(spuria [подложное слово]) Беседа 15. Того же мар Исаака. Глава, которая подробно показывает и хорошо объясняет, что есть чистая и нерассеянная молитва. Беседа 16. Его же. Об «осенении». Беседа 17. Того же мар Исаака. О том, чем сохраняется сокровенное трезвение в душе. И откуда сонливость и холодность входят в разум, и угашают в душе святую горячность, и умерщвляют стремление к Богу ради духовных и небесных наслаждений. Беседа 18. Снова того же мар Исаака. О разных вопросах. Беседа 19. Того же мар Исаака. Что такое естественные свойства, благодаря которым познающее естество получает божественное знание, и что встречается ему на этом пути. Беседа 20. Того же мар Исаака другое рассуждение, в котором ясно различные виды размышления, происходящего в сознании соответственно степени преуспеяния и мере знания, которых достиг человек. Беседа 21. О том, как новоначальная душа становится добродетельной и преуспевает, когда освобождается от первоначальных напряженных трудов. И как приближается она при малом утомлении тела к свободному существованию благодаря помощи свыше. И с какой целью трудится она в трудничестве своем. Беседа 22. Об изменении образа жизни: каким образом один образ жизни заменяется с божественной целью на другой. И как и каким образом преуспевшие заменяют один образ жизни на другой, высший. И в какой степени заменяют они его, а в какой пользоваться им. И на другие темы. Беседа 23. О тайне служения святых, которая усматривается в природных . Беседа 24. О том, что нет пользы в телесных трудах, которые не сопровождаются мыслительной деятельностью, если человек полностью возлагает на них надежду пути и мыслит и думает только о них. Беседа 25. О том, что, если среди тяжких испытаний человек ищет в себе знания истины, оно сохранит разум его в покое и невозмутимой тишине, когда они встречаются . Но когда неразумными помыслами возмущен , еще более безумно сетует он на них и добавляет огонь к скорби своей. Знание же, напротив, утешает человека и успокаивает; и с легкостью дает ему Бог выйти из уныния его, когда принимает он от Него труд разума своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

Теперь мы подошли к научному водоразделу главной проблемы в исааковедении. Перед тем как понестись по этим бурным водам, мы сделаем небольшой экскурс к агиографическим источникам. 1. Биографические источники На данный момент биографические источники преп. Исаака Сирина уже хорошо изучены. Имеется три жизнеописания; со всеми тремя можно ознакомиться в книге А.В. Муравьева «Книга о восхождении инока», где они представлены в оригинале и переводе; к ним приведены подробные комментарии. В научном мире предпочтение отдается жизнеописанию, оригинал которого находится в «Книге целомудрия», написанной Ишоднахом Барским в середине IX в. Вторым источником, уже западно-сирийского (монофизитского) происхождения, является «Аноним Рахмани». Это жизнеописание во многом зависит от свидетельства Ишоднаха, в нем делается только несколько уточнений. В этих двух источниках речь идет о некоем «мар Исхаке Ниневийском из Катарской страны, которая находилась ниже Индии» 16 . Как справедливо отметил А. Муравьев, именно жизнеописание Ишоднаха Барского поставляет мар Исхака из Катары в исторический контекст и связывает его с ведущими фигурами эпохи 17 . Действительно, благодаря тому, что в жизнеописании фигурирует имя католикоса Геваргиса (680 г.), рукоположившего Исхака в епископы, в науке фиксируется датировка его жития – VII в. Также в этих двух источниках находится и другая ценная информация: о месте пострига, о монастырях, в которых бывал мар Исхак, о захоронении и т.п. По сути дела, эти два агиографических источника дополняют друг друга, и в общем представляют картину, в которой прочитывается и узнается образ мар Исхака, епископа Ниневийского. Третий агиографический источник (как считается – западно-сирийского происхождения) записан каршуни 18 анонимным автором. Этот источник хотя и весьма скуп биографическими данными, но содержит и некоторые дополнения к первым двум, или, вернее, имеет с ними и серьезные расхождения. А самое главное – этот агиографический источник, по сравнению с первыми двумя, содержит иную датировку, хронологическую координату, определяющую эпоху, в которой жил преп. Исаак: «Сей святой жил в начале седьмой тысячи лет от сотворения мира». 1.1. Хронологический эксперимент

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/pr...

143 Евангел. детств. арабск. гл.2, истор. о рожд. Мар., гл. 13. Это замечание весьма важно для исследователя в том отношении, что апокрифы, согласно с евангелистом Лукой ( Лк.2:2 ), считали Квириния наместником Сирии при рождении Иисуса Христа. Известно, как ученые восстают против подлинности такого замечания евангелиста, особенно, когда против него же, по-видимому, идет Тертуллиан , который в своем сочинении против Марвиона (4, 9) хотел как-бы поправить ошибку евангелиста Луки и на место Квириния поставил Сатурнина. Сравн. Wiener, Biblisches Realwörterbuch, ed. 2. t. II. p. 657. 145 Ист. о рожд. Мар. гл. 13. Тогда как в протоевангелии ничего не говорится, кого Мария разумела под народом, смеющимся и плачущим, история о рождении Марии не преминула дать свое объяснение словам её. Тогда, рассказывает эта история, т.е. после слов Иосифа: «Сиди и не говори лишнего», явился пред ними в блестящей одежде лучезарный юноша и сказал Иосифу: «Почему ты сказал, что слова Марии о двух народах лишние? Плачущим она видела народ иудейский, который отступил от Бога своего, радующимся же народ языков, который стал близок ко Господу, как обещал Господь отцам нашим Аврааму, Исааку, Иакову. Настало время, когда о семени Авраамовом благословятся все народы». 151 История о рождении Марии ту и другую назвала бабкой и этим дополнила недомолвку протоевангелия о профессии Саломии. 152 Протоев. гл. 20, сравн. 13 гл. истор. о рожд. Мар.: «И, вышедши из пещеры, начала рассказывать, что она видела чудного, как она пострадала и как исцелилась, так что многие поверили её словам». 154 Tostat. in proleg. Hieron. in Genes. cap. 7.; см. Leben Iesu n. d. Apocr., R. Hoffm. стр. 111. 156 Dicunt vero alii ipsam sumsisse nervum umbilicarium [Четвертое слово неразб., восст. по Codex apocryphus Novi Testamenti. Opera et studio Ioannis Caroli Thilo. Tomus primus. Lipsiae, 1832, p.69; последние два слова в данном издании отличается от цитаты у Альбова – Редакция Азбуки веры] (Ев. д. арабс., гл. 5). 157 «И ты Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств иудиных, ибо из тебя произойдет вождь, который упасет народ Мой, Израиля». Ист. о рожд. Мар., гл. 16.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Albov/o...

Но в 853 году «второе воскресенье лета» было 16 июля. 16 июля 853 †14 дн. 3 мес. 5 лет _________________ 30 октября 858 г. Даты сходятся цревосходно! Это 16 июля 853 г. соответствует 5 мухаррама 239 г. хиджры, т. е. пятому дню нового 239 года. Борьба Феодосия с Ишо’дадом хдаттским и победа первого – милостью аль-Мутаваккиля – очевидно, приходятся на 238-й год; неточность Амру понятна. (Предполагаю также, что Бар-Эврайя имел пред собою источник на арабском языке и «çyf» лето, быть может, написанное сокращенно, принял за «çum» пост: так явилось «второе воскресенье поста».) Но прошел лишь месяц, и халифа вызвал Феодосия в Багдад, и новопоставленный католикос попал в темницу. Из Багдада его перевезли потом в тюрьму в Самарру (ср. под 43). В темнице Теводосьйос и пробыл большую часть своего патриаршествования: 3 года и 6 месяцев! Но опала аль-Мутаваккиля на католикоса была лишь простым следствием опалы халифы на Бохтишо. Противникам Феодосия и Бохтишо удалось очернить последнего в глазах аль-Мутаваккиля. Следствием немилости халифы к Бохтишо и католикосу было гонение на «христиан», al-naçar. Между прочим, было приказано; «чтобы ни одного из них не было видно в пятницу на рынке (fi-l-sûqi, быть может, вообще на улицах); разорить их кладбища; детям их не учиться писать по-арабски; харадж с жилых помещений их предоставить мечетям; поставить на дверях (домов христиан) изображения бесов (çuwara-l-šayâîna) (сделанные) из дерева; и чтобы не слышно было у них гласа молитвы и неведомо было место (евхаристического) приношения». – Но следует заметить, что под «христианами» Амру разумеет только несториан. Монофиситы этому преследованию не подвергались. Бар-Эврайя не упоминает об этом гонении ни единым словом. Мало того: монофиситы, видимо, не боялись последствий оказательства своей веры. В это время шла ожесточенная борьба между их патриархом мар-Йоханнаном и их мапрьяном мар-Васильйосом, кончившаяся тем, что патриарх соборно низложил мапрьяна, а мапрьян низложил патриарха. «И дошло дело их даже до халифы Мутаваккиля; и предстали оба пред него, и обвиняли друг друга. И превозмог патриарх». Из слов Амру следует, что деревянные шайтаны над дверями несториан поставлены были не ранее сентября 853 г., а, может быть, и позже. Между тем, по «панноскому житию» эти «знамения» сарацины показывают «философу» Константину [св. Кириллу, просветителю славян], когда он был послом к «Амаврии, владыце сарацинску»; и время этого посольства точно датировано: в 851 году. Этот анахронизм – далеко не в пользу исторической достоверности «паннонской легенды». Чересчур в ней много богословских диспутов!

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

И все же, поскольку несколькими русскими авторами в 1990-х годах были высказаны сомнения в подлинности этого тома, приведем основные доказательства в пользу его аутентичности. Прежде всего, следует сказать о том, что Беседы из 2-го тома полностью или частично содержатся в общей сложности в девяти известных сегодня науке рукописях, и везде они надписаны именем Исаака. Если учесть, что творения некоторых Отцов (не говоря уже о сочинениях многих античных авторов) дошли до нас в одной-двух рукописях, то само по себе такое количество рукописей, содержащих писания из 2-го тома и единогласно атрибутирующих его Исааку, является веским доказательством в пользу принадлежности писаний именно ему. Нельзя не упомянуть, что сирийские рукописи, содержащие известный нам корпус «Слов подвижнических», заканчиваются следующей ремаркой: «Окончилась, при помощи Божией, первая часть учения мар Исаака Рукописи, содержащие 2-й том, напротив, начинаются со слов: «Начинаем переписывать Второй том мар Исаака, епископа Ниневийского». Таким образом, в сирийской рукописной традиции 2-й том мыслится как продолжение 1-го. Отметим также, что две Беседы из 2-го тома идентичны двум Словам из 1-го тома, а именно, Беседа 16-я из 2-го тома соответствует Слову 54-му из 1-го а Беседа 17-я из 2-го тома соответствует Слову 55-му из 1-го Кроме того, в тексте 2-го тома есть несколько ссылок на Слова из 1-го тома. Так например, в Беседе 3-й из 2-го тома (а именно, в главе 41-й из ее 1-й сотницы) автор говорит: «Сию книгу в напоминание себе написал я, как постиг из разумения Писаний, а немногое из собственного опыта: на это я уже указывал в начале книги». Под «началом книги» имеется в виду Слово 14-е сирийского текста 1-го где тот же автор пишет: «Сие на память себе и всякому читающему написал я, как постиг из разумения Писаний… а немногое из собственного В Беседе 32-й из 2-го тома автор говорит: «Относительно этого чина, если кто желает услышать в точности, пусть прочитает выше длинное Слово, написанное нами о духовной К этому месту в рукописи Bodleian syr.

http://patriarchia.ru/db/text/3299510.ht...

«Просимо в наших молитвах щоб Господь Бог Свою Церкву в рук Церкву Божу, встановив мир, належний у — зазначив Церкви Сходу Мар Ава Звертаючись до Кирила, сказав: Бога про Вашу бо який великий сум Ви особисто вся Руська Православна Церква у зв " язку з Молимо Господа Спаса нашого Христа Вас разом з та мирянами, страждають у Мар Ава III також наголосив, що Господь блаженствами кого гонять заради Його святого Служба ВЗЦЗ / , грецька , Фотоальбоми Кирила з Предстоятелем Церкви Сходу за темою До Бундестагу передано про порушення прав Церкви Кирил виступив зверненнями у зв " язку з кричущими прикладами тиску на Православну Церкву закордонна Церкви засудила Церкви режимом Заява Церкви з у зв " язку затриманням лаври митрополита [Документи] Специальный центр Крымской митрополии направил куличи и свежие яйца в зону конфликта. Информационная сводка о помощи беженцам (от 28 апреля 2024 года) [Стаття] Сочинська направила допомогу жителям та зведення про допомогу 27 2024 року) [Стаття] Сестри Пюхтицького монастиря звернулися до Ради Церков з листом через тиск на обитель Глава Казахстанського митрополичого округу прийняв Церкви Предстоятель Церкви нагороди Церкви з ключовими словами Порушення прав Церкви – Православна Церква –   новини Голова ВЗЦЗ взяв участь у в Голова ВЗЦЗ прибув до Азербайджану Представники Церкви взяли участь у Сходу та сучасний у закликали до негайного та припинення вогню у Газа Голова ВЗЦЗ з представником Церкви Митрополит Волоколамський з представниками Церкви   Календарь ← → Богослужебные указания 28 2024 р. У свято Входу Господнього до Предстоятель Церкви звершив у Христа Спасителя 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року. На Церкви переклади мовою низки важливих церковних Ihmepb " ю © Patriarchia.ru , 2005 – 2024

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6073406...

Но на прощание я хочу сказать вот что: мы с вами должны помнить, что все православные люди — русские, палестинцы, греки — все как одна семья. И наш Патриарх Иерусалимский молится денно и нощно за добрые отношения между всеми людьми. Эти молитвы и благословения я привез сюда, в Петербург — город, который действительно выражает ту Святую Русь, о которой я так много слышал. Жанна Сизова за темою Начальник в взяв участь у у свято Входу Господнього до Представники в взяли участь у Начальник в штаб-квартиру президента Палестини Церкви взяли участь у у Горненському Начальник в Голова ВЗЦЗ взяв участь у в Голова ВЗЦЗ прибув до Азербайджану Представники Церкви взяли участь у Сходу та сучасний у з ключовими словами Свята земля – Церква –   ihmepb " ю Наши Церкви и наши народы прошли много испытаний. Святейший Католикос-Патриарх Мар Ава III об Ассирийской Церкви Востока и ее связях с Россией Митрополит Казанский Кирилл: «Понимать мусульман — наша насущная потребность» Митрополит Будапештський Ватикан поступився у одностатевих пар " ю Предстоятеля Церкви Сходу «Новости» Глава Маланкарской Церкви Индии: Во всем выражаем поддержку Русской Церкви Митрополит Абрахам Мар Стефанос: «Ми багато в чому Патриарший экзарх Африки митрополит Клинский Леонид: В храмах Москвы уже служат на африканских языках екзарх Африки: Руська Православна Церква розгляне у 54 континенту Митрополит Клинський може «скасувати» лише себе, але не Руську Церкву та культуру Митрополит Волоколамський У Руською Православною Церквою та Римсько-Католицькою Церквою ми пройти через цей складний   Календарь ← → Богослужебные указания 28 2024 р. У свято Входу Господнього до Предстоятель Церкви звершив у Христа Спасителя 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року. На Церкви переклади мовою низки важливих церковних Ihmepb " ю © Patriarchia.ru , 2005 – 2024

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204081...

за темою закордонна Церкви засудила Церкви режимом На Сербському " в звершили поминання Митрополит Чорногорський Приморський звершив панахиду за жертвами теракту в «Крокус Звернення Кирила з нагоди початку НАТО проти : та звернення] Кирил виступив зверненнями у зв " язку з кричущими прикладами тиску на Православну Церкву Митрополит Черкасский и Каневский Феодосий: «Мировое сообщество становится на защиту нашей Церкви» [Ihmepb " ю] Ряд Православних Церков заявили про створення правозахисного об " Кирил звернувся до та у зв " язку з розглядом Верховною Радою законопроекту 8371 У висловили протест проти косовською настоятеля монастиря Вода Синод Церкви: «Метою охочих втягнути Церкву в зникнення народу з Косово та У Косово група людей до Банського монастиря серби переживають нову хвилю у Косово з ключовими словами Сербська Церква – – Косово   ihmepb " ю Наши Церкви и наши народы прошли много испытаний. Святейший Католикос-Патриарх Мар Ава III об Ассирийской Церкви Востока и ее связях с Россией Митрополит Казанский Кирилл: «Понимать мусульман — наша насущная потребность» Митрополит Будапештський Ватикан поступився у одностатевих пар " ю Предстоятеля Церкви Сходу «Новости» Глава Маланкарской Церкви Индии: Во всем выражаем поддержку Русской Церкви Митрополит Абрахам Мар Стефанос: «Ми багато в чому Патриарший экзарх Африки митрополит Клинский Леонид: В храмах Москвы уже служат на африканских языках екзарх Африки: Руська Православна Церква розгляне у 54 континенту Митрополит Клинський може «скасувати» лише себе, але не Руську Церкву та культуру Митрополит Волоколамський У Руською Православною Церквою та Римсько-Католицькою Церквою ми пройти через цей складний   Календарь ← → Богослужебные указания 28 2024 р. У свято Входу Господнього до Предстоятель Церкви звершив у Христа Спасителя 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року. На Церкви переклади мовою низки важливих церковних Ihmepb " ю © Patriarchia.ru , 2005 – 2024

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1206053...

минее в Харсиане, 28 апостолов Сосфена, Аполлоса, Кифы и других вместо 8 декабря, 28 же Менандра, Савина и с ними 38 мучч. из Ермополя (Менандр 31 мар., Савин 13 и 16 мар.). Славянский стишной пролог На славянский язык переведена одна первая редакция стишного пролога в XIV веке. Самый древний список сего перевода за мартовское полугодие находится в библиотеке А. И. Хлудова с годом 1370; в той же библиотеке, как показано выше, есть отрывки сего пролога и за сентябрьское полугодие на пергамене 190. Но оба пролога не русского происхождения: первый написан сербским письмом, а второй среднеболгарским и в последнем есть 21 окт. память препод. Илариона меглинского. (В каталоге неверно 11 окт.). Из русских на пергамене известен нам один чудовский за мартовское полугодие ХИТ в. или начала ХТ в.; на бумаге древнейший пролог стишной находится в сергиевской лавре, писанный в 1429 году 717). В русских прологах есть уже немногие прибавления сказаний из 1 и 2 редакций месяцеслова Василия о некоторых восточных и русских святых, тогда как в южнорусских означенных прологах прибавлений никаких нет, кроме южных святых, напр. памяти Илариона меглинского. Сравнение пролога 1370 года с чудовским и троицким показало совершенное сходство их (кроме упомянутых выше прибавлений) и надобно полагать, что наш стишной пролог происхождения южнорусского, а не южные славяне заимствовали у нас стишной пролог, как потому, что самые древнейшие, без прибавлений дошедшие до нас экземпляры, южнорусские, так и потому, что в русских древнейших прологах есть сказания о южнорусских святых, именно: 19 окт. об Иоанне рыльском и 21 окт. об Иларионе меглинском, янв. 14 о св. Савве сербском , 13 февр. о св. Симеоне сербском, 22 нояб. о Михаиле, воине болгарском 376 . Наш стишной пролог очень сходствует с греческим стишным экземпляром синод. библиотеки 390 1295 года и где сей не сходствует с иерусалим. уставом, там и наш не сходствует; но есть немногие и разности, напр. в греческом 26 сент. есть памяти: пяти дев, замученных Павлом, муч.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Все эти блага могла доставить и действительно доставила прародителям нашим вера в обетованного Избавителя. Этою верою они заслужили прощение от Господа и удостоились войти в рай, еще лучший и безопаснейший, чем был прежний. Вера в Божественного Искупителя, не обетованного только, но уже действительно пришедшего, может доставить все эти блага и нам, христиане! Вера в Господа Иисуса Христа доставляет нам утешение в наших лишениях, скорбях и страданиях; вера подает нам надежду на милосердие Божье, на прощение грехов наших; живая и твердая вера составляет нашу добродетель, нашу заслугу пред Богом; вера есть надежнейший щит против разженных стрел дьявола, против соблазнов плоти и Мира; вера есть ключ к царствию небесному; иже веру иметь и крестится, спасен будет, говорит Спаситель ( Мар. 16:16 ). Адам и Ева с совершенною готовностью и несомненною верою приняли откровение Божье об Искупителе, хранили его в продолжение всей своей земной жизни и передавили его детям и внукам своим. О, если бы мы, так часто подражающие их прежнему ослушанию, также свято и также твердо, как они в последствии, соблюдали нашу св. Беру! Вражду положу между тобою и между женою, между семенем твоим и между семенем ее. Из этих слов видно, что Адам и Ева так глубоко пали, так ослабели духом, что сами собою не могли даже противостоять дьяволу, начать с ним борьбу, а тем менее победить его. Но Господь, дав им оружие против дьявола – откровение об Искупителе, дает им и силу и искусство действовать этим оружием, укрепляет в них веру в Искупителя, влагает в них мужество и твердую решимость бороться с врагом их спасения. Да, братья, человек сам по себе не может успешно бороться с дьяволом , равно как и со своими собственными худыми наклонностями, не может преодолеть свое собственное ослепление и неверие. Верую, Господи, помоги моему неверию, молил Иисуса Христа отец беснующегося отрока ( Мар. 9:24 ). Вера и добродетель – так же не вполне принадлежат нам, как и все доброе, что имеем: они суть дары Божьи. Живую, твердую веру производит в нас благодать Божья, немощное врачующая и оскудевающее восполняющая.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010