Когда Господь сказал: «О дне же том или часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (Марк. 13:32), — сказал о Себе в состоянии добровольного уничижения; ведущий по Божеству, Он смирил Себя до неведения по человечеству. Подобным образом толкует эти слова св. Григорий Богослов. Когда сказал Господь: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Матф. 26:39), — показал в Себе человеческую немощь плоти, однако согласовал Свою человеческую волю со Своей Божеской волей, которая есть одна с волей Отца (блаж. Феофилакт). Истина эта выражена в словах евхаристического канона литургии св. Иоанна Златоуста об Агнце — Сыне Божием, «когда пришел, и все о нас завершил все предопределенное относительно нас, в ночь, в которую был предан, или вернее Сам Себя предал за жизнь мира» Когда воззвал Господь на кресте: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Матф. 27:46), — то воззвал от лица всего человечества. Он пришел в мир для того, чтобы перестрадать с человечеством его вину и его отдаление от Бога, его оставленность Богом, ибо, как говорит пророк Исайя, Он «Грехи наши носит и о нас болезнует». Так изъясняет эти слова Господа св. Григорий Богослов. Когда, отходя на небо по воскресении Своем, Господь сказал ученикам Своим: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Иоан. 20:1), — то говорил не в одном и том же смысле о Своем отношении к Отцу и об их отношении к Отцу Небесному. Поэтому и сказал в раздельности: не «нашему» Отцу, а «Отцу Моему и Отцу вашему». Бог Отец есть Отец Его по естеству, а наш — по благодати (Преп. Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, книга 4, глава 8). В словах Спасителя заключена та мысль, что Отец Небесный стал теперь и нашим Отцом — и мы Его детьми — по благодати. Это совершено земной жизнью, крестной смертью и воскресением Христовым. «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими», — пишет апостол Иоанн (1 Иоан. 3:1). По совершении дела нашего усыновления Богу Господь возносится к Отцу как Богочеловек, т. е. не только в Божестве Своем, но и в Человечестве, и, будучи единого естества с нами, присоединяет слова: «к Богу Моему и Богу вашему», внушая, что Он навсегда соединился с нами Своим Человечеством.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Ст. 24. И наутрие внидоша в Кесарию; Корнилий же бе чая их, созвав сродники своя и любезныя други. Дивная душа: она оставляет все другие занятия, чтобы заняться единым на потребу, обрести единый бесценный бисер (Матф. 13, 46). Бе чая их. И одна ли она хотела воспользоваться сокровищем? Нет: Корнилий окружил себя другими, подобно ему жаждущими спасения, многими сродниками своими и многими друзьями (ибо как не иметь многих друзей столь благодетельному мужу?) всеми теми, в которых он умел и своим примером, и словесным убеждением поселить отвращение от язычества и желание веры истинной. Каково же должно быть чаяние Корнилия? И какую радость почувствовал он, когда вышел в сретение того, кого ожидал с нетерпением души пламенной. Ст. 25. Якоже бысть внити Петру, срете его Корнилий, и пад на ногу его поклонися. Это радость и вместе благоговение. Высокое понятие о св. Петре составил себе Корнилий: он видит в нем как бы существо небесное, принимает его (как после Галатяне Павла), яко Ангела Божия, яко Христа Иисуса (Гал. 4, 14). Зато и Петр как обращается с язычником, исполненным такой веры и такого смирения! Ст. 26 и 27. Петр же воздвиже его глаголя: востани, и аз сам человек есмь; и с ним беседуя, вниде. Здесь Петр прикоснулся не только руками к язычнику, но и душой своей к душе его. Здесь сретается смирение учителя с смирением ученика, страх Божий, воздающий одному Господу всю честь и славу, со страхом же Божиим, почитающим Господа во святых Его, любовь отеческая с любовью возвращающегося от заблуждения сына. Востани, говорит апостол: значит, Корнилий лежал в ногах его. И воздвиже лежавшего, — руками собственными, уже приемля его в свои объятия. Когда же Корнилий был воздвижен, ободрен, апостол начинает беседовать с ним, как с другом, и входит в дом, в котором открывается для Петра еще большая радость. И обрете собравшияся многи, не самое ли приятное для сердца апостольского зрелище? Не прекрасная ли жатва для жателя Христова? Видя такое собрание, жаждущее одного — слышать слово Божие, апостол, без сомнения, возрадовался той радостью, которую чувствовал Сам Господь его, когда увидел грядущих к нему самарян, и говорил ученикам: возведите очи ваша, и видите нивы, яко плавы суть к жатве уже (Иоан. 4, 35). Св. Петр мог вспомнить при сем, как Господь называл обращение грешников Своим брашном (там же, 32), для которого забывал всякую пищу земную, и вместе с тем уразуметь, что такое же вожделенное брашно и ему предлагалось в видении плащаницы (заколи и яждь), а теперь предлагается на самом деле в доме Корнилия. Блажени, сказано, алчущий и жаждущий правды (Матф. 5, 6): каково же блаженство тех, которые видят целый собор сих алчущих и сами алчут и жаждут напитать их словом правды!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

15 «In Scripturis, – говорит блаж. Августин, – per homines more hominum loquitur Deus.» De civ. Dei. lib. 17. cap. 6; и в другом месте: «Nulla locutionis genere loquitur Scriptura, quod in consuetudine hominum non inveniatur, quia utique hominibus loquitur.» De Trinit. lib. 1. cap. 13. 16 «Многое в Писании надобно принимать так, как сказано (то есть в собственном буквальном смысле); другое иначе, нежели как говорится (т. е. в переносном смысле), напр. в этом месте: пастися будут вкупе волк со агнцем ( Ис.11:6 )», – говорит св. Златоуст. Бесед. на псал. 46. 19 Кроме того, по указанию св. Церкви: «в Чермнем мори неискусобрачныя Невесты образ написася иногда. Тамо Моисей разделитель воды: зде же Гавриил слжитель чудесе. Тогда глубину шествова немокренно Израиль: ныне же Христа роди безсеменно Дева. Море по прошествии Израилеве пребысть непроходно: Непорочная по рождестве Еммануилеве пребысть нетленна». Догмат. 5-го гласа. 20 Розыск. стр. 366. – Св. Златоуст говорит: иное (в Писании) надобно принимать двояко: представляя и то, что подлежит чувствам, а вместе принимая и то, что под чвственным покровом созерцается умом, как напр. в том, что говорится о приношении Авраамом сына своего в жертву. Знаем, что он приносил сына своего, но кроме того созерцаем здесь и нечто другое, сокровенное, то есть, крест. Подобно сему и в агнце египетском видим опять образ страдания Христова». Бесед. на псал. 46. 21 «В притчах не нужно все изъяснять применительно к буквальному смыслу; но узнавши цель, для которой она сказана, обращать это в свою пользу и более ничего не испытывать». Злат. Бесед. 64 на Еванг. Матф. 22 Св. Исидор Пилус. в письме к пресвит. Мартин. говорит, что в священном Писании «подобие берется не в полном объеме, но только в том отношении, которое служит для объяснения речи; все прочее остается без приложения. Так Христос называется львом по царскому достоинству и силе непобедимой ( Быт.49:9 ); праведник называется львом по спокойствию и безбоязненности ( Прит.28:1 ); наконец диавол называется львом по лютости и кровожадности ( 1Пет.5:8 )». См. перев. в Христ. чт. 1828. част. 31. стр. 47 – 48.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Трудность вопроса поэтому только каноническая, так сказать, или формально-юридическая, а не идеологическая или догматическая. Нельзя, конечно, облечь в правило на правило и заповедь на заповедь ( Ис. 28:10 ) те «учения» – идеалы или «догмы» – поведения, коими Спаситель «упразднил закон заповедей» ( Еф. 5:12 ; Кол. 2:14 ) и коим «учить и наставлять» продолжает в Церкви «Утешитель Дух Святый» ( Ин. 14:2, 16:13 ), Который, где хочет, дышет ( Ин. 3:8 ), непрерывно и благодатно обвивая таинственные глубины Церкви Соборной. Поэтому, при действительной и истинной соборности Церкви Христовой, никаких неразрешимых недоумений в отношениях Ее Самой и Ее членов к государству мирскому и не было и быть не может. Такие недоумения возможны и были и бывают только там и тогда, где и когда заглушен живой глас веяния Духа-Ходатая в Церкви и уничижена соборность ее, например, в католичестве и протестантстве. Указатель мест и слов книги Деяний и параллельных, коих касаются толкования, содержащиеся в статье. Передние цифры указывают на цитаты, задние и курсивные – на страницы I, 13 περον Апрель. 763. Ibid. καταμνειν 763–764 I, 15 χλος νομτων 763. ib. ναστς ср. 2, 2 καθμενοι Ibid. I, 18 λκησεν 763. ib. χωρον 764. I, 19 κελδαμχ Ibid. I, 15. 21 ср. 2, 1 и 4, 32. 34 π ς Ibid. I, 21–22 755–756. I, 23 ср. 15, 22 βαρσαββ ς 760. I, 15–26 ср. 6, 5–6 избрание Апостола Матфия ср. избрание диаконов (5. а) 768–769. I, 24 καρδιογνστης 764. ib. νδειξον δν ξελξω – парал. из Иосифа Флавия 765. I, 24 τπον вм. χλρον Апр. 765. I 25 τπος διος 764. II, 1 ν τ συμπληροσθαι τν μραν τς πεντηκοστς 764–765. II, 6 τατης φωνς 765. II, 1–7 на кого сошел Дух Святый Май (5. ж) 232–233. II, 46 и 5, 42 κατ ο κον Апр. 765. III, 19 νψυξις ibid III, 19–21 толкование всего места (5, е) Май 227–232. III, 26 ν τ ποστρφειν Апр. 765. IV 5 ρχοντες 760. IV, 13 νθρωποι γρμματοι 760–761. IV, 19–20 и V, 29 в связи с Матф. 22. 15–21 , Римл. 13, 1–10 ср. 1Петр. 2, 13–20 и 1Тим. 2, 2–4 (5. б) 769–770 и приложение Июль – Август, особенно стр. 511–513. Дeяh. V, 1–11 толкование (5. г) Май 222–226 X, 34–35 толкование ср. 1Тим. 4, 10 Рм. 11, 26 Мф. 7 11. 21–27 (5. д) 226–227 XIV, 11–18 Апостол Павел понимал ликаонцев и ликаонцы – Апостола Апр. 761 XV, 6 ср. 12 и др. πλθος 765. XV, 20. 29 связь πορνεα с языческим культом. Ibid. XV-я глава Деян. – Апостольский собор стр. 770–771 (5. в) я приложение 2-е, стр. 239 Май. Термин стр. 765 Апр. Mф I, 16 Июль-Август 496 примеч. Mф. V, 27–32 ,-XIX, 3–15. Eфec. V, 23–33 , – 1Kop. VII, 10–11 стр. 495. Mф V, 37. 38–39 . 500,- Mф XXII, 15. 505–506 , – 1Nemp. II, 13–14 ср. III 13–510–511, – 1Uoah. V, 19 –489,- Puм. XIII, 1–10 –506–510,– 1Kop. XV. 4 7–492, - Eфec. VI, 12 –489.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

138 По законам гражданским римским, никакая давность отсутствия мужей не давала женам права вступать в другой брак. Жены воинов, не только отправившихся на войну, но и взятых неприятелями в плен, должны были ожидать их возвращения, – в продолжении 5 лет, по установлению Юстиниана; но после него подтверждено – ожидать бессрочно. Даже после решительного удостоверения о смерти мужей, жены должны были еще год оставаться вне брака. Если же удостоверение о смерти мужа оказывалось должным, то возвратившийся муж всегда имел право требовать расторжения нового брака жены его с другим мужем и снова взять ее к себе, если захотел. Justin. Novel. 117. et 22. Basilic. 28, 7. 3. Leonis Novel. 33. Cf. Balsamon. ad can. Trullan. 93. Math. Blastar. Syntag. litt.γ. cap. 5. 139 Здесь повторяются совокупно правила: 8 и 19е никейского, I вселенского Собора, 7-е вселенского II. См. наше изложение этих правил, при чем объяснены и причины различного порядка в принятии обращающихся к Церкви. См. Василия Великого прав. 1. 140 В подлинном еще прибавлено: «τους υν τας ν κεφαλ τριχας ν πινοιαις μπλοκης εθετιζοντας και διασκεβαζοντας...», т.е. «волосы на главе искусственным образом сплетающих и убирающих»… 141 Обрученная уже называлась женой. (См. вышеуказанные места из книги Второзакония). По этой причине, и Пресвятая Дева только обрученная Иосифу, называется в Евангелии его женою, а он ее мужем ( Матф.1:18–20 ). 142 Законы римские, хотя уже в позднее время, также признавали равную силу обручения и супружества, и для расторжения первого, давали те же вообще правила, как и для последнего. Leon. Nov. et Alexii Comneni in Photii Nomocanone tit. 13. cap 3. Cf. Balsamon. ad cap. cit. Trull. Слав. Кормч. Ч. 2. гл. 43. 143 Русский перевод этого правила, от не совсем правильного расположения слов в греческом, не совсем точно передает мысль правила. Ни у армян, ни у других христиан никогда не было обычая варить мясо в св. алтаре. Слова правила: внутрь свящ. алтарей (νδον ν τοις θυσιαστηριοις) надобно относить не к предыдущим, а к последующим словам: приносят участки (προσαγουσιν φαιρεματα), т.е. Армяне, сварив у себя (дома) мясо, приносили части его в алтарь и разделяли священникам, по подражанию иудеям; Собор осуждая этот обычай, запрещает и мясо вносить в алтарь, и священникам требовать себе отделенных частей, а довольствоваться только доброхотными приношениями, какого бы рода они ни были, и при том принимать их не в Церкви, а вне, как повелевают и другие церк. правила (Апост. 4, Карф. 46).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

1:19–20); всемогущий Судья мира, которого вседержавный “ мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут , … и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения ” (Иоан. 5:25.29). Вот твердая, непоколебимая опора нашей веры! Да посрамится же неверие иудеев, изобретших бессмысленную ложь, “ что ученики Его, придя ночью, украли Его ” (Матф.28:13). Да покрыет стыд и срам лица нечестивых, глаголющих, что все происходящее в мире случайность! Да воскреснет и восторжествует вера, чаявшая и надеявшаяся, что Сей хотел спасти Израиль! Христос воскресе! Итак, жертва, принесенная Им на кресте за грехи мира, принята Отцем небесным как жертва благоприятная; иначе, как воскрес бы Он со славой из гроба? Итак, клятва греха прародительского, лежавшая на всех нас, снята той же правдой Отца небесного, которая возложила ее на преступного праотца: иначе, как освободился бы от нее понесший ее на Себе Агнец Божий? Итак, ограда, разлучавшая нас с Богом, разрушена; двери милосердия Божьего открыты перед нами навсегда: иначе, как вошел бы Предтеча о нас Иисус в нерукотворенная святая святых, в самое небо, к лицу Божьему? “ Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу. Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас ” (Рим. 8:1. 33. 34). Да воскреснут, в покаянии, души грешников живой верой в оправдывающего нечестивых! Да оживотворятся благой надеждой оправдания и помилования перед судом Божьей правды! Да обновятся они и возродятся в надежде спасения и вечной жизни во Христе Иисусе! Христос воскресе! Итак, жало смерти притуплено, грозная держава ее разрушена! Теперь никто не может сказать: “ хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят .” (Лук.16:23). Ибо есть ныне возвратившийся Победителем из ада и воссиявший светоносно из гроба. Есть гроб, который опустел и не издаст мертвеца своего, и есть гробы, уже издавшие мертвецов своих. Один Он умер за нас, но не один воскрес из мертвых: с Ним “ многие тела усопших святых воскресли 53 и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим ” (Мф. 27:52. 53). Не очевидное ли это свидетельство того, что и наши гробы опустеют некогда звуку трубы архангела, что “ сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе ”? Ныне Христос восстал от мертвых, “ первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий .” (1Кор. 15:42–43. 46). К этому-то светлому, брачному торжеству всеобщего воскресения всего человеческого рода готовься, душа верующая, к этому-то великому дню празднования вечной Пасхи в час временного бытия нашего, на новой земле обетования, будь готова умом и сердцем, словами и делами своими, — да не явишися убога праведных жизни, да не восстанешь к новой, бессмертной жизни с древней язвой греховной, под древней клятвой вечной смерти!

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

7. ИСЦЕЛЕНИЕ В КАНЕ СЫНА ЦАРЕДВОРЦА (Иоан. 4:46-54) По дороге в Капернаум, Господь зашел в Кану, где совершил Свое первое чудо претворения воды в вино. Узнав об этом, один из жителей Капернаума, бывший царедворцем Ирода, поспешил в Кану, чтобы просить Иисуса придти в Капернаум и исцелить его сына, находившегося при смерти. «Рече Иисус к нему: аще знамений и чудес не видите, не имате веровати». Веру, основанную на созерцании чудес, Господь ставил ниже веры, основанной на понимании чистоты и высоты Его Божественного учения. Вера, порожденная чудесами, требует для своего поддержания все новых и новых чудес, так как прежние делаются привычными и перестают быть удивительными. Вместе с тем, человек признавший лишь то учение, которое сопровождается чудесами, может легко впасть в заблуждение, приняв за истину ложь, ибо чудеса могут быть и мнимыми и сатанинскими. Поэтому Слово Божие предупреждает нас с осторожностью относиться к чудесам (Втор. 13:1-5) неразборчивости галилеян в этом отношении и говорит с некоторой скорбью Господь. На этот упрек царедворец отвечает с настойчивостью, показывающей усиление его веры. Иисус, однако, не идет, а исцеляет сына его заочно, говоря: «Иди, сын твой жив есть». В это самое время горячка оставила его сына, и слуги царедворца, пораженные чудом мгновенного исцеления умирающего, поспешили к своему господину, чтобы сообщить ему эту радостную весть. Отец, поверивший слову Господа, но все же думавший, что исцеление шло постепенно, спросил, в котором часу стало больному легче, и узнал, что это был тот самый час, в который Иисус сказал ему: «сын твой здоров». «И уверова сам и весь дом его». Может быть, это и был Хуза, жена которого Иоанна следовала потом за Господом, служа Ему. Это было второе чудо Господа в Галилее. 8. ПРИЗВАНИЕ К АПОСТОЛЬСКОМУ СЛУЖЕНИЮ РЫБАРЕЙ: ПЕТРА, АНДРЕЯ, ИАКОВА И ИОАННА (Матф. 4:18-22;Марк. 1:16-20 и Луки 5:1-11) О призвании первых Апостолов рассказывают нам три Евангелиста: Матфей, Марк и Лука, причем первые два кратко, как бы констатируя лишь самый факт призвания, а св. Лука подробно, описывая предшествовавший этому призванию чудесный улов рыбы. Как повествует нам св. Евангелист Иоанн, еще на Иордане последовали за Господом намеченные Им первые ученики Его Андрей и Иоанн, затем пришли к Господу Симон, Филипп и Нафанаил. Но возвратившись с Иисусом в Галилею, они мало-помалу обратились к своим прежним занятиям — к рыбной ловле. Теперь Господь призывает их к постоянному следованию за Собой, повелевая им оставить рыбную ловлю и посвятить себя иному труду — уловляя людей для Царствия Божия.

http://pravmir.ru/rukovodstvo-k-izucheni...

Для чего же такое снисхождение, такое крайнее уничижение? Нашего ради спасения (отвечает Церковь). Мы погибали под темною державою диавола; мы сидели в стране и тени смертной; мы содержались в узах адовых… И вот премилосердый Владыка, создавши нас в начале по образу Своему и по подобию, не терпя видеть, как мучит диавол род человеческий удалением его от Бога, омрачением его ума и сердца, привязанности к земному, различными грехами и беззакониями и прелестью идолопоклонства, — пришел державно избавить нас от работы вражией. О, премилосердый наш Господи! нашего ради спасения в вертепе ныне родивыйся и во яслех возлегий, — славим недостойные рабы Твои, Твое спасительное о нас промышление, — покланяемся и Твоей по плоти пречистей Матери, послужившей такому страшному таинству. Но как же нам должно, братия, воспользоваться к нашему спасению таким превысочайшим даром любви и милосердия к нам Отца небесного? Как нам достойно принять Сына Божия? А что делают дети, когда родители принесут им какой либо драгоценный, прекрасный и блестящий подарок? Они бросают прежние свои игрушки и всем сердцем прилепляются к этому драгоценному и прекрасному подарку, ни во что вменяя свои прежние излюбленные вещицы. Что делает купец, ищущий добрых бисеров и обретший один многоценный бисер (Матф. 13:46)? Он идет и продает все, что имеет и покупает его. Так должны поступать, возлюбленные братия, и мы: в Вифлееме, в вертепе возлежит единородный Сын Божий, принявший на Себя плоть человеческую и воплотившийся ради нашего спасения; там возлежит наш бисер — Христос. Как дети оставляют свои прежние забавы при виде нового и драгоценного дара, так и мы постараемся оставить свои, свойственные одним неразумным детям привязанности к земным вещам, и всем сердцем прилепиться к Богу, Источнику живота. Как купец, ищущий добрых бисеров и обретший один многоценный бисер, идет и продает все, что имеет и его, так и мы променяем все земные блага на один драгоценный бисер — Христа. Все почтем с апостолом, за сор да Христа приобрящем (Филип. 3:8), и вселим Его в сердцах своих. Дар бесценен: стоит того, чтобы на него и весь мир ибо, приобревши Христа, мы приобретем вечную жизнь и вечное блаженство; а потерявши Его, потеряем все, не узрим живота вечного, и гнев Божий на нас будет пребывать во веки веков.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Общение с Елизаветой Федоровной продолжалось вплоть до самого ареста великой княгини в 1918 г. Евдокия Федоровна писала брату 4 февраля 1918 г.: «Сегодня молилась за упокой души В.К. С. Ал. – и митрополита Владимира – Какой ужас! Увидишь В.К. Е.Ф. скажи, что целую ея ручки. Бедная, как она должна страдать». Владимир Федорович пережил расстрел царской семьи и трагическую гибель великой княгини Елизаветы Федоровны, более трех лет он провел в тюрьме по приговору Московского революционного трибунала. После освобождения из тюрьмы Владимир Федорович и Евдокия Федоровна поселились в Малом Николопесковском переулке в Москве вместе с родственниками – мужем и женой Евгенией Степановной и Константином Николаевичем Макаренко. В одной из комнат квартиры висел портрет Владимира Федоровича, написанный великой княгиней пастелью в 1901 году. «Этот портрет в дубовой раме Великая Княгиня подарила мне, — писал Владимир Федорович в воспоминаниях в 20-е годы, — и он по сие время, когда я пишу эти строки, висит у моей сестры в комнате». Жизнь Владимира Федоровича, так же как и жизни великого князя и великой княгини, окончилась трагически — 26 февраля 1938 года он был расстрелян на Бутовском полигоне НКВД под Москвой по обвинению в контрреволюционной деятельности. В 1989 году В.Ф. Джунковский был официально реабилитирован. Примечания «Один из фарисеев, законник, искушая Иисуса Христа спросил Его: Учитель, какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближняго твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». (Матф. 22. 35—46). ГА РФ. Ф. 826. Оп. 1. Д. 38.Л. 7. ГА РФ. Ф. 826. Оп. 1. Д. 41. Л. 13. Там же. Д. 1055. Л. 4. ГА РФ. Ф. 826. Оп. 1. Д. 41. Л. 41. Там же. Л. 86. Там же. Там же. Там же. Л. 170. Там же. Л. 199. ГА РФ. Ф. 826. Оп.1. Д. 40. Л. 2-об. Там же. Там же. Л. 3-об. ГА РФ. Ф. 826. Оп. 1. Д. 530. Л. 41.

http://pravmir.ru/velikiy-knyaz-sergey-a...

Он с терпением переносил предрассудки и ожесточение своего народа, но не шел с проповедью царствия Божия к другим народам. Он предпочитал медленный, но естественный и согласный с законами исторической правды путь постепенного перехода проповеди от одного народа к другому. Но в Его учении указан одинаковый и единственный путь спасения для всех людей на все времена, и само оно преподано Им для всех народов с предназначением обнять весь мир. По существу же своему Его учение, в противоположность естественным человеческим учениям (религиозным и философским), свободно от всего, что носит на себе следы духа времени, условий местности и народности, отвечает коренным и неотразимым потребностям человеческой природы, которая неизменна и одинакова у всех людей. Таким всемирным Просветителем откровение и изображает Иисуса Христа. В ветхом завете Он именуется Светом языков и всего мира ( Ис. 42:6. 7 ; сн. 2:5; 9:2; 60:1.19). Праведный Симеон также называет Его Светом во откровение языков ( Лук. 2:32 ). И Сам Иисус Христос говорил о Себе, что Он есть Свет мира ( Иоан. 12:46 ; сн. 1:5), Жизнь мира ( Иоан. 3:16; 11:25 ), единый Пастырь всего мира: и ины овцы имам, яже не суть от двора сего (т. е. не принадлежит к двору Моисееву); и тыя Ми подобает привести, и глас Мой услышат: и будет едино стадо и един пастырь ( Иоан. 10:16 ; сн. Матф. 8:11–12 ). По воскресении Своем Он дал апостолам заповедь: дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли; шедше убо научите вся языки ( Мф. 28:18–19 ); шедше в мир весь, проповедите евангелие всей твари ( Мрк. 16:15 ). – даже до последних земли ( Деян. 1:8 ). И апостолы, облеченные в день Пятидесятницы силою свыше, исшедше проповедаша всюду, Господу поспешествующу и слово утверждающу последствующими знаменьми ( Мрк. 16:20 ). И в послеапостольное время неизменно продолжалось и будет продолжаться проповедание евангелия царствия Божия чрез церковь , дабы все пришли в соединении веры и познания Сына Божия ( Еф. 4:13 ). Наступит время, когда и действительно проповестся евангелие царствия по всей вселенней во свидетельство всем языком, и тогда есть кончина ( Мф. 24:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010