведников будет соответствующая восточным нравам обстановка для вполне беспечной, приятной жизни: праведники будут иметь шелковую зелёного цвета одежду. золотые и жемчужные запястья, седалища и постели, украшенные золотом, подушки и ковры, посуду для яств и кубки для питья, прислужников и мальчиков и вечно юных супруг-гурий (хурий). „Боящихся Господа своего толпами поведут к раю, и когда они подойдут к нему, отверзнутся врата его. Стражи 295 его скажут им: „Мир вам! Вы были добрыми; за то войдите в него, оставаясь в нём навеки”. – Они скажут: Слава Богу, верно исполнившему для нас обетование своё, давшему нам в наследие эту землю, чтобы нам обитать в раю, где ни пожелаем! (Коран 39, 73–74. Ср. Еванг. Матф. гл. 5, ст. 5 и гл. 25 ст. 34–40). „Истинно, для тех, которые уверуют и будут творить добро... истинно, Мы не дадим погибнуть награде того, кто делал благие дела... для них сады Эдема, по которым текут реки... Они, нарядясь в золотые и жемчужные запястья, облекшись в зеленые одежды из штофа и атласа, будут восседать на седалищах” (18, 29–30). Седалища их будут также украшены дорогими камнями (56, 15). Облокотившись на них и сидя друг против друга, они будут похваляться своими нарядами (44. 53). На седалищах будут рядами разложены подушки и расставлены кубки, а под ногами разостланы ковры (88, 13–16). „Тем, которые боятся Господа своего, будут два сада (какое из благодеяний Господа вашего вы почтете ложным)!, обильные деревами. Какое из благодеяний Господа вашего вы почтете ложным! В обоих (садах) по два текучих источника. Какое из благодеяний Господа вашего вы почтете ложным! В обоих по два рода всяких плодов. Какое из благодеяний Господа вашего вы почтёте ложным!.. Они будут возлежать на постели, у которых подкладка из шелковых тканей, когда плоды обоих садов к ним близки. Какое из благодеяний Господа вашего вы почтёте ложным! В них будут скромным взором (хурии), с которыми прежде них не сообщались ни люди, ни гении. Какое из благодеяний Господа вашего вы почтёте ложным! Они подобны яхонтам и кораллам. Какое из благодеяний Господа вашего вы почтёте ложным! Награда за добро, не добра ли? Какое из благодеяний Господа вашего вы почтёте ложным! Но кроме тех двух, есть ещё два сада темно-зеленые. Какое из благодеяний Господа вашего вы почтёте ложным! В обоих два многоводные источника. Какое из благодеяний Господа вашего вы почтёте ложным! В обоих плоды, пальмы, гранаты. Какое из благодеяний Господа вашего вы почтёте ложным! В них добротные, красивые (хурии). Какое из благодеяний Господа вашего вы почтёте ложным! Черноокие, укрытые в шатрах. Какое из благодеяний Господа вашего вы почтёте ложным! С ними прежде них не сообщались ни люди, ни гении. Какое из благодеяний Господа нашего вы почтёте ложным! Они будут опираться на зелёные подушки и на прекрасные габкарийские ковры. Какое из благодеяний Господа вашего вы почтёте ложным! Да будет благословенно имя Господа твоего, Владыки славы, величия” (55, 46– 78).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

В этом падшем мире люди нередко плохо обращаются друг с другом; но ещё чаще они ужасно обращаются с собой. Алкоголик или наркоман, разрушающий своё здоровье, показывает, что ценит свою жизнь крайне низко и не видит в ней смысла. То же самое можно сказать о людях, безрассудно подвергающих себя смертельной опасности, чтобы сделать пару экстремальных фотографий для социальных сетей. Люди, совершающие преступления, вредят другим – но более всего, себе. Они пускают под откос собственную жизнь, часть которой проведут за решеткой. Все эти люди могут быть «самолюбивы» в том смысле, что будут крайне болезненно реагировать на проявления пренебрежения со стороны других – но они совершенно не любят себя. В том смысле, что не желают себе блага. Их жизнь не обладает ценностью в их собственных глазах. Христианство говорит, что наша жизнь обладает огромной ценностью в глазах Бога. Он сотворил каждого из нас отдельно, по особому Своему замыслу. Как говорит псалмопевец, «Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» ( Пс.138:16 ). Он – Тот, Кто всегда желает нам блага, даже если мы себе никакого блага не желаем. Человек может считать себя ничтожным и никому не нужным – но Богу он нужен настолько, что Христос взошел на Крест ради его спасения. Нам может казаться, что наши поступки не имеют значения и ни на что не влияют, но истина состоит в том, что их видит, признает и оценивает Создатель вселенной. И если мы доверимся Ему и последуем за Ним, мы обретём нечто бесконечно ценное – то, для чего мы были созданы, то, что сделает нас по-настоящему и навсегда счастливыми. Господь в Евангелии рассказывает притчу о жемчужине: «Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее» ( Матф.13:45:46 ). В конце нашего земного пути мы призваны обрести нечто настолько ценное, что это оправдает и наполнит смыслом всё, что нам нужно будет претерпеть по дороге.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Мало того! Мы знаем из Евангелия, что кроткий и смиренный Господь, молившийся впоследствии за Своих распинателей: «Отче, прости им, ибо не знают, что делают»( Лук. 23, 34 ), не только употреблял резкие слова осуждения, но прибегал иногда и к очень сильным и решительным мерам физического воздействия: так, Он дважды – в самом начале Своего общественного служения – и вторично – в самом конце его, незадолго до Своих крестных страданий, совершил изгнание торгующих из храма. Живо и образно передают нам об этих событиях св. евангелисты. Не будучи в состоянии стерпеть безобразного торгашества, которое завели под покровительством самих священников и даже при участии первосвященников, имевших большой доход от продажи голубей, иудеи в иерусалимском храме, Господь Иисус Христос, «сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул», сказав при этом продавцам: «Дома Отца Моего не делайте домом торговли»( Иоан. 2, 14–17 ). А после Своего торжественного входа во Иерусалим перед своими страданиями Он снова, войдя в храм, «выгнал всех продающих и покупающих, опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей и говорил им: написано «Дом Мой Дом молитвы наречется», а вы сделали его вертепом разбойников»( Матф. 21, 12–13 ; Марк. 11, 15–17 ; Лук. 19, 45–46 ). Что же это такое? И как далеко это от той мнимо христианской «любви» и всеобемлющего «всепрощения», которые проповедуют современные либералы – «нео христиане»! И не найдут ли они, более «любвиобильные», чем Сам Господь, такие слова и действия Безгрешного Господа греховными и недопустимыми, противоречащими Его учению: не заклеймят ли они их столь излюбленными ими выражениями «мракобесия», «черносотенства», «мрачной средневековщины», «ретроградства», «инквизиции» и т. под.? Но можем ли мы думать, чтобы Господь наш Воплотившийся Единородный Сын Божий, пришедший на землю ради спасения нас, людей, ради научения нас Божественной Истине и жизни, согласной с нею, противоречил, в чем бы то ни было, Сам Себе – поступал вопреки Своему собственному учению?

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Правило 7: О том, что исповедание Господа преступающим заповеди Его недостаточно ко спасению Глава. Если кто исповедует, по видимому, Господа, и слушает Его учение, но заповедям Его не повинуется; то он осужден, хотя бы, по особому домостроительству, дано было ему иметь и духовные дарования. (Матф.7,21–23): «Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! " , войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» и проч. (Лк.6,46): «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю?». (Тит.1,16): «говорят, знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу». Правило 8: О вере, и несомненности глаголов Господних Глава 1: В рассуждении сказанного Господом не должно приходить в колебание и сомнение, но несомненно принимать, что всякий глагол Божий истинен и всесилен, хотя бы в противном уверяла природа. Ибо в этом — и подвиг веры. (Мф.14,25–31): «В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?» (Ин.6,52–53): «стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни». (Лк.1,13): «Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына». И вскоре потом (18–20): «И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных. Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время». (Рим.4,19–22): «И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении; не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное. Потому и вменилось ему в праведность».

http://predanie.ru/book/68862-tvoreniya/

Прежде всего – в совершенном отдалении душ грешных от Бога, Виновника нашего бытия и блаженства. «Идите от Меня проклятии ( Мф.25:41 ), – скажет им грозный Судья, – не вем вас... отступите от Мене вси делающие неправды ( Лк.13:27 )». И это удаление от Бога и проклятие будет для грешников величайшим наказанием. «Лучше, – говорит Св. Иоанн Златоуст , – подвергнуться бесчисленным ударам молнии, нежели видеть кроткое Лицо Господа, от нас отвращающееся, – а ясное око Его, не могущее взирать на нас». (На Ев. Матф. бес. 23-я). Надобно помнить при этом, что грешники будут удалены от Бога на всегда, – т. е. что они никогда не удостоятся видеть Светлого лица Отца небесного, никогда не внидут в радость Господа Своего. К этому горестному чувству совершенного отделения души грешной от Бога присоединятся ужасные упреки совести – которая будет обличать грешника со всей силой. Она будет ясно представлять ему всё множество содеянных им грехов, все худые дела, слова и тайные мысли и желания, – и, – представляя всё это, будет укорять грешника в неблагодарности к Богу, – даровавшему нам все средства ко спасению, – в злоупотреблении даров Божиих, в нарушении Его заповедей. Сколь сожалеть будет грешник о днях земной жизни, погубленных для вечности, о заботах и трудах, понесённых не для снискания царства небесного, – а для приобретения земных благ! Поистине, будет тогда «скорбь и теснота на всяку душу человека творящего злое» ( Рим.2:9 ). «Страшнее тьмы и вечного огня, – говорит Св. Василий Великий , – тот стыд, с которым увековечены будут грешники, непрестанно имея пред глазами следы греха содеянного во плоти». Будучи несчастными по внутреннему своему состоянию, грешники будут не менее несчастны и по внешнему. Так местом, куда будут удалены грешники, будет ад, – место вечной, – непроницаемой тьмы ( Иов.10:22 ); – и в таком-то месте грешники никого не будут видеть вокруг себя, кроме духов злобы, бывших причиной их погибели. «Кто на земле грешил, – говорит Св. Ефрем Сирин , – и оскорблял Бога и скрывал дела свои, – тот будет ввержен во тьму кромешную, где нет ни луча света. Кто таил в сердце своём лукавство и в уме своём зависть, – того сокроет страшная глубина, полная огня и жупела. Кто предавался гневу и не допускал в сердце своё любви, даже до ненависти к ближнему, тот предан будет на жестокое мучение аггелам». Но самым мучительным наказанием для грешников будет неугасающий огонь адский. «Идите от Мене проклятии, – скажет Господь грешникам, – в огнь вечный, уготованный диаволу и аггелам его» ( Мф.25:46 )». Грешники будут гореть в этом огне – и всегда оставаться целы никогда не сгорят. Будут рыдать воплем отчаяния и проливать неутешные слёзы, но и слёзы не потушат адского пламени. «Ту будут плачь и скрежет зубом, не раз Спаситель повторял о месте, где будут заключены грешники ( Мф.8:12 , и др.). Они «будут мучимы здесь день и нощь во веки веков» ( Апок.14:11 ), – а эта то вечность мучений составит для грешников крайнюю высочайшую степень мучения.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010