Сей великий св. отец Церкви согласно с учением о Царстве Божием Христа и апостола Павла (Иоан. 3:5; Мф. 13:45—46, 13:33; Лука 19:12—27; Деян. 1:3—8; Рим. 14:17), вместе со св. отцами Антонием Великим, Макарием Египетским и Ефремом Сириным даже учит, что Царство Божие, которого Господь повелел нам прежде всего искать (Матф. 6:33), и есть возрождающая благодать Святаго Духа, как источник нашей святой жизни.    Но этого самого драгоценного для нас блага, этой возрождающей благодати Святаго Духа с ее святостью нет и не может быть у протестантов, ибо у них нет таинства Миропомазания. В крещении, как это явствует из «Православного исповедания», мы только очищаемся от грехов, умираем для жизни плотской и возрождаемся от Святаго Духа для жизни новой и святой. Но последняя возможна для нас только при помощи той благодати, которую мы получаем в таинстве Миропомазания. В этом Таинстве преподается нам Дух Святый со всеми Его дарами, возращающими и укрепляющими нас в духовной святой жизни.    Эта благодатная святая жизнь невозможна и для тех инославных христиан, которые хотя и имеют таинство Миропомазания, но в силу отвержения их Православной Церковью за ереси, благодать сия является у них недейственной и неспасительной.    Отсюда совершенно не правы православные экуменисты, когда в Святую Церковь включают всех еретиков, когда словами одного из своих экуменических вождей заявляют, что инославные и в отдельности и в лице целых групп (инославных церквей), как и отдельные грешные члены Православной Церкви, «станут святыми через благодать Божию и через любовь общения».    Здесь православные экуменисты смешивают воедино отдельных членов Православной Церкви, как грешников и немощных людей, с инославными христианами и их «церквами», полагая, что те и другие станут святыми через благодать Божию и через любовь общения.    Но между теми и другими существует огромная разница. Члены Православной Церкви, будучи грешниками как бы ни были велики их грехи, всегда могут через таинство Покаяния и при помощи действенной и спасительной благодати стать святыми — достигнуть истинной и совершенной благодатной святости. Но еретикам в отдельности или в их целых группах, организациях эта святость никогда не будет присуща, ибо у них не действует благодать таинства Миропомазания и благодать таинства Покаяния. Еретики могут быть святыми только после покаяния или отречения от всех своих ересей и после воссоединения с Православною Церковью. Только тогда инославных христиан можно включить в состав Святой Христовой Церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Живо и образно передают нам об этих событиях св. евангелисты. Не будучи в состоянии стерпеть безобразного  торгашества,  которое завели, под покровительством самих священников и даже при участии первосвященников, имевших большой доход от продажи голубей, иудеи в иерусалимском храме, Господь Иисус Христос,  «сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, и овец и волов, и деньги у меновщиков разсыпал, а столы их опрокинул»,  сказав при этом продавцам:  «Дома Отца Моего не делайте домом торговли»   ( Иоан. 2, 14–17 ). А после Своего торжественного входа во Иерусалим перед Своими страданиями, Он снова, войдя в храм,  «выгнал всех продающих и покупающих, опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано: Дом Мой Дом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников»   ( Матф. 21, 12–13 ; Марк. 11, 15–17 ; Лук. 19, 45–46 ). Что же это такое? И как далеко это от той мнимо-христианской «любви» и всеобъемлющего «всепрощения», которые проповедуют современные либералы – «нео-христиане»! И не найдут ли они, более «любвеобильные», чем Сам Господь, такие слова и действия Безгрешного Господа  греховными  и недопустимыми, противоречащими Его учению: не заклеймят ли они их столь излюбленными ими выражениями «мракобесия», «черносотенства», «мрачной средневековщины», «ретроградства», «инквизиции» и т. под.? Но можем ли мы думать, чтобы Господь наш, Воплотившийся Единородный Сын Божий, пришедший на землю ради спасения нас, людей, ради научения нас Божественной Истине и жизни, согласной с нею, противоречил,  в чем бы то ни было, Сам Себе – поступал  вопреки  Своему собственному учению? Об этом, конечно, не может быть и речи: думать так было бы величайшим кощунством! Но вот Он так поступал! Следуя примеру Самого Господа, и Его Святые Ученики и Апостолы не боялись в нужных случаях «осуждать»  людей, упорно противившихся той Евангельской Истине, которую они проповедывали, и прибегать иногда к самым решительным мерам воздействия для обуздания и пресечения зла. Так, св. Апостол Петр сурово осудил за допущенный ими обман Ананию и Сапфиру, которые были наказаны мгновенною смертью только за то, что  «утаили из цены земли»,  проданной ими, некую часть, вместо того, чтобы полностью принести все в жертву Церкви ( Деян. 5, 1–11 ). Св. первомученик Архидиакон Стефан открыто при всех, в заседании синедриона, осудил своих сородичей иудеев, назвав их  «жестоковыйными»  и  «людьми с необрезанным сердцем и ушами», и обвинив их в том, что они  «всегда противятся Духу Святому,»  что они  «убивали пророков»  и, наконец,  «сделались предателями и убийцами»  Самого Господа Иисуса Христа, о пришествии Которого предвозвещали эти пророки ( Деян. 7, 51–52 ). Св. Апостол Петр осудил Симона-Волхва за его попытку купить благодать Св. Духа за деньги, сказав ему:  «сребро твое да будет с тобою в погибель... вижу тебя исполненнаго горькой желчи и в узах неправды»   ( Деян. 8, 18–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

23:6), сильно гордятся названием — учителя (Матф. 23:7), чрезмерно хвалятся охранением закона посредством расширения «воскрилий риз своих» (Матф. 23:5), но нисколько не заботятся об истине и не исполняют ни одного дела благочестия. Таково жало зависти: лишь только оно вонзилось в душу, поражает всего человека; зависть ослабляет силу помышления о добре, до крайности извращает чувства, пользование коими есть средство к познанию, и не позволяет помышлять о полезном, укреплять слух памятью и правильно созерцать видимое.    Мы же, возлюбленные, станем избегать сих душевредных страстей. Будем удаляться тщеславия (Флп. 2:3), из-за которого пал первым падением первый из бесплотных (Ис. 14:12). Станем избегать зависти (1 Петр. 2:1) и в особенности потому, что она для того, кто имеет ее является гибелью, нисколько или мало опечаливающею того, кому завидуют. Будем удаляться самомнения и честолюбия, которыми прогоняется уразумение истины. Станем избегать неблагодарности (2 Тим. 3:2) и хуления (Кол. 3:8). Ибо все это низвергло архиереев и книжников иудейских в бездну погибели (Матф. 23:13), привело их в неистовство Христоубийства (Мк. 11:18) и сделало не разумнее младенцев (Матф. 21:15—16). Не будем подражать неразумию иудеев, но взревнуем благодарению детей. Будем следовать не богоборству старейшин, но богословствованию младенцев, не слепоте завидующих, но богопознанию воспевающих, не злобе убивающих, но незлобию младенствующих. Будем и мы как дети, ибо Господь говорит: «аще не обратитеся, и будете яко дети, не внидете в Царство Небесное» (Матф. 18:3). Будем детьми по незлобию, не записывая в своей душе ничего дурного или лукавого, но, освободившись от образов злочестия и приняв и вписав в своей душе благочестивую веру, (станем стремиться) к тому, чтобы войти в Царство Небесное (Матф. 5:20). Принесем Господу ваии сострадания и человеколюбия, дабы войти нам в вечную радость праведников (Матф. 25:46). Выйдем в сретение Ему, грядущему на «жребяти осли» (Иоан. 12:15), предавшему позору безумие иудеев (Матф.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Таково жало зависти: лишь только оно вонзилось в душу, поражает всего человека; зависть ослабляет силу помышления о добре, до крайности извращает чувства, пользование коими есть средство к познанию, и не позволяет помышлять о полезном, укреплять слух памятью и правильно созерцать видимое. Станем же, возлюбленные, избегать сих душевредных страстей. Будем удаляться тщеславия ( Флп. 2:3 ), из-за которого пал первым падением первый из бесплотных ( Ис. 14:12 ). Станем избегать зависти ( 1Петр. 2:1 ), и в особенности потому, что она для того, кто имеет ее, является гибелью, нисколько или мало опечаливающею того, кому завидуют. Будем удаляться самомнения и честолюбия, которыми прогоняется уразумение истины. Станем избегать неблагодарности ( 2Тимоф. 3:2 ), и хуления (Колосс. 3:8). Ибо все это низвергло архиереев и книжников иудейских в бездну погибели ( Матф. 23:13 ), привело их в неистовство Христоубийства ( Марк. 11:18 ) и сделало неразумнее младенцев ( Матф. 21:15–16 ). Не будем подражать неразумию иудеев, но возревнуем благодарению детей. Будем следовать не богоборству старейшин, но богословствованию младенцев, – не слепоте завидующих, но богопознанию воспевающих, – не злобе убивающих, но незлобию младенствующих. Будем и мы, как дети, ибо Господь говорит: аще не обратитеся, и будете яко дети, не внидете в царство небесное ( Матф. 18:3 ). Будем детьми по незлобию, не записывая в своей душе ничего дурного или лукавого, но, освободившись от образов злочестия и приняв и вписав в своей душе благочестивую веру, (станем стремиться) к тому, чтобы войти в царство небесное ( Матф. 5:20 ). Принесем Господу ваии сострадания и человеколюбия, дабы нам войти в вечную радость праведников ( Матф. 25:46 ). Выйдем в сретение Ему, грядущему на жребяти осли ( Ин. 12:15 ), предавшему позору безумие иудеев и присвоившему Себе усыновление народов ( Ин. 12:20–23 ). Станем сретать Его, постилая одежды свои ( Марк. 11:8 ). Как же будем постилать? – Именно, станем раздавать их бедным, ибо Он принимает на Себя их нищету и восклицает: понеже сотвористе единому сих братий Моих менших, Мне сотвористе ( Матф. 25:40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Итак, не удивляйся, если и в последующих словах Христос или вовсе не говорит о Себе, или со смирением: прежде всего Он заботился только о том, чтобы слово его было принято слушателями охотно, и во всем показать, что Он не противник какой-либо Богу, но единомыслен и согласен с Отцом. Это самое и здесь делает. В продолжение всей беседы Он непрестанно упоминает об Отце, удивляясь Его премудрости, промышлению и попечению обо всем, о малом и о великом. Когда Он говорил об Иерусалиме, то назвал Его городом Царя великого; когда упоминал о небе, также наименовал Его престолом Божьим. Рассуждая о строительстве мира, Он опять все приписывает Богу, говоря: «ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Матф. 5:45 ). И в молитве научил нас говорить: «ибо Твое есть Царство и сила и слава» ( Матф. 6:13 ). Равным образом и здесь, рассуждая о промысле Божьем, показывая, как Бог даже и в малых вещах является превосходным художником, говорит, что Он траву полевую одевает. И притом нигде не называет Его Своим Отцом, но Отцом их (слушателей), чтобы лучше убедить представлением о такой их почести, и чтобы они уже не негодовали, когда Он назовет Его Отцом Своим. Но если о маловажных и необходимых вещах не должно заботиться, то какого прощения будут достойны те, которые заботятся о вещах многоценных? Особенно же какого прощения будут достойны те, которые даже лишают себя сна, чтобы похитить чужое? «Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники» ( Матф. 6:31–32 ). Видишь ли, как Он опять, и притом гораздо сильнее, нежели прежде, обличает слушателей, и показывает притом, что Он не заповедует ничего трудного и неудобоисполнимого? Подобно тому как тогда, когда Он говорил: если любите любящих вас, то ничего великого не делаете, – и язычники тоже творят ( Матф. 5:46–47 ), – этим напоминанием о язычниках возбуждая Своих слушателей к большему, – так и теперь представляет язычников для того, чтобы обличить нас и показать, что Он от нас требует самого необходимого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Сии черви будут есть и терзать тех человеков, которые здесь отнимают что-либо лихоиманием. Будет там и тоска столь великая, что если бы возможно было умереть, то с усердием рады были бы приять смерть за сладость; но они никогда не умрут, ибо написано: взыщут человецы смерти, и не обрящут ея: и вожделеют умрети, и убежит от них смерть (Апокал. 9:6). Таковую тоску будут терпеть те человеки, которые ныне непрестанно пребывают в веселии, пьянстве и великой роскоши, а о Боге никогда не помышляют. Еще же будет там тьма кромешная, ибо написано: связавше ему руце и нозе, вверзите его во тьму кромешную ( Матф. 22:13 ); и вверженные в той тьме будут сидеть во веки, и никогда не будут видеть лица Божия. Сию тьму восприимут те, которые не допускают убогих видеть лица своего. Будет там и голод, поскольку Христос Сам рек: горе вам насыщеннии ныне: яко взалчете ( Лук. 6:25 ). Тот голод будут терпеть те люди, которые в веке сем не питают бедных и убогих. Будет там и жажда великая, ибо Сам же Христос сказал: яко вы возжаждете. Таковую жажду будут терпеть те, которые не напояют жаждущих здесь странных и убогих. Будет там и теснота великая, поскольку ад будет полон грешными человеками: одни сверху, другие посреди его, иные же на самом дне адском. Когда на страшном суде Христос Бог наш, скажет грешникам: идите от Мене проклятии во огнь вечный, – в тот час над грешниками земля расступится, как расступилась над Кореем, Дафаном и Авироном при Моисее, и тогда все грешники впадут во ад. Потом опять земля сомкнется в место; грешники же будут во аде под землею, как сосуде железном, тесно заперты и во веки неисходны, как говорит Сам Бог: идут сии в муку вечную ( Матф. 25:46 ). В сию тесноту адскую ввержены будут те, которые здесь насилием отнимают у кого что-либо и утесняют бедных и сирых; и кто каким образом согрешит, таковым и пострадает, – как и Соломон сказал: имиже кто согрешает, сими и мучится (Премудр. Солом. 11:17). Православные слушатели! Теперь вы знаете, почему не повелено бояться дщери Сионовой, когда к ней приходит Христос, Царь славы.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

43. «…Ты, Который возносишь меня от врат смерти…» (Пс. 9:14). Игра в разведчиков Дети играют в разведчиков. Когда они кого-то замечают из своих укрытий, то кричат ему, что он убит. Проигравший выходит из игры. Вот они кричат толстому мальчику: «Коля убит!» – «Ранен!» – отзывается тот. Снова крики: «Коля убит!» – «Опять ранен!» – слышится в ответ. Дети возмущаются: «Да тебя уже давно нет, а ты все еще только «ранен»!». 44. «Сердце мое говорит от Тебя: " ищите лица Моего " ; и я буду искать лица Твоего, Господи.» (Пс. 26:8). Знание и самоотверженность Не бывает: В одной берлоге двух медведей, Добра без награды, Зла без наказания, Знания без самоотверженности. 45. «Ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.» (Матф.16:23). Человеческое Если ты думаешь, что ты что-то сделал, значит – ты ничего не сделал, Если ты думаешь, что ты что-то сказал, значит – ты ничего не сказал, Если ты думаешь, что ты что-то понял, значит – ты ничего не понял, Если ты думаешь, что ты что-то услышал, значит – ты ничего не услышал. 46. «…Ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» (Мф. 13:12). Ловля кролика У одного фермера убежал из вольера кролик. Он метался по двору и не давался в руки. На шум пришел сосед. Вместе с фермером они начали ловить кролика, с двух сторон, прижимая к кустам. Кролик забился в заросли, а сосед полез за ним. Послышался шум борьбы, отчаянное барахтанье и стоны. Затем все стихло. Хозяин кролика, не видя, что произошло в зарослях, и предполагая, что кролик пойман, спрашивает: «Ну, что? Легко было поймать?» – «Да, поймать-то было легко, а вот удержать – трудно», – выбираясь из зарослей, ответил сосед, исцарапанный сбежавшим кроликом. 47. «…Торжествуйте, все правые сердцем.» (Пс. 31:11). Выступление старого профессора Одного старенького профессора любили и студенты, и коллеги. Но особенное признание он получил после одного выступления перед многочисленной аудиторией, где также присутствовали ученые, придерживавшиеся иных научных воззрений. Один за другим, они находили слабые места в докладе профессора и язвительными репликами довели старика до того, что слезы побежали по его щекам. Тем не менее, он нашел в себе силы и прерывающимся голосом поблагодарил коллег за их ценные замечания, пообещав внести их поправки в свою работу. Позже, когда профессор удрученный, шел по коридору, к нему подходили разные люди и пожимали руку. В их глазах он был настоящим победителем.

http://isihazm.ru/1/?id=115

Спрашивается, какое значение имели эти вечери, и откуда получили они свое начало? Есть ли это явление чисто христианское или же привнесенное отвне? Бесспорно, подобные вечери существовали как в иудействе, так в язычестве, и новообращенные христиане иудейские вечери могли знать по опыту, так как сами участвовали в них до своего обращения, языческие – по слуху. Но одна аналогия, и притом чисто внешняя аналогия вечерей христианских с дохристианскими, не дает права ставить их в – исторически причинную связь и первые производить из последних. Мы должны вникать в сущность исторического явления, как представляется оно само в себе, в своей объективной действительности, и на основании положительных данных объяснять его происхождение. Из книги Деяний гл.2, ст.46, мы видим, что христианские вечери получили свое начало естественно и независимо от сторонних влияний, с первым зарождением христианского общества, которое в них именно впервые открылось, как собственно христианское общество, в отличие от общества Иудейского. Отделившиеся от «рода развращенного» ( Деян. 2, 40 ), соединенные крещением, исполненные Духом Святым, христиане образовали одну семью и имели все общее ( Деян. 2, 44–45 и 4, 34–35), даже ежедневные вечери. К такой тесно сплоченной общинной жизни – совне располагала опасность, грозившая им со стороны их соплеменников, изнутри – тот дух братства и свободной любви друг к другу, какой породило христианство. Сам Спаситель, Своим отношением к ученикам, – представил первообраз истинно христианской жизни. Сам Он считал Себя отцом и обращался с ними, как со Своими детьми ( Матф.10, 25; 20, 1 . Лук.13, 25 ), Его малое стадо или малый кружок учеников лично принимали в них участие. Правда, название ( γπαι) указывает на то, что они обязаны своим происхождением главным образом христианской братской любви ( αγπη) или, лучше, общению ( κοινωνα), которое нашло в них соответствующее выражение своего существа. Тертуллиан противополагает характер христианских агап характеру языческих обедов, к которым допускались и бедные, и в этом отношении указывает существенную разницу между теми и другими. В то время как там бедные допускались к столу только в качестве шутов, христиане принимали их, как братьев, чисто из любви к ним: на эту-то любовь указывает самое название γπαι... В этой-то любви, в этом общения исключительно и полагают источник или начало происхождения агап, по примеру Златоуста, который называет агапы απρροια της κοινωνας εκενης... Как ни неоспоримо это все-таки остается необъясненным, почему христианская братская любовь и общение в общей именно трапезе искали своего осуществления, а не проявились в другой какой-нибудь форме.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

13:17). Захочет ли кто, по небрежности, лишиться своего спасения и вечной жизни, и не внимать словам Спасителя, который сказал в Своем Евангелии: «приидите ко Мне вся труждающиися и обремененнии и Аз упокою вы» (Матф. 11:28)? Зовет нас Христос в Царство Свое небесное и велит заменить заботу бремени греховнаго чистосердечным покаянием. Идите к иерею, отцу духовному, с покаянием и слезами, откройте свои худыя дела и не совершайте их вторично, потому что только то есть истинное покаяние, после котораго прежние грехи вами презираются. И когда увидит иерей такое ваше намерение, то он может очистить и приблизить вас к Богу и сделать причастниками тела и крови Христовой, так как святители и иереи — ходатаи между Богом и людьми. Поелику же и они немощны, то приносят жертву о себе и о людских грехах. Поэтому, дети, постарайтесь быть милостивыми и снисходительными, как учит нас великий ап. Иаков, брат Господень: «суд бо без милости есть не сотворшему милости» (Иак. 2:13). И теперь, дети, какая сила ваша может исполнить закон Божий, не словом, но делом, как сказал Спаситель: «что Мя зовете: Господи, Господи, а не творите воли Моея» (Лук. 6:46)? «И отъидите от Мене, не ведех вас» (Матф. 7:23). Вы же, дети, воспринимайте в души ваши и напишите на сердцах своих речи евангельския, проповеди апостолов и постановления св. отцев. К церковному богослужению будьте, дети, поспешны, предупреждая друг друга, как Иоанн Богослов предупреждал Петра, когда оба вместе спешили ко гробу Христову. Князья бояре, купцы и всякий правоверный христианин! Оставьте все свои дела, спешите на церковную молитву без лености и не говорите так: помолимся дома, ибо такая молитва ничего не значит без церковной молитвы. Как дом не может согреться дымом без огня; так и домашняя молитва без церковной. Ибо церковь называется земным небом, поелику в ней закалается Агнец, Сын, Слово Божие, за очищение грехов всего мира, верных и людей, боящихся слов Божиих, в ней же проповедуется Евангелие Царствия небеснаго, Деяния св.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2656...

Поелику же и они немощны, то приносят жертву о себе и о людских грехах. Поэтому, дети, постарайтесь быть милостивыми и снисходительными, как учит нас великий ап. Иаков, брат Господень: (Иак. 2:13). И теперь, дети, какая сила ваша может исполнить закон Божий, не словом, но делом, как сказал Спаситель: (Лук. 6:46)? (Матф. 7:23). Вы же, дети, воспринимайте в души ваши и напишите на сердцах своих речи евангельския, проповеди апостолов и постановления св. отцев. К церковному богослужению будьте, дети, поспешны, предупреждая друг друга, как Иоанн Богослов предупреждал Петра, когда оба вместе спешили ко гробу Христову. Князья бояре, купцы и всякий правоверный христианин! Оставьте все свои дела, спешите на церковную молитву без лености и не говорите так: помолимся дома, ибо такая молитва ничего не значит без церковной молитвы. Как дом не может согреться дымом без огня; так и домашняя молитва без церковной. Ибо церковь называется земным небом, поелику в ней закалается Агнец, Сын, Слово Божие, за очищение грехов всего мира, верных и людей, боящихся слов Божиих, в ней же проповедуется Евангелие Царствия небеснаго, Деяния св. апостолов, Соборныя послания, 14 посланий знаменитаго нашего учителя ап. Павла, прославляются отцы семи вселенских Соборов, и престол Божией славы невидимо осеняется херувимами, священническими руками тело и кровь Божественная принимается и преподается верующим людям для очищения и спасения души и тела. И такое страшное, и грозное, и преславное чудо Божие — как церковное управление, — и вы хотите заменить своею домашнею молитвою и приобресть себе пользу? Таким образом, дети, разсмотревши сказанное, постарайтесь исполнить сердца свои страхом, вникнуть в это своим разумом и присовокупить домашнюю свою молитву к церковной. Когда, дети, приходите в церковь, то имеете со всеми мир и со всеми любовь, как сказал Спаситель: (Матф. 5:23—24). Входя же в церковь, благоговей душею и телом, поелику не в простой дом входишь; ибо если, дети, так будете делать, то и молитва церковная за вас будет принята Богом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2656...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010