Regula fideiздecь, собственно. Символ веры в его начальной редакции. См. след. главу. 296 Текст испорчен. Принимаем чтение Rig.: curiosus tecum. 297 Критические издания Н. 3.  дают для Тит. 3:10 «после первого и второго вразумления». В тексте, которым пользовался Тертуллиан, отсутствовали слова «и второго». 298 См. Пс. 108:8; Деян. 1: 20.  299 См. Иоан. 13:25–26; 19:26; 21:20; Матф. 17:1 сл.; Лук. 9:28 сл. 300 Например, манихеи, Маркион, возможно, эвиониты. 301 См. Галат. 2:11 сл. 302 См. 1 Кор. 15: 9.  303 См. Иоан. 5: 31.  304 См. Деян. 16: 3.  305 О том, что Маркион происходил с Понта (область на северо–востоке М. Азии), сообщают Юстин (Апология 26; 58) и Ириней (Против ересей IV 6). Что он был корабельщиком, известно также из сообщения Евсевия (Церковная история V 13:3). 306 Валентин и Маркион жили при императоре Антонине Пие (138–161), а, возможно, и при Марке Аврелии (161–180). 307 Точнее, Элевтер — епископ Римский в 177– 192.  Упоминание Элевтера в данном контексте является анахронизмом. 308 См. Марк. IV 4. 309 Маркион запрещал брак. 310 Нигидий — видимо, гностик; известен только из данного упоминания. Гермогену Тертуллиан посвятил специальный трактат. 311 Текст испорчен. Принимаем чтение Rig.: Sic enim apostohis descripsit, solet facere… 312 Апостольские церкви были основаны самими апостолами — в Коринфе, Филиппах, Фессалонике, Эфес и Риме. (См. ниже, гл. 36.) Евсевий (Церковная история VII 10) присоединяет к ним еще кафедру апостола Иакова в Иерусалиме. О Поликарпе и Клименте см. Евсевий V 20:5; III 15:34. 313 Саддукеи — влиятельная (наряду с фарисеями) религиозно–политическая группировка в Иудее в I в. д.Х. — I в. Объединяла по преимуществу высшие слои жречества. Считалось, что саддукеи отрицали воскресение мертвых и грядущий Суд (см. Матф. 22:23; Деян. 23:8; Терт. Воскр. 2; 36 и др.). 314 См. Герм. 2–3; 6. 315 Caiana haeresis Н. Щеглов переводит неверно как «ересь Гая». Между тем речь несомненно идет о «Каиновой ереси» (см. Крещ. 1:прим. 2). Основателем ереси николаитов считался Николай Антиохийский, поставленный в диаконы самими апостолами (Деян. 6:5). Николаиты сурово осуждаются в «Откровении» Иоанна (2:6; 14; 20) за то, что призывали «любодействовать» и есть «идоложертвенное» (ср. Марк. I 29; Климент Александрийский. Строматы II 20:118; III 4:25). Впрочем, Евсевий (Церковная история III 29:2) и другие считали невозможным, чтобы ересиархом оказался преемник апостолов, и были склонны оправдывать Николая. 316

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

   (Лк.5:30—31): «роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками? Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные».    (2Тим.2:4—5): «Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику. Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться». Правило 27. Об уподоблении, по возможности, Богу и Святым...    Глава. Не должно уподобляться тем, которые чужды учения Господня, в надобно, по данной нам от Бога силе, подражать Богу и Святым Его.    (Матф.20:25—28): «знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих».    (Рим.12:2): «не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия».    (1Кор.11:1): «Будьте подражателями мне, как я Христу». Правило 28. О различении людей добрых и недобрых... Не должно просто и без исследования увлекаться людьми, которые носят на себе личину истины, но надобно узнавать каждого по признакам, какие даны нам в Писании.   (Матф.7:15—16): «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их».    (Ин.13:35): «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою».    (1Кор.12:3): «Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса». Правило 29. О том, как можем уверять в своем звании... Каждый собственными делами своими должен удостоверять в своем звании.   (Ин.5:36): «самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня».    (Ин.10:37—38): «Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

  11. Свет возсия праведнику, и правым сердцем веселие. Праведному, говорит, человеку воссиял свет истинного света, т. е. Бога, притом свет духовный, который руководствует его ко всякой истине; или праведнику свет деятельной добродетели сообщает сияние созерцательной добродетели, а правым по сердцу сияет утешение и духовное успокоение.   Другой говорит: Свет воссиял праведнику и находящееся в сочетании с ними веселье, т. е. совершившемуся в деятельной добродетели, которая называется правдою, и имеющему правое сердце сияет свет познания. Василий Великий: Как солнце, говорит, возсиявает не для летучих мышей, и не для других бродящих ночью, так и Господь не для заключающих зеницы души, но для взирающих внимательно на сияния Его. Ибо, по словам Феодорита, не все люди желают наслаждаться светом и не все принимают веселье чрез веру.   12. Веселитеся, праведнии, о Господе и исповедайте память святыни Его. Веселитесь, говорит, праведники в Господе, отвергнув всякое веселье мира сего, как ложное. И в конце 82-го псалма сказано: веселитесь о Господе и радуйтесь праведные, почему ищи изъяснение сего места там. И не только, говорит, веселитесь, но и благодарите, воспоминая о святости Божией, т. е. помня, что вы освятились; или исповедывайте все погрешности и скверны души вашей, воспоминая о чистоте Божией; поелику по словам Иова: кто чист от скверны? (Иов. 14, 4).   Слова Феодорита: Итак все наслаждающиеся светом и избравшие достояние добродетели, радуйтесь и воспоминайте о Боге, исчисляя множество благодеяний Его. Ибо исповедание здесь назвал благодарением.   Все вышеозначенные слова, т. е. начиная от следующих: огонь пред ним предходит, до слов: услышал и возвеселился Син, можно понимать и о втором пришествии Христовом. Осветили, говорит, молнии Его вселенную, т. е. когда имел придти с неба. Ибо как молния, говорит, исходит от востока и блистает до запада, так будет и пришествие Сына человеческого (Матф. 24, 27); также говорит еще: солнце померкнет, и луна не даст света своего и звезды спадут с небеси (Матф. 24, 29). Итак от кого может осветиться мир, как не от молнии пришествия Господня. Причем глагол: осветили, принимается в значении будущего времени вместо: осветят, по обыкновенному употребление у пророков. Равным образом и прочие глаголы принимаются по замену времен. Далее: увидала земля сошествие Господа и поколебалась от страха, или поколеблется земля, когда мертвые восстанут с поспешностью. Тогда и холмы растают, как воск, поелику стихии изменятся. И в 74-м псалме сказано: растаяла земля. Возвестили правду Его небеса, т. е. пророки возвестили то, что Он праведный Судия. Тогда же, когда придет судить, все народы увидят славу Христа, который придет во славе Отца своего, как Сам сказал. Потом повелит идолопоклонникам стыдиться тогда, а Ангелам поклониться; тогда и все поклонятся, бесы и люди; так как, по выражению Апостола, пред Ним преклонится всякое колено небесных, земных и преисподних (Фил. 2, 10).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

И когда читаны были эти Феодоровы богохульства, святой собор воскликнул: «это мы уже осудили; это уже мы предали анафеме: анафема Феодору Мопсуестскому, анафема Феодору и его писаниям. Они чужды Церкви; они чужды православным; они чужды отцам; они полны нечестия; они чужды соборам; они восстают на священное писание; один Феодор, один Иуда“. 28) Его же из книги против синусиастов или аполлинаристов мнения, которые и изложил и опроверг блаженный Кирилл: „Но если, говорится, распята была плоть, то каким образом и солнце скрыло свои лучи, и тма покрыла всю землю, и земля потряслась, и камни распались, и мертвые воскресли ( Матф. 27, 45–53 )? Да ведь рассказывают же о тьме, бывшей в Египте во времена Моисея и продолжавшейся не три часа, но три дня ( Исх. 10, 22–23 ). А что сказать о прочих чудесах, совершенных чрез Моисея и Иисуса Навина, остановившего солнце ( Нав. 10, 12–13 ), и о том, как солнце во времена Езекии, вопреки закону природы, возвратилось вспять ( 4Цар. 20, 9–11 ), и как останки Елисея воскресили мертвого ( 4Цар. 13, 21 )? И если события, бывшие во время крестных страданий, указывают на то, что страдал Бог Слово, и если они не могли совершиться ради человека; так и то, что было во времена Моисея, а также во времена Иисуса Навина и во времена царя Езекии, было не для рода Авраамова. Если же те чудеса совершены были ради народа иудейского, то не тем ли более чудеса, бывшие при кресте, были совершены ради храма Бога Слова“? 29) Его же из восьмой книги о воплощении: „Но очевидно, что следует быть соединению; ибо, быв соединены во едино, (два) естества чрез соединение произвели одно лице. И как говорится о муже и жене, что их не двое, но одна плоть ( Быт. 2, 24 ; Матф. 19, 5 ), так на основании соединения скажем и мы, что не два лица, но одно, а естества различны. Ибо как там ничто не мешает двум называться одною плотию, – ибо известно, почему говорится: плоть едина, – так и здесь единство лица не исключает различия естеств. И когда мы различаем естества, то говорим, что естество Бога Слова совершенно, совершенно и лице, потому что нельзя сказать, чтобы совершенное его существо было безлично, но также говорим, что и естество человеческое совершенно, равно как и лице. А когда обращаем взор на соединение, тогда говорим: одно лице“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

К сожалению, эта аргументация успешно принимается многими теми, кто не знал и не знает ни истории Сторожевой Башни, ни Священного Писания так, как необходимо знать. Для многих искренних и доверчивых людей теория света в сочетании с учением о верном и благоразумном рабе кажется приемлемой. В вышеуказанных трёх статьях руководители культа ссылаются на Пс. 96:11 , где написано: «Свет сияет на праведника, и на правых сердцем – веселие» и на Прит. 4:18 , где сказано: «Стезя праведных – как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня». Это основные стихи, которые они употребляют в доказательство своей теории. В первой статье они употребляют их, как относящиеся к апостолам, а в остальных двух, как относящиеся к своей организации. О равноценности своего «света» со светом апостольским они прямо в статьях не заявляют, но пытаются усиленно доказать, что их свет соответствует свету апостолов и есть его продолжение. Чтобы читателю было яснее, мы дадим вначале некоторые подробности первой статьи, а потом – двух остальных. В первой статье под названием «Сияние света во времена апостольские» авторы говорят, что это сияние проявилось в Божьих откровениях ученикам Христа и писателям книг Нового Завета. Например, в откровении Андрею о том, что Иисус есть Мессия ( Иоан. 1:41 ); в откровении Петру, что Иисус есть Христос, Сын Бога Живого ( Матф. 16:16–17 ); в повелении Христа Его ученикам после Своего воскресения, чтобы они пошли и научили все народы ( Матф. 28: 19–20 ); в явлении Духа Святого (у свидетелей Иеговы «духа святого») в день Пятидесятницы ( Деян. 2 ); в учении о том, что слова Пс. 15:10  относятся к воскресшему Христу; в сошествии Духа Святого в доме сотника Корнилия ( Деян. 10:44–45 ); и в том, что более нет необходимости совершать Ветхозаветное обрезание ( Деян. 15:1–20 ). Затем перечисляются случаи проявления света. В Евангелии от Матфея – Нагорная проповедь, притчи о Царстве Божьем, пророчества Христа о будущих событиях. В Евангелии от Луки – двенадцать притч, о которых не упоминают другие евангелисты. В Евангелии от Марка – образ Христа, как деятельного человека и уникальная притча о семени в гл. 4:26–29. В Евангелии от Иоанна – стихи о существовании Иисуса до воплощения в человека, о воскрешении из мёртвых Лазаря, молитва Иисуса в ночь перед арестом в саду. В посланиях Ап. Павла – праведность по незаслуженной вере в Иисуса Христа, исправление ошибок коринфян и призыв к их единству, осуждение безнравственности среди коринфян, учение о браке, учение о воскресении из мёртвых и другие поучения в Посланиях к Фессалоникийцам, Евреям. Что касается посланий апостолов Петра, Иакова и Иуды, рамки статьи не позволили привести примеры сияния света в них.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/organiza...

«Когда ученики Иисуса провозгласили Его воскресение, – отмечает Джон Уорик Монтгомери, – они выступали в качестве очевидцев, причём ещё при жизни людей, соприкасавшихся с событиями, о которых шла речь. В 56 г. Павел писал о том, что Иисуса видели более 500 человек, из которых большая часть доныне в живых...» ( 1Кор. 15:6 ). Совершенно невероятно, что первым христианам удалось бы сфабриковать подобную сказку, а потом распространять её среди тех, кто мог легко опровергнуть их рассказы, попросту представив народу мёртвое тело Иисуса». «Если воскресения не было, – пишет Бернард Рамм, – то радикальные критики должны признать, что Павел лгал апостолам, когда говорил о явлении ему Христа, а они, в свою очередь, лгали Павлу, когда рассказывали о явлениях воскресшего Христа перед ними. Нелегко оспаривать свидетельство Посланий по этому вопросу, где столь убедительно подтверждается их истинность!» Явления Христа отдельным людям Воскресшего Иисуса видели: Мария Магдалина – ( Иоан. 20:14 ); ( Мк. 16:9 ). Женщины, возвращавшиеся от гробницы, – ( Матф. 28:9–10 ). Пётр, позднее в тот же день – ( Лук. 24:34 ); ( 1Кор. 15:5 ). Ученики по дороге в Эммаус – ( Лук. 24:13–33 ). Апостолы в отсутствие Фомы – ( Лук. 24:36–43 ); ( Иоан. 20:19–24 ). Апостолы в присутствии Фомы – ( Иоан. 20:26–29 ). Семеро у Тивериадского озера – ( Иоан. 21:1–23 ). Толпа из 500 с лишним человек на горе Галилейской – ( 1Кор. 15:6 ); Иаков – ( 1Кор. 15:7 ). Одиннадцать учеников – ( Матф. 28:16–20 ); ( Мк. 16:14–20 ); ( Лук. 24:33–52 ); ( Деян. 1:3–12 ). Присутствовавшие при вознесении – ( Деян. 1:3–12 ). Павел – ( Деян. 9:3–6 ); ( 1Кор. 15:8 ). Стефан – ( Деян. 7:55 ). Павел в храме – ( Деян. 22:17–21 ); (23:11). Иоанн на Патмосе – ( Отк. 1:10–19 ). Враги Христа не сумели опровергнуть его Воскресения Молчание противников Христа В Деян. 2 Лука пишет о проповеди Петра в день Пятидесятницы. Никто из евреев не возразил ему, когда он смело провозгласил воскресение Христа. Почему? Потому что пустая гробница была свидетельством, которое мог проверить любой из противников, если хотел опровергнуть его. Однако всем было известно, что Тела Христа в гробнице больше не было.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

Но когда он долго и сильно томит, тогда пораждает помыслы, которые советуют отшельнику извести душу свою; или понуждают ее бежать далеко от места того; что помыслив, и пострадал некогда Иов, будучи томим от него; ибо сказал: аще бы возможно было, сам бых себе убил, или молил бых иного, дабы ми то сотворил (Иов. 30, 24). Символом этого духа служит эхидна, которой яд в малом количестве даемый уничтожает другие яды, а принятый неумеренно убивает принявшее его живое существо. Сему демону предал Павел Коринфскаго беззаконника; потому скоро и опять писал к ним, — говоря: утвердите к нему любовь, да не како многою скорбию пожрен будет таковый (2 Кор. 2, 7. 8). Таким образом этот томящий людей дух бывает причиною и добраго покаяния. Почему и св. Иоанн Креститель, уязвленных им и к Богу прибегших назвал порождениями эхидн, говоря: кто сказа вам бежати от будущаго гнева? Сотворите убо плод достоин покаяния: и не начинайте глаголати в себе: отца имамы Авраама. Глаголю бо вам, яко может Бог от камения сего воздвигнути чада Аврааму (Матф. 3, 7—9). Впрочем всякий, кто, подражая Аврааму, изшел из земли своей и от рода своего (Быт. 12, 1), стал чрез то сильнее этого демона. 12. Кто победил гнев, тот победил бесов; кто же поработился ему, тот чужд монашеской жизни и далек от путей Спасителя нашего; ибо Господь, как говорится, путям Своим научает кротких (Псал. 24, 9). Потому и неуловим бывает ум отшельников, что убегает в юдоль кротости. Ибо ни одной почти добродетели так не боятся бесы, как кротости. Ее стяжал великий оный Моисей, названный кротким, паче всех человек (Числ. 12, 3). И св. Давид отнесся о ней, что она достойна памяти Божией, когда сказал: помяни Господи Давида и всю кротость его (Псал. 131, 1). Но и Сам Спаситель повелел нам быть подражателями Своей кротости, говоря: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим (Матф. 11, 29). Но если кто от яств и питий воздерживается, а гнев злыми помыслами раздражает в себе, то он подобен преплывающему море кораблю, у котораго кормчим сидит бес.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Общая заключительная мысль этой притчи с притчей св. Луки: «Мнози бо суть звани, мало же избранных» — означает то, что призываются в Царство Христово многие, все, кто отзовутся на проповедь Евангелия, но истинными членами этого Царства делаются не все званные, только избранные из них. Так, все Иудеи призывались в Церковь Христову, хотя и призваны были, но истинных христиан оказывалось среди них и будет оказываться немного. Выслушав все это, посрамленные Господом члены синедриона начали совещаться, какие бы меры принять им против Него и замыслили послать людей, которые бы могли уловить Его в слове, дабы легче было обвинить Его и предать суду. 10. ОТВЕТ ГОСПОДА О ДАНИ КЕСАРЮ (Матф. 22:15-22; Марк. 12:13-17; Луки 20:20-26) Среди учеников своих и иродиан, приверженцев царя Ирода, которому не все хотели платить подати, как иноплеменнику, фарисеи выбрали наиболее лукавых людей, которых подослали к Господу Иисусу Христу с коварным вопросом: «достойно ли есть дати кинсон кесареви или ни?» Лукавый вопрос был рассчитан на то, что если Господь скажет, что надо платить подать языческому императору, ненавистному для Иудеев, то этим Он оттолкнет от Себя народ, а если скажет, что не надо, то можно сразу же будет обвинить Его перед римлянами, как возмутителя народа. В вопросе искусителей была сокрыта такая мысль: Иудейский народ это народ Божий, который своим Царем признает лишь Бога, а потому не может служить иноземному да еще языческому царю, так как иначе явится противником Богу; следовательно, что же им делать — давать ли подать кесарю или соблюдать неизменную верность Богу? На это Господь дал мудрый ответ, что нужно делать и то, и другое — «воздадите убо кесарева кесареви, и Божия Богови», т.е. исполняйте свои обязанности, как в отношении к Богу, так и в отношении к государственной власти, поскольку последнее не противоречит первому, конечно. 11. ПОСРАМЛЕНИЕ САДДУКЕЕВ В ВОПРОСЕ О ВОСКРЕСЕНИИ (Матф. 22:23-33; Марка 12:18-27; Луки 29:27-40) После посрамления фарисеев с иродианами, тотчас же подошли к Господу саддукеи, которые представляли собой секту неверующих в воскресение душ и будущую жизнь (см.

http://pravmir.ru/rukovodstvo-k-izucheni...

Сын Человеческий является Стефану «стоящим» одесную Бога, тогда как в изречениях подобных и самого Господа ( Матф.26:64 ), и апостолов ( Мк.16:19 ; Еф.1:20 ). Он представляется сидящим одесную Бога. Св. Григорий Великий объясняет эту особенность таким образом: «сидение есть положение повелевающего и господствующего, а стояние – воюющего и помогающего. Стефан увидел стоящим Того, Кого имел помощником себе (Бес. 29-я на день Вознесения)»... Возможно, что этим стоянием Господа выражалась Его готовность принять душу верного свидетеля Своего ( Деян.7:59 ). Деян.7:57 .  Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, «Закричав громким голосом, затыкали уши свои». И то и другое для того, чтобы не слышать мнимого богохульства. Деян.7:58 .  и, выведя за город, стали по­би­вать его камнями. Свидетели же по­ложили свои одежды у ног юноши, именем Савла, «Стали побивать его камнями». Право наказания смертною казнею было отнято римлянами у иудейского Синедриона (ср. Матф.27:2 ; Ин.18:31 ; Флавия археол. XX, 9, 1). Очевидно, это побиение, формально даже и не постановленное Синедрионом, было своевольным делом взрыва фанатизма, самосудом отдельных фанатиков, воздвигших потом кровавое гонение и на остальных христиан. При нескрываемом сочувствии и пособничестве озлобленного Синедриона и недостатке на первых порах, может быть, Римского гарнизона для удержания погрома и водворения порядка, легко становится понятным, почему это гонение достигло столь значительных размеров. Убийцы вывели предварительно мученика за город... для жалкого согласия с законом о богохульниках, каковым они признали этого мужественного исповедника Христова ( Лев.24:14–16 : «выведи злословившего вон из стана, и... все общество побьет его камнями»). Свидетели преступления, подлежащего смертной казни чрез побиение камнями, должны были, по закону ( Втор. 17:7 ), первые бросить камни, а потом уже за ними все общество. Для удобства здесь эти свидетели ( Деян.6:11–13 ) снимают свои верхние широкие одежды, положив их (ср. Деян.22:20 -для сохранности) у ног Савла, будущего великого Павла, тогда одобрявшего убиение Первомученика и принимавшего деятельное участие в последовавшем затем погроме христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Чувствительно было мне читать письмо твое, любезный …, в коем ты сознаешь, что болезнь жены твоей.... есть наказание Божие, посланное тебе единственно за твое глупое невежество в познании догматов и правил святой Церкви. Сознание и раскаяние твое, с намерением вперед оставления всех лжеученых умствований и повиновения св. Церкви, – сильно умилостивить Господа, подать тебе прощение и исцеление страждущей, но чтобы и она приступила к св. нашей Матери, православной Церкви. Молитесь Царице небесной, Заступнице нашей, Богородице, – удостоились ли вы посещения Пречистой Ея иконы иверския? Молитесь и новоявленному угоднику Божию, Святителю Митрофанию, молитвы Его – много могут y Господа.... Ты должен верить св. Писанию, что: егоже любит Господь, наказует, биет же всякаго сына, егоже приемлет; аще же без наказания пребываете, убо не сынове есте, a прелюбодейчищи ( Евр. 12:6 ). Видишь, что чрез наказание Божие ты пришел в сознание своего глупого невежества, или обуянной мудрости. Господь глаголет: «погублю премудрость премудрых и разум разумных отвергу», – потому что они поклонники своему разуму и плотскому мудрованию; a по слову св. Апостола: мудрование плотское вражда на Бога, закону бо Божию не покоряется, ниже бо может ( Рим. 8:7 ). Премудрость и разум, не проникнутые верою и смирением, не могут доставить обладателям своим мира и спокойствия; и так, надобно искать оных в учении Господа Иисуса Христа, смирившего Себя даже до рабия образа и повелевшего научиться от Него кротости и смирению: яко кроток есмь и смирен сердцем и обрящете покой душам вашим ( Матф. 11:29 ). A Он повелел слушать учителей и пастырей Церкви чрез Апостолов, поставленных и рукоположенных, которых лествица нисходит даже и до нашего времени и будет нисходить до скончания века. A кто не послушает ее, «буди тебе якоже язычник и мытарь» ( Матф. 18:17 ), и ко Апостолам сказал: «слушаяй вас, Мене слушает, a отметаяйся вас, Мене отметается» вот как важно повиновение св. Церкви, догматам ее и учению, которые и утверждены соборами вселенскими и авторитетом св. великих отцов. Надеюсь, что ты отселе будешь тверд в повиновении св. Церкви православной, сознавая вину свою и жалея о прошедшем заблуждении. A премилосердый Господь, «не хотяй смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему» ( Иез. 33:11 ), простит твои согрешения, и если усмотрит пользу для тебя и жене твоей, то подаст ей исцеление, душевное и телесное. Пишешь, что вполне предаешься промыслу Божию, и ожидаешь, какое будет Его определение; да будет воля Его святая на нас. Братец твой утешил меня своим посещением, мы с ним довольно приятно провели время около 4-х дней в беседах полезных и спасительных. 167

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010